УДК 340.1
ПРИНЦИП НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
© Дмитрий Александрович ПОЛЯНСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права, e-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос анализа и правоприменения в современной правовой жизни России принципа научной обоснованности как одного из основополагающих принципов правовой политики. Выявляется место данного принципа в системе принципов правовой политики. Следует отметить, что понятие правовой политики и ее действие неотложно основаны на существовании определенной системы принципов. В первую очередь, в системе этих принципов в данной отрасли отведено значимое внимание принципу права, т. к. указанный принцип является основополагающим и лидирующе определяемым в сущности правовой политики.
Автором рассматривается место принципа научной обоснованности в системе принципов правовой политики. Доказано, что развитие и реализация правовой политики не может происходить без научной обоснованности и научной подоплеки, т. к. именно данная сфера предполагает справедливое и обоснованное существование правовой политики.
В связи с этим, особое место и значение в своей работе автор уделяет рассмотрению понятий и связи доктрины права, научной обоснованности с основами правовой политики государства.
Ключевые слова: принципа права; правовая политика; доктрина права.
Представляется важным, прежде всего, определиться с категорией «принципы права» во взаимоотношении с принципами правовой политики.
Как справедливо отмечает Н.В. Исаков, принципы правовой политики еще не были предметом самостоятельного исследования в теории права, в связи с чем целостного взгляда на эту проблему пока не сложилось [1, с. 160].
С точки зрения философии «принцип» есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [2, с. 543]. Согласно общепринятой концепции в отечественном правоведении принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено [3, с. 123]. Иными словами, принципы права - основные идеи, основополагающие начала в праве.
Юридической наукой выделяются принципы права, юридической ответственности, правового государства и мн. др. Во всех указанных случаях речь идет, как правило, об исходных, руководящих, отправных идеях, требованиях, которые лежат в основе определенного правового явления. В этом смысле
данное понятие используется и при характеристике принципов правовой политики.
К проблеме принципов правовой политики обращались многие авторы (С.С. Алексеев, Е.В. Куманин, Н.И. Матузов, А.В. Малько и др.). Имеется ряд ценных научных наработок в данной области, однако какой-либо целостной концепции по данному вопросу пока не сложилось. Между тем очевидно, что решение указанного вопроса имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, ибо речь идет о научном обосновании системы требований, которые должны лежать в основе одного из важнейших видов государственной деятельности.
Анализ научных материалов показывает, что авторами не всегда проводится разграничение между принципами правовой политики, с одной стороны, и ее признаками и задачами (целями) - с другой. В частности, широкое распространение получило мнение, согласно которому одним из важнейших признаков правовой политики является научная обоснованность (научность).
А.И. Бортенев, например, полагает, что научная обоснованность относится «к числу наиболее существенных черт (признаков) правовой политики» [4, с. 86-87]. Такой же позиции придерживается и О.Ю. Рыбаков, включающий научность в число признаков
правовой политики наряду с такими чертами, как основанность на действующем законодательстве, опора на принудительную силу государства и некоторыми другими. «Научность, основанность правовой политики на передовых достижениях юридической науки, соединенные с государственными подходами в области развития права, повышение его роли в жизни общества и личности есть отличительный признак правовой политики» [5, с. 78]. Поясняя тезис, автор указывает, что именно данный признак правовой политики отражает великую созидательную миссию юридической науки в деле реализации интересов общества и личности, что развитие юридической науки является необходимым условием становления правовой политики, и вне данной науки вряд ли можно осуществить серьезные, качественные реформы в области государственного и правового строительства.
Невозможно отрицать значение науки в становлении и реализации правовой политики. Но одно дело указать на важность какого-либо фактора, другое - обосновать его статус в качестве особого признака исследуемого феномена. Не менее, а иногда и более ощутимое воздействие на правовую политику оказывают, например, религия, идеология, экономические интересы и т. д. Следовательно, эти и многие другие факторы нужно включать в содержание правовой политики как ее неотъемлемые черты.
С подобным ходом рассуждений трудно согласиться. Признаки - это выявляемые наукой объективные свойства, отличительные особенности исследуемого явления. Существенными называют такие признаки, которые отражают глубинные (сущностные) характеристики предмета. Без них явление не только не мыслится, но и реально не существует.
Можно ли научность считать одним из таких признаков правовой политики? Вряд ли. Во-первых, если бы научность была объективным свойством правовой политики, то всякие теоретические изыскания на этот счет, в т. ч. и статьи упомянутых авторов, были бы излишни. Ни о какой особой роли науки в вопросах формирования правовой политики говорить бы не пришлось, ибо чего стоят научные рекомендации применительно к явлению, которое по своей сущности науч-
но? Такой подход, как видим, в действительности не усиливает значение науки в данном вопросе, а наоборот, сводит его к нулю.
Во-вторых, включая научность в число сущностных черт правовой политики, придется признать, что мы ведем речь о несуществующем и, вероятно, никогда не существовавшем явлении, ибо трудно найти исторический пример государства, правовая политика которого осуществлялась бы в строгом соответствии с передовыми достижениями науки. На этом основании пришлось бы отрицать реальность и правовой политики современной России, которая, как известно, далека от указанного качества.
Научную обоснованность, по нашему мнению, следует относить не к признакам, а к принципам правовой политики. Причем нужно иметь в виду, что научность - это требование, которое предъявляется к правовой политике современного государства. Его значение объективно обусловлено развитием научного знания, местом и ролью науки в современном обществе. Предъявлять такое требование, например, к средневековому государству, к обществам, где господствуют религиозно-мистические представления, было бы неправильно. Это, в частности, говорит о том, что принципы правовой политики не остаются неизменными, раз и навсегда данными. Наоборот, они находятся в исторической динамике, выражают общее состояние и тенденции развития правовой и политической систем в том или ином обществе, а также особенности влияния на них других социальных факторов (экономики, идеологии, науки и т. д.). В этом смысле принципы правовой политики не могут быть произвольными, надуманными. Субъективистскими, не соответствующими реальности, чаще всего бывают представления о них конкретного индивида или группы лиц. Однако независимо от субъективных пожеланий и предпочтений принципы политики, в конечном счете, отражают те, объективные по своему содержанию, требования, идеалы и т. д., которые вытекают из сущности данного явления и тех конкретно-исторических условий, в которых они развиваются и функционируют. Задача науки в том и состоит, чтобы на основе анализа указанных факторов формулировать принципы, которые должны лежать в основе конкретной политики в исторически
заданных социально-экономических, духовных и иных условиях.
Немаловажным является также вопрос о соотношении принципов правовой политики и принципов права. Эта проблема в нашей науке рассматривалась, преимущественно, на отраслевом уровне, прежде всего в рамках теории уголовного права и уголовной политики. Обзор источников показывает, что единства мнений по данному вопросу нет. Одни авторы полагают, что никаких различий между принципами уголовно-правовой политики и принципами уголовного права не существует. Другие, наоборот, не только усматривают такие различия, но и считают, что эти различия имеют качественное значение. В частности, А.И. Коробеев отмечает, что «по способу выражения, характеру и содержанию принципы уголовно-правовой политики качественно отличаются от принципов уголовного права, и в этом смысле именно они лежат в основе формирования последних, а не наоборот» [6, с. 75].
По мнению Е.В. Куманина, принципы юридической политики тесно переплетены с принципами права, но не сводимы к ним, т. к. последние характеризуют не только политические начала права, но и весь комплекс объективных социально значимых черт правовой системы [7, с. 142].
В.А. Рудковский отмечает, что соотношение принципов права и принципов правовой политики характеризуется, прежде всего, их сущностным единством [9, с. 10].
Важнейший признак правовой политики, который предопределяет ее качественное своеобразие и особую роль в обществе, состоит в неразрывной связи данного вида политической деятельности с правом. Указанная взаимосвязь, в частности, проявляется в их принципиальном соответствии. Трудно представить себе ситуацию, когда правовая политика базировалась бы на системе принципов, качественно отличающихся от принципов права. Равенство всех перед законом и судом, гуманизм, справедливость и другие выделяемые наукой принципы современного права одновременно являются и принципами современной правовой политики.
Единство принципов права и правовой политики обусловлено, в конечном счете, единством их духовного источника, каковым является правосознание. «В настоящее время
становится все более ясным, - отмечает
С.С. Алексеев, - что если не все правосознание данного общества, то определенные формы господствующего правосознания (правовой идеологии) в виде основополагающих идей глубоко проникают в содержание права, в саму его плоть, органику, да так, что становятся глубинным центральным звеном всей правовой материи» [9, с. 50].
Такое «проникновение» происходит не автоматически, а в результате целенаправленной деятельности государства и других субъектов правовой политики в области правотворчества, благодаря которой обеспечивается становление тех или иных правовых взглядов и идей как составных компонентов действующего права. Правовая политика не только легализует важнейшие идеи правосознания в качестве общеобязательных требований объективного права, но и обеспечивает их практическую реализацию в действующей системе общественных отношений. Она определяет приоритетные направления правового развития общества, вырабатывает оптимальные пути и средства достижения поставленных целей, обеспечивает планомерную и согласованную деятельность правотворческих и правоприменительных органов, ориентирует юридическую практику на единообразное понимание и неуклонное соблюдение основополагающих правовых начал, направляет правовоспитательную деятельность государственных и общественных органов и организаций на формирование у граждан и должностных лиц основ юридического мировоззрения. Все эти и некоторые другие факторы создают необходимые управленческие предпосылки для реализации важнейших правовых установок. Декларативность права - это в значительной степени показатель того, что в обществе отсутствует единая, реалистичная и целенаправленная правовая политика.
Правовая политика является также важной гарантией соблюдения и охраны официально признанных правовых ценностей. Ее следует рассматривать в числе выделяемых наукой общесоциальных и специально-юридических условий обеспечения и охраны прав и свобод граждан, укрепления законности и правопорядка, как специфичное организационно-управленческое условие. Опыт показывает, что ослабление правовой поли-
тики в сфере профилактики правонарушений в вопросах реализации административной, уголовной и иных видов юридической ответственности самым негативным образом отражается на функционировании этих важных юридических механизмов и, в конечном счете, на эффективности правового регулирования в целом. Такое положение, в свою очередь, стимулирует негативное отношение граждан к праву, подрывает их веру в закон, усиливает нигилистические настроения.
Единство принципов права и правовой политики не означает их полного совпадения. Важным принципом правовой политики, как, впрочем, и любой другой, является принцип реализма, т. е. требование принимать такие политико-правовые решения, которые соответствуют действительным (реальным) потребностям и возможностям общества и могут быть практически реализованы. Однако очевидно, что никакого специфически правового содержания указанный принцип в себе не заключает.
Изложенное говорит о том, что принципы правовой политики требуют научной классификации.
В.А. Рудковский предлагает классифицировать принципы правовой политики по характеру предъявляемых требований. На этом основании автор делит все принципы на две группы: правовые и неправовые [10, с. 12].
Общей чертой всех правовых принципов является то, что они выступают в качестве отправных, основополагающих идей правосознания и по отношению к правовой политике имеют характер исходных правовых требований. Указанные принципы, в свою очередь, распадаются на две подгруппы:
1) принципы объективного права, т. е. те идеи правосознания, которые положены в основу правовой системы данного общества и обладают качеством официально признанных и гарантированных государством юридических требований;
2) принципы правосознания, т. е. те правовые идеи, которые не получили внешней позитивации в источниках действующего права [11, с. 12].
Первым присущи все черты права как государственно-волевого регулятора общественных отношений: общеобязательность,
формальная определенность и т. д. Данные принципы воплощают в себе важнейшие
ценностные ориентиры конкретного общества и государства и выступают по отношению к политической и любой другой деятельности как обязательные государственно-правовые веления. Такое значение в современной России имеют, например, гуманизм, равноправие, демократизм, законность, политикоидеологический плюрализм, взаимная ответственность личности и государства и т. д.
Поскольку указанные принципы так или иначе опосредуются государством в процессе его правотворческой деятельности, они в этом смысле являются выражением соответствующей правовой политики. Из этого положения было бы, однако, неправильно делать вывод, что в основе принципов права лежат какие-то особые принципы правовой политики. Речь идет лишь о том, что правовая политика обеспечивает объективацию ведущих идей правосознания в качестве исходных начал действующего права. Важнейшая задача правовой политики, следовательно, состоит в том, что в основу законотворческой и правоприменительной практики были положены именно те правовые идеи, которые выражают прогрессивную правовую идеологию и, в целом, адекватны правосознанию конкретного общества.
Что касается второй подгруппы правовых принципов, то они составляют важный элемент правовой культуры общества, тот духовный потенциал, благодаря которому пополняется и содержательно обновляется официальная правовая идеология. Указанные принципы отражают широкий спектр представлений о праве, его природе и социальной ценности, в них проявляются особенности социального положения различных слоев (классов) общества, их потребности и интересы, а также своеобразие научной традиции, влияние различных философских, нравственных, религиозных концепций и др. Социально значимые идеи правосознания по мере созревания необходимых социально-экономических, политических и других предпосылок становятся составной частью действующего права и утверждаются в общественной практике авторитетом государства. В частности, т. н. «общечеловеческие ценности», выражающие гуманистические начала современного права, по историческим меркам стали составным компонентом действующего права сравнительно недавно. Однако свое
ценностно-нормативное воздействие в виде важнейших ориентиров правосознания они оказывали на социально-политическую практику задолго до их официального признания. Уже в этом качестве, т. е. как центральные идеи правосознания, они создали необходимую идеологическую основу правовой политики, например, нарождающегося буржуазного государства.
Неправовые принципы - это руководящие идеи организационного характера. В них выражаются те, объективные по своей сути, требования, которые предъявляются к политической деятельности с точки зрения ее наиболее целесообразной организации. К ним можно отнести, например, экономичность, реализм, стабильность, планомерность, субординацию, координацию и т. д. В данную группу входит также принцип научной обоснованности политики. Правда, на наш взгляд, содержание данного принципа нуждается в дополнительном изучении.
В отличие от правовых принципов, которые выражают сущность правовой политики конкретного общества, ее базовые ценностные ориентиры, неправовые принципы не имеют такого значения. Воплощая обобщенные требования рациональной организации политической деятельности, они лишены качества социально-правовых доминант и в силу этого могут быть использованы в политической деятельности различных государств в качественно отличных социально-экономических, политических и других условиях.
Правовая политика в реальной действительности часто бывает малоэффективной, ненаучной, недальновидной, т. е. не соответствующей ее организационным принципам. В таких случаях говорят о необходимости ее совершенствования, но никто не ставит под сомнение само правовое качество данной политики. Другое дело, когда политическая деятельность вступает в явное противоречие с основополагающими принципами правосознания. Игнорирование прав личности, требований равноправия, справедливости, законности лишает указанную политику правового значения. Таким образом, правовые принципы относятся к сущностной стороне правовой политики, а неправовые - к организационной.
Возникает вопрос, в каком же соотношении находятся принципы права и принципы
правовой политики? Говорить здесь, по-видимому, следует о следующих важных теоретических положениях: во-первых, о
праве как об атрибуте политики, когда основополагающие принципы политики одновременно являются и фундаментальными принципами права; во-вторых, о сущностном единстве права и правовой политики. Иначе говоря, качественное своеобразие и особая роль правовой политики среди всех разновидностей политики государства исходит из ее правосвязывающей черты. В связи с этим главным отличительным признаком правовой политики является ее неразрывная связь с правом. Более того, взаимосвязь правовой политики и права реально может проявляться только в их принципиальном соответствии.
В этой связи представляется целесообразным акцентировать внимание на следующей важной особенности принципов правовой политики - на базе общих ее принципов может происходить:
а) формирование общих принципов права;
б) конкретизация отраслевых принципов права;
в) осуществление деятельности всех разновидностей правовой политики государства.
С учетом этих особенностей общие принципы правовой политики характеризуются тем, что в идеале они соответствуют принципам политики и права, организуют их развитие, распространяются на все отрасли права и разновидности правовой политики государства, цементируют и взаимообога-щают их, способствуют единству и стабильности правовой, политической, экономической и другим системам общества. Абсурдным представляется допущение того, что правовая политика базируется на системе принципов, качественно отличающихся от принципов права. Таким образом, принципы равенства всех перед законом и судом, федерализма, гуманизма, справедливости и другие одновременно являются и принципами современной правовой политики.
Можно определить следующие наиболее важные особенности принципов правовой политики, отличающие их от принципов права: 1) закрепляются не только в нормах права, но и в директивных документах;
2) определяют не только характер законода-
тельства, но и практику его применения;
3) входят в число «составляющих принципов права; 4) отражая принципы права, представляют собой конкретизацию последних применительно к конкретной сфере или виду деятельности.
Анализ единства и различий принципов права и принципов правовой политики через призму характера деятельности последней позволяет выявить специфические требования, проявляющиеся и в других принципах. Так, поскольку правовая политика есть деятельность, для нее наиболее важным принципом-требованием является принцип реализма. Заключенные в этом принципе требования побуждают принимать политикоправовые решения, строго соответствующие реальным и действительным потребностям общества и личности. Иначе говоря, этот принцип обязывает субъектов правовой политики принимать такие программы и определять стратегические цели и тактические задачи, которые могут быть практически реализованы, гарантированно достигнуты. Игнорирование же принципа-требования реализма превращает правовую политику в утопию, сводит на нет результаты ее деятельности.
Принципы правовой политики - это основополагающие политико-правовые идеи, являющиеся руководящими началами в деятельности государства и иных субъектов по формированию и совершенствованию правовой политики. Наряду с целями они концентрируют в себе информацию о наиболее значимых сторонах государственно-правовой стратегии в тех или иных конкретно-исторических условиях, сферах общественной жизни, отраслях права и т. д. Соотношение принципов правовой политики и принципов права характеризуется чертами единства и различия [12, с. 13].
Система принципов правоприменительной политики представлена исходными социально-политическими и организационными началами. Первые в концентрированном виде выражают социально-политическую сущность рассматриваемого явления в тех или иных конкретно-исторических условиях, ее базовые нравственные, политические, собственно правовые и иные ценности (справедливость, демократизм, права личности и пр.). Вторые лишены значения социально-
политических доминант и в силу этого могут быть использованы в политической деятельности различных государств в качественно различных социально-экономических, духовных и других условиях (принципы реализма, системности, предвидений, координации и субординации, комплексного подхода и т. д.) [13, с. 9].
Принципы правовой политики в Российской Федерации - это основополагающие идеи, определяющие общие подходы гражданского общества и государственной власти к стратегически ориентированной деятельности в сфере правового регулирования социальных отношений. Они вытекают из объективных закономерностей правового развития, его предназначения и направленности. Принципы правовой политики призваны унифицировать характер целенаправленного воздействия на социальные отношения при помощи правовых средств, а также служить критериями оценки правильности предпринимаемых правотворческих и правореализационных решений [14, с. 53].
Принципы правовой политики определяют как исходные определяющие идеи, установки, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования правовой политики [15, с. 8-9].
Научными исследованиями теоретических вопросов правовой политики выработаны следующие основные ее принципы: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина; 5) законность; 6) легитимность, демократический характер; и др. [16, с. 9].
Концепция правовой политики содержит следующие принципы правовой политики:
1) социально-политическая обусловленность - принимаемые в юридической сфере решения, акты и практические действия основываются на актуальных объективно сформировавшихся потребностях и интересах личности, общества и государства;
2) научная обоснованность - правовая политика основывается на положениях и рекомендациях юридической науки, теоретических и прикладных разработках авторитетных научных центров и школ;
3) приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина - создание условий для наиболее полной реализации и эффективной защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина является одним из определяющих направлений правовой политики в Российской Федерации;
4) легитимность - содержание правовой политики в Российской Федерации, отражающее интересы широких слоев населения (большинство граждан Российской Федерации одобряют и санкционируют направленность правовой политики государства, ее разработку и реализацию субъектами гражданского общества, а также законными органами государственной власти);
5) демократический характер - правовая политика формируется и осуществляется при участии и под контролем широких слоев населения. Злоупотребление правовыми средствами, использование правовой формы в интересах узких групп субъектов или отдельных личностей исключается;
6) законность - правовая политика Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов федерации, а также не противоречащих им нормах подзаконных нормативных правовых актов. Не допускается использование правовых механизмов и процедур, если такая деятельность связана с нарушениями предписаний названных правовых актов либо направлена на достижение противоправных целей. При проведении правовой политики пресекается игнорирование требований законодательства под предлогом политической, экономической или иной целесообразности;
7) учет нравственно-ценностных устоев и культурных традиций общества - правовая политика основывается на общепризнанных нравственных ценностях и культурных традициях российского общества, базируется на идеях гуманизма, справедливости, взаимопомощи и социального компромисса, приоритета общесоциальных интересов по отношению к индивидуальным, уважения к государственным институтам, национальнокультурного равноправия, уважения ценностей и традиций всех народов России и мирового сообщества;
8) согласованность с международным стандартом правового регулирования при
учете национальных интересов - правовая политика в Российской Федерации основана на общепризнанных принципах и нормах международного права и международноправовых стандартах правового регулирования, не противоречащих ее национальным интересам;
9) гласность - в Российской Федерации обеспечивается открытый доступ к информации о сущности, целях, принципах и механизмах реализации правовой политики;
10) целенаправленность, четкое определение приоритетов - проведение правовой политики основывается на непротиворечивой системе стратегических и ближайших целей, а также наиболее актуальных на конкретном этапе развития общества практических задачах (приоритетах);
11) прогнозирование - курс правового развития общества основан на предвидении потенциально возможных в перспективе вариантов развития регулируемых отношений и принимаемых в юридической сфере решений. Любая модель правовой политики должна учитывать как текущий момент социального состояния, так и его динамику, тенденции и перспективы дальнейшего развития, быть рассчитана на своевременный учет возможных изменений;
12) планомерность и поэтапность - правовая политика проводится на основе долгосрочной программы модернизации общества, а также на системе ближайших планов правотворческой деятельности и правореализационных мероприятий;
13) эволюционный характер реформирования правовой формы - реформирование общественных отношений при помощи юридических средств осуществляется постепенно и последовательно, темпы преобразований законодательства находятся под контролем гражданского общества и государства;
14) реалистичность, ориентация на достижимые результаты - правовые средства используются для достижения реальных, потенциально достижимых в современных условиях общественной жизни целей. Субъектам правовой политики не рекомендуется принимать правовые акты и совершать правореализационные действия, которые заведомо являются малоэффективными;
15) комплексный подход к решению проблем - в достижении поставленных целей
применяются как юридические средства, так и ресурсы неправового характера. В решении актуальных социальных проблем активно используются все формы реализации правовой политики;
16) достаточность средств и ресурсов -достижение поставленных целей обеспечивается достаточными правовыми ресурсами. Объем и качественные характеристики применяемого юридического инструментария гарантируют практическое достижение необходимых результатов. Общество и государство стремятся к экономии правовых средств.
Как отмечалось выше, научная обоснованность - первейший и важнейший принцип правовой политики, некое идеальное состояние, к чему субъекты правовой политики должны стремиться.
Значение принципа научности правовой политики объективно обусловлено, с одной стороны, усложнением процессов правового регулирования и одновременно их недостаточной результативностью, а с другой - развитием научного знания, способностью современной науки позитивно влиять на указанные обстоятельства. Отражая определенные закономерные стороны функционирования правовой политики современного государства, принцип научности, тем не менее, не реализуется автоматически. Для этого необходимы соответствующие предпосылки -как теоретические, так и практические, как субъективные, так и объективные.
Следует также учитывать, что единой научной концепции правовой политики (по крайней мере, в нормальных условиях, когда обеспечивается плюрализм в юридической науке) существовать просто не может [12, с. 13]. Неизбежно формируются различные течения и школы, по-разному представляющие себе оптимальный путь правового развития, причем разногласия между ними могут быть чрезвычайно серьезными и даже непримиримыми. Одновременно с этим политика, проводимая в сфере права различными государственными органами, также может быть неоднородной, разрозненной, что вызвано столкновением разных политических сил или групп влияния. Таким образом, в демократическом обществе правовая
политика носит плюралистический, многовариантный характер.
1. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: теоретические аспекты. Саратов, 2002.
2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2009.
3. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.
4. Бортенев А.И. Оборонная политика как приоритет российской правовой политики // Пути развития российской юридической науки и образования в 21 в. Волгоград, 2002.
5. Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. 2002. № 3.
6. Коробеев А.И. Соотношение принципов уголовно-правовой политики и принципов уголовного права // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3.
7. Куманин Е.В. Взаимодействие правовой и политической систем // Правовая система социализма / отв. ред. А. М. Васильев. М., 1986. Т. 1.
8. Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4.
9. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.
10. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. Саратов, 2009.
11. Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010.
12. Орешкин С.И. Введение в судебную политику. Элиста, 2007.
13. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4.
14. Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. М., 2004.
15. Струсь К.А. Принципы правовой политики в сфере формирования гражданского общества // Российская юстиция. 2009. № 6.
16. Левченкова Е.А. Правовая политика государства: теоретико-правовой аспект. СПб., 2004.
Поступила в редакцию 23.08.2013 г.
UDC 340.1
PRINCIPLE OF SCIENTIFIC VALIDITY IN SYSTEM OF THE PRINCIPLES OF LEGAL POLICY Dmitry Aleksandrovich POLYANSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate student, Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to an analysis and right application question in modern legal life of Russia of the principle of scientific validity as one of the fundamental principles of legal policy. The place of this principle in system of the principles of legal policy comes to light. It should be noted that the concept of legal policy and its action is urgently based on existence of a certain system of the principles. First of all, in system of these principles in this branch, the significant attention to the principle of the right as the specified principle is fundamental and defined in effect legal policy is paid.
The author considers a place of the principle of scientific validity in system of the principles of legal policy. It is disclosed that development and realization of legal policy can't happen without scientific validity in any way and scientific background, because this sphere assumes fair and reasonable existence of legal policy.
In this regard, a special place and value in the work the author gives to consideration of concepts and communication doctrine the rights, scientific validity with bases of legal policy of the state.
Key words: principle of law; legal policy; doctrine of law.