42. Ouss, A., Stevenson М., Bail Ja., Pretrial M. The Influence of Prosecutors (June 20, 2020). - URL: https://ssrn.com/abstract=3335138 or http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.3335138 (дата обращения: 26.01.2021).
43. Состояние преступности в России за январь - июнь 2020 г., январь - декабрь 2019 г., январь - декабрь 2018 г. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: https://genproc.gov.ru/upload/ iblock/4fb/sbornik_6_2020.pdf; https://genproc.gov. ru/upload/iblock/034/sborn-ik_12_2019.pdf; https://genproc.gov.ru/upload/iblock/ 034/sbornik_12_2018.pdf (дата обращения: 26.01.2021).
44. Анализ состояния преступности на территории Саратовской области за 1-е полугодие 2020 года. Официальный сайт прокуратуры Саратовской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_ 64/mass-media/news?item= 51758495 (дата обращения: 26.01.2021).
45. Green B.A., Smith A., Davis А. J., Johnson V., Patton D., Roiphe R., Roth Je., Yaroshefsky E. Can a Good Person be a Good Prosecutor in 2018? Fordham |, Law Review Online, Vol. 87 (2018). Fordham Law Legal Studies Research Paper § 3257914. URL: https://ssrn.com/abstract= 3257914 or http://dx.doi.org/10. 2139/ * ssrn.3257914 (дата обращения: 26.01.2021). g
46. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 9 ноября 2020 г.) // Ведомости Съезда на- с родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 8, ст. 366.
Аннотация: актуальность темы статьи обусловлена активным ростом объема частных инвестиций физических лиц в Российской Федерации и в мире в целом. К факторам развития инвестиций можно отнести снижение ключевой ставки
s
Е.В. Юдина, E.V. Yudina, "
кандидат юридических наук, Candidate of Law, о
доцент кафедры финансового, Associate Professor of the Financial, §
банковского и таможенного права Banking and Customs Law Department, 3
имени профессора Saratov State Law Academy |
Нины Ивановны Химичевой [email protected] О
Саратовской государственной С
юридической академии о
„ „ I
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ 53
I
(снижение финансовой привлекательности депозитов), развитие коммуникаций (от- I крытость правовой и финансовой информации, доступность финансовых услуг, в том числе в электронной форме), экономическую неопределенность 2020 года (желание граждан обеспечить финансовую безопасность при потере или снижении постоянных доходов). Целью статьи является раскрытие правового механизма мер налогового
стимулирования инвестиций физических лиц и перспектив его развития в Российской Федерации. В работе использованы общенаучный диалектический методологический комплекс, статистический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, метод научного прогнозирования. В статье проанализирован механизм применения инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, урегулированный статьей 219.1 Налогового кодекса РФ в действующей редакции с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2021 года. Проанализированы также положения разработанной Центральным банком РФ Концепции по реформированию ИИС (введению ИИС типа III). Дана положительная оценка тенденции роста частных инвестиций в России и сделан вывод о необходимости развития правового регулирования в данной сфере.
Ключевые слова: фондовый рынок, брокер, брокерский счет, индивидуальный инвестиционный счет, налоговый вычет, льгота долгосрочного владения, ИИС типа А, ИИС типа В.
jj Legal policy of the Russian Federation in the field
fij of private investment development
§
* Abstract: the relevance of the article topic is due to the growth in the volume ofprivate
C^ investments of individuals in the Russian Federation and in the world. The following
qq factors of investment development can be identified: reduction of the key rate (the financial
О attractiveness of deposits is decreasing), the development of communications (transparency
^ of legal andfinancial information, availability of financial services, including in electronic
^ form), economic uncertainty in 2020 (people want to ensure their financial security when
permanent income is lost or reduced). Thepurpo.se of the article is to describe tax incentives
\ for investment ofindividuals and the prospectsfor its development in the Russian Federation.
§ The paper uses the general dialectical method, statistical, comparative-legal, formal-legal
jS method, and the method of scientific forecasting. The article analyzes the mechanism for
S applying investment tax deductions for personal income tax, regulated by Article 219.1 of
qJ the Russian Federation Tax Code, taking into account the changes that came into force on
С January 1, 2021. The article also analyzes the provisions of the the Central Bank Concept of
0; introducing a new type of individual investment accounts. There gave a positive assessment
2 of the growth trend of private investment in Russia and concludes that it is necessary to
О develop legal regulation in this area. GQ
^ Keywords: stock market, broker, brokerage account, individual investment account, tax
deduction, long-term ownership benefit, Type A of individual investment account, Type B of individual investment account.
54
— 2020 г. практически во всех сферах выбивается из об-
CV щей статистики. Падение объема ВВП во многих странах, волатиль-® ность национальных валют, сокращение бюджетных доходов, объ-^ емы средств социальной поддержки, развитие интернет-торговли и онлайн-сервисов, убытки отдельных секторов экономики, нагрузка на систему здравоохранения, развитие дистанционных форм обучения - перечисленные (и многие другие) явления достигают показателей, которых не было до этого года и которые невозможно было
спрогнозировать на 2020 г. исходя из общих тенденций. На фондовом рынке, помимо сильных колебаний, вызванных объективными экономическими факторами, заметна еще одна тенденция - рекордный рост активности частных инвесторов. По данным Московской
биржи, количество физических лиц, имеющих брокерские счета, за а
2020 г. увеличилось почти на 5 млн и достигло 8,8 млн. Таким обра- §
зом, в прошлом году на Московскую биржу пришло частных инве- I
сторов больше, чем суммарно за все предыдущие годы [1]. В 2020 г. *
физические лица вложили в акции только российских компаний 301 |
млрд рублей (в 2019-м аналогичный показатель составил 46,8 млрд Ц
рублей - рост более чем в шесть раз) [2]. ^
Такой рост обусловлен комплексом факторов. Современные вызовы §
вынуждают граждан искать новые решения финансовых задач, исполь- §
зовать новые инструменты, выходить за пределы стандартных, годами |
наработанных практик. Сложности, с которыми многие столкнулись в в 2020 г., заставляют людей всерьез задумываться о способах обеспечения
финансовой безопасности, одним из которых при осторожном и грамот- с
ном подходе является инвестирование средств через фондовый рынок. |
03
Интенсификация инвестиционной активности физических лиц об- § условливает запрос на совершенствование соответствующего правового
регулирования, проведение сбалансированной, обоснованной, актуаль- ^
ной правовой политики в данной сфере, направленной на повышение §
прозрачности, безопасности, экономической свободы рассматриваемых |
общественных отношений. Л
I
По действующему российскому законодательству гражданин может ^
совершать гражданско-правовые сделки с ценными бумагами и заключать |
договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, |
через посредника - брокера (или управляющую компанию), который явля- §
ется профессиональным участником рынка ценных бумаг, действующим Ц
на основании лицензии ЦБ РФ. За последнее время предложение на этом I
рынке существенно увеличилось, и сейчас почти каждый крупный банк | предлагает своим клиентам услуги по открытию и ведению брокерского
счета с минимальными административными издержками, часто в онлайн- 55
формате и даже через мобильное приложение. Физическое лицо открывает ^
брокерский счет, заводит на него денежные средства и совершает сделки Ь
(точнее, дает своему брокеру поручение совершить ту или иную сделку). ^
Участие сбережений населения в инвестициях через фондовый ры- I нок соответствует интересам развития экономики. Накопления граждан, хранящиеся «под подушкой», полностью исключаются из экономического оборота и к тому же постепенно «съедаются» инфляцией. Средства, размещенные на вкладах в банках, поступают в экономику, но имеют до-
статочно ограниченный потенциал использования; собственнику средств данный инструмент дает определенный процент прироста в абсолютных цифрах, но в ценовом отношении, как правило, лишь позволяет сохранить накопленное. В интересах экономического развития оптимальным способом использования накоплений физических лиц представляются долгосрочные инвестиции. Предоставление налоговых льгот является эффективным методом управления в условиях рыночной экономики, стимулирующим субъектов правоотношений к предпочтительным для государства вариантам поведения и ограничивающим нежелательные варианты. В целях вовлечения средств сбережений граждан в механизм долгосрочного инвестирования в Российской Федерации с 2015 г. введены налоговые льготы для частных инвесторов в виде предоставления инвестиционного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
Статья 219.1 Налогового кодекса РФ закрепляет три вида вычета. Первый вид, так называемая льгота долгосрочного владения, заключа-^ ется в освобождении от налогообложения положительного финансового 0; результата от продажи или погашения ценной бумаги, которая находится § в собственности физического лица более трех лет. При этом в течение § срока ценные бумаги можно закладывать у брокера и передавать по до-5 говору репо. Максимальный размер вычета - 3 млн рублей на каждый ^ полный год владения. Данная льгота применяется только на обычных ^ брокерских счетах, в то время как следующие два вида предусмотрены для § индивидуальных инвестиционных счетов физических лиц (далее - ИИС).
ИИС - брокерский счет с особым режимом налогообложения. У физией ческого лица в конкретный момент может быть открыт только один ИИС § (за исключением периода переоформления при смене брокера), в отличие о- от обычных брокерских счетов, число которых не ограничивается. С ИИС § нельзя выводить средства полностью или частично, вывод осуществляет-О ся только при закрытии счета. Владелец ИИС может использовать один ^ из двух вычетов: в сумме денежных средств, внесенных на ИИС (но не С более 400 000 рублей в год), и в размере положительного результата по операциям на момент закрытия счета. Физическое лицо имеет право на при-56 менение любой из этих двух льгот, если его ИИС будет открыт не менее трех лет. При этом вычет типа А (в размере внесенных средств) можно СЧ получать в каждом году владения ИИС. Если счет будет закрыт раньше ® трехлетнего срока, полученные по вычету средства придется вернуть. ^ Вычет типа А актуален для физических лиц, имеющих достаточный доход, облагаемый по ставке 13 %. Чтобы использовать вычет в максимальном размере, то есть 52 000 рублей в год, облагаемый по ставке 13 % доход должен составлять не менее 400 000 рублей в год, или около 33 000 рублей в месяц (если есть основания и для других вычетов по НДФЛ, для
их использования сумма должна быть больше). Следует отметить, что с 2021 г. из налоговой базы, по которой применяется данный вычет (а также стандартные, социальные, имущественные вычеты), исключаются доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми
инструментами. Ранее вычет можно было произвести по любым доходам, а
облагаемым по ставке 13 %, кроме дивидендов. Если официального дохода Ц
не хватает для полного использования вычета, он «сгорает» (ранее можно |
было перенести остаток вычета на следующие годы). Таким образом, *
благоприятный правовой режим с полноценным использованием инве- |
стиционного вычета по типу А сохраняется для граждан, получающих Ц
основной доход не на рынке ценных бумаг, а от трудовой деятельности. ^
Вычет типа В предоставляется в размере положительного финан- § сового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС, § и применяется при закрытии счета. Данный вычет имеет определенное Ц сходство со льготой долгосрочного владения, поскольку освобождает в от налогообложения положительный финансовый результат по операциям. Между этими вычетами имеются следующие существенные различия: с
1. Максимальный размер льготы долгосрочного владения определяет- 8
оэ
ся в порядке подп. 2 п. 2 ст. 219.1 Налогового кодекса РФ; максимальный §
размер вычета по типу В законом не установлен. ^
2. Льгота долгосрочного владения применяется только по операциям ^ с ценной бумагой, которая находилась в собственности физического лица ё более трех лет. А трехлетний срок для вычета типа В исчисляется с даты | открытия ИИС и не зависит от продолжительности владения конкретной £ ценной бумагой. Это значит, что владелец ИИС может неограниченное ^ количество раз покупать и продавать ценные бумаги, вносить денежные | средства на ИИС и совершать сделки в любое время в период действия | договора ИИС, в том числе в конце трехлетнего периода, и это не повлияет § на предоставление вычета. Ц
Правила инвестиционных налоговых вычетов сформулированы таким |
образом, что налогоплательщик использует только один из трех вариан- | тов: льготу долгосрочного владения нельзя применить при реализации
ценных бумаг на ИИС, а вычет типа В можно использовать только имея 57
подтверждение, что по данному ИИС ни разу не заявлялся вычет типа ^
А. Таким образом, выводя денежные средства с ИИС после использова- ш
ния вычета типа А, налогоплательщик должен заплатить 13 % от суммы ^
положительного финансового результата. Однако налоговый закон не | устанавливает запрета на последовательное применение инвестиционных вычетов. А именно если владелец ИИС, получив вычет типа А, по истечении трехлетнего периода закрывает счет, он может не продавать ценные бумаги с ИИС, то есть не фиксировать финансовый результат, а перевести
их на другой, обычный брокерский счет (если брокер предоставляет такую возможность на своей платформе). В этом случае, продолжая владеть бумагой до истечения трехлетнего периода уже на обычном брокерском счете, налогоплательщик получает возможность продать ее без уплаты налога на положительную разницу в цене. Правомерность такого способа налоговой оптимизации подтверждает Министерство финансов РФ в своем письме от 26 октября 2016 г. № 03-04-07/62308 [3].
В настоящее время институт ИИС продолжает развиваться. В 2020 г. Банк России опубликовал Концепцию совершенствования механизма ИИС для стимулирования долгосрочных инвестиций в РФ (далее -Концепция) [4]. Специалистами Департамента стратегического развития финансового рынка были описаны наиболее распространенные инструменты долгосрочных инвестиций и сбережений (банковский вклад, не-:0 государственное пенсионное обеспечение, накопительное страхование g жизни), проанализирован действующий механизм ИИС и предложен ^ вариант совершенствования его правового регулирования. В Концепции 0; отмечается, что действующая схема инвестирования средств через ИИС § не в полной мере соответствует потребностям экономики, а именно трех-§ летний срок не дает экономике необходимого доступа к долгосрочному 5 (более 5 лет) использованию средств. Кроме того, отсутствие возможно-^ сти открывать несколько ИИС отмечается как ключевой барьер развития ^ данного инструмента.
§ Центральным банком предложено ввести новый, третий тип ИИС i5 в дополнение к существующим. Предлагаемые основные характеристики § ИИС типа III (С):
^ ■ допускается открытие ИИС типа С одновременно с ИИС типа о- А или В;
JJ ■ минимальный срок инвестирования, дающий право на полу-
О чение налогового вычета, - 10 лет;
щ ' '
g ■ комбинированный налоговый вычет в размере ежемесячно С вносимых средств (не более 6 % дохода от работодателя, не более 120 тыс. рублей при самостоятельном внесении) плюс вычет из дохода 58 при осуществлении целевого расходования средств;
■ объем ежегодно вносимых средств не ограничен; CV ■ ограничение доли высокорисковых инвестиций в зависимости ® от срока инвестирования.
^ Как справедливо отмечает сам Центральный банк, успешность ИИС типа С будет зависеть от его параметров. В частности, положения Концепции не дают полноценного представления о механизме налогового вычета, о его преимуществах по сравнению с ИИС типа А (налогоплательщик, ограничивая свою возможность по распоряжению денежными
средствами на более длительный срок, должен иметь четкое представление о том, какие выгоды будут ему обеспечены при таком вложении). С учетом длительного срока инвестирования актуальным является вопрос о возможности применения льготы долгосрочного владения, поскольку
в 10-летней перспективе она сможет предоставить большую налоговую а
выгоду, чем вычет в размере внесенных средств. Однако данный вопрос ё
в Концепции не раскрыт. |
В отношении второй составляющей вычета по предложенному а
ИИС типа С (в размере целевого расходования средств с ИИС) следует 1
отметить, что его эффективность будет напрямую зависеть от уровня Ц
правовой проработки целей расходования. Представляется, что помимо ^
соответствия приоритетным национальным проектам (как отмечается §§
в Концепции) они должны охватывать интересы максимально широкого §
круга граждан и их потребностей. К примеру, среди направлений рас- |
ходования предлагается приобретение инвестором за счет средств ИИС в
й
первого жилья или уплата первоначального взноса по ипотеке с государственной поддержкой. Если расходование средств с ИИС предполагается С не ранее, чем через десять лет после начала инвестирования, перспек- | тива приобретения именно первого жилья представляется не самой § оптимистичной, учитывая, что в среднем даже в условиях привлечения ^
заемных средств и начисления процентов россияне закрывают ипотеку ^
|
за меньший срок. Что касается ипотечных программ с государственной ё
поддержкой, следует отметить, что далеко не всегда граждане могут ими |
а
воспользоваться, например в случае превышения возраста одного из роди- Л
телей условного значения по программе «Молодая семья». Расходование ^
средств с ИИС на пенсионное обеспечение или его аналоги должно быть |
урегулировано максимально прозрачно, вариативно и с предоставлени- |
ем обоснованных мер социальной защиты. Кроме того, представляется §
целесообразным предусмотреть расходование средств с ИИС на оплату Ц
лечения, медицинских и реабилитационных услуг, возможно, с частичным ё|
выводом средств ранее 10-летнего срока без потери налогового вычета. |
Среди положительных моментов предлагаемого ИИС типа С следует
отметить механизм стимулирования на внесение средств не за счет ранее 59
сформированных накоплений, а из текущих доходов физического лица ^
- предоставление вычета в размере ежемесячных взносов, а также воз- ш
можность пополнения через работодателя. За счет этого, с одной стороны, ^
сам период накопления не исключается из процесса инвестирования, | а с другой - периодические небольшие платежи, особенно перечисляемые автоматически через налогового агента, для человека зачастую более комфортны психологически, чем решение о вложении большой денежной суммы единовременно.
Таким образом, по итогам шести лет функционирования института ИИС можно констатировать определенные положительные результаты, что подтверждается данными статистики. Введение в 2015 г. правового регулирования данного инструмента открыло возможности по развитию соответствующей инфраструктуры, расширению предложения на рынке финансовых услуг, предоставляемых физическим лицам. Помимо привлечения дополнительных средств в фондовый рынок, следует отметить определенные успехи в повышении финансовой грамотности, формировании культуры инвестирования, что в глобальной перспективе ведет к росту общего благосостояния, экономической инициативы и социальной ответственности.
Таким образом, правовая политика в сфере развития частного инвестирования представляется результативной и оправданной, но при ;0 этом нуждающейся в дальнейшем развитии. Идея введения нового типа g ИИС с долгосрочным горизонтом инвестирования при должной право-^ вой проработке является весьма перспективной. Особенно актуальной 0; видится задача научной и практической разработки различных вариантов § инвестирования для физических лиц с целью вовлечения максимально § широкого круга граждан с разными возможностями, целями и сроками g инвестирования. При этом развитие правового регулирования в данной сфере должно сопровождаться разъяснительной работой с населением, ^ направленной на повышение прозрачности механизма инвестирования, § уровня доверия к устойчивым финансовым институтам, обеспечение i5 информированности граждан об уровнях риска различных инвестицией онных инструментов, раскрытие выгод долгосрочных и консервативных ^ стратегий.
0s
§ Список литературы:
О 1. Почти 5 млн человек стали инвесторами на Московской бирже в 2020
® году // Официальный сайт Московской биржи. URL: https://www.moex.com gt /n32140/?nt=0 (дата обращения: 25.01.2021).
2. Индикатор индивидуальных инвестиций. Декабрь 2020 // Официальный сайт Московской биржи. URL: https://www.moex.com/s2184 (дата обращения: 25.01.2021).
^ 3. О предоставлении инвестиционного налогового вычета по НДФЛ :
CV Письмо Министерства финансов РФ от 26 октября 2016 г. № 03-04-07/62308. ® Документ официально опубликован не был. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71425548/ (дата обращения: 25.01.2021).
4. Концепция совершенствования индивидуального инвестиционного счета для стимулирования долгосрочных инвестиций в Российской Федерации // Официальный сайт Банка России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/113355/con_29102020.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
60