Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / FUNCTIONS OF LEGAL POLICY / СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / SUBJECTS OF LEGAL POLICY / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухова Н.И.

Актуальность темы статьи обусловлена значением и ролью правовой политики в процессе совершенствования и развития правовой системы общества. Целью данной работы явилось определение возможных направлений воздействия правовой политики на правовую сферу и закономерностей их проявления. Достижению указанной цели способствовало решение нескольких задач, основная из которых состояла в анализе закономерностей взаимовлияния правовой действительности и правовой политики. Поставленные задачи решались с помощью применения диалектического, системного, функционального методов научного исследования. Сделанные автором выводы сводятся к тому, что выделение и определение функций правовой политики обусловлено ее природой, раскрывающейся в концептуальной и деятельностной составляющих этого явления. Учет особенностей воздействия правовой политики на правовую реальность, установление возможных и маловероятностных путей этого воздействия обеспечит эффективное использование потенциала правовой политики в решении различных проблем в сфере права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY: A FUNCTIONAL ASPECT

The topicality of the article due to the value and role of legal policy in the process of improvement and development of the legal system of the society. On this basis, the aim of this work was the identification of potential areas of impact of legal policy in the legal field and regularities of their manifestations. The achievement of this goal was facilitated by the solution of several problems, the main of which consisted in the analysis of patterns of interaction of the reality of law and legal policy. Set by the author of the problem was solved by applying dialectical, system, functional methods of research. The author's conclusions are that the selection and definition of the functions of legal policy due to its nature, in the drop-down conceptual and pragmatic components of this phenomenon. Taking account of the impact of legal policy at the legal reality, the establishment of possible and impossible ways of this action will ensure the effective use of the potential of legal policy in solving various problems in the field of law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

• ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н.И. Сухова, N.I. Sukhova,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,

старший научный сотрудник, Saratov branch of the Institute of State

Саратовского филиала and Law of Russian Academy of Sciences

Института государства и права РАН sukhova777@yandex.ru

Правовая политика: функциональный аспект

Аннотация: актуальность темы статьи обусловлена значением и ролью правовой политики в процессе совершенствования и развития правовой системы общества. Целью данной работы явилось определение возможных направлений воздействия правовой политики на правовую сферу и закономерностей их проявления. Достижению указанной цели способствовало решение нескольких задач, основная из которых состояла в анализе закономерностей взаимовлияния правовой действительности и правовой политики. Поставленные задачи решались с помощью применения диалектического, системного, функционального методов научного исследования. Сделанные автором выводы сводятся к тому, что выделение и определение функций правовой политики обусловлено ее природой, раскрывающейся в концептуальной и деятельностной составляющих этого явления. Учет особенностей воздействия правовой политики на правовую реальность, установление возможных и маловероятностных путей этого воздействия обеспечит эффективное использование потенциала правовой политики в решении различных проблем в сфере права.

Ключевые слова: право, правовая система, правовая политика, функции правовой политики, субъекты правовой политики, функциональный подход.

Abstract: the topicality of the article due to the value and role of legal policy in the process of improvement and development of the legal system of the society. On this basis, the aim of this work was the identification of potential areas of impact of legal policy in the legal field and regularities of their manifestations. The achievement of this goal was facilitated by the solution of several problems, the main of which consisted in the analysis of patterns of interaction of the reality of law and legal policy. Set by the author of the problem was solved by applying dialectical, system, functional methods of research. The author's conclusions are that the selection and definition of the functions of legal policy due to its nature, in the drop-down conceptual and pragmatic components of this phenomenon. Taking account of the impact of legal policy at the legal reality, the establishment of possible and impossible ways of this action will ensure the effective use of the potential of legal policy in solving various problems in the field of law.

Keywords: law, legal system, legal policy, functions of legal policy, the subjects of legal policy, a functional approach.

тов, отношений и внутренних связей потенциально имеет в себе интенцию к динамическим изменениям, происходящим в двух направлениях: прогрессивном и регрессивном. Понятно, что предпочтительнее выглядит положительное развитие, предполагающее совершенствование, обновление и повышение эффективности составляющих социальной системы и ее самой в целом.

Legal policy: a functional aspect

состояние общества как сложной совокупности элемен-

Однако даже при четко сформированном устойчивом движении вперед не исключаются, а иногда бывают неизбежны проявления негативного характера, требующие адекватных решений по их исключению или минимизации.

Общепризнанным является мнение о том, что наиболее оптимальным, действенным и универсальным способом решения стоящих перед обществом задач, средством, обеспечивающим не только реализацию велений власти, но и развитие общественных отношений, выступает право. Если право соответствует объективной реальности, уровню общественных отношений, отражает закономерности общественного развития, реагирует на изменения социума, имеет в своем арсенале эффективные средства правового опосредования отношений, то оно может обеспечить движение по пути прогрессивных изменений. Создание и существование такого права является самостоятельной проблемой, поиск решения которой привел к необходимости проведения определенной политики в сфере права и формированию в последующем научного направления — теории правовой политики.

Упоминая об истоках правовой политики, чаще всего указывают на работы И. Бентама. По заключению ученого, «...величайшее счастье целого сообщества быть целью или объектом внимания каждой отрасли права» [1]. 3: Иными словами, правовая политика занимается решением вопросов о том, ^ какими правовыми средствами и способами возможно достижение опреде-^ ленной социально полезной цели при наименьших затратах и с минимумом

отрицательных последствий. § В приведенном взгляде на правовую политику четко выражается ее прикладной характер. Именно потребность в эффективном законодательстве, со-^ вершенствовании всех видов правоприменительной деятельности, в правовых <5 средствах реализации целей субъектов правотворчества породила осознание в :: проведении определенной политики в области права. Указывая на значение ^ правовой политики для юридической практики, Л.И. Петражицкий отмечал, ° что ее миссия заключается в сознательной выработке направления движения к человечества, в каком оно двигалось путем простого эмоционального и эм-т пирического приспособления, а значит, в ускорении движения к великому ш идеалу будущего [2, с. 97]. В современных исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов также подчеркивается подобный характер предназначения правовой политики — совершенствование правового регулирования и 10 действующего права в соответствии с социальными ценностями в направлении — наиболее полной реализации целей общественного развития (реализации идей и принципов правового государства, гражданского общества, социальной стабильности, осуществления прав и свобод человека и гражданина и т. д.) [3, с. 153]. Необходимость определения закономерностей развития права, сложность ^ самого феномена правовой политики, роль, которую она призвана играть в деле совершенствования правовой сферы, обусловили пристальное внимание к этому явлению. В последнее двадцатилетие правовая политика стала весьма перспективным и результативным направлением научных разработок в российской юридической науке.

В результате теоретических исследований предложен ряд подходов к пониманию правовой политики, форм ее реализации, проведен анализ многих

о

сч

и

видов правовой политики, ее средств, разработана концепция правовой политики, а также концепции ее видов, как по отраслям права, так и по различным проблемным блокам правовой действительности (например, концепция правоохранительной политики). В изданных за последние пять лет работах по вопросам правовой политики определяются ее основные направления, принципы, подчеркивается ее значение и необходимость дальнейшего изучения.

Однако некоторые теоретические аспекты правовой политики продолжают оставаться малоизученными. Одним из них является, на наш взгляд, функциональная характеристика рассматриваемого феномена, в которой как раз и выражается служебная роль и значение правовой политики для развития правовой действительности.

Изучение многих государственно-правовых явлений сопровождается анализом их функциональной составляющей. Так, довольно глубоко и подробно изучены функции права, функции государства, функции юридической ответственности, функции норм права, функции юридической практики и др. Посредством рассмотрения функций того или иного явления выявляются его характерные черты и признаки, сущность и цели, связи с другими явлениями, процессами, социальными системами и т. д., что свидетельствует о достаточной продуктивности функционального метода исследования явлений правовой сферы.

При этом важно отметить, что определение функций явлений юридической § сферы не отличается тождественностью в предлагаемых авторами вариантах. § Границы предикатного поля функций различных элементов правовой системы о весьма широки — от деятельности до социального предназначения. Максимально | распространенным пониманием выступает рассмотрение направления их & влияния (воздействия), в котором отражается сущность, социальное назначе- у ние явления и закономерности его существования и развития [4, с. 168]. Тесная ЦЦ взаимосвязь правовой политики с элементами правовой системы общества поз- § воляет говорить об обоюдном влиянии их друг на друга, в котором раскрываются о взаимозависимость и существующая детерминация между ними. Без анализа Ы последней рассчитывать на выработку адекватной модели развития правовой § системы общества, на эффективную правовую политику, соответствующую П веяниям времени и потребностям юридической практики, не приходится. Т

Представляется, что в качестве самых общих характерных черт функций правовой политики можно назвать следующие: ц

а) это наиболее устойчивые направления воздействия правовой полити- -

ки на правовую систему, зависящие от ее потребностей и уровня развития;

б) содержание функций правовой политики имеет и объективную, и ^ субъективную составляющие; 0

в) каждая из функций правовой политики есть показатель ее воздействия ^ на определенную сферу правовой системы, а также ответ на ее потребности; 8

г) реализация функций правовой политики с учетом того, что государство является доминирующим субъектом ее формирования и осуществления, обеспечивается властно-распорядительными средствами;

д) в функциях правовой политики раскрывается не только ее предназначение как явления, но и реальная востребованность и полезность.

Таким образом, функции правовой политики — это детерминированные потребностями и уровнем развития правовой системы и ее элементов основные направления воздействия правовой политики на них, выражающие ее предназначение, реализация которых обеспечивается властно-распорядительными средствами.

К функциям правовой политики можно отнести гносеологическую, оценочную, прогностическую, интеграционно-организационную, контрольную, правопреобразующую, депозитарную. Такой перечень основных направлений воздействия правовой политики, реализуемых в правовой сфере, не претендует на исключительность или бесспорность. В дальнейшем при изучении сторон и направлений реализации правовой политики, ее взаимодействия с окружающей правовой действительностью исследователями могут быть обнаружены и иные функции, в зависимости от новых аргументов или закономерностей развития и политики, и права.

Наше же видение функций правовой политики строится на ее понимании как двуединого явления, в котором неразрывно присутствуют две составляющие — идеологическая и деятельностная. А потому и выделенные функции привязаны к этим двум сторонам содержания правовой политики. При этом х одной из задач, стоящих перед автором в рамках данной работы, выступает ^ определение и раскрытие таких функций правовой политики, которые иск ключали бы их переплетение и смешение с формами этого явления (правотворческой, правореализационной, правоинтерпретационной и иными). § Гносеологическая функция непосредственно связана с идеологической составляющей природы правовой политики. Осуществляющие полити-^ ку в сфере права субъекты сначала познают правовую действительность, <5 устанавливают имеющиеся закономерности развития правовой системы и :: ее элементов, чтобы обеспечить адекватное и планомерное воздействие на ^ них в преобразовательных или иных целях. Надо отметить, что в арсенале ° правовой политики имеется весьма богатый набор средств, обеспечивающих к познание окружающей правовой сферы — от элементарного наблюдения и т сравнения до систематической мониторинговой деятельности. ш В тесной связи с гносеологической находится оценочная функция правовой политики, как и первая, предопределяемая теоретико-идеологической составляющей. Она проявляет себя по отношению к различным срезам правовой 12 системы и действительности и в различных случаях. Так, например, оценоч-— ные отношения складываются в процессе определения состояния и качества правовой сферы. Правовая политика запускает свои механизмы в соответствии и на основании полученных данных о состоянии правовой системы и отдельных ее элементов. Путь формирования предложений о возможных вариантах ^ преобразования и совершенствования отдельных элементов правовой системы всегда начинается с использования средств выявления реального положения дел в объекте воздействия, т. е. с оценки уровня и степени действенности, эффективности и адекватности сложившимся условиям.

Кроме этого оценочная функция правовой политики осуществляется и на этапе оценки эффективности средств проводимых преобразований, что необходимо для обеспечения своевременной их замены, усиления и т. д.

о

сч

и

Следующая в представленном ряду функций — прогностическая — выступает как бы логическим следствием первых двух, которые так или иначе связаны с критическим познанием и оценкой правовой системы и ее элементов и направлены на исправление, преодоление недостатков их работы. При этом, естественно, субъекты правовой политики не останавливаются на получении информации о состоянии преобразуемой сферы и на ее оценке, а всегда рассматривают возможные варианты ее развития в случае, если ее «оставить в покое», и в случае воздействия на нее, т. е. просчитывают ее будущее, прогнозируют его.

Прогностическая функция напрямую зависит от информационного и аналитического ресурса правовой политики. Основной целью правовой политики в рамках этого направления выступает определение тенденций и закономерностей развития правовых явлений в будущем, расчет на обеспечение прогрессивного развития со стороны правотворчества и иной юридической деятельности.

Интеграционно-организационная функция правовой политики предопределяется целями обеспечения стабильности и развития общества в целом и его юридической составляющей. Естественно, что максимально полезный результат может быть достигнут при объединении усилий — как государственных институтов, так и институтов гражданского общества. Выработка платформы координационного взаимодействия, его критериев и ориентиров, придание целенаправленного характера, необходимого единства возможно в рамках продуманной и научно обоснованной правовой политики. Правовая § политика выступает источником формирования приоритетных направлений § развития правовой системы и определения стратегии ее развития. о

Контрольная функция правовой политики обусловлена тем, что основными и субъектами такой политики выступают располагающие властными полномочия- & ми органы и лица. Осуществляемая ими властно-распорядительная деятельность у в сфере права, выражающаяся в правотворческой, правоисполнительной и иных к формах, предполагает и осуществление контроля над порядком реализации раз- § личных направлений правовой политики. Причем, контрольная составляющая о — важнейшее обеспечительное средство правовой политики. н

Нередко при осуществлении правовой политики, например, в правотворче- § ской ее форме, в отношении принимаемого или совершаемого акта (документа П или действия) устанавливаются организационные и нормативные гарантии Т надлежащего претворения их на практике. Так, реализация нормативного акта обеспечивается рядом условий, как то: четким определением исполнителей, 13

принятием иного необходимого нормативного акта или «пакета» актов, а -

также установлением лиц, на которых возлагается контроль за действием акта.

Средством и методом осуществления контрольной функции правовой ^ политики, как и оценочной, выступает мониторинговая деятельность, по- 0 зволяющая отслеживать и порядок реализации направлений правовой политики, и адекватность применяемых средств, и их эффективность, а также 8 своевременно устанавливать просчеты и ошибки в процессе проведения соответствующих мероприятий.

Правопреобразующая функция правовой политики не замыкается только на изменении действующего права и законодательства, а понимается нами гораздо шире, применительно ко всем составляющим правовой сферы.

Правовая политика, представляя собой деятельность заинтересованных и полномочных субъектов в сфере права, выраженную в различных формах, направлена не только на выработку стратегии развития правовой действительности. Субъекты правовой политики активно преобразуют эту действительность в рамках своей компетенции. Так, например, Президент РФ, осуществляя свои полномочия, имеет право принимать нормативные правовые акты, которые составляют часть системы законодательства, изменяют и дополняют ее, являются средствами его правовой политики и средствами преобразования правовой сферы. То же самое можно сказать и в отношении иных субъектов и видов правовой политики. А поскольку элементы правовой системы в силу ее системных свойств находятся в единстве, изменения формы и содержания права влекут преобразования в иных составляющих.

Депозитарная функция правовой политики отражает ее значение как особого рода социальной практики. Ее субъекты, формируя основные тактические направления развития правовой действительности и реализуя их, накапливают опыт, выступающий эмпирической основой их деятельности. Указанный опыт может быть как позитивным, так и негативным. Однако и в первом, и во втором случаях играет положительную роль в формировании i самой правовой политики и в преобразовании правовой сферы. С этих по-^ зиций правовая политика может рассматриваться как феномен культуры, к ценность соответствующего этапа развития общественных отношений. ¡g Таким образом, значение и роль правовой политики как сложного, § соединяющего в себе теоретико-концептуальную и деятельностную составов ляющую явления, раскрываются в основных направлениях ее воздействия s на правовую сферу. Обозначенный перечень их функций детерминирован <5 природой и содержанием правовой политики.

ь Список литературы:

g 1. Bentham, G. Fragment on Government. URL: http: // www.efm.bris.ac/uk/net/

с bentham/government/htm (дата обращения: 08.01.2015).

к 2. Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности.

ш Эмоциональная психология. Основы эмоциональной психологии. — 3-е изд. / m Л.И. Петражицкий. — СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1908. — 265 с.

3. Рудковский, В.А. Правовая политика и осуществление права / В.А. Рудковский; под ред. Н.Н. Вопленко. — Волгоград: ВА МВД России, 2009. — 336 с.

4. Байтин, М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И. Байтин. — Саратов: СГАП, 2001. — 416 с.

References:

1. Bentham, G. Fragment on Government. URL: http: // www.efm.bris.ac/uk/net/ bentham/government/htm (data obrashhenija: 08.01.2015).

2. Petrazhickij, L.I. Vvedenie v izuchenie prava i nravstvennosti. Jemocional'naja psihologija. Osnovy jemocional'noj psihologii. — 3-e izd. / L.I. Petrazhickij. — SPb.: Tip. Ju. N. Jerlih, 1908. — 265 s.

3. Rudkovskij, V.A. Pravovaja politika i osushhestvlenie prava / V.A. Rudkovskij; pod red. N.N. Voplenko — Volgograd: VA MVD Rossii, 2009. — 336 s.

4. Bajtin, M.I. Sushhnost' prava (sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvuh vekov) / M.I. Bajtin. — Saratov: SGAP, 2001. — 416 s.

14

I-

о

N

Öl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.