Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ'

ФУНКЦИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / LAW-ENFORCEMENT POLICY / ФУНКЦИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / FUNCTIONS OF LAW-ENFORCEMENT POLICY / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF STATE / ФУНКЦИИ ПРАВА / FUNCTIONS OF LAW / ФУНКЦИИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / FUNCTIONS OF LAW-ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанкадиев Г. Т.

В статье рассматриваются теоретические основы классификации функций правоприменительной политики. Обосновано, что функциональный анализ позволяет не только глубже уяснить содержание и назначение правоприменительной политики, но и выявить ее многосторонние связи с другими явлениями государственно-правовой действительности. Отмечается, что функции правоприменительной политики, во-первых, конкретизируют и предметно раскрывают ее социальное назначение как особого вида деятельности, связанной с решением стратегических (тактических) задач в сфере осуществления правовых норм; во-вторых, выражают официальный курс государства в правореализационной области; в-третьих, фиксируют специфику воздействия правоприменительной политики не только на процессы правореализации, но и на другие элементы правового регулирования, от качества функционирования которых зависит эффективность действия права в целом; в-четвертых, находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности, с одной стороны, с функциями государства, права, правовой политики, с другой - с функциями правоприменения и иной правореализационной деятельности. Особое внимание в статье уделено анализу функций правоприменительной политики в контексте их системной взаимосвязи с функциями государства, права и правоприменительной деятельности. Делается вывод о том, что функциональный анализ правоприменительной политики охватывает достаточно широкий круг теоретических и практических проблем, касающихся не только понимания ее сущности и социального назначения, но и многосторонних связей с другими явлениями политической и правовой систем современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF LAW-ENFORCEMENT POLICY: PROBLEMS OF CLASSIFICATION

Theoretical bases of law-enforcement policy functions’ classification are considered in the article. It has been proved that functional analysis gives possibility not only to understand the content and meaning of law-enforcement policy deeper, but also to identify its various connections with other phenomena of the reality of state and law. The author notes that functions of law-enforcement policy, firstly, concretize and reveal its social meaning which is a special type of action; secondly, they demonstrate the official course of a state in the sphere of law implementation; then, they fix the particularity of the influence of law-enforcement policy not only on law-enforcement processes, but also on other elements of legal regulation, the functional quality of which is the basis of law efficiency; finally, they are interconnected and interdependent with, on the one hand, the functions of state, law, legal policy and, on the other hand, the functions of law-implementation and other legal activities. Special attention in the article is paid to the analysis of law-enforcement policy functions in the context of their interconnection with the functions of state, law and law-enforcement activity. The author comes to the conclusion that functional analysis of law-enforcement policy deals with a wide range of theoretical and practical problems, which are connected not only with understanding of its content and social meaning, but also with diverse connections with other phenomena of political and legal systems of modern society.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ»

используют те правовые механизмы, которыми наделил их отечественный законодатель, оставаясь при этом в плоскости «бесспорной юрисдикции».

л

Список литературы:

1. Васильева, М.И. Публичные интересы в экологическом праве: теория и практика правового регулирования : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / М.И. Васильева. — М., 2003. — 44 с.

2. Иеринг, Р.Ф. Цель в праве / Р.Ф. Иеринг. — СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1881. — 443 с.

3. Черемных, И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России / И.Г. Черемных. — М.: Изд. дом «Буквоед», 2006. — 255 с.

4. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате : постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 22, ст. 2491.

References:

1. Vasil'eva, M.I. Publichnye interesy v jekologicheskom prave: teorija i praktika pravovogo regulirovanija : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk / M.I. Vasil'eva. — M., 2003. — 44 s.

2. Iering, R.F. Cel' v prave / R.F. Iering. — SPb.: Tip. V. Bezobrazova i Komp., 1881. — 443 s.

3. Cheremnyh, I.G. Teoreticheskie osnovy nezavisimogo notariata Rossii / ï I.G. Cheremnyh. — M.: Izd. dom «Bukvoed», 2006. — 255 s.

s 4. Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij statej 2, 12, 17, 24 i 34 Osnov

* zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate : postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot

< 19 maja 1998 g. № 15-P // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1998. — № 22, st. 2491.

m

<

Т.Г. Гасанкадиев, T.G. Gasankadiev,

s адъюнкт факультета подготовки Adjunct,

<ç научно-педагогических кадров Volgograd Academy of the Ministry

s Волгоградской академии МВД России of Internal Affairs of Russia

s [email protected] О

Функции правоприменительной политики:

< проблемы классификации

о

m

<С Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы классификации функций право-

d применительной политики. Обосновано, что функциональный анализ позволяет не только глубже уяснить содержание и назначение правоприменительной политики, но и выявить ее многосторонние связи с другими явлениями государственно-правовой действительности. Отмечается, что функции правоприменительной политики, во-первых, конкретизируют и предметно раскрывают ее социальное назначение как особого вида деятельности, связанной с решением стратегических (тактических) задач в сфере осуществления правовых норм; во-вторых, выражают официальный курс государства в правореализационной области; в-третьих, фиксируют специфику воздействия правоприменительной политики не только на процессы правореализации, но и на другие элементы правового регулирования, от качества функционирования которых зависит эффективность действия права в целом; в-четвертых, находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности, с одной стороны, с функциями государства, права, правовой политики, с другой — с функциями правоприменения и иной правореализационной деятельности. Особое внимание в статье уделено анализу функций правоприменительной политики в контексте их системной взаимосвязи с функциями государства, права и правоприменительной деятельности. Делается вывод о том, что функциональный анализ правоприменительной политики охватывает достаточно широкий круг теоретических и практических проблем, касающихся не только понимания ее сущности и социального назначения, но и многосторонних связей с другими явлениями политической и правовой систем современного общества.

124

Ключевые слова: правоприменительная политика, функции правоприменительной политики, функции государства, функции права, функции правоприменения.

Functions of law-enforcement policy: problems of classification

Abstract: theoretical bases of law-enforcement policy functions' classification are considered in the article.

It has been proved that functional analysis gives possibility not only to understand the content and meaning of

law-enforcement policy deeper, but also to identify its various connections with other phenomena of the reality

of state and law. The author notes that functions of law-enforcement policy, firstly, concretize and reveal its

social meaning which is a special type of action; secondly, they demonstrate the official course of a state in

the sphere of law implementation; then, they fix the particularity of the influence of law-enforcement policy

not only on law-enforcement processes, but also on other elements of legal regulation, the functional quality of

which is the basis of law efficiency; finally, they are interconnected and interdependent with, on the one hand, У

the functions of state, law, legal policy and, on the other hand, the functions of law-implementation and other К

legal activities. Special attention in the article is paid to the analysis of law-enforcement policy functions in I

the context of their interconnection with the functions of state, law and law-enforcement activity. The author =

comes to the conclusion thatfunctional analysis of law-enforcement policy deals with a wide range of theoretical а

and practical problems, which are connected not only with understanding of its content and social meaning, g

but also with diverse connections with other phenomena of political and legal systems of modern society. р

Keywords: law-enforcement policy, functions of law-enforcement policy, functions of state, functions |

of law, functions of law-enforcement. н

и

л

Правоприменительная политика является одним из важнейших |

направлений (видов) правовой политики современного государства. Она опре- g

деляет и выражает его правореализационную стратегию (тактику) и выступает i

объективно необходимым общегосударственным инструментом оптимизации со- |

ответствующей сферы юридической практики [1, с. 205—222]. Поэтому теоретиче- п

ский и практический интерес представляет, в частности, проблема доктриналь- 8

ного понимания и классификации функций правоприменительной политики. g

В литературе под функциями правоприменительной политики принято |

понимать «основные направления ее целенаправленного воздействия на про- л

цессы реализации правовых норм, а также другие аспекты (стороны, элементы) с

правового регулирования, в которых проявляются и конкретизируются ее сущ- и

ность, социальное назначение, творчески преобразующая роль в механизме обе- Ц

спечения поступательного правового развития государства и общества» [2, с. 8]. |

Функции правоприменительной политики, во-первых, конкретизируют и

предметно раскрывают ее социальное назначение как особого вида политико- 125

правовой деятельности, связанной с решением стратегических (тактических) -

задач в сфере осуществления правовых норм; во-вторых, отражают не любые

стороны и направления политико-управленческой деятельности, а лишь ^ главные, определяющие, т. е. такие, в которых наиболее зримо проявляется официальный курс государства в правореализационной области; в-третьих,

отражают основные направления воздействия правоприменительной по- |

литики не только на процессы правореализации, но и на другие элементы х

правового регулирования, от качества функционирования которых зависит ° эффективность действия права в целом; в-четвертых, находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности, с одной стороны, с функциями

|

государства, права, правовой политики, с другой — с функциями правоприменения и иной правореализационной деятельности.

Основное назначение правоприменительной политики и, следовательно, ее генеральная задача состоит в обеспечении наиболее целесообразного, законного и эффективного развития процессов реализации права. Исходя из этого, в структуре правоприменительной политики объективно выделяется ряд взаимосвязанных направлений (функций), отражающих специфику ее управленческого воздействия на процессы правореализации: ценностно-ориентационная, прогностическая, планово-организаторская, контрольно-координационная функции.

Ценностно-ориентационная функция правоприменительной политики заключается в определении основных ценностных ориентиров правоприменения и обеспечении их последовательного внедрения в практическую работу соответствующих органов и должностных лиц.

Прогностическая функция ориентирована на разработку научно-обоснованных прогнозов (долгосрочных, ближайших и пр.) развития процессов осуществления права в тех или иных областях урегулированных правом отношений в целях выработки оптимальных управленческих решений. Содержанием планово-организаторской функции является выработка реали-

I стичной государственной программы деятельности субъектов правопримене-^ ния по решению тех или иных правореализационных задач, а также созданию к необходимых организационных условий и предпосылок, обеспечивающих ее ^ эффективность. Указанная функция может выражаться, например, в разра-§ ботке и принятии соответствующих государственных планов (Национальный □l план противодействия коррупции), концепций (Концепция правовой реформы в Российской Федерации и пр.), в формировании необходимых управленческих структур (Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и пр.).

Контрольно-координационная функция включает в себя такие направления государственной деятельности, как обеспечение согласованности и подкон-° трольности процессов осуществления права интересам государства и обще-к ства; координация действий субъектов правоприменения и правотворчества; m обеспечение взаимодействия институтов государства и гражданского обще-m ства по вопросам осуществления права [3, с. 304—320].

[Зь Указанные функции обусловлены содержанием правоприменительной политики как особого вида политико-управленческой деятельности. Они 126 отражают своеобразную внутреннюю технологию политико-правового ру-

- ководства процессами правореализации.

Вместе с тем при анализе функций могут быть использованы и иные подходы, в частности, анализ функций правоприменительной политики в контексте их системной взаимосвязи с функциями государства, права, правовой политики, правоприменительной деятельности.

Как особая форма государственной политики правоприменительная политика обнаруживает тесную закономерную взаимосвязь, прежде всего, с функциями государства. Функции современного Российского государства оказывают наиболее ощутимое воздействие на содержание функций правоприменительной политики, поскольку государство — это ведущий политической институт общества, который не только организует нормативное правовое регулирование

с

с

о

OJ

и

общественных отношений, но и с помощью правоприменительной деятельности управляет основными жизненно важными сферами социальной жизни, разрешает конфликты, обеспечивает охрану установленного правопорядка.

С учетом данного обстоятельства, принятая в науке градация функций государства на внутренние и внешние, основные и неосновные и т. д. [4, с. 59—76], может быть применена и к правоприменительной политике. В частности, под внутренними функциями правоприменительной политики можно понимать основные направления ее целенаправленного воздействия на процессы реализации правовых норм в сфере внутренней политики государства (социальной, экономической, экологической, духовной, научной, образовательной, правоохранительной и др.).

Внешние же функции отражают специфику назначения указанной поли- НН тики в сфере решения внешнеполитических задач государства (обеспечение цц внешней безопасности государства, поддержание мирового правопорядка ^ и т. д.). Специфика содержания внешних функций современного Российского государства связана с процессами глобализации, усиления международного электронного документооборота и товарооборота, развития сетевых, в том 1 числе интернет-технологий, поглощением национальных правовых норм Н транснациональными и т. д. [5, с. 5—7]. Это, в свою очередь, не может не отра- е жаться на особенностях внешних функций правоприменительной политики. Н

Правоприменительная политика является одним из средств оптимизации процессов правового воздействия на этапе претворения правовых норм о в жизнь. Следовательно, ее функции находятся в органичной взаимосвязи Т с функциями права, специфичным образом выражают и конкретизируют | основные направления правового воздействия на общественные отношения. П Т.Н. Радько разработал систему функций права, состоящую из двух б групп: общесоциальные (экономическая, политическая и воспитательная) и специально-юридические (регулятивная и охранительная) [6, с. 271—279]. В связи с этим функции правоприменительной политики аналогично могут быть классифицированы по сферам общественной жизни, к которым они «привязаны» и которые они обслуживают, где они во многом пересекаются с функциями государства и права (экономическая, политическая, воспитательная, социально-демографическая, коммуникативная и т. п.), а также по целям и задачам, решаемым в процессе правового регулирования общественных отношений (праворегулятивная и правоохранительная). 127

Еще одним фактором, оказывающим наиболее существенное воздействие -

на правоприменительную политику, являются функции правоприменения как Т специфической разновидности юридической деятельности. Представляется, ^ что они налагают наиболее глубокий отпечаток на содержание функций 555 правоприменительной политики, т. к. последние непосредственно обуслов- § лены именно потребностями научно обоснованного управления правореа- §5 лизационными процессами, обеспечения их законности и эффективности. | В отечественной теории права выделяются, в частности, такие функции ° правоприменения, как правообеспечительная функция и функция индивидуального регулирования общественных отношений [7, с. 26—31], правонаделительная и правоохранительная [8, с. 167—170], правовосстановительная [9, с. 41—60] и др.

а

с

Полагаем, что можно вести речь и об аналогичных функциях правоприменительной политики. Но при этом, разумеется, необходимо учитывать, что в рамках правоприменительной политики названные функции приобретают специфическое содержание и выражение, обусловленное сущностью и назначением этой политики.

Функции правоприменительной политики могут быть классифицированы и по иным основаниям. В качестве одного из наиболее значимых критериев выступает, в частности, характер решаемых указанной политикой целей и задач. В литературе последние подразделяются на стратегические и тактические, общие и специальные, предметные и функциональные и т. д. [3, с. 299—301].

Общие функции правоприменительной политики — это такие сквозные направления ее воздействия на процессы реализации права, которые характерны для правоприменительной политики в целом. Они реализуются всеми разновидностями указанной политики. В числе таких общих функций можно выделить: упрочение законности правопорядка; повышение эффективности правоприменительной деятельности; стимулирование социально активного поведения граждан; защита прав личности и др.

Специальные функции, напротив, отражают особенности назначения тех или иных разновидностей правоприменительной политики. Например, х специальной функцией уголовной политики правоприменения является ^ выработка эффективных мер противодействия преступности, семейной к политики — оптимизация правоприменительного механизма защиты прав детей и т. д. Специальные функции правоприменительной политики должны § анализироваться в рамках отраслевых правовых исследований.

Стратегические функции правоприменительной политики направлены ^ на реализации долгосрочных задач (целей) в сфере осуществления права. <5 По мнению В.А. Рудковского, главная цель правовой политики в целом и :: правоприменительной политики в частности — создание правовых условий, ^ обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в нашей ° стране. Указанная цель конкретизируется в системе задач, образующих стране: тегию «второго уровня»: поддержание правопорядка, укрепление законности, т защита прав личности, развитие правосознания и пр. [3, с. 295—298]. ш Однако в литературе предлагаются и другие подходы. Так, авторы проекта Концепции правовой политики современной России называют девятнадцать стратегических целей правовой политики, в их числе: социальная

8 и политическая стабильность; экономический прогресс; высокий уровень благосостояния, качества и продолжительности жизни; безопасность личности, общества и государства; экологическое благополучие; гражданское ^ общество; правовое государство и др. [10, с. 6—27].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° Что касается тактических функций правоприменительной политики, то ^ они более динамичны и изменчивы, отражают те направления управленческого воздействия, которые обусловлены потребностями текущего момента (в одних случаях требуется сосредоточить правоприменительные ресурсы на противодействии коррупции, в других — на подготовке определенного кадрового потенциала для органов правоприменения и т. д.).

Таким образом, функциональный анализ правоприменительной политики охватывает достаточно широкий круг теоретических и практических проблем,

касающихся не только понимания ее сущности и социального назначения, но и многосторонних связей с другими явлениями политической и правовой систем современного общества.

Список литературы:

1. Рудковский, В.А. Правоприменительная политика // Российская правовая политика : курс лекций / под ред. H.^ Матузова и А.В. Малько. М.: Hорма, 2003. — 528 с.

2. Малько, А.В. Правоприменительная политика как фактор оптимизации осуществления права / А.В. Малько, В.А. Рудковский // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. — № 1. — С. б—13.

3. Рудковский, В.А. Правовая политика и осуществление права / В.А. Рудковский; под ред. H.H. Вопленко. — Волгоград: ВА МВД России, 2009. — 33б с.

4. Байтин, М.И. Вопросы общей теории государства и права / М.И. Байтин. — ф Саратов: Изд-во СГАП, 200б. — 398 с. 1

5. Виприцкий, H.H. Внешние функции Российского государства в условиях 1 глобализации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2011. — 23 с.

6. Радько, T.H. Функции права // Общая теория права : курс лекций / под ред. g В.К. Бабаева. — H. Швгород: ^жегор. ВШ МВД России, 1993. — 544 с. о

7. Алексеев, С.С. Функции применения права / С.С. Алексеев, И.Я. Дюрягин // | Правоведение. — 1972. — № 2. — С. 25-33. H

8. Горшенев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования т в социалистическом обществе. — М.: Юридическая литература, 1972. — 258 с. Ь

9. Швецов, С.Б. Эффективность правоприменительной деятельности : дис. ... g канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 15б с. о

10. Матузов, H.^ Правовая политика современной России: предлагаем проект g концепции для обсуждения / H.^ Матузов, А.В. Малько, К.В. Шундиков // Правовая | политика и правовая жизнь. — 2004. — № 1. — С. б-27. g

References: g

1. Rudkovskij, V.A. Pravoprimenitel'naja politika // Rossijskaja pravovaja politika : kurs g lekcij / pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. M.: Norma, 2003. — 528 s. Ы

2. Mal'ko, A.V. Pravoprimenitel'naja politika kak faktor optimizacii osushhestvlenija К prava / A.V. Mal'ko, V.A. Rudkovskij // Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika. С 2014. — № 1. — S. б-13. I

3. Rudkovskij, V.A. Pravovaja politika i osushhestvlenie prava /V.A. Rudkovskij; I pod red. N.N. Voplenko. — Volgograd: VA MVD Rossii, 2009. — 33б s. Цц

4. Bajtin, M.I. Voprosy obshhej teorii gosudarstva i prava / M.I. Bajtin. — Saratov: Izd-vo SGAP, 200б. — 398 s.

5. Viprickij, N.N. Vneshnie funkcii Rossijskogo gosudarstva v uslovijah globalizacii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. — Stavropol', 2011. — 23 s.

6. Rad'ko, T.N. Funkcii prava // Obshhaja teorija prava : kurs lekcij / pod red. V.K. Babaeva. — N. Novgorod: Nizhegor. VSh MVD Rossii, 1993. — 544 s.

7. Alekseev, S.S. Funkcii primenenija prava / S.S. Alekseev, I.Ja. Djurjagin // Pravovedenie. — 1972. — № 2. — S. 25-33. J

8. Gorshenev, V.M. Sposoby i organizacionnye formy pravovogo regulirovanija v social-isticheskom obshhestve. — M.: Juridicheskaja literatura, 1972. — 258 s.

j=

129

i

9. Shvecov, S.B. Jeffektivnost' pravoprimenitel'noj dejatel'nosti : dis. ... kand. jurid. s nauk. — SPb., 2004. — 15б s. S

10. Matuzov, N.I. Pravovaja politika sovremennoj Rossii: predlagaem proekt koncepcii dlja obsuzhdenija / N.I. Matuzov, A.V. Mal'ko, K.V. Shundikov // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. — 2004. — № 1. — S. б-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.