используют те правовые механизмы, которыми наделил их отечественный законодатель, оставаясь при этом в плоскости «бесспорной юрисдикции».
л
Список литературы:
1. Васильева, М.И. Публичные интересы в экологическом праве: теория и практика правового регулирования : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / М.И. Васильева. — М., 2003. — 44 с.
2. Иеринг, Р.Ф. Цель в праве / Р.Ф. Иеринг. — СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1881. — 443 с.
3. Черемных, И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России / И.Г. Черемных. — М.: Изд. дом «Буквоед», 2006. — 255 с.
4. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате : постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 22, ст. 2491.
References:
1. Vasil'eva, M.I. Publichnye interesy v jekologicheskom prave: teorija i praktika pravovogo regulirovanija : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk / M.I. Vasil'eva. — M., 2003. — 44 s.
2. Iering, R.F. Cel' v prave / R.F. Iering. — SPb.: Tip. V. Bezobrazova i Komp., 1881. — 443 s.
3. Cheremnyh, I.G. Teoreticheskie osnovy nezavisimogo notariata Rossii / ï I.G. Cheremnyh. — M.: Izd. dom «Bukvoed», 2006. — 255 s.
s 4. Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij statej 2, 12, 17, 24 i 34 Osnov
* zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate : postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot
< 19 maja 1998 g. № 15-P // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1998. — № 22, st. 2491.
m
<
Т.Г. Гасанкадиев, T.G. Gasankadiev,
s адъюнкт факультета подготовки Adjunct,
<ç научно-педагогических кадров Volgograd Academy of the Ministry
s Волгоградской академии МВД России of Internal Affairs of Russia
Функции правоприменительной политики:
< проблемы классификации
о
m
<С Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы классификации функций право-
d применительной политики. Обосновано, что функциональный анализ позволяет не только глубже уяснить содержание и назначение правоприменительной политики, но и выявить ее многосторонние связи с другими явлениями государственно-правовой действительности. Отмечается, что функции правоприменительной политики, во-первых, конкретизируют и предметно раскрывают ее социальное назначение как особого вида деятельности, связанной с решением стратегических (тактических) задач в сфере осуществления правовых норм; во-вторых, выражают официальный курс государства в правореализационной области; в-третьих, фиксируют специфику воздействия правоприменительной политики не только на процессы правореализации, но и на другие элементы правового регулирования, от качества функционирования которых зависит эффективность действия права в целом; в-четвертых, находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности, с одной стороны, с функциями государства, права, правовой политики, с другой — с функциями правоприменения и иной правореализационной деятельности. Особое внимание в статье уделено анализу функций правоприменительной политики в контексте их системной взаимосвязи с функциями государства, права и правоприменительной деятельности. Делается вывод о том, что функциональный анализ правоприменительной политики охватывает достаточно широкий круг теоретических и практических проблем, касающихся не только понимания ее сущности и социального назначения, но и многосторонних связей с другими явлениями политической и правовой систем современного общества.
124
Ключевые слова: правоприменительная политика, функции правоприменительной политики, функции государства, функции права, функции правоприменения.
Functions of law-enforcement policy: problems of classification
Abstract: theoretical bases of law-enforcement policy functions' classification are considered in the article.
It has been proved that functional analysis gives possibility not only to understand the content and meaning of
law-enforcement policy deeper, but also to identify its various connections with other phenomena of the reality
of state and law. The author notes that functions of law-enforcement policy, firstly, concretize and reveal its
social meaning which is a special type of action; secondly, they demonstrate the official course of a state in
the sphere of law implementation; then, they fix the particularity of the influence of law-enforcement policy
not only on law-enforcement processes, but also on other elements of legal regulation, the functional quality of
which is the basis of law efficiency; finally, they are interconnected and interdependent with, on the one hand, У
the functions of state, law, legal policy and, on the other hand, the functions of law-implementation and other К
legal activities. Special attention in the article is paid to the analysis of law-enforcement policy functions in I
the context of their interconnection with the functions of state, law and law-enforcement activity. The author =
comes to the conclusion thatfunctional analysis of law-enforcement policy deals with a wide range of theoretical а
and practical problems, which are connected not only with understanding of its content and social meaning, g
but also with diverse connections with other phenomena of political and legal systems of modern society. р
Keywords: law-enforcement policy, functions of law-enforcement policy, functions of state, functions |
of law, functions of law-enforcement. н
и
л
Правоприменительная политика является одним из важнейших |
направлений (видов) правовой политики современного государства. Она опре- g
деляет и выражает его правореализационную стратегию (тактику) и выступает i
объективно необходимым общегосударственным инструментом оптимизации со- |
ответствующей сферы юридической практики [1, с. 205—222]. Поэтому теоретиче- п
ский и практический интерес представляет, в частности, проблема доктриналь- 8
ного понимания и классификации функций правоприменительной политики. g
В литературе под функциями правоприменительной политики принято |
понимать «основные направления ее целенаправленного воздействия на про- л
цессы реализации правовых норм, а также другие аспекты (стороны, элементы) с
правового регулирования, в которых проявляются и конкретизируются ее сущ- и
ность, социальное назначение, творчески преобразующая роль в механизме обе- Ц
спечения поступательного правового развития государства и общества» [2, с. 8]. |
Функции правоприменительной политики, во-первых, конкретизируют и
предметно раскрывают ее социальное назначение как особого вида политико- 125
правовой деятельности, связанной с решением стратегических (тактических) -
задач в сфере осуществления правовых норм; во-вторых, отражают не любые
стороны и направления политико-управленческой деятельности, а лишь ^ главные, определяющие, т. е. такие, в которых наиболее зримо проявляется официальный курс государства в правореализационной области; в-третьих,
отражают основные направления воздействия правоприменительной по- |
литики не только на процессы правореализации, но и на другие элементы х
правового регулирования, от качества функционирования которых зависит ° эффективность действия права в целом; в-четвертых, находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности, с одной стороны, с функциями
|
государства, права, правовой политики, с другой — с функциями правоприменения и иной правореализационной деятельности.
Основное назначение правоприменительной политики и, следовательно, ее генеральная задача состоит в обеспечении наиболее целесообразного, законного и эффективного развития процессов реализации права. Исходя из этого, в структуре правоприменительной политики объективно выделяется ряд взаимосвязанных направлений (функций), отражающих специфику ее управленческого воздействия на процессы правореализации: ценностно-ориентационная, прогностическая, планово-организаторская, контрольно-координационная функции.
Ценностно-ориентационная функция правоприменительной политики заключается в определении основных ценностных ориентиров правоприменения и обеспечении их последовательного внедрения в практическую работу соответствующих органов и должностных лиц.
Прогностическая функция ориентирована на разработку научно-обоснованных прогнозов (долгосрочных, ближайших и пр.) развития процессов осуществления права в тех или иных областях урегулированных правом отношений в целях выработки оптимальных управленческих решений. Содержанием планово-организаторской функции является выработка реали-
I стичной государственной программы деятельности субъектов правопримене-^ ния по решению тех или иных правореализационных задач, а также созданию к необходимых организационных условий и предпосылок, обеспечивающих ее ^ эффективность. Указанная функция может выражаться, например, в разра-§ ботке и принятии соответствующих государственных планов (Национальный □l план противодействия коррупции), концепций (Концепция правовой реформы в Российской Федерации и пр.), в формировании необходимых управленческих структур (Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и пр.).
Контрольно-координационная функция включает в себя такие направления государственной деятельности, как обеспечение согласованности и подкон-° трольности процессов осуществления права интересам государства и обще-к ства; координация действий субъектов правоприменения и правотворчества; m обеспечение взаимодействия институтов государства и гражданского обще-m ства по вопросам осуществления права [3, с. 304—320].
[Зь Указанные функции обусловлены содержанием правоприменительной политики как особого вида политико-управленческой деятельности. Они 126 отражают своеобразную внутреннюю технологию политико-правового ру-
- ководства процессами правореализации.
Вместе с тем при анализе функций могут быть использованы и иные подходы, в частности, анализ функций правоприменительной политики в контексте их системной взаимосвязи с функциями государства, права, правовой политики, правоприменительной деятельности.
Как особая форма государственной политики правоприменительная политика обнаруживает тесную закономерную взаимосвязь, прежде всего, с функциями государства. Функции современного Российского государства оказывают наиболее ощутимое воздействие на содержание функций правоприменительной политики, поскольку государство — это ведущий политической институт общества, который не только организует нормативное правовое регулирование
с
с
1Л
о
OJ
"О
и
общественных отношений, но и с помощью правоприменительной деятельности управляет основными жизненно важными сферами социальной жизни, разрешает конфликты, обеспечивает охрану установленного правопорядка.
С учетом данного обстоятельства, принятая в науке градация функций государства на внутренние и внешние, основные и неосновные и т. д. [4, с. 59—76], может быть применена и к правоприменительной политике. В частности, под внутренними функциями правоприменительной политики можно понимать основные направления ее целенаправленного воздействия на процессы реализации правовых норм в сфере внутренней политики государства (социальной, экономической, экологической, духовной, научной, образовательной, правоохранительной и др.).
Внешние же функции отражают специфику назначения указанной поли- НН тики в сфере решения внешнеполитических задач государства (обеспечение цц внешней безопасности государства, поддержание мирового правопорядка ^ и т. д.). Специфика содержания внешних функций современного Российского государства связана с процессами глобализации, усиления международного электронного документооборота и товарооборота, развития сетевых, в том 1 числе интернет-технологий, поглощением национальных правовых норм Н транснациональными и т. д. [5, с. 5—7]. Это, в свою очередь, не может не отра- е жаться на особенностях внешних функций правоприменительной политики. Н
Правоприменительная политика является одним из средств оптимизации процессов правового воздействия на этапе претворения правовых норм о в жизнь. Следовательно, ее функции находятся в органичной взаимосвязи Т с функциями права, специфичным образом выражают и конкретизируют | основные направления правового воздействия на общественные отношения. П Т.Н. Радько разработал систему функций права, состоящую из двух б групп: общесоциальные (экономическая, политическая и воспитательная) и специально-юридические (регулятивная и охранительная) [6, с. 271—279]. В связи с этим функции правоприменительной политики аналогично могут быть классифицированы по сферам общественной жизни, к которым они «привязаны» и которые они обслуживают, где они во многом пересекаются с функциями государства и права (экономическая, политическая, воспитательная, социально-демографическая, коммуникативная и т. п.), а также по целям и задачам, решаемым в процессе правового регулирования общественных отношений (праворегулятивная и правоохранительная). 127
Еще одним фактором, оказывающим наиболее существенное воздействие -
на правоприменительную политику, являются функции правоприменения как Т специфической разновидности юридической деятельности. Представляется, ^ что они налагают наиболее глубокий отпечаток на содержание функций 555 правоприменительной политики, т. к. последние непосредственно обуслов- § лены именно потребностями научно обоснованного управления правореа- §5 лизационными процессами, обеспечения их законности и эффективности. | В отечественной теории права выделяются, в частности, такие функции ° правоприменения, как правообеспечительная функция и функция индивидуального регулирования общественных отношений [7, с. 26—31], правонаделительная и правоохранительная [8, с. 167—170], правовосстановительная [9, с. 41—60] и др.
а
с
Полагаем, что можно вести речь и об аналогичных функциях правоприменительной политики. Но при этом, разумеется, необходимо учитывать, что в рамках правоприменительной политики названные функции приобретают специфическое содержание и выражение, обусловленное сущностью и назначением этой политики.
Функции правоприменительной политики могут быть классифицированы и по иным основаниям. В качестве одного из наиболее значимых критериев выступает, в частности, характер решаемых указанной политикой целей и задач. В литературе последние подразделяются на стратегические и тактические, общие и специальные, предметные и функциональные и т. д. [3, с. 299—301].
Общие функции правоприменительной политики — это такие сквозные направления ее воздействия на процессы реализации права, которые характерны для правоприменительной политики в целом. Они реализуются всеми разновидностями указанной политики. В числе таких общих функций можно выделить: упрочение законности правопорядка; повышение эффективности правоприменительной деятельности; стимулирование социально активного поведения граждан; защита прав личности и др.
Специальные функции, напротив, отражают особенности назначения тех или иных разновидностей правоприменительной политики. Например, х специальной функцией уголовной политики правоприменения является ^ выработка эффективных мер противодействия преступности, семейной к политики — оптимизация правоприменительного механизма защиты прав детей и т. д. Специальные функции правоприменительной политики должны § анализироваться в рамках отраслевых правовых исследований.
Стратегические функции правоприменительной политики направлены ^ на реализации долгосрочных задач (целей) в сфере осуществления права. <5 По мнению В.А. Рудковского, главная цель правовой политики в целом и :: правоприменительной политики в частности — создание правовых условий, ^ обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в нашей ° стране. Указанная цель конкретизируется в системе задач, образующих стране: тегию «второго уровня»: поддержание правопорядка, укрепление законности, т защита прав личности, развитие правосознания и пр. [3, с. 295—298]. ш Однако в литературе предлагаются и другие подходы. Так, авторы проекта Концепции правовой политики современной России называют девятнадцать стратегических целей правовой политики, в их числе: социальная
8 и политическая стабильность; экономический прогресс; высокий уровень благосостояния, качества и продолжительности жизни; безопасность личности, общества и государства; экологическое благополучие; гражданское ^ общество; правовое государство и др. [10, с. 6—27].
° Что касается тактических функций правоприменительной политики, то ^ они более динамичны и изменчивы, отражают те направления управленческого воздействия, которые обусловлены потребностями текущего момента (в одних случаях требуется сосредоточить правоприменительные ресурсы на противодействии коррупции, в других — на подготовке определенного кадрового потенциала для органов правоприменения и т. д.).
Таким образом, функциональный анализ правоприменительной политики охватывает достаточно широкий круг теоретических и практических проблем,
касающихся не только понимания ее сущности и социального назначения, но и многосторонних связей с другими явлениями политической и правовой систем современного общества.
Список литературы:
1. Рудковский, В.А. Правоприменительная политика // Российская правовая политика : курс лекций / под ред. H.^ Матузова и А.В. Малько. М.: Hорма, 2003. — 528 с.
2. Малько, А.В. Правоприменительная политика как фактор оптимизации осуществления права / А.В. Малько, В.А. Рудковский // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. — № 1. — С. б—13.
3. Рудковский, В.А. Правовая политика и осуществление права / В.А. Рудковский; под ред. H.H. Вопленко. — Волгоград: ВА МВД России, 2009. — 33б с.
4. Байтин, М.И. Вопросы общей теории государства и права / М.И. Байтин. — ф Саратов: Изд-во СГАП, 200б. — 398 с. 1
5. Виприцкий, H.H. Внешние функции Российского государства в условиях 1 глобализации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2011. — 23 с.
6. Радько, T.H. Функции права // Общая теория права : курс лекций / под ред. g В.К. Бабаева. — H. Швгород: ^жегор. ВШ МВД России, 1993. — 544 с. о
7. Алексеев, С.С. Функции применения права / С.С. Алексеев, И.Я. Дюрягин // | Правоведение. — 1972. — № 2. — С. 25-33. H
8. Горшенев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования т в социалистическом обществе. — М.: Юридическая литература, 1972. — 258 с. Ь
9. Швецов, С.Б. Эффективность правоприменительной деятельности : дис. ... g канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 15б с. о
10. Матузов, H.^ Правовая политика современной России: предлагаем проект g концепции для обсуждения / H.^ Матузов, А.В. Малько, К.В. Шундиков // Правовая | политика и правовая жизнь. — 2004. — № 1. — С. б-27. g
References: g
1. Rudkovskij, V.A. Pravoprimenitel'naja politika // Rossijskaja pravovaja politika : kurs g lekcij / pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. M.: Norma, 2003. — 528 s. Ы
2. Mal'ko, A.V. Pravoprimenitel'naja politika kak faktor optimizacii osushhestvlenija К prava / A.V. Mal'ko, V.A. Rudkovskij // Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika. С 2014. — № 1. — S. б-13. I
3. Rudkovskij, V.A. Pravovaja politika i osushhestvlenie prava /V.A. Rudkovskij; I pod red. N.N. Voplenko. — Volgograd: VA MVD Rossii, 2009. — 33б s. Цц
4. Bajtin, M.I. Voprosy obshhej teorii gosudarstva i prava / M.I. Bajtin. — Saratov: Izd-vo SGAP, 200б. — 398 s.
5. Viprickij, N.N. Vneshnie funkcii Rossijskogo gosudarstva v uslovijah globalizacii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. — Stavropol', 2011. — 23 s.
6. Rad'ko, T.N. Funkcii prava // Obshhaja teorija prava : kurs lekcij / pod red. V.K. Babaeva. — N. Novgorod: Nizhegor. VSh MVD Rossii, 1993. — 544 s.
7. Alekseev, S.S. Funkcii primenenija prava / S.S. Alekseev, I.Ja. Djurjagin // Pravovedenie. — 1972. — № 2. — S. 25-33. J
8. Gorshenev, V.M. Sposoby i organizacionnye formy pravovogo regulirovanija v social-isticheskom obshhestve. — M.: Juridicheskaja literatura, 1972. — 258 s.
j=
129
i
9. Shvecov, S.B. Jeffektivnost' pravoprimenitel'noj dejatel'nosti : dis. ... kand. jurid. s nauk. — SPb., 2004. — 15б s. S
10. Matuzov, N.I. Pravovaja politika sovremennoj Rossii: predlagaem proekt koncepcii dlja obsuzhdenija / N.I. Matuzov, A.V. Mal'ko, K.V. Shundikov // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. — 2004. — № 1. — S. б-27.