Научная статья на тему 'Правовая основа развития социального партнерства библиотек'

Правовая основа развития социального партнерства библиотек Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
522
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Туранина Неонила Альфредовна, Мурашко Ольга Юрьевна, Колесникова Ирина Геннадьевна

В статье рассматривается специфика системы социального партнерства и особен ности ее реализации в библиотечно-информа-ционной среде в контексте анализа сущности профильных аспектов социального парт нерства. Расширение ассортимента библиотечных, консалтинговых, образовательных услуг, совершенствование качества библио течной деятельности, усиление конкурентоспособности библиотек на рынке информационных услуг, повышение их социальной востребованности, с од ной стороны, и необходимость развития библиотечных ресурсов, с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве полно правного партнера социального сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая основа развития социального партнерства библиотек»

УДК 021.13

Туранина Неонила Альфредовна

доктор филологических наук. Белгородский государственный институт искусств и культуры turanina@mail.ru

Мурашко Ольга Юрьевна

доктор филологических наук. Белгородский государственный институт искусств и культуры olga-mur@inbox.com

Колесникова Ирина Геннадьевна

доктор филологических наук. Белгородский государственный институт искусств и культуры kashn i kova_i@mail. ru

Правовая основа развития

СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА БИБЛИОТЕК1

Neonila A. Turanina

Doctor of Philology.

Belgorod State Institute of Arts and Culture turanina@mail.ru

Olga Yu. Murashko

Doctor of Philology.

Belgorod State Institute of Arts and Culture olga-mur@inbox.com

Gennadievna K. Irina

Doctor of Philology.

Belgorod State Institute of Arts and Culture kashn i kova_i@mail. ru

The legal basis

THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP LIBRARIES

Аннотация. В статье рассматривается специфика системы социального партнерства и особен ности ее реализации в библиотечно-информационной среде в контексте анализа сущности профильных аспектов социального парт нерства. Расширение ассортимента библиотечных, консалтинговых, образовательных услуг, совершенствование качества библио течной деятельности, усиление конкурентоспособности библиотек на рынке информационных услуг, повышение их социальной востребованности, с од ной стороны, и необходимость развития библиотечных ресурсов, с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве полно правного партнера социального сотрудничества.

Ключевые слова: библиотека, социальное партнерство, библиотечное право, гражданское общество.

Annotation. The article deals with the specifics of the system of social partnership and especially its implementation in the library and information environment in the context of the analysis of relevant aspects of the essence of social partnership. Expanding the range of library, consulting, educational services, improving the quality of library activities, strengthening the competitiveness of libraries in the information services market, enhancing their social demand, on the one hand, and the need for the development of library resources, on the other, create the objective conditions for the participation of libraries as the full- entry-partner's social cooperation.

Keywords: library, social partnership , library law, civil society.

Эволюция форм и методов библиотечной работы, расшире ние номенклатуры представляемых услуг, повышение конкурентоспособно сти на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ре сурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных и др.), с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества. Формирова ние системы социального партнерства возможно только в государстве с раз витым граж-

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-13-31011 и при финансовом содействии Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Договор № 8-ВН от 03.08.2015 г.)

данским обществом, которое предполагает наличие развитой общегосударственной и локальной нормативно-правовой базы.

Роль нормативных актов как легитимной основы партнерства в библиотечном деле неуклонно возрастает в процессе совершенствования всей правовой основы Российской Федерации, хотя следует отметить, что правовое обеспечение социального партнерства в библиотеках находится в процессе становления [7, с. 103].

Социальное партнерство - система цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных социальных групп, слоев, классов, общественных объединений, органов госу-

361

дарственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений, к числу которых относятся библиотеки. Оно развивается на основе нормативных договоров и соглашений, достижении консенсуса по важнейшим направлениям социаль но-экономического и политического развития общества.

Смысл библиотечного права заключается в создании действенной системы правовых норм для обеспечения конструктивного взаимодействия, сотрудничества и развития многосторон них связей между различными структурами. Знание и умение применять отдельные аспекты как профильной, так и общей юридической базы, необходимы для решения значимых для библиотек социальных проблем, возникающие как на внутреннем (оплата труда, социальная помощь и защита работников), так и на внешнем уровне (обеспечение библиотечно-информационного

обслуживания пользователей, комплектование фонда, компьютеризация, организация доступа пользователей к документам и ин формации и т.д.). Поскольку деятельность библиотек в качестве социального института предполагает развитие отношений с отдельными физическими и юридическими лицами, то она явля ется объектом права и строится на его четко определенных законодательством нормах, регулирующих общественные отношения. Среди объективных (внешних) факторов эволюции направлений социального партнерства российских библиотек наиболее значимым стало фор мирование гражданского общества и его нормативно-правовое обеспечение в общегосударственном плане . [7, с. 89].

Данное условие является определяющим для возникновения всей системы социального партнерства в целом. Институт социального партнерства в течение нескольких лет находится в России в состоянии зарождения именно из-за недостаточного развития гражданского общества. С другой стороны, без кон солидации региональных и местных сообществ, их активного сотрудничества невозможно построение гражданского общества. Роль государства в системе социального партнерства заключается в создании необходимой правовой ба зы для существования и развития системы партнерства. Государство выступает гарантом свободы действия сторон партнерства. Так, в начале 90-х гг. Президентом РФ был подписан ряд законодательных актов, послуживших основой формирования правовой базы института социального партнерства в сфере трудовых отношений в России.

В научной литературе понятие «институт социального партнерства» трактуется неоднозначно. Одни понимают его как конкретный тип социаль но-трудовых отношений между органами государственной власти, работода телем и трудовым коллективом. Другие в более широком смысле - как специфический вид общественных отношений между профессиональными, со циальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. Третьи - как мировоззренческую основу согла сования и защиты интересов различных социальных групп,

слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти.

Социальное партнерство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев на селения, общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политиче ского развития [6, с. 67].

В настоящий момент многие социальные проблемы в силу объективных причин обостряются, изменяются социокультурные нормы взаимодействия, поэтому роль широкой общественности в поиске путей их решения трудно переоценить. Одним из новых явлений российской общественной жизни и становится социальное партнерство, получившее признание с начала 90-х годов прошлого столетия.

Действенным инструментом его практической реализации является созда ние и развитие нормативно-правовой базы, как в масштабе всего государства, регионального уровня, так и на местном уровне управления библиотечным делом (в частности, на уровне МКУК ЦБС).

Последние тридцать лет являются для России эпохой больших перемен. Период «перестройки» (1985-1991 гг.) - характеризовался серьезными изменениями в экономической и политической жизни страны, но был относительно спокойным для библиотечной сферы в плане выдвижения и реали зации законодательных инициатив. Библиотека как подсистема социальной сферы общества занимает свою нишу в качестве одного из наиболее перепек тивного демократического института - участника социального партнерства. С одной стороны, библиотеки всегда были и продолжают оставаться тесно связанными с политикой государства. В то же время, библиотеки, имея опыт постоянного взаимодействия с различными слоями населения, обладая ин формационными ресурсами и являясь носителями культуры, часто иниции руют общественное участие населения в проведении социально-экономических и общественных реформ, в совершенствовании правовых ак тов, развитии просветительской и образовательной деятельности, т.е. содействуют проявлению и развитию гражданских инициатив [5]. Этот факт позволя ет рассматривать библиотеку как социальный институт, деятельность кото ро-го располагает всеми предпосылками к участию в партнерских взаимосвя зях. Современное библиотечное обслуживание объективно связано с общими целями, задачами, потребностями, особенностями муниципального образо вания. Исследование специфики системы социального партнерства и особен ностей ее реализации в библиотечно-информационной среде, возможно толь ко в контексте анализа сущности профильных аспектов социального парт нерства.

Совместная деятельность организаций гражданского общества, несмотря на их различные, ино-

362

гда противоречивые общественные интересы, строится таким образом, чтобы в итоге соответствовать их социальным функциям. Расширение ассортимента библиотечных, консалтинговых, образовательных и прибиблиотечных услуг, совершенствование качества библио течной деятельности, усиление конкурентоспособности библиотек на рынке информационных услуг, повышение их социальной востребованности, с од ной стороны, и необходимость развития библиотечных ресурсов (финансо вых, трудовых, материально-технических, информационных и др.), с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве полно правного партнера социального сотрудничества.

Ряд исследователей проблемы, в частности,

О.Ю. Мурашко, подчеркивают, что «успешная реализация процессов социального партнерства возможна только в условиях социально ориентиро ванного государства» [5, с. 56]. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации (1993), Российская Федерация декларируется как социальное го сударство, «политика которого направлена, на создание условий, обеспечи вающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Государство начинает проявлять активность в сферах ранее не характерных для него, на пример, в рекреационной сфере, сфере экологии. В частности, отметим некоторые положения Конституции Российской Федерации (Cm. 29. п. 4.) «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», (Cm. 44.П.2.) «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям»).

В Гражданском кодексе Российской Федерации также находят отражение данные вопросы: (Cm. 32 Договоры дарения и пожертвования, Авторское право. Объекты его, от. 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях, от. 1275 свободное использование путем репродуцирования). [3].

Правовые взаимоотношения органов муниципальной власти и библиотек регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; (Глава 3-я от. 16. Вопросы местного значения городского округа, п.16. Организация библиотечного обслуживания населения, п.17. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры) [2].

Современное российское государство выбирает путь развития демократических преобразований, поэтому и концепция культуры близка к концепции государственной политики стран Европы, направленной на становление и развитие гражданского общества и социального сотрудни че-ства на базе местного самоуправления. Культура как показатель уровня развития общества постепенно становится одной из сфер социальной жизни, где система социального партнерства

обрела новые возможности в соответ ствии с процессом возникновения, функционирования и развития граждан ского общества.

В материалах конференции «Библиотеки и некоммерческие общественные организации: модели взаимодействия» (Москва, 1997) дается следующее определение гражданскому обществу: «Грааданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятель ности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и пере дачи от поколения к поколению» [4, с. 23].

Тем не менее, как и ранее, мно гие библиотеки испытывают серьезные трудности в финансовом обеспечении своей деятельности. Низкая заработная плата приводит к серьезному дефи циту кадров. Слабая материальная база, недостаточная техническая осна щенность, недостаток средств на комплектование фондов и обеспечение их сохранности, развитие современных информационных технологий требует значительных дополнительных финансовых затрат на их внедрение в практи ку и дальнейшее обслуживание, изменение внешней среды (в частности, воз росшие информационные потребности пользователей библиотеки, появление новых групп обслуживания, увеличение числа социально незащищенных ка тегорий населения) снижают эффективность работы библиотек и в целом - уровень культуры в стране.

Последние годы в жизни страны характеризуются подготовкой и проведением административных и экономических реформ, направленных на со вершенствование и повышение эффективности государственного управле ния. В настоящее время в обществе наличествуют некоторые не-благоприят ные тенденции, серьезно осложняющие деятельность библиотек. Общая тен ден-ция, которая сейчас проявляется в политике, -это переход государства от поддержки и защиты учреждений культуры к регламентирующему ре-гулиро ванию их деятельности.

Прежде всего, следует отметить, что культура до сих пор не вошла в число национальных приоритетов. Как и ранее, многие библиотеки испытывают серьезные трудности в финансовом обеспечении своей деятельности.

Низкая заработная плата приводит к серьезному дефициту кадров. Слабая материальная база, недостаточная техническая оснащенность, недостаток средств на комплектование фондов и обеспечение их сохранности снижают эффективность работы библиотек и в целом - уровень культуры в стране. Нужно оговориться, что в разных регионах положения не одинаковые. Там, где руководство заботиться о библиотеках складывается их взаимно полезное сотрудничество с властными структурами.

Когда мы говорим, «библиотека - центр общественной жизни», то имеем в виду свободный

363

доступ к информации, работу с некоммерческими об щественными организациями, деятельность публичных центров правовой информации и прочее. Будучи системой демократичной, публичная библиотека способна играть важную роль в вовлечении социальных партнеров в процесс принятия важных решений.

Наряду с социальным партнерством широкое распространение получили политическое, корпо-

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст, комментарий // Российская газета. 2009. 21 янв.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 06 окт.2003 № 131 -ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. от. 3822.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 18 дек.2006 № 230-ФЗ. Ч. 4 // Российская газета. 2006. 22 дек.

4. Библиотеки и некоммерческие общественные организации: модели взаимодействия: материалы конференции 9-11 декабря 1996 г., Москва. М., 1997. 60 с.

5. Игнатова И.Б. Информационные технологии в пространстве социальных кластеров / И.Б. Игнатова, Н.А. Туранина, О.Ю. Мурашко и др.// Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 28-30.

6. Мурашко О.Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек: научно-практическое пособие. М. : Литера, 2008. 144 с.

7. Мурашко О.Ю. Социальное партнерство муниципальной библиотеки: концепция, формирование. Перспективы : автореф. дис. ...канд. пед. наук: 05.25.03; Моек. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2007. 25 с.

ративное, агентское партнерство, социальный диалог. Кроме того, входит в практику так называемое некоммерческое партнерство, реализуемое некоммерческими организациями по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управление ских целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их за конных интересов, а также в сферах защиты прав, разрешения споров и кон фликтов, оказания юридической помощи.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation official. text, comments // The Russian newspaper. 2009. 21 January.

2. On the General Principles of Local Government in the Russian Federation: Feder. Ros law. Federation of 06 okt.2003 № 131-FZ // Meeting the legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. item. 3822.

3. Civil Code of the Russian Federation: Feder. Ros Act. Federation of 18 dek.2006 number 230-FZ. Part 4 // The Russian newspaper. 2006. 22 December.

4. Library and non-governmental organizations: models of interaction: conference materials on 9-11 December 1996, Moscow. M., 1997. 60 s.

5. Ignatova I.B. Information technology in the space of social clusters / I.B. Ignatova, N.A. Turani-na, O.J. Murashko, etc .// Vocational education. 2015. № 1. S. 28-30.

6. Murashko O.J. Social partnership as a factor in the success of the library: scientific and practical guide. M. : Letter, 2008. 144 p.

7. Murashko O.Y. Social partnership mu-socialnoy library: concept, formed tion. Prospects : author. dis. ... candidate. PED. Sciences: 05.25.03; Mosk. state University of culture and arts. M., 2007. 25 p.

364

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.