2. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М.,
2007.
3. Под «тропом» культуры мы будем понимать (в духе М.М. Бахтина) способы, которыми выражается культура, особые «референтные точки», дающие возможность оценки ее содержания.
4. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000.
5. Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию Саратов, 1994.
6. Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001.
7. Ковалев К. С позиций Третьего Рима. Византийские уроки из Москвы XXI века //Литературная газета.
2008. № 5.
8. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
9. Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. М., 2005.
10. Алексеев Н.Н. Духовные предпосылки евразийской культуры // Русский народ и государство. М., 1998.
УДК 343.3
Миронов И.А.
Помощник председателя ЮНЦ РАН,
к.ю.н.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЮГЕ РОССИИ
В статье рассмотрены современные проблемы нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, расположенных на Юге России.
The article deals with modern problems of normative-legal providing counter-actions to corruption in the subjects of the Russian Federation, situated in the South of Russia.
Ключевые слова: коррупция, региональные нормативные правовые акты, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная экспертиза.
Key words: corruption, regional normative legal acts, anti-corruption monitoring, anti-corruption expertise
В статье «Россия, вперёд!» [1] Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, высказывая свое представление о стратегических задачах, которые предстоит решать, отметил, что «наш народ обязан сегодня победить коррупцию», назвав ее «вековой, с незапамятных времён истощавшей Россию», запущенным социальным недугом, сковывающим творческую энергию страны и тормозящим наше общее движение вперед.
Нельзя не согласиться с данным определением. Коррупция снижает дееспособность государства, дезорганизует общество, порождает синдром отчуждения личности от государства, подрывает доверие граждан к власти. Она разрушает всю систему государственного управления, вызывает негативное отношение к государственной службе и государственным служащим, снижает имидж государства в глазах населения нашей страны и на международной арене. Коррупция приводит к при-
нятию заведомо неэффективных решений и огромным финансовым потерям государства, что особенно ощутимо в период экономического кризиса. Все эти и ряд других негативных факторов подрывают идею государственности и, как следствие, создают угрозу национальной безопасности.
Не случайно Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года относит коррупцию к одному из источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности [2]. Отдельные условия для коррупции создаются неполнотой и бессистемностью правовой базы противодействия коррупции, а также дефектами правовых норм, оставляющими простор для коррупционных проявлений.
Национальным планом противодействия коррупции [3] (далее - Национальный план) предусмотрено осуществление комплекса мер, направленных на законодательное обеспечение противодействия
коррупции; совершенствование государственного управления в целях предупреждения коррупции; повышение профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения.
В сфере законодательного обеспечения в соответствии с Национальным планом был принят Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» [4], которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также нашло законодательное закрепление определения понятий «коррупция», «противодействие коррупции» и т.д.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, непосредственно Федеральный закон №273-Ф3 и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
На федеральном уровне на текущий момент принято значительное количество нормативных правовых актов, таких как пакет антикоррупционных законов (внесены поправки более чем в 30 федеральных законов [5]); указы Президента Российской Федерации [6]; постановления Правительства Российской Федерации [7]; многочисленные нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти [8].
На региональном уровне органами государственной власти практически всех субъектов Российской Федерации, расположенных в СевероКавказском и Южном федеральных округах, во исполнение положений Национального плана были приняты нормативные правовые акты, определяющие основные меры предупреждения коррупционных правонарушений и направленные на противодействие коррупции и условий ее проявления [9], образованы Советы при высших должностных лицах субъектов Федерации, утверждены их составы и т.д.
Из принятых в последнее время региональных нормативных правовых актов обращает на себя внимание Закон Волгоградской области от 13.07.2009 №1920-0Д «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области» [10]. Так, указанным Законом определены конкретные полномочия Волгоградской областной Думы, администрации и главы администрации Волгоградской области в сфере противодействия коррупции. Законом предусмотрено участие уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, общественных объединений и граждан в этой сфере деятельности.
Дополнительные меры по профилактике коррупции в Волгоградской области, кроме установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», предусматривается осуществлять путем разработки и реализации целевых программ противодействия коррупции, антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной пропаганды. В частности, целевые программы противодействия коррупции представляют собой комплексы мер по реализации антикоррупционной политики, обеспечивающие согласованное осуществление правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий по противодействию коррупции.
Организация и проведение антикоррупционного мониторинга должна осуществляться органами исполнительной власти области в установленном главой администрации Волгоградской области порядке путем сбора и обобщения сведений о коррупционных факторах.
Антикоррупционный мониторинг проводится в целях повышения эффективности антикоррупционной политики и направлен на изучение коррупционной практики; изучение механизмов коррупционных сделок (от совершения разовых сделок до построения коррупционных сетей); выявление условий, способствующих коррупции, ресурсов антикоррупции, источников возможного сопротивления проведению антикоррупционной политики.
В целях организации антикоррупционного мониторинга руководители органов исполнительной власти Волгоградской области обязаны организовывать сбор и обобщение информации о коррупционных факторах, в том числе содержащейся в теле-, радиопередачах или публикациях в средствах массовой информации, а также в обращениях граждан
или организаций; принимать меры по устранению выявленных коррупционных факторов.
На основании результатов антикоррупционного мониторинга администрация Волгоградской области должна формировать и утверждать не позднее 1 февраля ежегодный доклад о противодействии коррупции в области.
Ежегодный доклад о противодействии коррупции направляется председателю Волгоградской областной Думы, прокурору Волгоградской области, начальнику Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, начальнику Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области.
Отметим, что ежегодный доклад о противодействии коррупции в Волгоградской области подлежит обязательному опубликованию в областных средствах массовой информации.
В Ростовской области законом от 12.05.2009 №218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» [11] определены 18 основных направлений деятельности государственных органов области и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции.
Указанный закон предусматривает введение антикоррупционных стандартов, которые представляют собой единую для определенной сферы деятельности государственных органов Ростовской области, органов местного самоуправления систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции. Установление антикоррупционных стандартов должно способствовать совершенствованию деятельности государственных органов Ростовской области, органов местного самоуправления и созданию эффективной системы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц. При этом антикоррупционные стандарты в сфере деятельности государственных органов Ростовской области устанавливаются областными законами, а в сфере деятельности органов местного самоуправления - муниципальными нормативными правовыми актами.
Законом Республики Дагестан от 07.04.2009 №21 «О противодействии коррупции в Республике Дагестан» [12] в качестве меры профилактики коррупции установлено, что основанием для увольнения лица, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Дагестан или муниципальной службы в Республике Дагестан, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации,
с замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Дагестан или муниципальной службы в Республике Дагестан или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности выступает установление непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений (выдел. авт.) о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Одной из мер по профилактике коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В соответствии с Федеральным законом от
17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [13] коррупциоген-ными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Так, законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 №1-РЗ «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике» [14] определено 20 коррупционных факторов, на наличие которых должно анализироваться как в проектах, так и в действующих нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики. Среди указанных факторов следует выделить такие, как широта дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле «вправе»; завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; отсутствие административных процедур; отсутствие конкурсных (аукционных) процедур; отсутствие запретов и ограничений для должностных лиц в конкретной сфере деятельности, в случае если установление данных запретов и ограничений отнесено к ведению субъекта Российской Федерации; нарушение режима прозрачности информации.
В Волгоградской области решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующего областного закона принимается Волгоградской областной Думой или главой администрации Волгоградской области. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов главы администрации Волгоградской области, администрации Волгоградской области и иных органов исполнительной власти Волгоградской области принимается главой администрации Волгоградской области. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти проводится в органах исполнительной власти Волгоградской области, а проектов законов Волгоградской области - в Волгоградской областной Думе [10].
В Карачаево-Черкесской Республике принятие решения о проведении антикоррупционной экспертизы действующих республиканских нормативных правовых актов предусматривает иную процедуру. Экспертиза проводится по решению Комиссии по противодействию коррупции в сфере нормотворчества (постоянно действующего межведомственного совещательного органа, в состав которого входят представители органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики и по согласованию представители территориальных органов федеральных органов государственной власти; персональный состав Комиссии утверждается Президентом Карачаево-Черкесской Республики) на основании соответствующего письменного обращения территориального органа федерального органа государственной власти, органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации или гражданина в адрес руководителя органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики или любого члена Комиссии или по инициативе члена Комиссии
[14].
В отдельных субъектах Российской Федерации порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативно закреплен в актах высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Например, постановление главы
администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.05.2009 № 350 «Об экспертизе проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края на коррупциогенность», Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2009 № 107 «Об утверждении Порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и иных документов» [15].
В ряде муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, расположенных на Юге России, также приняты муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие проведение антикоррупционной экспертизы. Так, в Кабардино-Балкарской Республике решением Эльбрусского районного Совета местного самоуправления от 29.06.2009 № 18/1 установлен «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР и их проектов» [16]. В соответствии с Порядком обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат следующие муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР, а также проекты правовых актов: затрагивающие права и свободы человека и гражданина; связанные с распределением бюджетных средств; связанные с управлением муниципальной собственностью и размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций; регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия структурных подразделений, отраслевых (функциональных) органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР. Иные действующие акты и проекты актов подлежат антикоррупционной экспертизе по решению Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов организует административно-правовой отдел местной администрации в срок до 10 рабочих дней. Порядок определяет перечень коррупциоген-ных факторов, которые должны выявляться и оцениваться при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов.
В сфере противодействия коррупции нельзя обойти вниманием и иные муниципальные право-
вые акты. Например, постановлением администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области от 18.05.2009 № 306 «О Порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации Руднянского муниципального района к совершению коррупционных правонарушений» [17] предусмотрено. что во всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных действий муниципальный служащий обязан не позднее текущего рабочего дня, следующего за днем обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, уведомить о данных фактах главу Руднянского муниципального района в письменной форме. Рассмотрение сведений, содержащихся в уведомлениях о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, проводится комиссией, созданной по распоряжению главы муниципального района с целью проведения служебной проверки.
В ряде муниципальных образований уже приняты программные документы в сфере противодействия коррупции. В Республике Адыгея постановлением главы муниципального образования «Город Майкоп» от 10.07.2009 № 516 утверждена «Программа по реализации антикоррупционной политики в муниципальном образовании «Город Майкоп» на 2009 - 2010 годы» [18].
Программа предусматривает проведение мероприятий по совершенствованию работы с кадрами и кадровой политики, созданию политических условий для реализации антикоррупционной политики, совершенствованию регулирования экономики и деловой активности, регулированию социальной сферы, работы со средствами массовой информации, общественными организациями, мониторингу и аудиту антикоррупционной политики.
Не вызывает сомнения, что законодательное обеспечение противодействия коррупции является крайне важной и актуальной задачей, нуждающееся в постоянном совершенствовании.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, уделяется повышенное внимание проблеме коррупции, необходимости противодействия ей комплексной системой мер регионального и муниципального уровня.
К числу причин, способствующих совершению коррупционных преступлений, относятся слабый
контроль руководителей за деятельностью подведомственных служб, ликвидация ведомственных контрольно-ревизионных служб, отсутствие у граждан уверенности в возможности решения правового вопроса законными способами, недостаточное законодательное обеспечение. Населением ставится под сомнение действенность принимаемых антикоррупционных мер в социальной сфере при предоставлении набора гарантированных государственных услуг.
На Юге России, с населением более 23 млн. человек, на сегодняшний день действуют только 17 многофункциональных центров предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, в том числе: в Республике Ингушетия - 2, Ставропольском крае - 5, Астраханской области - 1, Волгоградской области - 1, Ростовской области - 8. В основном указанные многофункциональные центры оказывают услуги в социальной сфере и в сфере имущественно-земельных отношений. Очевидно, что количество функционирующих центров недостаточно, а в большинстве субъектов Российской Федерации на Юге России они вообще отсутствуют, даже, к примеру, в Краснодарском крае, что естественно, наводит на определенные размышления.
Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод об отнесении коррупции к серьезным детерминирующим факторам, способным вызвать напряженность и расслоение в обществе, препятствующим стабилизации социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионе.
По нашему мнению, на текущем этапе в субъектах Российской Федерации в первоочередном порядке необходимо принять меры управленческого характера и организовать проведение ряда мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение коррупции:
- устранение коррупционных норм в действующих региональных и муниципальных правовых актах, договорах (соглашениях) и приведение их в соответствие с федеральным законодательством;
- проведение антикоррупционной экспертизы проектов всех правовых актов;
- внедрение системы межведомственного электронного документооборота органов власти, обеспечивающей межведомственное взаимодействие органов власти в субъекте Российской Федерации с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
- проведение анализа должностных регламентов гражданских служащих и (или) их проектов на
наличие в них положений, способствующих кор-рупциогенным проявлениям;
- разработка и внедрение в органы власти административных регламентов исполнения государственных функций, в том числе исполнения государственных функций по: осуществлению организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельности; предоставлению государственных услуг гражданам и организациям; осуществлению контрольных и надзорных мероприятий; подготовке и принятию решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределению ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управлению государственным имуществом; осуществлению государственных закупок либо выдаче лицензий и разрешений; хранению и распределению материально-технических ресурсов;
- создание в субъектах Российской Федерации многофункциональных центров по предоставлению государственных услуг населению и расширение перечня услуг, оказываемых на базе действующих многофункциональных центров;
- создание механизма эффективного использования кадрового резерва органов власти для замещения должностей гражданской службы, гарантирующего равный доступ граждан к гражданской службе, открытость процедур по формированию и использованию кадрового резерва;
- обеспечение открытости, добросовестной конкуренции, объективности, эффективности и целевого расходования средств региональных и местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- совершенствование контроля за использованием имущественных объектов государственной и муниципальной собственности, в том числе переданных в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов власти различного уровня через средства массовой информации и сеть Интернет.
Дополнительно представляется целесообразным более широкое информирование населения через средства массовой информации о деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, о возбуждении уголовных дел и вынесении обвинительных приговоров по уголовным делам коррупционной направленности.
Полагаем, что комплекс правовых, организационных и иных мер, разработанных органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на Юге России, будет содействовать снижению уровня коррупции, снимет остроту проблемы, что будет способствовать повышению уровня доверия населения к органам власти.
Литература
1. «Россия, вперед!». Статья Дмитрия Медведева.
10.09.2009 // http://www.kremlin.ru
2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.
3. Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом РФ 31.07.2008. Пр-1568 // Российская газета. 2008. 5 августа.
4. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
5. См. напр.: Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6235; Федеральный закон от
17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ.
2009. № 29. Ст. 3609 и др.
6. Указы Президента Российской Федерации от
18.05.2009 №№ 557-561 // http://www.kremlin.ru; Указы Президента Российской Федерации от 21.09.2009 №№ 1065-1066 // Российская газета . 2009. 22 сентября.
7. См. напр.: Постановление Правительства РФ от
05.03.2009 № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. № 10. Ст. 1240; Постановление Правительства РФ от 05.03.2009. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции // СЗ РФ. 2009. № 10. Ст. 1241.
8. См. напр.: Приказ ГТК РФ от 26.04.1995 № 287 «О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской
Федерации»; Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений» // Законность. 2009. № 7.
9. См. напр.: Указ Президента Республики Дагестан от 11.09.2008 № 190 «О мерах по противодействию коррупции в Республике Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2008. № 17. Ст. 734; Распоряжение Президента Республики Дагестан от 19.09.2008 № 53-рп «О Плане противодействия коррупции в государственных органах Республики Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2008. № 18. Ст. 774; Закон Республики Ингушетия от 04.03.2009 № 8-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия» // Ингушетия. 2009. 12 марта; Распоряжение Правительства Ставропольского края от 30.09.2008 № 312-рп «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ставропольского края» // Сборник законов и других
правовых актов Ставропольского края. 2008. № 37. Ст. 7872; Постановление Губернатора Астраханской области от 18.09.2008. № 482 «О плане противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Астраханской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 25.09.2008. № 50; Закон Республики Калмыкия от 10.07.2009 № 107-ГУ-З «О внесении изменений в отдельные законы Республики Калмыкия в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Хальмг Унн. 2009.11 июля. и др.
10. Волгоградская правда. 2009. 27 июля.
11. Наше время. 2009. 13 мая.
12. Дагестанская правда. 2009. 8 апреля.
13. Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
14. День Республики. 2009. 21 марта.
15. Кубанские новости. 2009. 22 мая; День Республики. 2009. 25 июля.
16. Эльбрусские новости. 2009. 1 июля; 8 июля..
17. Трибуна. 2009. 26 мая.
18. Советская Адыгея. 2009. 14 июля.