Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЩЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ ПО ПОПРАВКАМ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЩЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ ПО ПОПРАВКАМ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
общенародное голосование / Конституция / президент / поправки / референдум / popular vote / Constitution / president / amendments / referendum

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аида Абасовна Магомедова, Диана Шамильевна Пирбудагова

Статья посвящена правовым основам общенародного голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Автором раскрыта и перечислена правовая основа общенародного голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации. В статье проведен сравнительно-правовой анализ двух ключевых институтов народовластия в Российской Федерации — общенародного голосования и референдума. По итогам проведенного исследования выявлены как схожесть, так и различия сравниваемых понятий. Правовые наработки, сформированные в результате позитивного использования опыта нового института, будут восприняты в избирательных кампаниях 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF POPULAR VOTE ON AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the legal foundations of popular vote on amendments to the Constitution of the Russian Federation. The author discloses and lists the legal basis for the nationwide vote on amendments to the Constitution of the Russian Federation. The article provides a comparative legal analysis of two key institutions of democracy in the Russian Federation — popular vote and referendum. According to the results of the study, both the similarities and differences of the compared concepts were revealed. The legal developments formed as a result of the positive use of the experience of the new institution will be perceived in the election campaigns of 2021.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЩЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ ПО ПОПРАВКАМ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.41 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-79-81

правовая основа общенародного голосования по поправкам в конституцию

W W _ _

российской федерации

Аида Абасовна МАГОМЕДОВА,

аспирант 4-го года обучения Юридического института

Дагестанского государственного университета

E-mail: ayushamagomedova@mail.ru

Диана Шамильевна ПИРБУДАГОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры

конституционного и международного права

Юридического института Дагестанского государственного университета

Аннотация. Статья посвящена правовым основам общенародного голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Автором раскрыта и перечислена правовая основа общенародного голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации. В статье проведен сравнительно-правовой анализ двух ключевых институтов народовластия в Российской Федерации — общенародного голосования и референдума. По итогам проведенного исследования выявлены как схожесть, так и различия сравниваемых понятий. Правовые наработки, сформированные в результате позитивного использования опыта нового института, будут восприняты в избирательных кампаниях 2021 г.

Ключевые слова: общенародное голосование; Конституция; президент; поправки; референдум.

LEGAL BASIS OF POPULAR VOTE ON AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF RUSSIAN FEDERATION

Aida Abasovna MAGOMEDOVA,

postgraduate student of 4 years of study, Institute of Law, Dagestan State University

E-mail: ayushamagomedova@mail.ru

Diana Shamilevna PIRBUDAGOVA,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

of the Department of Constitutional and International Law

of the Law Institute of Dagestan State University

Abstract. The article is devoted to the legal foundations of popular vote on amendments to the Constitution of the Russian Federation. The author discloses and lists the legal basis for the nationwide vote on amendments to the Constitution of the Russian Federation. The article provides a comparative legal analysis of two key institutions of democracy in the Russian Federation — popular vote and referendum. According to the results of the study, both the similarities and differences of the compared concepts were revealed. The legal developments formed as a result of the positive use of the experience of the new institution will be perceived in the election campaigns of 2021.

Keywords: popular vote; Constitution; president; amendments; referendum.

В рамках Послания Федеральному Собранию 15 января 2020 г. Президент РФ В.В. Путин обозначил намерение видоизменить отдельные положения гл. 3—8 Конституции РФ, касающиеся конфигурации органов государственной власти и местного самоуправления, вопросов социальной защиты, экологической безопасности и международного взаимодействия. Предложенные поправки не затрагивали основ конституционного строя, следовательно, согласно ст. 136 Конституции РФ, они могли быть приняты в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступили бы в силу после одобрения двумя третями голосов депутатов Государственной Думы ФС РФ и тремя четвертями голосов сенаторов Совета Федерации ФС РФ.

Однако Президент РФ отметил, что подобная модификация Основного закона должна пройти только после консультации с населением: если граждане примут предлагаемые новшества, то только тогда они официально вступят в силу. Формат подобной «консультации» в Послании Президента РФ определен не был.

Правовая регламентация предлагаемого Президентом РФ института содержалась в разработанном и принятом в марте 2020 г. специальном Законе РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». В этом документе предусматривалось, что на всей территории России проводится «общероссийское голосование» [1] (ст. 2 Закона). В специальном Указе Президента РФ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» обозначался вопрос, выносимый на обсуждение: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?».

Согласно указанным нормативным правовым актам был предусмотрен следующий порядок организации голосования:

■ в Указе «Об определении даты проведения общероссийского голосованияпо вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» Президентом РФ обозначался день проведения мероприятия [2];

■ публикация Указа о назначении даты разрешала органам, организующим голосование, официальное осуществление подготовки мероприятия. На нее резервировалось не более 30 дней со дня официального опубликования Указа;

■ организацией голосования занимались избирательные комиссии РФ (на ЦИК возлагалась обязанность утвердить правовые особенности проведения голосования, проинформировать население по основным вопросам, выносимым на обсуждение, определить форму бюллетеня, установить итоги). Результаты проведенного голосования должны быть обнародованы Центральной избирательной комиссией РФ в течение пяти дней после проведения мероприятия;

■ наблюдением за качеством голосования занимались представители Общественной палаты и соответствующих региональных палат (отметим, что все эти органы финансируются за счет средств государственного бюджета).

Формат проведения голосования напоминал частично процедуру референдума: в мероприятии имели право принимать участие совершеннолетние граждане РФ, чья дееспособность не была ограничена законом или судом; само голосование предполагалось делать тайным, прямым и равным, свободным и добровольным; никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Изменения в Основной закон считались одобренными в том случае, если за них проголосовали более половины участвовавших в мероприятии граждан РФ. Отметим, что подобная схожесть содержания понятий «общероссийское голосование» и «референдум» была неполной. Различия касались некоторых важных правовых деталей, одной из которых стала ситуация с правовой регламентацией нового института:

■ если процедура проведения референдума в РФ определялась только соответствующим федеральным законодательством — Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», что предусматривало определенную стабильность правоотношений (и, соответственно, требовательность к организационным аспектам), то правовой основой общероссийского голосования явились подзаконные акты — Указы Президента Российской Федерации;

■ регулирование проведения общенародного голосования в основном осуществлялось Центральной избирательной комиссией (в этой сложной системе правоотношений Президент РФ лишь инициировал мероп-

80

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 2

риятие, задав стратегическую линию; законодатели определили общие рамки, установили основные «правила и требования», приняв Закон о поправке в Конституцию РФ);

■ различие двух указанных форм заключается также в субъектах, обладающих правом выступать с инициативой о проведении: если инициатива о проведении референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них; Конституционному Собранию и федеральным органам государственной власти, то в случае с общенародным голосованием с инициативой о проведении выступил Президент РФ;

■ результаты референдума являются обязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении в соответствии с Федеральным законом № 67; в отличие от них

результаты общенародного голосования обязательными не являются, т.е. формально поправки могли быть приняты без учета мнения народа.

Споры между специалистами в сфере конституционного права и ЦИК не повлияли на итоговые результаты голосования: по официальным данным, 57 млн человек, имеющих право голосовать, поддержали позицию Президента РФ, а средняя явка в день «семидневного общероссийского голосования» составляла около 10%.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N° 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционировании публичной власти» // СПС «Кон-сультантПлюс» .

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2020 г. № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.