Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосович Марина Сергеевна, Колосович Оксана Сергеевна, Янин Сергей Александрович

Актуальность данной статьи обусловлена изменениями, произошедшими в законодательстве, которое регламентирует деятельность отечественных образовательных учреждений по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования. В статье раскрывается правовая основа системы дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, проводится анализ нормативных актов, регулирующих данную сферу, а также изменений, произошедших здесь. Рассматривается содержание обучения по образовательным программам, формы их реализации, значение дополнительного профессионального обучения для профессионального развития обучающихся, его место в системе непрерывного профессионального образования, отдельные вопросы кодификации национального законодательства об образовании. Схематично представлены виды дополнительного профессионального образования. Анализируются положения международных договоров и соглашений, регламентирующих вопросы непрерывного образования. На основании этого определена структура дополнительного профессионального образования МВД России, отмечается дефицит правовой разрешенности нормативного регулирования дополнительного профессионального образования.The relevance of this article is due to changes that have occurred in the legislation that regulates the activities of domestic educational institutions for the provision of additional vocational education services. The article reveals the legal basis of the system of additional professional education for employees of the internal affairs bodies, analyzes the regulatory acts that regulate additional professional education, as well as changes that have occurred in this area. The content of training on educational programs, the forms of implementing the program of this type of training, the importance of additional vocational training for the professional development of students, its place in the system of continuous vocational education, certain issues of codification of the national legislation on education are considered. Schematically presented types of additional vocational education. The provisions of international treaties and agreements regulating the issues of continuing education are analyzed. Based on the analysis of the legal framework, the structure of additional professional education for the Ministry of Internal Affairs of Russia has been determined, and there is a shortage of legal permission for the regulatory regulation of additional vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосович Марина Сергеевна, Колосович Оксана Сергеевна, Янин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

М. С. Колосович, О. С. Колосович, С. А. Янин

ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Актуальность данной статьи обусловлена изменениями, произошедшими в законодательстве, которое регламентирует деятельность отечественных образовательных учреждений по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования. В статье раскрывается правовая основа системы дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, проводится анализ нормативных актов, регулирующих данную сферу, а также изменений, произошедших здесь. Рассматривается содержание обучения по образовательным программам, формы их реализации, значение дополнительного профессионального обучения для профессионального развития обучающихся, его место в системе непрерывного профессионального образования, отдельные вопросы кодификации национального законодательства об образовании. Схематично представлены виды дополнительного профессионального образования. Анализируются положения международных договоров и соглашений, регламентирующих вопросы непрерывного образования. На основании этого определена структура дополнительного профессионального образования МВД России, отмечается дефицит правовой разрешенности нормативного регулирования дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, подготовка кадров для органов внутренних дел.

M. S. Kolosovich, O. S. Kolosovich, S. A. Yanin

LEGAL FRAMEWORK AND THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The relevance of this article is due to changes that have occurred in the legislation that regulates the activities of domestic educational institutions for the provision of additional vocational education services. The article reveals the legal basis of the system of additional professional education for employees of the internal affairs bodies, analyzes the regulatory acts that regulate additional professional education, as well as changes that have occurred in this area. The content of training on educational programs, the forms of implementing the program of this type of training, the importance of additional vocational training for the professional development of students, its place in the system of continuous vocational education, certain issues of codification of the national legislation on education are considered. Schematically presented types of additional vocational education. The provisions of international treaties and agreements regulating the issues of continuing education are analyzed. Based on the analysis of the legal framework, the structure of additional professional education for the Ministry of Internal Affairs of Russia has been determined, and there is a shortage of legal permission for the regulatory regulation of additional vocational education.

Key words: additional vocational education, training of personnel for internal affairs bodies.

За последние годы законодательство, регламентирующее деятельность отечественных образовательных учреждений по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования (далее — ДПО), претерпело значительные изменения. В развитых странах мира аналогичные процессы начались несколько десятилетий назад. Активатором реформирования стало ускорение процессов устаревания знаний и возрастание необходимости максимального сближения образовательных программ с потребностями общества и рынка, обеспечение профессионального развития человека в унисон c современными условиями профессиональной деятельности и социальной сре-

ды. Быстрое развитие технологий и большое количество информации вызывают необходимость постоянного пополнения знаний. В свете сказанного все более востребованным становится ДПО.

Мнения о том, что образовательное право нуждается в совершенствовании, постоянно высказываются в научной литературе [1, с. 31—33; 2, с. 71—73; 3, с. 112—115; 4, с. 12; 5, с. 7; 6, с. 5, 6] и на уровне Правительства Российской Федерации [7], которое связывает современное состояние ДПО с отраслевой разрозненностью, оторванностью от запросов производственной сферы и сферы потребления, непривлекательностью с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса.

В последние годы ДПО принято рассматривать в системе непрерывного профессионального образования [8, с. 72—76; 9, с. 58—64; 10, с. 144—149]. Посылом такого отождествления послужил ряд международных договоров и соглашений, регламентирующих вопросы непрерывного образования. Так, в 1979 г. в СССР была ратифицирована Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» [11]. В соответствии со ст. 4 этого документа присоединившееся государство обязуется постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям людей в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни во всех секторах экономики, всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Значительно стимулировала интеграционные процессы систем образования Европы и способствовала развитию системы непрерывного образования Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования [12] (так называемая Болонская система образования). Следуя принятым на себя обязательствам, Российская Федерация активизировала процессы кодификации внутреннего законодательства об образовании, что способствовало выстраиванию четкой системы отечественного образования, совершенствованию образовательного процесса и в конечном итоге обеспечению прав потребителей образовательных услуг. К сожалению, авторы должны отметить дефицит правовой разрешенности нормативного регулирования ДПО, что создает определенные сложности при его осуществлении.

Основным законом, регламентирующим деятельность всех образовательных учреждений России, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. В соответствии со ст. 10 этого закона образование подразделяется на общее, профессиональное и дополнительное. В свою очередь дополнительное образование включает

дополнительное образование детей и взрослых и ДПО. Интересующие нас дополнительные профессиональные программы подразделяются на программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки (ст. 12 и ч. 2 ст. 76).

Круг лиц, имеющих право получить ДПО, имеет четкие границы. К ним отнесены лица, которые или уже имеют, или в настоящее время получают среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Данное положение получило свое развитие в ст. 3 приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 1 июля 2013 г. № 499. При этом законодатель определил, что программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Освоение программы ДПО подтверждается удостоверением о повышении квалификации и (или) дипломом о профессиональной переподготовке. Данный закон унифицирован и содержит общие требования для всех образовательных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Между тем ведомственная принадлежность образовательного учреждения обусловливает специфику подготовки специалиста.

Определяющим законом в сфере ДПО сотрудников МВД России является Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3, в соответствии со ст. 76 которого подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется в рамках:

1) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел

2)обучения по образовательным пропрограмам

У V

3) профессиональной служебной и физической подготовки

При этом обучение по образовательным программам подразумевает:

В соответствии со ст. 70 приказа МВД России «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» от 31 марта 2015 г. № 385 ДПО сотрудников ОВД проводится по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки, которые могут реали-зовываться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, стажировки, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. ДПО в форме стажировки осуществляется в органах, организациях, подразделениях МВД России, а также в иных государственных органах и государственных организациях в соответствии с заключенными с ними соглашениями (ст. 84 приказа МВД России «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»).

-

Дополнительное профессиональное образование

Стажировка может предусматривать

Для сотрудника ОВД ДПО осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет и является преимущественным основанием для его включения в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности (пп. 5, 8 ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Приобретенная в ходе ДПО квалификация дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования к наличию квалификации (ст. 19 приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Порядок организации ДПО сотрудников ОВД, включая формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 9 ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Полномочиями

1. Забелина О. В. Проблемы и задачи актуализации нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере дополнительного профессионального образования // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2012. № 3.С. 31—33.

2. Иванов Л. В. О некоторых организационно-правовых проблемах дополнительного профессионального образования в системе МВД России // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2 (30). С. 71—73.

3. Насонова И. А. О значении защиты прав участников уголовного процесса и проблемах преподавания учебного курса «Обеспечение прав личности в уголовном процессе» // Итоги работы Воронежского института МВД России в 1 семестре 2008/2009 учебного года и задачи по внедрению модульной технологии обучения: материалы учеб-метод. сбора руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава (Воронеж, 12—13 февраля 2009 г.). Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. С. 112—115.

4. Насонова И. А., Федотов И. С. Уголовный процесс для слушателей факультета заочного обучения: учеб. пособие. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2006.

по организации кадрового обеспечения и подготовке кадров, в том числе в рамках ДПО, наделено МВД России. Оно нормативно закрепило перечень образовательных учреждений, осуществляющих данную форму обучения [13]: 25 образовательных организаций высшего образования и их филиалы — повышение квалификации, 8 — профессиональную подготовку, 19 — дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел, включенных в кадровый резерв.

Кроме того, необходимо сказать о разъяснениях и методических рекомендациях Минобрнауки России [14, 15, 16], в которых раскрываются основные положения законодательства об образовании. Несмотря на то что назвать их правообра-зующими нельзя, они играют важную роль для всех образовательных организаций страны.

В завершение можно сделать вывод о том, что правовая база системы ДПО МВД России имеет сложную структуру и состоит из четырех звеньев: 1) международные акты; 2) законодательные акты; 3) указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации; 4) нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации.

1. Zabelina O. V. Problems and tasks of actualization of the legal and regulatory support of activities in the sphere of additional professional education // Innovative economics: information, analytics, forecasts. 2012. No. 3. P. 31—33.

2. Ivanov L. V. About some organizational and legal problems of additional vocational education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 2 (30). P. 71—73.

3. Nasonova I. A. On the importance of protecting the rights of participants in criminal proceedings and the problems of teaching the training course "Ensuring the rights of the individual in the criminal process" // The results of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the 1st semester of the 2008/2009 academic year and the tasks of introducing modular technology : materials teaching method. the collection of the leading, teaching and commanding staff (Voronezh, February 12—13, 2009). Voronezh: Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009. P. 112—115.

4. Nasonova I. A., Fedotov I. S. Criminal Process for Students of the Faculty of Distance Learning: Textbook. allowance. Voronezh: Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006.

5. Общие гуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования по специальности 021100 — Юриспруденция): учеб. пособие / И. А. Насонова [и др.]. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2005.

6. Тепшинова С. О. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогов в свете нового образовательного законодательства // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 5—6.

7. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // СЗ РФ. № 2. Ст. 541.

8. Бычкова О. С. Проблема формирования психологической компетенции преподавателя технического вуза в непрерывном дополнительном профессиональном образовании // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2009. № 6 (10). С. 72—76.

9. Козлова Н. И. Дополнительное профессионально-педагогическое образование взрослых как структурный компонент концептуальной модели непрерывности обучения // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2013. Т. 1. № 33. С. 58—64.

10. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 144—149.

11. О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов: конвенция № 142 Международной организации труда (заключена в г. Женеве 23 июня 1975 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (принята в г. Болонье 19 июня 1999 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении Перечня образовательных учреждений МВД России и центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России, осуществляющих дополнительно первоначальную подготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в 2013 году: распоряжение МВД России от 13 мая 2013 г. № 1/4285. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. General humanitarian, general professional and special disciplines (educational and methodological recommendations for students in correspondence courses on the basis of secondary (complete) general education, specialty 021100 — Jurisprudence): Textbook. manual / I. A. Naso-nova [and others]. Voronezh: Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005.

6. Tepshinova S. O. Normative and legal support of additional vocational education of teachers in the light of the new educational legislation / / Secondary vocational education. 2015. № 1. P. 5—6.

7. On the Concept of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-r // SZ RF. № 2. Art. 541.

8. Bychkova O. S. The problem of forming the psychological competence of the teacher of a technical college in continuous additional professional education // News of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. 2009. № 6 (10). P. 72—76.

9. Kozlova N. I. Additional professional and pedagogical education of adults as a structural component of the conceptual model of learning continuity // Humanitarian vector. Series: Pedagogy, psychology. 2013. Vol. 1. 33. 33. P. 58—64.

10. Tatarnikova A. A. Additional vocational education as an integral part of continuous professional education // Bulletin of Tomsk State University. 2007. No. 299. P. 144—149.

11. On vocational guidance and training in the field of human resources development: Convention No. 142 of the International Labor Organization (concluded in Geneva on June 23, 1975). Access from the legal system "ConsultantPlus".

12. Declaration on the creation of a common European space for higher education (adopted in Bologna on June 19, 1999). Access from the legal system "ConsultantPlus".

13. On approval of the list of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the professional training centers of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which are additionally involved in the initial training and professional development of officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in 2013: Russian Interior Ministry order No. 1/4285 of May 13, 2013. Access from the legal system "ConsultantPlus".

14. Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО (вместе с «Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования»): письмо Минобр-науки России от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

15. О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (вместе с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме): письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов): письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Колосович М. С., Колосович О. С., Янин С. А., 2017

14. About the peculiarities of legislative and normative legal support in the sphere of DPO (together with "Explanations on the peculiarities of legislative and normative legal support in the sphere of additional vocational education"): letter No. AK-1261/06 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 7, 2014. Access from the legal system "ConsultantPlus".

15. On the direction of methodological recommendations for the implementation of additional professional programs (together with the Methodological Recommendations for the implementation of additional professional programs using distance learning technologies, e-learning and in a network form): letter of the Ministry of Education and Science of Russia on April 21, 2015 No. VK-1013/06. Access from the legal system "ConsultantPlus".

16. On the direction of methodological recommendations (together with the Methodological Recommendations-explanations for the development of additional professional programs based on professional standards): letter of the Ministry of Education and Science of Russia from April 22, 2015 No. VK-1032/06. Access from the legal system "ConsultantPlus".

© Kolosovich M. S., Kolosovich O. S., Yanin S. A., 2017

AAA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.