Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА АЛБАНИИ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА АЛБАНИИ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ / АЛБАНИЯ / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / РЕСТИТУЦИЯ / СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каса Ильда

В статье анализируется законодательство Албании в области защиты жертв в целом и жертв торговли людьми в частности, рассматриваются положения международно-правовых актов о статусе жертвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF ALBANIA IN FIGHT AGAINST HUMAN TRAFFICKING AND PROTECTION OF ITS VICTIMS

In article the legislation of Albania in the field of protection of the victims in general and the victims of human trafficking in particular is analyzed, provisions of international legal acts of the status of the victim are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА АЛБАНИИ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ»

О^ ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК - 341 КАСА ИЛЬДА,

ББК - 67 аспирант, ассистент кафедры судебной власти,

правоохранительной и правозащитной деятельности

Юридического института Российского университета дружбы народов тел: +7(495) 787-38-03, e-mail: kasaildar@gmail.com

12.00.10 - международное право; европейское право

ПРАВОВАЯ ОСНОВА АЛБАНИИ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ

Аннотация. В статье анализируется законодательство Албании в области защиты жертв в целом и жертв торговли людьми в частности, рассматриваются положения международно-правовых актов о статусе жертвы.

Ключевые слова: борьба с торговлей людьми, Албания, Конвенция о правах ребенка, реституция, субъект преступления.

CASАILDA,

graduate student, assistant to department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities Legal institute Russian Peoples' Friendship University

LEGAL BASIS OF ALBANIA IN FIGHT AGAINST HUMAN TRAFFICKING AND PROTECTION OF ITS VICTIMS

Summary. In article the legislation of Albania in the field of protection of the victims in general and the victims of human trafficking in particular is analyzed, provisions of international legal acts of the status of the victim are considered.

Keywords: fight against human trafficking, Albania, Convention on the Rights of the Child, restitution, subject of a crime.

Правовая база по борьбе с торговлей людьми в Албании состоит из нормативно-правовых актов, в том числе: Уголовного кодекса Республики Албании № 7895 от 27.1.1995 г. [3], Уголовного процессуального кодекса Республики Албании № 7905 от 21.3.1995 г. [4], Закона № 8920 от 11.7.2002 г. «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и двух дополнительных протоколов к ней» [5], Закона № 9544 от 29.05.2006 г. «О ратификации Соглашения между правительством Республики Албания и правительством Республики Греции

по защите и предоставления помощи детей-жертв торговли людьми» [6], Закона № 9642 от 20.11.2006 г. «О ратификации Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми» [7], Закона № 9834 от 22.11.2007 г. «О присоединении Республики Албания к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции идетской порнографии от 25 мая 2000 года» [8], Закона № 10 192 от 3.12.2009 по предупреждению и борьбе с организованной преступностью и торговлей людьми посредством превентивных мер против собственности [9], Решения Совета министров № 8 от 5.1.2002 г. [19], Распоряжения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

Совета министров № 203 от 19.12.2005 г. «О функционировании Группы по борьбе с торговлей людьми»1 [16], Распоряжения Премьер-министра Республики Албании № 139 от 19.06.2006 г. «О создании региональных комитетов по борьбе с торговлей людьми» [17], Совместного распоряжения Министерства внутренних дел № 3394/4 от 17.05.2006 г., Министерства иностранных дел № 7590 от 24.05.2006 г. и Министерства труда, социального развития и равных возможностей № 1192 от 19.05.2006 г. «О создании Ответственного органа по защите и оказанию помощи жертвам торговля и определении задач институтов, участвующих в этом процессе» [18], Решения Совета министров № 1083 от 23.07.2008 г. «Об утверждении национальной стратегии 2008-2010 гг. по борьбе против торговли людьми и дополнительного документа «Национальная стратегия по борьбе с торговлей детьми и защиты детей-жертв торговли людьми» [20], Инструкции Министра внутренних дел № 30 от 05.02.2010 г. «О совместной работе исполнительных структур для реализации Национальной стратегии по борьбе против торговли людьми» [15] и пр.

Прежде чем начинать анализ законодательства Албании в области защиты жертв в целом и жертв торговли людьми в

1 ё) Администрирование базы данных, борьба с торговлей людьми, представление итоговых отчетов по этому вопросу в Госкомитет (министров), борьба против торговли людьми. Это -отчеты общественности в соответствии с законом № 8503 от 30.06.1999 «О праве на доступ к официальным документам» и нет. 8517 от 22.07.1999 «О защите персональных данных»; ё) предлагает изменения и улучшения в системах и механизмах Национальной стратегии по борьбе с торговлей людьми; е) содействовать повышению транспарентности в деятельности государственных учреждений, участвующих в борьбе с торговлей людьми, с целью повышения осведомленности в этой области, в сотрудничестве с другими учреждениями и гражданским обществом по этим вопросам. 3. Борьба с торговлей людьми. Группа играет роль технического секретариата Государственного комитета по борьбе с торговлей людьми.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

частности, следует обратить внимание на положения международно-правовых актов относительно статуса жертвы. Согласно п. 1 Декларации ООН об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 г., под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью [1].

Пункт 5 Декларации рассматривает необходимость создания и укрепления судебных и административных механизмов, чтобы обеспечить жертвам возможность получения компенсации с помощью официальных и неофициальных процедур. Согласно п. 8 Декларации, при соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям или иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах. В соответствии с п. 9 Декларации Правительства следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям.

Положения о компенсации жертв включены в п. 12 и 13 Декларации. Согласно п. 12 Декларации, если компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, то государства должны принимать меры к предоставлению финансовой компенсации, должны содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам (п. 13).

Нормы о компенсации жертвам закреплены также в Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений [2] 1983 г., которая была ратифицирована Албанией Законом № 9265 от 29.07.2004 г. Статья 2 Конвенции рассматривает положение о возмещении убытков, если преступник не может подвергнуться судебному преследованию или быть наказан. В этом случае государство должно это взять на себя для следующих категорий лиц: для тех, которым в результате умышленных насильственных преступлений был нанесен серьезный вред физическому состоянию или здоровью; для тех, которые находились на иждивении погибших в результате такого преступления.

Положения о предоставлении помощи потерпевшим зафиксированы в ст. 25 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г. Согласно этой статье, каждое государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры к предоставлению помощи и защиты потерпевшим от преступлений, охватываемых данной Конвенцией, особенно в случаях угрозы местью или запугивания.

Далее по этому же вопросу написано в п. 2 и 6 ст. 6 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Согласно п. 2, каждое государство-участник обеспечивает, чтобы его внутренняя правовая или административная система предусматривала меры, позволяющие, в надлежащих случаях, предоставлять жертвам торговли людьми информацию о соответствующем судебном и административном разбирательстве; не наносящую ущерба правам защиты помощь, позволяющую излагать и рассматривать их мнения и опасения на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления. В соответствии с п. 6 каждое государство-участник обеспечивает, чтобы его внутренняя правовая система предусматривала меры, предоставляющие жертвам торговли людьми возможность получения компенсации за причиненный ущерб.

Понятие «жертва» впервые в международных актах обязательного характера было закреплено в ст. 4 Конвенции СЕ о противодействии торговле людьми 2005 г. Согласно п. «е» ст. 4 Конвенции, «жертва» означает любое физическое лицо, подвергающееся торговле людьми, как она определена в настоящей статье.

Следует обратить внимание на положения Плана действий ОБСЕ 2003 г., которые предусматривают создание национальных механизмов перенаправления, информирование и защиту жертв торговли людьми, их реабилитации и реинтеграции жертв торговли детьми, так как осуществление этого Плана в Албании имело хорошие результаты в сфере защиты жертв торговли людьми.

В Албании нет законодательных актов, направленных непосредственно на защиту жертв торговлю людьми, хотя общие положения включены в несколько нормативных актов, таких, как УК РА, УПК РА, Закон «О защите свидетелей и сотрудничающих с правосудием», Закон № 10 192 от 3.12.2009 по предупреждению и борьбе с организованной преступностью и торговлей людьми посредством превентивных мер против собственности. Зато существует много подзаконных актов, принятых в сфере борьбы с торговлей людьми и защите ее жертв.

Уголовный кодекс Республики Албания № 7895 от 27.1.1995 г. [10] рассматривает торговлю людьми в четырех статьях (7, 1^, 114Ь, 128Ь). Согласно п. d ст. 7 УК РА, иностранные граждане привлекаются к уголовной ответственности в Албании в соответствии с уголовным законодательством Республики Албании, если совершили преступление на территории Албании или организовали занятие проституцией, торговлю людьми, детьми и женщинами в частности (в отношении албанских граждан). Статья 110а касается торговли людьми в общем (с изменениями, внесенными ст. 1 Закона № 9188 от 12.02.2004 г.); статья 114 Ь касается торговли женщинами (с изменениями, внесенными ст. 2 Закона № 9188 от 02.12.2004 г.); статья 128 Ь предусматривает запрет на торговлю несовершеннолетними (с изменениями, внесенны-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2016

ми ст. 3 Закона № 9188 от 02.12.2004 г., добавлением к ст. 3 Закона № 9859 от 21.01.2008 г.).

В соответствии со статей 110а лицо несет уголовную ответственность в виде лишения свободы от пяти до пятнадцати лет и штрафом в размере двух миллионов до пяти миллионов лек за вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, неправомерных действий должностных лиц, или получения выгоды от социальных, физических или психологических условий, или предоставления или получения платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо в целях эксплуатации проституции других лиц, или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд, рабство или формы, сходные с рабством, использование или трансплантации органов, а также других форм эксплуатации. Организация, управление и финансирование торговли людьми наказывается сроком лишения свободы от семи до пятнадцати лет и штрафом в размере от четырех миллионов до шести миллионов лек. Когда это будет сделано, организовано или более чем один раз, или в сочетании с жестоким обращением и причинением физического или психологического насилия в отношении потерпевшего, для выполнения различных действий, или вызывает серьезные последствия для здоровья, наказывается лишением свободы на срок не менее пятнадцати лет лишения свободы и штрафом в размере от шести миллионов до восьми миллионов лек. Если преступление вызвало смерть потерпевшего, оно наказывается лишением свободы на срок не менее двадцати лет или пожизненным лишением свободы и штрафом в размере от семи миллионов до десяти миллионов лек. Когда преступление осуществляется за счет использования государственной должности или государственной службы, применяется наказание в виде лишения свободы и штрафа на одну четверть больше указанного выше.

Если сравнить составы преступлений (110а, 114Ь, 128Ь), то можно отметить, что

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

отличается только субъект преступления (люди в целом или женщины, дети в частности).

Уголовный кодекс РА, как и уголовные кодексы многих других государств, не предусматривает термина «жертва», и это означает, что жертва не представляет собой отдельный субъект преступления. Реституция и компенсация жертвам не упоминаются в качестве целей уголовного преследования, так как жертва не является субъектом уголовного права. В УПК РА предусматривается понятие «потерпевшее лицо», но оно относится больше к лицам, материально пострадавшим от преступления, нежели к лицам, которые получили телесные увечья или моральный вред. Возможно, такое положение объясняется тем, что преступления, связанные с торговлей людьми, являются новыми и данный вопрос еще не урегулирован в законодательстве.

В рамках вышеупомянутых международно-правовых обязательств, принятых Албанией, в законодательстве должны быть четко прописаны и права потерпевшего так, как они определены для обвиняемого. Чтобы добиться этого, сначала жертва должна быть признана непосредственным участником уголовного процесса.

Часть законодательной базы по борьбе с организованной преступностью отразила обязательства, вытекающие из международных норм (например, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.) [11]. Так, в Законе «О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием» [12], определяется обязанность конкретных административных органов принять меры специальной защиты, физической и технической защиты в том месте, где защищаемое лицо находится.

Статья 2 Закона № 10 192 от 3 декабря 2009 г. по предупреждению и борьбе с организованной преступностью и торговлей людьми посредством превентивных мер против собственности направлена на осуществление процедур конфискации и критерии для принятия профилактических мер в отношении имущества лиц, подозреваемых в причастности к организованной преступности и торговле людьми.

В ходе судебного разбирательства в первой инстанции Суда по тяжким преступлениям ключевой проблемой статуса жертвы торговли людьми2 является отсутствие какого-либо правового позиционирования потерпевшего, разве что в роли свидетеля или гражданского истца за материальный ущерб [14]. Управление Прокуратуры по тяжким преступлениям сообщило, что в 2015 г. были задержаны 25 подозреваемых в торговле людьми, по сравнению с 39 в 2014 г. [21]

Таким образом, можно сказать, что существует необходимость совершенствования законодательства в целом по вопросу правового положения жертвы торговли людьми и в частности по вопросу о компенсации жертвам торговли людьми. Наша правовая система не имеет специального закона о компенсации и возмещении ущерба жертвам. В уголовно-процессуальном

2 За период с 01.01.2011 г. по 24.04.2012 г. Суд по тяжким преступлениям рассмотрел в целом с объектом уголовных преступлений, связанных с «торговлей людьми», 13 (тринадцать) дел, из которых в 2011 г. 12 уголовных дел завершены вынесением окончательного решения. По уголовным делам из вышеперечисленных были переданы в суд 18 (восемнадцать) человек (подсудимых), из которых за совершение уголовного преступления «торговля несовершеннолетними», предусмотренного ст. 128/Б/3, было регистрировано три дела. По обвинению в «торговле женщинами для занятия проституцией», согласно ст. 114/Б/3, зарегистрировано семь уголовных дел. В этом уголовном преступлении обвинялись семь лиц, привлеченных к суду. Было вынесено окончательное решение по пяти уголовным делам, два из этих уголовных дел рассматривались в 2012 г. За совершение уголовного преступления «торговля людьми», предусмотренного ст. 110/1 УК, имело место одно уголовное дело, которое было завершено вынесением окончательного решения. В суде за уголовное преступление, связанное с торговлей женщинами, предусмотренное ст. 114/Б/2 УК, было зарегистрировано одно уголовное дело, которое было завершено вынесением окончательного решения. В 2012 г., до 24 апреля, были завершены с окончательным решением два уголовных дела по ст. 114/Б/3 Уголовного кодекса.

законодательстве есть только одна возможность обеспечения компенсации жертвам — гражданский иск в уголовном процессе, предусмотренный ст. 61 Уголовно-процессуального кодекса3 . Данное положение дает право лицу, понесшему материальный ущерб, получать через заявление гражданского иска в уголовном процессе реституцию собственности и компенсацию.

Представляется, что важно включить термин «жертва» в законодательство для обеспечения основных прав жертв и для достижения баланса между правами обвиняемого и жертвы. Необходимо найти эффективный правовой инструмент, чтобы компенсировать жертвам моральный и телесный вред путем принятия специального закона «О компенсации жертвам торговли людьми» или изменить Закон о предупреждении и борьбе с организованной преступностью и торговлей людьми посредством превентивных мер против собственности.

Кроме того, необходимо пересмотреть и уточнить интерпретацию определенных терминов, таких, как «похищение», «мошенничество», «выгоды от социального состояния», «использование или трансплантация органов» и т.д. [13] Судебное производство по преступлению «эксплуатация проституции при отягчающих обстоятельствах», предусмотренное п. «а» ст. 114 УК, находящееся на данный момент под юрисдикцией Уголовного Суда г. Тираны, должно быть, по нашему мнению, передано в юрисдикцию Суда по тяжким преступлениям. Уголовное законодательство должно предоставлять освобождение от уголовной ответственности жертвам торговли людьми в отношении незаконных действий, которые они могли совершить при использовании их в качестве рабской силы (статья 307 Уголовного кодекса).

3 Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, или его наследники могут подать гражданский иск в уголовном процессе в отношении подсудимого или гражданского ответчика и требовать возвращения имущества и компенсации за ущерб.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

Поскольку жертвы торговли людьми, не представленные в уголовном процессе, не защищены должным образом, необходимо включить конкретные положения в Уголовно-процессуальный кодекс для представления жертвы третьими лицами, законными представителями, адвокатами, сотрудниками различных организаций и т.д.

Для обеспечения всеобъемлющей законодательной базы по борьбе с торговлей людьми в Албании необходимо разработать и внести изменения в Закон по предупреждению и борьбе с организованной преступностью и торговлей людьми посредством превентивных мер против собственности или издать новый закон по борьбе с торговлей людьми и включить туда вопросы о защите, в частности о компенсации жертвам торговли людьми. На наш взгляд, этот пункт чрезвычайно важен, поскольку компенсация дает жертвам возможность интегрироваться в общество и морально реабилитироваться.

Список литературы:

[1] Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Принята резолюцией 40 /34 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года // URL: <http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/RES/40/34>.

[2] Европейская конвенция о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений от 24 ноября 1983 года // URL: <http:// conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/ Html/116.htm>.

[3] Ligji Nr. 7895, date 27.1.1995 «Kodi penal iRepublikёssёShqipёrisё» (Ndryshimif unditLigjnr. 98/2014 datä 31.7.2014). URL: <http://www.hidaa.gov.al/ ligje/kodi%20penal%20i%20rsh.pdf >

[4] Ligj Nr.7905, datä 21.3.1995 KodiiproceduräspenaleiRepublikässäShqipärisä (I perditesuar). URL: <http://www.hidaa.gov. al/ligje/Kodi%20i%20Procedures%20 Penale.pdf>

[5] Ligj Nr. 8920, datä 11.7.2002 Pärratifikimin e«KonventässäKombevetä Bashkuarakundärk rimittäorganizuarndärkombätar» dhedyprotokolleveshtesätäsaj. URL: < http:// www.punetebrendshme.gov.al/files/ priorities_files/13-11-25-02-38-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

5709 Ligji Nr. 8920 dat%C3%AB 11.07.2002 %E2% 80%9CP%C3%ABr_Ratifikimin_e_ Konvent %C3%ABs_s%C3%AB_Kombeve_t%C3%AB_ Bashkuara% E2%80%9D_kund%C3%ABr_.pdf >

[6] Ligj Nr. 9544, date 29.5.2006 Perratifikimin e«MarreveshjesndermjetKeshillitteministra veteRepublikesseShqiperisedheqeverisese RepublikesseGreqisepermbrojtjendheasistencen efemijeve, viktimatetrafikimit» // URL: < http://www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-11-25-02-39-3612___

Ligi_Nr._9 544_dat%C3%AB_2 9.0 5.2 0 06_% E2%8 0%9C_P%C3%ABr_Ratifikimin_e_ Marr%C3%ABveshjes_me_Greqin%C3% AB,_p%C3%ABr_Mbrojtjen_dh.pdf>

[7] Ligj Nr. 9642, date 20.11.2006 PerratifikimineKonventesseKeshillitte Europes «Permasatkundertrafikimitteqenievenjerezore». URL: < http://www.punetebrendshme.gov.al/ files/priorities_files/13-11-25-02-39-

2811_Ligj_Nr._9642_dat%C3%AB_20.112006_%

E2%80%9CP%C3%ABr_ratifikimin_e_Konvent%C3% A Bs_s%C3%AB_K%C3%ABshillit_t%C3%AB_ Evrop%C3%ABs_dhe_masat_.pdf>

[8] Ligj Nr. 9834, date 22.11.2007 Peraderimin eRepublikesseShqiperiseneProtokolli nopsionalteKonventesse OKB-se "Pertedrejtat e femijeve", pershitjen e femijeve, prostitu cionindhepornografine me femije . URL: < http: //www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-11-25-02-39-0310___

Ligji_Nr._9834,dat%C3%AB_22.11.2007_%E2%80% 9CP%C3%ABr_aderimin_e_Republik%C3% ABs_s%C3%AB_Shqip%C3%ABris%C3%AB_n%C3% AB_ Protokollin_Opsio.pdf >

[9] Ligj Nr. 10 192, date 3.12.2009 perparandalimindhegoditjenekrimitteor ganizuardhetrafikimitnepermjetmasaveparan daluesekunderpasurise. URL: <http:// www.drejtesia.gov.al/files/userfiles/ Legjislacioni/Ligj_parandalimin_goditjen_ krimin_organizuar.pdf>.

[10] Ligji Nr. 7895, dt 27.1.1995 "Kodi penal iRepublikesseShqiperise". (NdryshimiifunditLigjnr. 98/2014 date 31.7.2014). URL: <http://www.hidaa.gov.al/ ligje/kodi%20penal%20i%20rsh.pdf >

[11] Ligj Nr. 8778, date 26.4.2001 FZ. 24-2001 perratifikimin e «Konventespenaleperkorrup sionin» // URL: <http://www.pp.gov.al/web/ konventa_penale_per_korrupsionin_800.pdf>.

[12] Ligi Nr. 9205 dt.415.03.2004 «Per mbrojtjen e deshmitarevedhebashkepunetore vetedrejtesise».

[13] Raporti i GRETA-s - paragrafät 48 -52.Qartäsimi i termave dhe koncepteve tä pärdorura nä Kod Penal do tä na ndihmonte pär tä standardizuare dhe termin e saktä qä duhet tä pärdorimin pär vetä fenomenin, problem i krijuare dhe pär shkak tä väshtiräsi venä pärkthimin dhe kuptimin e termave tä tilläsi: trafikimi i qenieve njeräzore, trafikimi i personave, trafikimi nä njeräze tj.

[14] Sander Simoni. Trajtimiiviktimavetä trafikimitsidäshmitarä gjatä procesitgjyqäsor. Mundäsitä ligjorepärkompensimineviktimavetä trafikimitdhenevojapärndryshimeligjore. Problemetähasuranäpraktikängjyqäsore // Trafikimiiqenievenjerezore ne Shqiperi. Shkurt, 2013. Fq. 79.

[15] Udhäzimnr. 30, datä 05.02.2010 Pärveprimin e pääbashkättästrukturavezbatuesetä StrategjisäKombätarepärluftänkundärtra fikimittäqenievenjeräzore. URL: <http:// www.punetebrendshme.gov.al/files/ priorities_files/13-11-25-02-38-

4507__Udh%C3%ABzim_Nr._30_dat%C3%AB_

05.02.2010_%E2%80%9CP%C3%ABr_veprimin_ e_p% C3%ABrbashk%C3%A Bt_t%C3%AB_ Strukturave_Zbatuese_t%C3%AB_Strateg.pdf>

[16] Urdhär Nr. 203, datä 19.12.2005 PärmänyränefunksionimittäNjäsisäAntitrafik. URL: <http://www.punetebrendshme.gov.al/ files/priorities_files/13-11-25-02-37-

2503___Urdh%C3%ABr_Nr._203_dat% C3%

AB_19.02.2005_%E2%80%9CP% C3%ABr_M%C3%ABnyr%C3%ABn_e_ Funksionimit_t%C3%AB_Nj%C3% ABsis%C3%AB_Antitrafik%E2%80%9D.pdf>

[ 17]Urdhär Nr. 139, Datä 19. 06. 2006 Pärkrijimin e komiteteverajonaletäluftäskun därtrafikuttäqenievenjeräzore. URL: < http:// www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-1 1-25-0 2-38-39 06___

Urdh%C3%ABr_Nr._13 9,_dat%C3%AB_ 19.06.2006_%E2%80%9CP%C3%ABr_ Krijimin_ e_Komiteteve_Rajonale_t%C3%AB_Luft%C3% ABs_Kund%C3%ABr_Trafiki.pdf >

[18] URDHER I PERBASHKET «Pärngritjen e AutoritetitPärgjegjäspärmbrojtjendhen dihmän e viktimavetätrafikimitdhepärcaktimin e detyravetäinstitucionevetäpärfshiranä kätäproces». URL: < http://www. punetebrendshme.gov.al/files/priorities_files/

13-11-25-02-38-3305___Urdh%C3%ABr_i_

P%C3%ABrbashk%C3%A Bt_Nr._1192,_ dat%C3%AB_19.05.2006_%E2%80%9CP%C3%

ABr_ngritjen_e_Autoritetit_P%C3% ABrgjegj%C3%ABs_p%C3%ABr_mbr.pdf>

[19] Vendim Nr. 8, datё 5.1.2002 Pёrkrijimin e Komitetitshteterortelufteskundёrtra fikutteqenievenjerezore. URL: <http:// www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-1 1-2 5-02-36-3801__

VKM_Nr._8_dat%C3%AB_05.0 1.2002_ P%C3%ABr_Krijimin_e_Komitetit_Shtet%C3% ABror_t%C3%AB_Luft%C3%A Bs_Kund% C3%ABr_Trafikimit_t%C3%AB_Q.pdf>

[20] Vendim Nr. 1083, datn 23.07.2008Ppёr miratimin e Strategjisёkombёtaretёluftё skundёrtrafikimittёqenievenjerёzore, 20082010, sidhetёdokumentitplotёsues «Strate gjiakombёtarepёrluftёnkundёrtrafiki mittёfёmijёvedhembrojtjen e fёmijёve, viktimatёtrafikimit» // URL: <http:// www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-1 1-25-02-39-51 14__

VKM_Nr.1083,_dt.23.07.2008_P%C3%8BR_MIR ATIMIN_E_STRATEGJIS%C3%8B _KOMB%C3%8BTARE_T%C3%8B_LUFT% C3%8BS_KUND%C3%8BR_TRAFIKIMIT_.pdf>

[21] United States Department of State, 2016 Trafficking in Persons Report - Albania, June 2016. Pg. 69. // <http://www.state.gov/ documents/organization/258876.pdf>.

Spisok literatury:

[1] Deklaraciya osnovny'x principov pravosudiya dlya zhertv prestuplenij i zloupotrebleniya vlast'yu. Prinyata rezolyuciej 40/34 General'noj Assamblei ot 29 noyabrya 1985 goda // URL: <http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/RES/40/34>.

[2] Evropejskaya konvenciya o vy'plate kompensacii zhertvam tyazhkix prestuplenij ot 24 noyabrya 1983 goda // URL: <http:// conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/ Html/116.htm>.

[3] Ligji Nr. 7895, date 27.1.1995 «Kodi penal iRepublikёssёShqipёrisё» (Ndryshimifundit Ligjnr. 98/2014 datё 31.7.2014). URL: <http:// www.hidaa.gov.al/ligje/kodi%20penal%20i% 20rsh.pdf >

[4] Ligj Nr.7905, datё 21.3.1995 Kodiiproce durёspenaleiRepublikёssёShqipёrisё (I perditesuar). URL: <http://www.hidaa.gov.al/ ligje/Kodi%20i%20Procedures%20Penale.pdf>

[5] Ligj Nr. 8920, datё 11.7.2002 Pёrratifikimin e «KonventёssёKombevetёBashkuarakundё rkrimitt§organizuarnd§rkomb§tar» dhedyprotokolleveshtesёtёsaj. URL: < http://

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.punetebrendshme.gov.al/files/priorities

_files/13-11-25-02-38-5709___Ligji_Nr._8920_

dat%C3%AB_11.07.2002_% E2%80%9CP%C3% ABr_Ratifikimin_e_Konvent%C3%ABs_ s%C3%AB_Kombeve_t%C3%AB_Bashkuara %E2%80%9D_kund%C3% ABr_.pdf >

[6] Ligj Nr. 9544, datё 29.5.2006 Pёrratifikimin e «Marrёveshjesndёrmjet Kёshillittёminis travetёR epublikёssёShqipёrisёdheqeverisёsё RepublikёssёGreqisёpёrmbrojtjendheasistencёn e fёmijёve, viktimatёtrafikimit» // URL: < http://www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-11-25-02-39-3612___

Ligi_Nr._9 544_dat%C3%AB_2 9.0 5.2 0 06_% E2%8 0%9C_P%C3%ABr_Ratifikimin_e_ Marr%C3%ABveshjes_me_Greqin%C3%AB,_ p%C3%ABr_ Mbrojtjen_dh.pdf>

[7] Ligj Nr. 9642, datё 20.1 1.2006 Pёrratif ikimin e KonventёёssёKёshillittё Europёs «Pёrmasatkundёrtrafikimittёqenie venjerёzore». URL: < http://www. punetebrendshme.gov.al/files/priorities_files/

13-11-25-02-39-2811___Ligj_Nr._9642_ dat%

C3%AB_20.112006_%E2%80% 9CP%C3% ABr_ ratifikimin_e_Konvent%C3%ABs_ s%C3%AB_ K%C3%ABshillit_t%C3%AB_Evrop%C3% ABs_dhe_masat_.pdf>

[8] Ligj Nr. 9834, datё 22.11.2007 Pёraderimin e RepublikёssёShqipёrisёnё Protokollinopsionaltä Konventёssё OKB-sё "Pёrtёёdrejtat e fёmijёve", pёrshitjen e fёmijёve, prostitucionin dhepornografiM me fёmijё . URL: < http:// www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-11-25-02-39-0310___Ligji_

Nr._9834,dat%C3%AB_22.11.2007_% E2%80%9 CP%C3%ABr_aderimin_e_Republik% C3% ABs_s%C3%A B_Shqip%C3%ABris%C3% AB_n%C3%AB_Protokollin_Opsio.pdf >

[9] Ligj Nr. 10 192, datё 3.12.2009 pёrparanda limindhegoditjen e krimittёorganizuardhetra fikimitnёpёrmjetmasaveparandaluesekundёrpasurisё. URL: <http://www.drejtesia.gov.al/files/ userfiles/Legjislacioni/Ligj_parandalimin_ goditjen_krimin_organizuar.pdf>.

[10] Ligji Nr. 7895, dt 27.1.1995 "Kodi penal iRepublikёssёShqipёrisё". (Ndryshimiifundit Ligjnr. 98/2014 datn 31.7.2014). URL: <http:// www.hidaa.gov.al/ligje/kodi%2 0penal% 20i%20rsh.pdf >

[11] Ligj Nr. 8778, datё 26.4.2001 FZ. 24-2001 pёrratifikimin e «Konventёspenalepёrkorru psionin» // URL: <http://www.pp.gov.al/ web/konventa_penale_per_korrupsionin_ 800.pdf>.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

[12] Ligi Nr. 9205 dt.415.03.2004 «Рёг mbrojtjen e dёshmitarёvedhebashkёpunё torёёvetёdrejtёsisё».

[13] Raporti i GRETA-s - paragrafёt 48 -52.Qartёsimi i termave dhe koncepteve tё рё^о^^ пё Kod Penal do tё na ndihmonte pёr tё standardizuare dhe termin e saktё qё duhet tё pёrdorimin pёr vetё fenomenin, problem i krijuare dhe pёr shkak tё vёshtirёsi venä pёrkthimin dhe kuptimin e termave tё tillёsi: trafikimi i qenieve nje^zore, trafikimi i personave, trafikimi м njerёze tj.

[14] Sander Simoni. Trajtimiiviktimavetä trafikimitsidёshmitarё gjatё procesitgjyqёsor. Mundёsitёligjorepёrkompensimineviktimavetё trafikimitdhenevojapёrndryshimeligjore. Problemetёhasuranёpraktikёngjyqёsore // Trafikimiiqenievenjerezore ne Shqiperi. Shkurt, 2013. Fq. 79.

[15] Udhёzimnr. 30, datё 05.02.2010 Pёrveprimin e pёrbashkёttёstrukturavez batuesetёStrategjisёKombёtarepёrlu ftёnkundёrtrafikimittёqenievenjerёzore. URL: <http://www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-1 1-2 5-02-3 8-450 7___

Udh%C3%ABzim_Nr._30_dat%C3%AB_05.02.2010_% E2%80%9CP%C3% ABr_veprimin_e_p%C3%A Brbashk%C3%ABt_t%C3%AB_Strukturave_Zbatuese_ t%C3% AB_Strateg.pdf>

[16] Urdhёr Nr. 203, datё 19.12.2005 PёrmёnyrёnefunksionimittёNjёsisёAntitrafik. URL: <http://www.punetebrendshme.gov.al/ files/priorities_files/13-11-25-02-37-

2503__Urdh%C3%ABr_Nr._203_dat%C3%AB_

19.02.2005_%E2%80%9CP%C3%ABr_M%C3% ABnyr%C3%ABn_e_Funksionimit_t%C3%A B_Nj%C3%ABsis%C3%AB_Antitrafik% E2%80%9D.pdf>

[17]Urdhёr Nr. 139, Datё 19. 06. 2006 Pёrkrijimin e komiteteverajonaletёluftёskun dёrtrafikuttёqenievenjerёzore. URL: < http:// www.punetebrendshme.gov.al/files/

priorities_files/13-1 1-2 5-02-3 8-3 90 6___

Urdh%C3%ABr_Nr._13 9,_dat%C3%AB_ 19.06.2006_%E2%80%9CP%C3%ABr_Krijimin_e_ Komiteteve_Rajonale_t%C3%AB_Luft%C3%ABs_ Kund%C3%ABr_Trafiki.pdf >

[18] URDHER I PERBASHKET «Pёrngritjen e AutoritetitPёrgjegjёspёrmbrojtjendhendihmёn e viktimavetёtraf ikimitdhepёrcaktimin e detyravetёinstitucionevetёpёrfshiranёkёtёproces». URL: < http://www.punetebrendshme.gov.al/ files/priorities_files/13-11-25-02-38-3305__

Urdh%C3%ABr_i_P%C3%ABrbashk%C3% A Bt_Nr._1192,_dat%C3%AB_19.05.2006_% E2 %80%9CP%C3%ABr_ngritjen_e_A utoritetit_ P%C3%ABrgjegj%C3%ABs_p%C3%ABr_mbr.pdf>

[19] Vendim Nr. 8, datä 5.1.2002 Pärkrijimin e Komitetitshteterortelufteskundärtrafikutte qenievenjerezore. URL: <http://www. punetebrendshme.gov.al/files/priorities_files/

13-1 1-25-02-36-3801__VKM_Nr._8_dat%

C3%AB_05.01.2002_P%C3%ABr_Krijimin_e_K omitetit_Shtet%C3%ABror_t%C3%AB_Luft%C3%ABs_ Kund%C3%ABr_Trafikimit_t%C3%AB_Q.pdf>

[20] Vendim Nr. 1083, datä 23.07.2008Ppär miratimin e Strategjisäkombätaretäluftäskun därtrafikimittäqenievenjeräzore, 2008-2010,

sidhetedokumentitplotesues «Strategjiakom betareperluftenkundertrafikimittefemije vedhembrojtjen e femijeve, viktimatetra fikimit» // URL: <http://www. punetebrendshme.gov.al/files/priorities_files/

13-11-25-02-39-5114__VKM_Nr.1083,_dt.23.

0 7.2 0 0 8_P%C3%8BR_MIRATIMIN_E_ STRATEGJIS%C3%8B_ KOMB%C3%8BTARE_T%C3%8 B_LUFT%C3%8BS_KUND%C3%8BR_ TRAFIKIMIT_.pdf>

[21] United States Department of State, 2016 Trafficking in Persons Report - Albania, June 2016. Pg. 69. // <http://www.state.gov/ documents/organization/258876.pdf>.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.