Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В АЛБАНИИ: ВОПРОСЫ ПРАВА И ПРАКТИКИ'

ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В АЛБАНИИ: ВОПРОСЫ ПРАВА И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ МИГРАЦИИ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СТРАНЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каса Ильда

В 2002 году Албания ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и ее Протокол о торговле людьми, которые в целом связывают торговлю людьми с принуждением, мошенничеством и обманом. Этот шаг способствовал дальнейшему международному сотрудничеству в этой области, содействовал развитию внутригосударственной юридической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL BACKGROUND ABOUT HUMAN TRAFFICKING IN ALBANIA: MATTERS OF LAW AND PRACTICIANS

In 2002 Albania ratified the United Nations Convention Against Transnational Organized Crime and its Protocol on human trafficking which in general connect human trafficking to enforcement, fraud and deception. This step promoted further international cooperation in this area, promoted development of an interstate legal basis.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В АЛБАНИИ: ВОПРОСЫ ПРАВА И ПРАКТИКИ»

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

О^ ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК - 341 Каса Ильда,

ББК - 67 аспирант, ассистент кафедры судебной власти,

правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов

тел: +7 (495) 787-38-03 e-mail: kasaildar@gmail.com

12.00.10 - международное право; европейское право

ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В АЛБАНИИ: ВОПРОСЫ ПРАВА И ПРАКТИКИ

Аннотация. В 2002 году Албания ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и ее Протокол о торговле людьми, которые в целом связывают торговлю людьми с принуждением, мошенничеством и обманом. Этот шаг способствовал дальнейшему международному сотрудничеству в этой области, содействовал развитию внутригосударственной юридической базы.

Ключевые слова: Международная организации миграции, демократизация страны, региональные стандарты, борьба с торговлей людьми.

Kasa Ilda,

graduate student, assistant to department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of RUDN University

ph. +7(495) 787-38-03; e-mail: kasaildar@gmail.com

THE HISTORICAL BACKGROUND ABOUT HUMAN TRAFFICKING IN ALBANIA: MATTERS OF LAW AND PRACTICIANS

Summary. In 2002 Albania ratified the United Nations Convention Against Transnational Organized Crime and its Protocol on human trafficking which in general connect human trafficking to enforcement, fraud and deception. This step promoted further international cooperation in this area, promoted development of an interstate legal basis.

Keywords: International organizations of migration, democratization of the country, regional standards, fight against human trafficking.

В 90-е годы Балканский регион привлекал к себе пристальное внимание мирового сообщества, как никогда ранее. В 1991 г. тоталитарный режим в Албании был заменен демократическим. Одновременно массовая миграция, в основном в Италию и Грецию, привела к кризису в Албании и в принимающих странах [3, с. 8, 9]. Бедность и большой кризис в стране способствовали, по данным межправительственных организаций и агентств ООН, торговле ста тысячами ал-

банских женщин и девочек [16, с. 125; 20, с. 10]. В 1992 г. Международная организации миграции (МОМ) открыла небольшой офис в Тиране, а в следующем году Албания стала полноправным государством-членом МОМ [6]. В ходе международного вмешательства во время «пирамидного кризиса» 1997 г. происходили массовые беспорядки, вооруженные банды взяли под свой контроль значительную часть страны. Почти 2 000 человек были убиты в гражданской войне, и около половины на-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

селения страны столкнулось с крайней нищетой [8]. Тогда ОБСЕ учредила свое присутствие в стране. Необходимо отметить, что присутствие ОБСЕ в Албании внесло весомый вклад в усилие по стабилизации и демократизации страны.

В настоящее время программы ОБСЕ и МОМ взаимодействуют с правительством Албании в разработке организационных мероприятий в соответствии с региональными европейскими стандартами [11, с. 364-366; 2, с. 991-993]. Так, например, присутствие МОМ в Албании состоит в первую очередь в оказании помощи правительству по вопросам миграции [6]. ОБСЕ в Албании способствует демократизации, верховенству закона, уважению прав человека и стремлению соответствовать региональным стандартам [12]. Эти стандарты связаны с ростом нелегальной миграции и организованной преступности. Последнее мероприятие, организованное в рамках регионального проекта МОМ «Усиление борьбы с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов в страны Западных Балкан», состоялось 4 марта 2015 г. [4] Данный проект был направлен на трансграничное сотрудничество между странами Западных Балкан, участвующими в борьбе с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов. Целью мероприятия стало определение мер, необходимых государствам для укрепления этого сотрудничества.

В конце 90-х гг. Албанское правительство начало уделять большее внимание проблеме торговли людьми; в 1998 г. Министерство внутренних дел создало Целевую группу по борьбе с торговлей людьми [7]. Целевая группа имела подразделения полиции по борьбе с торговлей людьми во всех аэропортах и на пограничных территориях [1, с. 119-160].

До 2001 г. албанский Уголовный кодекс не имел прямого упоминания о торговле людьми, торговле женщинами в целях сексуальной эксплуатации и торговле детьми как отдельных преступлениях. В 2002 г. страна ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и ее Протокол о торговле людьми [18], которые в целом связывают торгов-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

лю людьми с принуждением, мошенничеством и обманом [9, с. 15—36]. Этот шаг способствовал дальнейшему международному сотрудничеству в этой области, а также содействовал развитию внутригосударственной юридической базы. Однако стоит отметить, что комплексные институциональные реформы на тот момент едва ли имели место [5, с. 106].

Можно сказать, что сейчас Албания не является транзитным пунктом для торговли людьми, но все же остается одной из стран, граждане которой становятся объектами торговли людьми [13, с. 4]. В соответствии с Докладом о торговле людьми 2016 г. Государственного департамента США «Албания является страной-источником, а также пунктом назначения для мужчин, женщин и детей, подвергающихся сексуальной эксплуатации и принудительному труду. Албанские женщины и дети, ставшие жертвами торговли людьми, в первую очередь подвергаются сексуальной эксплуатации в Албании, Косово, Македонии, Черногории, Греции и других европейских странах» [17]. На практике были случаи вербовки женщин путем обмана и использования их организованной преступностью в качестве сексрабынь на территории Албании [15]. Внутригосударственная торговля людьми начала привлекать внимание гражданского общества; в 2005 г. неправительственная организация «Ватра» опубликовала доклад, разоблачавший национальную сеть, где женщины из Северной Албании были проданы в южные и центральные районы страны, в то время как люди из южных и центральных регионов были проданы в Тирану, Влёру и Дуррес [19, с. 20-22].

Албанское правительство, полиция и местные неправительственные организации обеспечивают процесс выявления жертв торговли людьми и ведут их мониторинг. В Отчете Министерства внутренних дел 2010 г. особо подчеркивается ключевая роль идентификации жертв в борьбе с торговлей людьми. В Отчете также указывается, что идентификация - это «самый важный этап в процессе защиты и помощи жертвам» и что идентификация защищает человека от торговцев путем

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

передачи жертвы «в руки правоохранительных и правозащитных международных и национальных структур» [14, с. 15]. Таким образом, Албания за последние десятилетия переживает последствия режима тоталитаризма; в государстве также наблюдается рост миграции и торговли людьми. В свою очередь, такие организации, как ОБСЕ и МОМ, обеспечивают техническую помощь, необходимую для достижения стандартов безопасности и стабильности в регионе. Именно с 1998 г., когда Министерство внутренних дел Албании впервые обратило внимание на данную проблему, возникла необходимость усовершенствовать правовую базу по данной тематике. Ратификация некоторых международно-правовых актов помогла Албании в создании новых правовых и институциональных механизмов по борьбе с торговлей людьми и защите ее жертв.

Список литературы:

[1] Adler E. 'Seeds of Peaceful Change; the OSCE's security community-building model' in E. Adler and M. Barnett (eds.), Security Communities, Cambridge University Press, Cambridge, 1998.

[2] Andrijasevic R. and Walters W. The International Organization for Migration.

[3] Danaj S., Grazhdani T. and AElbasani. 'Migration, Return and Readmission Agreements' in C International Organization for Migration Tirana, 'What We Do', 2007, retrieved 14 August 2013 // http://www.albania.iom.int/ en/what_we_do.pdf.

[4] Forcimi i luftns kundлr kontrabandimit ta migrantnve. 04 Mars 2015 // URL: <http:// www.punetebrendshme.gov.al/al/te-rejat/ fjalime/forcimi-i-luftes-kunder-kontrabandimit-te-migranteve-video>.

[5] Hysi V. 'Human Trafficking and Democratic Transition in Albania'. Human trafficking, human security and the Balkans / ed. by H. Richard Friman and Simon Reich. 2007.

[6] International Organization for Migration, 'Where We Work', retrieved 10 March 2013 // http://www.iom.int/cms/en/sites/iom/ home/where-we-work/europa/south-eastern-europe-eastern-eur/albania.html.

[7] James P. Campbell. ShapingtheVictim: Borders, security, andhumantraffickingin

Albania // Anti-traffickingreviewNo 2 (2013) // URL: <http://www.antitraffickingreview. org/index.php/atrjournal/article/view/33/ 54>.

[8] Jarvis C. 'The Rise and Fall of Albania's Pyramid Schemes', Finance and Development, vol. 37, no. 1, 2000, retrieved 25 June 2013 // http://www.imf.org/external/pubs/ft/ fandd/2000/03/jarvis.htm.

[9] Lee M. Trafficking and Global Crime Control, Sage Publications, London, 2011.

[10] Mackezie (ed.), Return and Readmission: The case of Albania, International Organization for Migration, Tirana, 2006/

[11] Merlingen M. 'Governmentality: Towards a Foucauldian framework for the study of IGOs'.

[12] Organization for Security and Cooperation in Europe Presence in Albania 'Overview', retrieved 18 March 2013 // URL: <http://www.osce.org/albania/43312>.

[13] Republic of Albania, Ministry of Interior, Office of the National Coordinator on Combating Trafficking in Persons, National Strategy on Combating Trafficking in Persons, 2008-2010.

[14] Republic of Albania, Ministry of Interior, Office of the National Coordinator on Combating Trafficking in Persons, Report for the Implementation of the National Strategy for the Fight Against the Trafficking in Human Beings: January - December 2010.

[15] Saida Dollani. Cёshtje tё praktikёs gjyqёsore м lidhje me krimin e trafikimit tё femrave // Trafikimi nje^zor nё Europёn juglindore dhe lindore: problem dhe perspektiva. Fq. 58.

[16] UNICEF-UN OHCHR-OSCE ODIHR report, Trafficking in Human Beings in Southeastern Europe, 2002.

[17] United States Department of State, 2016 Trafficking in Persons Report - Albania, June 2016. Pg. 68 // URL: <http://www.state.gov/ documents/organization/258876.pdf>. Дата обращения 10.09. 2016 г.

[18] UN Treaty Collection. URL: <https:// treaties.un.org/pages/ViewDetails.aspx? src=TREATY&mtdsg_no=XVIII-12&chapter= 18&lang=en>.

[19] Vatra Psycho-social Centre, Annual Report 2009, 2010.

[20] Vatra Psycho-social centre, The Evolution of Trafficking in Human Beings, 2002-2009, 2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.