Научная статья на тему 'ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ АЛБАНИИ ПО БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ'

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ АЛБАНИИ ПО БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕРТВЫ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ / VICTIMS OF HUMAN TRAFFICKING / ТРУДОВАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ / STATE COMMITTEE ON FIGHT AGAINST HUMAN TRAFFICKING / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР / NATIONAL COORDINATOR / ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / PROJECTS OF SOCIAL DEVELOPMENT / LABOR OPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каса Ильда

С помощью международных организаций, таких, как МОМ и ОБСЕ, Албания пытается реализовать международные стандарты безопасности и стандарты в области защиты жертв торговли людьми. Ратификация некоторых международно-правовых актов по данному вопросу также помогла Албании в создании новых правовых и институциональных механизмов по борьбе с торговлей людьми и по защите ее жертв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF ALBANIA ON FIGHT AGAINST HUMAN TRAFFICKING AND PROTECTION OF ITS VICTIMS

By means of the international organizations, such as MEGOHM and OSCE, Albania tries to realize the international standards of safety and standards in the field of protection of the victims of human trafficking. Ratification of some international legal acts on the matter also helped Albania with creation of new legal and institutional mechanisms on fight against human trafficking and on protection of its victims.

Текст научной работы на тему «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ АЛБАНИИ ПО БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ»

Каса Ильда,

аспирант, ассистент кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета

дружбы народов тел: +7 (495) 787-38-03 e-mail: kasaildar@gmail.com

12.00.10 - международное право; европейское право

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ АЛБАНИИ ПО БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И ЗАЩИТЕ ЕЕ ЖЕРТВ

Аннотация. С помощью международных организаций, таких, как МОМ и ОБСЕ, Албания пытается реализовать международные стандарты безопасности и стандарты в области защиты жертв торговли людьми. Ратификация некоторых международно-правовых актов по данному вопросу также помогла Албании в создании новых правовых и институциональных механизмов по борьбе с торговлей людьми и по защите ее жертв.

Ключевые слова: жертвы торговли людьми, трудовая эксплуатация, Государственный комитет по борьбе с торговлей людьми, Национальный координатор, проекты социального развития.

Casa Ilda,

graduate student, assistant to department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities Legal institute Russian Peoples' Friendship University ph. +7 (495) 787-38-03 e-mail: kasaildar@gmail.com

LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF ALBANIA ON FIGHT AGAINST HUMAN TRAFFICKING AND PROTECTION OF ITS VICTIMS

Summary. By means of the international organizations, such as MEGOHM and OSCE, Albania tries to realize the international standards of safety and standards in the field of protection of the victims of human trafficking. Ratification of some international legal acts on the matter also helped Albania with creation of new legal and institutional mechanisms on fight against human trafficking and on protection of its victims.

Keywords: victims of human trafficking, labor operation, State committee on fight against human trafficking, National coordinator, projects of social development.

УДК - 341 ББК- 67

В соответствии с Докладом о торговле людьми 2016 г. Государственного департамента США «правительство Албании усилило борьбу с торговлей людьми посредством правоохранительных органов в течение последних лет...» [7, с. 68]. Правительство Албании прилагает больше усилий к защите жертв торговли людьми, в том числе, путем предоставления финансовой помощи жертвам в течение отчетного периода. Однако бю-

рократические препоны помешали жертвам торговли людьми получить бесплатную медицинскую помощь, хотя ранее такая программа была одобрена правительством. В течение 2014—2015 г. правительство сообщило, что 109 жертв торговли людьми были идентифицированы в Албании в 2015 г.; а 125 - в 2014 г. Из них власти выдали официальный статус жертвы 38 лицам после того, как они согласились пройти формальное собеседование с пра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

воохранительными органами и социальными работниками. Правительство идентифицировала 80 жертв, НПО идентифицировали 27, две жертвы были самоидентифицированы. Из 109 идентифицированных жертв 42 — дети, 87 — женщины. Кроме того, 21 жертва подвергалась трудовой эксплуатации [7, с. 69].

Главная ответственность в сфере борьбы против торговли людьми лежит на Министерстве внутренних дел Албании. Кроме этого, для эффективной борьбы с этой проблемой были созданы несколько специальных органов. Согласно п. 2 Инструкции Министра внутренних дел № 30 от 05.02.2010 г. «О совместной работе исполнительных структур для реализации Национальной стратегии по борьбе против торговли людьми» [6] (далее — Инструкция № 30), основными структурами, занимающимися вопросами борьбы с торговлей людьми, являются: Государственный комитет по борьбе с торговлей людьми, Национальная целевая группа по борьбе с торговлей людьми, Бюро Национального координатора по борьбе с торговлей людьми, Ответственный орган для Национального механизма перенаправления жертв торговли, Региональные комитеты по борьбе с торговлей людьми.

Решением Совета министров № 8 от 5.1.2002 г. [11] был создан Государственный комитет по борьбе с торговлей людьми, председателем которого является Министр внутренних дел Албании. Комитет состоит из представителей центральных учреждений высокого уровня и отвечает за предупреждение и борьбу с торговлей людьми. В его заседаниях принимают участие представители Генеральной прокуратуры, судебных органов и международных организаций в Албании, таких, как миссия ОБСЕ, миссии СЕ, МОМ, УВКБ ООН и местных неправительственных организаций, осуществляющих свою деятельность в Албании. Комитет собирается один раз в три месяца; его члены анализируют отчеты о проделанной работе государственных структур, занимающихся вопросами борьбы с торговлей людьми и защитой ее жертв, а также рекомендуют меры, направленные на защиту жертв таких преступлений.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

Кроме того, комитет назначает специалистов или группы специалистов для реализации Национальной стратегии по борьбе с торговлей людьми.

В соответствии с Распоряжением Совета министров № 203 от 19.12.2005 г. «О функционировании Группы по борьбе с торговлей людьми» (^ администрирование базы данных, борьба с торговлей людьми и представление итоговых отчетов по этому вопросу Госкомитету (министров). Это отчеты общественности в соответствии с законами № 8503 от 30.06.1999 «О праве на доступ к официальным документам», № 8517 от 22.07.1999 «О защите персональных данных»; ф предлагает изменения и улучшения в системах и механизмах Национальной стратегии по борьбе с торговлей людьми; е) содействует повышению транспарентности в деятельности государственных учреждений, участвующих в борьбе с торговлей людьми, с целью повышения осведомленности в этой области в сотрудничестве с другими учреждениями и гражданским обществом по этим вопросам. Борьба с торговлей людьми группа играет роль технического секретариата Государственного комитета по борьбе с торговлей людьми [9]). Группа по борьбе с торговлей людьми Министерства внутренних дел работает по утвержденной организационной структуре министерства. Согласно п. 2 Распоряжения, во главе Группы стоит заместитель Министра внутренних дел. Его функции и задачи состоят в следующем: а) контроль над деятельностью учреждений, отвечающих за реализацию Национальной стратегии по борьбе с торговлей людьми; Ь) координация деятельности данных учреждений; с) анализ информации по вопросу о борьбе с торговлей людьми, полученной из соответствующих источников; е) содействие повышению транспарентности в деятельности государственных учреждений, занимающихся вопросами борьбы с торговлей людьми с целью повышения осведомленности в этой области. Пункт 3 Распоряжения гласит, что Группа играет роль технического секретариата Государственного комитета по борьбе с торговлей людьми.

Было принято совместное распоряжение Министерства внутренних дел № 3394/4 от 17.05.2006 г., Министерства иностранных дел № 7590 от 24.05.2006 г. и Министерства труда, социального развития и равных возможностей № 1192 от 19.05.2006 г. «О создании Ответственного органа по защите и оказанию помощи жертвам торговли и определении задач институтов, участвующих в этом процессе» [10]. Согласно п. 1 Распоряжения, целью создания ответственного органа является координация и мониторинг процесса предоставления помощи жертвам торговли людьми, реинтеграция жертв и потенциальных жертв торговли людьми, а также регистрация и периодическая отчетность данных о случаях торговли людьми, полученных НПО и другими учреждениями. В соответствии с п. 2 Распоряжения Ответственный орган состоит, как минимум, из двух представителей от каждого из трех министерств, участвующих в этом совестном распоряжении. Пункт 3 Распоряжения перечисляет общие и конкретные функции Ответственного органа, среди которых необходимо выделить: а) контроль над процессом идентификации жертв совместно с государственными органными и НПО, а также оказание необходимой помощи таким жертвам; Ь) обеспечение защиты и оказание помощи жертвам и потенциальным жертвам торговли людьми при возвращении их из иностранных государств в Албанию; ф) обновление баз данных и представление регулярного отчета Национальному координатору по борьбе с торговлей людьми и т.д.

Среди действий, направленных на реализацию вышеперечисленных функций, можно выделить: а) контроль над деятельностью государственных органов и НПО на всех этапах процесса идентификации, возврата, приема, размещения, поиска и воссоединения с семьей и долгосрочной интеграции жертв торговли людьми в жизнь общества; Ь) сотрудничество со всеми правительственными и неправительственными структурами в Албании, а также с аналогичными ответственными органами, занимающимися процессами идентификации жертв и потенциальных жертв торговли

людьми; ф) обеспечение скорейшего интервьюирования жертв торговли людьми; g) контроль и информирование региональных антитеррористических комитетов о проблемах интеграции жертв торговли людьми в жизнь общества, в частности, создание новых семей или возвращение в свои семьи; что касается детей - размещение их в приемных семьях и пр.

Согласно п. 4 Инструкции № 30, Национальная целевая группа по борьбе с торговлей людьми: а) состоит из представителей Генеральной прокуратуры и судебных органов, региональных антитеррористических комитетов, участвующих в предупреждении и борьбе с торговлей людьми, Ь) принимает меры для осуществления уголовного преследования торговцев людьми; с) отчитывается перед членами Государственного комитета о выполненных задачах; ф) вносит предложения относительно необходимости включения изменений в операции по расследованию дел о торговле людьми; е) Национальная целевая группа, как правило, собирается один раз в полгода под руководством Национального координатора. Она отчитывается каждые три месяца Национальному координатору, который, в свою очередь, представляет информацию о текущем положении дел в этой области Министру внутренних дел, Председателю Государственного комитета по борьбе с торговлей людьми.

Во главе Службы Национального координатора по борьбе с торговлей людьми стоят заместитель Министра внутренних дел и Координатор по борьбе с торговлей людьми. Последний, в свою очередь, координирует деятельность Группы по борьбе с торговлей людьми и Национальной целевой группы по борьбе с торговлей людьми. Он представляет Правительству официальные отчеты, касающиеся ситуации с торговлей людьми в стране. Кроме того, Координатор следит за реализацией благотворительной помощи в области защиты жертв торговли людьми.

Координатор предоставляет свои доклады международным организациям и гражданскому обществу, которые являются активными участниками в борьбе с торговлей людьми в Албании; осуществляет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

надзор за деятельностью Региональных комитетов по борьбе с торговлей людьми и пр.

В декабре 2013 г. Координатор инициировал разработку специальной целевой группы по улучшению координации деятельности полицейских, прокуроров и судей. По данным НПО, необходимо дальнейшее обучение полицейских, прокуроров и судей по вопросам прав потерпевших торговлей людьми. Кроме того, коррупция остается проблемой в полиции; правительство не сообщает, как правило, о расследованиях или уголовных преследованиях чиновников, якобы причастных к правонарушениям в области торговли людьми [8, с. 2]. Стоит отметить, что Европейская комиссия ЕС в своем Отчете от 2013 г. подчеркнула, что «выросло количество обвинительных приговоров по обвинению в коррупции и отмывании денег в области торговли людьми и наркотиками» [1].

Для того чтобы усилить защитные, профилактические и интенсивные меры борьбы с торговлей людьми в органах местного самоуправления, Распоряжением Премьер-министра № 139 от 06.19.2006 г. были созданы Региональные комитеты по борьбе с торговлей людьми.

Комитеты осуществляют свою деятельность с целью предупреждения торговли людьми; они занимаются проблемами борьбы с торговлей людьми, в большей степени внутренней, т.е. на территории Албании. Комитеты проводят периодическую оценку ситуации с торговлей людьми на региональном уровне и принимают меры к улучшению ситуации; они служат связующим звеном для Службы Национального координатора и учреждений по борьбе с торговлей людьми местного уровня, сотрудничают с гражданским обществом, поддерживая его деятельность.

Например, в округе Шкодер неправительственная организация «Хапа те лех-те», активно сотрудничающая с Региональным комитетом, сообщила, что в течение 2011 г. была оказана психологическая и медицинская поддержка, предоставлены юридические консультации, профессиональное обучение, трудоустройство и т.д. 206 подвергшимся насилию женщинам [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Управление Национального Координатора в сотрудничестве с ОБСЕ и неправительственная организация «Терре дез'ом-ме» продолжают стремиться к укреплению роли Региональных комитетов, повышению уровня информированности местных органов власти, включая меры борьбы с торговлей людьми в рамках программ и проектов социального развития. Тренинги «Терре дез'омме» для Региональных комитетов начались в октябре 2010 г. и продолжались в 2011 г. в 12 округах страны. В первую очередь, они были адаптированы к условиям и потребностям каждого Регионального комитета; они помогли выявить практическую информацию о конкретных трудностях, с которыми комитеты сталкиваются в своей работе.

Одной из приоритетных тем тренингов стали вопросы защиты детей, подвергшихся этому явлению. Это очень важно, поскольку, как правило, жертвами торговли людьми становятся дети цыган, не зарегистрированных в органах ЗАГС. В свою очередь, это порождает дальнейшие проблемы; такие дети, например, не могут учиться в школе. Государство не знает об их существовании; таких детей легче привлекать к попрошайничеству, подневольному труду. Преступные группировки имеют организованную систему в этой области, они могут отправлять детей в различные города по всей территории Албании.

Вышеназванные структуры сотрудничают и друг с другом, и с международными и национальными организациями. Например, 10 сентября 2014 г. в Министерстве внутренних дел состоялось очередное заседание, в котором участвовали представители Ответственного органа, Национальной целевой группы, других организаций, занимающихся вопросами борьбы с торговлей людьми. На встрече были обсуждены конкретные дела, связанные с торговлей людьми [2].

23 сентября 2014 г. МОМ в сотрудничестве с Министерством внутренних дел и с Управлением национального Координатора по борьбе с торговлей людьми представила доклад на тему: «Оценка потребностей: региональная ситуация с торговлей людьми на Западных Балканах» (Албания,

Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Сербия и Черногория). В докладе были проанализированы перспективы ресурсов и механизмов различных государственных структур и НПО, направленных на борьбу с торговлей людьми в регионе [3].

Управлением национального Координатора по борьбе с торговлей людьми в сотрудничестве с неправительственной организации «Каритас» в Албании 7 ноября 2014 г. была организована конференция, на которой обсуждался проект «Укрепление потенциала государственных структур по защите жертв торговли людьми». Этот проект направлен на укрепление сотрудничества между Управлением национального Координатора по борьбе с торговлей людьми, Региональными антитеррористическими комитетами Кукеса, Лежы, Шкодера, Дурреса, Государственной социальной службой и гражданским обществом для решения проблем в идентификации, регистрации и реинтеграции жертв торговли людьми [4].

Таким образом, деятельность Министерства внутренних дел и его подразделений направлена в большей степени на борьбу с торговлей людьми, а международные организации (в частности, МОМ, ОБСЕ) и НПО прежде всего оказывают помощь жертвам торговли людьми. Тесно взаимодействуя друг с другом, они составляют эффективную систему защиты жертв и борьбы с этим явлением.

Что касается борьбы с торговлей людьми и защите прав жертв торговли людьми в Албании, то можно сказать, что с помощью международных организаций, таких, как МОМ и ОБСЕ, Албания пытается реализовать международные стандарты безопасности и стандарты в области защиты жертв торговли людьми. Ратификация некоторых международно-правовых актов по данному вопросу также помогла Албании в создании новых правовых и институциональных механизмов по борьбе с торговлей людьми и по защите ее жертв. Тесное взаимодействие Министерства внутренних дел Албании и международных организаций и НПО составляют более или менее эффективную систему защиты жертв и борьбы с этим явлением. Но Алба-

нии еще много предстоит сделать по изучаемому вопросу: необходимо совершенствовать правовую основу защиты жертв торговли людьми, больше усилий направлять на уменьшение внутренней торговли людьми, бороться с таким явлением, как коррупция в сфере торговли людьми.

Список литературы:

[1] European Commission, Commission Staff Working Document, Albania 2013 Progress Report accompanying the document Communication from the Commission to the European Parliament and the Council Enlargement Strategy and Main Challenges 2013-2014 {com(2013) 700 final} 16 October 2013 // http: //ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_ documents/2013/package/brochures/albania_ 2013.pdf.

[2]Koordinatorikombetarantitrafik. Buletininformativ. Shator-dhjetor 2014. № 5.Fq. 3.URL:<http://www.punetebrendshme.gov. al/files/priorities_files/15-03-19-11-33-44 Buletini_informativ_Kombetar_Kombetar_Antitrafik_ Shtator_-_Dhjetor_2014.pdf>

[3]Koordinatorikombetarantitrafik. Buletininformativ.Shator-dhjetor 2014. № 5. Fq. 5-6. URL: <http://www.punetebrendshme.gov. al/files/priorities_files/15-03-19-11-33-44 Buletini_informativ_Kombetar_Kombetar_ Antitrafik_Shtator_-_Dhjetor_2014.pdf>

[4]Koordinatorikombetarantitrafik. Buletininformativ.Shtator-dhjetor 2014. № 5. Fq. 12. URL: <http://www.punetebrendshme. gov.al/files/priorities_files/15-03-19-11-33-44 Buletini_informativ_Kombetar_Kombetar_ Antitrafik_Shtator_-_Dhjetor_2014.pdf>.

[5] Report on the Implementation of National Action Plan for the Fight against Trafficking in Personas January - December 2011. Pg.40. URL: <http://www.punetebrendshme.gov.al/files/ priorities_files / 1 3 - 1 1 - 2 5-02-46-3 7 Report_on_implementation_of_National_ Action_Plan_for_combating_trafficking_in_human_ beings__Janua.pd>

[6]Udhëzimnr. 30, datë 05.02.2010 Përvep riminepërbashkëttëstrukturavezbatuesetë StrategjisëKombëtarepërluftën kundërtrafikimittëqenievenjerëzore. URL: <http://www.punetebrendshme.gov.al/files/ priorities_files/13- 1 1-25-02-38-4507

___Udh%C3%ABzim_Nr._3 0_dat%C3%

AB_0 5.0 2.2 01 0_%E2%80%9CP%C3%ABr

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

_veprimin_e_p%C3%ABrbashk%C3% ABt_t% C3%AB_Strukturave_Zbatuese_t%C3%AB_ Strateg.pdf>

[7] United States Department of State, 2014 Trafficking in Persons Report - Albania, June 2016. URL: < http://www.state.gov/documents /organization/258876.pdf>.

[8] United States Department of State, 2014 Trafficking in Persons Report - Albania, 20 June 2014 // http://www.state.goV/j/tip/rls/ tiprpt/countries/2014/226665.htm.

[9]UrdherNr. 203, date 19.12.2005 Permeny renefunksionimitteNjesiseAntitrafik. URL: http://www.punetebrendshme.gov.al/files/ priorities_files/13-11-25-02-37-2503

___Urdh%C3 %ABr_Nr._203_dat%C3%AB_

19.02.2005_%E2%80%9CP% C3%ABr_M%C3%ABnyr%C3%ABn_e_ Funksionimit_t%C3%AB_Nj%C3%ABsis%C3% AB_Antitrafik%E2%80%9D.pdf.

[10] игйЬёг1рёгЪавЬкё1 «Pёrngritjen e AutoritetitPёrgjegjёspёrmbrojtjendhendihmёn eviktimavetёtrafikimitdhepёrcaktimine detyravetёinstitucionevetёpёrfshiranёkёtёproces». URL: < http://www.punetebrendshme.gov.al/ files/priorities_files/13-11-25-02-38-

3305___Urdh%C3%ABr_i_P%

C3%ABrbashk%C3%ABt_Nr._119 2,_dat% C3%AB_1 9.0 5.2 00 6_%E2%8 0%9CP%C3% ABr_ngritjen_e_Autoritetit_P%C3% ABrgjegj %C3%A Bs_p%C3%ABr_mbr.pdf>

[11] VendimNr. 8, datё 5.1.2002 Pёrkrijimin e Komitetitshteterortelufteskundёrtrafikutte qenievenjerezore. URL: <http://www. punetebrendshme.gov.al/files/priorities_files/

13-1 1-25-02-36-3801__VKM_

Nr._8_dat%C3%AB_05.01.2002_P%C3%ABr_ Krijimin_e_Komitetit_Shtet%C3%ABror_ t%C3%A B_Luft%C3%ABs_Kund%C3%ABr_ Trafikimit_t%C3%AB_Q.pdf>

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.