Научная статья на тему 'БОРЬБА С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

БОРЬБА С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКРИМ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВ / DRUG FALSIFICATION / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / PHARMACEUTICAL CRIMINAL LAW / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / PUBLIC HEALTH / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / IMPLEMENTATION / MEDICIM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин В.Н.

Автор анализирует актуальное уголовное законодательство Венгрии, Албании, Бельгии, Франции, Турции и Испании относительно наличия уголовно-правовых запретов на фальсификацию медицинской продукции и иных сходных преступлений против здоровья населения. Указанные страны были избраны автором для анализа, поскольку они подписали и ратифицировали Конвенцию Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения - противодействие распространению фальсификации медицинской продукции (Конвенция «Медикрим»). Процедуру ратификации исследуемая Конвенция прошла в девяти государствах-членах Совета Европы (Албания, Армения, Бельгия, Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Турция (21.09.2017 г.), Украина), а также в двух государствах, которые не входят в совет Европы (Гвинея, Буркина-Фасо). Целью исследования является приращение знания об уголовном законодательстве европейских государств-участников Конвенции, выявление положительного опыта уголовно-правовой борьбы с фальсификацией медицинской продукции, который можно было бы применить в России в процессе приведения национального уголовного законодательства в соответствие с Конвенцией для дальнейшей ее ратификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGHT AGAINST COUNTERFEITING OF MEDICAL PRODUCTS IN EUROPEAN COUNTRIES: A CRIMINAL-LEGAL ASPECT

The author analyzes the current criminal legislation of Hungary, Albania, Belgium, France, Turkey and Spain regarding the existence of criminal and legal prohibitions on the falsification of medical products and other similar crimes against public health. These countries were selected as the author for analysis, since they signed and ratified the Council of Europe Convention on Combating Counterfeit Medical Products and Similar Crimes that Threaten Public Health - Countering the Spread of Counterfeit Medical Products (the Medicimri Convention). The Convention was examined in 9 member states of the Council of Europe (Albania, Armenia, Belgium, France, Hungary, Moldova, Spain, Turkey (September 21, 2017), Ukraine) as well as in two states that are not members of the Council of Europe (Guinea, Burkina Faso). The aim of the study is to increase knowledge of the criminal legislation of European States parties to the Convention, to identify the positive experience of the criminal legal struggle against the falsification of medical products that could be applied in Russia in the process of bringing national criminal legislation in line with the Convention for its further ratification.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 343.347.4

БОРЬБА С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ:

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ*

Воронин В.Н., Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация, voronin@zakon.ru

Автор анализирует актуальное уголовное законодательство Венгрии, Албании, Бельгии, Франции, Турции и Испании относительно наличия уголовно-правовых запретов на фальсификацию медицинской продукции и иных сходных преступлений против здоровья населения. Указанные страны были избраны автором для анализа, поскольку они подписали и ратифицировали Конвенцию Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения -противодействие распространению фальсификации медицинской продукции (Конвенция «Медикрим»). Процедуру ратификации исследуемая Конвенция прошла в девяти государствах-членах Совета Европы (Албания, Армения, Бельгия, Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Турция (21.09.2017 г.), Украина), а также в двух государствах, которые не входят в совет Европы (Гвинея, Буркина-Фасо). Целью исследования является приращение знания об уголовном законодательстве европейских государств-участников Конвенции, выявление положительного опыта уголовно-правовой борьбы с фальсификацией медицинской продукции, который можно было бы применить в России в процессе приведения национального уголовного законодательства в соответствие с Конвенцией для дальнейшей ее ратификации.

Ключевые слова: Медикрим, фальсификация лекарств, фармацевтическое уголовное право, здоровье населения, имплементация.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-96-103

UDC 343.347.4

THE FIGHT AGAINST COUNTERFEITING OF MEDICAL PRODUCTS IN EUROPEAN COUNTRIES: A CRIMINAL-LEGAL ASPECT

Voronin V.N., Moscow State law University named by O. E. Kutafin (MSLA), Moscow, Russian Federation,

voronin@zakon.ru

The author analyzes the current criminal legislation of Hungary, Albania, Belgium, France, Turkey and Spain regarding the existence of criminal and legal prohibitions on the falsification of medical products and other similar crimes against public health. These countries were selected as the author for analysis, since they signed and ratified the Council of Europe Convention on Combating Counterfeit Medical Products and Similar Crimes that Threaten Public Health - Countering the Spread of Counterfeit Medical Products (the Medicimri Convention). The Convention was examined in 9 member states of the Council of Europe (Albania, Armenia, Belgium, France, Hungary, Moldova, Spain, Turkey (September 21, 2017), Ukraine) as well as in two states that are not members of the Council of Europe (Guinea, Burkina Faso). The aim of the study is to increase knowledge of the criminal legislation of European States parties to the Convention, to identify the positive experience of the criminal legal struggle against the falsification of medical products that could be applied in Russia in the process of bringing national criminal legislation in line with the Convention for its further ratification.

Key words: Medicim, drug falsification, pharmaceutical criminal law, public health, implementation.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-96-103

Конвенция «Медикрим» (Конвенция Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения - противодействие распространению фальсификации медицин-

*

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ по соглашению № 17-03-00832.

~ \ ** скои продукции») является первым юридически

обязательным международным документом в обла-

Конвенция Совета Европы по контрафактной медицинской продукции и аналогичной преступной деятельности, представляющей угрозу для здравоохранения. Москва, 28.10.2011. URL: http://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/211/signatures?p_auth=GGK47xGF (дата обращения: 10.07.2017).

сти уголовного права, специальном целью которого является борьба с контрафактной медицинской продукцией. 28 октября 2011 г. Комитет министров Совета Европы открыл ее к подписанию, приурочив это событие к профильной Международной конференции высокого уровня, проходившей в Москве 26-27 октября 2011 г. [3, с. 75]. Конвенция «Медикрим» предусматривает в преамбуле и статье 1, что ее положения направлены на борьбу с угрозами здоровью населения путем криминализации подделки медицинской, фармацевтической и другой подобной продукции.

Подделка лекарственных средств является прибыльной деятельностью с низким уровнем риска, которой занимаются, в том числе, международные преступные организации, что придает этому явлению глобальный характер. Прав И.В. Фирсов утверждая, что фальсификация лекарственных средств, как правило, относится к трансграничной преступности, поэтому победить ее можно лишь добившись координации усилий государств конкретного региона или в идеале всего мира [10, с. 576]. Кроме того, для борьбы с этой глобальной угрозой. Конвенция открыта для подписания государствами, не являющимися членами Совета Европы.

Стоит учитывать весьма пагубные последствия контрафактной медицинской продукции для здоровья и жизни людей по всему миру, которые не щадят ни одно государство. Так, Всемирная организация здравоохранения ежегодно фиксирует случаи появления контрафактной фармацевтической и медицинской продукции по всему миру [2, с. 209]. На сегодняшний день конвенция «Медикрим» подписана 22 государствами, являющимися членами Совета Европы (Австрия, Албания, Бельгия Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Молдова, Россия, Португалия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Швейцария) и 4 государствами, которые не входят в Совет Европы (Буркина Фасо, Гвинея, Израиль, Марокко) .

Согласно материально-правовым предписаниям из сферы уголовного права, государства-участники Конвенции должны признать в качестве преступлений в соответствии с национальным уго-

Rapport fait au nom de la commission des affaires étrangères, de la défense et des forces armées sur le projet de loi autorisant la ratification de la convention du Conseil de l'Europe sur la contrefaçon des produits médicaux et les infractions similaires menaçant la santé publique (N° 237 Sénat session ordinaire de 2015-2016. Enregistré à la Présidence du Sénat le 9 décembre 2015). URL: http://www.senat.fr/rap/l15-237/l15-2371.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

Конвенция Совета Европы по контрафактной медицинской продукции и аналогичной преступной деятельности, представляющей угрозу для здравоохранения. Москва, 28.10.2011. URL: http://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/090000168008482f (дата обращения: 10.07.2017).

ловным законодательством следующие деяния, совершенные умышленно:

• производство фальсифицированных медицинских продуктов, фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ, частей, материалов и аксессуаров;

• сбыт или предложение к сбыту, включая посреднические операции, транспортировку, складирование, импорт и экспорт фальсифицированных медицинских продуктов, фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ, частей, материалов и аксессуаров;

• изготовление поддельных документов или фальсификацию документов;

• схожие преступления, угрожающие здоровью населения, а именно:

a) изготовление, складирование для сбыта, импорт, экспорт, сбыт, предложение к сбыту или размещение на рынке лекарственных средств без разрешения, когда такое разрешение необходимо согласно внутреннему законодательству Стороны, или медицинских изделий в нарушение требований о соответствии, когда такое соответствие необходимо согласно внутреннему законодательству Стороны;

b) коммерческое использование подлинных документов в целях, не соответствующих предусмотренным внутренним законодательством Стороны в рамках легальной цепи поставок медицинских продуктов.

Следовательно, у государств, подписавших и ратифицирующих данную конвенцию, возникла обязанность предусмотреть в своем законодательстве уголовно-правовой запрет соответствующего поведения, для стремления к достижению целей, ради которых принята Конвенция. Ранее справедливой выглядела позиция, в соответствии с которой, в отличие от уголовного законодательства Германии, детально регулирующего порядок обращения лекарственных средств и медицинских продуктов, а также вопросы уголовной ответственности за нарушение установленных законом правил их обращения, в России уголовное законодательство практически игнорирует опасность незаконного обращения фальсифицированных либо просроченных лекарств [7, с. 160]. Согласно опросу, проведенному Е.И. Третьяковой, 39,5% респондентов высказались, что причиной оборота фальсифицированных лекарственных средств является именно несовершенство законодательной базы, регулирующей сферу оборота лекарственных средств [8, с. 130]. С принятием Федерального закона от 31.12.2014 г. № 532-Ф3*** в Уголовном кодексе РФ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок: федеральный закон от 31 дек. 2014 г.

появились новые составы преступлений, следовательно, произошла криминализация во исполнение международно-правовых обязательств: была установлена уголовная ответственность за незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий (ст. 2351 УК), обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 2381 УК) и подделку документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий (ст. 3272 УК). Воздержимся на данном этапе от анализа приведенных выше законодательных новелл, поскольку это не является целью данной статьи, однако обратим внимание на позицию А.Г. Волеводза, который отметил, что ратификация Конвенции «Медик-рим», потребует разрешения ряда сложных вопросов, связанных с реализацией ее уголовно-правовых аспектов. В частности, необходима криминализация вывоза из страны фальсифицированной медицинской продукции, должен быть рассмотрен вопрос о расширении круга обстоятельств, отягчающих ответственность лиц, совершивших такие преступления (на это нацеливает ст. 13), требуют решения некоторые иные проблемы, в том числе связанные с уголовно-правовой охраной прав интеллектуальной собственности на лекарственные средства и медицинские изделия, установлением уголовной ответственности юридических лиц за преступления в этой сфере [1, с. 119]. Н.Ш. Козаев отмечает, что в законодательстве Польши, Турции, Украины, Дании, Испании и других стран уже относительно давно сформированы подобные составы. Разумеется, Российская Федерация и ранее пыталась бороться с данными правонарушениями, признавая их высокую общественную опасность, ведь названные технологии напрямую связаны с наивысшими благами - жизнью и здоровьем людей [5, с. 26]. Проведенное в связи с этим исследование Н.Ф. Файзрахманова показало, что в судебно-следственной практике ранее были распространены случаи использования в целях борьбы с фальсификацией медицинской продукции ст. 159, 171, 180, 234, 238 УК РФ, причем как по отдельности, так и в совокупности [9, с. 9].

Необходимо установить, как справились с воплощением положений Конвенции зарубежные государства, ее ратифицировавшие. Наверняка, особенности правовых режимов государств-участников Конвенции обусловили различные модели имплементации ее положений. В каждой стране в соответствии с особенностями развития и характеристиками национальной экономики, менталитета, законодательства существуют определенные факторы, которые в той или иной степени спо-

№ 532-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1 (ч. I), ст. 85.

собствуют фальсификации лекарственных средств, и к наиболее распространенным факторам относится, в том числе, отсутствие законодательства, препятствующее фальсификации лекарственных средств, и мягкое наказание за эту деятельность [3, с. 85]. Процедуру ратификации исследуемая Конвенция прошла в 9 государствах-членах Совета Европы (Албания, Армения, Бельгия, Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Турция (21.09.2017 г.), Украина), а также в двух государствах, которые не входят в совет Европы (Гвинея, Буркина-Фасо)*. Те изменения, которые произошли в национальном уголовном законодательстве государств, ратифицировавших Конвенцию, подлежат отдельному исследованию с целью выявления наиболее полной модели имплементации положений Конвенции в национальное уголовное право, поскольку отнюдь не все государства в полной мере выполнили ее условия.

Анализ законодательства европейских стран начнем с Албании. Во исполнение требований Конвенции в Албании в 2014 году был принят Закон «О лекарственных средствах и фармацевтических услугах», который, согласно статье 1, устанавливает правила производства, размещения на рынке, импорта, экспорта, торговли, использования, фармакологического надзора, маркетинга, контроля качества и проверки деятельности, связанной с лекарственными средствами для применения человеком в Республике Албания, в целях - **

обеспечения здоровья населения .

Законом № 135/2015 от 12.05.2015 Уголовный кодекс Албании был дополнен статьей 284/д «Производство и реализация поддельных или опасных для жизни и здоровья лекарственных средств и изделий медицинского назначения», в соответствии с которой наказываются производство, хранение в коммерческих целях, продажа или реклама, поставка, распределение, экспорт, импорт лекарственных средств, активных веществ или вспомогательных материалов для их производства, а также медицинского оборудования, их частей и комплектующих, если эти предметы или материалы являются контрафактными или опасными для жизни и здоровья, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. Когда это преступление совершено при осуществлении профессиональной деятельности либо через Интернет, либо в сотрудничестве, либо более чем один раз, оно наказывает-

Chart of signatures and ratifications of Treaty 211 Council of Europe Convention on the counterfeiting of medical products and similar crimes involving threats to public health. Status as of 28.09.2017. URL: http://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/211/signatures (дата обращения: 10.07.2017).

** LIGJ Nr. 105/2014 Për Barnat Dhe Shërbimin Farmaceutik.

URL: https://www.parlament.al/wp-

con-

tent/uploads/2015/10/ligj_nr_105_dt_31_7_2014_18582_12.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

ся лишением свободы на срок от трех до семи лет. Те же деяния, вызвавшие серьезные последствия для жизни и здоровья, наказываются лишением свободы на срок не менее десяти лет .

Упомянутый выше закон Албании «О Лекарственных средствах...» под поддельным (контрафактным) лекарством понимает такое лекарство, в котором нарушены: а) его идентичность, в том числе упаковки и маркировки, наименования или состава, концентрации, в том числе это касается любого из входящих в его состав действующих веществ, вспомогательных материалов и ингредиентов; б) неправильно указаны его производитель и место производства, место происхождения или владелец разрешения на продажу; в) сфальсифицированы отчеты и иная документация о его проис-

**

хождении и каналах поставки .

В Бельгии Законом от 6 июля 2016 года была одобрена Конвенция Совета Европы о подделке медицинской продукции и подобных преступлений, связанных с угрозами общественному здоровью (Конвенция Медикрим). Однако с 25 марта 1964 г. в Бельгии действует Закон о лекарственных средствах (в редакции от 27.12.2016 г. ), который устанавливает обширные правила, связанные с противодействием фальсификации лекарственных средств, в частности, требования, предъявляемые к упаковке: в законе выделяется несколько понятий: «первичная упаковка» - контейнер или любая другая форма упаковки, которая находится в непосредственном контакте с лекарственным средством; «контейнер» - упаковка, в которую помещается первичная упаковка; «маркировка» - информация, содержащаяся на наружной таре или первичной упаковке; «инструкция» - информация для пользователя, которая сопровождает лекарственное средство. При этом инструкция, сопровождающая человеческий препарат, должна быть написана так, чтобы быть ясной и понятной, позволяющей пользователям действовать в соответствии с ней. Законом также определяются требования к содержанию и свойствам наружной тары, первичной упаковки и маркировки лекарственных средств, например, все данные на упаковке и в инструкции должны быть выполнены на трех национальных языках Бельгии.

*

Kodi Penal I Republikës Së Shqipërisë Botim i Qendrës së Botimeve Zyrtare Maj, 2017, Tiranë. URL: http://www.qbz.gov.al/botime/Kodi Penal-2017.pdf. (дата обращения: 10.07.2017).

** LIGJ Nr. 105/2014 Për Barnat Dhe Shërbimin Farmaceutik.

URL: https://www.parlament.al/wp-

con-

tent/uploads/2015/10/ligj_nr_105_dt_31_7_2014_18582_12.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

Loi sur les médicaments. 25 Mars 1964. (Consultation des versions antérieures à partir du 30-12-1989 et mise à jour au 2712-2016). URL:

http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/loi_a1.pl?language=fr& la=F&cn=1964032530&table_name=loi&&caller=list&F&from tab=loi&tri=dd+AS+RANK&rech=1&numero=1&sql=(text+co ntains+(''))#modification (дата обращения: 10.07.2017).

Законодательство Бельгии подразделяет лекарственные средства на классы в зависимости от риска их фальсификации при помощи следующих критериев: 1) цена и объем продаж лекарственных средств; 2) количество и частота предыдущих случаев фальсификации этого лекарственного средства, зарегистрированных в ЕС и в других странах, а также динамика этих случаев; 3) специфика лекарства; 4) тяжесть причиняемого вреда; 5) другие потенциальные риски для здоровья населения.

Указанные выше требования позитивного фармацевтического законодательства Бельгии приведены здесь по той причине, что меры ответственности, в том числе уголовной, устанавливаются тем же законом, а не Уголовным кодексом Бельгии. В частности, за нарушение отдельных требований законодательства о лекарственных средствах, а также перевозку, поставку, импорт или экспорт фальсифицированных лекарственных средств, имитацию лекарственных средств с целью их последующей продажи и распространения - предусмотрено наказание в виде лишения свободы от одного месяца до одного года со штрафом в размере 200000 евро. По санкции можно судить, что она содержит наказания, носящие карательный характер, поэтому вид ответственности, применяемой к лицам, совершившим указанное деяние, можно считать уголовной.

Закон о лекарственных средствах Бельгии в части, касающейся установления уголовной ответственности, имеет свой перечень отягчающих обстоятельств, который полностью согласуется со статьей 13 Конвенции, а именно наказание за преступления должно быть в два раза выше, если правонарушение:

1) послужило причиной смерти или нанесения вреда физическому или психическому здоровью потерпевшего;

2) совершено лицами, злоупотребившими доверием, оказанным им в связи с их профессиональной деятельностью в области здравоохранения, а также оказанным им как производителям или поставщикам;

3) связанное со сбытом или предложением к сбыту, совершено с использованием средств широкого распространения, таких как информационные системы, включая Интернет;

4) совершено в составе преступной организации;

5) совершено лицом, которое ранее уже было осуждено за совершение правонарушений аналогичного характера.

Уголовный кодекс Венгрии содержит всего одну норму §186, которая предусматривает уголовную ответственность за подделку продукции, используемой в здравоохранении. В рассматриваемой статье предусмотрено несколько составов преступлений, в части (1) указано, что лицо, которое

а) подделывает продукцию, используемую в здравоохранении,

б) продает, перевозит, распространяет фальсифицированную или не одобренную в Венгрии продукцию, используемую в здравоохранении,

с) ввозит в страну или вывозит из страны фальсифицированные изделия медицинского назначения в крупном размере,

д) ввозит в страну или вывозит из страны фальсифицированную продукцию, используемую в здравоохранении в крупном размере,

е) использует оригиналы документов с целью фальсификации продукции, используемой в здравоохранении, - наказывается лишением свободы до трех лет. Далее норма предусматривает систему квалифицированных составов: наказание за деяния, предусмотренные пунктами А) и Б) части (1) составляет: а) от одного до пяти лет лишения свободы, если преступление стало причиной инвалидности или серьезного ухудшения здоровья, б) от двух до восьми лет лишения свободы, если преступлением причинена смерть потерпевшему. Часть (3) содержит особо квалифицированные составы в случае, если даяния совершены: а) медицинским работником, б) сотрудником фармацевтической или лицензирующей организации; с) по предварительному сговору. Далее в той же статье приведены необходимые для квалификации дефиниции. Так, под продукцией, используемой в здравоохранении, понимаются: лекарства, ветеринарные препарата, медицинские изделия, диагностические медицинские устройства, а также лекарства,

^ *

находящиеся на стадии испытаний .

Далее остановимся на опыте Франции относительно противодействия фальсификации лекарственных средств. Вопросам регулирования отношений в сфере лекарственных средств посвящена Книга I: Фармацевтика. Часть пятая: «Продукция в здравоохранении» Кодекса общественного здравоохранения Франции. Статья Ь5111-3 этого Кодекса содержит определение фальсифицированных лекарственных средств, которое включает 4 составляющие и согласуется с определением, данным в Конвенции, поэтому считаем излишним на нем останавливаться. Что касается ответственности, то она предусмотрена статьей Ь5421-13 Кодекса общественного здравоохранения Франции за производство, брокерские услуги, распространение, рекламу, предложение, продажу, импорт, экспорт фальсифицированных лекарственных средств, что наказывается пятью годами лишения свободы и € 375,000 штрафа. В тех случаях, если: 1) фальсифицированное лекарственное средство является опасным для здоровья человека; 2) деяния были

совершены в отдельных определенных законом типах фармацевтических учреждений (ст. Ь. 51243, Ь. 5124-20, Ь. 5125-4, Ь. 5126-5); 3) деяния совершены организованной группой; 4) деяния сопряжены с рекламой в публичной телекоммуникационной сети, наказание увеличивается до лише**

ния свободы на семь лет и € 750,000 штрафа .

Согласно статье 395 Уголовного кодекса Турции предусмотрена уголовная ответственность тогда, когда лицо смешало, подделало или изменило таким образом, что это может причинить тяжкий вред здоровью потребителя, лекарства, предназначенные для продажи или бесплатной раздачи населению, или продало, выдало или хранило для продажи в своем магазине или лавке такие лекарства, заведомо зная об их вредности для здоровья. А также в случае продажи или иной помощи в приобретении веществ, необходимых для подделки лекарств, такое лицо привлекается к уголовному наказанию в виде заключения на срок от одного до пяти лет и к денежному штрафу в размере от 20000 до 100000 лир с полной конфискацией и уничтожением таких лекарств***.

Из всех рассмотренных нами примеров им-плементации положений Конвенции наиболее интересен опыт Испании. Статья 361 Уголовного кодекса Испании предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до трех лет, штрафом в размере заработка за период от шести до двенадцати месяцев и дисквалификацию от шести месяцев до трех лет за: производство, импорт, экспорт, поставку, посредничество, продажу, предложение, хранение для указанных целей, лекарственных средств, предназначенных как для человеческого, так и для ветеринарного применения, исследовательских разработок лекарственных средств при отсутствии необходимого разрешения, а также медицинских устройств, в случае, если отсутствуют необходимые документы, или указанные предметы были повреждены, истек срок годности или их состав не соответствует техническим требованиям стабильности и эффективности, что вызывает риск для жизни или здоровья людей.

Статья 362 Уголовного кодекса Испании предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до четырех лет, штраф в размере заработка за период от шести до восемнадцати месяцев и дисквалификацию от одного до трех лет за разработку или производство: а)

Buntetô Torvénykônyvrôl (2012. évi C. tôrvény a) Hatlyos: 2017-07-01 2017-07-01 - 2017-12-31 2017-12-31. URL: http://njt.hu/cgi_bin/njt_doc.cgi?docid=152383 (дата обращения: 10.07.2017).

Code de la santé publique (Dernière modification : 1 juillet 2017). URL:

https://www.legifrance.gouv.fr/affichCodeArticle.do%3Bjsessio

nid%3DBC378F61605990E317061E86A40F1782.tpdila18v_1

%3FidArticle%3DLEGIARTI000028351963%26cidTexte%3D

LEGITEXT000006072665%26dateTexte%3D20170608&usg=

ALkJrhiRA0gtl7BLeB6glwSbrFwu271jGQ (дата обращения:

10.07.2017).

Уголовный кодекс Турции. URL: http://constitutions.ru/?p=5851&page=5 (дата обращения: 10.07.2017).

лекарственных средств, предназначенных для человеческого, так и ветеринарного применения, исследовательских разработок лекарственных средств или действующих веществ лекарственных средств; б) медицинских устройств и комплектующих, компонентов или материалов, которые необходимы для их целостности; в том случае искажения информации об идентичности, упаковки и маркировки, дате истечения срока годности, названии или содержании любого из его компонентов, или дозировке, а также производителе, стране производства, стране происхождения и обладателе свидетельства о регистрации; также искажение данных, связанных с соблюдением законодательных требований, требований лицензирования, документов соответствия или разрешений; записей и документов, относящихся к каналам распределения, в случае если упомянутые предметы были предназначены для общественного потребления, а также в случае создания угрозы для жизни или здоровья людей.

Статья 362 ter Уголовного кодекса Испании предусматривает ответственность за подделку или искажение содержания документов, связанных с лекарственными веществами, активными веществами, медицинскими приборами, аксессуарами, компонентами или материалами, указанными в пункте 1 статьи 362, в том числе его упаковки, маркировки и инструкции по применению в целях совершения или содействия совершению преступления, предусмотренного статьей 362, - наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет, штраф в размере заработка за период от шести до двенадцати месяцев и дисквалификацией от шести месяцев до двух лет.

Статья 362 quinquies предписывает привлекать к уголовной ответственности тех, кто без терапевтического обоснования, прописывает, обеспечивает, снабжает, руководит процессом обеспечения или облегчает доступ профессиональным спортсменам, участвующим в соревнованиях, организованных спортивными организациями в Испании, к веществам или запрещенным фармакологическим препаратам, а также иным способам повышения физических возможностей, которые могут повлиять на результаты соревнования в случаях, если такие вещества по своему составу, а также при регулярном приеме или в силу иных обстоятельств создают угрозу для жизни и здоровья спортсмена, что наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет, штрафом в размере от шести до восемнадцати месяцев и дисквалификацией на срок от двух до пяти лет .

Итак, существует позиция, согласно которой криминализация правонарушения в виде фальсификации лекарственных средств или обращения фальсифицированных лекарственных средств является вынужденной мерой стран, не имеющих совершенного регулирования фармацевтического рынка и эффективной работы соответствующих контролирующих органов [4, с. 94]. На основе проведенного нами исследования законодательств европейских государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию «Медикрим» предлагаем выделить несколько моделей имплементации ее положений в национальное законодательство:

1. Частичная имплементация в уголовное законодательство с изменением законодательства регулятивного (Албания). Подобный подход удобен и может быть воспринят в нашем государстве: приведение регулятивного фармацевтического законодательства в соответствии с терминологией, предлагаемой Конвенцией, обуславливает возможность конструирования диспозиций уголовно-правовых норм как бланкетных, что представляется удобным.

2. Имплементация только в регулятивное законодательство с установлением ответственности в нем же (Франция, Бельгия). Подобная модель нам не кажется подходящим примером для России, поскольку все нормы, предусматривающие преступность и наказуемость деяния, подлежат обязательному включению в Уголовный кодекс РФ, а административной ответственности здесь недостаточно, поскольку Конвенция предусматривает необходимость карательных видов наказания в санкциях.

3. Полная имплементация в уголовное законодательство (Венгрия, Испания). И если венгерский законодатель сконструировал дефиницию фальсифицированного лекарственного средства в одной из частей нормы уголовного закона, предусматривающего уголовную ответственность, то законодательство Испании отнесено к этому типу, поскольку оно в полной мере воплотило большинство уголовно-правовых предписаний, предусмотренных Конвенцией.

Частичная имплементация в уголовном законе (Турция). Здесь закон не содержит всех необходимых составов преступлений, которые предписаны Конвенцией. Как представляется, законодатель еще будет работать над внесением изменений в УК, иначе присоединение к Конвенции останется бессмысленным, поскольку ее цели не будут достигнуты.

* Ley Orgánica 10/1995, de 23 de noviembre, del Código Pe-nal.Publicado en: «BOE» núm. 281, de 24/11/1995. Entrada en vigor: 24/05/1996 Departamento: Jefatura del Estado Referencia: BOE-A-1995-25444. URL:

https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1995-25444 (дата обращения: 10.07.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Волеводз А.Г. Международно-правовые основы уголовной ответственности за преступления в сфере производства и оборота фальсифицированной медицинской продукции // Библиотека уголовного права и криминологии. 2015. №1 (9). С. 107-117.

2. Воронин В.Н. Борьба с фальсификацией лекарственных средств посредством международного уголовного права // Эволюция государства и права: история и современность: сб. науч. ст. II междунар. науч.-практич. конф., посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета / отв. ред. С.Г. Емельянов. Курск, 2017. С. 209-212.

3. Коваленко 1.А. Кримшальш провадження, розпочат за фактом фальсифшаци та обку фаль-сифшованих лшарських засобiв // Вюник прокуратури: наук.-аналгт. журнал. 2014. № 9. С. 83-90.

4. Коваленко 1.А. Зарубiжний досввд кримшально-правово! заборони фальсифшаци лшарських за-собiв // Право та державне управлiння: зб. наук. пр. 2016. № 4. С. 89-94.

5. Козаев Н.Ш. Изменения уголовной политики в сфере противодействия злоупотреблениям на фармацевтическом рынке // Российский следователь. 2015. № 24. С. 26-29.

6. Максимов С.В. Фальсификация лекарственных средств в России и перспективы ратификации Конвенции Совета Европы «Медикрим» // Труды Института государства и права РАН. 2014. № 3. С. 7580.

7. Рарог А.И., Хелльманн У., Головненков П.В. Фармацевтическое уголовное право Германии и России // Библиотека уголовного права и криминологии. 2015. №1(9). С. 156-177.

8. Третьякова Е.И. Причины и условия оборота фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 2-2. С. 125-136.

9. Файзрахманов Н.Ф. Оборот фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, биологически активных добавок: вопросы расследования и уголовной ответственности // Российский следователь. 2012. № 15. С. 8-10.

10. Фирсов И.В. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту и производству фальсифицированных лекарственных средств и медицинской продукции // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XIII междунар. науч.-практич. конф. М., 2016. С. 573-576.

References

1. Volevodz A.G. Mezhdunarodno-pravovye osnovy ugolovnoi otvetstvennosti za prestupleniya v sfere proizvodstva i oborota fal'sifitsirovannoi meditsinskoi produktsii [International legal basis of criminal liability for crimes in the production and trafficking of counterfeit medical products] // Biblioteka ugolovnogo prava i krimi-nologii. 2015. №1(9). S. 107-117. (In Russian).

2. Voronin V.N. Bor'ba s fal'sifikatsiei lekarstvennykh sredstv posredstvom mezhdunarodnogo ugolovnogo prava [Fight against falsification of medicines through international criminal law] // Evolyutsiya gosudarstva i prava: istoriya i sovremennost': sb. nauch. st. II mezhdunar. nauch.-praktich. konf., posvyashchennoi 25-letiyu yuridicheskogo fakul'teta Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta / otv. red. S.G. Emel'yanov. Kursk, 2017. S. 209-212. (In Russian).

3. Kovalenko I.A. Kriminal'ni provadzhennya, rozpochati za faktom fal'sifikatsi! ta obigu fal'sifikovan-ikh likars'kikh zasobiv // [Criminal proceedings initiated in connection with the falsification and circulation of counterfeit medicines] // Visnik prokuraturi: nauk.-analit. zhurnal. 2014. № 9. S. 83-90. (In Ukraine).

4. Kovalenko I.A. Zarubizhnii dosvid kriminal'no-pravovo! zaboroni fal'sifikatsi! likars'kikh zasobiv [Foreign experience of the criminal prohibition of falsification of medicines] // Pravo ta derzhavne upravlinnya: zb.nauk.pr. 2016. № 4. S. 89-94. (In Ukraine).

5. Kozaev N.Sh. Izmeneniya ugolovnoi politiki v sfere protivodeistviya zloupotrebleniyam na far-matsevticheskom rynke [Changes in criminal policy in the field of countering abuses in the pharmaceutical market] // Rossiiskii sledovatel'. 2015. № 24. S. 26-29. (In Russian).

6. Maksimov S. V. Fal'sifikatsiya lekarstvennykh sredstv v Rossii i perspektivy ratifikatsii Konventsii Soveta Evropy «Medikrim» [Falsification of medicines in Russia and prospects for ratification of the Council of Europe Convention "Medicrim"] // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2014. № 3. S. 75-80. (In Russian).

7. Rarog A.I., Khell'mann U., Golovnenkov P.V. Farmatsevticheskoe ugolovnoe pravo Germanii i Rossii [Pharmaceutical Criminal Law of Germany and Russia] // Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2015. № 1 (9). S. 156-177. (In Russian).

8. Tret'yakova E.I. Prichiny i usloviya oborota fal'sifitsirovannykh lekarstvennykh sredstv na farmatsev-ticheskom rynke [Reasons and conditions for trafficking in counterfeit medicines in the pharmaceutical market] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2014. № 2-2. S. 125136. (In Russian).

9. Faizrakhmanov N.F. Oborot fal'sifitsirovannykh i nedobrokachestvennykh lekarstvennykh sredstv, biologicheski aktivnykh dobavok: voprosy rassledovaniya i ugolovnoi otvetstvennosti [Turnover of falsified and

inferior medicines, biologically active additives: issues of investigation and criminal responsibility] // Rossiiskii sledovatel'. 2012. № 15. S. 8-10. (In Russian).

10. Firsov I.V. Mezhdunarodno-pravovye osnovy protivodeistviya nezakonnomu oborotu i proizvodstvu fal'sifitsirovannykh lekarstvennykh sredstv i meditsinskoi produktsii [International Legal Basis for Combating Illegal Circulation and Production of Counterfeit Medicines and Medical Products] // Ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke: materialy XIII mezhdunar. nauch.-praktich. konf. M., 2016. S. 573-576. (In Russian).

Поступила в редакцию 21 сентября 2017 г.

Received 21 September, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.