Научная статья на тему 'Правовая охрана товарного знака: теоретический и практический аспекты'

Правовая охрана товарного знака: теоретический и практический аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1374
217
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНОГО ЗНАКА / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА / НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комлев Николай Юрьевич, Фазлиева Лилия Канзеловна

В статье рассматривается правовая природа товарного знака. Определены критерии (признаки), характеризующие смысловое содержание термина «товарный знак». Представлены условия прекращения правовой охраны товарного знака. Авторами проанализированы проблемные аспекты правового регулирования неиспользования товарного знака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комлев Николай Юрьевич, Фазлиева Лилия Канзеловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Protection of Trademark: Theory and Practice

The article discusses the legal nature of trademark. Criteria (features) characterizing the semantic content of the term “trademark” are defined. The conditions for terminating trademark legal protection are presented. The authors analyze the issues of legal regulation of non-use of trademark.

Текст научной работы на тему «Правовая охрана товарного знака: теоретический и практический аспекты»

УДК 341.11

Н.ю. Комлев Л.К. фазлиева

пРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНОГО ЗНАКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И пРАКТИЧЕСКИЙ АСпЕКТЫ

LEGAL protection oF TRADEMARK:

theory and practice

ТУстатье рассматривается правовая природа товарного знака. Определены кри-л-Этерии (признаки), характеризующие смысловое содержание термина «товарный знак». Представлены условия прекращения правовой охраны товарного знака. Авторами проанализированы проблемные аспекты правового регулирования неиспользования товар-63 ного знака. 63

Ключевые слова: охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, товарный знак, правовая охрана товарного знака, прекращение правовой охраны товарного знака, неиспользование товарного знака

Thearticlediscussesthelegalnatureoftrademark.Criteria(features)characterizingthesemantic content of the term "trademark" are defined. The conditions for terminating trademark legal protection are presented. The authors analyze the issues of legal regulation of non-use of trademark.

Keywords: protected results of intellectual activity and means of individualization, trademark, legal protection of a trademark, termination of legal protection of a trademark, non-use of a trademark

Для цитирования: Комлев Н.Ю., Фазлиева Л.К. Правовая охрана товарного знака: теоретический и практический аспекты //Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. T.4. № 2(8). С. 63-67.

For citation: Komlev N.Y., Fazlieva L.K. Legal Protection of Trademark: Theory and Practice // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2019. V.4. No 2(8). Pp. 63-67.

Вопросы правового регулирования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации определены частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ)1, систематизирующей правоотношения, связанные с интеллектуальными правами, придающей им упорядоченный характер. Эти правоотношения облада-

ют определенными признаками. Так, например, некоторые из интеллектуальных прав неразрывно связаны с их собственником и следуют за ним (авторское право), другие же носят временный и условный характер.

Одним из представителей закрытого перечня объектов интеллектуальной собственности является товарный знак,

Тражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 22.12.1995 № 14-ФЗ (по состоянию на 29.09.2018) // Российская газета. 2008.

который выступает определенным правовым гарантом эффективности товарного рынка, регулятором товарооборота, «лицом» товара [1, с. 54].

В соответствии со статьей 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

С.С. Романов понимает под товарным знаком подлежащие регистрации изображения, предназначенные для индивидуализации товаров и позволяющие отличать товары одних производителей от других. При этом он же отмечает, что в правоприменительной практике имеются примеры подмены товарного знака такими понятиями, как «торговая марка», «бренд», которые являются синонимичными [1, с. 70]. Так, в деле № А60-37803/2018 суд указал на неправомерное 64 обоснование аукционной комиссии в отклонении заявки на допуск к аукциону, выражающееся, в частности в неуказании торгового знака предприятия-изготовителя. Правовая позиция суда указывала на неоднозначность понятий «торговый знак» и «товарный знак» и отмечала различные правовые последствия использования указанных объектов [2, с. 73]. В другом постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2019 года № Ф09-1286/19 установлено, что использование таких терминов, как «торговый знак», в официальной документации, которая выступает юридически значимым актом, недопустимо1.

Д. Исютин-Федотков утверждает, что в договорах, сделках или иных официальных документах возможно использовать только термин «товарный знак», иные же понятия, поскольку они не предусмотрены законом, использовать запрещено [2].

Подобный запрет необходим для четкого определения правовой природы термина «товарный знак», используемого

в рамках делового оборота, так как при реализации обязательственных правоотношений и возникновении споров у правоприменителя могут возникнуть серьезные затруднения в толковании данного понятия. Поэтому выделим критерии (признаки), характеризующие смысловое содержание термина «товарный знак».

В.Н. Наврузалиева определяет, что основу понятия «товарный знак» должны составлять такие признаки, как новизна, различительная способность, условия охраноспособности [3, с. 56]. Под новизной следует понимать такое свойство товарного знака, при котором на момент подачи документов на его регистрацию в государственный реестр товарных знаков аналогичный товарный знак отсутствует.

Различительная способность товарного знака позволяет индивидуализировать его на фоне остальных товарных знаков и выполнять функции запрета выпуска 64 однородных товаров. В связи с этим законодателем в статье 1483 ГК РФ установлен ряд оснований для отказа в регистрации товарного знака. Так, например, если товарный знак вошел во всеобщее употребление для индивидуализации товаров конкретного вида (подп.1 п.1 ст. 1483 ГК РФ).

Охраноспособность товарного знака подразумевает противодействие нарушениям со стороны недобросовестных участников гражданского оборота и указывает на существование легитимной договорной конструкции отчуждения и передачи исключительного права на товарный знак. В противном случае возможно наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя в виде юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой). В некоторых случаях охраноспособность товарного знака нивелируется, что прямо предусмотрено гражданским законодательством Российской Федерации.

1 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.03.2019 № Ф09-1286/19. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AUR&n=200808#09989496796580364 (дата обращения: 27.09.2019).

Так, в пункте 1 статьи 1486 ГК РФ установлено, что правовая охрана товарного знака может быть прекращена в отношении части товаров или всех товаров, для индивидуализации которых данный знак зарегистрирован, в случае неиспользования товарного знака в течение трех лет непрерывно.

Исходя из толкования указанной нормы, гражданское законодательство предусматривает несколько условий для прекращения правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования:

1) неиспользование товарного знака в течение трех лет;

2) неиспользование товарного знака для индивидуализации тех товаров и услуг, в отношении которых он зарегистрирован;

3) направление заинтересованным 65 лицом предложения правообладателю

о подаче заявления об отказе от права на товарный знак либо заключения договора об отчуждении исключительного права на товарный знак;

4) отсутствие доказательств, что товарный знак не использовался по не зависящим от правообладателя обстоятельствам.

Раскроем указанные условия с точки зрения практического применения.

Рассматривая первое условие, необходимо отметить, что с ним каких-либо затруднений на практике возникает меньше всего, так как начало течения срока четко обозначено - момент регистрации знака, также есть указание на факт непрерывности, что означает начало исчисления сроков неиспользования после каждого периода его использования, предшествовавшего ему.

Второе условие лучше всего продемонстрировать на примере из судебной практики. Так, определением Верховного Суда РФ от 5 июля 2018 года по делу № 300 - ЭС18-3308 принято решение о

прекращении правовой охраны товарного знака (свидетельство РФ № 327632), так как он не использовался в качестве средства индивидуализации для услуг по продаже недвижимости - использование же его в рамках договоров аренды жилья не соответствует той деятельности, для индивидуализации которой он регистрировался1.

Данное положение строго устанавливает рамки использования товарного знака - только та деятельность, для которой данное средство индивидуализации регистрировалось, использование же товарного знака в рамках других видов деятельности не будет считаться исполнением данной обязанности.

Третье условие определяет субъектный состав процедуры прекращения правовой охраны товарного знака. Помимо самого правообладателя, в нем участвует заинтересованное лицо. Толь- 65 ко оно имеет право направить предложение правообладателю о подаче заявления об отказе от права на товарный знак. Признаки заинтересованности законодательством не установлены, однако существуют аргументы исследователей.

По мнению М.В. Таболо, заинтересованным лицом может выступать любое лицо, а установление конкретных признаков такого лица недопустимо [4, с. 139].

В свою очередь, в информационном письме Роспатента от 20.05.2009 № 3 «Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием» четко установлено, что этим лицом должен быть индивидуальный предприниматель или им может являться юридическое лицо, которое к тому же является производителем товаров (работ, услуг) и желающее использовать данный товарный знак или схожий с ним до степени смешения обозначения для индивидуализации своих товаров (работ, услуг)1.

Определение ВС РФ от 05.07.2018 по делу № 300-ЭС18-3308. URL: http://www.consultant.ru /cons/cgi/ online.cgi?req=doc& (дата обращения: 27.09.2019).

По нашему мнению, в качестве заинтересованных лиц могут поступать индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие намерение зарегистрировать неиспользуемый товарный знак в течение трех лет с целью индивидуализации своих аналогичных товаров (работ, услуг). Поэтому заинтересованность лица в использовании товарного знака в других целях является неправомерным. Таким образом, заинтересованность лица определяется через подачу искового заявления о досрочном прекращении правовой охраны на товарный знак и оплату госпошлины.

Наиболее противоречивым выступает четвертое условие - отсутствие доказательств о неиспользовании товарного знака по независящим от правообладателя причинам.

Противоречивость их заключается 66 в отсутствии перечня данных обстоятельств в ГК РФ, то есть гражданское законодательство не перечисляет такие случаи, закрепляя абстрактное суждение по не зависящим от правообладателя обстоятельствам (п.3 ст. 1486 ГК РФ).

М.В. Таболо, например, относит к таким причинам отсутствие спроса на товар и услуги, необходимость получения лицензии, проведение испытаний товара [5, с. 99].

А.К. Шульга отмечает, что данные обстоятельства не зависят от правообладателя и включают в себя исключительные непреодолимые события (явления): эпидемии, наводнения, военные действия - при этом указывает на необходимость закрепления их в законе [6, с. 11].

По нашему мнению, предусмотреть все сведения о фактах неиспользования товарного знака в законодательстве

не представляется возможным, так как, во-первых, наша цивилизация развивается, а во-вторых, объем и количество таких феноменов не позволяет их компактно разместить в нормативном правовом акте, поэтому присутствие оценочной категории вполне обосновано.

Прекращение правовой охраны товарного знака призвано разгрузить государственный реестр товарных знаков от неиспользуемых товарных знаков для регистрации сходных с неиспользуемым обозначений другими лицами, а также предотвратить недобросовестную регистрацию товарных знаков без намерения их реального использования1. Значение данной нормы определено в материалах судебной практики. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 № 909-0 указано, что ст. 1486 ГК РФ ориентирована на «достижение баланса между правами и законными интересами 66 владельца товарного знака и других заинтересованных лиц»2.

Следовательно, прекращение правовой охраны товарного знака - это разновидность гражданско-правовой ответственности. Несмотря на отсутствие прямого указания об обязанности использовать товарный знак, она, исходя из системного толкования норм гражданского права, все же присутствует у правообладателя.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время положения гражданского законодательства, регулирующие отношения, возникающие в связи с неиспользованием товарного знака в целом, способствуют защите прав и законных интересов правообладателей и заинтересованных лиц.

1Постановлениие Арбитражного суда Уральского округа от 26.03.2019 № Ф09-1286/19. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AUR&n=200808#09989496796580364 (дата обращения: 27.09.2019).

2Определение КС РФ от 29.05.2012 № 909-06: документ опубликован не был. URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 27.09.2019).

список литературы

1.Романов С.С. Товарный знак: понятие и виды // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12. С. 65-71.

2. Исютин-Федотков Д. «Товарный знак» и «торговый знак» в публичных закупках // Про-госзаказ.рф. 2019. № 54. С. 71-74.

3. Наврузалиева В.Н. Понятие и признаки товарных знаков и знаков обслуживания в современных рыночных условиях // Юридические исследования. 2013. № 3. С. 53-56.

4. Таболо М.В. К вопросу о теоретическом понимании досрочного прекращения правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования // Журнал суда по интеллектуальным правам. 2016. № 14. С. 137-147.

5. Таболо М.В. О недостатках статьи 1486 ГК РФ: когда не следует применять досрочное прекращение правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования // Российский юридический журнал. 2017. № 5. С. 97-105.

6. Шульга А.К. Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2010. 25 с.

Комлев Николай Юрьевич, кандидат юридических наук, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского юридического института МВД России email: kolkomlev@yandex.ru

Фазлиева лилия Канзеловна, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского юридического института МВД России email: lkfaz@mail.ru ©Комлев Н.Ю., 2019

67 ©Фазлиева Л.К., 2019 67

Статья получена: 09.10.2019. Статья принята к публикации: 10.09.2019. Статья опубликована онлайн: 31.10.2019.

Заявленный вклад авторов:

Комлев Николай Юрьевич - название статьи, постановка целей и задач исследования, формулирование основной концепции исследования, итоговое редактирование, Фазлиева Лилия Канзеловна - сбор и анализ научной литературы по теме исследования, формулировка теоретических выводов, оформление статьи по установленным требованиям.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.