Научная статья на тему 'Условия охраноспособности товарных знаков в Российской Федерации'

Условия охраноспособности товарных знаков в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2128
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / ОХРАНОСПОСОБНОСТЬ / УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ / УСЛОВНОСТЬ ОБОЗНАЧЕНИЯ / НОВИЗНА / РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ВВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ / СООТВЕТСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ / ПРИНЦИПАМ ГУМАННОСТИ И МОРАЛИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каменева Елена Николаевна

В статье рассматриваются понятия «товарный знак», «охраноспособность» и «условия охраноспособности» применительно к товарным знакам. Выявляются виды условий охраноспособности товарных знаков, поводится их систематизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF SECURITY AND PROTECTION OF TRADEMARKS IN RUSSIAN FEDERATION

In the Article examines the concept of «trademarks», «protectability» and «conditions of protectability» in relation to trademarks. Identifies types of conditions for protection of trademarks, held their systematisation.

Текст научной работы на тему «Условия охраноспособности товарных знаков в Российской Федерации»

Каменева Е. Н.

УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9.10. УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каменева Елена Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Место работы: Институт права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «товарный знак», «охраноспособность» и «условия охраноспособности» применительно к товарным знакам. Выявляются виды условий охраноспособности товарных знаков, поводится их систематизация.

Ключевые слова: товарные знаки, охраноспособность, условия охраноспособности, условность обозначения, новизна, различительная способность, введение потребителей в заблуждение, соответствие общественным интересам, принципам гуманности и морали, использование товарного знака.

CONDITIONS OF SECURITY AND PROTECTION OF TRADEMARKS IN RUSSIAN FEDERATION

Kameneva Elena N., PhD in Law, associate Professor of Department of constitutional law Work place: Institute of law and national security, RANEPA

Annotation: in the Article examines the concept of «trademarks», «protectability» and «conditions of protectability» in relation to trademarks. Identifies types of conditions for protection of trademarks, held their systematisation.

Keywords: trademarks, protectability, conditions of protectability, conditional notation, novelty, distinctiveness, consumer's misrepresentation, compliance with the public interests, principles of humanity and morality, the use of the trademark.

Рассмотрение условий охраноспособности товарных знаков невозможно без анализа понятия и функций товарного знака, а также понимания самого термина охраноспособность. Только при соответствии обозначения понятию товарного знака и выполнению функций, заключенных в товарном знаке, это обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака и, соответственно, приобрести правовую охрану.

Товарный знак является разновидностью знака вообще. Под знаком определенного предмета в науке о знаках -семиотике понимают «чувственно воспринимаемый предмет, указывающий на другой предмет, отсылающий к нему организм или машину»1.

Как правомерно отмечает А.П. Рабец, из знаковой природы товарного знака вытекает, «что, во-первых, им может быть лишь такой объект, который является продуктом интеллектуальной деятельности человека и который предназначен для восприятия его определенными людьми (покупателями). Во-вторых, товарный знак представляет собой объект, воспринимаемый органами чувств. И, наконец, в-третьих, ... следует, что он обособлен по отношению к маркируемым им товарам»2. Однако это не означает, что он существует сам по себе, безотносительно к товарам, которые он обозначает, или может существовать вообще при отсутствии товаров. Конечно, товарный знак может существовать и иметь правовую охрану, даже когда товары не производятся и не продаются, однако в данном случае мы уже не можем говорить об этом юридически называемом товарном знаке как реальном знаке (обозначении) какого-то предмета (товара). Более того, даже законодатель исходит из такого понимания товарного знака, поскольку в случае неиспользования товарного знака в течение 3 лет, он может быть лишен правовой охраны.

1 Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. Спб.: «Издательство «Юридический центр Пресс, 2003 С. 37.

2 Рабец А.П. Указ.соч. С.39.

Товарный знак является социальным явлением. Не всегда обозначение, которое служит для индивидуализации товаров и производителей, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака и, соответственно, получить правовую охрану, либо производитель по разным причинам не регистрирует соответствующее обозначение. Однако данное обозначение не перестает выполнять функции индивидуализации, и потребитель может прочно ассоциировать товар, на котором содержится обозначение, с определенным производителем и соответствующим качеством.

Что касается товарного знака как правового явления, он становится таковым, когда требования к нему закрепляются в правовых актах, и он соответствует данным требованиям.

Понятие товарного знака закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации3 (далее - ГК РФ). Согласно ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В данном понятии отражается сущность и основная функция товарного знака.

Основу понятия товарного знака составляет слово «обозначение». В п.1 ст. 1482 ГК РФ установлено, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Комбинацию обозначений принято считать комбинированным обозначением. Как видно, перечень видов обозначений не закрыт, и со временем классические виды обозначений могут дополняться новыми.

Таким образом, на основании приведенных научных позиций и легального определения товарного знака, можно сделать следующие выводы о понятии товарного знака:

1. Слово «обозначение» является родовым в понятии товарного знака;

3 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)// «Парламентская газета», № 214-215, 21.12.2006, http://www.pravo.gov.ru, 01.07.2017.

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

2. Товарный знак - это обозначение, которое применяется в отношении товаров, предназначенных для потребителя;

3. Товарный знак - это обозначение, которое воспринимается органами чувств;

4. Основной целью товарного знака является отличить товар одних производителей от аналогичных товаров других производителей. В данном случае речь идет об основной функции товарного знака;

5. Товарный знак пользуется охраной государства при соответствии его определенным требованиям, которые вытекают из природы и функций товарного знака.

Как отмечается в литературе «назначение товарного знака невозможно постичь без учета функций, которые за ним признаются... ни одно решение Суда справедливости ЕС не выносится без упоминания прямо или косвенно о функции товарного знака»4.

Под функцией товарного знака можно понимать назначение, роль, которую выполняет товарный знак как социальное и правовое явление.

Выделяют несколько функций товарного знака. К функциям товарного знака можно отнести следующие:

- индивидуализирующую;

- отличительную;

- информационную;

- репутационную;

- гарантийную;

- рекламную;

- ограничительную или защитную и др.

Функции взаимосвязаны друг с другом, поэтому в некоторых случаях они пересекаются и перекрывают друг друга.

Индивидуализирующая функция означает, что товарный знак выделяет конкретный товар. Отличительная функция товарного знака выражается в том, что товарный знак обозначает определенного производителя, продавца товара и позволяет потребителю отличить товар одного производителя от другого. Индивидуализирующую и отличительную функции ряд авторов объединяют в одну - идентификационную. Она является первостепенной функцией товарного знака. Информационная функция выражается в информировании потребителей о товаре и его качестве. Это не означает, что товарный знак буквально содержит информацию о составе товара, его производстве и др. Информационная функция означает, что потребитель, встретившись с товаром под соответствующим товарным знаком получает для себя информацию, что данный товар обладает определенным свойством, качеством, возможно имеет определенный состав, важный для потребителя, получает информацию о самом производителе, но не в самом товарном знаке, а ассоциируя данную информацию, полученную из разных источников, с данным товарным знаком. Репу-тационная функция товарного знака заключается в том, что он отражает ту репутацию, которая сложилась у товара или производителя. Конечно, следуя логике, товарный знак должен отражать положительную репутацию, однако, бывает, что негативно зарекомендовавший себя товар или производитель, транслируют это и на товарный знак. Гарантийная функция товарного знака означает, что потребителю гарантируется определенное качество товара, обозначенного соответствующим товарным знаком, определенный набор полезных, необходимых свойств товара. Рекламная функция товарного

4 Никулина В.С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. М.: Статут. 2015. С. 19.

знака проявляется в том, что данный товар продвигается на рынке аналогичных товаров, увеличивается объем его продажи благодаря узнаваемости товарного знака. Ограничительная или защитная функция товарного знака защищает правообладателя товарного знака от его незаконного использования, и, в конечном итоге, от потери репутации, потребителей, прибыли. Товарный знак подлежит правовой охране в Российской Федерации. В законодательстве Российской Федерации предусмотрены различные способы защиты исключительного права на товарный знак.

Понятие «охраноспособность» используется в ГК РФ только применительно к селекционным достижениям. Однако в научной литературе термин «охраноспособность товарных знаков» применяется достаточно часто. Что же такое охраноспособность товарного знака? Согласно п.1 ст.1225 ГК РФ результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации, указанным в данном пункте, к которым относятся и товарные знаки, предоставляется правовая охрана. Термин «правовая охрана» используется в ряде статей, посвященных товарным знакам. В частности, в ст.1486 ГК РФ говорится о случаях досрочного прекращения правовой охраны товарного знака. Согласно п.4 ст.1486 ГК РФ прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак.

Исходя из анализа литературы и нормативных правовых актов под правовой охраной можно понимать общий правовой режим, все правила, установленные государством, по поводу определенного блага, совокупность средств, обеспечивающих реализацию прав. Соответственно, правовая охрана товарного знака устанавливается всей совокупностью правовых норм, определяющих понятие товарного знака, содержание исключительного права и его защиту.

Под охраноспособностью товарного знака в настоящей статье понимается возможность обозначения получить и иметь правовую охрану в качестве товарного знака.

По общему правилу правовая охрана предоставляется товарному знаку на основании государственной регистрации. Можно сказать, именно регистрация делает изображение, словосочетание и иные формы обозначения товаров товарным знаком. Кроме этого, правовая охрана может предоставляться товарному знаку в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также правовая охрана предоставляется товарному знаку или обозначению, используемому в качестве товарного знака, но не имеющему правовой охраны в Российской Федерации, признанному по решению Роспатента общеизвестным (ст.1508 ГК РФ).

Чтобы товарный знак подлежал правовой охране, он должен отвечать определенным требованиям. Можно говорить об условиях охраноспособности товарного знака. В литературе нередко используется термин «критерии» охраноспособности товарного знака. Необходимо определиться, одинаковое ли значение у указанных терминов, или один из них наиболее подходит для данного явления.

Согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова «критерий, критерия, •муж. (•греч. кг№епоп -средство для решения) (•книж. ). Признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего-нибудь, мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего-нибудь или для чего-нибудь)», условие - это «правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности», «обстановка для

Каменева Е. Н.

УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь», «то, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое»5. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой критерий также определяется как мерило оценки, суждения. Условие определяется в Толковом словаре русского языка как требование, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; данные, требования, из которых необходимо исходить.6

Представляется, что термин «условия» в большей мере отражает явления, которые определяют случаи, при которых товарным знакам будет предоставлена правовая охрана.

Под условиями охраноспособности товарного знака в настоящей статье понимаются требования, которым должно соответствовать обозначение для того, чтобы получить и в дальнейшем иметь правовую охрану в качестве товарного знака.

Следует отметить, что условия охраноспособности товарных знаков вытекают из сущности и функций товарных знаков.

Существует несколько условий охраноспособности, которые закреплены в законодательстве. Однако в теории нет единого перечня этих условий. В одних случаях авторами выделяются условия охраноспособности товарных знаков, которые полностью опираются на основания отказа в регистрации товарного знака (условно такой перечень называют «негативным»7, поскольку основания для отказа в регистрации определяются в негативном порядке, через несоответствие обозначений определенным требованиям). В другом

случае авторы используют «позитивный» перечень, т.е. отме-

8 „

чают присущие товарным знакам признаки . К таким признакам или условиям охраноспособности относят: условность обозначения, его новизну, различительную способность и регистрацию знака в отношении определенного перечня товаров9. В третьем случае используется комбинированный подход, согласно которому к условиям охраноспособности относятся различительная способность, новизна, кроме этого обозначение не должно быть ложным или вводить потребителя в заблуждение относительно потребителя или его изготовителя и не должно противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали10.

К признакам товарного знака и, соответственно, условиям охраноспособности, относят государственную регистрацию товарного знака. Однако, представляется, что государственная регистрация - это юридический факт, с которым связана

5 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4 т.): http://enc.biblioclub.ru/Termin/1148704_KRITERIY, http://enc.biblioclub.ru /Termin/1202362_USLOVIE

6 См. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999.

7 См. Погребинская Т.Ю. Соответствие общественным интересам, принципам гуманности и морали как условие охраноспособности товарного знака в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003. С. 39.

8 См. Погребинская Т.Ю. Указ. соч. С. 39; Право интеллектуальной собственности: учебник/Под ред. И.А. Близнеца. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2016. С. 476-482.

9 См. Рабец А.П. Указ. соч. С.48; Панкова М.Н. Функции и критерии охраноспособности товарного знака в Российской Федерации // Вестник Военного университета. 2011. № 4. С.110.

10 См. Погребинская Т.Ю. Указ соч. С. 40.

правовая охрана товарного знака. Без государственной регистрации на территории РФ (кроме случаев, когда правовая охрана признается в силу международного договора и в отношении товарных знаков и обозначений, признанных общеизвестными) правовая охрана обозначению, которое формально отвечает иным критериям охраноспособности, не предоставляется. Более того, для того, чтобы обозначение было зарегистрировано в качестве товарного знака, оно должно отвечать определенным условиям, которые мы и называем условиями охраноспособности.

В связи с рассмотренными положениями можно выделить следующие условия охраноспособности:

1. Условность обозначения.

2. Новизна обозначения.

3. Различительная способность обозначения.

4. Запрет на ложные сведения, сведения, которые могут вводить потребителей в заблуждение.

5. Соответствие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

6. Получение согласия на использование в обозначении ряда объектов.

7. Использование товарного знака.

В связи с появление категории «нетрадиционных» товарных знаков (цвета/сочетания цветов, вкусовые, обонятельные, осязательные обозначения, движущиеся обозначения, голограммы) существует точка зрения о необходимости выделения дополнительных условий охраноспособности именно таких знаков, как, например, объективную форму предоставления, достоверность информации о товарном знаке, стабильность характеристик товарного знака, способность к воспроизведению обозначения, узнаваемость товарного знака11.

Стоит также отметить, что условия охраноспособности, хотя и закреплены в законодательстве, не всегда однозначно воспринимаются, трактуются и применяются на практике как юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так и уполномоченными органами власти. В связи с эти достаточно большое количество дел, связанных с товарными знаками рассматривается судами, как арбитражными, так и Судом по интеллектуальным правам. «В условиях отсутствия детального правового регулирования значительной части вопросов охраноспособности товарных знаков в качестве регулятора правовых отношений в указанной области приходится выступать судебной практике, практическое и теоретическое значение которой сложно переоценить»12.

Несмотря на то, что решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции, включая высших, в российской правовой системе не являются источниками права, фактически решения Верховного суда Российской Федерации, а ранее и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, являются прецедентами для нижестоящих судов. Более того, Верховный Суд РФ, а раньше и ВАС РФ, в целях единообразия практики применения законодательства издает обзоры практики и разъяснения применения законодательства. В мотивировочной части решений суды могут ссылаться на постановления Пленума

11 См. Мотылькова А.В. Проблемы правовой охраны товарных знаков в законодательстве Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону. 2016. С. 8.

12 Медведев Н. Ю. Охраноспособность товарных знаков по законодательству Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008. С.4.

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

Верховного Суда РФ и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда РФ и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (п.4 ст.170 Арбитражного процессуального кодекса РФ)13.

В заключение можно сделать вывод, что действующее законодательство содержит достаточно широкий перечень условий охраноспособности товарных знаков, однако регулирование некоторых из них требует совершенствования, причем законодателю необходимо обратить внимание как на практику правоприменения, так и на теоретические идеи и разработки в рассматриваемой сфере. В связи с появлением новых форм товарных знаков, может возникнуть необходимость дополнения условий охраноспособности и изменения законодательства в части введения дополнительных оснований для отказа в регистрации товарных знаков.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,01%.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 01.07.2017)// «Парламентская газета», № 214-215, 21.12.2006, http://www.pravo.gov.ru, 01.07.2017.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст.3012.

3. Медведев Н.Ю. Охраноспособность товарных знаков по законодательству Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.23 с.

4. Мотылькова А.В. Проблемы правовой охраны товарных знаков в законодательстве Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону. 2016. 33 с.

5. Никулина В.С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. М.: Статут. 2015. 208 с.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

7. Панкова М.Н. Функции и критерии охраноспособности товарного знака в Российской Федерации // Вестник Военного университета. 2011. № 4. С.109-116.

8. Погребинская Т.Ю. Соответствие общественным интересам, принципам гуманности и морали как условие охраноспособности товарного знака в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003. 203 с.

9. Право интеллектуальной собственности: учебник/Под ред. И.А. Близнеца. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2016. 896 с.

10. Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. Спб.: «Издательство «Юридический центр Пресс, 2003. 340 с.

11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 19351940. (4 т.): http://enc.biblioclub.ru/Termin /1148704_^Пга^, http://enc.biblioclub.ru/Termin/1202362_USLOVIE.

13 «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст.3012. 2017. № 17. Ст. 2458

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.