Научная статья на тему 'Правовая охрана психического здоровья в Великобритании'

Правовая охрана психического здоровья в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
780
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЗАКОН О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ / БОЛЬНИЧНЫЕ КОЙКО-МЕСТА / ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ОБЩИННЫЙ УХОД / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАКТ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИИ / UNITED KINGDOM / MENTAL HEALTH / MENTAL DISORDER / STRATEGY FOR THE HEALTH AND WELL-BEING OF WORKING AGE PEOPLE / FINANCING OF HEALTHCARE / NATIONAL HEALTH SERVICE / MENTAL HEALTH ACT / HOSPITAL BEDS / DEINSTITUTIONALISATION / COMMUNITY CARE / EUROPEAN PACT FOR MENTAL HEALTH AND WELL-BEING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пазына Евгений Олегович

В данной статье анализируются организационные, финансовые и правовые инструменты охраны психического здоровья в Великобритании, занимающей в данной области одну из лидирующих позиций среди европейских государств. Рассматриваются экономические и социальные последствия проблем, существующих в указанной сфере. Отмечается высокий уровень взаимодействия и сотрудничества государственных и частных структур, направленных на их решение. Автором исследуются структура управления и финансирования сферы охраны психического здоровья, а также основные правовые акты ее регулирования. Несмотря на значительные объемы выделяемых финансовых средств, отмечается целесообразность направления дополнительных ресурсов для проведения соответствующих научных исследований. Рассматриваются тенденции изменения показателей койкомест и количества больниц, осуществляющих лечение психических заболеваний, а также числа лиц, обратившихся за услугами в сфере психического здоровья. Кроме того, изучается процесс реформирования системы охраны психического здоровья, включая деинституционализацию и переход к общинному уходу. Автор отмечает возможность использования британского опыта охраны психического здоровья в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal framework for mental health protection in the United Kingdom

This paper analyses the organisational, financial and legal instruments used for mental health protection in the United Kingdom which is one of the leaders in this sphere among European countries. The economic and social consequences of problems existing in this field are considered. A high level of interaction and co-operation between public and private structures engaged in solving these problems is noted. The author examines the structure of administration and financing of the sphere of mental health protection as well as the basic legal acts regulating it. It is noted that, despite significant amounts of funding allocated, it would be advisable to draw additional resources into appropriate research. Trends in the numbers of hospital beds and hospitals treating mental disorders as well as that of the persons who applied for mental health services are considered. In addition to that, the process of reforming the mental health protection system, including the deinstitutionalisation and transition to community care, is also examined. The author notes the possibility of using the British experience in the field of mental health protection in Russia.

Текст научной работы на тему «Правовая охрана психического здоровья в Великобритании»

Правовая охрана психического здоровья в Великобритании1

ПазынаЕ. О.*

Аннотация. В данной статье анализируются организационные, финансовые и правовые инструменты охраны психического здоровья в Великобритании, занимающей в данной области одну из лидирующих позиций среди европейских государств. Рассматриваются экономические и социальные последствия проблем, существующих в указанной сфере. Отмечается высокий уровень взаимодействия и сотрудничества государственных и частных структур, направленных на их решение. Автором исследуются структура управления и финансирования сферы охраны психического здоровья, а также основные правовые акты ее регулирования. Несмотря на значительные объемы выделяемых финансовых средств, отмечается целесообразность направления дополнительных ресурсов для проведения соответствующих научных исследований. Рассматриваются тенденции изменения показателей койко-мест и количества больниц, осуществляющих лечение психических заболеваний, а также числа лиц, обратившихся за услугами в сфере психического здоровья. Кроме того, изучается процесс реформирования системы охраны психического здоровья, включая деинституционализацию и переход к общинному уходу. Автор отмечает возможность использования британского опыта охраны психического здоровья в России.

Ключевые слова: Великобритания, охрана психического здоровья, психические заболевания, стратегия здоровья и благополучия для людей трудоспособного возраста, финансирование здравоохранения, Национальная служба здравоохранения, Закон о психическом здоровье, больничные койко-ме-ста, деинституционализация, общинный уход, Европейский пакт о психическом здоровье и благополучии.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), проблемы, связанные с психическим здоровьем, ежегодно обходятся экономике Великобритании в сумму порядка 70 млрд. фунтов стерлингов или 4,5% ее ВВП. Психические заболевания и расстройства занимают первое место среди причин потери трудоспособности2. Согласно последнему опубликованному ежегодному отчету Главного врача Великобритании за 2013 год указанный выше экономический ущерб может достигать 100 млрд. фунтов стерлингов. Доля психических заболеваний среди всех болезней в данной стране составляет 28%, что выводит их на первое место. При этом около 75% лиц, страдающих психическими заболеваниями в

1 Статья выполнена при поддержке Союза «Союз специалистов в сфере охраны психического здоровья» в рамках научного исследования «Правовое регулирование охраны психического здоровья в государствах Европейского Союза (на примере ФРГ и Великобритании) и Российской Федерации: организационные и финансовые аспекты».

2 См.: Mental Health and Work: United Kingdom / Mental

Health and Work, OECD. Paris: OECD Publishing, 2014. P. 13.

Англии, не получают никакого лечения. Это приводит к ранней смертности данных лиц, снижая их продолжительность жизни в среднем на 15-20 лет. При этом зачастую смертельных последствий можно было бы избежать при должном лечении. Несмотря на развитие политик, поддерживающих охрану психического здоровья, отмечается нехватка финансирования данной сферы с 2011 года [3, р. 12].

В то же время, качество охраны психического здоровья в Великобритании оценивается как одно из самых высоких среди стран ОЭСР. Среди положительный моментов, во-первых, отмечается высокий уровень осведомленности о важности занятости для психического здоровья и благополучия, а также о пагубном воздействии психических заболеваний на ее показатели. Заинтересованные стороны на всех уровнях, в том числе политики, государственные органы и представители частного сектора нацелены на решение вопросов, связанных с психическим здоровьем, в том числе, уделяя внимание небольшим и средним проблемам в данной сфере.

* Пазына Евгений Олегович, кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского права и сравнительного правоведения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия», Российская Федерация, г. Саратов. E-mail: epazyna5@yandex.ru

Это повышение уровня информированности способствует снижению стигмы и развитию правильной политики. Во-вторых, уровень необходимой интеграции медицинских служб и служб занятости является более высоким, чем в других местах. В частности, сектор здравоохранения также придерживается позиции, что занятость хороша для психического здоровья и здоровья в целом и должна, следовательно, быть частью любого плана лечения. Это находит свое отражение в последних изменениях в порядке работы Национальной службы здравоохранения, который теперь включает также компонент трудоустройства людей с хроническими заболеваниями, а также страдающих психическим заболеванием, и, кроме того, в деятельности службы занятости, которая встраивается в систему здравоохранения посредством целевого финансирования. Данные успехи являются результатами реализации, в частности, стратегии здоровья и благополучия для людей трудоспособного возраста «Здоровье, работа и благополучие - заботясь о нашем будущем» (Health, work and well-being - Caring for our future), разработанной Правительством Великобритании в 2005 году3.

Проведенное в 2014 году исследование «Психическое здоровье и интеграция. Предоставление поддержки людям с психическими заболеваниями: сравнение 30 европейских стран» высоко оценивает состояние охраны психического здоровья в Великобритании. В соответствии с ним данное государство набрало 84,1 балл, заняв 2-ое место и уступив лишь ФРГ4.

Совокупные расходы на здравоохранение в Великобритании в 2013 году (по данным последнего опубликованного отчета Управления по национальной статистике Великобритании) составили 150,6 млрд. фунтов стерлингов (8,8% ВВП), что на 2,7% превышает значение предыдущего года в финансовом выражении, но ниже на 0,1% по отношению к доли в ВВП (в 2012 -8,9% ВВП). Данная тенденция к снижению наблюдается после 2009 года (9,4% ВВП). Это обусловлено тем, что ВВП Великобритании в по-

3 См.: Mental Health and Work: United Kingdom. P. 13 -14; Health, work and well-being - Caring for our future. A strategy for the health and well-being of working age people. URL: https:// www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/209570/health-and-wellbeing.pdf (дата обращения: 04.02.2016).

4 См.: Mental health and integration. Provision for supporting people with mental illness: A comparison of 30 European countries. A report from The Economist Intelligence Unit. URL: https:// www.janssen.ie/sites/stage-janssen-ie.emea.cl.datapipe.net/files/ FINAL%20WHITE%20PAPER%20-%20PHIRPSY10140001_ v1.0.pdf (дата обращения: 27.01.2016).

следние годы растет быстрее, чем ее расходы на здравоохранение. Размер указанных расходов на одного жителя составил в 2013 году 2350 фунтов стерлингов, что более чем в 2 раза превышает указанные значения 1997 года (941 фунт стерлингов) [6].

Финансирование системы здравоохранения в Великобритании в 2013 году (по последним опубликованным в 2015 году данным Организации экономического сотрудничества и развития) велось за счет ряда источников5.

Центральное место среди них занимают средства, выделяемые правительством - 83,3%. Основной их объем составляют бюджеты Национальной службы здравоохранения или ее аналогов в других частях Великобритании. Совокупный размер данных средств в 2015-16 бюджетном году6 составил 136,7 млрд. фунтов стерлингов, в том числе, бюджет Национальной службы здравоохранения Англии - 116,6 млрд. фунтов стерлингов [1]. Они формируются за счет общего налогообложения (примерно 80,9%) и национальной страховки (примерно 17,9%), еще 1,2% финансирования Национальной службы здравоохранения поступает за счет средств пациентов [5, р. 51]7.

Остальные источники финансирования здравоохранения в Великобритании составляют следующие доли: личные средства граждан - 9,5%, частное страхование - 3,4%, прочее - 3,8%. На здравоохранение приходится 16% от всех государственных расходов Великобритании, что выводит ее на 7-е место, вместе с Австралией и Исландией, среди 34-х стран ОЭСР (1-е место - Новая Зеландия и Швейцария (22%), 2-е - Нидерланды (21%), 3-е - США и Япония (20%), 4-е - ФРГ, 5-е - Канада, 6-е - Швеция и Норвегия).

По данным ВОЗ расходы на охрану психического здоровья составляют 14% от совокупных на здравоохранение [2]. При этом на решение проблем, связанных с психическим здоровьем, Национальной службой здравоохранения тратится больше денег, чем на лечение других

5 О размерах долей источников финансирования здравоохранения Великобритании см.: Financing ofhealth care. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/sites/health_glance-2015-en/09/04/ index.html?contentType=%2fns%2fChapter%2c%2fns%2fStatisti calPublication&itemId=%2fcontent%2fchapter%2fhealth_glance-2015-62-en&mimeType=text%2fhtml&containerItemId=%2fconte nt%2fserial%2f19991312&accessItemIds=&_csp_=ec071cb27a755 10e3c2577378800a294 (дата обращения: 27.01.2016).

6 Бюджетный год в Великобритании не совпадает с календарным, он начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта.

7 См.: How the NHS is funded. URL: http://www.kingsfund.

org.uk/projects/nhs-in-a-nutshell/how-nhs-funded (дата обраще-

ния: 10.03.2016).

заболеваний в Англии8. Однако, в процентном соотношении размер данного финансирования значительно меньше доли, указанной выше, которую занимают психические заболевания.

Кроме того, по результатам исследования, проведенного общественной организацией «Преобразуя психическое здоровье» (MQ: Transforming Mental Health), чьи данные подтверждаются в отчете Главного врача Великобритании 2013 года (ссылающегося на отчет Академии медицинских наук Великобритании), на научные исследования в сфере психического здоровья в Великобритании тратится лишь 5.5% от общего исследовательского бюджета в области здравоохранения, что в период с 2008 по 2013 годы в среднем составляло 115,5 млн. фунтов стерлингов (в 2013 году - 110,7 млн. фунтов стерлингов). Для сравнения доля финансирования исследований по борьбе с раком составила 19,6%, инфекций - 10,8%, сердечнососудистых заболеваний - 7,2%. Таким образом, на каждого человека, страдающего психическим заболеванием, приходилось 9,75 фунтов стерлингов, а на больного раком - 1571 фунт стерлингов9.

По данным, приведенным в отчете Главного врача Великобритании 2013 года, в среднем по Евросоюзу ситуация с финансированием исследований в сфере охраны психического здоровья еще более плачевная. Из 6,05 млрд. евро, потраченных на исследования в сфере здравоохранения, только 465 млн. или 8% пришлись на неврологию. При этом была отмечена серьезная озабоченность отходом в последние годы фармацевтических компаний от исследований в области мозга [3, p. 61].

Управление и правовое регулирование сферой здравоохранения в Великобритании находится в компетенции соответствующих органов власти Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Правительство Великобритании обладает соответствующими полномочиями на территории Англии10.

Основными правовыми источниками, регулирующими сферу охраны психического здо-

8 См.: NHS spending on the top three disease categories in England. URL: http://www.nuffieldtrust.org.uk/images/nhs-spending-top-three-disease-categories-england (дата обращения: 05.02.2016).

9 См.: UK Mental Health Research Funding. MQ Landscape Analysis, April 2015. P. 4, 7, 11. URL: http://b3cdn.net/ joinmq/1f731755e4183d5337_apm6b0gll.pdf (дата обращения: 05.02.2016).

10 См.: Mental Health Briefing. Sheets Facts and Activities in Member States. The United Kingdom. URL: http://ec.europa.eu/ health/ph_determinants/life_style/mental/docs/UK.pdf (дата обращения: 14.02.2016).

ровья в Великобритании, в том числе вопросы принудительного психиатрического лечения, являются следующие документы:

> Закон о психическом здоровье от 9 мая 1983 года (в редакции от 26 марта 2015 года)11;

> Закон об умственной дееспособности от 7 апреля 2005 года (в редакции от 14 мая 2014 года)12;

> Закон Шотландии о психическом здоровье (уходе и лечении) от 25 апреля 2003 года (в редакции от 4 августа 2015 года)13;

> Закон Северной Ирландии о психическом здоровье от 26 марта 1986 года (в редакции от 31 марта 2013 года)14;

> Закон о психическом здоровье Уэльса от 15 декабря 2010 года (в редакции от 29 апреля 2015 года)15.

Указанное законодательство позволя т осуществлять размещение и лечение лиц с психическими заболеваниями без их согласия в целях их защиты или защиты окружающих16.

Кроме того, Правительством Великобритании и ее стран выпущен целых ряд стратегий и программ, направленных на охрану психического здоровья.

Показатель койко-мест, доступных для размещения в клиниках Великобритании (включая лечебные, профилактические и реабилитационные) на 1000 населения, (по данным 2013 года, приведенным в последнем опубликованном отчете Организации экономического сотрудничества и развития 2015 года) составляет 2,8, в том числе, для оказания психиатрической помощи - 0,517.

11 См.: Mental Health Act 1983 (c. 20) [9th May 1983] (as amended on 26.03.2015). URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1983/20 (дата обращения: 14.02.2016).

12 См.: Mental Capacity Act 2005 (c. 9) [7th April 2005] (as amended on 14.05.2014). URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2005/9 (дата обращения: 14.02.2016).

13 См.: Mental Health (Care and Treatment) (Scotland) Act 2003 (asp 13) (received Royal Assent on 25th April 2003) (as amended on 04.08.2015). URL: http://www.legislation.gov.uk/ asp/2003/13 (дата обращения: 14.02.2016).

14 См.: The Mental Health (Northern Ireland) Order 1986 (No. 595 (N.I. 4)) [26th March 1986] (as amended on 31.03.2013). URL: http://www.legislation.gov.uk/nisi/1986/595 (дата обращения: 14.02.2016).

15 См.: Mental Health (Wales) Measure 2010 (nawm 7) approved by Her Majesty in Council on 15 December 2010 (as amended on 29.04.2015). URL: http://www.legislation.gov.uk/ mwa/2010/7 (дата обращения: 14.02.2016).

16 См.: Fundamental Facts About Mental Health 2015 / Mental Health Foundation, October 2015. P. 70, 71. URL: https:// www.mentalhealth.org.uk/sites/default/files/fundamental-facts-15. pdf (дата обращения: 14.02.2016).

17 См.: Hospital beds. URL: https://data.oecd.org/healtheqt/ hospital-beds.htm (дата обращения: 27.01.2016); Health at a Glance 2015: OECD Indicators / OECD. - Paris: OECD Publishing, 2015. P. 105.

Количество больниц, предоставляющих услуги по размещению на полный день, находящихся в ведении Национальной службы здравоохранения в Англии, по состоянию на декабрь 2015 года составило 215 (130,404 тыс. койко-мест). Из них 19,273 тыс. койко-мест находились в больницах, осуществляющих лечение психических заболеваний18. При этом наблюдается планомерное ежегодное сокращение количества койко-мест. Так, например, в 2008/09 году количество койко-мест в Великобритании было 206,9 тыс., в том числе, в Англии - 160,3 тыс. [7, р. 106].

В 2013/14 году количество людей, обратившихся за услугами в сфере психического здоровья, в Великобритании увеличилось до 1746,698 тыс. с 1590,332 тыс. в 2012/13 году. При этом лишь 6% из них (105,27 тыс.) провели какое-либо время в больнице (в 2012/13 году таких было 105,224 тыс. или 6,6 %). Это свидетельствует о том, что подавляющее число людей получило помощь в рамках общинного ухода19.

В Великобритании развитие общинных альтернатив больничному лечению стало долгосрочной политической целью20.

Службы охраны психического здоровья, возможно, больше, чем любая другая часть системы здравоохранения, за последние 30 лет подверглись радикальной трансформации. Модель экстренного и долгосрочного лечения на основе крупных учреждений была заменена предоставлением общинного ухода, осуществляемого мультидисциплинарными командами в сфере охраны психического здоровья. Эти команды оказывают поддержку большинства людей в их собственных домах, при этом имея доступ к специализированным подразделениям больниц для экстренных случаев и небольшим учреждениям по месту жительства для нуждающихся в долгосрочном лечении.

18 См.: NHS organisations in England, Quarter 3, 2015-16. URL: https://www.england.nhs.uk/statistics/statistical-work-areas/ bed-availability-and-occupancy/bed-data-overnight/ (дата обращения: 18.02.2016).

19 См.: Mental Health Bulletin: Annual Report from MHMDS Returns 2013-14 / Community and Mental Health Team, Health and Social Care Information Centre, 27 November 2014. P. 5, 8. URL: http://www.hscic.gov.uk/catalogue/PUB15990/mhb-1314-ann-rep.pdf (дата обращения: 14.02.2016); Fundamental Facts About Mental Health 2015. P. 69.

20 Об историческом процессе развития охраны психического здоровья в Великобритании, приведенном далее, см.: Gilburt H., Peck E., Ashton B., Edwards N., Naylor C. Service transformation: Lessons from mental health / The King's Fund,

February 2014. P. 1 - 3, 8, 9. URL: http://www.kingsfund.org.uk/ sites/files/kf/field/field_publication_file/service-transformation-lessons-mental-health-4-feb-2014.pdf (дата обращения:

13.02.2016).

Обозначенный процесс, однако, не был простым. Закрытие системы психиатрических больниц в целом прошло успешно, и соответствующих крупных учреждений больше не существует. Но модель общинного ухода претерпела ряд изменений в свете накапливаемых знаний и разработок в сфере социального контекста предоставления психиатрической помощи.

В процессе применения первоначальной модели перехода к общинному уходу выяснилось, что пациентам требуется больше поддержки, чем первоначальные команды могли предоставить. Также менялись понятие психического заболевания и осознание соответствующих потребностей. В отличие от традиционных понятий о пожизненной изнурительной болезни, наблюдается увеличение понимания того, что люди с психическими расстройствами могут и играют в обществе определенную роль и обладают потенциалом для восстановления. Новые модели координации ухода и оказания услуг поддержали эти изменения, тем самым разрабатывая систему предоставления услуг, которая включает возможность раннего вмешательства и сосредотачивается на управлении болезнью в более широком контексте достижения полноценной жизни. Эти более поздние разработки в сфере ухода являются существенным отходом от системы, в рамках которой ранее были определены и удовлетворялись потребности пациентов, и переходом к подходу, при котором пациенты получают все большую роль в самоопределении и где опыт пользователя услуги по уходу является частью оценки ее успешности.

Великобритания активно участвует в реализации пяти приоритетных направлений Европейского пакта о психическом здоровье и благополучии 2008 года21: профилактика депрессии и суицида; психическое здоровье молодежи и образование; психическое здоровье на рабочем месте; психическое здоровье пожилых людей; борьба со стигмой и социальной изоляцией22.

Проведенный анализ организационно-правовых и финансово-правовых основ охраны психического здоровья в Великобритании позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, охрана психического здоровья в Великобритании занимает значительное место

21 Подробнее о реализации пяти приоритетных направлений в Великобритании см.: Mental Health Briefing. Sheets Facts and Activities in Member States. The United Kingdom.

22 См.: European pact for mental health and well-being established by the EU high-level conference 'Together for Mental Health and Well-Being' held in Brussels on 13 June 2008 // http:// ec.europa.eu/health/mental_health/docs/mhpact_en.pdf (дата обращения: 12.01.2016).

в проводимых политиках данной страны. В связи с этим Правительство и его отдельные ведомства разработали и внедрили целый ряд соответствующих стратегий и программ в данной сфере, которые позволили объединить усилия по поддержанию психического здоровья публичного и частного секторов.

Во-вторых, уровень охраны психического здоровья в Великобритании оценивается как один из самых высоких среди 30 европейских стран.

В-третьих, несмотря на указанные выше достижения, представители Министерства здравоохранения, а также ряд профильных организаций считают объем финансирования, выделяемого на охрану психического здоровья, особенно на исследования в данной сфере, недостаточным. Они мотивируют это диспропорцией между уровнем социальной опасности соответствующих заболеваний и расстройств и количеством финансовых средств, направляемых для решения данных проблем.

В-четвертых, правовое регулирование охраны психического здоровья осуществляется отдельными частями Великобритании (Шотландией, Уэльсом, Северной Ирландией) при сохранении централизованным Правительством

компетенции в данной сфере на территории Англии. При этом многие инициативы последнего активно воспринимаются во всей стране, позволяя выстраивать слаженную политику, основанную на общих принципах.

В-пятых, в Великобритании, начиная с 80-х годов 20-ого века, проходит процесс трансформации системы психиатрических услуг. Его результатами стали, значительная деинституци-ализация и развитие системы общинного ухода.

В-шестых, активно развивая приоритетные направления, обозначенные Европейским пактом о психическом здоровье и благополучии, Правительство Великобритании продемонстрировало умение продуктивного межведомственного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями и частными компаниями с широкой возможностью привлечения и использования как государственных, так и частных средств.

В-седьмых, опыт Великобритании в сфере охраны психического здоровья, в частности, по разработке и реализации комплексных межведомственных стратегий в данной сфере может быть весьма полезен для совершенствования соответствующей области в Российской Федерации.

Литература

1. Campbell D., Duncan P. 10 truths about Britain's health service // The Guardian, 18 January 2016. URL: http://www.theguardian.com/ society/2016/jan/18/10-truths-about-britains-health-service?CMP=share_btn_tw (дата обращения: 07.03.2016).

2. Coldefy M. (Irdes) The Evolution of Psychiatric Care Systems in Germany, England, France and Italy: Similarities and Differences // Health Economics (Questions d'économie de la santé) №180, 2012/10. URL: http://www.irdes.fr/EspaceAnglais/Publications/ IrdesPublications/QES180.pdf (дата обращения: 27.01.2016).

3. Davies S.C. Annual Report of the Chief Medical Officer 2013, Public Mental Health Priorities: Investing in the Evidence / London: Department of Health, 2014. 318 p. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/ file/413196/CMO_web_doc.p df (дата обращения: 04.02.2016).

4. Gilburt H., Peck E., Ashton B., Edwards N., Naylor C. Service transformation: Lessons from mental health / The King's Fund, February 2014. 24 p. URL: http://www.kingsfund.org.uk/sites/files/kf/field/field_publication_file/service-transformation-lessons-mental-health-4-feb-2014.pdf (дата обращения: 13.02.2016).

5. Hawe E., Cockcroft L. OHE Guide to UK Health and Health Care Statistics: Second edition / Office of Health Economics, 2013. 181 p. URL: https://www.ohe.org/system/files/private/publications/389%20-%202013_OHE_Guide_Hawe.pdf?download=1 (дата обращения: 05.02.2016).

6. Lewis J., Cooper J. Expenditure on Healthcare in the UK, 2013, 26 March 2015. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171766_399822. pdf (дата обращения: 05.02.2016).

7. United Kingdom Health Statistics 2010. Edition No: 4 / Editors: Smith M.P., Sweet D., Holley R., London: Office for National Statistics, 2010. 129 p. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/ukhs/united-kingdom-health-statistics/ 2010/edition-4--2010.pdf (дата обращения: 05.02.2016).

The legal framework for mental health protection in the United Kingdom

Evgenii Pazyna, Ph.D. in Law, Associate Professor at the Department of European and Comparative Law of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Saratov State Academy of Law", Russian Federation, Saratov. E-mail: epazyna5@yandex.ru

Abstract. This paper analyses the organisational, financial and legal instruments used for mental health protection in the United Kingdom which is one of the leaders in this sphere among European countries. The economic and social consequences of problems existing in this field are considered. A high level of interaction and co-operation between public and private structures engaged in solving these problems is noted. The author examines the structure of administration and financing of the sphere of mental health protection as well as the basic legal acts regulating it. It is noted that, despite significant amounts of funding allocated, it would be advisable to draw additional resources into appropriate research. Trends in the numbers of hospital beds and hospitals treating mental disorders as well as that of the persons who applied for mental health services are considered. In addition to that, the process of reforming the mental health protection system, including the deinstitutionalisation and transition to community care, is also examined. The author notes the possibility of using the British experience in the field of mental health protection in Russia.

Keywords: United Kingdom, mental health, mental disorder, strategy for the health and well-being of working age people, financing of healthcare, National Health Service, Mental Health Act, hospital beds, deinstitutionalisation, community care, European Pact for Mental Health and Well-being.

References

1. Campbell D., Duncan P. 10 truths about Britain's health service // The Guardian, 18 January 2016. URL: http://www. theguardian.com/society/2016/jan/ 18/10-truths-about-britains-health-service?CMP=share_btn_tw (data obrashcheniia: 07.03.2016).

2. Coldefy M. (Irdes) The Evolution of Psychiatric Care Systems in Germany, England, France and Italy: Similarities and Differences // Health Economics (Questions d'conomie de la sant ) No.180, 2012/10. URL: http://www.irdes.fr/ EspaceAnglais/Publications/IrdesPublications/QES180.pdf (data obrashcheniia: 27.01.2016).

3. Davies S.C. Annual Report of the Chief Medical Officer 2013, Public Mental Health Priorities: Investing in the Evidence / London: Department of Health, 2014. 318 p. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/ attachment_data/file/413196/CM0_web_doc.pdf (data obrashcheniia: 04.02.2016).

4. Gilburt H., Peck E., Ashton B., Edwards N., Naylor C. Service transformation: Lessons from mental health / The King's Fund, February 2014. 24 p. URL: http://www.kingsfund.org.uk/sites/files/kf/field/field_publication_file/ service-transformation-lessons-mental-health-4-feb-2014.pdf (data obrashcheniia: 13.02.2016).

5. Hawe E., Cockcroft L. OHE Guide to UK Health and Health Care Statistics: Second edition / Office of Health Economics, 2013. 181 p. URL: https://www.ohe.org/system/files/private/publications/389%20-%202013_0HE_Guide_Hawe. pdf?download=1 (data obrashcheniia: 05.02.2016).

6. Lewis J., Cooper J. Expenditure on Healthcare in the UK, 2013, 26 March 2015. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/ dcp171766_399822.pdf (data obrashcheniia: 05.02.2016).

7. United Kingdom Health Statistics 2010. Edition No: 4 / Editors: Smith M.P., Sweet D., Holley R., London: Office for National Statistics, 2010. 129 p. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/ukhs/united-kingdom-health-statistics/2010/ edition-4--2010.pdf (data obrashcheniia: 05.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.