СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.3-05 Е. В. Дубограй
кандидат социологических наук; доцент кафедры социологии Института международных отношений и социально-психологических наук МГЛУ; Первый МГМУ им. И. М. Сеченова; e-maiL: edubograi@maiL.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье представлен обобщенный анализ результатов современных зарубежных медико-социологических исследований, которые описывают различные аспекты влияния религиозности на психическое здоровье человека. Автор попытался обобщить главные выводы о взаимосвязи религиозности и психического здоровья человека, изложенные в современных зарубежных публикациях.
Ключевые слова: иностранные медико-социологические исследования; религиозность; психическое здоровье.
E. V. Dubogray
candidate of social Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Institute of international relations and sodo-psychological sciences, MSLU; First MSMU (Sechenov University); e-mail: edubograi@mail.ru
THE RELATIONSHIP OF RELIGIOSITY AND MENTAL HEALTH: VIEW THROUGH THE PRISM OF FOREIGN MEDICAL AND SOCIOLOGICAL RESEARCH
This articLe presents a generaLized anaLysis of the resuLts of modern foreign medicaL and socioLogicaL research, which study and describe various aspects of the impact of religiosity on mental health. The author tried to summarize the main concLusions about the reLationship of reLigiosity and mentaL heaLth, as set out in modern publications in foreign languages.
Key words: foreign sociologists of medicine; religiosity; mental health.
В копилке отечественной социологии медицины еще очень мало исследований, изучающих влияние религиозности на здоровье
человека1. На эту тему за последние десятилетия в России проводились только единичные медико-социологические исследования. При этом всё большему числу психиатров становится очевидной важность изучения фактора религиозности в профилактике, лечении, реабилитации психических расстройств и заболеваний.
Российский ученый, врач-психиатр А. Б. Смулевич отмечает недостаточную изученность медицинской наукой так называемых истерических припадков, которые в религиозной среде называют «одержимость бесами». Яркие и монофабульные психические расстройства, которые возникают в церкви перед иконами при евхаристии. Ученый признает отсутствие достаточной медицинской практики и фармакологических средств для лечения этого внутриличностного конфликта на высшем духовном уровне. Он считает, что «только помощь "духовного лица", особый ритуал "отчитка", в такой ситуации демонстрирует наибольший эффект возвращения психического здоровья» [Смулевич 2001].
Счет зарубежных медико-социологических исследований о взаимосвязи религиозности и духовного здоровья человека идет уже на тысячи. И в последние десятилетия такие исследования заметно увеличиваются каждый год. В рамках настоящей статьи невозможно даже упомянуть или все их назвать. Автором проанализированы наиболее актуальные публикации иностранных ученых о влиянии религиозности на психическое здоровье человека2. В результате этого анализа обобщены и сгруппированы основные выводы исследователей, тезисно представлены положения, нашедшие подтверждение в десятках комплексных и автономных медико-социологических исследованиях, проводившихся в последнее время по всему миру.
Цель нашего обзора - проинформировать отечественную аудиторию (социологов, социологов медицины, организаторов общественного здравоохранения, врачей, священнослужителей
1 Академик РАН А. В. Решетников - основатель Российской школы Социологии медицины (Интервьюер - Дубограй Евгений) 13.10.2015 в НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования. г. Москва.
2 Автор выражает признательность студентам-социологам Московского государственного лингвистического университета за помощь в переводе научных публикаций на иностранных языках.
«окормляющих» медицинские организации) об исследованиях медицинского ресурса религиозности в зарубежном здравоохранении, дать ссылки на соответствующие публикации, для возможности детального самостоятельного изучения.
Влияние религиозности на психическое здоровье
Одно из самых масштабных и известных обобщений научных исследований в рассматриваемой области осуществил американский психиатр Гарольд Г. Коениг, профессор университета Дьюка, Северная Каролина, США. Он проанализировал количественные социологические исследования, которые публиковались в рецензируемых журналах с 1872 по 2010 г (всего 3 300 исследований!).
Один из значимых выводов, которые делает Г. Коениг после сравнения соотношения указываемых исследователями позитивных и негативных аспектов влияния религиозности / духовности на десятки индикаторов психического здоровья: от черт характера до надежды и оптимизма, заключается в следующем: от половины до 3/4 исследований демонстрируют положительное влияние религии на тот или иной конкретный показатель психического здоровья [Koenig 2012]; упоминаний о негативном влиянии религиозности на рассматриваемый индикатор нет вообще или их доля около 1 % от всех исследований в рассматриваемой группе.
Все аспекты положительного влияния оздоравливающего потенциала традиционных конфессий на психическое здоровье человека Г. Коениг сводит в следующие основные группы:
1) религиозность предоставляет ресурсы для борьбы со стрессом, влияя на когнитивную оценку негативных жизненных событий, делая их менее тревожными. Она увеличивает частоту положительных эмоций, формирует оптимистическое мировоззрение, помогает нормализовать потери и изменения в жизни человека, создает образцы для подражания;
2) являясь законченной ценностно-нормативной системой, традиционные религии помогают людям выстраивать свое поведение так, чтобы избегать стрессовых событий: развод, лишение свободы, венерические заболевания, проблемы с детьми, финансовые трудности и др;
3) большинство религий поощряют «просоциальное» поведение человека (его коммуникативность) на основе альтруистической
любви: встречи близких, совместные мероприятия, взаимопомощь и т. д., что увеличивает положительные эмоции и отвлекает от собственных проблем [Koenig 2012].
В исследованиях, опубликованных после 2000 г., четко прослеживается обратно пропорциональная (полезная для здоровья) связь религиозности / духовности с распространенностью любого душевного заболевания. В частности, религиозность положительно влияет на депрессию, суицидальные мысли и поведение, алкогольную и наркотическую зависимость [Agorastos, Demiralay, Huber 2014]. Рассмотрим подробнее, как влияет религиозность на эти и некоторые другие составляющие психического (ментального) здоровья.
Религиозность и депрессия. Религиозность «незначительно (коэффициент корреляции Пирсона Р = -0,096), но тесно связана с низкой выраженностью симптомов депрессии» [Smith, McCullough, Poll 2003]. Приведем, некоторые наиболее яркие медико-социологические исследования по этому вопросу.
Благодаря сострадательности ко всему живому тибетские буддисты демонстрируют меньший уровень заболеваемости депрессией, чем нерелигиозные люди, проживающие в той местности [Fung Kei Cheng 2015]. Эксперимент с 98 тибетскими буддистами и 438 людей, не являющихся религиозными буддистами, проходил в 2012 г. Буддисты воспринимают себя, свою сущность как нечто менее устойчивое и надежное, чем реальность внешнего мира и его законы. Они в меньшей степени склонны к переживаниям по поводу собственных негативных эмоций и психологических проблем.
Известный всему Китаю случай с пациенткой Эстер Ли, девушки из среднестатистической китайской семьи, страдавшей от тяжелой формы депрессии, пытавшейся за полгода 4 раза покончить с собой. Во время болезни жизнь пациентки транслировали на ТВ-шоу, из которого все узнали о ее страданиях, страданиях близких людей и о безрезультативности оказывавшейся медицинской помощи. Девушка принимала медикаменты, назначенные психиатром, и посещала клинического психолога, но циклические рецидивы возвращали ее в депрессивное состояние. В 2000 г. Эстер Ли вернулась из Великобритании, где проходила лечение, в Гонконг и приобщилась к буддизму. Это вскоре привело к повышению ее спокойствия, позволило преодолеть тревожность, помогало
обнаруживать признаки приближающегося рецидива и существенно благоприятствовало ее выздоровлению. Кроме того, ощущая себя Бодхисаттвой (человеком, который стремится спасти все живые существа, избавить их от страданий), она с энтузиазмом помогала людям с эмоциональными расстройствами нормализовать свое состояние [Fung Kei Cheng 2015].
Подобные примеры общие для всех народов и религий, они не ограничиваются ни географическим районом проживания, ни конфессиональной принадлежностью. Исследование депрессии голландскими специалистами показало снижение ее уровня и вероятности возникновения у религиозных католиков и протестантов [Braam, Beekman, Deeg, Smit, Tilburg 1997], особенно значимые показатели этой взаимосвязи наблюдаются у пожилых респондентов [Koenig, George, Peterson 1998]. Религиозные корейцы демонстрируют лучшее состояние здоровья в целом и меньшую склонность к депрессии [You, Lee, Fitpatrick, Kim, Marui, Lee 2009].
Не только здоровые люди, но и пациенты с хроническими и даже не излечимыми болезнями подтверждают эту статистику. В категории женщин - больных ВИЧ выявлена «значимая обратная зависимость» между уровнем религиозности и симптомами депрессии [Dalmida, Mcdonnell, Dilorio, Laderman 2009, c. 119].
Что в религиозном сознании или религиозном поведении приводит к уменьшению уровня депрессии? Религиозное сознание с соответствующим восприятием мира, снижает уровень тревожности - одного из источников депрессии. Например, уверенность в том, что Бог является защитником жизни, снижает уровень материнской тревожности, независимо от количества детей у матери [Safara, Salmabadi, Edalatkhah, Rostami 2016, с. 26]. Из форм религиозного поведения и религиозных практик: молитвы, пост, участие в богослужениях - наиболее эффективно уменьшают негативное воздействие стресса на здоровье [Williams, Larson, Buckler, Heckmann, Pyle 1991].
Все эти наблюдения медицинских работников и их собственный врачебный опыт привели к тому, что в психиатрии уже сформировалась религиозно-интегрированная когнитивная поведенческая терапия (RCBT) депрессии как полноценная методика. И она оказывается эффективнее в сравнении с обычными классическими когнитивно-поведенческими терапиями (СВТ) применительно
к пациентам с сильно выраженной депрессией и хроническими заболеваниями. Например: показатели «Теста жизненных целей» (PIL) у этой категории пациентов положительно коррелируют с общей религиозностью (r = 0.34) и отрицательно коррелируют с депрессивными симптомами (r = -0,54) [Daher, Koenig, Pearce, Nelson, Shaw, Berk, Bellinger, Robins, Cohen, King 2016].
Религиозность и оптимизм /пессимизм. Библейские сюжеты, иллюстрирующие безусловную любовь Бога и его непреложную справедливость, вызывают глубокое чувство оптимизма и надежды у каждого. Показательными являются некоторые американские медико-социологические исследования. В категории пожилых респондентов особенно заметна положительная корреляция религиозности с психологическим благополучием [Moreira-Almeida, Neto, Koenig 2006].
Афроамериканское престарелое население считается более счастливым по сравнению с белым населением в связи с большей удовлетворенностью жизнью. А главным и непосредственным источником этой удовлетворенности является религиозность [Krause 2003]. Молодые афроамериканцы, которые воспринимают Бога, как прощающего и любящего, демонстрируют более высокий уровень оптимизма, а люди, вовлеченные в выполнение религиозных практик, показывают более низкий уровень пессимизма [Daniel B Lee 2015].
Фэн-шуй и юань, а также терпеливость чаще всего помогают китайцам справляться со стрессом в американском социуме. Китайцы скорее адаптируют свое мировоззрение, которое не помогает им сжиться со стрессовой ситуацией, чем попытаются изменить саму некомфортную ситуацию [Cheung 1995]. Религиозное мировоззрение даосизма, предполагающее отказ от мирской суеты помощи. Девушка принимала медикаменты, назначенные ей психиатром, и посещала клинического психолога, но циклические рецидивы возвращали ее в депрессивное состояние. и следование вечному дао-пути и Закону природы, является главным фактором психического здоровья китайских общин и семей в США [Kam-Shing Yip 2004].
За границами американского континента эти зависимости сохраняются в полной мере. Уровень религиозности положительно коррелирует с такими психологическими категориями, как счастье
(г = 0,40), удовлетворенность (г = 0,30) и собственно психическим здоровьем (г = 0,28) [Abdel-Khalek, Lester 2017]. Таковы результаты сравнительного исследования взаимосвязи религиозности и благополучия (SBW - уровень счастья, удовлетворения, психического здоровья) студентов в Египте и Великобритании. В целом студенты Египта демонстрируют более высокие показатели и религиозности - 0,619 и психического здоровья - 0,833, чем их британские ровесники, у которых индексы счастья - 0,588 и психического здоровья - 0,777, соответственно [там же].
Надежда, ожидание лучшего в будущем, - существенный фактор психического здоровья. Независимые друг от друга медико-социологические исследования, проводившиеся в разных частях мира, показывают, что религиозность пациента: повышает развитость таких чувств, как оптимизм, надежда, повышает самооценку, положительно влияет на лечение посттравматического синдрома [Idler, Kasl 1997; O'Laoire 1997; Schiff 2006].
Религиозность и добровольный уход из жизни. Суицидальное поведение является одной из актуальных проблем современной психиатрии. И в силу распространенности этого явления, и в силу необратимости негативных социальных последствий каждого завершенного суицидального поступка. Поэтому, медико-социологические исследования, в которых изучаются вопросы взаимосвязи религиозности и суицидальных мыслей, суицидального поведения встречаются в реферативных базах научных журналов довольно часто. В 80 % из них говорится о том, что среди религиозных людей отмечаются наиболее низкие показатели самоубийств и что подобная форма девиантного поведения в большей мере осуждается, не поддерживается религиозными людьми, чем атеистами. В остальных 20 % подобных исследованиях не обнаруживается какая-то зависимость между рассматриваемыми признаками.
Например, отмечается, что в США уровень самоубийств среди людей, которые регулярно посещают религиозные мероприятия в четыре раза ниже, чем среди тех, кто их не посещает [Nisbet, Duberstein, Conwell, Seidlitz 2000]. Самоубийству человека обычно предшествуют суицидальные мысли и нередко суицидальные попытки, что уже является показанием к обращению за психиатрической помощью. Исследование NSAL взрослого населения США на базе национальной репрезентативной выборки подтвердило, что
религиозность снижает число суицидальных попыток и особенно частоту появления суицидальных мыслей у афроамериканцев и карибских негров [Toussaint, M.Wilson, C.Wilson, Williams 2015].
Важнейшими факторами такого профилактического воздействия религиозности исследователи называют частоту взаимодействия с членами своей религиозной общины и взаимную поддержку в своем кругу единоверцев. Есть и другие факторы, специфические для конкретных религий и народов. Например, у студентов-подростков острова Тринидад и Тобаго значимыми факторами профилактики суицидальных мыслей и попыток являются совместные с родителями молитвы (ежемесячно или чаще на протяжении полугода) и посещение религиозных служб с той же частотой [там же].
Таким образом, уровень религиозности, совершение молитв, посещение богослужений, внутригрупповая поддержка единоверцев снижают суицидальные предрасположенности, появления мыслей о суициде, планирование самоубийства и даже частоту суицидальных попыток [там же].
Религиозность и прочие аспекты психического здоровья. Медицина призвана указывать путь избавления от болезни или недопущение ее появления. Она отвечает на вопросы: Как лечить? Как гарантированно предохранить себя от любых заболеваний? Медицина не объясняет конкретному человеку, почему именно у него возникло, развилось то или иное конкретное заболевание и не вооружает пациента ценностно-ориентированными установками на борьбу с болезнью. Отвечать на эти запросы, удовлетворять подобного рода потребности пациентов, является функцией института религии в обществе.
Таким образом, возможности влияния религиозности на здоровье человека очень широки. Попытаемся и в нем обозначить некоторые выявленные иностранными исследователями аспекты. Религия наполняет смыслом жизнь человека, и, как следствие, помогает более адекватно реагировать на болезни и на дискомфортные ситуации связанные с состоянием собственного здоровья [Patel, Shah, Peterson, Kimmel 2002]. Рядом исследований установлено, что религиозность несколько уменьшает страдание человека от испытываемой боли [Swimmer, Robinson, Geisser 1992].
Отдельная позиция - вредные для здоровья зависимости-привычки. Влиянию религиозности на их наличие и распространение
очень высоко. Установлена сильная корреляционная связь почти между всеми индикаторами религиозности и низкими показателями распространения никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости [Kendler, Liu, Gardner, McCullough, Larson, Prescott 2003]. В молодежной категории религиозность является вторым весомым защитным фактором, профилактики вредных привычек, сразу после фактора полноценная семья. Более подробно взаимосвязь религиозности и приверженности к здоровому образу жизни (ЗОЖ) автор рассчитывает описать в одной из последующих статей.
Врачи - исследователи религиозности
Отдавая должное религиозности как значимому фактору здоровья человека, врачи по всему миру всё чаще предпринимают попытки использовать фактор религиозности в своей практической деятельности и исследовать религиозность у своих пациентов. О методике применения психиатрами религиозно-интегрированной когнитивной поведенческой терапии (RCBT) депрессии уже говорилось выше. Также врачи берутся за исследование религиозности пациентов, несмотря на всю сложность анализа этой сложносоставной социологической категории. При этом для сбора информации врачи обычно применяют метод опроса.
Так, например, колумбийские медицинские психологи и социологи из Университета Сан-Буэнавентура г. Медельин, во-первых, проанализировали эволюцию термина «религиозность» в отношении здоровья; во-вторых, подчеркнув доминирование положительного влияния религиозности на здоровье человека через психологические механизмы формирования эмоций, ученые представили инструментарий (опросные шкалы) измерения «религиозно-духовной ориентации здоровья» [Quiceno, Japcy, Vinaccia, Stefano 2009].
По мнению авторов медико-социологических исследований, учет врачом религиозности пациента во время оказания медицинской помощи целесообразно сосредоточить на вопросах:
1. Использует ли пациент религиозность, чтобы помочь себе справиться с болезнью, и как?
2. Является ли пациент членом религиозной общины, оказывающей ему поддержку?
3. Есть ли у пациента какие-либо вопросы или опасения связанные с верой, которые его волнуют?
4. Есть ли у пациента какие-либо религиозные убеждения, которые могут повлиять на процесс лечения? [Koenig 2005].
И, в завершение, о негативном. Среди возможных негативных аспектов влияния на здоровье традиционных религиозных конфессий, о которых, напомним, исследователи говорят очень редко (всего в 1% публикаций), обычно называется два. Первое - отказ от медицинской помощи себе, а чаще детям, из-за религиозных убеждений. Второе - приобщение к религиозным практикам-нормам употребления алкогольных напитков и наркотических веществ, которым следуют представители некоторых религиозных конфессий.
Таким образом, в современных зарубежных медико-социологических исследованиях представлен широкий спектр действия оздоравливающего потенциала религии и подтверждена эффективность медицинского ресурса религиозности. Религиозность может рассматриваться в качестве фактора, способствующего укреплению здоровья, собственно выздоровлению и реабилитации во всех странах и применительно ко всем традиционным (мировым и национальным) религиям [Valiente-Barroso, Garcia-Garcia 2010]. Диапазон клинической эффективности религиозности простирается от профилактики заболеваний до их непосредственного лечения, выступая в качестве дополнительного элемента, который работает синергически в различных процессах: как психических, так и преимущественно в биологических.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Смулевич А. Б. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда // Ежегодный доклад ВОЗ. 2001. URL: www.who.int/iris/handle/10665/89126. Abdel-Khalek Ah. M., Lester D. Subjective well-being and religiosity: significant associations among college students from Egypt and the United Kingdom // International Journal of Culture and Mental Health. 2017. P. 3. URL: doi.org/10.1080/17542863.2017.1381132 Agorastos A., Demiralay C., Huber Ch. G. Influence of religious aspects and personal beliefs on psychological behavior: focus on anxiety disorders // Psychology Research and Behavior Management. 2014. P. 95. URL: www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3956626/ Braam A., Beekman A. T., Deeg D. J., Smit J. H., Tilburg W. van. Religiosity as a protective or prognostic factor of depression in later life; results from a community survey in the Netherlands. Acta Phychiatr Scand. 1996-1997. P. 199-205.
CheungF. M. Facts and myths about somatization among the Chinese // Chinese Societies and Mental Health (eds T. Y. Lin, W. S. Tseng & E. K. Yeh). Hong Kong : Oxford University Press, 1995. P. 156-166. Daher N., Koenig H. G., Pearce M. J., Nelson B., Shaw S. F., Berk L. S., Bellinger D. L., Robins C. J., Cohen H. J., King M. B. Effects of religious vs. Conventional Cognitive-Behavioral Therapy on purpose in life in clients with major depression and chronic medical illness: a randomized clinical tria // International journal of existential psychology and psychotherapy. Vol. 6. Issue 1. February 2016. Dalmida S. G., Mcdonnell M., Dilorio C., Laderman G. Spiritual well-being, depressive symptoms, and immune status among women living with HIV // AIDS. Womens Health. 2009. 49: P. 119. Daniel B Lee. The Role of Optimism and Religious Involvement in the Association Between Rase-Related Stress and Anxiety Symptomatology // A thesis submitted to the faculty of the University of North Carolina at Chapel Hill in partial fulfillment of the requirements for the degree of Masters of Art in the Department of Psychology (Clinical) / Chapel Hil. 2015. P. 15. URL: cdr.lib.unc.edu/indexablecontent/uuid:fe10a2bd-a9bb-4604-9d57-76ec57b2de33/ Fung Kei Cheng. Recovery from depression through Buddhist wisdom: an idiographic case study // Social Work in Mental Health. 2015. # 13. P. 275. URL: doi.org/10.1080/15332985.2014.891554 Idler E. L., Kasl S. V. Religion among disabled persons I: Cross-sectional patterns in health practices, social activities, and well-being. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 1997; 52: P. 294-305. Kam-Shing Yip. Taoism and its impact on mental health of the ^inese communities // International Jornal of Social Psychiatry. Copyright © 2004. Sage Publications (London, Thousand Oaks and New Delhi). Vol. 50 (1). P. 37. URL: isp.sagepub.com/content/50/1/25.full.pdf+html Kendler K. S., Liu X. Q., Gardner C. O., McCullough M.E., Larson D., Prescott C. A. Dimensions of religiosity and their relationship to lifetime psychiatric and substance use disorders // Am J Psychiatry.2003 Mar. # 160 (3). Р. 496-503. URL: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12611831 Koenig H. G. Espiritualidade no Cuidado com o Paciente. Sao Paulo: Editora FE. 2005. URL: www.youtube.com/watch?v=hC6uGiGXR4M&list=PLj2 G7lg-0Y8l9NiEP0rN_1hXqfRxWe2-n Koenig H. G. Religion, Spirituality, and Health: The Research and Clinical Implications / ISRN Psychiatry. Vol., 2012. Article ID 278730. P. 5. URL: www.hindawi.com/journals/isrn/2012/278730/ Koenig H. G., George L. K., Peterson B. L. Religiosity and remission of depression in medically ill older patients. Am J Psychiatry. 1998. 155: P. 536-542.
Krause N. Religious meaning and subjective well-being in late life. J Gerontol
B Psychol Sci Soc Sci 2003. 58: P. 160-170. Moreira-Almeida A., Neto F. L., Koenig H. G. Religiosidade e saúde mental: umarevisao // Revista Brasileira de Psiquiatría. Vol. 28. # 3. Sao Paulo Sept. 2006. Epub Aug 10, 2006. P. 244. URL: www.scielo.br/scielo. php?pid=S1516-44462006000300018&script=sci_arttext Nisbet P. A., Duberstein P. R., Conwell Y., Seidlitz L. The effect of participation in religious activities on suicide versus natural death in adults 50 and older. J Nerv Ment Dis. 2000; 188 (8): P. 543-546. URL: journals.lww.com/jonmd/ Abstract/2000/08000/The_Effect_of_Participation_in_Religious.11.aspx O'Laoire S. An experimental study of the effects of distant, intercessory prayer on self-esteem, anxiety, and depression. Altern Ther Health Med 1997. 3: P. 38-53.
Patel S. S., Shah V. S., Peterson R. A., Kimmel P. L. Psychosocial variables, quality of life, and religious beliefs in ESDR patients treated with hemodialysis. Am J Kidney Dis 2002; 40: P. 1013-1022. Quiceno, Japcy M., Vinaccia, Stefano. La salud en el marco de la psicología de la religión y la espiritualidad // Diversitas: Perspectivas en Psicología. Vol. 5, núm. 2. junio-diciembre. 2009. P. 321-336. Universidad Santo Tomás Bogotá, Colombia. URL: www.redalyc.org/articulo.oa?id=67916260008 Safara M., Salmabadi M., Edalatkhah Z., Rostami N. Examining the Relationship between Religiosity with Anxiety of Mothers and Number of Children // Asian Social Science. Vol. 12. # 11. 2016. P. 26. URL: dx.doi. org/10.5539/ass.v12n11p23 Schiff M. Living in the shadow of terrorism: Psychological distress and alcohol use among religious and non-religious adolescents in Jerusalem. Soc Sci Med 2006. 62: P. 2301-2312. Smith T. B., McCullough M. E., and Poll J. Religiousness and depression: evidence for a main effect and the moderating influence of stressful life events // Psychological Bulletin 2003. Vol. 129. # 4. P. 614-636. URL: www.hindawi.com/journals/drt/2012/962860/ Swimmer G. I., Robinson M. E., Geisser M. E. Relationship of MMPI cluster type, pain coping strategy, and treatment outcome. Clin J Pain 1992; 8: P. 131-137.
Toussaint L., Wilson C. M., Wilson L. C., Williams D. R. Religiousness and suicide in a nationally representative sample of Trinidad and Tobago adolescents and young adults // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2015. # 50. P. 1446. URL: scholar.harvard.edu/files/davidrwilliams/files/2015s_ pdf.pdf
Valiente-Barroso C., Garcia-Garcia E. La religiosidad como factor promoor de salud y bienestar para un modelo multidisciplinary de atención
psicogeriatrica // Viguera Editores SL 2010. PSICOGERIATRIA. 2010. # 2(3) P. 163 / URL: www.ucm.es/data/cont/docs/140-2013-10-04-documento25550.pdf Williams D. R., Larson D. B., Buckler R. E., Heckmann R. C., Pyle C. M. Religion and psychological distress in a community sample // Soc Sci Med 1991. 32: P. 1257-1262. You K. S., Lee H. O., Fitpatrick J. J., Kim S., Marui E., Lee J. S. [et al.]. Spirituality, depression, living alone, and perceived health among Korean older adults in the community. Arch Psychiatr Nurs. 2009. 23: P. 309-322.