Научная статья на тему 'Правовая охрана Государственного герба Российской Федерации'

Правовая охрана Государственного герба Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
691
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМВОЛ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РФ / НАДРУГАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL PROTECTION / THE STATE EMBLEM / THE STATE SYMBOL / THE USE OF THE STATE EMBLEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / ABUSE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / CRIMINAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безруков Андрей Вадимович

Актуальность и цели. Цель работы на основе анализа российского законодательства исследовать комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую охрану Государственного герба Российской Федерации. Материалы и методы. В работе были использованы частнонаучные методы познания, а именно формально-юридический, сравнительно-правовой и метод системного анализа. Результаты. В ходе исследования рассмотрен вопрос использования Государственного герба РФ, в результате чего выявлена недостаточная эффективность отдельных норм. Автор обосновал свою точку зрения относительно способов устранения некоторых правовых коллизий. Выводы. Сформулированные в исследовании теоретические положения направлены на выработку рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и способны качественно повысить его уровень.Background.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to explore a set of special legal measures to ensure appropriate protection of the state emblem of the Russian Federation on the basis of an analysis of the Russian law. Materials and methods. In the sudy the author used specific scientific methods of cognition, namely, formal-legal and comparative-legal methods and system analysis. Results. The work considers the use of the state emblem of the Russian Federation and detects a lack of efficiency of certain norms. The author substantiates his point of view on how to resolve certain legal conflicts. Conclusions. The theoretical principles, formulated in the study, are aimed at elaboration of recommendations on improvement of the Russian legislation and are able to efficiently increase its level.

Текст научной работы на тему «Правовая охрана Государственного герба Российской Федерации»

А. В. Безруков

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Цель работы - на основе анализа российского законодательства исследовать комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую охрану Государственного герба Российской Федерации.

Материалы и методы. В работе были использованы частнонаучные методы познания, а именно формально-юридический, сравнительно-правовой и метод системного анализа.

Результаты. В ходе исследования рассмотрен вопрос использования Государственного герба РФ, в результате чего выявлена недостаточная эффективность отдельных норм. Автор обосновал свою точку зрения относительно способов устранения некоторых правовых коллизий.

Выводы. Сформулированные в исследовании теоретические положения направлены на выработку рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и способны качественно повысить его уровень.

Ключевые слова: правовая охрана, Государственный герб, государственный символ, использование Государственного герба РФ, надругательство, административная ответственность, уголовная ответственность.

A. V. Bezrukov

LEGAL PROTECTION OF THE STATE EMBLEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract.

Background. The purpose of the article is to explore a set of special legal measures to ensure appropriate protection of the state emblem of the Russian Federation on the basis of an analysis of the Russian law.

Materials and methods. In the sudy the author used specific scientific methods of cognition, namely, formal-legal and comparative-legal methods and system analysis.

Results. The work considers the use of the state emblem of the Russian Federation and detects a lack of efficiency of certain norms. The author substantiates his point of view on how to resolve certain legal conflicts.

Conclusions. The theoretical principles, formulated in the study, are aimed at elaboration of recommendations on improvement of the Russian legislation and are able to efficiently increase its level.

Key words: legal protection, the state emblem, the state symbol, the use of the state emblem of the Russian Federation, abuse, administrative responsibility, criminal responsibility.

Вопрос правовой охраны государственных символов РФ является одной из важнейших проблем.

В общем значении термин «правовая охрана Государственного герба РФ» означает комплекс юридических мер, призванных обеспечить надлежа-

УДК 343.323

DOI: 10.21685/2072-3016-2016-2-10

щую реализацию норм, регулирующих вопросы описания и использования государственного символа РФ.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» [1] Государственный герб РФ выступает официальным символом государственного суверенитета. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла -скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Государственный герб РФ воспроизводится на бланках органов государственной власти РФ, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за ее пределами, на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти (ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»). Воспроизведение Государственного герба РФ допускается без геральдического щита, а также в одноцветном варианте (ст. 2 анализируемого закона).

Государственный герб РФ помещается:

- на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями (ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»);

- на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации; на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации; в рабочем кабинете Президента Российской Федерации; в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления; в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государст-

венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях; в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 5 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»);

- на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 6 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»);

- штандарте (флаге) Президента Российской Федерации; боевых знаменах воинских частей; знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации; военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации; денежных знаках; государственных наградах Российской Федерации и документах к ним; знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования; допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов (ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»).

Правовая охрана Государственного герба РФ осуществляется с помощью административно-правовых и уголовно-правовых средств [2]. Запрещается и преследуется по закону:

1) надругательство над данным государственным символом РФ в какой бы то ни было форме;

2) использование Государственного герба РФ с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Статья 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за нарушение порядка официального использования госсимвола России. Согласно норме, любое нарушение гражданами, должностными лицами или юридическими лицами установленного законом порядка использования анализируемого государственного символа Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Верховный Суд РФ, разъясняя положения ст. 17.10 КоАП РФ, обращает внимание на то, что «нарушение порядка официального использования Государственного герба Российской Федерации может выражаться как в использовании лицами при обращении в те или иные органы или к должностным лицам бланков и (или) печатей, содержащих изображение, идентичное изображению Государственного герба Российской Федерации, но не указанных в Федеральном конституционном законе "О Государственном гербе Российской Федерации", так и в использовании бланков и (или) печатей с изображением, схожим по внешнему виду до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации».

Статья 19.11 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации, которое влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 329 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту - УК РФ) [3] предусматривает уголовную ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ как над символом государства. Состав преступления заключается в совершении активных действий, оскорбляющих предмет уголовно-правовой охраны. К таковым следует относить: уничтожение или повреждение герба; нанесение нецензурных надписей, рисунков неприличного содержания и т. п.

В теории уголовного права отдельные ученые-юристы дают свою правовую оценку термину «надругательство». Так, по утверждению Л. Л. Круг-ликова, надругательство - это «совершение оскорбительных, грубо издевательских, кощунственных действий, направленных на осквернение государственного символа. Оно характеризуется активными действиями, свидетельствующими о неуважительном, пренебрежительном отношении к нему. Надругательство может выражаться в срывании, уничтожении или повреждении герба, загрязнении, учинении на нем оскорбительных, циничных надписей или рисунков. Надругательство над геральдикой иных государств и субъектов РФ, а также общественных организаций и партий, городов не может квалифицироваться по ст. 329 УК РФ» [4, с. 1014].

А. Э. Жалинский аргументирует: «надругательство - это осквернение государственного символа, находящегося в публичном месте (например, срывание герба с места его расположения, уничтожение или повреждение, изображение циничных надписей или рисунков и проч.)» [5, с. 974].

Относительно анализируемого термина высказался А. И. Рарог. По его словам, надругательство характеризуется публичностью деяния; публичность

означает, что осквернение герба РФ совершается в присутствии других лиц или результат таких действий очевиден окружающим [6, с. 642].

По мнению А. И. Чучаева, «надругательство - это глумление, оскорбительное издевательство над символами государственности (сжигание герба, топтание его, нанесение оскверняющих надписей и т.д.). Похищение герба, не сопряженное с надругательством над ними, не может быть квалифицировано по ст. 329 УК РФ» [7, с. 946]. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации окончено с момента совершения выше указанных действий (состав по конструкции формальный). В случае надругательства, совершенного путем уничтожения или повреждения Государственного герба и повлекшего причинение значительного ущерба, действия виновного подлежат дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ.

Рассматриваемым составом преступления не охватывается надругательство над гербом субъекта Российской Федерации. При этом ст. 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» закрепляет такую терминологию, как «гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности». Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, но при этом надругательство над ними может быть осуществлено. Подобные действия не охватываются составом ст. 329 УК РФ. При наличии признаков, образующих состав анализируемого преступления в отношении субъекта РФ, такие действия могут быть квалифицированы как вандализм (ст. 214 УК РФ) (при условии, что в действиях виновного не содержатся признаки иного преступления). Было бы нелишним восполнить такой пробел в уголовном праве закреплением в рамках ст. 329 УК РФ положения, согласно которому предмет посягательства будет расширен. К примеру, УК РСФСР в уголовном порядке преследовал надругательство над гербом СССР или другой союзной республики, а также автономной республики (ст. 190.2).

Подводя итог изучению Государственного герба РФ как объекта правовой охраны, автор статьи констатирует наличие некоторых спорных моментов, которые следует устранить для обеспечения качества нормативного регулирования рассматриваемого вопроса. По результатам проведенного исследования автором были сформулированы следующие выводы и предложения:

1. Государственный герб РФ является символом государственности, следовательно, подлежит правовой охране.

2. Незаконное его использование или надругательство над ним подрывает авторитет государственной власти, а значит, является общественно опасным деянием.

3. Целесообразным видится в рамках ст. 329 УК РФ расширить предмет преступления, тем самым предусмотреть уголовную ответственность за надругательство над гербами субъектов РФ.

Список литературы

1. О Государственном гербе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 52. - Ст. 5021. - Ч. I.

2. Романовская, О. В. О духовных скрепах (право и общественные интересы) / О. В. Романовская // Гражданин и право. - 2014. - № 9. - С. 3-17.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. Л. Л. Круг-ликов. - М., 2005.

5. Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. Э. Жалинского. - М., 2006.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. И. Ра-рог. - М., 2009.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. И. Чучаева. - М., 2010.

References

1. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2000, no. 52, art. 5021, part. I.

2. Romanovskaya O. V. Grazhdanin ipravo [A citizen and the law]. 2014, no. 9, pp. 3-17.

3. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 1996, no. 25, art. 2954.

4. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Comments to the Criminal Code of the Russian Federation]. Execut. ed. L. L. Kruglikov. Moscow, 2005.

5. Uchebno-prakticheskiy kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Educational and practical comments to the Criminal Code of the Russian Federation]. Ed. by A. E. Zhalinskiy. Moscow, 2006.

6. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Comments to the Criminal Code of the Russian Federation]. Execut. ed. A. I. Rarog. Moscow, 2009.

7. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii (postateynyy) [Comments to the Criminal Code of the Russian Federation (paragraph-by-paragraph)]. Ed. by A. I. Chuchaev. Moscow, 2010.

Безруков Андрей Вадимович ассистент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: olesia_8013-10@mail.ru

Bezrukov Andrey Vadimovich Assistant, sub-department of criminal law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 343.323 Безруков, А. В.

Правовая охрана Государственного герба Российской Федерации /

А. В. Безруков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 94-99. Б01: 10.21685/20723016-2016-2-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.