Научная статья на тему 'К вопросу об использовании Государственного герба Российской Федерации'

К вопросу об использовании Государственного герба Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1297
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМВОЛ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ / ОФИЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РФ / НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РФ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРОЛЬДМЕЙСТЕР / ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ / THE STATE SYMBOL / A STATE EMBLEM / OFFICIAL USE OF THE STATE EMBLEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE UNOFFICIAL USE OF THE STATE EMBLEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / RESPONSIBILITY / HERALDIC BASIS / THE STATE KING OF ARMS / HERALDIC COUNCIL UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / MATERIALS OF JUDICIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безруков Андрей Вадимович

Одной из актуальных является проблема использования государственной символики Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации «государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». Во исполнение данного конституционного положения законодателем приняты Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», которые подтверждают, что государственный герб Российской Федерации, государственный флаг Российской Федерации, государственный гимн Российской Федерации являются официальными государственными символами Российской Федерации. В законодательных актах закреплено описание государственных символов Российской Федерации и порядок их официального использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LAW REGULATION OF STATE SYMBOLS

One urgent problem is the use of the state symbols of the Russian Federation. In accordance with part 1 of article 70 of the Constitution of the Russian Federation «the state flag, emblem and anthem of the Russian Federation, their description and order of official use shall be established by Federal constitutional law». Pursuant to this constitutional provision, the legislator adopted the Federal constitutional law of 25 December 2000 № 2-FKZ «On the State emblem of the Russian Federation»; the Federal constitutional law from December 25, 2000 No. 1-FKZ «On national flag of the Russian Federation»; Federal constitutional law of 25 December 2000 No. 3-FKZ «On the State anthem of the Russian Federation», which confirm that the state emblem of the Russian Federation, the state flag of the Russian Federation, the state anthem of the Russian Federation are official state symbols of the Russian Federation. In legislation enshrines the description of the state symbols of the Russian Federation and the procedure for their official use.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании Государственного герба Российской Федерации»

УДК 342.228.2

А. В. Безруков

ассистент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Одной из актуальных является проблема использования государственной символики Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации «государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». Во исполнение данного конституционного положения законодателем приняты Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», которые подтверждают, что государственный герб Российской Федерации, государственный флаг Российской Федерации, государственный гимн Российской Федерации являются официальными государственными символами Российской Федерации. В законодательных актах закреплено описание государственных символов Российской Федерации и порядок их официального использования.

Ключевые слова: государственный символ, государственный герб, официальное использование государственного герба РФ, неофициальное использование государственного герба РФ, ответственность, геральдическая основа, государственный герольдмейстер, Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, материалы судебной практики.

A. V. Bezrukov

Assistant, departmentof Criminal Law Penza State University, Penza, Russia

CONSTITUTIONAL LAW REGULATION OF STATE SYMBOLS

Abstract. One urgent problem is the use of the state symbols of the Russian Federation. In accordance with part 1 of article 70 of the Constitution of the Russian Federation «the state flag, emblem and anthem of the Russian Federation, their

description and order of official use shall be established by Federal constitutional law». Pursuant to this constitutional provision, the legislator adopted the Federal constitutional law of 25 December 2000 № 2-FKZ «On the State emblem of the Russian Federation»; the Federal constitutional law from December 25, 2000 No. 1-FKZ «On national flag of the Russian Federation»; Federal constitutional law of 25 December 2000 No. 3-FKZ «On the State anthem of the Russian Federation», which confirm that the state emblem of the Russian Federation, the state flag of the Russian Federation, the state anthem of the Russian Federation are official state symbols of the Russian Federation. In legislation enshrines the description of the state symbols of the Russian Federation and the procedure for their official use.

Key words: the state symbol, a state emblem, official use of the state emblem of the Russian Federation, the unofficial use of the state emblem of the Russian Federation, responsibility, heraldic basis, the state king of arms, Heraldic Council under the President of the Russian Federation, materials of judicial practice.

Анализируя, Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» [3] можно констатировать, что государственный герб Российской Федерации служит средством обозначения актов и документов, исходящих от ее государственных органов и должностных лиц, а также документов органов, организаций и учреждений, деятельность которых имеет общегосударственное значение. В законодательном акте приведен перечень бланков и документов, на которых воспроизводится Государственный герб РФ. К ним относятся паспорта, пропуска и прочие документы, удостоверяющие личность гражданина и «иные документы общегосударственного образца», которые выдают органы государственной власти. Статья 4 Федерального конституционного закона определяет перечень тех организаций, на печатях которых может по закону размещаться Государственный герб. К ним относятся органы местного самоуправления, а также организации и учреждения, независимо от форм собственности, которые наделены «отдельными государственно-властными полномочиями», а также органы, занимающиеся государственной регистрацией актов гражданского состояния. Размещение герба на каких-либо других документах и печатях, которые не перечислены в законе, недопустимо. Конституционный Суд Российской Федерации, в Определении от 17 июля 2012 г. № 1343-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кузьмичевой

Ирины Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» разъяснил: «....определяя ... порядок использования Государственного герба Российской Федерации, федеральный законодатель не отнес граждан к числу лиц, имеющих право использовать его на бланках и печатях (ст. 3 и 4). Данное регулирование обусловлено тем, что «.... государственный герб Российской Федерации как государственный символ Российской Федерации служит средством обозначения актов и документов, исходящих от ее государственных органов и должностных лиц, а также документов органов, организаций и учреждений, деятельность которых имеет общегосударственное значение, и не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя. Следовательно, оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы граждан». Подобный вывод отражен и в таких материалах судебной практики, как: Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 года № 1311-О, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 249-О, Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 1037-О и др.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что «..обычным гражданам и их объединениям запрещено использовать не только непосредственно изображение Государственного герба, но и другие схожие до степени смешения изображения» [13].

Возможность использования Государственного герба для организаций и лиц, имеющих общегосударственное значение, определяется не только выше обозначенными законодательными актами. В частном порядке Президент РФ может разрешить использование государственного символа. Такое право распространяется на мировых судей на основании Указа Президента РФ от 29 мая 2006 г. № 530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации», нотариусов в соответствии со ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1; Общественную палату РФ согласно Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации«; Общероссийскую общественную организацию «Российский футбольный союз», которая имеет право использовать Государственный герб в качестве геральдической основы своей эмблемы в соответствии с Указом Президента РФ от 26 августа 2010 г. № 1068; аэровокзальный комплекс «Внуково-2», использующий Государственный

герб на фасаде здания пассажирского павильона, предназначенного для обслуживания президента на основании Указа Президента РФ от 26 мая 2008 г. № 849; спортивных сборных российских команд, которые в соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 2004 г. № 1557 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации спортивными сборными командами Российской Федерации» могут размещать Государственный герб на парадной и иной официальной форме при участии в международных соревнованиях; государственную корпорацию «Ростехнологии» согласно Указу Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1144 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации в эмблеме Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии«) и Государственную компанию «Автодор» в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также, на основании Указа Президента РФ от 10 октября 2011 г. № 1339 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на универсальной электронной карте «....государственный герб Российской Федерации размещается на универсальной электронной карте (которая заменит обычный бумажный паспорт) и согласно Постановлению Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» - на бланке паспорта и т. д. Все эти нормативно-правовые акты регулируют порядок использования Государственного герба Российской Федерации. При этом, указания об использовании Государственного герба РФ содержатся и в таких специальных законах, как: Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст.34) [1], Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 113-114) [2], Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 11) [10]; Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 8,21) [8]; Кодексе внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 13.07.2015) и других нормативно-правовых актах. Также, например, Гражданский кодекс РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ закрепляет, что «..государственные символы и знаки (флаги,

гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований объектами авторских прав не являются» (ст. 6) [7]. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» определяет, что: «.....реклама признается недостоверной, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций» [12]. Следует также констатировать, что в настоящее время законодатель все чаще обращается к закреплению правил использования государственных символов РФ общественными объединениями, политическими партиями, органами государственной власти и местного самоуправления и т.д. Так, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закрепляет, что «..символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой РФ» [9]. Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» «.символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств» [11] и т.д. При этом перечисленные законодательные акты едины в том, что нарушения правил использования Государственного герба имеют место в том случае, когда «..организации или граждане решают использовать его изображение на своих бланках и печатях.», тогда как подобное разрешено только государственным органам, имеющим властные полномочия организациям и учреждениям и ЗАГСам (абз. ст. 4 Закона о Государственном гербе).

Нарушение порядка официального использования Государственного герба Российской Федерации рассматривается как административное правонарушение. Статья 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за подобные действия определяет ответственность в виде «наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей» [6]. Данное административное правонарушение может заключаться в любом нарушении гражданами, должностными лицами или юридическими лицами установленного законом порядка использования государственных символов Российской Федерации. Подобное свидетельствует о том, что состав анализируемого административного

правонарушения может состоять как в умышленном или неосторожном использовании лицами при обращении в те или иные органы или к должностным лицам бланков и (или) печатей, содержащих изображение, идентичное изображению Государственного герба Российской Федерации, но не указанных в Федеральном конституционном законе «О Государственном гербе Российской Федерации», так и в использовании бланков и (или) печатей с изображением, схожим по внешнему виду до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23. 1 КоАП РФ) [6]. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28. 3 КоАП РФ). Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ (ст. 19.11 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ влечет уголовную ответственность по ст. 329 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Выше обозначенное есть свидетельство того, что современное российское законодательство регулирует порядок официального использования государственного герба РФ. При этом законодателю предстоит разрешение вопросов, связанных с колли-зионностью отдельных положений нормативного регулирования порядка официального использования государственных символов РФ, поскольку культура применения Государственного герба в нашей стране слабо развита. Возникает необходимость в проведении геральдической экспертизы в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации для решения вопроса о допустимости использования герба в тех или иных официальных случаях: то есть имеет ли место правильность начертания герба, отсутствует ли смешение его с другими эмблемами, для избежания форм воспроизведения герба таким образом, что позволит прочитывать такое воспроизведение как надругательство или воспроизведение не российского герба, а иного геральдического знака.

Список литературы

1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 1.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №13. — Ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 52. (Часть I). — Ст. 5021.

4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 52 (Часть I). — Ст. 5020.

5. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) «О Государственном гимне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 52 (Часть I). — Ст. 5022.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. 30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 1.

7. Гражданский кодекс РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. Часть четвертая. // Собрание законодательства РФ. - 2006. — № 52 (часть I). — Ст. 5496.

8. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-! «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. — 1992. — 29 июля.

9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрании законодательства РФ. -1995. — № 21. — Ст. 1930.

10. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.

11. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. - 2001. — № 29. — Ст. 2950.

12. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.

13. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2013. — № 4.

Referenses

1. The Federal Constitutional Law of December 31, 1996 No. 1-FKZ «On judicial system of the Russian Federation». Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 1997, no. 1, art. 1.

2. The Federal Constitutional Law of July 21, 1994 No. 1-FKZ «Onthe Constitutional Court of the Russian Federation» Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 1994, no. 13, art. 1447.

3. The Federal Constitutional Law of December 25, 2000 No. 2-FKZ «On the State Emblem of the Russian Federation» (version of 12.03.2014) Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2000, no. 52. (Part I), art. 5021.

4. The Federal Constitutional Law of December 25, 2000 No. 1-FKZ (version of 12.03.2014) «On National flag of the Russian Federation» Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2000, no. 52 (Part I), art. 5020.

5. The Federal Constitutional Law of December 25, 2000 No. 3-FKZ (version of 21.12.2013) «On the National anthem of the Russian Federation». Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2000, no. 52 (Part I), art. 5022.

6. The Code of the Russian Federation about administrative offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (version of 30.12.2015) Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2002, no. 1 (Part I), art. 1.

7. The Civil Code of the Russian Federation of December 18, 2006 No. 230-FZ. Part IV Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2006, no. 52 (Part I), art. 5496.

8. The act of the Russian Federation of June 26, 1992 No. 3132-I «On the status of judges in the Russian Federation. Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, 1992, 29 June.

9. The Federal Law of May 19, 1995 No. 82-FZ «On public associations» Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 1995, no. 21, art. 1930.

10. The Federal Law of December 17, 1998 No. 188-FZ «On magistrates in the Russian Federation» Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 1998, no. 51, art. 6270.

11.The Federal Law of July 11, 2001 No. 95-FZ «On political parties» Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2001, no. 29, art. 2950.

12.The Federal Law of March 13, 2006 No. 38-FZ «On advertising» Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2006, no. 12, art. 1232.

13. The review of court practice of the Supreme Court of the Russian Federation for the third quarter 2012. Biulleten' Verkhovnogo Suda RF = Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 2013, no. 4, April.

Информация об авторе

Безруков Андрей Вадимович - ассистент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

Author

Bezrukov Andrei Vadimovich - Assistant, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.