Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Европейский союз / географическое указание / наименование мест происхождения / интеллектуальная собственность / маркировка / European Union / geographical indication / appellation of origin / intellectual property / marking

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсикова Елизавета Михайловна

географические указания и наименования мест происхождения являются важными инструментами защиты интеллектуальной собственности, особенно в сфере сельскохозяйственной и пищевой продукции. Они играют ключевую роль в обеспечении качества и безопасности продукции, сохранении традиций и культур, а также в стимулировании инноваций и экономического развития. В данном исследовании анализируется правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения в Европейском союзе (ЕС), с целью выявления основных тенденций и проблем в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корсикова Елизавета Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF GEOGRAPHICAL INDICATIONS AND APPELLATIONS OF ORIGIN OF GOODS IN THE EUROPEAN UNION

geographical indications and appellations of origin are important tools for the protection of intellectual property, especially in the field of agricultural and food products. They play a key role in ensuring the quality and safety of products, preserving traditions and cultures, as well as stimulating innovation and economic development. This study analyzes the legal protection of geographical indications and appellations of origin in the European Union (EU), in order to identify the main trends and problems in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

вопросы российской юстиции выпуск №28

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 341.161

Корсикова Елизавета Михайловна Чернигова София Андреевна

Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В

ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Аннотация: географические указания и наименования мест происхождения являются важными инструментами защиты интеллектуальной собственности, особенно в сфере сельскохозяйственной и пищевой продукции. Они играют ключевую роль в обеспечении качества и безопасности продукции, сохранении традиций и культур, а также в стимулировании инноваций и экономического развития. В данном исследовании анализируется правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения в Европейском союзе (ЕС), с целью выявления основных тенденций и проблем в этой области. Ключевые слова: Европейский союз, географическое указание, наименование мест происхождения, интеллектуальная собственность, маркировка.

Институт государственного и международного права

Россия, Екатеринбург korsikovaliza@gmail.com sofia chernigova@mail.ru Korsikova Elizaveta Chernigova Sofia

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev Institute of State and International Law Russia, Ekaterinburg

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

LEGAL PROTECTION OF GEOGRAPHICAL INDICATIONS AND APPELLATIONS OF ORIGIN OF GOODS IN THE EUROPEAN UNION Annotation: geographical indications and appellations of origin are important tools for the protection of intellectual property, especially in the field of agricultural and food products. They play a key role in ensuring the quality and safety of products, preserving traditions and cultures, as well as stimulating innovation and economic development. This study analyzes the legal protection of geographical indications and appellations of origin in the European Union (EU), in order to identify the main trends and problems in this area.

Key words: European Union, geographical indication, appellation of origin, intellectual property, marking.

Законодательство Европейского Союза в области географических указаний и наименований постоянно развивается, и исследование актуальных тенденций и проблем может помочь в разработке эффективных стратегий защиты производителей.

Правовая защита географических указаний и наименований может стимулировать инновации и экономическое развитие, что является одним из приоритетов Европейского Союза. Изучение опыта других стран в области правовой охраны географических указаний и наименований может быть полезным для совершенствования национального законодательства. В целом, исследование данной темы актуально для формирования целостного представления о роли и значении географических указаний и наименований в системе охраны интеллектуальной собственности и стимулирования развития сельскохозяйственного и пищевого производства.

Для того, чтобы продукт был защищен маркировкой географического

указания или наименования места происхождения, которая по сути является

символом качества в ЕС, он должен быть произведен в определенном месте и

обладать определенным качеством, репутацией или другими характеристиками,

429

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

присущими этому определенному географическому району. Продукт также должен производиться в пределах этой конкретной определенной территории. Как только продукт обозначается такой маркировкой, это обеспечивает защиту от производителей за пределами данной территории, производящих аналогичные товары и маркирующих их определенным защищенным наименованием.

Термины «наименование места происхождения товара» и «географическое указание» часто используются взаимозаменяемо, и такая замена слов приводит к путанице. Альбрехт Конрад в своем исследовании указывал, что «иногда обозначение места происхождения называют наименованиями мест происхождения, в то время как географическое указание называется указанием происхождения, и существует множество терминов, которые были созданы различными законодательствами. Общий термин «указания географического происхождения» также означает обозначения места происхождения и указания происхождения» [1].

Основными источниками правового регулирования в отношении охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров являются регламенты, в том числе:

1. Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС (ЕС) 1151/2012 от 21 ноября 2012 г. о схемах качества для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

2. Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС (ЕС) № 665/2014 от 11 марта 2014 об условиях использования необязательного термина качества «горный продукт» [2].

3. Постановление Европейского Парламента и Совета ЕС (ЕС) № 228/2013 от 13 марта 2013 о конкретных мерах для сельского хозяйства в отдаленных регионах Европейского Союза [3].

4. Регламент N 2019/787 Европейского парламента и Совета

Европейского Союза от 17 апреля 2019 «Об определении, описании,

430

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

представлении на рынке, маркировке спиртных напитков, об использовании названий спиртных напитков при представлении и маркировке других пищевых продуктов, о защите наименований мест происхождения спиртных напитков, об использовании этилового спирта и дистиллятов сельскохозяйственного происхождения в алкогольных напитках» [4].

5. Постановление Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 1308/2013 от 17 декабря 2013 о создании общей организации рынков сельскохозяйственной продукции [5].

На основе данных источников можно выделить отдельные группы объектов, которые подлежат охране посредством маркировки географических указаний и наименований мест происхождения товаров. К ним относятся продукты питания, сельскохозяйственная продукция, вина, алкогольные напитки и традиционные фирменные блюда. Также 9 октября 2023 года Совет Европейского союза принял новый регламент, который защищает географические указания для ремесленных и промышленных изделий. Регламент вводит новое право интеллектуальной собственности ЕС, которое позволит государствам-членам ЕС защищать названия известных непродовольственных товаров [6]. Это новое общеевропейское право интеллектуальной собственности может обеспечить защиту таких продуктов, как муранское стекло, альбасетские столовые приборы, донегальский твид, фарфор Лиможа.

Если обращаться к терминам географического указания и наименования места происхождения, то географическое указание-это обозначение, которое идентифицирует определенные качества или другие характеристики, или репутацию конкретного продукта в определенной географической местности

[7].

Географическое указание также включает наименование места

происхождения товара. Наименование места происхождения - это особый вид

географического указания, обычно используемый для продуктов, которые

431

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

отличаются особым качеством или характером, обусловленным «географической средой», из которой происходят продукты.

В литературе отмечается, что необходимость правового регулирования указанных объектов обусловлена различной философией стран ЕС в отношении связи товара с его географическим происхождением. Так, охрана наименования места происхождения свойственна странам южной Европы (Италия, Испания), где связывается качество продукции с ее производством в конкретной местности. Напротив, географические указания более характерны для стран северной Европы, где качество определяется секретами производства, даже если сырье происходит из другого региона [8]. Наибольшее число зарегистрированных обозначений имеют производители из таких стран, как Италия, Франция и Испания [9].

В Европейском союзе существуют 3 различные схемы качества: защищенное наименование места происхождения-protected designation of origin (далее-PDO), защищенное географическое указание-protected geographical indications (далее-PGI) и географическое указание в отношении спиртных напитков geographical indications (далее-GI) [10].

Система географических указаний Европейского союза защищает названия продуктов, которые происходят из определенных регионов и обладают особыми качествами или имеют репутацию, связанную с территорией производства. Различия между PDO и PGI связаны, прежде всего, с тем, какая часть сырья для продукта должна поступать из региона, или какая часть производственного процесса должна происходить в конкретном регионе. GI специфичен для спиртных напитков.

Защищенное наименование места происхождения (PDO) используется

для охраны товаров, которые имеют наиболее прочные связи с местом, в

котором они были сделаны. К таким товарам в большинстве относятся

продукты питания, сельскохозяйственная продукция и вина [11]. Каждая часть

процесса производства, обработки и подготовки должна происходить в

432

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

определенном регионе. Для вин это означает, что виноград должен поступать исключительно из географической области, где производится вино. Например, оливковое масло Каламата полностью производится в регионе Каламата в Греции с использованием сортов оливок из этого региона.

Защищенное географическое указание (PGI) подчеркивает связь между конкретным географическим регионом и названием продукта, где конкретное качество, репутация или другая характеристика в значительной степени связаны с его географическим происхождением. Также используется в большинстве для охраны продуктов питания и вин. Для большинства продуктов хотя бы один из этапов производства, переработки или приготовления проходит в регионе. В случае с вином это означает, что не менее 85% используемого винограда должно быть произведено исключительно в той географической области, где оно производится. Например, ветчина Westfälischer Knochenschinken производится в Вестфалии по старинным технологиям, но используемое мясо поступает не только от животных, родившихся и выращенных в этом конкретном регионе Германии.

Географическое указание (GI) охраняет название спиртного напитка, происходящего из страны, региона или местности, где особое качество, репутация или другие характеристики продукта в значительной степени связаны с его географическим происхождением. Для большинства продуктов хотя бы один из этапов дистилляции или подготовки продукта проходит в регионе. Однако сырье не обязательно должно поступать оттуда. Например, ирландский виски варится, дистиллируется и выдерживается в Ирландии с 6 века, но сырье для него поступает не только из Ирландии.

Гарантированное традиционное фирменное блюдо (TSG) подчеркивает

традиционные аспекты, такие как способ производства продукта или его состав,

без привязки к конкретному географическому региону. Название продукта,

регистрируемого в качестве TSG, защищает его от фальсификации и

неправомерного использования. Например, Gueuze TSG — традиционное пиво,

433

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

полученное путем спонтанного брожения. Обычно его производят в Брюсселе и его окрестностях. Тем не менее, обладая статусом TSG, его метод производства защищен, но оно может быть произведено в другом месте.

В рамках системы прав интеллектуальной собственности Европейского союза названия продуктов, зарегистрированных в качестве охраняемых географических указаний и наименований мест происхождения, юридически защищены от имитации и неправомерного использования на территории Европейского союза и в странах, не входящих в Европейский союз, где подписано специальное соглашение об охране.

Для всех схем обеспечения качества компетентные национальные органы каждой страны Европейского союза принимают необходимые меры для защиты зарегистрированных наименований на своей территории. Они также должны предотвращать и пресекать незаконное производство или сбыт продукции с использованием такого наименования.

Названия неевропейских продуктов также могут регистрироваться в качестве охраняемых географических указаний и наименований мест происхождения, если их страна происхождения имеет двустороннее или региональное соглашение с Европейским союзом, которое включает взаимную охрану таких названий [12].

Названия различных продуктов (вина, пищевые продукты и спиртные напитки), произведенных в нескольких странах за пределами Европейского союза, таких как Колумбия или Южная Африка, были защищены.

По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения играет важную роль для развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в Европейском союзе. Законодательство ЕС предоставляет производителям сельскохозяйственной и пищевой продукции надежную защиту от недобросовестной конкуренции и подделок, обеспечивая сохранение качества и традиций.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

Однако, несмотря на наличие эффективных механизмов охраны, существует ряд проблем, которые требуют дополнительного внимания и обсуждения. Одна из них связана с трудностями в определении и применении понятий «географическое указание» и «наименование места происхождения», что может привести к неправильному использованию этих обозначений и нарушению прав других производителей. Другая проблема заключается в отсутствии четких критериев для определения «традиционности» продуктов, что может затруднить признание их наименований местами происхождения. Для решения выявленных проблем предлагается проведение дополнительных исследований и консультаций с представителями бизнеса, науки и общественности, а также разработка новых законодательных актов и рекомендаций на уровне Европейского союза и стран-членов.

Существует специальный порядок регистрации, который действует в рамках Лиссабонской системы. Лиссабонская система создает международный правовой механизм охраны наименований мест происхождения (НМП) и географических указаний (ГУ) на территориях Договаривающихся сторон Лиссабонского Союза, который охватывает страны Африки, Азии, Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Административное управление Лиссабонской системой осуществляет Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС).

МБ ВОИС, являясь администратором Лиссабонской системы,

подчеркивает ее простоту, гибкость и удобство. В частности, с помощью

единой процедуры регистрации, осуществляемой в ВОИС на одном языке и при

уплате одного набора пошлин в одной валюте (в швейцарских франках),

Лиссабонская система обеспечивает зарегистрированным в стране

происхождения НМП и ГУ охрану в странах, участницах Лиссабонской

системы. Лиссабонская система может использоваться для получения охраны

на НМП и ГУ, относящихся к любому типу товаров, в частности,

435

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

сельскохозяйственных, продовольственных, природных, ремесленных и даже промышленных товаров.

Процедуры, осуществляемые в рамках Лиссабонской системы, регулируются положениями Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях (Лиссабонское соглашение) и Женевского акта к данному соглашению (Женевский акт).

Женевский акт был принят 20 мая 2015 г. в целях совершенствования Лиссабонской системы, которая до принятия данного акта обеспечивала охрану только НМП. Женевский акт позволяет получить охрану за рубежом также на ГУ, и в большей степени учитывает специфику действующих национальных и региональных систем охраны географических обозначений.

Для получения международной охраны в рамках Лиссабонской системы НМП и ГУ должны быть уже зарегистрированы в качестве таковых в своих договаривающихся сторонах происхождения через законодательные или административные положения, судебные решения или любую форму регистрации. Лиссабонская система предусматривает достаточную гибкость в отношении того, как эта охрана может быть формализована на национальном или региональном уровне, что определяется применимым внутренним законодательством Договаривающейся стороны происхождения (например, внутренняя охраны может осуществляться через систему sui generis или систему товарных знаков, специальные указы, закон о маркировке или закон о недобросовестной конкуренции и др.).

В качестве первого шага бенефициары или другие

физические/юридические лица, которые вправе отстаивать права бенефициаров

или иные права на наименование места происхождения (НМП) или

географическое указание (ГУ), должны обратиться в соответствующий

компетентный орган (найти Компетентный орган) для проведения

предварительной проверки на предмет существования оснований для

регистрации их НМП/ГУ в рамках Лиссабонской системы. Компетентный орган

436

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

может затем представить заявку во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от их имени, став основным контактным пунктом для всего взаимодействия, связанного с жизненным циклом НМП/ГУ (например, в связи с отказами, предоставлением охраны и т. д.). Согласно Женевскому акту, договаривающиеся стороны могут воспользоваться определенным заявлением для предоставления полномочий бенефициарам и другим правомочным лицам для подачи заявок напрямую в ВОИС без посредничества компетентного органа (прямая подача). Заявка должна быть подана в соответствии с установленными обязательными требованиями, с помощью официальных бланков, предусмотренных на этот счет на английском, французском и испанском языках, и подписана компетентным органом или представляющими его физическими/юридическими лицами. В соответствии с Женевским актом, для обеспечения охраны в определенных договаривающихся сторонах может требоваться соблюдение дополнительных требований, основанных на заявлениях, (например, предоставление дополнительной информации о НМП/ГУ) (более подробная информация приводится в полном перечне заявлений). Женевский акт также предоставляет договаривающимся сторонам возможность подать совместную заявку на регистрацию НМП/ГУ, происходящего из трансграничного географического района (т. е. района, охватывающего сопредельные договаривающиеся стороны), путем назначения общего компетентного органа.

После проведения формальной экспертизы ВОИС регистрирует НМП или

ГУ в Международном реестре Лиссабонской системы и уведомляет о новой

регистрации другие договаривающиеся стороны Лиссабонского соглашения

(актов 1958 г. и 1967 г.) и/или Женевского акта Лиссабонского соглашения.

Международная регистрация содержит дату получения ВОИС заявки в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

надлежащей форме и остается действительной без необходимости продления до

тех пор, пока охрана продолжает предоставляться в Договаривающейся стороне

происхождения. НМП и ГУ, зарегистрированные в рамках Лиссабонской

437

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

системы, охраняются в юрисдикции каждой договаривающейся стороны Лиссабонского соглашения или Женевского акта, в зависимости от ситуации, с даты международной регистрации (или с даты присоединения договаривающейся стороны, если присоединение вступает в силу после даты международной регистрации), если договаривающаяся сторона не уведомила об отказе или направила заявление о предоставлении охраны.

Также хотелось бы обратиться к судебной практике по делам, касающихся вопросов определения правомерности использования наименований мест происхождения и географических указаний. Одним из таких дел является спор относительно наименования «Фета». Европейский суд вынес решение по делу ^ 159/20 «Европейская комиссия против Королевства Дания», которое устранило одно из немногих недопониманий относительно сферы охраны географических указаний в ЕС.

В рассматриваемом деле Греция подала жалобу в Комиссию на то, что производители сыра из Дании используют защищенное географическое указание «Фета», маркируя свою продукцию как «Датская фета» и «Датский сыр фета». Дания отказалась запретить такое использование на своей территории, заявив, что продукция предназначена только для экспортных целей, а не для продажи на территории ЕС. Согласно Королевству, этот тип использования GI не был запрещен Правилами EY.

Судом было установлено, что цель информирования потребителей и цель гарантирования справедливого дохода производителям в соответствии с качествами их продукции взаимосвязаны, поскольку информирование потребителей направлено, в частности, как ясно из прецедентного права, на то, чтобы позволить сельскохозяйственным операторам, приложившим реальные усилия для улучшения качества, получать взамен более высокие доходы. Также цель гарантирования справедливого дохода производителям в соответствии с качествами их продукции сама по себе является целью, преследуемой законодательством о регулировании географических указаний.

чоо

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

Суд установил, что использование РВО «Feta» для обозначения продуктов, произведенных на территории Союза, которые не соответствуют спецификации продукта этого РВО, влияет на две заявленные цели, даже если эти продукты предназначены для экспорта в третьи страны.

31 марта 2022 года Комиссия приняла предложение по регламенту о ГИС для вина, спиртных напитков и сельскохозяйственной продукции, а также других схемах обеспечения качества сельскохозяйственной продукции. Предложение направлено на расширение использования ГИС по всему ЕС, чтобы принести пользу сельской экономике и достичь более высокого уровня защиты продуктов, особенно онлайн.

Комиссия предложила, среди прочего, следующие меры по укреплению и совершенствованию существующей системы:

- повышение устойчивости за счет предоставления производителям возможности учитывать свои действия, связанные с социальной, экологической и экономической устойчивостью, в технических характеристиках своей продукции;

- повышенная защита ГИС в Интернете, особенно в отношении продаж через онлайн-платформы, защиты от недобросовестных регистраций и использования ГИС в системе доменных имен;

- расширение прав и возможностей групп производителей управлять, обеспечивать соблюдение и развивать свой GI, имея доступ к органам по борьбе с контрафакцией и таможне во всех странах ЕС;

- сокращенная и упрощенная процедура регистрации объединит различные технические и процедурные правила, что приведет к единой процедуре регистрации GI для заявителей из ЕС и стран, не входящих в ЕС.

Предложение Комиссии является результатом обширного процесса консультаций. В октябре 2020 года была опубликована первоначальная оценка воздействия. За этим последовали публичные консультации в период с января

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

по апрель 2021, а также целенаправленных консультаций с ЕС странами и соответствующими заинтересованными организациями.

По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения играет важную роль для развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в Европейском союзе. Законодательство ЕС предоставляет производителям сельскохозяйственной и пищевой продукции надежную защиту от недобросовестной конкуренции и подделок, обеспечивая сохранение качества и традиций.

Однако, несмотря на наличие эффективных механизмов охраны, существует ряд проблем, которые требуют дополнительного внимания и обсуждения. Одна из них связана с трудностями в определении и применении понятий «географическое указание» и «наименование места происхождения», что может привести к неправильному использованию этих обозначений и нарушению прав других производителей. Другая проблема заключается в отсутствии четких критериев для определения "традиционности" продуктов, что может затруднить признание их наименований местами происхождения.

Для решения выявленных проблем предлагается проведение дополнительных исследований и консультаций с представителями бизнеса, науки и общественности, а также разработка новых законодательных актов и рекомендаций на уровне ЕС и стран-членов.

Список литературы:

1. Albrecht Conrad, The Protection of Geographical Indications in the TRIPS Agreement 86 Trademark Rep. 11 (1996); For South America.

2. Commission Delegated Regulation (EU) No 665/2014 on the conditions of use of the optional quality term 'mountain product' [Electronic resource] // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:32014R0665.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

3. Regulation (EU) No 228/2013 on specific measures for agriculture in the outermost regions of the European Union. [Electronic resource] // URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:32013R0228.

4. Regulation (EU) 2019/787 on the definition, description, presentation and labelling of spirit drinks, the use of the names of spirit drinks in the presentation and labelling of other foodstuffs. [Electronic resource] // URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32019R0787.

5. Regulation (EU) No 1308/2013 on establishing a common organisation of the markets in agricultural products. [Electronic resource] // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32013R1308.

6. EUIPO Council adopts new regulation on geographical indication protection for craft and industrial products. [Electronic resource] // URL: https: //www.euipo .europa.eu/da/news/council-adopts-new-regulation-on-geographical-indication-protection-for-craft-and-industrial-products.

7. Liakopoulos, Industrial Property, 5th edition, Law and Economy, P. N. Sakkoulas Publications, Athens 2000, p. 404.

8. Ядревский О.О. К вопросу о соотношении понятий «географическое указание» и «наименование места происхождения товара» Теоретико-прикладные проблемы реализации и защиты субъективных прав в контексте инновационного социально-экономического развития общества: тез. докл. междунар. нач.-практ. конф., посвящ. памяти Н. Г. Юркевича, Минск, 20-21 апр. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: О. Н. Здрок (отв. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2018. С. 242-245.

9. Blakeney M. Protection Gis in Europe. [Electronic resource] // URL: http: //www.unife. it/giurisprudenza/giurisprudenza/studiare/food/materiale-didattico/9.3%20EU%20GIs.pdf.

10. Шугурова И.В. Унификация правового регулирования в сфере охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в

Европейском союзе // Международное право. 2019. № 3. С. 23-39.

441

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

11. Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС (ЕС) 1151/2012 от 21 ноября 2012 г. о схемах качества для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

12. Еременко В.И. Наименования мест происхождения и географические указания: международно-правовой аспект // Законодательство и экономика. 2016. № 8. С. 53-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.