Научная статья на тему 'Правовая модель научно-технологического сотрудничества государств — членов ЕАЭС в агропромышленной сфере'

Правовая модель научно-технологического сотрудничества государств — членов ЕАЭС в агропромышленной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право ЕАЭС / региональное научно-технологическое сотрудничество / агропромышленные технологии / агропромышленная политика / технологические платформы / EAEU law / regional scientific and technological cooperation / agro-industrial technologies / agro-industrial policy / technological platforms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

Введение: повышение глобальной конкурентоспособности Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в сфере АПК определяется уровнем правового регулирования интеграционных процессов в сфере науки, технологий и инноваций не только на национальном, но и на интеграционном уровне. Соответственно повышается роль коррелятивных связей между различными правовыми инструментами, входящими в право ЕАЭС и регулирующими сотрудничество в сфере АПК. Их структурная комплексность представляет собой объективно существующую модель отраслевого правового регулирования научно-технологической кооперации и интеграции государств-членов ЕАЭС. Цель: проведение анализа правовой модели научно-технологической интеграции государств — членов Союза в сфере АПК и определение ее региональной специфики. Методологическая основа: общенаучные методы (системный, структурно-функциональный), частнонаучные методы (сравнительно-правовой, догматико-правовой). Результаты: установлена содержательная связь между правовой моделью научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС в сфере АПК и общей правовой моделью интеграционных процессов в Союзе. Выводы: к существенному фактору, который будет оказывать воздействие на совершенствование анализируемой правовой модели, относятся цифровые трансформации в АПК в условиях Четвертой промышленной революции. Важным вектором совершенствования данной модели может стать использование программного метода правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Model of Scientific and Technological Cooperation of the EAEU Member States in the Agro-Industrial Sphere

Background: the increase in the global competitiveness of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU) in the field of agro-industrial complex is determined by the level of legal regulation of integration processes in the field of science, technology and innovation not only at the national, but also at the integration level. Accordingly, the role of correlative links between various legal instruments included in the law of the EAEU and regulating cooperation in the field of agro-industrial complex is increasing. Their structural complexity represents an objectively existing model of sectoral legal regulation of scientific and technological cooperation and integration of the EAEU member States. Objective: analysis of the legal model of scientific and technological integration of the Union member states in the field of agro-industrial complex and determination of its regional specifics. Methodology: general scientific methods (systemic, structural methods) and methods of legal research (comparative and formal-legal ones). Results: a meaningful connection has been established between the legal model of scientific and technological cooperation within the framework of the EAEU in the field of agriculture and the general legal model of integration processes in the Union. Conclusions: a significant factor that will have an impact on the improvement of the analyzed legal model is digital transformations in the agro-industrial complex in the context of the Fourth Industrial Revolution. An important vector for improving this model can be the use of a software method of legal regulation.

Текст научной работы на тему «Правовая модель научно-технологического сотрудничества государств — членов ЕАЭС в агропромышленной сфере»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-4-223-237

УДК 341.116

М.В. Шугуров

ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕАЭС В АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ*

Введение: повышение глобальной конкурентоспособности Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в сфере АПК определяется уровнем правового регулирования интеграционных процессов в сфере науки, технологий и инноваций не только на национальном, но и на интеграционном уровне. Соответственно повышается роль коррелятивных связей между различными правовыми инструментами, входящими в право ЕАЭС и регулирующими сотрудничество в сфере АПК. Их структурная комплексность представляет собой объективно существующую модель отраслевого правового регулирования научно-технологической кооперации и интеграции государств-членов ЕАЭС. Цель: проведение анализа правовой модели научно-технологической интеграции государств — членов Союза в сфере АПК и определение ее региональной специфики. Методологическая основа: общенаучные методы (системный, структурно-функциональный), частнонаучные методы (сравнительно-правовой, догматико-правовой). Результаты: установлена содержательная связь между правовой моделью научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС в сфере АПК и общей правовой моделью интеграционных процессов в Союзе. Выводы: к существенному фактору, который будет оказывать воздействие на совершенствование анализируемой правовой модели, относятся цифровые трансформации в АПК в условиях Четвертой промышленной революции. Важным вектором совершенствования данной модели может стать использование программного метода правового регулирования.

Ключевые слова: право ЕАЭС, региональное научно-технологическое сотрудничество, агропромышленные технологии, агропромышленная политика, технологические платформы.

M.V. Shugurov

LEGAL MODEL OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL COOPERATION OF THE EAEU MEMBER STATES IN THE AGRO-INDUSTRIAL SPHERE

Background: the increase in the global competitiveness of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU) in the field of agro-industrial complex is determined by the level of legal regulation of integration processes in the field of science,

© Шугуров Марк Владимирович, 2021

Доктор философских наук, профессор кафедры международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: shugurovs@mail.ru © Shugurov Mark Vladimirovich, 2021

Doctor of philosophical sciences, Professor, Department of International law (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01100780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»). 223

technology and innovation not only at the national, but also at the integration level. Accordingly, the role of correlative links between various legal instruments included in the law of the EAEU and regulating cooperation in the field of agro-industrial complex is increasing. Their structural complexity represents an objectively existing model of sectoral legal regulation of scientific and technological cooperation and integration of the EAEU member States. Objective: analysis of the legal model of scientific and technological integration of the Union member states in the field of agro-industrial complex and determination of its regional specifics. Methodology: general scientific methods (systemic, structural methods) and methods of legal research (comparative and formal-legal ones). Results: a meaningful connection has been established between the legal model of scientific and technological cooperation within the framework of the EAEU in the field of agriculture and the general legal model of integration processes in the Union. Conclusions: a significant factor that will have an impact on the improvement of the analyzed legal model is digital transformations in the agro-industrial complex in the context of the Fourth Industrial Revolution. An important vector for improving this model can be the use of a software method of legal regulation.

Key-words: EAEU law, regional scientific and technological cooperation, agro-industrial technologies, agro-industrial policy, technological platforms.

В настоящее время к одному из наиболее динамичных направлений интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) относится научно-технологическое и инновационное сотрудничество в сфере АПК, испытывающее на себе логику больших вызовов [1]. Это означает, что назрела необходимость достижения нового качества совместных НИОКР, а также повышения эффективности коммерциализации их результатов на уровне совместных высокотехнологичных проектов агроиндустриального характера. Одновременно с этим продиктованная большими вызовами потребность в ускорении и научно-технологической интенсификации экономического союза в перспективе может привести не только к общему пространству науки, технологий и инноваций, но и, как указывается в литературе, к единому рынку агротехнологий [2, ^ 187].

Большие вызовы, к одному из которых относится смена технологических укладов в условиях Четвертой промышленной революции, предполагают повышение глобальной конкурентоспособности АПК ЕАЭС. Не вызывает сомнений, что во многом это определяется характером правового регулирования отраслевых интеграционных процессов в научно-технологической сфере. С нашей точки зрения, интерес вызывает не просто перечень правовых инструментов интеграционного характера, входящих в право Союза, а их структурная комплексность, которую вполне можно рассматривать как модель правового регулирования научно-технологической интеграции ЕАЭС в сфере АПК. В настоящее время данная модель существует не только на уровне правосознания, но и в рамках урегулированных правом отношений государств — членов ЕАЭС.

Итак, в данной работе предпринят анализ функционирующей на практике правовой модели научно-технологического сотрудничества государств — членов Союза в сфере агропромышленного комплекса, развивающегося в двух основных формах — кооперации и интеграции. Актуальность представленного научного исследования заключается не только в концептуализации данной модели, но и в оценке ее полноты и эффективности, а также в выработке предложений по ее

совершенствованию. Одновременно с этим значимость исследования заключается в том, что оно существенным образом восполняет немногочисленные исследования правовых основ научно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС, имеющиеся в литературе, совокупностью представлений о модели отраслевого сотрудничества применительно к АПК.

Рассматривая интересующую нас структурную комплексность источников права в качестве правовой модели, отметим, что она отражает правовую модель ЕАЭС в целом, характеризующуюся в литературе в качестве международно-правовой [3; 4]. Это означает, что главным источником правового обеспечения направленной на формирование общего сельскохозяйственного рынка интеграции в АПК в целом и интеграции в научно-технологической сфере в частности выступают договорно-правовые положения. Однако в силу незначительного количества таких положений и их весьма общего характера усиливается значение положений других источников права ЕАЭС, генерируемых органами Союза. В интересующей нас сфере в полной мере реализуется тенденция к повышению роли актов «мягкого» права, а именно рекомендаций Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК), гибким образом реагирующей на потребности координации деятельности государств — членов ЕАЭС, а также на потребности научно-исследовательских организаций и предприятий в сложении и дальнейшем совместном развитии научно-технологического и производственно-технологического потенциала.

Анализ правовой модели интересующего нас отраслевого сотрудничества следует начать с краткого описания общей картины состояния развития агропромышленного комплекса в рамках ЕАЭС, так как научно-технологическая ш кооперация и интеграция как формы международного научно-технологического и сотрудничества и развития предназначены именно для решения существующих а здесь проблем, а также для открытия новых перспектив. Несмотря на достигну- о тый прогресс, выражающийся в росте сельскохозяйственного производства, на- о лицо импортозависимость от материально-технических ресурсов и генетического о

с

материала. В аналитических исследованиях подчеркивается, что в сфере АПК а государств — членов ЕАЭС существуют комплексные экономические, техноло- в

е

гические и социальные проблемы, в том числе низкие объемы производства и о экспорта агропродовольственной продукции с высокой добавленной стоимостью, ю

Т5

слабое развитие рыночной инфраструктуры и т.д. [5, с. 17-18]. Следует отметить, | что смысл интеграции государств-членов ЕАЭС в сфере АПК как раз и состоит в к

совместном решении данных проблем посредством объединения национальных а

к

ресурсов на синергетической основе. В одном из специальных аналитических е докладов указано, что «объединением научно-исследовательских и производ- | ственно-технологических ресурсов обеспечивается решение прикладных задач ¡§ в сельском хозяйстве стран ЕАЭС, стимулируется трансфер технологий, разра- 11 ботка инновационных продуктов» [6, с. 64]. )

При рассмотрении правовой модели обеспечения агроиндустриального на- 11 учно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС следует принимать во внимание не только многообразие источников первичного и вторичного права ЕАЭС, но и его программно-стратегическую основу, задающую цели и направления правового регулирования. Данную основу следует рассматривать как особый — целевой — компонент интересующей нас модели. Одновременно с этим с методологической точки зрения региональное отраслевое научно-техно- 225

логическое сотрудничество государств — членов ЕАЭС следует интерпретировать в качестве составной части производственной кооперации, которая, в свою очередь, прямым и обратным образом связана с формированием и развитием единого рынка. По этой причине, как отмечается в разделе 1 Декларации 2018 года о дальнейшем развитии интеграционных процессов, достижение максимальных эффектов от функционирования единого рынка ЕАЭС предполагает осуществление интеграционных процессов в АПК в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности1. В разделе 2 «Формирование „территории инноваций" и стимулирование научно-технических прорывов» Декларации в качестве стратегической линии развития АПК указана модернизация на инновационно-технологической основе, включая применение цифровых технологий. Отсюда инновационно-технологическое преобразование должно рассматриваться как один из предметов приложения совместных усилий в рамках развития интеграционных процессов в отрасли. Вполне понятно, что в этом контексте весьма актуальны совместные высокотехнологичные кооперационные проекты и программы с интеграционной составляющей, о чем далее указывается в рассматриваемом разделе Декларации. А такие проекты, безусловно, тесно связаны с проведением совместных НИОКР и далее — с совместной коммерциализацией технологий.

Недавно принятые Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее — Стратегические направления)2, являющиеся основополагающим документом стратегического планирования, исходят из ключевого значения научно-технологического сотрудничества в различных секторах экономики, в том числе в АПК. В п. 7.8 в очередной раз сельскохозяйственное производство и машиностроение выделено в качестве сферы реализации кооперационных проектов с интеграционной составляющей. Однако в рассматриваемом документе все же заметна сосредоточенность на двух основных направлениях кооперации, имеющих, безусловно, научно-технологический аспект. Во-первых, это семеноводство, а во-вторых — племенное животноводство. Во многом такая тематика стратегического планирования призвана обеспечить реализацию двух тематических международных договоров, а именно в сфере семеноводства и племенного животноводства, о чем мы скажем далее.

Важнейшим достижением правового измерения евразийской интеграции стало формирование нормативной правовой базы регулирования научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС в сфере АПК, где вполне прослеживается структурная упорядоченность, что как раз и позволяет говорить о функционировании правовой модели. Научно-технологическому сотрудничеству государств — членов ЕАЭС в составе согласованной агропромышленной политики уделяется повышенное внимание в Разделе XXV «Агропромышленный комплекс» Договора ЕАЭС3. В п. 3.1 ст. 94 «Цели и задачи согласованной

S 1 См.: Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС

(Санкт-Петербург, 6 декабря 2018 г.). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ (дата обращения: 11.03.2021).

2 См.: Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12 (дата обращения: 12.05.2021).

3 См.: Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (в ред. от 1 октября 2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата об-

226 ращения: 24.04.2021).

(скоординированной) агропромышленной политики» в качестве одной из задач согласованной (скоординированной) агропромышленной политики выделено сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Отметим, что развитие сельскохозяйственного производства неумолимо требует развития технологической базы на основе сотрудничества государств — членов ЕАЭС.

Данное прочтение отмеченных положений подтверждает анализ содержания ст. 95 «Основные направления согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и меры государственной поддержки сельского хозяйства». В п. 1 указанной статьи среди основных механизмов решения главных задач, стоящих перед согласованной политикой государств — членов ЕАЭС в сфере АПК, отмечена необходимость обеспечения научного и инновационного развития агропромышленного комплекса.

Указанные положения Договора представляют собой отражение Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства 2013 г.1 Несмотря на то, что данный концептуальный документ был разработан и принят до учреждения Союза, тем не менее он продолжает играть роль концептуально-стратегической основы сотрудничества государств — членов ЕАЭС в сфере АПК. В целом Концепция предусматривает нацеленность сотрудничества стран Союза на существенное повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а также указывает меры, направленные на создание общего рынка сельскохозяйственной продукции. Часть 7 «Научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса» содержит основные подходы к обеспечению качественного роста АПК на основе расширенного использования технологий. Повышенное внимание уделяется международному научно-технологического сотрудничеству, которое предполагает, что проведение НИОКР в государствах — членах ЕАЭС должно основываться на координации национальных планов. В Концепции также высказана весьма перспективная идея о необходимости реализации совместных межгосударственных программ. Вполне обоснованно выглядят предлагаемые меры по гармонизации нормативной правовой базы функционирования аграрной науки и по формированию единого информационного пространства. Безусловно, это будет содействовать повышению эффективности использования и наращиванию научно-технологического потенциала государств-членов ЕАЭС. Необходимым направлением сотрудничества, предполагающего развитие имеющего потенциала, выступает подготовка научных кадров, что актуализирует сотрудничество в сфере образования, обмен научными кадрами и признание государствами — членами ЕАЭС документов о высшей квалификации.

Возвращаясь к учредительному Договору, специально подчеркнем, что хотя в нем и предусмотрены весьма перспективные положения о необходимости программного регулирования научно-технологического сотрудничества государств — членов ЕАЭС в сфере АПК (как, впрочем, и в других сферах отраслевого сотрудничества), его положения чрезвычайно «эскизны». Этим во многом объясняется необходимость принятия специальных тематических нормативных

1 См.: Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (одобрена решением Высшего Евразийского Экономического совета от 29 мая 2013 г. № 35). URL: https://docs. eaeunion.org/docs/ru-ru/0023681/scd_31052013_35 (дата обращения: 14.05.2021). 227

правовых актов различной правовой природы. Отметим, что состояние и тенденции развития нормативной правовой базы, в том числе положений, касающихся научно-технической кооперации в сфере АПК, подлежат детальному осмыслению на уровне систематических аналитических обзоров [7, с. 37-39; 8, с. 21-23].

Несмотря на то, что в праве ЕАЭС, а именно в его международно-договорной подсистеме, отсутствуют специальные договоры, регулирующие научно-технологическое сотрудничество в сфере АПК, определенную правовую базу под него подводят отраслевые соглашения. Укажем на Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза 2019 г.1, которое вступило в силу 6 мая 2021 года. Оно нацеливает на внедрение инновационных технологий в проведение селекционно-племенной работы, в том числе на геномную селекцию. В соответствии со ст. 3 данного Соглашения Коллегия ЕЭК своим решением утвердила Порядок апробации новых пород, а также апробации типов, линий и кроссов сельскохозяйственных животных2. Отмеченный Порядок находится в непосредственной связи с Порядком определения породы (породистости) племенных животных3. Добавим также, что в ст. 4 Соглашения предусматривается порядок координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства. Порядок, утвержденный решением Евразийского межправительственного совета 5 февраля 2021 г.4, представляет собой основу для внедрения в племенное животноводство государств-членов ЕАЭС инновационных технологий, в том числе методов геномной селекции, что позволит обеспечить многократное ускорение генетического прогресса за счет сокращения сроков оценки племенной ценности животных. С учетом предмета нашей статьи весьма важно, что Порядок закрепляет основы взаимодействия государственных органов, научно-исследовательских организаций, лабораторий, племенных хозяйств и других субъектов племенного животноводства в целях координации и дальнейшего проведения аналитического сопровождения селекционно-племенной работы в ЕАЭС. К тому же определен перечень организаций, которые будут выполнять аналитическую работу. Это позволит объединить усилия всех заинтересованных субъектов и оперативно решать возникающие вопросы. Интересно отметить, что в качестве основных задач аналитического сопровождения в п. 6 включены разработка и внедрение инновационных технологий, в том числе технологий, использующих метод геномной селекции, что создает дополнительные возможности как для совместных научных исследований, обмена научной информацией и знаниями, так и для разработки и коммерциализации инновационных технологий.

° 1 См.: Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-пле-

§ менной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического

4 союза (Москва, 25.10.2019). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367428/ 1 (дата обращения: 28.04.2021).

5 2 См.: Порядок апробации новых пород, а также апробация типов, линий и кроссов сельскохозяйственных животных (утв. решением Коллегии ЕЭК от 22 сентября 2020 г. № 113). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01427368/err_24092020_113 (дата обращения: 15.04.2021).

3 См.: Порядок определения породы (породистости) племенных животных (утв. решением Коллегии ЕЭК от 8 сентября 2020 г. № 108). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01427250/ err_14092020_108 (дата обращения: 16.04.2021).

4 См.: Порядок координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах — членах ЕАЭС (утвержден решением Евразийского Межправительственного совета от 5 февраля 2021 г. № 2). URL:

228 https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228548/err_08022021_2 (дата обращения: 18.04.2021).

Другой документ, а именно «Порядок проведения молекулярно-генетиче-ской экспертизы племенного материала», был утвержден в соответствии со ст. 3 указанного Соглашения1. Согласно этому документу, обязательная экспертиза осуществляется в отношении племенных производителей сельскохозяйственных животных, которые перемещаются между государствами — членами ЕАЭС. Также экспертизе подлежат племенные производители и доноры эмбрионов сельскохозяйственных животных. В основе молекулярной генетической экспертизы находится метод ДНК-тестирования с использованием методик, которые разработаны с учетом рекомендаций ISAG. Данного рода экспертиза позволит не только удостовериться в качестве племенной продукции, но и обнаружить те или иные генетические заболевания на первоначальной стадии.

Рассмотренное Соглашение, а также документы, разработанные для его реализации, формируют правовой механизм, который создает возможность объединения усилий всех заинтересованных сторон с тем, чтобы совместно разрабатывать и далее активно внедрять инновационные технологии, включая геномную селекцию, в сектор племенного животноводства. Формирование в перспективе системы геномной селекции ЕАЭС позволит проводить отбор племенных животных в раннем возрасте, что значительным образом будет содействовать повышению эффективности племенной работы и ускорит развитие животноводства на инновационной основе. В качестве одной из точек инновационного роста станет переход животноводства на использование современных методик оценки и прогнозирования племенной ценности. В результате возникает перспектива повышения конкурентоспособности АПК государств — членов ЕАЭС и снижения уровня импортозависимости.

Целью другого международного договора, а именно Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС, подписанного главами государств — членов ЕАЭС 7 ноября 2017 г. и вступившего в силу 23 марта 2019 г.2, является развитие единого рынка семян. Соглашение предусматривает, что государства — члены ЕАЭС будут применять единые методы определения сортовых и посевных (посадочных) качеств семян, что облегчит взаимное признание документов, удостоверяющих качество семян. Значение Соглашения обусловлено тем, что страны ЕАЭС во многом зависят от импорта семян. По статистике, в 2020 году импорт семян в денежном выражении превысил 1 млрд долларов. Более 80% импорта приходится на семена подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы, овощных культур, а также посадочный материл плодовых культур. В результате обеспечение продовольственной безопасности ЕАЭС в таких условиях осложняется импортозависимостью. Все это требует мер по развитию семеноводческой отрасли, в том числе селекционной деятельности.

К одному из важнейших направлений интеграции в сфере АПК, придающих ему особое качество, относится его информатизация. В рамках интегрированной информационной системы (ИИС) Союза ныне уже сформирована специальная подсистема, которая позволяет обеспечить доступ к единым реестрам и общим

1 См.: Положение о проведения молекулярно-генетической экспертизы племенной продукции государств — членов ЕАЭС (утв. решением Коллегии ЕЭК от 2 июня 2020 г.). URL: https://docs. eaeunion.org/docs/ru-ru/01426076/err_05062020_74 (дата обращения: 17.04.2021).

2 См.: Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза (Москва, 7 ноября 2017 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_282650/ (дата обращения: 25.05.2021). 229

информационным ресурсам. В контексте темы нашей статьи наиболее важно, что согласно п. 1 Раздела I «Общие положения» Требований к подсистеме АПК в рамках интегрированной информационной системы1 в нее должен быть включен ресурс научно-исследовательских разработок помимо указанной, а также иной информации экономического характера. На наш взгляд, ресурс подобного рода находится в тесной связи с другими ресурсами, так как результаты НИОКР обеспечивают, например, развитие производства в АПК наряду с реализацией тех или иных экономических мер.

Как видим, источников регулирования кооперации, входящих в международно-договорную подсистему права ЕАЭС, чрезвычайно мало. В этих условиях повышается значимость актов вторичного права, которые подводят нормативную правовую и организационно-правовую базу под реализацию положений Договора, закрепляющих не столько обязательства, сколько политико-правовые намерения по осуществлению сотрудничества. Данного рода источники, как мы уже могли убедиться, представлены решениями и рекомендациями ЕЭК, положения которых, в свою очередь, имеют различную юридическую силу. Их предназначение — создать условия для кооперации на уровне совместных высокотехнологичных проектов, выступающих своего рода форматом совместных инициатив по разработке и внедрению инновационных технологий производства и переработки сельскохозяйственного сырья.

Поскольку сотрудничество государств — членов ЕАЭС в сфере АПК предполагает реализацию совместных проектов, в том числе в научно-технической сфере, ключевое значение имеет целый ряд специальных документов. Центральное место здесь занимает «Порядок организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе»2. В нем закреплен организационно-правовой механизм взаимодействия, с одной стороны, — государств — членов ЕАЭС, а с другой — ЕЭК в процессе разработки и реализации совместных НИОКР в целях эффективного использования отраслевого научного и инновационного потенциала государств — членов ЕАЭС. Под совместными НИОКР в п. 3 понимаются работы, которые составляют взаимный интерес для государств — членов ЕАЭС и которые осуществляются на основе согласованной тематики. Их цель — обеспечение инновационного развития агроин-дустриального производства, что позволит решить множество задач — начиная от обеспечения продовольственной безопасности и заканчивая сохранением биоразнообразия. Особое значение придается перечню совместных НИОКР, которые предполагается формировать на основе предложений государств — членов ЕАЭС с дальнейшим утверждением Комиссией (ЕЭК). Формирование перечня должно учитывать несколько взаимопересекающихся ключевых индикаторов, а именно национальные приоритеты развития АПК, с одной стороны, а также цели и задачи Союза в данной сфере — с другой. Если говорить в целом, то в рассматри-

S 1 См.: Требования к подсистеме агропромышленного комплекса государств — членов Евра-

зийского экономического союза в рамках интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и правилах взаимодействия по ее формированию (утв. решение Коллегии ЕЭК от 31 января 2017 г. № 18). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420071/ clcd_09022017_18 (дата обращения: 01.05.2021).

2 См.: Решение Евразийского Межправительственного Совета от 26 мая 2017 г. № 1 «О Порядке организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе». Приложение «Порядок организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе». URL: 230 https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01414053/icd_29052017_1 (дата обращения: 23.05.2021).

ваемом документе повышенное внимание уделено алгоритмам формирования и выполнения совместных НИОКР (п. 8), в которых должно принимать участие не менее двух государств — членов ЕАЭС. В целом Порядок не только в деталях регламентирует функции заказчиков, заказчика-координатора и исполнителей, но и детальным образом устанавливает элементы проекта технико-экономического обоснования совместной НИОКР (п. 16), функции заказчика-координатора (п. 18) и функции заказчика (п. 19) в ходе подготовки проектных материалов. Специальным образом регламентируется взаимодействие исполнителей совместной НИОКР, а также заказчика и заказчика-координатора. Особое внимание в разделе III уделено источникам и схемам финансирования совместных НИОКР, а в разделе IV — ходу их (НИОКР) выполнения и итоговой отчетности.

Особенностью научно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС выступает то, что к предварительным условиям совместных НИОКР относится выработка согласованных подходов государств — членов ЕАЭС относительно поддержки наиболее перспективных сельскохозяйственных исследований и технологических разработок. Формой выражения согласованных подходов являются такие документы, как перечни, утверждаемые рекомендациями ЕЭК и в недвусмысленной форме отражающие стратегическое видение перспектив развития агротехнологий. Так, «Перечень перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС»1, нацелен на эффективное использование научного потенциала, прогрессивное развитие и всестороннее углубление сотрудничества стран Союза в научной, технологической и инновационных областях. Как таковой, Перечень выполняет ориентирующую роль в подготовке к совместным НИОКР и в процессе разработки механизмов их проведения. В Перечне предусмотрено 14 перспективных тем научно-технической деятельности в АПК, начиная от продуцирования селекционного материала в секторе зерновых и зернобобовых культур с использованием скрининга генетических ресурсов и заканчивая разработкой методов геномной селекции племенных животных с использованием биотехнологических подходов и т.д.

В целях координации действий по реализации ориентиров, содержащихся в указанном Перечне, ЕЭК утвердила «Перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса, проводимых и планируемых к проведению до 2020 г. в государствах — членах ЕАЭС»2. Именно благодаря этому документу сформировалась более или менее полная картина проектов в сфере АПК, что во многом позволяет наладить связи между организациями, выполняющими сходные НИОКР, и тем самым избежать дублирования и добиться синергетического эффекта в укреплении научно-технологического и кадрового потенциала. В свою очередь, в Приложении № 2 к рекомендации Коллегии ЕЭК, которой был утвержден указанный выше Перечень, содержится

1 См.: Рекомендация Коллегии ЕЭК от 8 июля 2015 г. № 14 «О перечне перспективных на- 11 учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств — членов ЕЭС до 2020 г.». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0148046/ clco_09072015_14 (дата обращения: 16.05.2021).

2 См.: Перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса, проводимых и планируемых к проведению до 2020 г. в государствах — членах ЕАЭС». Приложение № 1 к Рекомендации Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2016 г. № 25 «О координации совместной научной и инновационной деятельности государств — членов ЕАЭС в сфере агропромышленного комплекса». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01414525/ clco_15122016_25 (дата обращения: 30.05.2021). 231

список тем для НИОКР, выполняющий ориентирующую функцию для формирования взаимной заинтересованности в осуществлении совместных НИОКР1. Отличие данного списка тем состоит в том, что он содержит темы НИОКР, которые уже осуществляются в Беларуси, Казахстане и России и которые весьма перспективны для совместных научно-исследовательских проектов. Главным образом это темы, касающиеся сферы разработки и совершенствования технологий селекции и семеноводства кормовых, зерновых и зернобобовых культур; технологий биологических средств защиты овощных культур от различных вредителей; технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и т.д. Учет позволит избежать дублирования в проведении НИОКР, а также сосредоточиться на сложении научных потенциалов в направлении развития новейших технологий производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Примечательно, что по мере дальнейшего развития агропромышленной кооперации проводится курс на уточнение направлений тематики сельскохозяйственных НИОКР, которые имеют перспективу стать основой совместных проектов. В качестве примера укажем на проект Плана мероприятий по реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств — членов ЕАЭС2.

В п. 6 данного документа, где специальное внимание посвящено научно-технологическому и инновационному развитию АПК в ЕАЭС, перечисляется достаточно внушительное количество возможных направлений сотрудничества. Например, здесь указано на формирование перечня перспективных совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государств — членов ЕАЭС в сфере агропромышленного комплекса до 2025 года (п. 16). В том числе это, например, создание селекционного материала зерновых и зернобобовых культур на основе скрининга генетических ресурсов в целях получения высокопродуктивных сортов, адаптивных к абиотическим и биотическим факторам (п. 17.1).

К одному из последних событий в сфере научно-технологической интеграции ЕАЭС следует отнести утверждение нового Перечня совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере АПК на 2021-2025 гг.3 Общая цель исследований по 27 направлениям НИОКР — решение разнообразных задач в сфере развития АПК на основе разработки и коммерциализации инновационных технологий и продуктов. В качестве предмета кооперационных усилий запланировано создание новых адаптивных и высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, совершенствование мелиорационных систем, развитие системы точного земледелия и воспроизводства плодородия почв, совершенствование производства кормовых добавок, разработка биотехнологий в растениеводческом и животноводческом секторах и т.д. Тематика возможных

° 1 См.: Перечень тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере

§ АПК для осуществления совместной научной и инновационной деятельности. Приложение " № 2 к Рекомендации Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2016 г. № 25 «О координации совместной 1 научной и инновационной деятельности государств — членов ЕАЭС в сфере агропромышлен-

i ного комплекса». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01414525/clco_15122016_25 (дата обращения: 20.05.2021).

2 См.: Проект Плана мероприятий по реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств — членов ЕАЭС на 2019-2022 гг. (13.09.2018 г.). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/agroprom/Pages/ default.aspx (дата обращения: 23.05.2021).

3 См.: Распоряжение Коллегии ЕЭК от 15 декабря 2020 г. № 176 «О перечне совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств — членов ЕАЭС на 2020-2025 гг.». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/

232 ru-ru/01428145/err_18122020_176 (дата обращения: 11.05.2021).

совместных НИОКР разбита на 5 направлений: растениеводство, животноводство, мелиорация, пищевая промышленность, экономика АПК. Можно видеть, что сугубо технологическое сотрудничество дополняется в перечне сотрудничеством в сфере экономических исследований, таких как, например, выработка предложений по повышению конкурентоспособности малых форм хозяйствования, а также развитию сектора услуг. Но самое главное, на что следует обратить особое внимание, — это определение общих подходов к развитию и использованию цифровых технологий в АПК. Таким образом, ясно дается понять, что открывается новый вектор сотрудничества, а именно — цифровые преобразования АПК. В конечном счете — это важнейшая предпосылка увеличения доли высокотехнологичного производства.

Нельзя не отметить, что принят целый ряд рекомендаций Коллегии, приложения к которым представляют собой перечни мер, специально посвященные развитию сотрудничества государств — членов ЕАЭС в конкретных секторах АПК (обмен опытом, проведение отраслевых исследований в форме совместных проектов по разработке и внедрению инновационных технологий, подготовке и переподготовке кадров). Между тем в набор документов секторального сотрудничества входят рекомендации, непосредственно посвященные развитию научно-технического сотрудничества. Одной из них является Рекомендация Коллегии ЕЭК «О реализации совместной НИОКР по разработке технологий получения модифицированных крахмалов для нужд государств — членов [ЕАЭС]»1. Цель принятия Рекомендации заключается в поэтапном развитии сотрудничества государств- членов ЕАЭС в области создания эффективных импортозамещающих технологий получения модифицированных крахмалов, а также в стимулировании проведения государствами — членами ЕАЭС совместных комплексных НИОКР, которые должны быть скоординированы по целям, задачам, срокам и планируемым результатам. В итоге это позволит расширить собственное производство крахмалов в условиях всевозрастающего спроса на них и получить отечественную крахмальную продукцию высокого пищевого и технического качества.

Строго говоря, ядром Рекомендации является Перечень мероприятий по проведению совместной НИОКР. В сущности, это ее модель. Разработка собственно технологий производства модифицированных крахмалов различного ботанического происхождения по замыслу Рекомендации должна предваряться исследованиями рынка модифицированных крахмалов (мероприятие № 1). В качестве отдельных поднаправлений работы выделено проведение маркетинговых исследований мирового рынка и рынка ЕАЭС, осуществление патентного поиска в отношении охраняемых технологий производства крахмалов, анализ технических решений, используемых для изготовления собственно технологического оборудования и производственных технологических линий. Мероприятие № 2 касается собственно разработки самих технологий производства крахмалов, что предполагает последовательное осуществление следующих шагов: проведение экспериментальных исследований, направленных на подбор наиболее эффективных и оптимальных режимов получения модифицированных крахмалов;

1 См.: Рекомендация Коллегии ЕЭК от 15 декабря 2020 г. № 25 «О реализации совместной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по разработке технологий получения модифицированных крахмалов для нужд государств — членов [ЕАЭС]». URL: https:// docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428181/err_18122020_25 (дата обращения: 19.05.2021). 233

исследование факторов, которые непосредственно воздействуют на свойства уже готовых крахмалов. Далее следует разработка самих технологий производственных процессов и получение опытных образцов с их дальнейшим исследованием.

Осуществляя анализ правовой модели научно-технологической интеграции стран Союза в интересующем нас отраслевом направлении, специальным образом отметим, что подсистема нормативных правовых положений дополняется положениями организационно-правового характер, на основе которых учреждается институционально-инфраструктурная основа сотрудничества. В ее состав входит учреждение консультативного механизма, позволяющего осуществлять согласование основных направлений агропромышленной политики в сфере научного и инновационного обеспечения АПК. Площадкой проведения консультаций по данным вопросам стала ЕЭК. Из подп. 11 п. 7 ст. 95 Договора о ЕАЭС следует, что к компетенции Комиссии отнесена координация действий государств — членов ЕАЭС при осуществлении совместной научно-инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, в том числе в рамках межгосударственных программ. Вместе с тем, как отмечается в специальном докладе, предстоящая работа Комиссии по координации совместных НИОКР и формированию системы горизонтального обмена знаниями и технологиями в сфере АПК будет предполагать осуществление сотрудничества с другими странами [7, с. 64].

Проблематика развития научно-технологического сотрудничества в рамках производственного сотрудничества в сфере АПК с заметной периодичностью поднимается на заседаниях Консультативного комитета по агропромышленному комплексу1. Консультативный комитет создан на основе п. 7 и п. 44 Положения о ЕЭК2 и функционирует на основе специального положения3. С точки зрения предметного поля нашей работы выделим те из его функций, которые направлены на решение не только отмеченных основных, но и непосредственно относящихся к вопросам научно-технологической интеграции задач. Эти задачи указаны в п. 4 (а) Положения о Комитете. В частности, к ним относится содействие развитию производственно-технической кооперации и рыночных форм производственной интеграции в сфере АПК; содействие развитию научно-технического сотрудничества в целях повышения конкурентоспособности АПК и его инновационного и экспортного потенциала. Организационным инструментом для реализации данных функций стала Рабочая группа по направлению «Научно-техническое сотрудничество»4.

Как таковая, научно-технологическая интеграция в ЕАЭС опирается на объекты инновационной инфраструктуры, позволяющие объединить ведущие национальные научные и производственные организации, отраслевые союзы и бизнес-структуры, которые интегрируют свои усилия в направлении реализации

" 1 См.: Консультативный комитет по агропромышленному комплексу. URL: http://www.

! eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/KK/Pages/default.aspx (дата J обращения: 23.05.2021).

2 См.: Положение о Евразийской экономической комиссии // Приложение № 1 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/8e3 543f8dc9861d6acfa6a0c6678b972da1d07d0/ (дата обращения: 25.05.2021).

3 См.: Положение о Консультативном комитете по АПК. Приложение к Решению от 19 мая 2015 г. «О Положении о Консультационном комитете по АПК». URL: https://docs.eaeunion.org/ docs/ru-ru/0147801/clcd_22052015_58 (дата обращения: 24.03.2021).

4 См.: Состав Рабочей группы по направлению «Научно-техническое сотрудничество». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/KK/Documents/

234 Научно-тех.%20сотр.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

региональных инновационных проектов. Ключевую роль по технологической трансформации АПК призвана сыграть Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа1, деятельность которой вызывает повышенный интерес в научной среде [9]. Одна из ее целей — развитие научного потенциала государств-членов ЕАЭС, мыслимого как основа для совместного решения практических задач в данном секторе. В качестве прикладной цели выступает разработка инновационных продуктов и их коммерциализация. Разнообразие задач коррелируется с разнообразием направлений деятельности. Это не только те или иные сегменты АПК (животноводство, растениеводство, земледелие, ветеринария, машиностроение), но и кросс-отраслевые направления: развитие малого бизнеса, трансфер технологий, подготовка и обмен кадрами.

Следует учитывать, что развитие АПК в рамках ЕАЭС происходит сегодня в условиях Четвертой промышленной революции. Поэтому одним из показателей интегрированности АПК в происходящие изменения, конечно же, выступают цифровые преобразования отрасли. Как показывает опыт ЕС, в настоящее время реализуются многообразные проекты по цифровой трансформации сельского хозяйства2.

Дело определяется тем, что цифровые преобразования АПК — это результат широкого использования цифровых технологий, которые позволяют улучшить работу других технологий, например энергетических и технических систем, обеспечивая так или иначе условия для повышения производительности сельского хозяйства. Несмотря на то, что сельское хозяйство и в целом АПК выступают традиционной отраслью экономики, внедрение платформенных решений позволяет ей стать составной частью цифровой экономики. Разумеется, платформи-зация и внедрение цифровых технологий не могут заменить собой дальнейшее развитие традиционных ресурсов сельского хозяйства, а именно — новых сортов растений и пород животных, поскольку они (новые сорта и породы) являются специфическими объектами прав интеллектуальной собственности. Но цифровые технологии позволяют, во-первых, совершенствовать процесс НИОКР, во-вторых, улучшить процесс отслеживания эффективности полученных результатов и, наконец, в-третьих, повысить данную результативность. В свою очередь, цифровые трансформации АПК предполагают небывалое расширение объема данных, которые необходимо анализировать. Сбор и анализ данных — это составная часть автоматизированной системы ведения сельского хозяйства, позволяющей на основе данных контролировать работу теплиц, техники, полей, стад животных, земельных угодий. В качестве источников информации используются данные дистанционного зондирования Земли, получаемые со спутников или дронов. Причем это информация не только о посевах, вредителях, урожаях, увлажненности почвы, но и о работе сельскохозяйственной техники.

Значительной видится роль Интернета вещей. Все это имеет небывалое значение также и для развития органического сельского хозяйства.

1 См.: Паспорт евразийской технологической платформы «Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа». Приложение № 11 к Распоряжению Совета ЕЭК от 18 октября 2016 г. № 32 «О формировании приоритетных евразийских технологических платформ». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01414433/cnco_06032017_32 (дата обращения: 31.05.2021).

2 See.: Digital transformation in agriculture. URL: https://ec.europa.eu/info/research-and-innovation/research-area/agriculture-forestry-and-rural-areas/digital-transformation-agriculture-and-rural-areas_en (дата обращения: 31.05.2021). 235

Цифровые преобразования сельского хозяйства связаны не только с тем, что цифровые платформы становятся узлами цифрового рынка, но и с тем, что выстраиваются новые кросс-отраслевые взаимодействия. Цифровые трансформации сельского хозяйства теснейшим образом связаны с общим переходом к новому технологического укладу в данной отрасли, предполагая применение новых биотехнологий и методов генной инженерии. Так, в новом Перечне совместных НИОКР на 2021-2025 гг. запланировано развитие сектора услуг и цифровых технологий в сельском хозяйстве (п. 27). Это говорит о состыковке сферы АПК как одного из интеграционных направлений с Цифровой повесткой ЕАЭС.

Таким образом, изложены веские аргументы в пользу того, что в рамках ЕАЭС может и должно быть сформировано новое направление научно-технологического сотрудничества организаций и предприятий по разработке и внедрению цифровых технологий, а также по коммерциализации инноваций, функционирующих на их основе. Пока ЕАЭС отстает от ЕС не только по совместным разработкам в сфере цифровых преобразований в сельском хозяйстве (они еще только намечаются на уровне НИОКР), но и по формированию совместных цифровых платформ, что, в свою очередь, сдерживает формирование не только общего, но и цифрового рынка сельхозпродукции, как, впрочем, и рынка соответствующих технологий и прав на них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переходя к выводам проведенного исследования, резюмируем, что в настоящее время в рамках ЕАЭС сложился чрезвычайно разветвленный правовой комплекс инструментов права ЕАЭС, выступающих правовой основой научно-технологической интеграции государств — членов ЕАЭС в сфере АПК. В силу отчетливо выраженной структурной композиции данных инструментов, относящихся к разным подсистемам права ЕАЭС, следует констатировать функционирование соответствующей правовой модели. Последняя создает все условия для оптимального сочетания вертикальной и горизонтальной интеграции в сфере агро-индустриальных исследований и технологий. Тем не менее в прогностическом аспекте можно сформулировать предположение, что большой перспективностью могло бы характеризоваться содержательное наполнение данной модели новыми международно-договорными положениями, предусматривающими не только намерения, но и обязательства государств — членов ЕАЭС по осуществлению научно-технологическое сотрудничества в сфере АПК. В качестве направления совершенствования данной модели весьма перспективными представляются разработка и принятие тематической стратегии в сфере агроиндустриальных исследований и технологических проектов, а также разработка специальной межгосударственной программы. В последнем случае это смогло бы обогатить существующую правовую модель программным инструментом регулирования научно-технологической кооперации и интеграции в АПК.

Библиографический список

1. Шарапова Н.В. «Большие вызовы» глобализации как стимул к развитию агро-науки и агропромышленного комплекса России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 11. С. 19-25.

2. Кандакова Г.В., Чиркова М.Б., Малицкая В.Б., Плужникова Н.В. Развитие международного научно-технического сотрудничества в аграрной сфере России: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 4. С. 187-196.

3. Ануфриева Л.П. О некоторых теоретических подходах к праву евразийской интеграции и ее институционализации // Ьех Russica. 2017. № 9. C. 116-126.

4. Пименова О.И. Правовая интеграция в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе: сравнительный анализ // Вестник международных организаций. 2019. № 1. С. 76-93.

5. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи России. Доклад НИУ ВШЭ / отв. ред. Т.А. Мешков. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 123 с.

6. Три года интеграции: Согласованная агропромышленная политика ЕАЭС. М.: ЕЭК, 2018. 76 с.

7. Обзор государственной политики в сфере агропромышленного комплекса государств — членов ЕАЭС за 2012-2018 гг. (одобрен на заседании Коллегии ЕАЭС 19 марта 2019 г.). М.: Департамент агропромышленной политики ЕЭК, 2018. 104 с.

8. Обзор по актуальным и проблемным вопросам реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики. М.: Департамент агропромышленной политики ЕЭК, 2017. 128 с.

9. Колязина Е.В., Цыпленкова Н.В. Совершенствование ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 11. С. 40-46.

References

1. Sharapova N.V. «Big Challenges» of Globalization as an Incentive to the Development of Agro-Science and the Agro-Industrial Complex of Russia // Economics, Labor, Management in Agriculture. 2018. No. 11. P. 19-25.

2. Kandakova G.V., Chirkova M.B., Malitskaya V.B., Pluzhnikova N.V. Development of International Scientific and Technical Cooperation in the Agrarian Sector of Russia: Problems and Prospects // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. 2016. No. 4. P. 187-196.

3. Anufrieva L.P. On Some Theoretical Approaches to the Law of Eurasian Integration and Its Institutionalization // Lex Russica. 2017. No. 9. P. 116-126.

4. Pimenova O.I. Legal Integration in the European Union and the Eurasian Economic Union: Comparative Analysis // Bulletin of international organizations. 2019. No. 1. P. 76-93.

5. Eurasian Economic Integration: Development Prospects and Strategic Objectives of Russia. HSE report / ed. by T.A. Meshkov. Moscow: Higher School of Economics Publishing House, 2019. 123 p.

6. Three Years of Integration: Agreed Agro-Industrial Policy of the EAEU. Moscow: EEK, 2018.76 p.

7. Review of State Policy in the Field of the Agro-Industrial Complex of the EAEU Member States for 2012-2018 (approved at the meeting of the EAEU Board on March 19, 2019). Moscow: EEC Department of Agro-industrial Policy, 2018.104 p.

8. Review of Topical and Problematic Issues of the Implementation of an Agreed (Coordinated) Agro-Industrial Policy. Moscow: EEC Department of Agroindustrial Policy, 2017.128 p.

9. Kolyazina E.V., Tsyplenkova N.V. Improving the Resource Provision of the Eurasian Agricultural Technological Platform // Economy, Labor, Management in Agriculture. 2018. No. 11. P. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.