Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРЕНДОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРЕНДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНДУСТРИЯ 4.0 / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕАЭС / INTEGRATION IN SCIENCE AND TECHNOLOGY / INDUSTRY 4.0 / NEW TECHNOLOGY / PROGRAM AND PROJECT COOPERATION / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шугуров М.В.

В статье исследуется комплекс проблем, относящихся к формированию программного метода регулирования интеграции государств ЕАЭС в сфере науки и технологий. Автор анализирует правовые основы формирования отраслевых программ в различных секторах экономики, которые предусматривают научно-технологическую кооперацию. В статье аргументируется вывод о необходимости разработки специальных региональных программ в научно-технологической сфере, которые с высокой степенью эффективности способны создать общее научно-технологическое и инновационное пространство как драйвер повышения общей конкурентоспособности ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шугуров М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROSPECTS OF DEVELOPING THE PROGRAM REGULATION OF INTEGRATION WITHIN THE EAEU IN SCIENCE AND TECHNOLOGY IN CONDITIONS OF A NEW ECONOMIC TRENDS

The present article examines range of problems relating to shaping the program method of regulating the integration EAEU’ member states in area of science and technology. The author investigates legal foundations of sectoral programmes in various branches of economic activity including science and technology cooperation. This article argues the conclusion about need to elaborate the special regional programmes in science and technology that are capable of creating effectively the single space of science, technology and innovation as a driver of elevating the general competitiveness of the EAEU.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРЕНДОВ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ

НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРЕНДОВ

М.В. Шугуров, д-р филос. наук, доцент Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11004

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»).

Аннотация. В статье исследуется комплекс проблем, относящихся к формированию программного метода регулирования интеграции государств ЕАЭС в сфере науки и технологий. Автор анализирует правовые основы формирования отраслевых программ в различных секторах экономики, которые предусматривают научно-технологическую кооперацию. В статье аргументируется вывод о необходимости разработки специальных региональных программ в научно-технологической сфере, которые с высокой степенью эффективности способны создать общее научно-технологическое и инновационное пространство как драйвер повышения общей конкурентоспособности ЕАЭС.

Ключевые слова: научно-технологическая интеграция, Индустрия 4.0, новые технологии, программно-проектное сотрудничество, ЕАЭС.

К одной из важнейших предпосылок успешного развития интеграционных процессов в сфере экономики в рамках ЕАЭС относится развитие научно-

технологического сотрудничества государств-членов, а также его переход на качественно новую ступень функционирования. Как следует из ст. 4 Договора, важнейшей целью Союза является объединение усилий по модернизации экономики [1]. Сегодня это предполагает модернизацию ее технологической базы, причем кардинальную. В ситуации нарастающего глобального тренда по вхождению в Индустрию 4.0, в поле влияния которого находятся не только отдельные государства, но и их интеграционные объединения, происходит технологический сдвиг в направлении перевода производственных процессов и управления ими в русло новых технологий. Для государств-членов ЕАЭС это серьезный вызов, на который может быть дан достойный ответ в форме углубления и расширения научно-технологической интеграции с учетом новых технологических трендов.

Одновременно с этим в данных условиях актуализируется вопрос о конкретных организационных механизмах ускоренной научно-технологической интеграции, которые могли бы обеспечить полную реализацию интеграционного потенциала на фоне новых научно-технологически вызовов. К одному из таких механизмов Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов [2] относит масштабные высокотехнологичные проекты с интеграционной составляющей. Но вполне очевидно, что проекты - это составная часть более широкого механизма, которым являются программы. Их следует отнести к важнейшим организационным инструментам осуществления научно-технологического сотрудничества на региональном уровне. Это связано с тем, что на практике данное сотрудничество осуществляется именно в формате совместных программ и проектов.

Выделим следующую закономерность: в условиях обострения глобальной гиперконкуренции в отношении скорости и качества технологической модернизации

экономики как на национальном уровне, так и на уровне интеграционных объединений повышается значимость программ в сфере развития науки, технологий и инноваций. Следует пояснить, что программа представляет собой не только объективный механизм международного и регионального сотрудничества, но и своего рода его регулятор, поскольку предполагает ин-ституционализацию данного сотрудничества, распределение ролей и функций его участников, привязку результатов к определенным срокам и т.д. Одновременно программные документы, под которые подведена соответствующая правовая основа, связана еще и со стратегическими документами. В связи с этим возникает настоятельная потребность в специальном исследовании значения и перспектив программного и связанного с ним проектного регулирования сотрудничества государств-членов ЕАЭС в научно-технологической сфере.

Перспективы программного регулирования научно-технологической интеграции в ЕАЭС во многом зависят от развития соответствующего права Союза в сфере науки, технологий и инноваций, а также от развития стратегического регулирования. В стратегиях, как особого рода политико-правовых документах, закрепляются цели и ориентиры, указываются приоритеты и направления сотрудничества, а также определяются механизмы и способы их осуществления. Таким образом они задают рамки действий в среднесрочной и краткосрочной перспективе. Программы же, тесно связанные со стратегиями, детализируют взаимодействие в форме конкретных проектов и мероприятий. Программное регулирование позволяет укрепить колла-борацию, создать почву для развертывания интеграции, а также подводить проектную базу под осуществление правовых обязательств государств в сфере научно-технологического сотрудничества.

Если рассматривать в качестве примера регулирование интеграционных процессов в ЕС, то здесь стратегическое регулирование осуществляется на основе детально продуманных положений различных тематических сообщений Европейской комис-

сии относительно существующих достижений, а также проблем, которые можно решить тем или иным способом. Все это дополняется дорожными картами, в которых намечается реализация инициатив и принятие мер, что сочетается с указанием сроков по внесению изменений в действующее наднациональное законодательство или по разработке новых правовых инструментов - директив и регламентов применительно к той или иной сфере.

В стратегических документах Европейской комиссии, разрабатываемых на основе проведения самого широкого мульти-стейкхолдерского диалога, зачастую содержится план разработки и принятия организационных решений. Однако проблематика стратегического регулирования не сводится только к формам закрепления стратегических инициатив. Нарду с этим можно видеть принятие детализированных программ. В сфере исследований и разработок - это всемирно известная программа Горизонт-2020, в рамках которой осуществляется сотрудничество по самым разным направлениям и с самым разнообразным числом участников.

В качестве еще одного примера можно привести пример другого интеграционного объединения, а именно СНГ. Здесь реализуется Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Она предполагает формирование инновационного пространства, а также предусматривает стимулирование развития рынка экологических услуг, продукции, технологий и оборудования, внедрение инновационных проектов, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов. Важным организационным инструментом является Межгосударственная программа инновационного сотрудничества на период до 2020 года [4]. В экспертной среде она рассматривается как важный ресурс для научно-технологической и инновационной интеграции в евразийском формате [5, с. 58].

Разумеется, сотрудничество в рамках этой программы представляет собой вхождение государств-членов ЕАЭС в более широкий интеграционный формат, но это

не отменяет необходимость усилий по выработке собственных программных инструментов научно-технологического и инновационного сотрудничества. Здесь необходимо учитывать опыт СНГ, а именно связь стратегических и программных документов с весьма внушительной договорной базой.

В целом стратегическое регулирование, имеющее политико-правовой характер, оказывает самое непосредственное влияние на определение целей правового регулирования, тогда как программы предусматривают большую совокупность отношений контрагентов, которые в свою очередь подлежат правовому регулированию. В рамках программ происходит имплемен-тация соответствующих правовых положений, содержащихся в актах, обладающих различной юридической силой, и регулирующих региональную научно-технологическую интеграцию. Программы и проекты имеют прочную правовую основу, обеспечивающую четкий порядок их разработки и реализации, что позволяет добиваться эффективных результатов.

В настоящее время Союз находится на такой стадии своего развития, когда совместные целевые программы и проекты в научно-технической сфере еще не разработаны и не запущены в действие. Однако большое внимание на официальном уровне уделяется разработке программ и проектов с научно-технологической составляющей на отраслевом уровне. В определенном смысле это вызывает нарекания в исследовательской среде. Так, Е. Захаров отмечает, что «государства-члены ЕАЭС в рамках ЕАЭС подразумевают научное сотрудничество через призму каких-то отдельных отраслей и секторов экономики, между тем не уделяется должного внимания взаимодействию в рамках т.н. фундаментальной науки» [6, с. 46]. Но не будем забывать о том, что именно благодаря отраслевому научно-технологическому сотрудничеству открывается возможность для реального осуществления интеграции в процессе технологической модернизации секторов и отраслей экономики. Как бы то ни было, отраслевые проекты с интеграционной составляющей - это факт регио-

нального сотрудничества в рамках ЕА-ЭС [7].

Наиболее общую базу для формирования отраслевых программ, предполагающих научно-технологическое сотрудничество, закладывает Договор о ЕАЭС. Так, значительное количество положений, касающихся научной, технологической и инновационной кооперации, содержится в Разделе XXIV «Промышленность». Это обеспечивается благодаря тому, что одна из целей ЕАЭС - инновационная модернизация экономики, прежде всего обрабатывающего производства. С точки зрения предмета нашего исследования укажем, что в Договоре закрепляется сохранение суверенного права государств-членов ЕА-ЭС принимать соответствующие национальные программы в данной сфере. Но одновременно с этим в п. 9 ст. 92 предусматриваются специальные инструменты для реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза, например, стимулирование взаимовыгодной промышленной кооперации в целях создания высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции, а также, что для нас наиболее важно, - совместные программы и проекты при участии государств-членов на взаимовыгодной основе.

Отмеченные положения Договора являются продолжением акцентов, которые в свое время содержались в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2013 года №40 «Об основных направлениях координации национальных промышленных политики Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», принятого еще до учреждения ЕАЭС [8]. Данное решение основывалось на анализе национальных программ государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также на сложившейся кооперации между предприятиями. Вполне очевидно, что программное сотрудничество должно осуществляться в секторах экономики, указанных в решении Высшего Евразийского экономического совета, таких как металлургия, наноиндустрия, биотехнология, деревообрабатывающая промышленность, станкостроение, приборострое-

ние и т.д. Думается, что сотрудничество в рамках принятых программ и проектов станет организационным фактором, необходимым для предусмотренного в подп. д) ч. 1 формирования условий, необходимых для создания совместных предприятий и кооперационных объединений, включая транснациональные корпорации, в целях освоения высокотехнологичных производств и повышения локализации производства.

В настоящее время развитие сотрудничества не только в форме кооперации, но и интеграции в отмеченных секторах сохраняет свою актуальность. Но в условиях Четвертой промышленной революция они должны быть дополнены новыми секторами, предполагающими разработку и внедрение технологий, характерных именно для Индустрии 4.0.

Значительное внимание в Договоре уделено научно-технологическому сотрудничеству государств - участников в рамках проведения согласованной агропромышленной политики (Раздел XXV «Агропромышленный комплекс»). В ряду направлений (прогнозирование в агропромышленном комплексе, государственная поддержка сельского хозяйства, регулирование общего аграрного рынка и т.д.) упоминается научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса (подп. 6 п. 1 ст. 95). Хотя о реализации совместных программ и подходов здесь не говориться, но она подразумевается. Более того, в Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства 2013 г. [9], которая не утратила своей значимости и поныне, в параграфе 7 «Научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса» раздела III прямо говорится о проведении государствами-участниками скоординированной научно-технологической политики. Последняя должна дополняться развитием международного научно-технологического сотрудничества в данной сфере. В качестве важного средства указана реализация межгосударственных программ.

Необходимо также отметить, что разработка и реализация соответствующих программ предусматриваются также и в стратегических документах. В таком ключевом документе стратегического планирования, как Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г. [10]. В разделе 1 «Общие положения» подчеркивается связь Основных направлений с программными документами, предусмотренными Договором о Союзе. Одновременно с этим в подразделе «Инновационное развитие и модернизация экономики» в качестве цели научно-технологического сотрудничества указывается содействие ускорению реализации национальных планов, в том числе программ в отношении создания условий для инновационных структурных сдвигов, включая модернизацию экономики и обеспечивающую ее коммерциализацию научных разработок. Из этого вытекает, что общесоюзные программы и национальные программы находятся в отношении взаимодополнения и не подменяют друг друга. Следовательно, сотрудничество в рамках ЕАЭС предстает как дополнительный фактор технологической модернизации экономической сферы государств-членов, предусмотренной в национальных программах, таких как Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 г., Государственной программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на период 2015-2019 гг. и др.

Важные положения с точки зрения интересующего нас предмета исследования имеет такой стратегический документ, как Основные направления развития промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС на период до 2020 г. [11], которые вполне обоснованно можно рассматривать как отраслевую стратегию, которая содержит стратегемы научно-технологической интеграции в промышленной сфере. Особенностью данного документа является четкое устремление к выстраиванию промышленной кооперации на основе взаимосвязанных механизмов и индустриально-инновационных объектов. В качестве механизмов Основные направления выделяют в п. 4.4.3 межгосударственные про-

граммы и проекты. Здесь подчеркивается, что они направлены на решение конкретных задач по разработке инновационных продукции и внедрению передовых технологий в промышленное производство. В дополнение к этому определяется, что программы и проекты предусматривают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс НИОКР, производственных, технологических, организационно-хозяйственных и иных работ. Далее выделяются направления деятельности сторон проектов. Сюда входит - софинансирова-ние программ и проектов, имеющих научно-технический и инновационный характер, при необходимости за счет общих фондов; осуществление координации финансовых усилий, например, через венчурное инвестирование; формирование согласованного перечня научно-технических и производственных кооперационных проектов на основе новых технологий, намеченных к реализации в ЕА-ЭС. Попутно отметим, что указанные новые технологии намечается разрабатывать в рамках Евразийских технологических платформ.

Разрабатываемый новый вариант Основных направлений на последующие пять лет (2021-2025 гг.) [12], предполагающий практическую реализацию интеграционных стратегических ориентиров в реальном секторе экономики, предусматривает создание системы технологического прогнозирования, евразийских центров компетенций, проведение перспективных научно-исследовательских работ, обмен опытом и знаниями, углубление сотрудничества в рамках объектов индустриально-инновационной инфраструктуры. Как представляется, все это должно осуществляться на программной основе.

Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество в рамках программ предполагает институционализацию. Это означает принятие определенных нормативных рамок, предполагающих требование не только к их форме, но и содержанию. Так, согласно Положению о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере [13], разработанного в целях реализа-

ции подпункта 4.4.3 «Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС», промышленное сотрудничество участников соответствующих программ (проектов) включает в себя научно-техническое и инновационное сотрудничество. Важнейшим требованием к программам (проектам) является их принципиальная новизна и перспективность технических, организационных и иных решений, которые необходимы для широкого распространения инноваций и повышения конкурентоспособности промышленной продукции (п. 7 (б)). Обращает на себя внимание также то, что программа (проект) должны в обязательном порядке включать в себя оценку социально-экономических, экологических и иных последствий реализации программы (проекта) (п. 16 (з)). Кроме этого, в ежегодном отчете о результатах реализации программы (проекта) должны содержаться сведения о результатах научно-исследовательских работ и внедрении соответствующих научно-технологических и инновационных разработок, а также сведения об их эффективности.

Кроме этого, можно также видеть сформировавшуюся нормативную базу, положения которой регулируют совместную проектную деятельность. Формальные и содержательные требования к проектам содержатся не только в актах органов Союза, но и в документах рекомендательного характера, посвященных, например, кооперационным проектам в легкой промышленности [14], а также в транспортной сфере [15]. В связи с ключевой ролью вопросов финансирования программ и проектов в ЕАЭС приняты соответствующие требования, которые должны к ним предъявляться для получения необходимого финансирования [16].

Важное значение имеет такой акт, как распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) «О перспективных интеграционных проектах в ЕАЭС» [17]. В качестве перспективных направлений здесь было признано вполне целесообразным осуществлять следующие инициативы - проработку перспективных интеграционных проектов, направленных

на углубление интеграционного сотрудничества; поддержку предпринимательской инициативы; обеспечение выгод для граждан и бизнеса; разработку интеграционных инициатив в проектом формате, предусматривающем участие, как правило, всех, но не менее трех государств-членов, а также хозяйствующих субъектов государств-членов.

К следующему блоку программного обеспечения отраслевого сотрудничества, в рамках которого возникают возможности для научно-технологического и инновационного сотрудничества, следует отнести программы в сфере формирования отраслевых рынков. Они утверждаются Высшим Евразийским экономическим советом. То, что научно-техническое сотрудничество является одним из аспектов данной сферы, можно аргументировать тем, что общие рынки нацелены на беспрепятственное движение не только товаров, услуг, рабочей силы, капитала, но и технологий.

Формирование условий для функционирования общего рынка газа и реализации положений Международного договора о формировании общего рынка газа Союза, который вступит в силу не позднее 1 января 2025 г., предусматривает Программа формирования общего рынка газа ЕА-ЭС [18]. Ее общей правовой основой является положение ст. 79 Договора, определяющее принципы формирования общих рынков энергетических ресурсов, а концептуальной основой - Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС [19]. Программа предусматривает проведение разнообразных мероприятий, в том числе технологического характера, которые планируются к проведению в рамках совместных проектов в газовой отрасли (п. 59), в том числе обмен технической информацией (п. 26). Однако специальные положения о сотрудничестве в сфере НТС в газовой сфере в целом отсутствуют. Аналогичная ситуация характерна и для соответствующих программ в сфере формирования общего рынка электроэнергии [20], а также общего рынка нефти и нефтепродуктов [21]. Данное положение дел не случайно, так как в Разделе ХХ «Энергетика»,

а также в других разделах Договора о ЕА-ЭС подобного рода положения отсутствуют. Думается, это является существенным недостатком, который в дальнейшем должен быть исправлен. Необходимость включения в данные отраслевые программы проблематики научно-технологического сотрудничества можно обосновать тем, что, как таковая, энергетическая отрасль является высокотехнологичной. Соответственно, поддержание ее конкурентоспособности на глобальном уровне предполагает сосредоточение усилий государств-членов на новых технологических разработках и их внедрении.

В качестве первой полностью разработанной программы выступает Межгосударственная программа «Интегрированная система государств-членов ЕАЭС по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)». 13 июля 2020 г. Совет ЕЭК одобрил проект решения Евразийского межправительственного совета об одобрении данной программы [22]. Данная программа нацелена на решение проблемы низкого уровня разработок и внедрения космических и геоинформационных технологий, имеющих, в принципе, стратегических характер, в экономику государств-членов ЕАЭС. Инновационное развитие указанных технологий в рамках данной программы предполагает целый ряд мероприятий, ряд из которых имеет научно-исследовательский (например, НИР «Обоснование проектного облика интегрированной космической системы ДЗЗ государств-членов ЕАЭС») и опытно-конструкторский (модернизация аппаратно-программных комплексов приема данных ДДЗ национальных операторов космических систем ДЗЗ) характер. Из раздела VII «Управление реализацией Программы и механизмы контроля за ее выполнением», следует, что управленческую функцию осуществляет Ответственный по программе - государственная корпорация по космической деятельности «Роскос-мос». В целом анализ содержания программы показывает, что ЕЭК не распола-

гает особыми полномочиями в сфере научно-технологического и инновационного сотрудничества. Однако в связи с тем, что широкое участие в программе принимает Евразийская технологическая платформа «Космические и геоинформационные технологии», то, в принципе, в ходе реализации Программы Комиссия может выполнять в отношении деятельности данной технологической платформы наиболее общие полномочия в сфере научно-технологического сотрудничества государств-членов ЕАЭС применительно к развитию космических и геоинформационных технологий.

Отмечая перспективность развития программного подхода, отметим, что научно-технологическая кооперация на совместной программной основе, тесно сопряжена с вводом в строй соответствующей инфраструктуры и перспективных организационных форм. Сюда отнесем Евразийские технологические платформы, Евразийскую сеть субконтрактации, промышленной кооперации и трансфера технологий, Евразийский инжиниринговый центр. Не меньшую значимость имеют производственные кластеры, в которых в настоящее время усматривается важный рычаг для интеграции. Инновационные и научно-технологические кластеры также интересны с точки зрения решения такой кардинальной задачи, как разработка механизма координации не просто научно-технологической и инновационной политики государств-членов, но и координации собственно научно-технологической деятельности. По оценке известных ученых-экономистов, координация научно-технической деятельности государств-членов ЕАЭС «может эффективно осуществляться на основе формирования механизма интегрированного управления в различных управляющих органах научно-технологических кластеров в рамках научно-технологических комплексов государств-членов» [23, с. 141]. В результате, кластеры предстают как важный механизм научно-технологической интеграции.

Мы уже затрагивали вопрос о том, что в Декларации 2018 г. о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках

ЕАЭС подчеркивалась необходимость реализации государствами-членами ЕАЭС совместных масштабных высокотехнологичных проектов, которые способны стать символами евразийской интеграции, что должно быть дополнено объединением усилий государств-членов в целях стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ. Отметим, что в качестве сфер реализации кооперационных проектов с интеграционной составляющей выделены - сельскохозяйственное производство и машиностроение, автомобилестроения, станкостроение, авиастроение и космическая деятельность, легкая промышленность и т.д. Таким образом, здесь затронуты основные перспективные отрасли экономики. В более широком плане данные проекты должны выполняться в рамках соответствующих отраслевых программ. Одновременно в Декларации перечисляются весьма многочисленные направления разработок - «зеленые» технологии, технологии энергоэффективности и энергосбережения, технологии возобновляемых источников энергии, био- и нано-технологии и др., что вполне обоснованно можно рассматривать в качестве развития номенклатуры технологий, содержащихся в Перечне приоритетных направлений сотрудничества государств-членов ЕАЭС в целях ускорения технологической модернизации и повышения инновационной активности организаций государств-членов с учетом прикладных и фундаментальных исследований, проводимых государствами-членами [24].

По всей видимости, разработка данных технологий была бы уместна не только в рамках отраслевых программ, но и специальных программ в сфере НИОКР. В данном случае возникает также вопрос о целесообразности принятия единой программы исследований и разработок, которая была бы аналогична Программе ЕС «Горизонт-2020». На наш взгляд, принятие такой программы в настоящее время затруднительно. Это не только связано с неразработанностью механизмов ее финансирования, но и отсутствием согласованного подхода государств-членов ЕАЭС в отношении выделения научно-

технологической интеграции в самостоятельное направление интеграционных процессов.

Сказанное подводит к необходимости фокусировки внимания на характере формирования программ в ЕАЭС. В частности, С. Глазьев указывает на подход, который использовался в свое врем, который использовался в ЕврАзЭС к формированию целевых программ таких как «Инновационные биотехнологии», «Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита» и др. Программы, как и проекты, имели межгосударственный статус. Это означало, что каждое государство финансировало свою часть мероприятий. Разумеется, для продолжения данного подхода в формате ЕАЭС «необходимо будет разработать соответствующие методики разработки и бюджетирования межгосударственных программ, процедур их рассмотрения и порядок утверждения. Однако нет гарантий исполнения государствами своих обязательств. При таком подходе следует подумать об источниках кредитования программ и инвестиционных проектов развития ЕАЭС» [25, а 24]. На этом фоне гораздо большей эффективностью может отличаться финансирование межго-

ЭС. Но это требует совершенствования его формирования и последовательное наделение ЕЭК значительными функциями по координации конкретных проектов и мероприятий в рамках данных программ.

Заключение. Как следует из приведенного анализа, в ЕАЭС на сегодняшний день пока что отсутствуют специальные межгосударственные программы в сфере науки, технологий и инноваций. Вместе с тем можно видеть, что постепенно разрабатываются и постепенно вводятся в действие отраслевые программы, в рамках которых предусматривается кооперация в данной сфере интеграции. Разработка общей программы в сфере исследований и разработок по аналогии с Программой ЕС «Горизонт-2020» могла бы существенным образом укрепить научно-технологический потенциала ЕАЭС. Что же касается отраслевого научно-технологического сотрудничества, то здесь можно видеть осуществление совместных исследований и разработок в рамках совместных отраслевых проектов. Однако на сегодняшний день достаточно перспективным дополнением могла бы стать разработка и реализация специальных проектов в сфере исследований и разработок в рамках отраслевых научно-исследовательских программ.

сударственных программ из бюджета ЕА-

Библиографический список

1. Договор о ЕАЭС (Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 15.03.2018). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 01.11.2020).

2. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. (Санкт-Петербург, 6 декабря 2018 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ (дата обращения: 05.11.2020).

3. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. (утв. Решением СГП от 14 ноября 2008 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php?id=20063 (дата обращения: 10.11.2020).

4. Решение СГП о Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. (18 октября 2011 г., Санкт-Петербург). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:_http://cis.minsk.by/page.php?id=19142&fw=true (дата обращения: 21.10.2020).

5. Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ. Доклад за 2015 г. «Научно-техническое сотрудничество как фактор евразийской экономической интеграции» - М., 2015. - 122 с.

6. Захаров Е.А. Развертывание объединенной научной инфраструктуры в рамках образования единого рынка услуг сектора НИР в ЕАЭС // Международное право - 2018 - №3. - С. 44-61. DOI: 10.25136/2306-9899.2018.3.27386.

7. Евразийская экономическая комиссия. Доклад о результатах ежегодного мониторинга кооперационного взаимодействия и реализации кооперационных проектов. - М.: ЕЭК, 2018. - 44 с.

8. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2013 года № 40 «Об основных направлениях координации национальных промышленных политики Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70292470 (дата обращения: 01.11.2020).

9. Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (одобрена решением Высшего Евразийского Экономического совета от 29 мая 2013 г. № 35). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/agroprom/Docume ntsZ2_35_konc.pdf (дата обращения: 24.05.2019).

10. Основные направления развития Евразийского экономического союза до 2030 г. (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. №8). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 27.10.2020).

11. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС (утв. Решением Евразийского межправительственного совета от 9 сентября 2015 г. № 9 «Об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0148480/icd_10092015_9 (дата обращения: 01.11.2020).

12. ЕЭК разрабатывает Основные направления промышленного сотрудничества (09.07.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-07-2020-1.aspx (дата обращения: 03.11.2020).

13. Евразийский Межправительственный совет. Решение № 1 от 2 февраля 2018 г. «Об утверждении Положения о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01416877/icd _05022018_1// (дата обращения: 01.11.2020).

14. Рекомендация Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2016 г. № 27 «О реализации совместных кооперационных и (или) инвестиционных проектов в сфере легкой промышленности государствами-членами ЕАЭС». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01414526/clcr_15122016_270 (дата обращения: 09.11.2020).

15. Рекомендация ЕЭК от 14 октября 2019 г. № 33 «О значимых интеграционных проектах и перечне совместных проектов государств-членов ЕАЭС в сфере транспорта и инфраструктуры». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01423603/clcr_18102019_33 (дата обращения: 13.10.2020).

16. Критерии отнесения проекта к кооперационному (утв. Рекомендацией Совета ЕЭК от 13 января 2017 г. «О рассмотрении кооперационных проектов, имеющих интеграционный потенциал, для финансирования Евразийским банком развития»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01416525/cncd_28022017_5 (дата обращения: 18.11.2020).

17. Распоряжение Совета ЕЭК от 18 января 2019 г. №1 «О перспективных интеграционных проектах в ЕАЭС». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420773/cnco_22012019_1 (дата обращения: 24.09.2020).

18. Программа формирования общего рынка газа ЕАЭС (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01422604/scd_07122018 (дата обращения: 14.11.2020).

19. Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. №7 «О Концепции формирования общего рынка газа ЕАЭС»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410326/scd_01062016_7 (дата обращения: 30.10.2020).

20. Программа формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 20). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ш/01415044М_11042017_20 (дата обращения: 15.10.2020).

21. Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (утв. Решение высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 23). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-гы/01420205М_07122018_23 (дата обращения: 08.11.2020).

22. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 28 апреля 2020 г. № 54 «О проекте решения Совета ЕЭК о проекте решения Евразийского межправительственного совета «О межгосударственной программе «Интегрированная система государств-членов ЕАЭС по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01225467/err_30042020_54 (дата обращения: 04.09.2020).

23. Логинов Е.Л., Борталевич С.И. и др. Стратегическая интеграция в научно-технической сфере Евразийского экономического союза // Национальная интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. - Вып. 1. - С. 139-147.

24. Перечень приоритетных направлений сотрудничества государств-членов ЕАЭС в целях ускорения технологической модернизации и повышения инновационной активности организаций государств-членов с учетом прикладных и фундаментальных исследований, проводимых государствами-членами. Приложение к Рекомендации Комиссии ЕЭК от 28 февраля 2017 № 5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01417291/clcr_02032017_5 (дата обращения: 03.10.2020).

25. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2020. - № 1. - С. 11-30. DOI: 10.22394/2073-29292020-1-11-30.

ON PROSPECTS OF DEVELOPING THE PROGRAM REGULATION OF INTEGRATION WITHIN THE EAEU IN SCIENCE AND TECHNOLOGY IN CONDITIONS OF A NEW ECONOMIC TRENDS

M.V. Shugurov, Doctor of Philosophical Sciences, Associated Professor Saratov State Law Academy (Russia, Saratov)

Abstract. The present article examines range of problems relating to shaping the program method of regulating the integration EAEU' member states in area of science and technology. The author investigates legal foundations of sectoral programmes in various branches of economic activity including science and technology cooperation. This article argues the conclusion about need to elaborate the special regional programmes in science and technology that are capable of creating effectively the single space of science, technology and innovation as a driver of elevating the general competitiveness of the EAEU.

Keywords: integration in science and technology, Industry 4.0, new technology, program and project cooperation, EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.