УДК 340.2:316.43
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
LEGAL CULTURE IN THE FORMATION OF CIVIL SOCIETY
А. С. АХМЕТОВ (A. S. AKHMETOV)
Представлен анализ правовой культуры гражданского общества. Выделены ценностные ориентиры правовой культуры Республики Казахстан в процессе развития демократического государства. Рассмотрены сущность и структура правовой культуры и ее особенности. Кроме того, изучены основные подходы к пониманию правовой культуры.
Ключевые слова: правовая культура; демократическое государство и его ценности; гражданское общество; характер правовых реформ Казахстана; абсолютные ценности человеческой личности.
This article is devoted to analysis of civil society legal culture. The purpose of the article is to highlight valuable reference points of legal culture of the Republic of Kazakhstan in the process of democratic state development. In article various approaches to understanding of legal culture from positions of the socially-philosophical analysis are offered.
Key words: legal culture; democratic state and its values; civil society; nature of legal reforms of Kazakhstan; absolute values of the human personality.
Современная действительность показывает, что наиболее успешное и эффективное решение политических, экономических и социальных задач, стоящих перед государством, практически невозможно без повышения уровня правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубочайшего уважения к закону, его нормам и готовности активно содействовать повышению правовой культуры. Правовую культуру можно и необходимо рассматривать как важнейшее условие формирования демократического государства и гражданского общества.
Для реализации правовой политики го -сударства необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства, что будет способствовать построению в Казахстане «демократического, светского, социального и правового государства» [1].
В этой связи Казахстан планомерно проводит правовую политику, главной задачей которой является построение демократического государства. В данном направлении
большое значение имеет, например, Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг.». Данная Концепция является системным и важным документом, определяющим основные направления развития национального права, совершенствования структуры и методов деятельности правоохранительных и судебных органов, органов государственного надзора [2].
В Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 20062011 г. была четко определена роль гражданского общества: «развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества» [3].
Для построения гражданского общества необходимо проводить комплекс мер, одной из которых является повышения уровня
© Ахметов А. С., 2015
правовой культуры населения. Роль правовой культуры в процессе формирования гражданского общества выражается в способности быть механизмом формирования и функционирования целостной системы правовой грамотности населения, его умения применять нормы права, совершенствовать индивидуальный уровень нравственной, правовой, этической культуры.
Отсюда следует, что если говорить о правовой культуре гражданина и его роли в построении гражданского общества, то необходимо учитывать: 1) насколько гражданин понимает и верно оценивает свои права, свободы и обязанности; 2) какова степень реализации этих прав, т. е. умеет ли индивид пользоваться ими в процессе своей жизнедеятельности.
Для формирования правовой культуры необходимо законодательство, которое реально «работает» и отвечает требованиям гражданского общества. Следовательно,
большая ответственность, как правовая, так и моральная, ложится на тех, кто создает эти законы, ведь они должны быть легитимными, прозрачными, не противоречащими принципам нравственности и отражать права и свободы индивида. Нормы права должны быть созданы для человека, для его развития и соответствовать культурным ценностям, таким как справедливость, свобода, истина и пр.
Процесс исследования правовой культуры может быть проведен качественно лишь в том случае, если будут четко определены ее типы и методы анализа, также необходимо отслеживать связи, взаимодействия элементов правовой культуры со всеми составляющими правовой системы общества. В современной науке под правовой системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом правовых явлений (например, правосознания, права), посредством которых осуществляется воздействие на поведение людей, социальных групп. Кроме того, правовая система выступает как особая разновидность общественной (социальной) системы, которая возникает, развивается через связь с экономической и политической системой общества, ее духовной и культурной сферой. По нашему мнению, правовая система отличается двумя аспектами: во-первых, она обусловлена эконо-
мическими, политическими и иными факторами общественной жизни; во-вторых, правовая система довольно активно влияет на экономику, политику, культуру, т. е. практически на все сферы общественной жизни. Данное влияние будет иметь положительный эффект, если право, юридическая практика выражается в полном соответствии с законами и служит полному удовлетворению интересов и потребностей граждан. Негативным моментом этого воздействия могут выступать, например, возникающие противоречия в законодательстве, а это, в свою очередь, приведет к конфликтам в процессе реализации права.
Правовая культура в широком смысле пронизывает все элементы правовой системы общества и является частью его культуры. Это дает нам право сказать, что правовая культура выступает лишь частью всей юридической системы общества, однако при этом обладает собственным значением и является самостоятельным правовым явлением. Отсюда можно сделать вывод, что правовую культуру необходимо и можно рассматривать в качестве конкретного предмета исследования и ее роли в построении гражданского общества. Как можно определить гражданское общество?
Современная наука рассматривает гражданское общество на основе двух подходов: формационного и цивилизационного. Для анализа отдельных явлений гражданского общества применяются также культурологический или культурно-антропологический подходы. Например, А. С. Ахиезер придает гражданскому обществу социокультурное измерение, связывая его развитую форму с либеральной цивилизацией, которая существует на базе обычной городской жизни, абстрактного мышления, товарно-денежных отношений, осознания ценностей личности, личной инициативы и частной собственности. Данный ученый отмечает, что гражданское общество - это прежде всего рост личной ответственности за общество, способность формировать и поддерживать социальные институты, организации, ассоциации, направленные на защиту и изменение общества в целом [4].
Например, Р. Н. Абылкалыкова считает, что гражданское общество составляет сферу
абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Построению гражданского общества могут способствовать следующие факторы: признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума; создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия; деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма; финансовая поддержка политических партий и их независимость от государства; создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса; предоставление самоуправления основным институтам (церковь , университеты, сфера искусства и т. д.); реализация принципа субсидиарности. В гражданских обществах приоритетное внимание уделяется свободе индивидов от насилия, возможности группам и индивидам свободно в рамках закона определять и выражать в разнообразных формах социальную идентичность, развитию негосударственных средств массовой информации, устранению таких элементов производства, которым не удается функционировать в соответствии с современными стандартами эффективности [5].
По мнению И. Т. Мусалимова, в ряду наиболее важных задач в ходе построения правового государства и гражданского общества в нашей стране выделяется проблема формирования соответствующего гражданского правосознания. Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, в особенности профессиональной правовой культуры государственных служащих и других должностных лиц [6].
Гражданское общество - это общество с развитыми правовыми, культурными, политическими, экономическими взаимоотношениями между его участниками, оно является независимым от государства, но взаимодействует с ним, это связь индивидов, обладающих развитой, целостной, активной лично-
стью, высокими человеческими особенностями и качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) [7].
Гражданское общество выступает как определенная сфера социального взаимодействия людей для достижения ими общих целей и задач. Именно общественность и её инициатива, а также самодеятельность различных социальных групп и объединений «свободных» индивидов создает гражданское общество в результате собственной деятельности. Отсюда следует, что само понятие гражданского общества включает в себя особую политико-правовую и экономическую связь свободных индивидов с государством [8].
Для гражданского общества характерна высокая степень самоорганизации на основе экономических, социально-политических и иных систем регуляций, но эффективность функционирования этого общества с учетом сложности, глубины, а в известной мере и противоречивости его развития не может быть вне государственно-правового воздействия. По мере развития цивилизации вместе с утверждением идей гуманизма и свободы наблюдается и зависимость человека от мощных, всё возрастающих общественных сил - экономики, власти, идеологии и т. д. Поэтому вне права абсолютно невозможна интеграция экономики и власти с социальными задачами общества, что подтверждается историей человечества.
Любое гражданское общество формируется одновременно в «скрытой» сфере, где каждый индивид развивается как личность, и в «прозрачной» сфере, где формируются и коллективизируются его все гражданские качества посредством ассоциативной жизни общества - совокупности демократических учреждений, общественных объединений, движений и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование гражданского общества зависит не от государственного вмешательства, а от развития этих двух сфер, так как государство и гражданское общество необходимы друг для друга - они при своем взаимодействии дополняют друг друга, создают целостную связь между обществом и государством. Любое государство должно создавать условия для реализации свободы индивидов, инициативных действий, а граж-
данское общество должно «контролировать» государство, постоянно поддерживать демократические институты общества, одновременно развивать в каждом человеке понимание ответственности за общество и определение его места в нем. Здесь уместно обозначить «ориентиры» достижения этого процесса. Таковыми, на наш взгляд, являются права и свободы человека и гражданина и уровень правовой культуры каждого члена общества. «Масштаб» гражданского общества определяется долей наиболее активных граждан, которые обладают правовой культурой и своей активной деятельностью влияют на развитие политической, экономической и социальной жизни общества, т. е. выступают своеобразными модуляторами. Отсюда следует, что в реальности гражданское общество может составлять меньшая часть социального целого (но это авангард, определяющий перспективы), как это и происходит в данное время, именно правовая культура способна сужать или расширять эту часть, воздействуя на нее и определяя ее развитие.
Процесс становления гражданского общества должен рассматриваться как элемент общемирового процесса общественной модернизации, перехода от аграрного типа к индустриальному, от общества традиционного к современному, где на первом месте стоят права и свободы человека. Взаимодействие государства с гражданским обществом определяет тип государства. К этим типам можно отнести: тоталитарный, авторитарный и демократический, которые выражают содержание политической власти и ее формы. Общество постоянно эволюционирует, придавая более «чистые» черты государства и гражданского общества, при этом обозначает новые параметры их взаимоотношений. Отсюда следует, что взаимодействие государства и гражданского общества в зависимости от комплекса решаемых задач принимает ту или иную конкретно-историческую форму, при этом создавая определенное социально-правовое пространство с внутренней спецификой и процессуальными характеристиками.
Любая общественная деятельность граждан, направленная на защиту своих интересов, ограничивая бюрократическую систему государства, задает направление развитию гражданского общества. В демократических
государствах независимость и самостоятельность гражданского общества выявляются в свободной деятельности партий, движений, объединений. Интеракция государства с субъектами гражданского общества выстраивается по принципу управления и упорядочивания социальных взаимоотношений в виде административной структуры [9].
Гражданское общество развивается в благоприятных условиях, посредством которых оно в значительной мере создает все условия, необходимые для создания нормативных актов (законов) и способов превращения государства в правовое государство. Принцип верховенства права в демократическом государстве означает неотъемлемое право всего народа на выражение своих интересов, а также помогает государству определить форму и содержание, конституционные принципы организации власти, характер государственного механизма.
В гражданском обществе при обеспечении прав и свобод человека необходимо упрочнение государства как формы организации публичной власти. Государство как механизм выполнения властных функций имеет целую совокупность различных противовесов, которые можно разделить на следующие виды: 1) гуманистические (принцип приоритета прав и свобод человека по отношению к государству); 2) демократические (создание массовой социальной базы, исключение отчуждения личности от государства); 3) нравственные (принцип и идея равенства и справедливости); 4) ограничение единовластия (принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную).
Таким образом, можно сделать вывод, что гражданское общество начинается с момента появления гражданина как свободного индивидуального члена общества, осознающего свое предназначение и наделенного совокупностью прав и свобод, кроме того, он должен понимать и отвечать за свои действия, т. е. нести ответственность. Главными проблемами построения гражданского общества в Казахстане являются проблемы воспитания гражданина, правовой культуры, а также культуры активности в политической жизни страны. Плацдармом этих понятий должен выступать процесс глобализации и приобщение демократических основ, прин-
ципа свободы через призму процесса взаимодействия различных государств.
Достижение поставленных целей в области повышения правовой культуры гражданского общества основывается на разработке основных направлений повышения правовой культуры. Мы предлагаем следующие направления: 1) осознание и понимание таких понятий, как «право» и «законность»; 2) постоянное совершенствование законодательной базы; 3) развитие уровня правовой деятельности; 4) разработка и освоение достижений научных исследований; 5) анализ и систематизация полученных результатов, определение новых целей и задач.
Процесс повышения правовой культуры предполагает непрерывную работу с гражданами, качественный уровень преподавания в вузах и других учреждениях образования дисциплин правового профиля, высокопрофессиональное кадровое обеспечение законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Необходимо понимать, что вовлечение сразу больших масс населения в правовую деятельность не принесет желаемый эффект, так как это будет нерационально. Для начала необходимо преодолеть барьер юридической безграмотности и такое отрицательное явление, как правовой нигилизм.
Таким образом, можно сделать вывод, что, опираясь на право как на часть правовой культуры и на культурные традиции в целом, в Казахстане можно преодолеть правовые нигилистические тенденции в обществе, что позволит, наконец, выйти из социокультурного кризиса и сформировать институты гражданского общества. Это действительно актуально
и, что самое главное, выполнимо, так как Казахстан выбрал путь социального прогресса, что приведет нас уже в ближайшем будущем к построению рыночного государства с сильной социальной составляющей и развитыми институтами гражданского общества.
1. Жамулдинов В. Н. О проблеме справедливости как цели уголовного наказания // Гуманитарно-пенитенциарный вестник. - 2014. -№ 7. - C. 87.
2. О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг. : Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858.
3. Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. -Астана : [Б. м.], 2006. - 64 с.
4. Ахиезер А. С. Социологический справочник. -Киев : Наук. думка, 1990. - С. 274.
5. Абылкалыкова Р. Н. Роль правовой культуры в процессе формирования гражданского общества // Вестник КазНУ Сер. политологии, философии, культурологии. - 2011. - № 1. -С. 22.
6. Мусалимов И. Т. Профессиональная правовая культура государственных служащих // Вестник КазНУ Сер. юридическая. - 2008. - № 4. - С. 39.
7. Тайторина Б. А., Байсалова Г. Т. Эволюция гражданского общества в истории политикоправовой мысли // Вестник КазНУ. Серия юридическая. - 2014. - № 3 (71). - С. 10.
8. Ахметов А. С. К вопросу о соотношении го -сударства и гражданского общества // Вестник Омского университета. Серия «Право». -2015. - № 1 (42). - С. 26.
9. Соловьев А. И. Три облака государства - три стратегии гражданского общества // Полис. -1996. - № 6. - С. 29.