© Пронина М.А., 2012
УДК 211.8+025.1 ББК 78.34
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ,
КИТАЕ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ:
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
М.А. Пронина
В статье рассматривается понятие правовой культуры в России, Китае и Великобритании. Исследуются особенности формирования, признаков, влияние глобализационных процессов, влияющих на ее развитие.
Ключевые слова: правовая культура, функция правовой культуры, обычай, традиция, менталитет, глобализация.
Во все времена уровень культуры отражал уровень воспитания, образования, мышления каждого индивида и, как результат, нравственного и экономического развития. Опыт истории показывает: чем сильнее в обществе моральные правила, выше духовность его членов, тем оно продуктивнее, самостоятельнее и экономически состоятельнее. Упадок культуры являлся первой предпосылкой падения государства.
Для того чтобы наделить человека знаниями, его необходимо изначально воспитать, то есть сделать его культурной личностью, способной мыслить, воспринимать знания и уметь их применять в благом (правильном) направлении. Правовую культуру, как и культуру в классическом ее понимании, необходимо формировать с раннего детства. Только человек, воспитанный в соответствии с законами своего государства и принципами их исполнения, будет чтить и уважать закон.
Огромное значение в формировании и развитии правовой культуры имеют обычаи и традиции - составляющие культуры общества и являющиеся ее основанием; правовые доктрины, традиции, судебная практика собственного государства; а также нормы и судебная практика международного и зарубежного (национального) права.
Уровни развития права и культуры взаимозависимы, в связи с чем автор считает необходимым исследовать и понятие культуры как неотъемлемого источника формирования правовой культуры общества, группы и отдельного индивида.
Понятие «правовая культура» объединяет в себе понятия «право» и «культура» и, соответственно, получило свое развитие с древнейших времен. Несмотря на многочисленные исследования, данный термин продолжает существовать и включает в себя новые признаки.
При изучении правовой культуры важно различать ее содержание и уровень. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры - это степень ее интенсивности, насыщенности. Основополагающие подходы к формированию современной дефиниции понятия «правовая культура» были сформулированы в 80-е гг. ХХ века. Правда, это осуществлялось через категорию «социалистическая правовая культура» [9].
До конца ХХ в. единого всеобъемлющего понятия «правовая культура», которое бы в полной мере отражало ее настоящее состояние, не выявлено.
В Китайской Народной Республике правовая культура представляет совокупность традиций и законов в их историческом развитии, основанных на глубоком нравственном воспитании личности. Вся деятельность
личности должна быть нацелена на получение блага обществом. Личность - это своего рода маленький «винтик», синхронно осуществляющий свою деятельность с иными себе подобными в огромном «часовом механизме».
В западной теории права понятие «правовая культура» позиционируется как «культура прав человека». Впервые оно появилось на страницах информационных материалов ООН в 1989 году. Автор статьи определяет культуру прав человека как составную часть духовной культуры, представляющую собой систему знаний, ценностных ориентаций и взглядов, психологических чувств, основанных на признании и уважении достоинства человека, его прав и свобод, а также практических навыков и умений по их реализации и защите [8, с. 289]. Культура прав человека является неотъемлемой частью культуры общества и, как и правовая культура, характеризует уровень деятельности граждан в сфере освоения и применения нормативных актов и предписаний, а также выступает гарантией их соблюдения органами государственной власти и их ненарушения иными субъектами общества.
Правовая культура каждой из рассматриваемых стран обладает национальной социальной идентичностью. Факторами возникновения, развития и выражения настоящего состояния правовых культур послужили географическое положение, национальные традиции и обычаи, степень воздействия римского права, экономические условия и нормативная самобытность. Рассмотрим их подробнее.
Россия. По утверждению Р. Давида, «писаное русское право было чуждо народному сознанию. Оно представляло собой главным образом право административное, не имеющее корней в частном праве... Подобно святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания общества, основанного на христианском милосердии и любви. В этом плане марксистский идеал будущего общества и нашел благодатную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа» [4, с. 118-119].
Ф.М. Раянов, говоря о причинах недостаточной гражданственности у многих наших соотечественников, отмечает, что «вместо необходимых для правильной организации общественной жизни институтов гражданского
общества, способных контролировать деятельность государственной власти, в России исторически развивались институты патриотизма и державности. Оценивать деятельность государственных чиновников народу или его представителям вообще не разрешалось. Инакомыслящих преследовали. Отсюда у нас до сих пор много, по сравнению с западными развитыми странами, с одной стороны, конформистов и мятежников, а с другой - мало критически мыслящих ответственных граждан» [10, с. 98-99].
Национальный «правовой характер» русских проделал значительную эволюцию на двух основных социальных этапах: на первом - в связи с переходом языческого славянства к христианской культуре, на втором - после церковного раскола и петровских реформ. Для первого этапа был характерен перевес этических и мистических начал над общественными и правовыми, для второго, наоборот, фетишизация формы, подавленность традиции формальным законом и утрата правовым сознанием русских некогда глубокого этического контекста [5, с. 386-387]. Третий этап фундаментальных изменений национального правосознания разворачивается на наших глазах и имеет во многом потенциальный и несформи-ровавшийся в своих тенденциях смысл. Ясно одно, что на нынешней этапной антропологической эволюции национальной правовой культуры допускаются потери основных социальных характеристик отечественного правосознания, вводятся в действие ретроградные факторы [12].
Историческими особенностями формирования правовой культуры российского общества является патриархальный церковный характер. Вера не в силу закона, а в силу Бога и «царя» (как Его помазанника), умение повиноваться и мириться с несправедливостью. В современной России гражданам предоставлено слишком много прав и свобод, но, к сожалению, отсутствует способность правильного их применения, что порождает правовой нигилизм (отсутствие желания поступать так, как велит закон).
Китай. На китайскую правовую культуру серьезное влияние оказало конфуцианство. Основными понятиями философии Конфуция являются понятия «Ren» и «Li». «Ren» означает
«любить других» [14], отражая идеи гуманизма, существования в единении с природой, совершая действия на благо каждого из членов общества. Понятие <^і» представляет собой идеи контроля, как государственного, так и социального, а также упорядочивает правоотношения в обществе подобно морали, обычаю, традиции или закону. Религия не оказала влияния на право Китая.
Таким образом, правовая культура общества Китая основана на глубоких моральных убеждениях справедливости и гуманизма, осуществления деятельности, улучшающей духовное и материальное состояние жителей страны. В данном случае уровень правовой культуры напрямую зависит от нравственного уровня, который является «фундаментом» для развития правовой культуры.
Нельзя забывать и о влиянии культуры Великобритании на культуру Китая во время основания там колоний в период с 1843 по 1949 г. на острове Гонконг. Более 100 лет на территории с населением почти 1 миллион жителей происходило торгово-экономическое взаимодействие с обменом культурных, языковых и правовых ценностей.
Великобритания. История права Англии датируется периодом появления англосаксов в Англии в 450 г. н. э. Г. Дж. Берман подробно прослеживает огромное влияние римской правовой культуры на процесс формирования правовой культуры в Великобритании, в частности, два направления влияния: через каноническое право и через университеты [2]. Исследуя корни канонического права, ученый приходит к выводу, что церковные законы как на Западе, так и на Востоке испытали сильное влияние римского права. Были заимствованы различные понятия и нормы классического и постклассического римского права, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров.
Вместе с тем в Великобритании сформировались традиции развитого гражданского (торгового) права и общие правовые традиции. На развитие правовых обычаев и традиций оказали влияние местные традиции. Изначально все судебные дела в Соединенном королевстве рассматривал король. В связи с развитием торговых отношений и гражданского оборота количество дел увеличивалось,
получил развитие институт разъездных судей, назначаемых королем. Их деятельность была основана на принципе справедливости, а также на учете местных традиций и обычаев. Стремление к формированию единых правовых норм, а также к единообразному их толкованию в унитарном государстве привело к возникновению общего права. То есть общее право сформировалось не исходя от власти «сверху», а «снизу» непосредственно от народа, что говорит о высоком уровне социализации права и правового мировоззрения населения.
Сегодня в российской теории права насчитывается более 250 различных научных дефиниций определения правовой культуры. Формирование нового государственного устройства и правовой системы привело к изменению понятийного аппарата, отражающего реалии изменившегося общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе социализации личности, эволюции российского общества.
Правовая культура - это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества» (Н.Н. Вопленко) [3, с. 41]; «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность» (П.П. Баранов, А.П. Окусов) [1, с. 72]; «качественное состояние жизни общества» (Л.А. Морозова) [6, с. 370]; «совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики» (В.П. Сальников) [7, с. 362]; «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» (А.П. Се-митко) [13, с. 341] и т. д.
По рассмотрении множества представленных дефиниций и подходов к пониманию сущности правовой культуры автор приходит к пониманию данного термина как составляющей
культуры общества в ее историческом развитии, отражающей опыт по применению права, развивающегося в соответствии с идеологическими воззрениями и национальным менталитетом, экономическими и социальными потребностями общества, имеющей целью повышение нравственно-правового уровня личности.
Целью правовой культуры является духовное обогащение [11] субъектов права, повышение уровня правового знания и уважительного отношения к закону посредством воспитания. Следует отметить, что в условиях глобализации возникает опасность потери национальной самобытности правовой культуры. Поэтому одним из значимых направлений правовой культуры является сохранение национальных ценностей, традиций развития права и общества и, как результат, укрепление российского права в условиях глобализации.
Понятие правовой культуры включает в себя следующие предметные категории: знание правовых норм, уважительное отношение к закону, следование праву, правовую активность, убеждение, эмоции, интерес, чувства, традиции, обычаи, мораль, менталитет, мотивы поведения.
Для правовой культуры характерно положительное воздействие на общественные отношения, которое проявляется в реализации нескольких функций:
1. Воспитательная функция правовой культуры подразумевает собой положительное воздействие на психологию, мировоззрение и поведение физического лица во всех сферах общественной или личной жизни, в которых проявляется сущность личности, ее социальная и социально-юридическая роль и назначение, в механизме правового регулирования общественных отношений.
2. Охранительная функция правовой культуры представляет собой обеспечение сохранности национальных культурных традиций в праве при условии активного применения и использования международных норм для совершенствования и унификации.
3. Накопительная функция правовой культуры являет собой исторический процесс приумножения положительного опыта взаимодействия субъектов права в условиях экономического и социального развития общества, а также его потребностей.
4. Информационная функция правовой культуры представляет собой историческую трансляцию знаний о праве и результатах деятельности субъектов права.
В отношении реализации воспитательной функции права в зарубежных странах формирование позитивного отношения к праву и закону в странах англосаксонской правовой семьи начинается с детского возраста, затем правовая образованность осуществляется посредством гражданского образования в учебных заведениях, в последующем процесс правового просвещения осуществляется через юридические общества, правовые ассоциации, фонды правовой помощи.
Правовая культура в англосаксонском праве реализуется в повседневной жизни посредством добровольного утверждения «повседневности закона» и включает все сферы общественной жизни и деятельности. Чем выше уровень правовой культуры субъектов права, особенно работников законодательных, исполнительных и правоохранительных механизмов государства, тем эффективнее реализация права и претворение законов в жизнь.
Каждая правовая культура обладает своей собственной самобытностью. В связи с усилением процессов глобализации необходимо предпринимать меры, способствующие сохранению идентичности каждой из них: соблюдать традиции и обычаи, принимать интернациональные нормы в соответствии с национальными нормами. Но глобализация может рассматриваться и как положительное явление при тесном взаимодействии государств и преемлемом обмене опытом, который будет способствовать совершенствованию и развитию национальных институтов. Положительным является только заимствование отдельных механизмов в правовом регулировании, заимствование отдельных институтов приведет к нарушению всей системы права. Хотя нельзя отрицать и применения зарубежного опыта в общественном развитии.
В условиях современного развития национальных обществ следует укреплять правовые и социальные традиции. Правовая культура общества складывается из правовой культуры индивида в отдельности и зависит от ценностных ориентиров каждого гражданина и провозглашенной государственной идеологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов, П. П. Аксиология юридической деятельности / П. П. Баранов, А. П. Окусов. - Ростов н/Д : РЮИ МВД России, 2003. - 364 с.
2. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования : пер. с англ. - М. : МГУ : Ин-фра-М - Норма, 1998. - 624 с.
3. Вопленко, Н. Н. Правосознание и правовая культура / Н. Н. Вопленко. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000. - 52 с.
4. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози ; пер. с фр. В. А. Туманова. - М. : Междунар. отношения, 1999. - 752 с.
5. Ключевский, В. О. Курс русской истории. В 4 т. Т. 1 / В. О. Ключевский. - М. : Гос. изд-во Петроград, 1906-1915. - 459 с.
6. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М. : Юристъ, 2002. - 267 с.
7. Общая теория государства и права : акад. курс. В 3 т. Т. 3 / под ред. проф. М. Н. Марченко. -М. : Зерцало-М, 2002. - 528 с.
8. Павленко, Е. М. Развитие культуры прав человека как гарантия реализации гражданских прав и свобод / Е. М. Павленко // Гражданские права человека: современные проблемы теории и практи-
ки : монография I под ред. Ф. М. Рудинского. - Волгоград : ВА МВД России, 2004. - 581 с.
9. Певцова, Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию I Е. А. Певцова II Журнал российского права. - 2004. - № 3 (март). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http:IIwww.gov.cap.ruIhierarhy. asp?page=.I23I1175I77423I144431 (дата обращения: 26.02.2012). - Загл. с экрана.
10. Раянов, Ф. М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз : науч.-попул. изд. I Ф. М. Раянов. - Уфа : Науч.-исслед. ин-т проблем права, 2005. - 421 с.
11. Сергеева, С. Л. Эстетический критерий правовой культуры как способ воспитания личности I С. Л. Сергеева II Гражданин и право. - 2010. -№4 (апр.). - С. 48-53.
12. Синюков, В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры I В. Н. Синюков II Журнал российского права. -2009. - № 7 (июль). - С. 67-78.
13. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов и фак I под ред. проф. С. С. Алексеева. -М. : Юрист, 1998. - 456 с.
14. Confucius. The Analects I transl. by A. Waley. - Beijing : Press of Research and Teaching of Foreign Languages, 1998. - 78 с.
LEGAL CULTURE IN RUSSIA, CHINA AND THE UK:
THE CONCEPT, CONTENT, COLLABORATION
M.A. Pronina
This article discusses the concept of legal culture in Russia, China and the UK. The features of the formation, characteristics, effects of globalization processes, and influence on the development are researched in the article too.
Key words: legal culture, the function of legal culture, custom, tradition, mentality, globalization.