_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
молодежной политики в СССР» (1989-1991 гг.) [Текст] / Е.И. Бородин. // Грани. - 2003. - № 1. - С. 16-22.
4. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000234.
© Раззак Н., 2016
УДК 340.1
Саркисян Диана Ромовна,
ассистент кафедры социально-гуманитарных наук Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, Российская Федерация E-mail: [email protected];
Аракелян Инна Серьяновна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, Российская Федерация E-mail: [email protected].
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правового воспитания молодежи в условиях гуманизации современного общества на Северном Кавказе с учетом инноваций в сфере образования и воспитания.
Ключевые слова
Правовая культура, Северный Кавказ, правовое воспитание, молодежная политика.
Нельзя не согласится с общепринятым утверждением, что лишь человек, имеющий правовые гарантии в любой сфере деятельности, может обеспечить создание современной экономики с учетом инноваций в научно-технической, информационно-технической и образовательной сфере.
Вместе с тем, не вызывает возражение и вывод о том, что достаточная правовая культура в состоянии создать такую нравственную атмосферу в транзитивном обществе, при котором личность может свободно осуществлять свою жизнедеятельность, работать, мыслить, развивать свои творческие способности, вносить вклад в развитие науки, техники (технологии) и образования.
В то же время, практика решения этих проблем на Северном Кавказе требует серьезного обсуждения. Переход к рыночным методам управления экономикой немыслим без включения принципиально новых правовых рычагов, без формирования нового мировоззрения в процессе правового воспитания личности. Однако стоит отметить, в процессе правового воспитания необходимо выделить следующие цели: 1) обеспечивать студентов глубокими знаниями о правах и обязанностях человека и гражданина; 2) воспитание надлежащего уважения к Конституции РФ, законодательства и государственных символов; 3) формирование внутреннего (личностного) понимания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его обязанностями перед обществом, ознакомление с законом об образовании, уставом вуза; 4) правовое воспитание, направленное на предупреждение случаев нарушения общественного порядка, предотвращения преступлений; 5) главное - развитие и формирование высокой правовой культуры студентов, патриотов своего отечества, честных и порядочных граждан в современных условиях.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Правовое воспитание исходя из целей признано повысить не только уровень правовой культуры, которая включает в себя два обязательных элемента: высокий уровень правового сознания и самосознания и высокое качество юридической деятельности (независимо от того, кто конкретно ее осуществляет -отдельный человек, должностное лицо или орган государственного управления), но и выработать навыки правового поведения субъектов.
Основными средствами правового образования и воспитания в высшей школе является учебный процесс и внутриаудиторная воспитательная работа.
Основой полноценного развития любого цивилизованного общества является изучение и освоение своего культурного наследия, иными словами - его духовного возрождения [2, с. 33].
Помимо этого, в учебном процессе главную роль играют обязательные правовые дисциплины «Основы права» и «Основы конституционного права РФ». Освоение этих курсов способствуют формированию у студентов необходимых правовых знаний, ознакомлению с источниками права, нормами и системою права, повышению уровня правовой культуры. Особое внимание уделяется изучению студентами основ конституционного строя России, избирательной системы, а также организации государственной власти.
Для повышения компетенции студентов в правовых вопросах следует ввести спецкурсы по правовым дисциплинам, касающихся хозяйственного, финансового и международного права.
Во внеучебное время правовым воспитанием занимаются деканаты и кафедры, кураторы, администрация и студенческие советы общежитий, здесь важное значение приобретает организация встреч с работниками прокуратуры и полиции.
Лишь при объединении правового образования и правового воспитания достигается поставленная
цель.
Следует отметить, что систему правового воспитания необходимо строить в соответствии с принципом единства сознания и деятельности приобрела исключительную остроту сегодня, когда в качестве первоочередной поставлена задача добиться ускорения темпов поступательного движения российского общества. Решить эту неотложную историческую задачу нельзя без всемирной активизации человеческого фактора, без нового мощного подъема инициативы, энтузиазма, самодеятельности людей, без широкой опоры на их волю, творческие способности, знания, на их понимание тенденций и смысла общественного прогресса [3, 225-226].
Мышление и деятельность в правовых ситуациях должно рассматриваться в совокупности, как единой целое, так как юридическое мышление отражает юридическую деятельность человека в соответствии с его потребностями, интересами, целями и задачами. В эпоху глобализации и усложнения современного мира происходит осознание права, правовых институтов как общечеловеческих ценностей. Условиями существования любого общества становятся твердый правопорядок, юридическая защищенность каждого человека. Отсюда и тезис, провозглашенный сейчас о построении правового цивилизованного государства, о дальнейшем проведении правовой реформы, о создании прогрессивной научно-обоснованной правовой системы как отражение выхода России на уровень мировой правовой культуры.
Основной предпосылкой утверждения правового государства является превращение закона в решающее средство управления экономикой, всеми сторонами жизни общества. В настоящее время это социально-экономическая необходимость, связанная с актуальными задачами эффективности и качества производства, преодоления отстаивания в экономической, отступление от законности, современные производственные отношения останутся деформированными.
Однако правовая культура во многом зависит от правосознания граждан проживающих в регионе. Правосознание, получая «закрепление» в эмоциональном процессе (в правовых чувствах), совпадает в некоторых отношениях с правосознанием практическим, ряд характеристик которого оказывается значимым и для понимания правовых чувств. Кроме того, в эмоциональном процессе обычно меньшими бывают сферы схвата и глубины постижения реальностей права, чем в интеллектуальном процессе, специально направленном на познание права. Существуют особые социально-психические механизмы как подражания, так и передачи правовых чувств (в частности, подражание, внушение). Поскольку эмоциональные процессы свойственны не только психике индивида, но и психике групп, важно различать правовые чувства личности,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
той или иной группы. Правовые чувства сравнительно стабильны. Они находятся в самой тесной взаимосвязи с правовыми воззрениями, идеями, теориями, хотя и не являются производными от них.
Правовые чувства (подобно любым другим чувствам, эмоциям) оказывают сильное воздействие на интеллектуальный правопознавательный процесс. Они способны (через потребности, каналы мотивации, целеуказания, смыслообразования) активизировать либо затормозить и парализовать данный процесс.
Интеллектуальная деятельность в области правосознания многогранна. Один из ее аспектов - научно-теоретическое познание права, реализующиеся приимущественно в юридических науках, которые составляют неотъемлемую часть правосознания и образуют (с гносеологической точки зрения) его высший уровень. Занятие юридическими дисциплинами нельзя, разумеется, отождествлять с правосознанием: они хотя и однопорядковые, но неравные, несоразмерные (как часть и целое) явления духовной жизни общества. Одинаково ошибочны как сведения правосознания к правовым наукам, так и выведение правовых наук, юриспруденции за пределы правосознания.
Общественное сознание обслуживает различные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей и интересов людей и выполняет ряд функций. Степень развития материального производства, и прежде всего орудий труда, является показателем использования обществом законов природы ив конечном итоге определяет уровень развития общественного сознания.
Общественное сознание выступает в таких формах, как политика, правовое теории и взгляды, философия, наука, мораль, искусство, религия. Каждая из этих форм отражает общественное бытие и активно воздействует на него. Формы общественного сознания различаются между собой: а) по предмету или социальным отношениям, которые они обслуживают, и функциям в практической деятельности; б) по содержанию; в) по способу отражения.
Следует отметить, что именно различия социальных функций прежде всего выявляют своеобразие каждой формы общественного сознания. Так, наука имеет функции познавательную и практическую - как источник средств изменения природы, общества и самого человека; правосознание выполняет, в частности, регулятивную функцию, которая сводится, во-первых, к переработке информации об объективных признаках права, а также его оценок в знание - предписание, в программу деятельности и во-вторых к материализации, овеществлению этого знания в конкретные поступки, действия, правозначащие либо относящиеся к праву. Люди сознательно регулируют не только свое правовое поведение. При помощи правосознания регулируются их потребности, интересы, позиции, отношения в области права. Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям и т.п.
Таким образом, социальные функции характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющимся как бы итоговым, все формы общественного сознания надо разделить на две большие группы. К первой относятся политическое и правовое сознание, мораль, которые связанны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся философия, наука и искусство, которые в большей степени представляют именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и предметно-практической деятельности людей.
К этому надо добавить, что уровни и формы общественного сознания так или иначе пересекаются, или взаимосвязаны друг с другом. Например, ближе всего правосознание стоит к сознанию политическому и нравственному. Его неразрывная связь (но отнюдь не тождество) с сознанием политическим проистекает из того очевидного факта, что в обществе государственность (главный институт политики) играет первостепенную роль в судьбах права и создает массу зон, где право и политика, пересекаясь, органически сочетаются.
Издавна и прочно связанно правовое сознание с сознанием нравственным (моральным). Как части общего социального механизма ценностно-нормативной регуляции, они ориентированы на поддержание должного (для данной исторической эпохи) порядка взаимоотношений между людьми, а также допустимых возможностей самореализации личности. Правовое взгляды, как и нравственные воззрения, большей частью
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
нормативно - предписательны и оценочны по своему характеру. Для создания правового цивилизованного государства с прогрессивной экономикой надо посредством правовых методов обеспечить всем членам общества свободу творческого развития. К числу таких методов можно отнести: 1) выработку и принятые законодательных актов, способных решать социальные проблемы; 2) создание отлаженного механизма реализации принятых законов, четкого их исполнения.
Важно, чтобы общество осознало, что истинным в рамках правового государства является только тот закон, который выражает и отражает необходимую личностную и коллективную свободу, содержит собственные механизмы ее защиты, вызывает творческую активность субъектов.
В изменении сложившейся ситуации должны принимать участие все учебно-воспитательные институты общества, в том числе технические вузы, выпускающие инженерные кадры. Ведь будущий специалист призван обеспечивать развитие российской экономики, профессионально осуществлять управление производством, совершенствовать путем внедрения инноваций научно-техническую и информационно-технологическую базу страны. Без знания правовых аспектов, без умения ориентироваться в сфере новых законодательных и подзаконных актов не может быть настоящего специалиста.
Поведение юридического всеобуча, ликвидация правовой неграмотности, преодоление в правовом поведении и правовом мышлении старых стереотипов - вот что может и должно стать гарантией того, что новое мировоззрение, насыщенное современной правовой культурой, будет способствовать дальнейшему социальному, научно-техническому и технологическому прогрессу.
Список использованной литературы:
1. Arakelyan Inna Seryanovna. Socio-cultural and ethno-political situation in the North Caucasus during the perestroika 1985 - 1991 // «The Fourth International Conference on History and Political Sciences». Proceedings of the Conference (November 9, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. - Р. 126-131.
2. Аракелян И.С. Культуры народов Северного Кавказа в условиях глобализации // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации: материалы международной научно-практической конференции. - Саратов: Издательство: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2014. - С. 33-36.
3. Аракелян И.С., Саркисян Д.Р. Генезис и соотношение правовой культуры и правового воспитания // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (14 декабря 2015 г., Стерлитамак)./в 2 ч. Ч.2 -Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - С. 223-227
© Саркисян Д.Р., Аракелян И.С., 2016
УДК 342.9
Супонина Елена Александровна
кандидат юридических наук, доцент Воронежский институт МВД России (г. Воронеж, Российская Федерация)
e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
Автором статьи анализируется современное состояние административно-деликтного законодательства