УДК 340.01
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Усманова Елена Фанильевна
Канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права, Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск E-mail: [email protected]
LEGAL CULTURE OF RUSSIAN SOCIETY IN MODERN CONDITIONS
Elena Usmanova
PhD in Law, Assistant Professor Mordovian humanitarian Institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются проблемы формирования правовой культуры современного общества, подчеркивается, развитие правовой культуры приобретает общегосударственные масштабы, поскольку ее результаты выступают гарантом утверждения в сознании граждан принципов и ценностей правового государства.
ABSTRACT
The article analyzes the problems of formation of legal culture of modern society, emphasizes the development of legal culture takes on a national scale, as its results are the guarantee of approval in the minds of the citizens of the principles and values of the rule of kw.
Ключевые слова: правовое воспитание; правовая культура; правовое государство.
Keywords: legal education; legal culture; constitutional state.
Среди правовых институтов правовая культура представляет собой одно из самых разносторонних явлений, она составляет внутреннюю сторону структуры общества, помогает регулировать поведение отдельных индивидов, ссылаясь на исторические особенности тех или иных этносов, а также предопределяет социальную стабильность в обществе.
Правовая культура, представляет собой один из важнейших аспектов общенациональной или даже общечеловеческой культуры, которая воплощается в
самом праве и практике юристов, также является неотъемлемой частью гражданского общества и правового государства. Правовая культура является основным и главнейшим показателем развития общества и формируется как необходимость существования правовой стороны общества. Она оказывает непосредственное влияние на всю систему правоотношений, правопорядок, на правовой менталитет народа и различных общественно-социальных групп. Следовательно, интегрированные качества правовой культуры не ограничиваются ролью нормативного ориентира. Ее целью является активное вторжение в социальную среду, воздействие на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого типа правового поведения. [6]. Правовую культуру можно обозначить как качественную характеристику правовой жизни социума. Она фиксируется в исторических правовых памятниках, а также в современном существующем законодательстве. По мнению В.Е. Толпыкина: «Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы общества. Свое проявление она находит как на уровне общества в целом, так и применительно к отдельным сферам общественной жизни, конкретным видам социальной деятельности (производственной, управленческой, образовательной, культурно- воспитательной и т.д.)» [4, С. 35].
Правовая культура общества проявляется в культуре отдельно взятого индивида, которая характеризуется уважением к нормам права, достаточным информированием о праве, пониманием и следованием праву.
Роль правовой культуры в структуре социальных отношений определяется тем, что с помощью нее устанавливаются определенные границы свобод субъектов права, т.к. свобода не может существовать без различных ограничений. Правовая культура подразумевает углубленное знание гражданами и должностными лицами норм права, а также предполагает наличие умений и навыков в пользовании законами и применении их в практическом смысле, неотъемлемой частью является авторитет права, признания его как ценности
социальной и нравственной для нормального функционирования общества. Правовая культура необходима обществу для укрепления норм законности и социальной справедливости, а также для создания такой системы нравственности, при которой человек может спокойно жить и существовать в обществе, а также плодотворно трудиться. Здесь немаловажную роль играет главенство и качество закона. По мнению российского ученого И.А. Ильина «свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе» [2, С. 96]. Оптимальный уровень правовой культуры подразумевает под собой, что права и обязанности субъектов права основываются на двух основных принципах: разрешено все, что не запрещено законом (для граждан) и запрещено все, что не разрешено законом (для государственных органов).
У каждого государства свой путь к формированию правовой культуры и правовой государственности. Это объясняется многими явлениями, в том числе социальными и историческими факторами развития страны, установленными духовными и нравственными традициями и т.д.
М.Б. Смоленский очень точно определяет развитие российского общества, как развитие правовой культуры: это многовековые пласты патриархаль-но-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизм и одновременно нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя, при длительном отсутствии значимых демократических свобод, постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое [3, С. 15]. Согласиться с М.Б. Смоленским можно и в определении правового нигилизма. Правовой нигилизм исторически присущ русскому народу. Еще Н.А. Бердяев упоминал, что «Русский нигилизм был русским национальным явлением» [1]. Но при этом нигилизм нельзя назвать
только русским явлением. Он имеет обширное распространение и за рубежом. Ведь, ярким представителем и одновременно родоначальником философской теории нигилизма является Фридрих Ницше. Его учение о праве буквально пронизано нигилизмом, при этом право носит второстепенных характер, признанное лишь обслуживать потребности сверхчеловека, не имея самостоятельной ценности.
Правовой нигилизм - это явление социальное, характеризующееся множеством черт и причин. В правовом сознании русского народа прочно укоренилось право как указания государственной власти. Представления о праве формируются как веления «сверху», от «начальства». То, что исходит от властей, то и есть право. Актуальной на сегодня средой для развития правового нигилизма принято считать кризисное направление развития общества в России, экономические проблемы, сепаратизм, напряженность социума, моральную неустойчивость общества. Также, к данным критериям можно отнести некомпетентность чиновников, бюрократию.
В подавлении правового нигилизма главную роль играет правовая культура общества и отдельной личности. Правовая культура тесно взаимосвязана с моралью и нравственной культурой. Одним из важнейших стабилизаторов общества является правовое воспитание, которое должно быть системным и постоянным. Оно должно быть направлено на решение нескольких основных задач и проблем: искоренение правовой безграмотности; всеобщее системное правовое обучение граждан (в том числе и должностных лиц); привитие каждому человеку как правовому индивиду потребности в использовании правовых знаний и навыков в личной и социальной жизни; формирование уважительного отношения к Конституции и законодательству; ответственный и индивидуальный подход к правовому обучению различных групп, а также раннее начало данного процесса.
На сегодняшний день проблема повышения правовой культуры и проблема правового нигилизма возведена в ранг государственной проблемы. В свя-
зи с этим Д.А. Медведев утверждает: «Россия - страна правового нигилизма, таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастаться ни одна европейская страна. Борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу» [7].
На данный момент остро стоит задача формирования правовой культуры личности, а также повышения правового сознания в социуме. Требования к обновленной правовой культуре состоят, главным образом, в повышенной компетенции участников права, то есть явным должно быть стремление самих граждан к познанию правовой структуры общества, его законодательства; а также формированию правильного правового поведения, которое ориентировано на ответственное следование нормам права, поддержке демократизма в реализации правового поведения. Но правовая идеология и правовые нормы в рамках развития правовой культуры в России, могут ухудшать ситуацию. Поскольку, насилие, ущемление естественных прав человека и т.д. приводят к правовому нигилизму и криминализации личности и даже общества в целом.
Таким образом, принятие современного, прогрессивного законодательства может привести к стабилизации правовой культуры в России. Следовательно, продвигающееся в России правовое развитие не просто носит ценный характер, а очень важный в формировании правовой культуры. Можно утверждать, что на данном этапе в современном обществе проходит период трансформации правовой культуры, происходит переосмысление самой ситуации отношений государства и личности.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm
2. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. №3. С.96.
3. Смоленский М.Б. Правовая культура и ее роль в развитии гражданского общества в России как фактор укрепления национальной безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2004. №2. С. 14-16.
4. Толпыкин В.Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права // Философия права. 2009. № 4. С. 35-37.
5. Усманова Е.Ф. Коммуникативная функция правовой культуры // Российский юридический журнал. 2015. № 5 (104). С. 9-14.
6. Усманова Е.Ф. Задачи правовой культуры и ее роль в правотворческой и правоприменительной деятельности // Мир науки и образования. 2015. № 2. С. 12.
7. http://blog.da-medvedev.ru/accounts/2483/asc?page=6
References:
1. Berdjaev N.A. Russkaja ideja: osnovnye problemy russkoj mysli XIX veka i nachala XX veka [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm
2. Il'in I.A. Obshhee uchenie o prave i gosudarstve (fragmenty) [General theory of law and state (fragments)] // Pravovedenie. 1992. №3. p.96.
3. Smolenskij M.B. Pravovaja kul'tura i ee rol' v razvitii grazhdanskogo ob-shhestva v Rossii kak faktor ukreplenija nacional'noj bezopasnosti [Legal culture and its role in development of civil society in Russia as a factor of strengthening national security] // Informacionnoe protivodejstvie ugrozam terrorizma. 2004. № 2. pp. 1416.
4. Tolpykin V.E. Pravovaja kul'tura obshhestva i lichnosti kak kompleksnaja, sistemoobrazujushhaja problema filosofii prava [The legal culture of society and the individual as a complex, system-a problem of legal philosophy] // Filosofija prava. 2009. № 4. pp. 35-37.
5. Usmanova E.F. Kommunikativnaja funkcija pravovoj kul'tury [Communicative function of legal culture] // Rossijskij juridicheskij zhurnal. 2015. № 5 (104). pp. 9-14.
6. Usmanova E.F. Zadachi pravovoj kul'tury i ee rol' v pravotvorcheskoj i pravoprimenitel'noj dejatel'nosti [Problems of legal culture and its role in law-making and law enforcement] // Mir nauki i obrazovanija. 2015. № 2. p. 12.
7. http://blog.da-medvedev.ru/accounts/2483/asc?page=6