В.Е. Толпыкин
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНАЯ, СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ПРАВА
В статье дан всесторонний и глубокий анализ понятия правовой культуры как важнейшей категории философии права. Подчеркивается, что право и культура охватывают все ценности, созданные деятельностью людей в области права. Она буквально пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим правовой законности, существующий правопорядок, а также правовой менталитет как отдельной личности, различных социальных групп, нации, так и общества в целом.
Ключевые слова: правовая культура, правовой менталитет, правовая жизнь общества, правовой нигилизм, правовая культура как ценность, правовое воспитание, режим правовой законности.
Правовая культура является важнейшим показателем развития современного общества и формируется как объективная необходимость и закономерность, как объективная правовая жизнь общества. Она охватывает все ценности, созданные деятельностью людей в области права: правосознание, степень достижений в области законодательства, прогрессивность юридической практики, культуры правового общения и поведения, профессиональной и внеслужебной деятельности судей, прокуроров, следователей и т.д. Она буквально пронизывает всю систему правовых отношений, режим правовой законности, существующий правопорядок, а также правовой менталитет нации, различных социальных групп. В целом же правовая культура - это качественная характеристика состояния правовой жизни общества. Она зафиксирована и материализована в исторических памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в поведении, образе жизни и мыслей участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы общества. Свое проявление она находит как на уровне общества в целом, так и применительно к отдельным сферам общественной жизни, конкретным видам социальной деятельности (производственной, управленческой, образовательной, культурновоспитательной и т.д.).
Правовая культура общества отражается и проявляется в правовой культуре отдельной личности, которая характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер ее действий во всех жизненных ситуациях: это знание, понимание и следование праву.
Однако, как в прошлом, так и в настоящее время, общество вынуждено преодолевать и бороться с правовым нигилизмом, пренебрежительным и неуважительным отношением к праву как социальной ценности, что неизбежно приводит к правовому беспределу, анархии, коррупции, дестабилизации в обществе, утрате правовой законности, массовым нарушениям и ущемлениям конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что нигилизм нельзя назвать «чистым» российским явлением. Он имеет широкое распространение в зарубежной философии права. Ведь не случайно, например, родоначальником и ярким представителем философской теории нигилизма является Фридрих Ницше. Идеей нигилизма пронизано его учение о праве, которое носит вспомогательный характер и предназначено лишь обслуживать потребности сверхчеловека, не имея при этом самостоятельной ценности.
Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. Например, в общественном сознании россиян прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о
праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе: то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.
На сегодняшний день огромной питательной средой правового нигилизма следует считать кризисное состояние российского общества, социальную напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтацию властей, морально-психологическую неустойчивость общества. Кроме того, правовой нигилизм подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.
В целом же нигилизм, в том числе и правовой нигилизм, выступает в теоретической (идеологической) и практической формах. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование и др.
В преодолении правового нигилизма, безусловно, играет и будет играть роль правовая культура общества и личности, которая органично взаимосвязана с нравственной культурой и моралью. Вот почему в философии права мораль и право занимают особое место. Они относятся к числу наиболее важных типов нормативной регуляционной деятельности как общества в целом, так и на уровне отдельного человека. Мораль и право - необходимые взаимосвязанные, взаимопроникающие и взаимодополняющие системы регуляции общественной жизни. Они обеспечивают подчинение деятельности отдельных людей единым общесоциальным законам и возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.
Мораль и право обладают общим свойством - нормативностью, позволяющим выполнять им важнейшую социальную функцию - регулирование поведения людей. Хотя объекты их регулирования во многом совпадают, но средства этого регулирования являются различными для каждого из них. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем» [1, с. 76].
Мораль и право - две универсальные, социально значимые ценностно-нормативные системы, занимающие относительно самостоятельные ниши в жизни общества, находятся в постоянном взаимодействии. Возникновение и развитие права подчинено тем же общим закономерностям, что и развитие общественной морали. Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан. В свою очередь, право оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства» [2, с. 233]. Законодательство не может декретировать только нравственность. Не случайно еще Аристотель подчеркивал, что «человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех».
Безусловно, одним из важнейших стабилизирующих и профилактических факторов, обеспечивающих правопорядок в обществе, является правовое воспитание (юридический всеобуч), которое должно быть системным, всеохватывающим, постоянным.
Сам же процесс юридического всеобуча должен быть направлен на выполнение следующих задач: во-первых, ликвидацию правовой безграмотности населения и
должностных лиц государства; во-вторых, охват всех граждан, должностных лиц систематическим правовым обучением как важнейшим условием социализации человека в обществе;
в-третьих, привитие каждому человеку как правовому существу внутренне осознанной потребности и способности активно использовать правовые знания для удовлетворения как личных, так и общественных интересов; в-четвертых, формирование цивилизованного
отношения к нашей Конституции, действующему законодательству должно способствовать искоренению правового нигилизма; в-пятых, процесс правового всеобуча должен быть дифференцированным для различных групп населения и начинать его, видимо, надо уже с первого класса, проводя этот процесс весьма деликатно, в игровой форме, но в то же время профессионально.
Правовая культура, использующая все ценное, которое имеется как в отечественном, так и в мировом цивилизованных правотворческих процессах, будет способствовать успешному построению демократического правового государства, качественному проведению реформ и реализации приоритетных национальных проектов России, объединяющим центром которых являются демографическая проблема и улучшение качества жизни россиян. Только на пути достижения органического единства российской государственности и правовой культуры можно успешно идти по пути социального прогресса, успешно решать вопросы разработки теоретико-методологической базы интенсивно развивающейся системы правовой науки. И лишь на этом фундаменте возможны формирование правосознания россиян, совершенствование правового законодательства, укрепление правовой законности и установление стабильного правопорядка.
Литература
1. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
2. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л., 1934.