Научная статья на тему 'Философия права в контексте междисциплинарной интеграции образовательного пространства'

Философия права в контексте междисциплинарной интеграции образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СФЕРА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВАЯ ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТЬ / THE LEGAL EDUCATIONAL SPACE / LEGAL INTEGRATION / LEGAL SPHERE / A LEGAL REGIME / LEGAL LEGALITY / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толпыкин Виктор Егорович

В статье дана сущностная характеристика философии права, показан ее интегративный междисциплинарный характер в системе философского знания и правоведения. Одновременно философия права рассматривается в контексте различных форм и методов правового образовательного пространства, позволяющего сформировать у россиян глубокие правовые знания и высокую правовую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW PHILOSOPHY IN A CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION OF EDUCATIONAL SPACE

In clause the all-round intrinsic characteristic of legal philosophy is given, is shown it interdisciplinary character in system of philosophical knowledge and jurisprudence. Simultaneously the legal philosophy is considered in a context of various forms and methods of the legal educational space allowing at all Russians to generate deep legal knowledge and high legal culture.

Текст научной работы на тему «Философия права в контексте междисциплинарной интеграции образовательного пространства»

В.Е. Толпыкин

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье дана сущностная характеристика философии права, показан ее интегративный междисциплинарный характер в системе философского знания и правоведения. Одновременно философия права рассматривается в контексте различных форм и методов правового образовательного пространства, позволяющего сформировать у россиян глубокие правовые знания и высокую правовую культуру.

Ключевые слова: правовое образовательное пространство, философско-правовая интеграция, правовая сфера, правовой режим, правовая законность, правовое воспитание, правовая культура как ценность.

Необходимость междисциплинарной интеграции образовательного пространства определяется не только внутренней логикой и тенденциями развития науки, но и потребностями, запросами практики, ставящими перед наукой комплексные задачи, которые недоступны отдельной отрасли научного знания. Решение этих задач возможно лишь при сотрудничестве и взаимодействии наук. Философия права как раз и представляет собой такую междисциплинарную интеграцию, синтез философии и правоведения. Как особая научная дисциплина философия права призвана выполнить целый ряд методологических задач: во-первых, интегрировать, систематизировать и обобщать знания и достижения отраслевых юридических наук и тем самым создавать целостно-системную картину правовой жизни общества; во-вторых, осуществляя глобальный синтез всех отраслей юридической науки, обогащать себя и вместе с тем вооружать каждую из этих отраслей всеобщей концепцией права, на основе и в соответствии с которой каждая отраслевая юридическая наука исследует свой специфический предмет как часть правового целого. Даже доскональное знание, например, гражданского или уголовного законодательства, не может дать полного представления о значении права в жизни общества, его возможностях, эффективности, результативности. Методологическая миссия философии права состоит в том, чтобы вскрывать пути и методы познания права во всем его объеме, внутренние связи и тенденции закономерного развития всех правовых явлений и процессов в их единстве, целостности и системности. Философия права как сложившаяся философско-правовая интегрированная наука занимает достойное место в системе российского образовательного пространства, основной задачей которого является постижение сущности права и закономерностей его развития. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного права, его осмыслению и освоению в понятийном языке данной концепции в рамках ее методологии, гносеологии и аксиологии. Следовательно, философия права - продукт философии, общей теории права и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружить все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием. А это возможно лишь с помощью логически правильного, непротиворечивого обоснования мышления, философского познания права. При этом следует отметить, что представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к Х1Х-ХХ1 вв. можно говорить о

философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлениях христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т.д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.

Правовая сфера, являющаяся важнейшим элементом духовной жизни общества, -сложное, многогранное, противоречивое явление - начиная с самого простого и обыденного понимания (кто и что «вправе» или «не вправе» делать, иметь) до самых абстрактных, отвлеченных, сущностных характерис-тик права. Даже в условиях первобытного общества ощущалась потребность в каких-то дополнительных моральных регуляторах общественной жизни, а потому и возникло так называемое обычное право, целая система родоплеменных обычаев. Эта система обычаев, вплетенная в мораль, выступает как цивилизованное средство предупреждения произвола и беспорядка, способных превратить общество в нечто асоциальное и анархичное. С появлением государства социальные отношения усложняются, становятся весьма противоречивыми, доходящими до социальных конфликтов, переворотов и революций. В этих условиях право - это воля господствующего класса, социальных групп или общества в целом, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, а охраняемое право своей нормативностью способствует стабилизации и регуляции общественных отношений между классами и различными социальными группами.

Вместе с тем особый интерес представляют не только истоки происхождения и появления права в обществе, но и сущностные качества права, т.е. свойства, характерные для права любой страны и эпохи, качества, без которых права не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей социальной роли.

В основе сущности права лежит принцип формального равенства, а также взаимосвязанные, взаимодополняющие и взаимообусловленные компоненты (свойства) -право как свобода, право как справедливость.

Понятие «равенство» абстрактно, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от различий, присущих уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов, т.е. право как форма отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает (и не может уничтожить) исходных различий между разными индивидами, а лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию. Поэтому принцип формального равенства различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому основанию и общей норме.

Такое различие в приобретенных правах у разных лиц является необходимым результатом соблюдения, а не нарушения принципа формального (правового) равенства этих лиц, их равной правоспособности. Различие в приобретаемых правах не нарушает и не отменяет принципа формального (правового) равенства.

По вопросу равенства существует множество заблуждений, ошибочных и ложных представлений. В их основе в конечном счете лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как одинаковая для всех мера правового (формально-правового, формального) равенства.

Нередко понимание проблемы соотношения равенства и равноправия является ошибочным. Категории равенства и равноправия следует рассматривать как однопорядковые, но вовсе не тождественные. Человек не может быть равен другому, т.к. обладает своими особенностями умственного, образовательного, культурного, творческого характера и т. д., живет и действует в неодинаковых социальных условиях и обстоятельствах. Как подчеркивал Н.О. Лосский, «каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности» [1, с. 3].

Уравнивание различных людей, осуществляемое, например, в целях распределения общественных благ в соответствии с универсальным законодательным стандартом, игнорирует их индивидуальные способности, предприимчивость, энергию, заслуги перед обществом и т.д. Поэтому полное равенство людей неосуществимо в любом состоянии общества, а равноправие в действительности нередко сужается до такой степени, что становится своей противоположностью.

Итак, принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому масштабу и равной мере.

С принципом формального равенства связано и понимание права как всеобщей и необходимой формы свободы людей. Правовая форма свободы предполагает и выражает внутреннее сущностное и смыс-ловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру правовой свободы. Бесправная свобода - это произвол, тирания и насилие. Свобода или произвол, а третьего здесь быть не может. Не случайно великий русский философ Н.А. Бердяев обратил внимание на эту проблему, выразив и обозначив ее как «существование трагической диалектики свободы и равенства» [2, с. 287]. Действительно, свобода не только невозможна без правового равенства, но, напротив, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве. Ибо свобода без равенства - это идеология элитарных привилегий, а равенство без свободы - идеология рабов и угнетенных масс. Свобода и равенство неотделимы друг от друга, они не только предполагают друг друга, но и находятся в диалектической взаимосвязи.

Невозможно рассуждать о праве, не касаясь вопроса соотношения категорий необходимости и свободы. Как известно, Гегель хотя и гениально показал диалектическую взаимосвязь категорий необходимости и случайности, но при этом идеализировал их соотношение, абсолютизировал значение разума, духа, идеи, не смог объяснить, каким образом в историческом процессе необходимость превращается в свободу. Действительная, а не иллюзорная, свобода вытекает не из самой себя, не из всеобщего разума, духа, идеи, а может иметь место лишь тогда, когда действия людей из познанной реально существующей необходимости, когда они опираются в своей практической деятельности на объективные закономерности развития природы и общества, используют их в своих интересах с учетом случайных проявлений. При этом человек в своей практической деятельности зависит от объективного мира, его свобода -от осознания необходимости, от использования объективных закономерностей природы и общества, от учета случайных факторов, противоречащих этим закономерностям. Именно познание и действие в соответствии с познанными закономерностями бытия, с учетом всего того, что противоречит этим закономерностям, превращают необходимость в свободу. В своем существовании и деятельности люди не могут игнорировать закономерности бытия (наряду со случайностями) и в то же время не считаться с ними. Лишь познав эти закономерности, равно как и отклонения от них, научившись использовать их для достижения определенных целей, люди обретают свободу.

Свобода в общественной жизни также связана с познанием ее закономерностей и носит только правовой характер. Правовой характер свободы в общественной жизни и формальное правовое равенство логически и практически взаимосвязаны между собой. На этот аспект проблемы обратил внимание и академик РАН B.C. Нерсесянц при разработке своей либертарно-юридической концепции различия права и закона, в которой обосновывается понимание права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов [3]. При этом свобода требует и ответственности, т.е. речь идет об ответственной свободе, о ее правовых границах. Если это не учитывается, то процветают произвол властей, тоталитаризм, возникают социальные конфликты и другие отклонения от демократического развития общества и государства. В данном контексте весьма

актуальным является высказывание Б. Шоу: «Свобода требует ответственности. Вот почему многие ее боятся».

Сущностная характеристика права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также справедливость как внутреннее свойство и качество права. В рамках единого социального пространства категория «справедливость» служит установлению общей правовой санкции совместной жизни людей, рассматриваемой, как правило, с точки зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей, способа обновления и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования.

Таким образом, справедливость и право органически взаимосвязаны друг с другом. Справедливость истинна именно потому, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. Все эти аспекты правового смысла справедливости нашли адекватное отражение в образе богини справедливости Фемиды с весами правосудия. Используемые при этом символы (богиня с повязкой на глазах, весы и т.д.) весьма доходчиво выражают верные представления о присущих праву (и справедливости) общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве (повязка на глазах богини означает, что абстрагированный от различий равный правовой подход ко всем, невзирая на лица, - это необходимое условие и основа для объективного суждения о справедливости). Следует подчеркнуть, что подлинное право в своей основе не может быть несправедливым. Оно является носителем справедливости в системе социума. Справедливо всегда то, что выражает право, соответствует и следует ему. Действовать по справедливости - значит поступать правомерно, соответственно всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим какие-либо претензии и преимущество на привилегии и утверждающим свободу выбора и деятельности. Между тем всякая нестабильность в обществе и ее кризисные проявления - это результат игнорирования или забвения правовой справедливости.

При рассмотрении сущностной характеристики философии права следует обратить внимание также на то, что философия права - не только понятийное осмысление и обоснование права, но и критика антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений, путаницы в соотношении права и закона. Основной проблемой философии права является, еще со времен римской и особенно средневековой юриспруденции, соотношение между естественным и позитивным правом. Сторонники естественного права (1ж паЫгж) (традиции, обычаи) считают, что оно единственно подлинное право в собственном смысле слова, а позитивное право (1ж positivum), право, устанавливаемое государством, - это не подлинное, произвольное, искусственное, неестественное. Однако сторонники как естественного, так и позитивного права, абсолютизируют и односторонне истолковывают понятия «закон» и «право» по принципу «или закон, или право, а другого не дано». Такое ошибочное, с нашей точки зрения, мнение исходит из непонимания диалектики философских категорий «сущность» и «явление». В рассматриваемой проблеме право всегда выступает как сущность, а закон -как явление. Они всегда взаимосвязаны, взаимообусловлены, носят сопряженный характер и в то же время могут противоречить друг другу. Разрешение этого противоречия неизбежно ведет к качественному обновлению как права, так и закона, а в конечном счете - к нормальному, стабилизационному развитию общества. Философия права имеет давнюю и богатую историю. В древности и в Средние века проблематика философско-правового профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а с XVIII в. - уже как отдельная научная дисциплина, у истоков которой стояли немецкие юрист Г. Гуго и философ Г.В.Ф. Гегель. Философия права в образовательном пространстве призвана выполнить ряд существенных общеметодологических задач в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и комплексом других

гуманитарных наук, а также в самой системе преподавания и изучения юридических дисциплин.

Процесс формирования и развития философии права в образовательном пространстве начинается с возникновения идей об объективных, независимых от официально-властного усмотрения и произвола природы и смысла права. Данные идеи легли в основу всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедли-вости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве, которые были признаны современным мировым сообществом как величайшие ценности, закрепленные в конституциях различных государств.

Главная цель трансформации системы российского образовательного пространства -развитие личности в соответствии с ее способностями и склонностями на основе выбора, необходимой открытости и свободного перемещения во всех измерениях пространства взаимодействия. На наш взгляд, в современных условиях формирования правовой государственности и гражданского общества в системе гуманитарных наук и отечественном образовании правовое воспитание и юридический всеобуч должны занять достойное место. При этом следует подчеркнуть, что этот процесс должен быть системным, всеохватывающим, постоянным и вместе с тем носить дифференцированный характер для различных групп населения.

Так, в системе образовательного пространства юридический всеобуч должен быть направлен на выполнение следующих задач: ликвидацию правовой безграмотности населения и должностных лиц государства; охват всех граждан, должностных лиц систематически правовым обучением как важнейшим условием социализации человека в обществе; привитие каждому человеку как правовому существу внутренне осознанной потребности и способности активно использовать правовые знания для удовлетворения как личных, так и общественных, интересов; формирование цивилизованного отношения к Конституции РФ, действующему законодательству, способствующее искоренению правового нигилизма. Кроме того, процесс всеобуча должен быть дифференцированным для различных групп населения и начинаться с первого класса, весьма деликатно, в игровой форме, но в то же время профессионально.

В рамках юридического образовательного пространства происходит формирование у россиян высокого уровня правовой культуры, характеризующей качественное состояние правовой жизни общества. Правовая культура складывается в обществе как объективная необходимость и закономерность, как социальная ценность. Она зафиксирована и материализована в исторических памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в поведении, образе жизни, мышлении участников правового общения. Правовая культура выступает и следствием, и показателем зрелости правовой системы общества, проявляется как в обществе в целом, так в отдельных сферах общественной жизни, конкретных видах социальной деятельности (производственной, культурно-управленческой, образовательной, культурно-воспитательной и т. д.). Правовая культура общества находит свое отражение и в правовой культуре отдельной личности, которая характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер ее действий во всех жизненных ситуациях: это знание, понимание и следование праву.

Однако как в прошлом, так и в настоящее время, общество вынуждено преодолевать и бороться с правовым нигилизмом, пренебрежительным и неуважительным отношением к праву как социальной ценности, что неизбежно приводит к правовому беспределу, анархии, дестабилизации, утрате правовой законности, массовым нарушениям и ущемлениям конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Построение правового государства, реформирование всех сторон российской действительности невозможны без разработки философии права как теоретико-

методологической базы интенсивно и динамично развивающейся правовой науки в системе современного образовательного пространства. И лишь на этом фундаменте возможно формирование правосознания россиян, а также совершенствование правового законодательства, укрепление правовой законности и установление стабильного правопорядка.

Литература

1. Лосский Н.О. Характер русского народа. Франкфурт-на-Майне, 1957. Кн. 1. (Репринтное переиздание. М., 1990.)

2. Бердяев А. О человеке, его свободе и духовности // Избранные труды. М., 1999.

3. Нерсесянц B.C. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. 1988. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.