Научная статья на тему 'Правовая культура как основа регуляции отношений в поликультурном студенческом сообществе'

Правовая культура как основа регуляции отношений в поликультурном студенческом сообществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
630
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / КРИТЕРИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сироткин Олег Евгеньевич

В статье освещается роль правовой культуры в регуляции отношений в поликультурном сообществе. Описываются обстоятельства, которые определяют особое внимание общества к проблеме правовой культуры современных студентов. Автор обращает внимание на особенности современного студенческого поликультурного сообщества, на компоненты правовой культуры, описывает уровневые стадии в правовом развитии личности и критерии сформированности правовой культуры, выделяет необходимые навыки межкультурной компетенции, которые позволяют современным студентам успешно регулировать отношения в поликультурном студенческом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура как основа регуляции отношений в поликультурном студенческом сообществе»

УДК 37

Сироткин Олег Евгеньевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской психологии педагогического института Южного федерального университета, reaperbot@mail.ni, Ростов-на-Дону

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА РЕГУЛЯЦИИ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СТУДЕНЧЕСКОМ

СООБЩЕСТВЕ

Sirotkiii Oleg Evgenevich

Ph.D. (Education), docent of child psychology department of practical psychology and pedagogics faculty of Pedagogical Institute of Southern Federal University ol.sirotkin2010@vandex.ru Rostov-on-Don

LEGAL CULTURE AS A BASIS OF RELATIONS REGULATION IN A MULTICULTURAL STUDENT SOCIETY

Правовая культура является важнейшим фактором развития человека как гражданина, являясь средством создания и функционирования правового общества. У людей, не выработавших в себе навыков соблюдать нормы права, злостно их нарушающих, зачастую формируются определенные асоциальные жизненные «принципы». Большое значение в этой связи имеет вопрос о правовом воспитание и обучении подрастающего поколения в условиях становления и развития демократических институтов. Под воздействием происходящих перемен, в условиях определенного упадка духовности и морали, правосознание и представления о социальной и правовой норме у части населения подвергаются деформации, что приводит к росту противоправного поведения. Особенно незащищенным становится молодое поколение, с несформировавшейся системой ценностей, с неустойчивым представлением о должном поведении. Представители молодого поколения не имеют еще достаточного жизненного опыта, ориентирующего на постоянное саморазвитие правового сознания и поведения. Они нуждаются в систематическом и целенаправленном приобщении к правовой культуре со стороны всех социальных институтов, среди которых ведущая роль принадлежит семье, школе и ВУЗу.

Исследователями отмечается, что у значительной части современной российской молодежи наблюдается не соответствующий современным жизненным реалиям уровень правовой культуры (Л.И.Глухарева, А.С.Запесоцкий, Ю.М.Резник, А.И.Соловьев.). Формирование правовой культуры студентов для их успешной адаптации в поликультурном студенческом сообществе в современной России приобретает особую актуальность. Этот факт обусловлен тем, что современный специалист должен быть подготовлен к работе в контексте глобализационных процессов. На многонациональную и поликультурную Россию проблемы глобализации оказывают сильнейшее влияние, а проблемы межкультурной коммуникации в последние два десятилетия приобрели исключительную актуальность. В настоящее время обучение в современном ВУЗе связано

зачастую с общением студентов разных национальностей и разных культур, студенты участвуют в международных форумах и конференциях, работают в различных многонациональных компаниях, обучаются за рубежом и путешествуют как туристы по всему миру. При установлении разного рода отношений важно, чтобы происходил диалог, взаимопонимание, а не столкновение культур. Если партнеры владеют социокультурной информацией друг о друге и у них сформирована правовая культура, им легче достичь взаимопонимания. Способность понимать другую культуру становится важнейшим условием реализации жизненного успеха любым молодым специалистом.

Одним из основных факторов в регуляции отношений в поликуль-турном студенческом сообществе можно считать правовую культуру, как систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. [7]

Правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений. Правовая культура занимает особое место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов Иванников И. А., [5], Русинов Р. К,, [9], Матузов Н. И. [6], Туманов В. А., [10] и др.

В жизни общества правовая культура играет важную роль.

Во-первых, она олицетворяет собой гармоничное развитие человека, через которое достигается общесоциальный прогресс. Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура высту-

ч* _ \ 1 и хх

пает именно той сдерживающей (ненасильственной) формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура представляет собой совокупность накопленных человечеством юридических ценностей. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы.

Правовая культура личности характеризует знание, понимание, уважение и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его юридически значимого поведения утверждают Алексеев С. С., [1], Иванников И. А., [5] и др. Правовая культура личности характеризует

уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Ее сформированность определяется не только знанием и пониманием права, но и правовыми суждениями о нем как о социальной ценности, а главное - активной работой по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Правовая культура личности характеризует знание, понимание, уважение и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его юридически значимого поведения, по мнению Алексеева С. С., [1], Байниязова Р. С. [3] и др. В самом общем виде правовая культура представляется как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколений людей - Васильев В. А,, [4], Никитин А. Ф., [8]. Основой правовой культуры является правосознание, но как самостоятельная категория она включает в себя также юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Правовая культура на индивидуальном уровне включает и внутренние, субъективные стороны личности (правосознание), и внешние, поведенческие (правовое поведение, деятельность). Исходя из этого, а также опираясь на исследования В. В. Лазарева, С. А. Комарова, О. И. Донецкой и других, в структуре правовой культуры личности можно выделить следующие компоненты: когнитивный или интеллектуальный (совокупность соответствующих теоретических знаний), регулятивный или мотивационно-ценностный (совокупность мотивов, установок, чувств, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений) и деятельностный, или поведенческий.

Кроме того, ученые отмечают, что в данном феномене следует различать индивидуально-бытовой и профессиональный содержательные «пласты» (Васильев В. А., [4], Никитин А. Ф., [8] и др.). Индивидуальнобытовая составляющая проявляется как реализация и защита общегражданских прав личности (общества) и не относится к сфере профессиональной деятельности. Профессиональная составляющая «отвечает» за соблюдение и защиту тех законов, прав, свобод, которые оказываются в сфере интересов данной профессиональной общности.

1.Когнитивный компонент является теоретической основой правовой культуры и включает знание действующих законов страны, правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами. Соответственно профессиональная составляющая данного компонента включает глубокое знание тех прав, законов и норм, которые постоянно реализуются в профессиональной деятельности.

2.Регулятивный компонент обусловливает практическую реализацию личностью усвоенных теоретических знаний. В его содержании

можно выделить социально значимые мотивы правомерного поведения; признание права, законности как общественной и личностной ценности (может проявляться в виде убеждения в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннего согласия с ними), признание ценности правовых норм; такие чувства, как уважение достоинства других лиц, выступающих в качестве равных участников правового общения, чувство личной ответственности за свои поступки, уважение к закону; убеждения в важности исполнения человеком лежащих на нем обязанностей и соблюдения законов.

3. Деятельностный компонент включает правовые навыки и опыт соблюдения, исполнения или использования законов, норм, прав и свобод; правовую активность, т. е. целенаправленную инициативную деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

В своем правовом развитии личность проходит следующие уровне-вые стадии:

1) присвоение системы правовых знаний, юридической информации, формирование теоретических умений и навыков использования правовых знаний (когнитивный аспект);

2) превращение накопленной информации и правовых знаний в пра-

вовые установки и убеждения и становление готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты,

а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (потенциально-поведенческий аспект);

3) проявление правового поведения и осуществление правовой деятельности наличностном и/или профессиональном уровнях (деятельностный аспект) (Кейзеров Н. М., [6] и др.).

Исходя из этого и опираясь на исследования А. М. Столяренко, а также в соответствии со структурой и содержанием правовой культуры личности в качестве критериев ее сформированности можно выделить:

1) овладение студентами системой правовых знаний индивидуально-личностного аспекта (общегражданских права и свободы; минимума нормативных документов, необходимых для жизни; возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов) и профессионально-ориентированного характера;

2) сформированность социально-значимых мотивов правомерного поведения и деятельности: правовых ценностей (закон и законность, свобода личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, принципиальность, справедливость), чувства (уважение к закону и праву, неприятие нарушений правопорядка) и убеждения (в необходимости соблюдения законов всеми гражданами);

3) правомерное поведение студентов (умения и навыки правомерного поведения и правомерного обеспечения собственной безопасности);

4) умение реализовывать теоретические знания и собственные правовые убеждения в профессиональной деятельности.

Правовая культура формируется в процессе правового воспитания, которым должно заниматься государство в совокупности институтов политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации) и системы образования. При этом чем сложнее политическая, социально-экономическая обстановка в государстве, тем большая роль должна отводиться системе образования в деле воспитания правовой культуры граждан, и тем более трудным является решение этой задачи.

Культура вообще и правовая культура в частности влияет на то, как человек взаимодействуем с другими людьми, как воспринимает их, как работаем с ними. Человек усваивает тот стиль поведения, общения и работы, который принят в его культуре и он может считать этот стиль единственно правильным, но то, что хорошо для него, часто неприемлемо для людей из других культурных групп.

В процессе социализации и приобщения к культуре, когда человек взрослеет и узнает правила и стандарты общества и культуры, он учится распознавать людей, принадлежащих к его группе или не входящих в нее. С момента рождения (а возможно, и до него) человек начинает строить свои отношения с другими людьми. Когда ребенок идет в школу, приобретает друзей в студенческом коллективе, начинает трудовую деятельность, влюбляемся, человек строит отношения с различными людьми. И сознательно или бессознательно он разграничивает свои отношения на две категории: люди из группы своих и люди из группы чужих.

Групповые различия существуют во всех культурах и странах мира. Люди любой культуры должны уметь дифференцировать людей, с которыми общаются. Однако люди из разных культур не одинаково выстраивают отношения. Люди в других культурах могут иначе определять принадлежность к группе. Характер, формы и значение групповых отношений в других культурах так же могут быть совершенно различными.

В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразно-сти, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная образовательная среда, образовательные технологии и др. Существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться на системе образования. В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Межкультурный компонент общения - явление многостороннее и предполагает изучение внутренних

(общение между представителями различных этнических групп внутри поликультурного государства) и внешних (общение между представителями различных государств) аспектов различий в общении. Кроме того, межкультурные особенности общения охватывают различия межнационального, гендерного, социального, демографического, языкового и пр. порядка. Межкультурное образование сегодня - не данность, а необходимость как на уровне педагога (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения, в том числе соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла. Педагогическая общественность должна осознать необходимость проникновения межкультурного образования не только в жизнь отдельной группы студентов, но и всего образовательного учреждения. Сегодня студенческое сообщество современной России это поликультурное сообщество, со своими особенностями, в котором современному студенту необходимо уметь правильно строить и регулировать свои отношения в процессе своей студенческой жизни. По мнению Мацумото, люди в разных культурах могут иначе определять принадлежность к своей группе и по-разному строить отношения внутри группы [3]. Правовая культура студента формируется совместно с другими видами культур гражданской, политической, моральной, эстетической и др. и отражает уровень развития и менталитет народа, который представляет данный студент. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Вся жизнь человека проходит во взаимодействии или взаимоотношениях с другими людьми. Не имеет значения, как он к этому относимся, человек не может игнорировать тот факт, что он связан с другими. Поведение человека, мысли, чувства - все подвержено влиянию других людей, и человек, в свою очередь, влияет на тех, кто рядом с ним.

По мере роста человека в собственной культуре и обществе, он начинаем вести себя определенным образом, взаимодействовать, чувствовать и интерпретировать свое поведение в связи с окружающим его миром. Когда человек становится взрослым, он уже приобретаем такую богатую практику, что не думает о том, как и почему он делает то, что делает. Его атрибуции, межличностные и романтические отношения и поведение в группе подвержены сильному влиянию культуры, в которой он живет.

Правовая культура играет большую роль в формировании поведения студента в отношении со студентами других культур. Современный человек должен знать и понимать, что то, что верно для нас в нашем собственном социальном поведении, может оказаться совсем не так для людей

из других культур. В то время как человек может с недовольством относиться к конформизму б групповых нормах или подчинению власти, многие культуры видят в них позитивные аспекты социального поведения. Хотя человек может верить, что его успех связан сего способностями, а неудача - с внешними факторами, люди из других культур могут в равной степени приписывать успехи и неудачи самим себе. Студент в поликуль-турном сообществе может одобрять и даже поощрять выражение негативных чувств по отношению к группе своих, люди из других культур могут счесть такие выражения предосудительными или даже опасными.

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путём диалогичного общения, обменом смыслами, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня сформированное™ различного вида культур (коммуникативной, гражданской, правовой и др.), коммуникативной компетенции, развитых навыков общения. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Одной из основных целей современного высшего образования должно стать выработка у студентов навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки позволят студентам в поликультурном студенческом сообществе понимать представителей других культур и народов, урегулировать конфликтные ситуации, а также стать основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.

Библиографический список

1. Алексеев, С. С. Государство и право [Текст] / С,С. Алексеев. М., 1994.

2. Байниязов, Р. С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии [Текст] / Р.С. Байниязов // Журнал российского права. - 2001. -№11.

3. Мацумото, Д. Психология и культура [Текст] / Д. Мацумото. 1-е издание, 2003. - 720с. "

4. Иванников, И. А. Концепция правовой культуры [Текст] / И.А. Иванников // Правоведение. - 1998. -№ З.-С. 12- 14.

5. Кейзеров, Н. М. Политическая и правовая культура[Текст] / Н.М. Кайзеров. М., 1983.-С. 113.

6. Матузов, Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали [Текст] / Н.И. Матузов // Правоведение. - 1994. - № 2.

7. Матузов, Н.И., Теория государства и права[Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Маль-ко. - М.: Юрист, 2002. - 512 с.

8. Никитин, А. Ф. Что такое правовая культура? [Текст] / А.Ф. Никитин. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

9. Русинов, Р. К. Правосознание и правовая культура [Текст] / Р.К. Русинов // Теория

государства и права. М., 1997. С. 332,

10. Туманов,. В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе [Текст] / В.А, Туманов // Государство и право. - 1993. - № 8, - С. 56 - 58.

11. Барановская, Л. А, Стратегический подход к проблеме становления социальной ответственности студентов [Текст] / Л. А. Барановская, Н. А. Игнатов // Сибирский педагогический журнал. - 2009, - № 3. - С. 127 - 133.

12. Павлова, Л. В. Структура и содержание гуманитарной культуры личности [Текст] / Л. В. Павлова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3.

С. 145 - 153.

13. Евсеева, А. С. Основные ценностные характеристики социальнопедагогической работы сотрудников органов внутренних дел с виктимными несовершеннолетними [Текст] / А. С. Евсеева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 3. - С. 153- 161.

14. Еремин, В.В. Межкультурная коммуникация как компонент системы подготовки современных специалистов [Текст] / В.В. Еремин II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 161 - 165.

15. Батракова, С. Н. Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. -№4.-С. 133 - 139.

16. Ильенко, Е. В. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 265-273.

17. Токарев, В. С. Ответственность личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / В. С. Токарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 241-255.

18. Слесарев, Ю. В. Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров [Текст] / Ю. В, Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008, -№2. - С. 221-241.

19. Барановская, Л, А. К вопросу о ценностной структуре социальной ответственности [Текст] / Л. А. Барановская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 204-212.

20. Денисенко, Ю. В. Социально-педагогические условия и принципы нравственного воспитания студентов в вузе [Текст] / Ю. В. Денисенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 223-230.

21. Князева, Т. Б. Становление человека в обществе: культурно-исторический аспект рассмотрения [Текст] / Т. Б. Князева // Сибирский педагогический журнал. — 2009. -№ 2. - С. 180 - 192.

22. Нечаев, С. А. Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения [Текст] / С. А. Нечаев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 331-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.