Научная статья на тему 'О формировании толерантности у иностранных студентов'

О формировании толерантности у иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА / TOLERANCE / EDUCATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / TRADITION AND CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаренкова Ирина Александровна

Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения России и не может не приобретать характер поликультурного образования. Механизм формирования толерантной языковой личности заключается в том, что личность каждого студента является субъектом и объектом межкультурных отношений и вносит свою крупицу в сокровищницу мирового опыта, каждая личность в той или иной степени является участником свободного политического, культурного диалога, овладение которым способствует ментальной совместимости людей, уважению, принятию и пониманию различных культур, являющихся условиями движения человечества к духовной интеграции, уважительному отношению к языкам, традициям и культуре других народов, формированию культуры мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tolerance creation for the foreign students

The process of tolerant elements education has varied nature in the conditions of polyethnical, multilingual, polycultural and polymental population in Russia and the education should be multicultural. The creation mechanism of the tolerant linguistic personality is that the identity of each student is the subject and object of intercultural relations. Each person is a party of free political and cultural dialogue. The mastery of this dialogue contributes to mental compatibility of people, respect, adoption and understanding of the different cultures. These are traffic conditions of mankind to the spiritual integration, respectful relation to the languages, traditions and culture of other peoples, formation of culture of peace.

Текст научной работы на тему «О формировании толерантности у иностранных студентов»



О ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

И.А. Татаренкова

Курский государственный медицинский университет Кафедра фармакологии, г. Курск

Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения России и не может не приобретать характер поликультурного образования.

Механизм формирования толерантной языковой личности заключается в том, что личность каждого студента является субъектом и объектом межкультурных отношений и вносит свою крупицу в сокровищницу мирового опыта, каждая личность в той или иной степени является участником свободного политического, культурного диалога, овладение которым способствует ментальной совместимости людей, уважению, принятию и пониманию различных культур, являющихся условиями движения человечества к духовной интеграции, уважительному отношению к языкам, традициям и культуре других народов, формированию культуры мира.

Ключевые слова: толерантность, воспитание, межкультурная коммуникация, традиции и культура.

Перемены в жизни современного российского общества, степень его развития, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения показывают, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. В этих условиях образование иностранных студентов рассматривается в качестве средства безопасного и комфортного существования в новом социуме, а целью обучения становится формирование межкультурной коммуникации у будущего врача, а также формирование у студентов толерантного сознания на таких уровнях, как личность, общество, государство. Исходя из этого, образовательная стратегия должна способствовать созданию педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов, навыков толерантного поведения в обществе, а также в будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая проблема подготовки иностранных студентов к восприятию ими иносоцио-культурной среды, а также обучению межкультурному общению включает в себя ряд сложных аспектов:

— формирование культуры общения в иной для них социокультурной и языковой среде;

—учет психологических особенностей обучения взрослых;

— учет психологических особенностей познавательной коммуникативной деятельности иностранных студентов в естественной языковой среде;

— воспитание культуры межнационального общения в группе, на факультете, в вузе и т.д., т. е. в иносоциокультурной среде;

— формирование навыков и умений ведения «диалога культур»;

— формирование и развитие теоретической и практической готовности к межкультурной коммуникации, являющейся основным средством воспитания толерантной личности [4].

Что же мы понимаем под формированием толерантной языковой личности иностранного студента? В этом статусе толерантность понимается нами как комплекс личных качеств, подлежащих целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, и состоящим в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе культурного взаимодействия и общения; владение нравственными принципами и приемами межкультурного общения, способность видеть в «другом» полноценную, рав-нодостойную личность, способность к целостному восприятию «другой» культуры с пониманием ее отличительных характеристик как проявлений ее индивидуальности; готовность к диалогу культур посредством изучаемого языка.

—-г^е^б^-—

~ 234 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

Public health and health services ----—-

ISSN 2226-7425

Рядом авторов указывается на обострение проблемы отношений учителя и ученика, которая заключается в том, что доминирующей фигурой в образовании остается педагог императивного склада, несоответствующий духу времени и современной культуре. Принцип толерантности должен творчески применяться и в образовательном процессе, во взаимоотношениях учителя и ученика. Безусловно, в этом случае грубо истолкованный принцип толерантности, как диалог на равных, не должен иметь место — речь может идти, как считал Ю.М. Лотман, характеризуя специфику университетского образования относительно отношений преподавателей и студентов, об отношении коллеги к младшему коллеге. «Здесь нет верха и низа — учителей и учеников — здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т. е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом...» [1].

Межкультурная коммуникация является одним из элементов в процессе формирования толерантной языковой личности. Более того, межкультурную коммуникацию можно определить как комплексно-речевую взаимосвязь и взаимоотношение, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нравственные нормы.

Организационный процесс формирования толерантной личности средствами межкультурной коммуникации включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление студентов в процессе обучения языку с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их взамоотношениях, о расах и других культурах; развитие позитивного опыта культуры общения и др. [2]. Проблема осложняется тем, что в данном случае иностранные студенты имеют дело со сложной системой межкультурного общения: студенты и многонациональный мир, студенческая межнациональная среда. Межкультурная коммуникация выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, их личностно-психологической конкретизации, что делает процесс формирования толерантной личности, культуры общения особенно сложным.

Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как полифункциональное явление, включающее, во-первых, знание норм, принципов коммуникативного поведения в иносоциокуль-турной среде, умение перевода их в плоскость межкультурных отношений; во-вторых, воспитание специфических качеств; способности к эмпа-тии, сопереживанию, самооценке. Высокий уровень межкультурной компетенции предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям. Отношения в процессе межкультурной коммуникации предполагают высокое развитие этнополитического осознания и мышления, чувств, потребностей, терпимое отношение к иной культуре, к национальным обычаям, традициям. Показателями межкультурной компетенции являются также знания истории и культуры народов, многосторонние связи друг с другом, умение вести диалог культур, толерантность по отношению к представителям других наций, умение вести дискуссию, оценивать явления с гуманистических позиций, отстаивать и пропагандировать свои убеждения.

Формирование толерантной языковой личности в процессе обучения межкультурной коммуникации направлено на стабилизацию внутреннего положения в студенческом коллективе, обеспечение дружбы народов (социальная функция); обогащение людей духовной культурой, побуждение их к духовному сотрудничеству (просветительная функция); формирование социально-этических качеств, облегчающих межкультурное согласие в обществе (психологическая функция) [3].

Главный механизм формирования толерантной языковой личности заключается в том, что личность каждого студента является субъектом и объектом межкультурных отношений и вносит свою крупицу в сокровищницу мирового опыта, каждая личность в той или иной степени является участником свободного политического, культурного диалога, овладение которым способствует ментальной совместимости людей, уважению, принятию и пониманию различных культур, являющихся условиями движения человечества к духовной интеграции, уважительному отношению к языкам, традициям и культуре других народов, формированию культуры мира.

—--—

~ 235 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Система образования представляет уникальную возможность спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи, и, соответственно, на будущее тех народов, к которым эта молодежь принадлежит. Во-первых, образование является стержнем, вокруг которого, так или иначе, воссоздается вся система общественного самосознания. Во-вторых, образование несет в себе потенциал развития — результат внутреннего развития, а не внешнего влияния. В-третьих, будучи включенным в различные системы и отношения, образование является поликультурным пространством, «местом встречи» различных этносов. Поэтому от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные про-

THE TOLERANCE CREATION FOR THE FOREIGN STUDENTS

граммы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое сообщество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лотман Ю.М. Чему же учатся люди? (Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.). URL: http://www.opentextnn.ru/ man/?id=357

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИПРАН Академический Проект, Екатеринбург, 2000. 320 с.

3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 260 с.

4. Толерантность в межкультурном диалоге / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М., 2005. 372 с.

I.A. Tatarenkova

Kursk State Medical University Department of Pharmacology, Kursk

The process of tolerant elements education has varied nature in the conditions of polyethnical, multilingual, polycultural and polymental population in Russia and the education should be multicultural.

The creation mechanism of the tolerant linguistic personality is that the identity of each student is the subject and object of intercultural relations. Each person is a party of free political and cultural dialogue. The mastery of this dialogue contributes to mental compatibility of people, respect, adoption and understanding of the different cultures. These are traffic conditions of mankind to the spiritual integration, respectful relation to the languages, traditions and culture of other peoples, formation of culture of peace.

Key words: tolerance, education, intercultural communication, tradition and culture.

REFERENCES

1. Lotman Yu.M. Chemu zhe uchatsya lyudi? (Iz vy-stupleniya na otkrytii russkoi gimnazii pri Tartuskom univer-sitete, 1990 g.). Available at: http://www.opentextnn.ru/ man/?id=357

2. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiya. M.: IPRAN Aka-demicheskii Proekt, Ekaterinburg, 2000. 320 p.

3. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kom-munikatsiya. Moscow: Slovo, 2000. 260 p.

4. Tolerantnost' v mezhkul'turnom dialoge. Ed. N.M. Le-bedeva, A.N. Tatarko. Moscow, 2005. 372 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.