Научная статья на тему 'Правовая культура ингушей: результаты модернизации'

Правовая культура ингушей: результаты модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
273
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / АДАТНО-ШАРИАТСКАЯ ПРАКТИКА / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНГУШСКОГО ОБЩЕСТВА / POLITICAL ORGANIZATION / MORAL AND ETHICAL RULES / ADATN AND SHARIAT PRACTICE / MODERNIZATION / CURRENT STATE OF THE INGUSH SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акиева П. Х.

Злободневность изучения политико-правовой истории России и Северного Кавказа как ее составляющей части обусловлена современным состоянием региона. В данной статье анализируются архетипы, или базисные традиционно-правовые ценности ингушского общества, составляющие ядро этнической идентичности и потенциально опасных проблем, заложенных в политическом будущем Ингушской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal culture of the Ingush: results of modernization

The topicality of the study of political and legal history of Russia and the North Caucasus as its component is determined by the current state of the region. The author of the article analyzes the archetypes or basic traditional legal values of the Ingush society forming the core of ethnic identity and potentially dangerous problems inherent in the political future of the Ingush republic.

Текст научной работы на тему «Правовая культура ингушей: результаты модернизации»

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ИНГУШЕЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ П.Х. Акиева

(ведущий научный сотрудник Ингушского научно-исследовательского института им. Ч. Ахриева, кандидат исторических наук, Республика Ингушетия,

г. Магас; [email protected])

Злободневность изучения политико-правовой истории России и Северного Кавказа как ее составляющей части обусловлена современным состоянием региона. В данной статье анализируются архетипы, или базисные традиционно-правовые ценности ингушского общества, составляющие ядро этнической идентичности и потенциально опасных проблем, заложенных в политическом будущем Ингушской Республики.

Ключевые слова: политическая организация, морально-этические нормы, адатно-шари-атская практика, современное состояние ингушского общества.

Ингушский народ живет в составе Российского государства уже более 240 лет, однако это не мешает сохранению им традиционных культурных элементов, таких как развитые кровно-родственные отношения, нормы обычного права, в части регулирования общественных отношений (адат), комплекс духовно-нравственных ценностей (эздел).

Политическая организация ингушского общества выглядела следующим образом: «къам» - народ, «шахьар» - общество, «тейп» - род, «вяры» - ветви (фамилии), «дезал» - семья («некъий» или «гар» - более поздние варианты объединений кровно-родственных групп)* [1, с. 26]. Каждый тейп имел свой совет старейшин («кхел»), который избирался из числа мудрых и уважаемых людей, независимо от их имущественного положения.

По таким же принципам из представителей различных тейпов избирался верховный орган - «Мехк-кхел», или совет страны, представлявший в одном лице законодательную и судебную власть. «Мехк-кхел» состоял из судей - «кхела-хой», досконально знавших обычное право, пользовавшихся в народе авторитетом и обладавших даром ораторского искусства. Прямым следствием социально-экономического строя родового общества явились общественно обязательные принципы

* М.А. Мамакаев выделял двадцать три общественно обязательных принципа, установленных правовым институтом тейпизма [2].

политико-правового института ингушского тейпа [2].

До окончательного включения ингушей в сферу российской государственности стабильность и порядок в ингушском обществе поддерживали адат и шариат. Отметим, что первоначальную основу регулятивной системы кавказских горцев «составили не религиозные, а моральноэтические нормы, которые определяли меру должного и возможного поведения каждого, обеспечивали посредством действия обычая и традиции стабильность в отношениях между отдельными членами горского общества» [3, с. 9].

Несмотря на то, что нормы обычного права ингушского общества позволяли существовать человеку в жесткой регламентированной системе, а также определяли в виде наказания меры всеобщего морального осуждения («юртах ваккхар» - изгнание из села, «мехкахваккхар» - изгнание из тейпа, «вийкхайкаяр» - предание анафеме и др.), они не решали более абстрактные проблемы - отношение к религии, культуре, государственности и т.д.

К середине XIX века ингуши уже широко исповедовали ислам, сфера воздействия которого ограничивалась главным образом ритуальными или культурно-бытовыми аспектами. Основой для разрешения конфликтов различного уровня являлись два принципа обычного права - принцип возмездия (то есть кровной мести) и принцип возмещения, осуществлявшийся пу-

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

10

тем посредничества или примирения с помощью медиаторского суда.

Формально законодательство царской России почти не знало ограничений по национальному признаку - ограничения действовали в зависимости от конфессиональной принадлежности и степени владения государственным (русским) языком. Но так как на деле конфессиональные различия совпадали с национальными, то ограничения приобретали национальный характер. С поддержки традиционной адат-но-шариатской практики начала свое политико-правовое реформирование и советская администрация. Уже к концу 20-х гг. были запрещены суды по шариату, а чуть позже и древние патрилиниджные суды по адатам [4, с. 794].

Процесс модернизации политикоправового сознания ингушей проходил несколько этапов: вторая половина XIX века, время революций, советский период, время становления ингушской государственности. Ингушский народ в своей истории не раз переживал трагические события, имевшие потенциальную возможность уничтожения ингушей как этноса: Кавказская война, итогом которой явилось массовое выселение горских народов в Турцию и страны Ближнего Востока; раздел территории Ингушетии с последующим созданием Чечено-Ингушской автономной области с центром в г. Грозный; затем депортация, возвращение и с конца 50-х годов необходимость территориальной реабилитации; осетино-ингушский конфликт октября 1992 г. С принятия 4 июня 1992 года Закона РСФСР «Об образовании в Российской Федерации Ингушской Республики» вот уже 20 лет не проведена административная граница с Чеченской Республикой.

«Начало вытеснению ингушей со своих земель было положено еще в XVIII веке русским царизмом. Но то, что сделали по части ущемления его прав в сталинский период, по своим масштабам намного превосходит сделанное царизмом» [5, с. 6, 7]. Производным от историко-политических пертурбаций явилось экономическое и культурное положение республики. «В результате многих исторических катак-

лизмов народ был вынужден сражаться за свое выживание... народные ценности разрушились, что привело к изменению этнических черт кавказских наций» [6, с. 4].

В основу метода интеграции национальных окраин в Российское государство «была положена политика русификации, курс на которую окончательно оформился при Александре III» [7, с. 20]. «Конструкторами» сталинской национальной политики были взяты на вооружение «методы “укрупнения” и “унификации” как основные инструменты построения системы эффективного контроля над территориями национальных окраин СССР» [8, с. 21].

Что представляет собой ингушское общество сейчас? Определяющие динамику политического развития социальные силы остаются традиционными для Ингушетии. Это различные спаянные на семейно-родственной и религиозно-клановой основе группы с той или иной степенью влияния, определяющейся как материальным фактором (наличие собственности, финансовых средств, доступ к властным рычагам), так и иными факторами (авторитет в обществе, происхождение и т.д.). Отсутствие сближения позиций между данными группами приводит к атомизации ингушского общества. В XX веке ингушский тейп из чисто политического института приобретает характер духовно-нравственного объединения этнической общности на основе нравственно-этического комплекса «эздел». Каждый ингуш знает, к какому тейпу принадлежит и его генеалогию, и это знание является определяющим в его нравственной позиции. Именно поэтому в ингушском обществе кровно-родственные отношения были всегда надпартийными и надклассовыми. В настоящее время общинная идеология, сохраняя отчасти свою регулятивную роль, в большинстве случаев выполняет идеологическую работу.

Двойной стандарт адат/шариат, как своеобразная система «сдержек и противовесов», помогла ингушам частично сохранить традиционную правовую практику до наших дней. Говоря уже с позиций сегодняшнего дня, в ведении шариата находятся вопросы регулирования части семейно-бы-

Юридическая наука и правоохранительная практика товых, религиозно-погребальных и других социальных явлений, а за адатом остался большой пласт этнической культуры. Кроме того, параллельное сосуществование адата, шариата и государственного права в республике предоставляет больше возможностей для урегулирования спорных вопросов. Традиционными правовыми знаниями, как и прежде, обладают тейповые (уважаемые и авторитетные люди) и духовные лидеры. Приоритет в решении спорных вопросов ингушами отдается традиционной правовой практике. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в октябре 2003 года МВД по Республике Ингушетия, только 63 % респондентов заявили, что в случае опасности будут обращаться в правоохранительные органы, а в 2008 году - 56 %. При этом в 2008 году обратиться в другие органы или самостоятельно обеспечивать свою безопасность был намерен 41 % жителей**. Можно констатировать двоякое отношение к закону, связанное с практикой невыполнения государственной властью норм законодательных актов в отношении ингушей.

Осуждение виновного по российскому законодательству не освобождает его и семью от угрозы совершения мести со стороны родственников потерпевшего. Как правило, данные деяния связаны с обычаем кровной мести. Официальные власти республики вынуждены считаться с обычаем, кажущимся анахронизмом с позиций сегодняшнего дня. Согласно данным Духовного центра мусульман Республики Ингушетия, по состоянию на январь 2009 г. 90 ингушских семей находились в состоянии вражды. Однако конфликтующие стороны могут помириться, несмотря на срок давности вражды. Эта практика связана с понятием «маслахат» («масла-хьат»), когда простивший получает от Аллаха вознаграждение в виде возможности попасть в любой из желаемых восьми раев, а посреднику прощаются грехи. Освобождение от мести может быть осуществлено только после медиаторского примирения. Такие примирительные комиссии неофи-

** Архив МВД по Республике Ингушетия.

2 (24) 2013

циально работали в Республике Ингушетия еще с советских времен.

Сегодня со стороны органов исполнительной власти проводится активная политика использования традиционных форм общественного управления, как одного их вариантов решения злободневных проблем. В каченстве примера можно привести инициативу Главы Республики Ингушетия Ю. Евкурова о воссоздании традиционного общественного института ингушей - Совета тейпов (родов), с помощью которого пытаются решить вопросы: правовые - урегулирование традиционного права кровной мести; образовательные - выделение каждому тейпу квотных мест в вузах России; экономические - создание «тейповых производств» путем получения ссуды в рамках федеральных целевых программ [9]. «Инициативы и предложения “с указанием путей решения наболевших проблем должны исходить от Советов тейпов. Тейп является составной частью ингушского общества, играл огромную роль в его обустройстве и контроле над соблюдением установленных этических и нравственных норм, нарушение которых могло привести к общественному осуждению, вплоть до отречения тейпа от родства с нарушителем”» [10]. Глава Республики Ингушетия Ю. Евкуров ищет неординарные решения, главная цель которых состоит в консолидации общества.

В прошлом единение народа носило вполне конкретный содержательный характер, проявлявшийся в различных видах социального взаимодействия. При этом такое «взаимодействие пронизывало всю систему общественной жизни, начиная от согласованности внутренних убеждений людей, заканчивая едиными формами их участия в управлении делами общества. Примером тому служит рассмотрение порядка принятия решений на народных собраниях» [11].

Интерес к тейповой организации всегда усиливался в период ослабления государственной власти. Решение Ю. Евкурова имеет цель наладить диалог с народом, что сейчас очень важно. «За последние годы население этой республики перестало верить

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

12

людям во власти, считая, и не без основания, что чиновники озабочены только собственным обогащением» [12]. Так, например, согласно опросу, проведенному в республике 8 февраля 2011 года, 72 % респондентов (т.е. большинство) выделили коррупцию и взяточничество во властных структурах как первоочередную проблему [13].

Главный вопрос качества управления зависит от критерия подбора кадров - институт представительства должен формироваться из наиболее достойных. «Критерии выбора лучшего представителя из народа должны основываться не на том, кто более образован, имеет правильные манеры и высокое воспитание, а на том, кто своим разумным поведением, своими действиями и образом жизни доказал свою состоятельность как глава семьи, родитель и супруг, хозяин, специалист и общественный авторитет. «В существующих условиях организации жизни выявить людей, являющихся носителями высочайших духовных, нравственных и интеллектуальных качеств личности, не представляется возможным» [11]. Применительно к ингушскому обществу, сохранившему кровно-родственные отношения и нравственно-этический кодекс «эздел», данный вариант выбора народных представителей вполне возможен.

Таким образом, помимо политических и экономических проблем, существующих в ингушском обществе, ситуация усугубляется постепенным размыванием этнической культуры, вызванным расшатанностью нравственно-этического поля. Комплекс «эздел» постепенно приобретает декларативный характер. Сегодня молодежь поверхностно ориентируется на национальные традиции, при том, что соблюдение «эздел» в реальности не происходит и на 80 %. Поэтому уделение на государственном уровне внимания оздоровлению общественной жизни ингушей представляется в сложившихся условиях наиболее оправданным.

1. Авторханов А. К вопросам изучения тейп, тукумов и классовой борьбы в чеченской деревне // Революция и горец. 1931. № 4.

2. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973.

3. Вертий М.Ю. Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003.

4. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Этнология права // Вестник РАН. 1997. Т. 67.

5. Костоев Б. Преданная нация. О некоторых уроках становления Ингушской Республики. М., 1995.

6. Ставрополье: этноконфликтологи-ческий портрет / В.А. Авксентьев [и др.]. Ставрополь, 2002.

7. Волхонский М.А. Национальный вопрос во внутренней политике правительства в годы первой русской революции // Отечественная история. 2005. № 5.

8. История Ингушетии / М.Б. Долги-ева [и др.]. 3-е изд. Ростов н/Д, 2012.

9. Евкуров Юнус-Бек. Федеральный центр старается проводить действительно взвешенную национальную политику в регионе // Сердало. 2010. 30 янв. № 14 (10342).

10. Инициативы по решению наболевших проблем в Ингушетии должны исходить от Советов тейпов, - считает Юнус-Бек Евкуров // ИТАР ТАСС. 23:10. 05/05/2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.itar-tass.com/c145/727517.html (дата обращения: 22 марта 2013 г.).

11. Звягинцев М. О сущности на-

родного представительства. 21.01.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://

www/institutra.rn/blog/gos-pravo-uprav/o-sushhnosti-narodnogo-predstavitelstva (дата обращения: 25 дек. 2011 г.).

12. Мурадов М. Ингушетией займутся тейп-менеджеры // Президент Евкуров надеется на совет старейшин // Коммерсантъ. 2009. 15 окт. № 192 (4247) [Электронный ресурс]. URL:http://www.kommersant. ru/daily/?date=20091015 (дата обращения: 12 авг. 2011 г.).

13. Отношение населения к органам государственной власти и местного самоуправления // Архив Администрации Главы Республики Ингушетия. Вх. № 1567 от 28.02.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.