ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ИНГУШЕЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ П.Х. Акиева
(ведущий научный сотрудник Ингушского научно-исследовательского института им. Ч. Ахриева, кандидат исторических наук, Республика Ингушетия,
г. Магас; [email protected])
Злободневность изучения политико-правовой истории России и Северного Кавказа как ее составляющей части обусловлена современным состоянием региона. В данной статье анализируются архетипы, или базисные традиционно-правовые ценности ингушского общества, составляющие ядро этнической идентичности и потенциально опасных проблем, заложенных в политическом будущем Ингушской Республики.
Ключевые слова: политическая организация, морально-этические нормы, адатно-шари-атская практика, современное состояние ингушского общества.
Ингушский народ живет в составе Российского государства уже более 240 лет, однако это не мешает сохранению им традиционных культурных элементов, таких как развитые кровно-родственные отношения, нормы обычного права, в части регулирования общественных отношений (адат), комплекс духовно-нравственных ценностей (эздел).
Политическая организация ингушского общества выглядела следующим образом: «къам» - народ, «шахьар» - общество, «тейп» - род, «вяры» - ветви (фамилии), «дезал» - семья («некъий» или «гар» - более поздние варианты объединений кровно-родственных групп)* [1, с. 26]. Каждый тейп имел свой совет старейшин («кхел»), который избирался из числа мудрых и уважаемых людей, независимо от их имущественного положения.
По таким же принципам из представителей различных тейпов избирался верховный орган - «Мехк-кхел», или совет страны, представлявший в одном лице законодательную и судебную власть. «Мехк-кхел» состоял из судей - «кхела-хой», досконально знавших обычное право, пользовавшихся в народе авторитетом и обладавших даром ораторского искусства. Прямым следствием социально-экономического строя родового общества явились общественно обязательные принципы
* М.А. Мамакаев выделял двадцать три общественно обязательных принципа, установленных правовым институтом тейпизма [2].
политико-правового института ингушского тейпа [2].
До окончательного включения ингушей в сферу российской государственности стабильность и порядок в ингушском обществе поддерживали адат и шариат. Отметим, что первоначальную основу регулятивной системы кавказских горцев «составили не религиозные, а моральноэтические нормы, которые определяли меру должного и возможного поведения каждого, обеспечивали посредством действия обычая и традиции стабильность в отношениях между отдельными членами горского общества» [3, с. 9].
Несмотря на то, что нормы обычного права ингушского общества позволяли существовать человеку в жесткой регламентированной системе, а также определяли в виде наказания меры всеобщего морального осуждения («юртах ваккхар» - изгнание из села, «мехкахваккхар» - изгнание из тейпа, «вийкхайкаяр» - предание анафеме и др.), они не решали более абстрактные проблемы - отношение к религии, культуре, государственности и т.д.
К середине XIX века ингуши уже широко исповедовали ислам, сфера воздействия которого ограничивалась главным образом ритуальными или культурно-бытовыми аспектами. Основой для разрешения конфликтов различного уровня являлись два принципа обычного права - принцип возмездия (то есть кровной мести) и принцип возмещения, осуществлявшийся пу-
Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования
10
тем посредничества или примирения с помощью медиаторского суда.
Формально законодательство царской России почти не знало ограничений по национальному признаку - ограничения действовали в зависимости от конфессиональной принадлежности и степени владения государственным (русским) языком. Но так как на деле конфессиональные различия совпадали с национальными, то ограничения приобретали национальный характер. С поддержки традиционной адат-но-шариатской практики начала свое политико-правовое реформирование и советская администрация. Уже к концу 20-х гг. были запрещены суды по шариату, а чуть позже и древние патрилиниджные суды по адатам [4, с. 794].
Процесс модернизации политикоправового сознания ингушей проходил несколько этапов: вторая половина XIX века, время революций, советский период, время становления ингушской государственности. Ингушский народ в своей истории не раз переживал трагические события, имевшие потенциальную возможность уничтожения ингушей как этноса: Кавказская война, итогом которой явилось массовое выселение горских народов в Турцию и страны Ближнего Востока; раздел территории Ингушетии с последующим созданием Чечено-Ингушской автономной области с центром в г. Грозный; затем депортация, возвращение и с конца 50-х годов необходимость территориальной реабилитации; осетино-ингушский конфликт октября 1992 г. С принятия 4 июня 1992 года Закона РСФСР «Об образовании в Российской Федерации Ингушской Республики» вот уже 20 лет не проведена административная граница с Чеченской Республикой.
«Начало вытеснению ингушей со своих земель было положено еще в XVIII веке русским царизмом. Но то, что сделали по части ущемления его прав в сталинский период, по своим масштабам намного превосходит сделанное царизмом» [5, с. 6, 7]. Производным от историко-политических пертурбаций явилось экономическое и культурное положение республики. «В результате многих исторических катак-
лизмов народ был вынужден сражаться за свое выживание... народные ценности разрушились, что привело к изменению этнических черт кавказских наций» [6, с. 4].
В основу метода интеграции национальных окраин в Российское государство «была положена политика русификации, курс на которую окончательно оформился при Александре III» [7, с. 20]. «Конструкторами» сталинской национальной политики были взяты на вооружение «методы “укрупнения” и “унификации” как основные инструменты построения системы эффективного контроля над территориями национальных окраин СССР» [8, с. 21].
Что представляет собой ингушское общество сейчас? Определяющие динамику политического развития социальные силы остаются традиционными для Ингушетии. Это различные спаянные на семейно-родственной и религиозно-клановой основе группы с той или иной степенью влияния, определяющейся как материальным фактором (наличие собственности, финансовых средств, доступ к властным рычагам), так и иными факторами (авторитет в обществе, происхождение и т.д.). Отсутствие сближения позиций между данными группами приводит к атомизации ингушского общества. В XX веке ингушский тейп из чисто политического института приобретает характер духовно-нравственного объединения этнической общности на основе нравственно-этического комплекса «эздел». Каждый ингуш знает, к какому тейпу принадлежит и его генеалогию, и это знание является определяющим в его нравственной позиции. Именно поэтому в ингушском обществе кровно-родственные отношения были всегда надпартийными и надклассовыми. В настоящее время общинная идеология, сохраняя отчасти свою регулятивную роль, в большинстве случаев выполняет идеологическую работу.
Двойной стандарт адат/шариат, как своеобразная система «сдержек и противовесов», помогла ингушам частично сохранить традиционную правовую практику до наших дней. Говоря уже с позиций сегодняшнего дня, в ведении шариата находятся вопросы регулирования части семейно-бы-
Юридическая наука и правоохранительная практика товых, религиозно-погребальных и других социальных явлений, а за адатом остался большой пласт этнической культуры. Кроме того, параллельное сосуществование адата, шариата и государственного права в республике предоставляет больше возможностей для урегулирования спорных вопросов. Традиционными правовыми знаниями, как и прежде, обладают тейповые (уважаемые и авторитетные люди) и духовные лидеры. Приоритет в решении спорных вопросов ингушами отдается традиционной правовой практике. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в октябре 2003 года МВД по Республике Ингушетия, только 63 % респондентов заявили, что в случае опасности будут обращаться в правоохранительные органы, а в 2008 году - 56 %. При этом в 2008 году обратиться в другие органы или самостоятельно обеспечивать свою безопасность был намерен 41 % жителей**. Можно констатировать двоякое отношение к закону, связанное с практикой невыполнения государственной властью норм законодательных актов в отношении ингушей.
Осуждение виновного по российскому законодательству не освобождает его и семью от угрозы совершения мести со стороны родственников потерпевшего. Как правило, данные деяния связаны с обычаем кровной мести. Официальные власти республики вынуждены считаться с обычаем, кажущимся анахронизмом с позиций сегодняшнего дня. Согласно данным Духовного центра мусульман Республики Ингушетия, по состоянию на январь 2009 г. 90 ингушских семей находились в состоянии вражды. Однако конфликтующие стороны могут помириться, несмотря на срок давности вражды. Эта практика связана с понятием «маслахат» («масла-хьат»), когда простивший получает от Аллаха вознаграждение в виде возможности попасть в любой из желаемых восьми раев, а посреднику прощаются грехи. Освобождение от мести может быть осуществлено только после медиаторского примирения. Такие примирительные комиссии неофи-
** Архив МВД по Республике Ингушетия.
2 (24) 2013
циально работали в Республике Ингушетия еще с советских времен.
Сегодня со стороны органов исполнительной власти проводится активная политика использования традиционных форм общественного управления, как одного их вариантов решения злободневных проблем. В каченстве примера можно привести инициативу Главы Республики Ингушетия Ю. Евкурова о воссоздании традиционного общественного института ингушей - Совета тейпов (родов), с помощью которого пытаются решить вопросы: правовые - урегулирование традиционного права кровной мести; образовательные - выделение каждому тейпу квотных мест в вузах России; экономические - создание «тейповых производств» путем получения ссуды в рамках федеральных целевых программ [9]. «Инициативы и предложения “с указанием путей решения наболевших проблем должны исходить от Советов тейпов. Тейп является составной частью ингушского общества, играл огромную роль в его обустройстве и контроле над соблюдением установленных этических и нравственных норм, нарушение которых могло привести к общественному осуждению, вплоть до отречения тейпа от родства с нарушителем”» [10]. Глава Республики Ингушетия Ю. Евкуров ищет неординарные решения, главная цель которых состоит в консолидации общества.
В прошлом единение народа носило вполне конкретный содержательный характер, проявлявшийся в различных видах социального взаимодействия. При этом такое «взаимодействие пронизывало всю систему общественной жизни, начиная от согласованности внутренних убеждений людей, заканчивая едиными формами их участия в управлении делами общества. Примером тому служит рассмотрение порядка принятия решений на народных собраниях» [11].
Интерес к тейповой организации всегда усиливался в период ослабления государственной власти. Решение Ю. Евкурова имеет цель наладить диалог с народом, что сейчас очень важно. «За последние годы население этой республики перестало верить
Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования
12
людям во власти, считая, и не без основания, что чиновники озабочены только собственным обогащением» [12]. Так, например, согласно опросу, проведенному в республике 8 февраля 2011 года, 72 % респондентов (т.е. большинство) выделили коррупцию и взяточничество во властных структурах как первоочередную проблему [13].
Главный вопрос качества управления зависит от критерия подбора кадров - институт представительства должен формироваться из наиболее достойных. «Критерии выбора лучшего представителя из народа должны основываться не на том, кто более образован, имеет правильные манеры и высокое воспитание, а на том, кто своим разумным поведением, своими действиями и образом жизни доказал свою состоятельность как глава семьи, родитель и супруг, хозяин, специалист и общественный авторитет. «В существующих условиях организации жизни выявить людей, являющихся носителями высочайших духовных, нравственных и интеллектуальных качеств личности, не представляется возможным» [11]. Применительно к ингушскому обществу, сохранившему кровно-родственные отношения и нравственно-этический кодекс «эздел», данный вариант выбора народных представителей вполне возможен.
Таким образом, помимо политических и экономических проблем, существующих в ингушском обществе, ситуация усугубляется постепенным размыванием этнической культуры, вызванным расшатанностью нравственно-этического поля. Комплекс «эздел» постепенно приобретает декларативный характер. Сегодня молодежь поверхностно ориентируется на национальные традиции, при том, что соблюдение «эздел» в реальности не происходит и на 80 %. Поэтому уделение на государственном уровне внимания оздоровлению общественной жизни ингушей представляется в сложившихся условиях наиболее оправданным.
1. Авторханов А. К вопросам изучения тейп, тукумов и классовой борьбы в чеченской деревне // Революция и горец. 1931. № 4.
2. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973.
3. Вертий М.Ю. Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003.
4. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Этнология права // Вестник РАН. 1997. Т. 67.
5. Костоев Б. Преданная нация. О некоторых уроках становления Ингушской Республики. М., 1995.
6. Ставрополье: этноконфликтологи-ческий портрет / В.А. Авксентьев [и др.]. Ставрополь, 2002.
7. Волхонский М.А. Национальный вопрос во внутренней политике правительства в годы первой русской революции // Отечественная история. 2005. № 5.
8. История Ингушетии / М.Б. Долги-ева [и др.]. 3-е изд. Ростов н/Д, 2012.
9. Евкуров Юнус-Бек. Федеральный центр старается проводить действительно взвешенную национальную политику в регионе // Сердало. 2010. 30 янв. № 14 (10342).
10. Инициативы по решению наболевших проблем в Ингушетии должны исходить от Советов тейпов, - считает Юнус-Бек Евкуров // ИТАР ТАСС. 23:10. 05/05/2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.itar-tass.com/c145/727517.html (дата обращения: 22 марта 2013 г.).
11. Звягинцев М. О сущности на-
родного представительства. 21.01.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://
www/institutra.rn/blog/gos-pravo-uprav/o-sushhnosti-narodnogo-predstavitelstva (дата обращения: 25 дек. 2011 г.).
12. Мурадов М. Ингушетией займутся тейп-менеджеры // Президент Евкуров надеется на совет старейшин // Коммерсантъ. 2009. 15 окт. № 192 (4247) [Электронный ресурс]. URL:http://www.kommersant. ru/daily/?date=20091015 (дата обращения: 12 авг. 2011 г.).
13. Отношение населения к органам государственной власти и местного самоуправления // Архив Администрации Главы Республики Ингушетия. Вх. № 1567 от 28.02.2011.