ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 347.6.01 ББК Х 404.5-0
И.Ю. СЕМЕНОВА
ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ-СОСТОЯНИЙ
В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Ключевые слова: семейные правоотношения, юридические факты, факты-состояния в семейном праве РФ, сущность фактов-состояний, виды семейно-правовых состояний. В статье предпринята попытка охарактеризовать место и роль в механизме се-мейно-правового регулирования одного из видов юридических фактов - фактов-состояний. Проанализировав отдельные виды указанной правовой категории, автор отмечает, что правовая природа фактов-состояний и их классификация являются одним из наиболее дискуссионных вопросов отечественного семейного права. По результатам работы сделан вывод о том, что требуются дополнительные исследования в рассматриваемой сфере.
L SEMENOVA
LEGAL CATEGORY OF JURIDICAL FACTS-CONDITIONS LN THE FAMILY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE
Key words: family legal relations, juridical facts, facts-conditions in the Family Law of the Russian Federation, essence of the facts-conditions, types of family and legal conditions.
The article makes an attempt to characterize the place and the role in family legal regulation mechanism of one of juridical facts types -facts-conditions. Having analysed separate types of the specified legal category, the author notes that the legal nature of facts-conditions and their classification are one of the most debatable questions of domestic Family Law. By results of work the conclusion is drawn that extra research are required in the sphere being considered.
В современных условиях интенсивного законотворчества кардинально изменяется специфика такого динамичного явления, как правовые отношения [4. С. 162]. Общая теория права устанавливает, что правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе конкретных жизненных обстоятельств, называемых юридическими фактами. Общеизвестно, что «юридические факты упорядочивают социальные связи, определяют юридическую силу прав и обязанностей, а также устанавливают правовые последствия их соблюдения и использования» [4. С. 163]. «Без юридического факта правоотношение не может быть реализовано без достаточных на то оснований» [1. С. 35]. Как верно отмечает А.В. Маркосян, «общество внимательно, порой даже настороженно следит за нормотворческой, прежде всего, за законодательной деятельностью государства, поскольку ему вовсе небезразлично, насколько полно и точно будут отражены в законодательстве определенные жизненные обстоятельства, с которыми будет связано наступление всякого рода юридических последствий» [3. С. 4]. Право должно не только адекватно отражать состояние и характер сложившихся
32
Oeconomia et Jus. 2017. № 1
общественных отношений, но и определять стратегию их развития [5. С. 4]. Право как инструмент социального контроля призвано упорядочивать общественные отношения, корректируя поведение людей в соответствии с определенными целями [5. С. 11].
Юридические факты в семейном праве очень специфичны (в разрезе других отраслей права) ввиду того, что они являются основанием возникновения, изменения и прекращения не только собственно семейных отношений, но и иных правовых отношений, основанных на семейной связи (наследственных, отношений по социальному обеспечению и др.).
Современное семейное законодательство в системе юридических фактов выделяет юридические - действия, юридические акты, факты-поступки и результативные действия, факты-события, факты-сроки, а также факты-состояния и иные. Факты-состояния относятся к сложным юридическим фактам, которые обладают относительной стабильностью и существуют длительный период, в течение которого неоднократно могут наступить правовые последствия (состояние родства, беременности, супружества, родительства и др.).
В юридической литературе вопрос о правовой природе фактов-состояний в семейном праве относится к одному из дискуссионных. Существуют и различные классификации данной правовой категории (Е.М. Ворожейкин, В.И. Данилин, Н.В. Зернин, С.И. Вильнянский, О.В. Баринов, Н.Н. Тарусина, Р.О. Халфина, А.В. Маркосян, С.И. Реутов, В.А. Рясенцев и др.). Однако, как отмечают исследователи, можно выделить определенные особенности фактов-состояний, которые характеризуют их как специфическую категорию юридических фактов в семейном праве. В первую очередь речь идет о том, что факты-состояния «отражают длящиеся стабильные характеристики общественных отношений и их участников». Вторая особенность заключается в том, что само по себе состояние не существует, оно является составной частью фактического состава семейного правоотношения. Например, состояние родства между родителями и детьми есть состояние родительства или же состояние в браке есть брачное правоотношение и др.
Родство является длящимся юридическим фактом-состоянием. Оно по сути и не действие, и не событие, хотя порождено событием. Волевое поведение рассматривается как предпосылка возникновения родства, а не как основание его возникновения. При рождении ребенка у лиц, не состоящих в браке между собой, права и обязанности возникнут между ребенком и отцом лишь в том случае, если рождение будет установлено в надлежащем законодательном порядке.
Нельзя не отметить, что в теорию семейного права введено понятие «фиктивно-правовое состояние», имеющее место в реальной жизни [2. С. 20; 7. С. 84; 3. С. 146]. К таким общественным отношениям, которые по внешним признакам соответствуют нормам закона, но по содержанию однозначно противоречат ему, можно отнести, к примеру, фиктивный брак, фиктивное расторжение брака, фиктивный раздел совместно нажитого имущества, фиктивное усыновление (удочерение) ребенка, фиктивное признание отцовства и иные. Достаточно детально действующее семейное законодательство регла-
Юридические науки
33
ментирует фиктивный брак (ст. 27 СК РФ)1. Правоприменительная практика знает случаи признания отцовства лицом, которое осведомлено о том, что не является биологическим отцом ребенка, но готово быть им юридически. Речь идет об институте добровольного признания отцовства в органах записи актов гражданского состояния между матерью ребенка и лицом, желающим быть юридическим отцом ребенка. Для семейного права не всегда достаточно факта самого родства, законодатель требует его законодательного оформления в установленном порядке. Происхождение ребенка от данных родителей, состоящих в браке, должно быть оформлено в органах ЗАГС. Если ребенок родился от матери, не состоящей в браке с его отцом, то требуется подтвердить происхождение ребенка от данного отца путем подачи совместного заявления в орган ЗАГС матерью и отцом ребенка об установлении отцовства, где отец добровольно признает отцовство. Или же отцовство может быть установлено решением суда по заявлению матери или отца ребенка.
В некоторых случаях состояние родства может являться юридическим фактом, препятствующим возникновению семейных прав и обязанностей. Например, действующее семейное законодательство в качестве одного из обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, называет близкое родство (ст. 14 СК РФ).
Однако не все состояния могут быть связаны с правоотношениями. То же состояние родства может быть просто учтено, но не является правоотношением. Например, при процедуре усыновления, если усыновитель приходится усыновляемому родным дядей, суд лишь учитывает этот факт. Данное состояние родства не является правоотношением и, соответственно, не порождает правовых последствий. Другой случай. Брачное состояние порождает правовые последствия в виде, к примеру, алиментных обязательств супругов (ст. 89 СК РФ) и бывших супругов (ст. 90 СК РФ).
Состояние нуждаемости также рассматривается в качестве юридического факта, влекущего возникновение, например, алиментных правоотношений. Законодатель предусмотрел возможность супруга или бывшего супруга требовать предоставления алиментных средств от другого супруга, обладающего необходимыми средствами, в том случае, если нуждающийся супруг или бывший супруг осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом до достижения возраста восемнадцати лет или же за общим ребенком-инвалидом с детства I группы (ст. 89, 90 СК РФ).
Состояние беременности, несомненно, является юридическим фактом с определенными правовыми последствиями. Действующее брачно-семейное право позволяет при наличии беременности лицам вступить в брак в день подачи заявления (ст. 11 СК РФ). Законодатель предусмотрел также возможность при наличии беременности с разрешения органов местного самоуправления снизить брачный возраст до шестнадцати лет. В качестве ограничительной нормы СК РФ ввел запрет на возможность возбуждения дела о расторжении брака мужем во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК
1 Семейный кодекс Российской Федерации от Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЭ (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. 1 янв. № 1. Ст. 16.
34
Oeconomia et Jus. 2017. № 1
РФ). В качестве другого примера действия факта-состояния беременности можно указать на норму права, предусматривающую возможность возникновения алиментного обязательства, когда жена или бывшая жена в период беременности и в течение трех лет с момента рождения ребенка имеет право на получение содержания от супруга или бывшего супруга (ст. 89, 90 СК РФ).
Таким образом, проведенный анализ фактов-состояний в механизме се-мейно-правового регулирования позволяет говорить о том, что указанный вопрос является достаточно дискуссионным в правовой среде и, несомненно, требует дополнительных правовых исследований.
Литература
1. Александрова Н.В., Федоров И.З. Юридические факты в механизме гражданско-правового регулирования // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 1(15). С. 35.
2. КоголовскийИ.Р. Фиктивные состояния в семейном праве // Юрист. 2008. № 5. С. 20-23.
3. Маркосян А.В. Юридические факты в семейном праве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 203 с.
4. Семенова И.Ю. Теоретические основы юридических фактов-действий как объектов семей-но-правового регулирования // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию юридического факультета (Чебоксары, 2 декабря 2016 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 472 с.
5. Семенова И.Ю. Действие правовых стимулов и ограничений в регулировании семейных отношений. Чебоксары: Перфектум, 2012. 220 с.
6. Семенова И.Ю. Теоретические основы конкретизации механизма действия правовых стимулов и правовых ограничений в российском семейном праве // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 297-303.
7. Тарусина Н.Н. О фиктивных семейно-правовых состояниях // Правоведение. 1983. № 2.С. 84.
References
1. Aleksandrova N.V., Fedorov I.Z. Yuridicheskie fakty v mekhanizme grazh-dansko-pravovogo regulirovaniya [Legal facts in the mechanism of legal regulation]. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii [Bulletin of the Russian University of cooperation], 2014, no. 1(15), р. 35.
2. Kogolovskii I.R. Fiktivnye sostoyaniya v semeinom prave [Fictitious status in family law]. Yurist [Legal], 2008, no. 5. рр. 20-23.
3. Markosyan A.V. Yuridicheskie fakty v semeinom prave Rossiiskoi Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal facts in family law of the Russian Federation. Doct. Diss.]. Moscow, 2007. 203 р.
4. Semenova I.Yu.Teoreticheskie osnovy yuridicheskikh faktov-deistvii kak ob"ektov semeino-pravovogo regulirovaniya [The theoretical basis of legal facts-events as objects of family law regulation]. Aktual'nye problemy yuridicheskoi nauki i pravoprimenitel'noi praktiki: sb. materialov VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 25-letiyu yuridicheskogo fakul'teta [Proc. of VI Int. Sci.-Pract. Conf. «Actual problems of legal science and practice»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2016, 472 р.
5. Semenova I.Yu. Deistviepravovykh stimulov i ogranichenii v reguliro-vanii semeinykh otno-shenii [The effect of legal incentives and restrictions the regulation of family relations]. Cheboksary, Perfektum Publ., 2012, 220 р.
6. Semenova I.Yu. Teoreticheskie osnovy konkretizatsii mekhanizma deist-viya pravovykh stimulov i pravovykh ogranichenii v rossiiskom semeinom prave [Theoretical foundations of specification of the action mechanism of legal incentives and legal restrictions in the Russian family law]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 1, рр. 297-303.
7. Tarusina N.N. O fiktivnykh semeino-pravovykh sostoyaniyakh [Of fictitious family law States]. Pravovedenie, 1983, no. 2, р. 84.
СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SEMENOVA INNA - Senior Lecturer of Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.