Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

— обеспечить правовую базу для максимальной материальной поддержки, предоставления субсидий и льгот составляющим основу НХП (в последующем — НИТП) — организованным предприятиям и легализованным ИП, получившим положительное решение Художественно-экспертного совета по НХП субъекта Российской Федерации.

Данные идеи и предложения согласуются с общей линией нормативно-правовой базы проводимой ныне государственной культурной политики, нацеленной на создание баланса между свободой творчества и традиционными ценностями1. Особенно это важно в ходе идущей подготовки федерального «Закона о культуре», где государственно-правовой механизм выполняет функцию защитника традиции и одновременно стимула для развития и приумножения культурного наследия, опираясь на саморегулируемые профессиональные творческие сообщества.

Кислухин Александр Александрович,

начальник отделения УВМ ГУ МВД России по Нижегородской области, аспирант Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Правовая идеология и технологизация общественных отношений

В теории и философии права правовая идеология представлена в качестве рационального уровня структуры правосознания2. При рассмотрении нашей темы категорию «идеология» считаем значимым связать, прежде всего, с определенной совокупностью идей. А сами по себе идеи — это не всегда рациональные объекты. По этой причине, переводя правовую идеологию на рациональный уровень правосознания мы отделяем иррациональные характеристики правовой идеологии. А значит категория «рациональный уровень правосознания» имеет самостоятельное значение и в полном объеме содержание правовой идеологии не раскрывает.

Другой подход к пониманию правовой идеологии предполагает, что ее составляет, прежде всего, система правовых ценностей. В данном случае выделяется только один элемент правовой идеологии, характеризуемый в качестве выражения сущности всего рассматриваемого объекта. При этом из системы правовой идеологии исключаются иные образующие ее элементы.

В работах некоторых авторов (к примеру, О. Э. Лейста) под правовой идеологией понимают идейное выражение интересов политически и экономически активных групп общества3. При таком подходе правовая идеология представляет собой систему идей, которые являются формой отражения определенных социальных интересов. К тому же некоторые исследователи отмечают искусственный и конструируемый характер правовой идеологии, а это означает, что система составных частей ее идейных целей должна способствовать сочетанию и взаимоограничению интересов некоторых социальных групп, а не создавать идеологическое преимущество какой-то из них4.

Негативно оценивающие роль идеологии авторы говорят о том, что она представляет собой явное искажение реальности в угоду интересам правящих элит, их стремлению к сохранению своей политической власти над обществом.5 При этом отмечается, что правда или ложь идеологии не характеризует сущность этого явления как такого, но говорит о качественном ее состоянии.

В ряде научных работ правовая идеология связывается с функцией ориентации правовой политики государства6. На наш взгляд, этот подход представляется узким и не может полностью

1 См.: Перспективы реализации государственной культурной политики: правовые основы, сферы, институциональные решения: экспертный доклад / Волобуев С. Г [и др.]. Москва: Институт Наследия, 2022.

2 Тарасов Н. Н. Юридический позитивизм и позитивистская юриспруденция (апология догмы права) // Российский юридический журнал. 2016. № 6. С. 9.

3 История политических и правовых учений. учебник для вузов / под ред. О. Э. Лейста. Москва: Изд-во «Зер-цало77», 2006. С. 58.

4 Васильев А. А. Социальная ценность и актуальность российской консервативной правовой идеологии // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 113.

5 Хорунжий С. Н. Конституционная идеология как элемент правовой среды // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 103. С. 3.

6 См., напр.: Орлов В. Г. Особенности общественно-научного и юридического познания // Российский юридический журнал. 2016. № 3. С. 9.

охарактеризовать сущность правовой идеологии, так как по сути говорит не об идеологических, а о программных установках государственной политики.

Рассмотренные нами подходы, показывают существенное разнообразие представлений ученых о правовой идеологии и ее роли в жизни общества. При этом изучение этих подходов дает право говорить о том, что отражают они не природу правовой идеологии, а отдельные ее характерные черты, требующие системного рассмотрения для осознания действительной природы данного явления.

На наш взгляд, сущность явления невозможно определить, опираясь только на несколько его характеристик. Их следует рассматривать в комплексе, так как правовая идеология есть комплексное явление. В целом, только с учетом разнообразия научных подходов, выявленных в них сущностных оснований правовой идеологии можно сформировать цельный образ данного феномена. Научные подходы к исследованию правовой идеологии позволили выделить нам ряд наиболее характерных для нее черт и особенностей, позволяющих анализировать ее современное состояние.

Во-первых, правовая идеология опирается на политико-правовые идеалы той или иной социальной группы. Идеалы позволяют правовой идеологии связать интересы социума с политикой государства и юридическим правом. Через правовые идеи как элементы правовой идеологии, тип нормативного регулирования, используемый государством, позиционируется как единственно возможный или наиболее приемлемый. В правовой идеологии отражены и общие социальные принципы справедливости и порядка, свободы и ответственности, которые должны отражаться правом.

Очевидно, что в структуре правовой идеологии находят место определенные социальные интересы. На первый взгляд, через идейно-ценностные ориентиры правовой идеологии представляются важнейшие приоритеты различных общественных сил: их отношение к частной собственности, личной свободе гражданина, понимание общественного блага, справедливости, необходимого правопорядка. С другой стороны, правовая идеология предполагает в рамках поиска общественного согласия формирование новых направлений и приоритетов социально-правового развития, взаимодействия интересов политически господствующего в обществе класса и политико-правовых потребностей всего гражданского общества.

Таким образом, можно говорить о том, что правовая идеология — это особая форма существования идеологической среды общества, в которой обнаруживают свое единство интересы государства, гражданского общества и личности.

В современном обществе оживленно преобразуются как политические структуры, так и наше мышление, перестраивается и идеологическая сфера общества. Условием этого является развитие информационных коммуникаций, их технологизация и цифровизация. На смену традиционным идеологическим средствам воздействия на общественное сознание приходят технические средства управления мнениями и настроениями людей. Новые «технические» ресурсы не предполагают какой-то сложной системы ценностей и направлены на упрощение массового сознания и мышления1.

В современном обществе идеология в традиционном ее понимании отдает место «технологической» легитимации власти, государства и права через использование особых способов воздействия на сознание людей. Так, в идеологической практике общественных отношений сформировался феномен «политических технологий».

Технологии помогают власти в современном государстве легко воспринимать критику по отношению к себе и подпитываться результатами критического осмысления ее действий. Система рекрутирования и постоянного обновления обеспечивает при этом обычную легитимацию и не-персонифицированность моральной ответственности власти. В общественном сознании при этом укрепляется мысль, что все государственные и правовые институты нуждаются в постоянных положительных изменениях. Власть акцентирует внимание населения на социальных недугах и обещает их «вылечить» посредством известных ей технологических процедур.

«Деидеологизированность» современных обществ и государств определяется даже выражением этого в их конституционном законодательстве. Именно право или точнее правовую идеологию использует власть, переставшая себя легитимировать через традиционную идеологию. С помощью правовой идеологии власть легитимизирует не себя, а сам порядок власти как тако-

1 Клименко А. И. Правовая идеология в контексте пространственно-временных характеристик современного общества // Пространство и время. 2012. № 4. С. 37.

вой, — «священный» и «правильный». При этом именно в современном «деидеологизированном» обществе на передний план выходит задача консолидации общества на основе системы идей, принципов и ценностей, выступающей в роли идеологии и опирающейся на научный фундамент понимания прошлого, настоящего и будущего страны. Вариантом такой системы является правовая идеология, как самостоятельный феномен и элемент в системе социализации каждого нового поколения граждан.

Горбачев Владимир Викторович,

кандидат педагогических наук; Майорова Светлана Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России

Воспитательный потенциал юридического образования для реализации правовой идеологии Российского государства

История ведомственных образовательных учреждений высшего образования в России имеет многовековую историю. Задолго до судьбоносных для нашего государства событий 1917 года российская система высших учебных заведений включала в себя не только классические университеты, но и специализированные военные, юридические, горные и прочие образовательные организации. Между тем, как отмечает Л. И. Беляева, образовательных организаций высшего образования, в приоритетном порядке готовивших кадры для МВД Российской Империи и Департамента полиции в Империи не было1.

Пришедшая к власти в России в ноябре 1917 года не только в приоритетном порядке создает рабоче-крестьянскую милицию, взамен распущенной Временным правительством полиции и так и до конца не сформированной народной милиции, но и в полной мере осознает, что для поддержания правопорядка в стране, организации борьбы с преступностью необходимы высококвалифицированные милицейские кадры. В Советском государстве постепенно складывается система образовательных учреждений высшего образования, готовящих кадры для народного комиссариата внутренних дел. Немаловажной составляющей образовательного процесса в таковых выступала комплексная воспитательная работа, предусматривавшая не только верность идеалам ВКП(б), но и беззаветную преданность Родине, чувство патриотизма.

Уход в небытие Советского Союза, становление и развитие Российской Федерации, значительное, по сравнению с СССР, сокращение числа вузов Министерства внутренних дел не привело к полной ликвидации правоохранительной системы вузов. Более того, в вузах системы МВД России осталась на достаточно высоком уровне воспитательно-патриотическая составляющая образовательного воздействия на обучающихся. Несмотря на активно навязываемую «коллективным Западом» и внедренную Минобрнауки Российской Федерации политику «оказания государственных образовательных услуг» ведомственные правоохранительные вузы МВД России не отказались от исполнения многолетне реализуемой образовательной задачи — формирования всесторонне образованной, владеющей комплексными юридическими знаниями, воспитанной и патриотически настроенной личности своих выпускников.

В течение новейшего этапа функционирования системы образовательных организаций системы МВД России руководством Министерства была решена задача создания полноценной системы непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел. Частично она копирует систему Императорских военных образовательных учреждений и систему образовательных организаций МО Российской Федерации и представляет собой трехзвенную иерархически выстроенную конструкцию. На первом этапе азы юридических знаний и базовые начала правовой культуры и осознанного патриотизма закладываются у обучающихся в суворовских военных училищах МВД России, второй уровень — вузы Министерства внутренних дел, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования. Именно

1 Беляева Л. И. Организация и методика распространения профессиональных знаний среди чинов полиции Российской империи // Проблемы преподавания и изучения истории государства и права, органов внутренних дел России: материалы конференции. Москва: Академия управления МВД России, 2000. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.