ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922
Н.В. Безгина, аспирант, 8-920-270-25-23, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРАВОВАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Раскрываются составляющие компоненты структуры гражданской идентичности и правовой идентичности. Рассматриваются основные институты социализации, описывается их роль в ходе правовой социализации личности и становлении гражданской идентичности. Отмечаются особенности правовой социализации.
Ключевые слова: социализация, институты социализации, правовая идентичность, гражданская идентичность.
На сегодняшний день актуальным является вопрос изучения компонентов гражданской идентичности, поскольку за изменениями, коснувшимися социальной и экономической сторон государственного устройства, следуют изменения в гражданской позиции людей, относящих себя к гражданам этой страны. Фундаментом любых отношений служат ценности и нравственные ориентиры, а в процессе становления гражданской идентичности они имеют особое значение, т. к. система ценностей, идеалов и убеждений граждан России в конечном итоге определяют ее политическую роль в мире. Без формирования гражданской идентичности отдельных граждан невозможно представить развитие страны в целом.
Правовая и гражданская идентичность личности является одной из составляющих социальной идентичности. Под социальной идентичностью традиционно понимается прижизненно сформировавшаяся в ходе социализации система конструктов личности, которая оказывает влияние на ее ценностно-смысловую сферу, что позволяет личности идентифицировать себя с определенной социальной группой. Её сущность, функции и виды на протяжении долгого времени являются актуальным исследовательским предметом (Г.М. Андреева, Т.М. Буякас, К.М. Гайдар, П.К. Гречко, Н.Л.
302
Иванова, Р.Б. Сапожникова, В.Ю. Хотинец и др.), но сегодня её изучение становится особенно значимым на фоне заметных политических, экономических и, следовательно, государственных изменений (Е.М. Арутюнова, М.В. Ермак, И.В. Конода и др.). К сожалению, большая часть современных исследований правовой и гражданской идентичности почти не затрагивают её психологическую составляющую, хотя очевидно, что особенности правовых представлений граждан государства являются показателем зрелости и устойчивости правовой системы государства в целом, правового воспитания и правовой культуры граждан, что оказывает влияние на реализацию прав и свобод граждан и опосредуЕт основные сферы жизни общества. В процессе правовой социализации формируются представления людей о себе как о субъекте правовых отношений в единой государственной целостности, объединенной общими юридическими, политическими, экономическими интересами, имеющей общие культурно-исторические корни даже при условии многонациональное™. Отсутствие разносторонней характеристики и неоднозначность транслируемых разными институтами социализации качеств гражданственности, порождающие противоречия в ходе анализа их конкретной личностью, приводит к шаткому образу «гражданина своей страны». В процессе социализации личности происходит отрыв позиции «гражданин» от государства, с каждым новым институтом социализации этот отрыв не уменьшается, а становится более глобальным, личностные качества человека как гражданина более расплывчатыми в обыденных представлениях. Отсутствие четкого образца гражданских качеств, необходимых для плодотворного взаимодействия в социально-правовом обществе, приводит к слабому представлению о гражданственности и ее роли на сегодняшний день. С накоплением отрицательного опыта при взаимодействии на уровне «человек — государственная система» последнее воспринимается как нечто инородное, противопоставляется в обыденных представлениях людей праву и обязанностям, в некоторых случаях речь может идти о представлении государства в свете агрессивно настроенном против его граждан. В то же время, по словам И.В. Коноды [5], для устойчивого и эффективного развития страны необходимо приобщение граждан к участию в общественной жизни.
По данным Н.Л. Ивановой [4], в выборке российских респондентов за временной промежуток с 1998 до 2001 гг. наиболее резкое усиление приходится именно на гражданскую позицию молодежи, по сравнению с остальными видами социальной идентичности. Гражданская идентичность в своей основе имеет личностные конструкты этнического и социального плана. Этот вид социальной идентичности наиболее тесно связан с ценностно-смысловой сферой личности, поскольку для того, чтобы индивид определил свою принадлежность к социальной группе, он должен определить ценности, свойственные этой группе, а самое главное принял реше-
ние, готов ли он им соответствовать. Гражданская самоидентификация происходит на основе отождествления индивидом себя с определенной гражданской общностью, сложившейся на основе одного или нескольких этносов, но и проживающих на одной государственной территории, обладающих одними гражданскими правами и обязанностями.
Основными компонентами в содержании гражданской идентичности можно считать следующие:
• когнитивный - в состав этого компонента входят правовые представления, знания и представления о своей стране в историческом, политическом, экономическом, этническом планах, представления о государстве и т. д. (например, знания о историческом прошлом своей страны и тех особенностях, которые привнесли определенные исторические этапы в ее характеристику, особенности взаимодействия внутри страны и ее отношения внешней политики. То есть у человека складывается система взглядов на свою страну на основе тех знаний о ее прошлом и настоящем , а также тех перспектив, которые он для нее видит);
• эмоциональный - в состав этого компонента включены те эмоции и чувства, которые способны стимулировать поступки людей. Например, чувство гордости за свою страну, чувство собственного достоинства как гражданина своей страны, сопереживание «своим», любовь к родине и т. д. Таким образом, складывается эмоциональное отношение ко всему, что связано с его государством, которое может быть отрицательным или положительным;
• поведенческий компонент - те паттерны поведения, которые преобладают в повседневном поведении человека, характеризующего его как гражданина своей страны (эти поступки проявляются в любой сфере жизнедеятельности человека в повседневной жизни, например, в том подает ли он декларацию о доходах в сроки, указывая истинную сумму, оплачивает проезд в муниципальном транспорте, покупает отечественные товары при аналоге импортных, служба в армии, участие в субботниках и т. д.).
Ядром гражданской идентичности мы считаем правовую идентичность, которая в своей основе содержит знание гражданином правовых норм, особенностей правомерного и неправомерного поведения, а также желание их придерживаться в повседневном поведении.
На основе структурных компонентов правовой идентичности осуществляется формирование и развитие компонентов гражданственности и социальной принадлежности.
Правовая идентичность также может быть разделена на три основных компонента по аналогии с гражданской:
7. когнитивный компонент - знания и представления о праве и правомерном поведении (представления личности о гражданских правах, обязанностях, долге, представлениях о справедливости и несправедливо-
сти, о добре и зле, законе, порядке, ценностях и т. д) ;
8. эмоциональный компонент - позитивно или негативно окрашенные эмоции и чувства при правомерном или неправомерном поведении, нарушении прав и т.д.;
9. поведенческий компонент - поступки личности в повседневной жизни, которые можно отнести к категории правомерных или неправомерных.
Только в том случае, если человек обладает достаточными знаниями в области своих прав и свобод, имеет определенное эмоциональное отношение и активно осуществляет их в своей повседневной жизни, можно говорить о правовой идентичности. Поскольку только в этом случае он определяет группу людей со схожим поведением, эмоциями и знаниями, которую может назвать «своей», определить свою принадлежность к этой группе и группу «чужих», имеющих иные представления и чувства, или попросту не поступающих так же, как он, то есть необходимы все три компонента для идентификации себя с членами группы, в случае несовпадения какого-либо компонента, человек не идентифицирует себя с этой группой, а постарается найти другую, более соответствующую ему.
Интересным является вопрос о том, на каком возрастном этапе важно формировать каждый компонент правовой идентичности? Как происходит это формирование, носит ли она стихийный характер или системный? Как именно изменяются основные компоненты правовой идентичности в зависимости от прохождения человеком возрастных этапов в своей жизни? Возможно ли выделить модели сформированности гражданской идентичности, в основе которых будут находиться уровни сформирован-ности правовой идентичности? Насколько тесно взаимосвязаны гражданская и правовая идентичностИ, возможна ли формировать одну без другой? Для ответа на эти вопросы мы предполагаем подробнее изучить особенности ценностно-смысловой сферы человека и выявить ее взаимосвязь в становлении гражданской идентичности. Для этого в качестве способа исследования будут применяться методики изучения ценностных ориентаций личности, смыслов, определения структуры правовых представлений, определения содержания гражданской идентичности и актуального уровня правового развития.
Иерархия ценностей, сложившаяся в процессе социализации, оказывает влияние на формирование правовых представлений личности. На базе ценностей, заложенных семьей, школой, культурой и т.д., оформляется отношение индивида к праву и тем смежным понятиям, которые существуют в зависимости от его представлений о праве, то есть закону, справедливости, власти, порядку, правовой норме поведения и т. д. В ходе социализации усваиваются все эти представления, которые не могут не вписываться в рамки, поставленные иерархией ценностей личности.
Под правовой социализацией мы будем понимать процесс усвоения и освоения личностью норм и правил правомерного поведения, имеющий исторически обусловленный характер. Наиболее важным для интересующей нас проблематики является «внутренний» смысл соблюдения и несоблюдения правовых норм личности в контексте гражданской идентичности. Это не то же самое, что имеют в виду юристы, говоря о правомерности, праве и законности. Итогом правовой социализации является выработка типовых социальных реакций, которые хорошо распознаются и прогнозируются. Результат правовой социализации — это подготовка человека к тесному сосуществованию с другими людьми в одной социальноправовой системе, поскольку в одном государстве люди обладают общими ресурсами, правами и обязанностями, следовательно, необходима правовая регуляция для удовлетворения потребностей.
В ходе взросления индивида и приобщения его к той культуре и тем особенностям общества, где он живет, происходит его правовая самоидентификация. Гражданская идентичность зависит прежде всего от интенсивности воздействия элементов гражданственности на личность и их выраженности в ходе социализации.
Несмотря на то, что правовая социализация осуществляется в ходе общей, она имеет ряд отличающих ее особенностей, которые можно рассмотреть в следующих плоскостях:
1. Изменения в ходе правовой социализации, связанные с возрастной категорией, особенно после достижения возраста уголовной и административной ответственности (в раннем детстве интенсивность ее слабее, чем на более поздних этапах, таким образом, правовая социализации носит «догоняющий» характер).
2. Изменение собственного опыта приводят к усилению значимости когнитивного компонента правовой идентичности, что приводит к изменению роли личности в процессе социализации (появление социализирующей роли более старшего поколения, более опытного человека, человека, имеющего специальное образование, и т.д.).
3. Изменение ведущих социализирующих институтов на разных возрастных этапах (роль института сверстников в подростковом возрасте отличается от роли этого же института на другом возрастном этапе).
4. Анализ личности основных противоречий, связанных с одновременным влиянием разных социальных институтов, ЧТО приводит к изменению собственной системы ценностей.
5. Усиление значимости отдельного компонента в ходе правой и гражданской социализации в ходе получения жизненного опыта (например, получение специального юридического образования усиливает когнитивный компонент, получение наказания за несовершаемый поступок приведет к усилению эмоционального).
Остановимся подробнее на роли институтов правовой социализации, которые имеют место в нашем обществе как на формирующих механизмах правовой идентичности личности. К таким институтам можно отнести: семью, школу, группу сверстников, среднее или высшее учебное заведение, родственников и друзей (близких людей), срочную службу в армии, место работы, средства массовой информации, правоохранительные органы и суд, а также культуру. Институты правовой социализации осуществляют эксплицитную и имплицитную формы правовой социализации.
Имплицитная социализация проявляется прежде всего в способах воспитания детей и их обоснованности [3]. Например, в семье действует правило - «Не пойман - не вор». Соответственно, дети, имея перед глазами подобный пример, реализуют его в жизни. По мнению Д. А. Агапова [1], правовое воспитание является важнейшим компонентом правовой социализации личности. Правовое воспитание представляет собой систематизированные меры по формированию уважительного отношения к правовым нормам, внутренней необходимости индивида соотносить свои поступки с теми правовыми нормами, которые приняты в его обществе. И наибольшую воспитательную нагрузку несет именно семья.
Эксплицитная правовая социализация имеет отношение к наставлениям и правилам, передаваемым в устной или письменной форме, способствующим выживанию (например, как не стать жертвой преступления или как вести себя в ситуации, требующей правового).
Наиболее интересным моментом в ходе правовой социализации личности, в свете интересующей нас проблематики, являются противоречия, связанные с одновременным влиянием на личность разных социальных институтов. Эти противоречия порождают внутренний конфликт личности, в результате разрешения которого складывается индивидуальная иерархия ценностей, правовых представлений и внутренний смысл правомерного поведения. Каждый институт социализации вносит свои изменения в те представления, которые накапливаются у человека в течение жизни. По мере взросления и развития человек приобретает способность видеть эти противоречия и анализировать их. Анализ противоречий, навязываемых индивиду разными институтами правовой социализации, является процессом творческим и в результате происходит смена когнитивная, а затем изменяется моральная система человека.
Стоит также отметить, что такие институты правовой социализации, как семья, школа, культура, действуют на личность с помощью двух векторов воздействия и имплицитной и эксплицитной, а средства массовой информации оформляют свое влияние только с помощью эксплицитной формы.
О том, что семья является наиболее значимым институтом социализации в жизни человека, написано много работ. Но даже несмотря на то,
что роль семьи всегда подчеркивалась в психологических исследованиях, для анализа роли семьи как института именно правовой социализации остаются «белые пятна». Исследователей интересовала взаимосвязь и прямая зависимость особенностей семейного уклада и вероятности совершения преступлений членами семьи. Таким образом, семья является первым и наиболее ценным институтом правовой социализации, формирует у ребенка правовую картину, в основе которой находятся сформированные ценности, воспитывающиеся в рамках семьи. Формирование правовой и гражданской идентичности зависит от социальной ценности семьи и целостности транслируемых ею образцов поведения.
В школе имплицитная социализация обнаруживается во взаимоотношениях между сверстниками и в отношениях «ученик — учитель». Эксплицитная правовая социализация осуществляется преподавателем специальных дисциплин «Основы права», «Правоведение», «Основы об-ществознания» и пр. Но реализация этого вектора социализации возможна только в старших классах средней школы. В младшем и среднем звеньях школьной системы она развивается только в рамках бесед учителя с учениками и в конечном итоге напрямую зависит от личности преподавателя и его конкретных поступков, которые ученики наблюдают в его повседневном поведении. Правовая социализация в системе образования должна подразумевать не только усвоение определенных знаний, но и формирование гражданских качеств учащихся, стимулировать гражданскую активность. Школа расширяет границы возможностей ребенка в правовом развитии, поскольку там ребенок обретает новые права и «встраивает» их в имеющуюся систему начальных представлений о регулировании отношений между людьми. На собственном или чужом опыте он начинает понимать, что такое социальная несправедливость, неравноправие, неправомерное поведение. Основные противоречия — различные ценности в семье и школьном коллективе. Например, в семье ценится взаимопомощь, а в школе — соперничество и способность показать себя.
Несмотря на сложности в организации прохождения срочной службы в армии в России, стоит отметить этот институт правовой социализации, поскольку в его основе должны находиться принципы воинского воспитания и правовой организации, ориентированные на формирование активной гражданской позиции, представлениях о долге, гражданских обязанностях и пр.
Группа сверстников также вносит изменения в ценностные и, как следствие, в правовые представления подростка. Основные противоречия этого этапа — в группе сверстников усваиваются ценности своего поколения, а они могут вступить в противоборство с ценностями родителей и семьи в целом. Институт правовой социализации «сверстники» есть во всех возрастных кагортах, но «вес» этой категории на каждом этапе различен.
«Коллеги» для восемнадцатилетнего имеют иную значимость в его правовой социализации по сравнению с человеком 40-50 лет.
Кроме этого с возрастом изменяется роль человека в правовой социализации. Из социализируемого он постепенно становится социализирующим, носителем результатов правовой социализации, распространяющим их. Это объясняется накоплением опыта в правовой сфере (смена статуса, вступление в брак, рождение детей, смена работы, смена круга общения, занятие определенных должностей и т. д.). Таким образом, одной из особенностей отличающей правовую социализацию — интенсивность правовой социализации отличается в возрастных этапах от общей социализации личности, хотя и осуществляется в ее ходе. Мы можем, к примеру, говорить о ее незначительности в годы раннего детства и большей интенсивности в периоды более поздние.
Правовая информация в СМИ часто носит не систематический характер, следовательно, источником полноценных знаний о правовой системе СМИ в полной мере назвать нельзя в силу отсутствия разносторонности, неоднозначности выводов, ложного информирования, пропаганды, социально-политической ангажированности и т.д. Сюжеты для статей или телепередач взяты по принципу уникальности, впечатляемости для зрителя
и, следовательно, сформированные представления также являются противоречивыми. СМИ транслируют образы действительности, которые имеют мало общего с реальностью большинства людей (сцены красивой жизни, насилие, внедрение образов других культур, например, западных). Это вытесняет и «затуманивает» традиционные образы повседневной жизни, порождает противоречия. По мнению О.А. Гулевич [3], «развлекательная направленность» СМИ приводит к тому, что в целом российские газеты уделяют мало внимания образовательной тематике и поэтому не являются полноценным источником информации о законе и правовых реформах, происходящих в стране. Но наряду с этим кроме информационной функции средства массовой информации несут функцию групповой солидаризации, что проявляется в усилении принадлежности граждан к определенной общности, рассматривая их как носителей коллективных интересов, норм и ценностей. Передача социально-правового опыта обеспечивает распространение ориентаций на сложившуюся в обществе систему стереотипов поведения. Происходит освещение социальных проблем в ракурсе нравственно-правовом дилемм. Таким образом, средства массовой информации остаются масштабным источником правовой социализации.
В ходе производственной социализации (социализации на рабочем месте) взгляды и интересы человека подвергаются пересмотру. Соответственно меняется его взгляд на некоторые ценности и их иерархию, заложенную в ходе первичной социализации.
Еще одним институтом социализации являются правоохранительные органы и суды. Часто в обыденных представлениях людей можно наблюдать «киношность» образов этого института социализации, их характеристику, основанную на активной трансляции средств массовой информации образцов поведения и поступков представителей закона. Таким образом, необходимо выделять истинную социализирующую функцию законодательной и исполнительной ветвей власти, а это возможно при непосредственном взаимодействии с ними. Отношение граждан России к своей стране во многом определяется их эмоциональным отношением к институтам права.
В самом процессе правовой социализации происходит отрыв от права и закона как юридической категории. Роль закона выполняет моральная оценка, сформированная у личности в ходе взаимодействий внутри круга семьи и сверстников, а также под действием СМИ. По словам О.А. Гулевич [3], социализация происходит стихийно, а не через посредство законности, и роль законов выполняют нравственные нормы.
Таким образом, на сегодня мы можем говорить о слабом развитии правовой составляющей гражданской идентичности, поскольку отсутствуют институт социального контроля и общественного анализа за неправомерным поведением, не касающимся уголовной ответственности, а также целенаправленное, системное и расширяющее правовой кругозор действие со стороны государства и старшего поколения. Мнения о праве, сложившиеся у кого-то из близкого круга родственников, а позже у сверстников и коллег, становятся для личности основной житейской «точкой опоры» и, как правило, складываются под действием не когнитивного (в основе которого находятся юридические знания), а эмоционального компонента. Личность, развивающаяся в круге гражданско-правовых отношений в ходе правовой социализации, может не сформировать правовую идентичность и, как следствие, иметь не сформированную гражданскую идентичность.
Список литературы
1. Агапов Д.А. Правовая культура как элемент гражданского обще-ства//Правовая культура . 2007. №1. С.10 - 14.
2. Арутюнова Е.М. Формирование государственно-гражданской
идентичности молодежи (на примере московских студентов): авто-
реф....дис. канд. социол. наук. М., 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ecsocman.hse.ru/text/33436985.
3. Гулевич О. А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор: учебное пособие для студентов факультетов
психологии высших учебных заведений. М.: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003 . 270 с.
4. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях//Вопросы психологии. 2004. №4. С. 65 -75.
5. Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян в
процессе политической социализации: автореф. дис...канд. полит. наук. М., 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rags.ru/files/dissertation/300dochttp://www.rags.ru/files/dissertation/ 300dochttp://www.rags.ru/files/dissertation/300dochttp://www.rags.ru/files/diss ertation/300dochttp://www.rags.ru/files/dissertation/300doc .
N.V. Bezgina
THE LEGAL IDENTITY AND CIVIC IDENTITY IN THE STRUCTURE MODERN SOCIALIZATION
The component parts reveal civic identity and legal identity. The author considers the question of institutions of legal socialization and described their role. Characteristisc observed in the legal socialization.
Key words: socialization, institutions of socialization, legal identity, civic identity.
Получено 14.04.2012
УДК 159.922.
О.В. Бородачева, ассистент, (4872) 35-36-79,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАССКАЗАХ О СЕБЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
Описана авторская модель структуры речевой компетентности в рассказах подростков, молодых и взрослых о себе, состоящая из четырех блоков: актуализирующего, мотивационного, инструментального и индивидуально-стилевого. Анализируются экспериментальные данные, касающиеся динамики и характера содержания актуализирующего и мотивационного блоков в трех исследуемых возрастах, как акмео-логическая предпосылка непрерывного развития.
Ключевые слова: речевая компетентность, рассказ о себе, способность к рефлексии, потребностно-мотивационный элемент, целесмысловой элемент, осознание себя «компетентным говорящим», субъект.
Развитие речевых способностей и возможностей - одна из ключевых линий психического развития человека. Через овладение языком, речевыми умениями, навыками, социокультурно заданными моделями речевого поведения он осваивает предметную и социальную действительность, познает свою субъектность и внутренний мир. Тем не менее, если освое-