АнжеликаБарчик-Нессель, barchik nessel@smail.com, Польша, Мысловице, Верхнесилезская высшая школа педагогики им. кардинала Аугуста Хлонда.
THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CREATION OF ADOLESCENTS’ PERCEPTION ON THEIR RELATIONSHIP AND PARENTHOOD
Angelica Barchik-Nessel
Nowadays, an increasing number of adolescence postpone the decision connected with starting a family life. Far too often, they primarily focus on graduation and finding employment, let alone the development of a career. Consequently, the implementation of the possible willingness of starting a family becomes of secondary importance. Such a decision is usually taken by individuals around the age of twenty, therefore, it would be worth becoming familiar with plans and views, regarding the prospective family among the school students. Another important aspect would constitute obtaining information on the importance of family, family home as well as peers for adolescents. The reason is that the view of the family or the future family roles constitutes a significant factor, which presumably results in their willingness or unwillingness connected with setting up own family. Moreover, the perception of family roles may well influence the form, let alone division of duties within a particular family.
Key words: family, family roles, marriage, parenthood, socialization, educational institutions, parents, group of peers
Angelica Barchik-Nessel, barchik nessel@gmail.com, Poland, Myslowice, Ver-hnesilezsky higher school of pedagogy them. cardinal Augusta Hlonda.
УДК 159.922
«ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» КАК КОМПОНЕНТ В СОЦИАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Н.В. Безгина
Рассмотрены основные понятия, близкие по смыслу понятию «гражданская идентичность»: «государственная идентичность», «российская идентичность»,
«национальная идентичность», «правовая идентичность», «этническая идентичность», а также выделены основные дифференцирующие и консолидирующие признаки гражданской идентичности. Проанализировано развитие гражданской идентичности как компонента социального становления человека.
Ключевые слова: гражданская идентичность, социальное становление, правовая идентичность, дифференцирующие и консолидируюшие признаки.
На сегодняшний день изменившиеся условия существования гражданского общества ставят вопрос об острой востребованности гражданского самосознания, гражданской идентичности личности и ее проявлений на уровне повседневного поведения. Данный вопрос является актуальными по
ряду причин: борьба с проявлениями терроризма, проявления сепаратизма в странах, граничащих с нашим государством, особенности миграционной политики и недовольство «коренных» граждан, коснувшиеся множества государств, маргинализация, желание молодежи эмигрировать и т. д. Существуют наглядные примеры разграничения содержаний «гражданская» и «национальная идентичность», выраженных в конфликте национальной и государственной политик. Востребованность общества в гражданах, имеющих сформированную гражданскую идентичность, и путь развития гражданского самосознание является одним из важных компонентов становления человека в социуме.
Анализ исследовательских работ, посвященных изучению гражданской идентичности, позволяет выделить несколько терминов, схожих по смыслу, но не однозначно близких по трактовке к интересующим нас. К таким терминам можно отнести: «российская идентичность» ( Н.Л. Иванова, В. А. Ильин и др. ), «государственная идентичность» ( Е.М. Арутюнова, Л.М. Дробижева, Н.Л. Иванова , Г.Б. Мазипова, С.П. Перегудов, В. А. Тишков и др. ), «национальная идентичность» ( Л.М. Дробижева, Н.Л. Иванова, И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнов, В.А. Соснин и др.), «этническая идентичность» ( Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец и др.), «правовая идентичность» и др. Проходя свой жизненный путь, становясь личностью, человек приобретает все данные виды идентичности, выстраивает из них общую систему, но все они различаются друг от друга, являются компонентами общего социального становления. Эти понятия наиболее часто встречаются в работах, рассматривающих представления о гражданской идентичности и ее отношение к социальной идентичности. На данном этапе развития психологического анализа феномена гражданского самосознания, исследовательская терминология нуждается в четкости и аргументированности авторских позиций, описывающих данные явления, что определяет актуальность постановки содержательных рамок и смыслового наполнения понятия «гражданская идентичность», а также анализ понятий, близких по смыслу.
Под гражданской идентичностью мы будем понимать субъективное ощущение индивида, являющееся результатом отождествления индивида с гражданской общностью, сложившейся у одного или нескольких этнико-культурных элементов, во всех социокультурных измерениях, при котором формируются его личностные качества, ценности, убеждения, служащие для становления системы представлений и смыслов, являющихся критерием для противопоставления группы «Мы» (группы, имеющей схожие гражданские представления) от группы «Они» (группы, имеющей отличающиеся гражданские представления) [2].
М.Б. Хомяков [11], Л.М. Дробижева [6] отмечают, что гражданская идентичность не подразумевает единой культуры, территории и ценностной ориентации. На наш взгляд, все эти компоненты присутствуют в дан-
ном виде идентичности, поскольку гражданская идентичность является динамичным образованием и конструируется личностью в ходе сравнения с другими на основе дифференцирующих и консолидирующих признаков. В качестве признака могут выступать ценности, моральные суждения, особенности гражданской культуры «своей» группы и группы «чужих» и т.д. При этом следует отметить, что необходимым условием для формирования группы «Мы» должен быть объективный принцип проживания на одной государственной территории, общей правовой, геополитической и экономической ситуации, общности правовых и гражданских представлений.
В рассматриваемой литературе встречается переплетение терминов гражданской и этнической идентичностей. Это связано с рядом исследований, рассматривающих социальную идентичность и определяющих представленные варианты как ее виды ( Г. М. Андреева, М. В. Ефремова, Н. М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, Н.С. Чернышева, В.Ю. Хотинец и др.), а также при анализе общественных, социальнополитических изменений и их влияния на самосознание личности и др. Мы можем предположить разницу в содержательном использовании данных понятий в том, что признаками гражданской идентичности будут является: общность территории проживания, объективно закрепленная и признаваемая другими государствами, а также общие правовые и гражданские представления личности с представлениями группы соотечественников, среди которых могут быть представители других этносов. Гражданская идентичность не охватывает полностью понятия этнической идентичности, поскольку в нем может не наблюдаться общность этнической представлений, культуры, языка, этнической исторической общности и т. д. В свою очередь, «этническая идентичность», основанная на этнических представлениях [10], может служить более узким понятием в условиях полиэтнического государства, не учитывая также особенностей объективной территориальной принадлежности, представлений о праве, законе, правовой дозволенности, гражданских обязанностях и т. д. Еще одно понятие, выступающие для сравнения с гражданской идентичностью, — «национальная идентичность». На наш взгляд, она сопоставима с этнической идентичностью, но, поскольку может находиться в конфликте с гражданскими представлениями и гражданской идентичностью, не является одной из трактовок гражданской идентичности.
В ряде работ происходит сращивание понятий «национальная идентичность» и «гражданская идентичность» (В.В. Бушуев, Л.М. Дробижева, С.П. Перегудов, В.В. Титов, В.А. Тишков и др.). «Этнонациональная идентичность», по словам С.П. Перегудова, «основывается на этнических, культурных, исторических, этических и иных «схождениях» и тождествах» [8, с. 142]. В данной формулировке понятие «национальной идентичности» может не охватывать объективного признака (общей государственной территории, наличие государственного гражданства, отсутствие прав и
обязанностей членов конкретной страны), в таком случае данный термин ближе относится к этнической идентичности и определяет психологические особенности доминирующей нации в государстве, но не способен полностью охватить «гражданскую идентичность» в условиях многонациональной страны.
По мнению С. П. Перегудова, два типа идентичностей (национальная и государственная) в России как многонациональной стране «могут не совпадать, накладываться один на другой, а могут и не совпадать и даже вступать в противоречие друг с другом» [8, с.143]. Относительно термина «национальная идентичность» будем придерживаться его общности с этнической идентичностью личности, поскольку Россия является многонациональной страной и этнические особенности не отражают полного представления о гражданственности. Кроме этого, понятие «национальная идентичность» может рассматриваться с точки зрения двух аспектов: во-первых, как результат идентификации с национальной общностью, во-вторых, как результат идентификации с государственной символикой. Таким образом, в первом случае дифференцирующим признаком наций будет являться народный фольклор, который не является таковым для гражданской идентичности; во втором случае опускаются ценностно-смысловые, когнитивные, моральные характеристики личности граждан. Хотя с точки зрения В.В. Бушуева и В.В. Титова в понятие «национальногосударственной идентичности» закладывается содержание гражданской идентичности [3, с. 85], но не называется правовое основание для формирования и поддержания жизнеспособности государства, а лишь определяется позиция множественности социальных оснований и схем. Наличие двух аспектов усложняет оперирование данным термином, поскольку требует постоянной корректировки понятия, но в обоих случаях невозможно употребление понятия «национальной идентичности» и «гражданской идентичности» как синонимов.
В процессе становления личности эти виды идентичности также занимают разные возрастные этапы. Поскольку с семейными, национальными, культурными ценностями и установками ребенок знакомится в раннем возрасте посредством институтов социализации (семья, родственники, национальная культура и т.д.), то можно предположить, что формирование национальной идентичности будет предшествовать формированию гражданской идентичности, так как основные институты гражданской (государственной) социализации вступают несколько позже.
Гражданская идентичность, будучи сложным и многоплановым феноменом, проявляется с разной степенью в трактовке понятия «государственная идентичность», поскольку государство как сообщество граждан и государство как единая нация привносят разную смысловую нагрузку в данный термин (первое ближе к понятию гражданской идентичности, а второе к понятию национальной идентичности). Существующие разработ-
ки некоторых авторов противопоставляют государственную и гражданскую идентичность (В.А. Тишков, Л.М. Дробижева). По мнению Л.М. Дробижевой, «государственная и гражданская идентичности сложились как эквивалентные понятия, но у нас (в России) они не могут не различаться» [6, с. 13]. В данной трактовке интересующего феномена опускается общность культуры и ценностей, а происходит увеличение национального, этнического и политического смыслового наполнения у представителей, проживающих на одной территории. Мы будем придерживаться мнения, что понятия родственные, поскольку представления о государстве, его территориальной, организационной системе, правовой, экономической, политической, культурной, языковой сферах функционирования, психологических особенностях граждан, принадлежащих данному государству, их знаниях о государстве, эмоции и чувства, которые они испытывают по отношению к нему, поведение содержательно наполнены родственными образами и понятиями, составляющими основу правовых представлений, которые, в свою очередь, являются ядром гражданских представлений.
По мнению Н.Л. Ивановой, Г.Б. Мазиловой понятие «российская идентичность» базируется «...на месте в мире, геополитическом пространстве, цивилизационном развитии, на представлениях о ресурсах страны, достижениях в культуре, исторической общности» [7, с. 88]. На наш взгляд, данное определение можно расширить, включив в него представления личности о психологических особенностях соотечественников, их ценностях, идеалах, целях, выборах и т.д., особенностях гражданской социализации, для достижения которой происходит дифференциация и консолидация признаков своей группы и чужой. Таким образом, мы будем рассматривать данное понятие как близкое изучаемому нами.
Под «правовой идентичностью» мы будем понимать результат отождествления индивидом себя с группой на основе общности правовых критериев (общее отношение к праву, понятие правовой нормы, правового поведения и т. д.), сложившихся в ходе правовой социализации личности и обеспечивающих целостность личности [1]. Таким образом, правовая идентичность, на наш взгляд, будет более узким понятием, лежащим в основе гражданской идентичности.
Выделяя гражданскую идентичность как компонент социального становления человека, мы предложили группы признаков, определяющих гражданскую идентичность, которые можно подразделить на:
- группирующие признаки (консолидирующие), то есть общие признаки на основе которых индивид определяет свою принадлежность к данной гражданской группе;
- дифференцирующие признаки, то есть на основании которых индивид различает свою гражданскую группу от чужой.
В основу деления дифференцирующих и консолидирующих признаков положен принцип разделения признаков этнической идентичности, предложенный Б.А. Вяткиным и В.Ю. Хотинец [4, с.71].
• дифференцирующие признаки: самоназывание,
происхождение и историческое прошлое членов гражданской группы, государственную территорию, занимаемую данной группой, осознание индивидом особенностей гражданской культуры во многих ее измерениях, а также осознание психологических особенностей граждан, проживающих на территории данной страны: государственный язык, особенности традиций, экономические, научные и достижения культуры,
психологические особенности (моральные убеждения, ценностные
ориентации, взгляды, идеалы, способности, гражданские настроения,
чувства, интересы, межгосударственные установки, стереотипы и т.д. ), особенности внешности, поведения и др. Таким образом, дифференцирующие признаки несут функцию различения и позволяют личности осознать отличительные особенности своего гражданства от другого;
• консолидирующие признаки: гражданская
самоидентификация осознание собственной гражданской принадлежности, гражданская однородность, особенности гражданской социализации, осознание тождественности своих прав и свобод с правами, данными соотечественникам, общность отношения к праву, гражданских идеалов, ценностей и убеждений, осознание субъектом своих гражданско-психологических особенностей и тождественности с особенностями той группы, к которой он себя относит, нравственно-нормативная оценка правового и не правового поведения соотечественников, а также группы «чужих» и др. Определяют гражданскую однородность и позволяют характеризовать гражданскую определенность и состоятельность личности.
Таким образом, проведя теоретический анализ терминов, заявляемых как схожих по смысловой нагрузке, и определелив соотношения понятий, отражающих представления людей о тех социальных общностях, к которым они себя относят, мы пришли к выводу, что наиболее близкими для термина «гражданская идентичность» будут являться «государственная» и «российская идентичность». Относительно термина «государственная идентичность» мы будем придерживаться точки зрения схожести понятий гражданской и государственной, российской идентичностей, поскольку при обозначении своей гражданской принадлежности раскрывается феномен наполненный личностными представлениями и образам гражданственности и особенностями формирования данного вида идентичности в условиях конкретно нашей страны. Наименее подходящими в роли синонимов будут понятия «национальная идентичность» и «этническая идентичность». Термин «правовая идентичность» будет уже по сравнению с
интересующим нас и полностью описан в качестве ядра гражданской идентичности; также описаны нами основные дифференцирующие и консолидирующие признаки гражданской идентичности.
Подробнее остановимся на процессе социального становления человека и тех задачах и функциях, которые берет на себя гражданская идентичность в процессе общего социального становления человека.
Социальное становление человека — процесс осознания человека в обществе как личности, его составной элемент, наделенный собственной активностью и проявляющий индивидуальные особенности на уровне группы. Т.е. личность не только усваивает социальные нормы и требования, но и проявляет это в своем поведении. Социальное становление личности в группе соотечественников можно назвать гражданским становлением человека. По аналогии с трактовкой профессионального становления личности, которое можно отнести к компоненту социального становления, мы можем определить гражданское становление как «формообразование личности, адекватное требованиям» [9, с 405] гражданской деятельности и взаимодействию с соотечественниками и людьми, имеющими иное гражданство.
Гражданское становление личности не происходит спонтанно, а проходит ряд этапов по средствам процесса гражданской социализации. Целью гражданского становления человека является способность контролировать собственное поведение (осуществление самоконтроля) в обществе таким образом, чтобы соблюдались права окружающих, а индивид имел возможность для проявления собственных прав. Задачи становления человека в обществе требуют формирования системы представлений об обществе и навыков у людей нового поколения, подготовку человека к тесному сосуществованию в социальной среде на основе определенных норм и закрепленных правил, адаптации к новым условиям и пониманию своей роли в обществе.
Таким образом, мы можем сделать предварительные выводы о прохождении в своем развитии гражданского становления некоторых этапов по аналогии с правовой социализацией, поскольку именно этот процесс мы видим основой гражданской социализации. Под правовой социализацией мы будем понимать процесс усвоения и проявления личностью норм и правил правомерного поведения, являющегося таковыми в определенном государстве. Итогом правовой социализации является выработка типовых социальных реакций, которые хорошо распознаются и прогнозируются. Результатом правовой социализации является подготовка человека к тесному сосуществованию с другими людьми в одной социально-правовой системе, поскольку в одном государстве люди обладают общими ресурсами, правами и обязанностями, следовательно, необходима правовая саморегуляция.
Аналогично уровням правого развития Дж. Тапп и Ф. Левина [5, с.49] можем предположить уровни гражданского развития.
На первом этапе происходит регуляция собственного поведения в обществе личностью, не совершающей правонарушений из страха наказания и чувства стыда перед людьми близкого круга. На данном этапе происходит переживание внутренней причастности к социальной группе, которую человек называет «своей». Когда переживание относится не к близкому окружению, а расширяется до соотечественников, в данный момент мы можем предположить зарождение гражданского развития на основе правового.
На втором этапе происходят формирование установок на уровне индивидуального сознания для соблюдения структуры общества, частью которого он является, а также оправдания ожиданий значимой группы.
На третьем этапе происходят осуществление внутреннего самоконтроля, основанного на осознании собственной ответственности за поведение, соблюдение прав других людей, в том числе тех, которые являются подданными других государств.
Результатом социального становления человека является осознанное выполнение собственной социальной роли в общественной группе, а государство является площадкой для проявления роли гражданина.
Основные функции, которые выполняет гражданская идентичность в процессе становления личности как основного компонента общества:
• регулятор поведения — поскольку в основных документах гражданского нормативно-правового поведения прописаны обязанности, права, свободы, законы и нормы, которые должен выполнять гражданин, принадлежащий данному государству, то в процессе социализации эти правила усваиваются и дают направление поведения человека;
• передача специфики гражданской культуры молодым поколениям — в процессе социализации происходит не только усвоение, но и передача имеющегося гражданского «багажа» опыта, традиций и т. д.;
• объединение и сохранение единства граждан;
• самоактуализация, развитие, самовыражение в социальной группе соотечественников;
• переживание своей принадлежности к государству, народу, социальной группе;
• включение в систему социальных взаимосвязей внутри группы, обеспечивающей защиту, удовлетворение потребностей и т. д.
Таким образом, в ходе проведенного анализа понятий «правовой», «национальной», «государственной», «этнической», «российской идентичности», т.е. близких по смысловой нагрузке к понятию «гражданской идентичности», определили круг синонимичных понятий и понятий, которые невозможно использовать в данной роли. Выдвинули предположение, что гражданская идентичность является важным компонентом социально-184
го становления человека. Процесс становления гражданина является механизмом гражданской социализации, происходящей на базе правовой социализации личности. Провели аналогичную связь поэтапного правового и гражданского развития в контексте социального становления личности.
Список литературы
1. Безгина Н.В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГу, 2013. С. 241-249.
2. Безгина Н.В. Правовая и гражданская идентичность в структуре современной социализации // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012 . С. 302-311.
3. Бушуев В.В., Титов В.В. Национально-государственная идентичность в современном мире и роль исторической политики в ее формировании (теоретико-методологический анализ)// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология, 2011. № 4. С.77- 93.
4. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности//Психологический журнал. 1996. Т. 17. №5. С. 69-75.
5. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. /Аналитический обзор: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. М.: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003. С. 270.
6. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность //Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России/ под ред. В.С. Магун. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. С. 10-30.
7. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях// Вопросы психологии. 2008. №2. С.83-93.
8. Перегудов С.П.. Национально-государственная идентичность и
проблемы консолидации Российского государства// Полис. 2011. №3.
С. 141-163.
9. Фельдман И.Л. Особенности профессионального становления студента-медика// // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ. 2011. С. 404-412.
10. Фомина Ю.И. Специфика этнических представлений иностранных студентов, проживающих на территории РФ// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. С.207-215.
11. Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идеи гражданства //Гражданские, этнические и религиозные идентичности в
современной России/ под ред. В.С. Магун. М.: Изд-во Института социологии РАН. 2006. С. 30-57.
Безгина Наталья Вячеславовна, аспирант, bezginanatasha@mail.ru, Россия,
Тула, Тульский Государственный Университет.
“CIVIL IDENTITY” AS A COMPONENT OF SOCIAL FORMATION OF AN INDIVIDUAL
N.V. Bezgina
The author considers the basic concepts related to "civil identity": "state identity", "Russian identity," "national identity", "legal identity" and "ethnic identity", and highlights the basic differentiating and consolidating features of civil identity. The author analyzes the development of civil identity as a component of social formation of an individual in the society.
Key words: civil identity, social formation, legal identity, differentiating and consolidating features.
Bezgina Natalia Vyacheslavovna, post-graduate student, bezginanatasha@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НА ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
М.В. Клементьева
Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых людей. Структурное моделирование корреляций показало, что субшкалы теста биографической рефлексии по-разному сформированы для молодых и пожилых людей, и подтвердило влияние биографической рефлексии, опосредованное возрастом, на осмысленность жизни взрослых.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, осмысленность жизни, взрослость, жизненный путь, жизненный опыт
Поиск смысла занимает центральное место в жизни человека. Не удивительно, что жизненный путь и экзистенциальный опыт являются актуальными темами психологических исследований.
В качестве источников смысла жизни исследователи рассматривают рефлексивные механизмы и бессознательные показатели [1; 2; 3; 6; 7; 9; 10; 13; 15; 16; 18; 20; 21; 22]. Утверждается, что рефлексивные механизмы могут воплощать различные функции и, следовательно, демонстрировать различные эффекты в зависимости от событийного контекста жизни, в который они встраиваются [4; 9; 21; 22].
Мы рассматриваем биографическую рефлексию как самоанализ субъектом индивидуальной жизни и выделяем ее два типа: рефлексию