ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
УДК 389: 379.85
ПРАВОВАЯ БАЗА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН
Гулиев Новруз Амирханович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой,
Смагулов Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент, Кулагина Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУВПО Омский государственный институт сервиса, г. Омск
Effectively working world market is an economic space in which through borders of the states the goods, the capital, a manpower, the information freely move, where for them there are more favorable conditions. Creation of such market is possible if the states take the measures directed on elimination of tariff and technical (nontariff) barriers. The technical barrier is understood as distinctions in requirements of national and international standards, leading to additional expenses of means andor time for promoting of the goods on the corresponding market. In the research the analysis of agreements of bilateral and multilateral Russian-Kazakhstan agreements on economic cooperation in which interaction directions in sphere of a hoteltourist complex «are isolated» is carried out.
Эффективно работающий мировой рынок — это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным затратам средств и/или времени для продвижения товаров на соответствующий рынок. В исследовании проведен анализ соглашений двусторонних и многосторонних российско-казахстанских соглашений об экономическом сотрудничестве, акцент сделан на взаимодействии в сфере гостинично-ту-ристского комплекса.
Key words: cross-border territory, tourism, contracts and agreements, tourist standards
Ключевые слова: приграничные территории, туризм, договоры и соглашения, туристские стандарты
В условиях формирования крупных региональных объединений государств в настоящее время возрастает значение приграничных территорий. Необходимость сотрудничества приграничных территорий государств определяется практическими (экономическими) соображениями.
Международное сотрудничество приобретает особое значение в эпоху глобализации. По определению Международного валютного
фонда, глобализация — это «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынка товаров и услуг, так и капиталов». Глобализация рассматривается как фактор стандартизации правовой жизни, то есть распространения общемировых стандартов (технико-юридического наследия, испытанных технологий зако-нодательствования) [1. С. 87, 92].
В российском законодательстве установлены положения о возможности Российского
государства сотрудничать с другими странами в различных сферах экономики. Так, в ст. 79 Конституции РФ говорится: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации», в п. 4 ст. 15 Конституции РФ отмечается: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы».
После образования на территории бывшего СССР независимых национальных государств их правительствами был подписан ряд документов о сотрудничестве в различных областях экономики, в том числе в сфере туризма, в приграничных регионах.
Цель предлагаемой статьи — проанализировать правовую базу приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере туризма.
В соответствии с Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года государственная граница определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия государственного суверенитета данной страны.
Долгое время государственная граница между Россией и Казахстаном не была оформлена международно-правовыми документами.
25 мая 1992 года между Россией и Казахстаном был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В статье 10 названного документа было подтверждено «признание и уважение территориальную целостность и нерушимость существующих границ Республики Казахстан и Российской Федерации». При этом указывалось (ст. 13 Договора) на необходимость разработать и осуществить согласованный комплекс мер по регулированию миграционных процессов, включая взаимное обеспечение свободного перемещения граждан обоих государств.
22 января 1993 года был принят Устав Содружества Независимых Государств, в котором подтверждалось признание существующих границ между республиками бывшего СССР.
Переговоры о делимитации и демаркации российско-казахстанской государственной границы, которые велись в 1990 годы, завершились заключением 18 января 2005 года в г. Москве Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе. В качестве основы государственной границы между двумя государствами была признана бывшая административная граница между РСФСР и Казахской ССР с небольшими отступлениями в пользу той или иной стороны на условиях обмена территориями.
В 1990 годы странами СНГ при активном участии России и Казахстана были подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве, которые прямо или косвенно касались сотрудничества в сфере туризма.
24 сентября 1993 года ряд стран СНГ, в том числе Россия и Казахстан, подписали в г. Москве Договор о создании Экономического Союза, в рамках которого страны СНГ достигли взаимопонимания в следующих вопросах:
— последовательное снижение и отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественные и все иные равнозначные им по своим последствиям ограничения;
— гармонизация таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования;
— упрощение таможенных процедур;
— унификация форм таможенной документации для ведения таможенной статистики;
— поэтапное сближение тарифов на перевозки грузов и пассажиров, транзитных тарифов при соблюдении принципа свободы транзита.
20 января 1995 года Россия, Казахстан и Белоруссия заключили Соглашение о Таможенном союзе, в котором речь шла о распределении таможенных пошлин, налогов и сборов, условиях введения временных ограничений и таможенного контроля.
18 октября 1996 года между Россией и Казахстаном было подписано Соглашение об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, согласно которому Россия и Казахстан согласились считать имущество железнодорожного транспорта, входящее в состав железных дорог государства одной стороны, но расположенное на территории государства другой стороны,
переданным на период действия настоящего Соглашения в управление предприятиям, учреждениям и организациям, на балансе которых оно находится.
26 февраля 1999 года Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан подписали Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года. В Соглашении было дано определение ряда терминов в области приграничного сотрудничества. Так, термин «приграничный регион» определяется как «регион в пределах административных или иных государственных территориальных образований, административно-территориальные границы которых совпадают с линией государственной границы государств-участников настоящего Соглашения», а «сотрудничество приграничных регионов» есть согласованные действия органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и населения сторон, направленные на укрепление и развитие отношений между приграничными регионами.
24 сентября 1999 года в Астане было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999—2007 годы, согласно которому стороны обязались содействовать развитию торгово-экономического, научно-технического, социального, культурного, гуманитарного сотрудничества между приграничными регионами — субъектами Российской Федерации (Республикой Алтай, Алтайским краем, Астраханской, Волгоградской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Самарской, Тюменской, Челябинской областями) и областями Республики Казахстан (Актюбинской, Аты-рауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской). Было установлено, что сотрудничество между приграничными регионами осуществляется на основе непосредственных связей между администрациями регионов и хозяйствующими субъектами независимо от их формы собственности и подчиненности с соблюдением законодательства государств и положений международных до-
говоров. Стороны взяли на себя обязательство оказывать хозяйствующим субъектам необходимую помощь в установлении деловых связей, создании торговых домов, организации выставок и ярмарок, будут содействовать предоставлению информации по правовым, таможенным, пограничным и миграционным вопросам.
30 ноября 2000 года рядом стран СНГ с участием России и Казахстана было подписано «Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан», которое вступило в силу 7 июня 2002 года. Согласно ст. 1 данного документа «граждане государств Сторон независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов». Вместе с тем, в соответствии с указанным Соглашением, каждая из указанных стран закрепила право «принимать особые меры по защите своих границ и территории при чрезвычайных обстоятельствах, в частности, в ситуациях, угрожающих их безопасности, общественному порядку или охране здоровья населения». В этом случае государство-участник Соглашения получило право вводить временные ограничения на въезд, выезд, пребывание, передвижение и транзитный проезд граждан государств Сторон, уведомив об этом по дипломатическим каналам остальные Стороны за 72 часа до введения в действие указанных ограничений.
9 февраля 2001 года Правительство России утвердило Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации. В указанном документе приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, бе-
регам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Для развития приграничного сотрудничества были рекомендованы следующие направления деятельности:
• сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
• сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, например, установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами приграничных территорий;
• сотрудничество в области транспорта и связи, например, содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая транзит;
• сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
• сотрудничество в правоохранительной деятельности;
• сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда, например, упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий государственной границы и их временного пребывания;
• научное и гуманитарное сотрудничество. 14 сентября 2001 года в г. Алматы между
Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Таджикистаном было подписано пятисто-роннее Соглашение об информационном взаимодействии государств — членов Евразийского экономического сообщества по пограничным вопросам, согласно которому стороны договорились об осуществлении обмена информационными ресурсами по пограничным вопросам на безвозмездной основе.
9 января 2004 года Россия и Казахстан заключили двусторонний Договор о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам. В данном документе речь шла о конкретных областях сотрудничества, а именно:
• охрана российско-казахстанской государственной границы;
• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие противоправной деятельности на российско-казахстанской государственной границе;
• борьба с терроризмом и контрабандой оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
• борьба с нелегальной миграцией;
• борьба с другими видами транснациональной преступности.
В настоящее время имеется одобренный 21 января 2004 года Правительством Российской Федерации «Типовой проект соглашения субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами о приграничном сотрудничестве».
Рассмотрим вопрос о правовом статусе стандартов, которые применяются в приграничном сотрудничестве в сфере туризма России и Казахстана.
Россия и Казахстан заключили между собой ряд двусторонних и многосторонних соглашений (в рамках СНГ) об использовании туристских стандартов.
Первым межгосударственным документом такого рода является Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанное в Москве 13 марта 1992 года представителями правительств 11 государств, ранее входивших в состав СССР (за исключением стран Балтии и Грузии). Этот документ стал юридической основой для разработки и принятия в дальнейшем межгосударственных стандартов, в том числе и в сфере туризма. В частности, в ст. 4 данного Соглашения говорится, что страны СНГ будут осуществлять:
а) финансирование общих программ и технических проектов в области стандартизации, метрологии и сертификации целевым направлением средств каждым участником программы или технического проекта;
б) финансирование собственной части работ по реализации основных направлений
согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации самостоятельно каждым участником Соглашения [2. С. 3—6].
В стандартизации стало использоваться понятие межгосударственных стандартов, для которых была принята аббревиатура «ГОСТ». Для выработки согласованной политики, определения основных направлений деятельности на межгосударственном уровне и согласования вопросов финансирования работ был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Указанный Межгосударственный совет включал в себя полномочных представителей государств-участников Соглашения. Его рабочие органы стали постоянно действующими. В качестве официального языка принят русский. Решения Совета по принципиальным вопросам обязательны для национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации.
18 августа 1994 года между Россией и Казахстаном было заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в области стандартизации. В ст. 2 данного межправительственного соглашения говорилось: «Стороны согласились: применять при необходимости государственные стандарты Республики Казахстан на территории Российской Федерации и, соответственно, государственные стандарты Российской Федерации на территории Республики Казахстан; представлять друг другу информационную и нормативную документацию (указатели государственных стандартов, государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации) и обмениваться ежегодными планами работ по стандартизации; проводить на согласованных условиях подготовку и повышение квалификации кадров, создавать необходимые условия для обмена специалистами».
В 1994 году решением глав правительств был создан Совет по туризму стран СНГ, который в числе других стал заниматься проблемами стандартизации и сертификации в сфере туризма. На основе Соглашения о принципах сближения хозяйственного законодательства государств-участников Содружества (Бишкек, октябрь 1992 года) и Соглашения о сотрудничестве в области туризма (Ашхабад, декабрь 1993 года) и в соответствии с планом своей работы Совет в 1995 году разработал проект Кон-
цепции унификации стандартов и систем сертификации в туризме [3. С. 31].
29 октября 1994 года Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ был принят документ «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма». В этом документе было установлено, что сертификат соответствия туристских услуг (в том числе и на соответствие требованиям стандартов), выданный в одной стране СНГ, признается в другой. То же самое говорилось и о случае лишения туристской фирмы сертификата соответствия [4].
В 1990 годы страны СНГ приняли ряд межгосударственных стандартов в сфере туризма. Они были приняты на основе туристских стандартов России «методом обложки» (то есть аутентичный текст российских стандартов принят странами СНГ без каких-либо изменений и дополнений) [4. С. 31]. Так, на заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (Санкт-Петербург, апрель 1995 года) несколько стандартов РФ в области туристских услуг и услуг гостиниц были приняты в качестве межгосударственных: ГОСТ Р 50681—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», ГОСТ Р 50644—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» и ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» [4].
14—15 февраля 1996 года в г. Минске состоялось совещание полномочных представителей и экспертов государств-членов СНГ, на котором была принята Концепция по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма в государствах-участниках СНГ [4].
Таким образом, договоренности стран СНГ заложили правовую базу для разработки и применения межгосударственных стандартов в сфере туризма, а в 2003 году после принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» в российском законодательстве была подтверждена возможность дальнейшего применения межгосударственных стандартов на территории России.
В 1990-е годы страны СНГ приняли ряд основополагающих межгосударственных стандартов, которые в совокупности составили межгосударственную систему стандартизации.
В основополагающих стандартах предусмотрены случаи отмены межгосударственных туристских стандартов [5]:
— в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт;
— при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);
— в других обоснованных случаях. Предусматривается возможность прекращения применения межгосударственного стандарта национальным органом государства в одностороннем порядке в следующих случаях:
— при возникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиями и положениями законодательных актов этого государства;
— при несоответствии установленных в данном стандарте требований потребностям национальной экономики и безопасности;
— при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта;
— в других обоснованных случаях.
В связи с вышеизложенным порядком разработки и отмены межгосударственных стандартов возник вопрос о правомерности применения на территории России межгосударственного стандарта ГОСТ 28681.4—95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», стандарт был разработан в России Техническим комитетом (ТК) 199 и принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 7 от 26 апреля 1995 г.). За принятие этого межгосударственного стандарта выступили 11 стран СНГ, в том числе Россия. Постановлением № 164 Госстандарта России от 12 марта 1996 года указанный
ГОСТ был введен в качестве государственного стандарта РФ с 1 июля 1996 года. Применение ГОСТ 28681.4—95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» было прекращено с 1 августа 2006 года в связи с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2005 года № 1004-р. Взамен прекратившего действие стандарта рекомендовано было рекомендовано пользоваться «Системой классификации гостиниц и других средств размещения», утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86.
Таким образом, проведенный анализ истории развития правовой базы приграничного сотрудничества в сфере туризма между Российской Федерацией и республикой Казахстан позволяет сделать следующие выводы.
1. Двусторонние и многосторонние соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и Казахстаном затрагивают сотрудничество в сфере туризма в следующих аспектах:
— свободное перемещение товаров и грузов через государственную границу;
— безвизовый порядок перемещения граждан России и Казахстана через государственную границу;
— создание совместных российско-казахстанских предприятий;
— информационное сотрудничество, включающее обмен информацией о туристских фирмахнарушителях законодательства.
2. В России существует разработанная правовая база для применения туристских стандартов стран СНГ в следующих вариантах:
— как части национальных стандартов России при применении межгосударственных стандартов стран СНГ;
— применение государственных туристских стандартов Казахстана в России на условиях возможности применения российских туристских стандартов в Казахстане.
Литература
1. ГОСТ 1.2—97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены.
2. ЕгоровА.В. Правовая интеграция и ее содержание // Государство и право. 2004. № 6. С. 74—84.
3. ИванецГ.И., Червонюк В.И. Глобализация, государство, право // Государство и право. 2003. № 8. С. 87—94.
4. Иванова Л.А. О разработке и внедрении межгосударственных стандартов в области туризма в странах СНГ / Л.А. Иванова, Д.Е. Самойленко // Сертификация. 1996. № 2. С. 31.
5. Крутов Б.В. О взаимном признании результатов сертификации со странами СНГ и Балтии // Сертификация. 1994. № 2. С. 2.
6. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 2000. 520 с.
7. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, мет-рологии и сертификации // Информационный указатель стандартов «Государственные стандарты». 1994. № 2—3. С. 3—6.
8. Терещенко А. Стандарты общественных организаций // Турбизнес для профессионалов. 2004. № 7. С. 10—11.
УДК 338.5
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАТРАТООБРАЗОВАНИЯ ГОСТИНИЦ И АНАЛОГИЧНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ
Каурова Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук,
доцент, зав. кафедрой, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
All problems of development of domestic economy as a whole are accordingly reflected in activity of each institutional unit in hotel business. These problems, in turn, depend on region and hotel specialization (tourist, resort, business hotel etc.) which define specific elements of a control system of expenses. Management of expenses includes along with other functions and the analysis of the data about expenses, therefore in the article it is obviously important to carry out the analysis of features of formation of expenses of hotels and similar means of accommodation at micro level.
Все проблемы развития отечественной экономики в целом соответственно отражаются на деятельности каждой институциональной единицы в гостиничном бизнесе. Эти проблемы, в свою очередь, зависят от региона и специализации гостиницы (туристская, курортная, бизнес-отель и т. д.), которые определяют специфические элементы системы управления затратами. Управление затратами включает наряду с другими функциями и анализ данных о затратах, поэтому представляется важным в данной статье провести анализ особенностей затратратообразова-ния гостиниц и аналогичных средств размещения на микроуровне.
Key words: formation of expenses, hospitality, hotels and similar means of accommodation, input intensities services
Ключевые слова: затратообразование, гостиничный бизнес, гостиницы и аналогичные средства размещения, затратоемкость услуг
Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа. Объектами анализа затрат являются следующие показатели:
• полная себестоимость услуг в целом и по элементам затрат;
• уровень затрат на рубль услуг;
• себестоимость отдельных услуг;
• отдельные статьи затрат;
• затраты по центрам ответственности. Общая сумма затрат может изменяться
под влиянием следующих факторов:
• объем услуг;
• структура услуг;
• уровень затрат на единицу услуг;
• сумма постоянных расходов.
Анализ затрат институциональных единиц целесообразно осуществлять начиная с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам [2, 3, 4].
Основную долю затрат гостиниц и аналогичных средств размещения составляют заработная плата и связанные с ней выплаты (27—32%), поскольку гостиничный бизнес