6(309) - 2013
Наука каКоОсобый вид деятельности
УДК 330.11
ПРАВОВАЯ БАЗА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
В. Н. ЕДРОНОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем
финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru
А. О. ОВЧАРОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем
финансовых расчетов E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет
имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет
Незнание нормативной базы и институциональных основ снижает качество научных исследований, затрудняет их организацию и защиту, внедрение результатов в практику. В статье проанализированы особенности организации российской науки, ее принципы, организационные и финансовые аспекты современных научно-исследовательских структур и проектов.
Ключевые слова: правовая база, проект «Скол-ково», наукоград, технопарк, особая экономическая зона, национальный исследовательский университет.
Организация и управление наукой и научными исследованиями в России регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента и актами Правительства, приказами Министерства образования и науки РФ, иными актами федеральных и региональных органов власти.
Базовым законом в сфере науки является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Он регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг). В законе определены главные цели государственной научно-технической политики: развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства. Научные исследования должны обеспечивать прогрессивные структурные преобразования в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиту информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности и безопасности личности, общества и государства.
Принципами государственной научно-технической политики являются:
- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
- интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий, кафедр, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
- стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
- развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
- развитие международного научного и научно-технического сотрудничества РФ.
Права и результаты интеллектуальной деятельности в самых разных сферах, включая науку, регулирует часть четвертая Гражданского кодекса РФ, также Федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии», Федеральный закон от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных» и Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Законы стимулируют развитие научной и инновационной деятельности, способствуют внедрению результатов науки в хозяйственную сферу. Также приняты и федеральные законы, регу-
лирующие организационную и институциональную структуру российской науки: от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», от 19.07.2007 № 139-Ф3 «О Российской корпорации нанотехнологий», от 27.07.2010 № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
В 2010 г. самым значимым и обсуждаемым вопросом был проект «Сколково» - создаваемый близ Москвы ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий: энергетических, ядерных, космических, медицинских, компьютерных. В конце 2009 - начале 2010 г. началась организационная работа по проекту, в частности была создана рабочая группа, назначен президент фонда «Сколково», образован консультативный научный совет, попечительский и градостроительный советы фонда.
На реализацию проекта по созданию инновационного центра «Сколково» планировалось направить бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2011 г. в размере 15 млрд руб., в 2012 г. -22 млрд руб., в 2013 г. - 17,1 млрд руб. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета лишь на ранних стадиях реализации проекта, в будущем средства должны поступать от частных компаний.
Государственные ресурсы должны направляться на развитие инфраструктуры (в том числе научной), а также на разработку проектной документации по некоммерческим объектам. Остальные объекты, большинство из которых будет относиться к коммерческой инфраструктуре, а также ряд социальных объектов, предполагается обеспечивать в рамках государственно-частного софинансирования.
Особенностью проекта «Сколково» являются налоговые льготы, устанавливаемые для его участников. Резиденты инновационного центра будут иметь нулевую ставку налога на прибыль, а также освобождение от НДС и налога на имущество в течение десяти лет. При этом страховой платеж в пенсионный фонд будет уплачиваться по ставке 14 %, а взносов в фонды обязательного медицинского и социального страхования не будет. Таможенные пошлины и «импортный» НДС участники проекта будут платить, но бюджет возместит эти затраты.
Компания-участник утрачивает право на освобождение от налога на прибыль, если годовая прибыль превысит 1 млрд руб. и уплачивает НДС и налог на
имущество в том случае, если общая прибыль за два года составит более 1,3 млрд руб. Резиденты «Скол-ково», занимающиеся научными исследованиями и разработками, освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Во втором чтении в законопроект была внесена поправка, согласно которой до 01.01.2014 всеми льготами могут пользоваться участники проекта, расположенные не только на территории самого центра, но и за пределами «Сколково».
Первым исследовательским проектом стал проект по созданию бизнес-инкубаторов в так называемой сфере облачных вычислений, т. е. в сфере технологий распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Стоимость проекта - 30 млн долл. Половину этой суммы должно вложить государство, половину - частные инвесторы. В течение 7-9 лет будут созданы 6-7 компаний, общая капитализация которых достигнет 0,5-1 млрд долл. Эти компании будут заниматься компьютерным распознаванием речи и технологиями передачи трехмерных изображений через Интернет.
В новом городе общей площадью 370 га, где будет располагаться крупнейший центр по разработке и коммерциализации новых технологий, предполагается создание филиалов и лабораторий ведущих университетов и компаний России и других стран. Причем для иностранных высококвалифицированных специалистов и членов их семей предусмотрено смягчение условий получения визы и процедуры миграционного учета в России. Академические исследования и высокотехнологичное производство будут сочетаться с развитой социальной инфраструктурой (жильем, обучением, театром, средой для неформального общения).
По состоянию на апрель 2012 г. общее число резидентов проекта составило 449. Одобрено более 100 грантов на общую сумму 6,4 млрд руб. По официальным данным сайта фонда, в 2011 г. подписано 13 соглашений о создании центров НИ-ОКР общей численностью более тысячи человек с суммарным бюджетом в 11,8 млрд руб. Развивается инфраструктура, формируется эффективная система управления, совершенствуется PR и т. д.
Признавая важность и актуальность создания современного научного комплекса, учитывая опыт создания подобных комплексов в других странах1,
1 Проект «Сколково» еще называют российской Силиконовой долиной по аналогии с одноименным местом в США. Этот регион в штате Калифорния отличается большой плотностью
приведем критические суждения ряда специалистов по поводу реализации проекта. Всю совокупность замечаний, на наш взгляд, можно свести к следующим тезисам:
Во-первых, это неудачное территориальное расположение. Речь идет о достаточно дорогом районе Подмосковья, для которого также может возникнуть проблема нехватки земли. В то же время полноценный научно-технологический комплекс с лабораторной базой, экспериментальными производствами (технопарком), социальной инфраструктурой очень сложно разместить на территории площадью 370 га при полной невозможности дальнейшего расширения (если, конечно, не сносить окружающих коттеджных поселков). Мировой и отечественный опыт показывает, что подобные комплексы размещаются на гораздо больших территориях (для сравнения: площадь Кольцово - 1 600 га, Дубны - 7 100 га, Силиконовой долины в Калифорнии - около 400 тыс. га).
Неудачное территориальное расположение инновационного центра «Сколково», по мнению ряда экспертов, сопряжено также с такими проблемами, как возможная угроза лесным массивам, невысокая привлекательность территории для проживания ученых, усиление транспортной напряженности в московском регионе.
Во-вторых, невысокий уровень российского спроса на инновации. По мнению научного руководителя Инновационного института при МФТИ Ю. П. Аммосова, в России спрос на инновации осуществляется в сложных условиях. Компании либо не ощущают конкурентного давления благодаря экономическому буму, который прощает даже грубые ошибки менеджмента, либо, оказавшись в кризисном положении, озабочены сиюминутным выживанием и об инновациях не думают. Высокая степень монополизма в экономике России также не способствует инновационному спросу.
Даже при наличии спроса на инновации проект «Сколково» ориентирован на модель бизнеса, носящую образное название лучшей мышеловки (если построить лучшую в мире мышеловку, то мыши туда придут сами). Эта модель основана на
высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологий и т. д. Возникновение и развитие этого технологического центра связано с сосредоточением ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, наличием источников финансирования новых компаний, а также климатом средиземноморского типа.
выстраивании рынка под продукт и описывается схемой: придумать, разработать, протестировать, создать, проанализировать рынок и затем продать. Однако очень часто результатом такого подхода становилась ситуация, при которой многолетний труд ученых и инженеров не выдерживал первой встречи с покупателем: продукт, рассчитанный на идеальных потребителей, не привлекал потребителей реальных. В настоящее время на Западе стремительно набирает популярность новая модель, в которую вписать проект «Сколково» будет проблематичным, - модель открытия покупателя. Она опирается на сложную многоступенчатую и циклическую работу с будущими потребителями с первого дня и выстраивание продукта под рынок, а не рынка под продукт. Результаты ее применения впечатляют: она резко ускоряет технологический цикл от идеи до рынка, сокращает непродуктивное использование ресурсов и серьезно улучшает шансы на успех и продукта, и научного центра.
В-третьих, игнорирование зарубежного и отечественного опыта. На первый взгляд, проект «Сколково» берет на вооружение зарубежный опыт создания подобных научно-инновационных центров, в частности опыт создания и функционирования калифорнийской Силиконовой долины. Однако следует учитывать, что она была создана много лет назад и в настоящее время не является единственным местом, где сконцентрирована американская научная и техническая мысль. Силиконовая долина не была создана сверху, а развивалась эволюционно и в чем-то даже стихийно. По сути, долина как технологический центр сложилась еще в начале ХХ в., когда область залива Сан-Франциско долгое время была основным местом для разработок и исследований военных структур США. В 1940-е гг. число технологических компаний на этой территории резко возрастало, но все они занимались исследованиями в сфере военно-промышленного комплекса. В этом смысле Силиконовая долина была схожа с советскими аналогами, такими как наукограды и академгородки. Кроме того, калифорнийская Силиконовая долина в ее современном виде сформировалась и развивалась вокруг Стенфордского университета, который и был основным источником инновационных идей. В течение многих лет складывалась цепочка: научная разработка ^ предприниматель с идеей ^ потенциальный инвестор ^ создание коммерческого продукта. В Сколково кроме частной бизнес-школы пока ничего нет.
В США многие университеты являются не только классическими вузами, но и одновременно исследовательскими центрами, инвестиционными компаниями и технопарками, причем компактного проживания, с отрывом от родителей, друзей и привычного уклада жизни. Высокая плата за обучение и большие заработные платы стимулируют студентов и ученых усиленно заниматься и реализовывать свой потенциал. В России к подобным центрам можно отнести Московский физико-технический институт (государственный университет) и новосибирский Академгородок. Поэтому многие специалисты считают, что оптимальным решением было бы создание национального центра разработок на базе одного из российских наукоградов с уже готовой инфраструктурой для исследовательских работ и дешевым социальным жильем. Для «Сколково» есть опасность того, что участниками проектов будут не столько талантливые ученые, сколько люди, имеющие хорошие отношения с руководством центра и стремящиеся получить под свой бизнес налоговые льготы.
Следует также отметить неудачный опыт создания подобных «Сколково» инновационных центров в разных странах. В конце 1990-х гг. в Малайзии был торжественно открыт «город будущего» Ки-берджайя - город высоких технологий, спроектированный по образцу Силиконовой долины. Проект должен был создать более 35 тыс. рабочих мест и привлечь в экономику страны свыше 5 млрд долл. инвестиций. На площади около 3 тыс. га предполагалось создать уникальный сплав тропической экосистемы и новейших информационных технологий. Однако десять лет спустя Киберджайя существует как город-полупризрак: надежда на то, что там соберутся высокотехнологические компании и производства, не сбылась.
Другой пример - город Бангалор в Индии -крупнейший в стране научный и индустриальный центр, выпускающий продукцию машиностроения, электроники, аэрокосмической отрасли, телекоммуникационного оборудования и оборонной промышленности. Этот город часто называют индийской Силиконовой долиной за большое количество компаний, связанных с информационными технологиями. Однако большинство инноваций, реализуемых в Бангалоре, не имеет никакого отношения к экономическим проблемам страны. По мнению Б. Ю. Кагарлицкого, западные корпорации используют мозги хорошо образованных, но низкоопла-
чиваемых специалистов, чтобы экономить деньги, решая здесь второстепенные задачи по собственным исследовательским программам. Значительная часть индийских ученых, задействованных в этих программах, признаются, что даже не знают об их целях и смысле. При этом хорошо зарекомендовавшие себя эксперты переезжают в университеты Англии и США, поскольку индийская Силиконовая долина благодаря налаженной системе интернациональных связей и включенности в международное разделение труда является крупным каналом утечки мозгов из страны. Само же правительство вкладывает деньги в технологические проекты, никак не связанные с жизнью простых людей. Такую ситуацию хорошо обрисовал индийский журналист: мы можем запускать в космос спутники, но не можем технически провести канализацию в небольшом городе. На местном уровне недоступны простейшие технологии, нет специалистов, и никто и рупии не потратит на такие мелочи.
Можно привести и другие аргументы, критикующие идею создания инновационного центра «Сколково» (отсутствие научных школ и четких критериев успеха проектов, отмена местного самоуправления на территории центра и т. д.). Но при этом вполне очевидно, что нашей стране нужны организационные и экономические условия для проведения научных исследований, для модернизации российской экономики. Очевидно также, что нельзя концентрировать все усилия только на одном объекте. Кроме точечной зоны «Сколково», существуют другие формы организации науки, совместное использование которых может вывести отечественную науку на качественно иной уровень. К этим институциональным формам относятся наукограды, технопарки и особые экономические зоны.
Наукоград - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал и градообразующий научно-производственный комплекс. Этот комплекс образуют организации, осуществляющие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ.
Первые поселения, из которых выросли наукограды, появились в СССР еще в 1940-х гг. По мнению А. Боярского, они создавались как научно-экспериментальные базы для развития тех или иных
отраслей. Градообразующим предприятием в таких поселениях становились научно-производственный комбинат, секретный НИИ или иной крупный научный центр. Со временем развивалась инфраструктура (смежные производства, новые лабораторные комплексы и т. д.), а также социальная сфера. Подобный формат сравнительно быстро дал свои результаты. На базе наукоградов были подняты многие отрасли. Например, ракетостроение - г. Королев, атомная энергетика - г. Саров, биотехнологии - г. Кольцово.
В соответствии с российским законодательством научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен отвечать двум критериям:
- численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 % от численности работающих на территории данного муниципального образования;
- объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ) в стоимостном выражении составляет не менее 50 % от общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования. Критерий по объему научно-технической продукции может быть заменен на критерий по стоимости фондов: стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 % от стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сфер.
В научно-производственный комплекс наукограда входят две группы юридических лиц, зарегистрированных на территории данного муниципального образования:
- научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
- организации, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции в стоимостном выражении составляет не менее 50 % от общего объема производства.
В настоящее время большинство наукоградов находятся в Московской области (Дубна, Королев, Жуковский и др.). Они специализируются на авиа-и ракетостроении, космических исследованиях, исследованиях в области энергетики, биологии, химии, электроники и т. д. Всего выделяется семь укрупненных специализаций наукоградов России.
Финансирование всех наукоградов осуществляется через федеральный бюджет путем распределения межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктур наукоградов. В 2010 г. на эти цели было направлено средств на сумму 576 702,7 тыс. руб. Больше всех денег получил г. Бийск Алтайского края (117 797,5 тыс. руб.), меньше всех - поселок Кольцово Новосибирской обл. (5 265 тыс. руб.). По сравнению с 2009 г. финансирование наукоградов сократилось в 2,5 раза.
Политика сокращения государственной поддержки наукоградов вместе с отсутствием даже упоминаний о них в контексте многочисленных выступлений на тему инноваций и модернизации вызывает определенное недоумение, поскольку в настоящее время многие отечественные наукограды демонстрируют весьма серьезные успехи. Так, в г. Дубна, созданном в 1956 г. как атомоград, после исчезновения советского госзаказа появились сотни мелких предприятий технологической сферы. В настоящее время доля научно-технической продукции в валовом продукте города составляет 70 %, а 10 тыс. чел., занятых в научном секторе, производят продукции на 20 млрд руб. в год. Кроме того, открыт университет, живут и работают сотни специалистов из развитых стран.
Другой пример - наукоград Кольцово, где в 2007 г. организован бизнес-инкубатор, в котором уже работают около 30 компаний. Успешно функционирует инновационный центр, создается биотехнопарк, куда войдут несколько крупных проектов, например комбинат по глубокой переработке зерна. Отчисления в федеральный бюджет за семь лет выросли в 15 раз, а сам городской бюджет увеличился в 30 раз. И это при том, что налоговых льгот в Кольцово нет, инвесторов привлекают научно-техническая база, сервисная инфраструктура, льготы по аренде.
Технопарк2 - специальная организация, объединяющая научно-исследовательские институты,
2 При анализе мирового опыта деятельности технопарков использована статья Стулов О. В., ЧевычеловаН. Е. Технопарк как форма научно-технической модернизации экономики // Вестник Московского университета. Сер. «Экономика». 2010. № 3.
объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, обслуживающие объекты (средства транспорта, подъездные пути, жилье, охрана). Смысл создания технопарков состоит в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь жить, проводить исследования, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.
Главная задача технопарка - обеспечение инновационного развития национальной и региональной экономики с помощью создания особого режима управления и преференциального инвестиционного климата для национальных и иностранных предпринимателей. При всей разнице в принципах организации и функционирования технопарков мировая практика выделяет пять базовых условий, при которых технопарки любых размеров могут быть созданы и успешно функционировать:
- наличие одного или не скольких университетов с серьезным научно-техническим потенциалом;
- развитые коммуникации (наземный и воздушный транспорт, надежная проводная и беспроводная связь, неограниченный доступ в Интернет и т. д.);
- научно-исследовательская и производственная инфраструктура (помещения для лабораторий и опытных производств, удобные офисы для научно-технического персонала);
- жилая инфраструктура (гостиницы всех уровней цен, наличие жилья в аренду и для приобретения в собственность, медицинское обслуживание, развитая торговая сеть, система общественного питания и т. д.);
- благоприятная общественная атмосфера (расовая и этническая толерантность, отсутствие классовой и конфессиональной вражды).
В мире существуют четыре основных вида технопарков, которые различаются задачами, стоимостью основных фондов и операционными затратами на функционирование:
- научно-технический инкубатор небольших размеров, который может быть создан при университете, муниципалитете или совместно;
- научно-исследовательские технопарки средних размеров при университетах, созданные совместно с региональным правительством или муниципальными образованиями (в эту же группу входят также центры технологий,
организованные совместно университетом и крупной корпорацией);
- конструкторско-технологические технопарки средних и крупных размеров, созданные федеральными властями (национальные лаборатории), корпоративные технопарки, технопарки совместные с федеральными или местными властями;
- производственно-технологические технопарки в корпоративной собственности.
С учетом исторических особенностей и принципов создания и функционирования технопарков принято выделять три основные их модели: американскую (в США, Великобритании, Бельгии, Франции), европейскую (в Германии, Швеции, Италии, Испании) и японскую (Япония, некоторые парки Индии и Китая). В последнее время в некоторых работах встречается азиатская (Индия, Китай, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Индонезия, Малайзия), израильско-скандинавская (Израиль, Финляндия, Ирландия, Исландия) и смешанная (Чили, Мексика) модели.
В США, а также в некоторых странах Западной Европы, следующих американской модели, в настоящее время функционируют три типа технопарков:
- научные парки в узком смысле слова;
- исследовательские парки, отличающиеся от первой группы тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;
- инкубаторы (в США) и инновационные центры (в Великобритании и ряде стран Западной Европы), в рамках которых университеты сдают свои помещения и лаборатории вновь возникающим компаниям, предоставляя им за небольшую арендную плату доступ к лабораторному оборудованию и услугам.
С американской моделью чаще всего связывается деятельность крупнейшего в США Стенфордско-го технопарка. Первоначально он был расположен на землях Стенфордского университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год высокотехнологичным компаниям. В течение нескольких десятилетий рядом со Стенфордским технопарком создавались новые парки, которые вместе образовали уникальное по своим масштабам и возможностям научно-промышленное поселение - Силиконовую долину. Современная территория «Силиконовой долины» включает 30 городов и часть 4 графств-районов,
вмещает штаб-квартиры более 7 000 технологически высокоразвитых компаний, предоставляет 1,35 млн рабочих мест и является местом проживания 2,5 млн чел.
Технопарк, создаваемый в соответствии с американской моделью, представляет собой структуру, основной целью которой является сдача в аренду наукоемким фирмам площадей, пригодных для ведения научно-исследовательской работы и создания экспериментальных инновационных образцов. Эта модель развивалась в направлении совершенствования схем предоставления услуг и увеличения количества площадей, необходимых фирмам-арендаторам для ведения бизнеса. Развитие системы услуг привело к созданию сервисных центров по предоставлению различных баз данных, маркетинговых, аудиторских, банковских, технологических и других услуг.
Европейские технопарки обеспечивают условия для реализации всех стадий инновационного процесса - от разработки и экспертизы новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Они могут быть центрами обучения предпринимателей, технологического трансферта, а также местом сервисной службы, оказывающей широкий спектр услуг. Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности:
- наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);
- наличие нескольких учредителей (этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако намного эффективнее, например с точки зрения доступа к финансированию).
Японская модель технопарков предполагает строительство совершенно новых городов - технополисов, сосредоточивающих на своих территориях научные исследования в передовых и пионерных отраслях, а также наукоемкое промышленное производство.
Новизна создания технополисов состояла в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной
стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, разработка и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса находятся в компетенции местных органов самоуправления.
Технополисы создавались в различных уголках страны за пределами крупных городских агломераций и стали опорными пунктами развития периферийных районов. Причем первоначально не планировалось большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высоким, что было принято решение о расширении круга участников программы.
Японские технополисы в полной мере выполнили свою миссию: за 20 лет существования на их территории было создано и реализовано более половины всех японских инноваций. Каждый из технополисов имеет свою специализацию и особенности организации исследований и создания технологий. Самый известный из них - научный город Цукуба (в Японии его называют городом мозгов) -расположен в 35 милях на северо-восток от Токио. В нем живут более 150 тыс. чел., работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира.
С конца 1980-х гг. в новых индустриальных странах Азии (Тайване, Китае и т. д.) формируется азиатская модель технопарков. Она объединила функции классического технопарка и офшорной зоны - территории, осуществляющей регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Многие технопарки в Китае первые несколько лет вообще не платят налогов. Однако постепенно власти Китая отказываются от практики предоставления налоговых льгот, заменяя их другими преференциями - финансовыми стимулами.
Одним из примеров успешной реализации программы создания технопарков в Китае можно считать Пекинскую зону высоких технологий, в которой удалось создать устойчивые связи между университетами, исследовательскими центрами и малыми (средними) инженерными фирмами. Сегодня территория зоны занимает 100 км2, в ней располагается около 6 000 компаний, 70 % из которых задействованы в сфере 1Т-технологий, а общее число работающих составляет 400 тыс. чел. Вокруг зоны располагается ряд высших учебных
заведений (среди них ведущие китайские вузы -Пекинский университет и Университет Циньхуа), институты Академии наук КНР, отраслевые научные учреждения. В таком районированном кластере очень заметно проявился синергетический эффект концентрации высокотехнологичных компаний и разработчиков из исследовательских центров. Рост общего объема продукции, производимой в технопарке, составляет примерно 30 % в год.
Израильско-скандинавская модель технопарков основана на экспорте готовых продуктов и новых технологий на международный рынок, т. е. представляет прямую конкуренцию транснациональным корпорациям. Страны, развивающие инновационную сферу по этой модели, - Финляндия (технологии мобильной связи), Норвегия (экология и технологии энергосбережения), Исландия (биотехнологические проекты).
В России с 2006 г. действует государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Ее целями являются обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных сфер экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. В качестве задач декларировались:
- создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий;
- развитие российских высокотехнологичных производств;
- стимулирование развития других отраслей экономики, в том числе за счет использования современных технологий, высокотехнологичной продукции и услуг;
- повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики, увеличение объемов иностранных инвестиций;
- создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории РФ;
- увеличение объемов экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.
Технопарки были созданы на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской, Кемеровской областей, Республики Мордовия, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга. Они объединили предприятия высокотехнологичных отраслей экономики (в
том числе нано-, био-, информационных и других технологий), научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциалы таких предприятий. В технопарках также могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий. Инфраструктура технопарков состоит из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктур.
Финансирование российских технопарков осуществляется в виде субсидий из федерального или региональных бюджетов. Общий размер инвестиций должен был составить 29 млрд руб. (свыше 1,1 млрд долл. в ценах 2006 г.), однако на практике сумма инвестиций в 2007-2010 гг. оказалась значительно меньше (см. таблицу).
В 2009 г. финансирование было сокращено на 1,1 млрд руб. и составило чуть более 1,9 млрд руб. В 2010 г. ситуация повторилась: на пять технопарков отведено 1,5 млрд руб., тогда как планировалось выделение 2,3 млрд руб. на десять объектов. Недостаточен уровень подготовки самих проектов, есть случаи нецелевого использования средств. Весной 2009 г. в регионы была отправлена комиссия для контроля за освоением бюджетных средств. Выяснилось, что большинство проектов находится в стадии разработки и согласования проектно-смет-ной документации, а в бизнес-планах можно было обнаружить статьи расходов на строительство гостиниц, Экспоцентров и даже кладбища. Большая часть компаний, допущенных в технопарки, никакого отношения к сфере высоких технологий
не имела, а регионы не упускали случая освоить больше земель, чем этого требовал проект.
В идеале технопарки должны оценивать поступающие к ним инновационные проекты и даже давать рекомендации потенциальным инвесторам. Но на практике этого не происходит. На круглом столе, проведенном газетой «Континент Сибирь» в декабре 2009 г., резиденты кемеровского технопарка рассказали, что выполняют лишь консалтинговые функции. А получить финансирования перспективные проекты попросту не могут. Руководители многих предприятий, сотрудничающие с технопарками, отмечают оторванность их от реальной жизни, ограниченность их участия в реализации конкретных проектов.
Особые экономические зоны технико-внедренческого (инновационного) типа (ОЭЗ ТВТ). В современной экономике одним из инструментов привлечения инвестиций и повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти является создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они решают многие задачи, связанные с приходом иностранного капитала, реализацией региональной политики, обеспечением занятости населения и стимулированием экспорта товаров и услуг. Логика создания ОЭЗ обусловлена либо стремлением к интеграции с мировой экономикой, либо необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение для национального хозяйства. В первом случае ОЭЗ функционируют в виде зон свободной торговли, таможенных зон, офшоров, налоговых гаваней, во втором - промыш-ленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных зон и т. д. Встречаются также комплексные зоны, целью которых является стимулирование общей экономической активности территории.
Субсидии федерального бюджета РФ в 2007-2010 гг. на создание
и развитие технопарков в с< >ере высоких технологий, тыс. руб.
Технопарк 2007 2008 2009 2010
Калужская область (г. Обнинск) 513 000 409 711,3 - -
Московская область (г Черноголовка) 47 000 47 210 - -
Московская область (Дмитровский район) 42 500 50 000 - -
Санкт-Петербург 152 200 160 000 - -
Республика Татарстан (г. Казань) 209 610 596 440 769 604,7 454 623,2
Нижегородская область (д. Анкудиновка) 340 000 248 138,7 264 145,3 199 673,2
Новосибирская область (г. Новосибирск) 342 250 388 500 311 250 194 227,6
Тюменская область (г Тюмень) 298 906 300 000 - -
Кемеровская область (г. Кемерово) - 100 000 100 000 72 608,5
Республика Мордовия (г. Саранск) - - 456 979,5 580 867,5
Итого... 1 945 466 2 300 000 1 901 979,5 15 02 000
Организационный принцип создания и функционирования ОЭЗ - территориальная локализация, при которой особый (преференциальный) режим действует на ограниченной территории и прекращается при переносе деятельности за ее пределы. Такой подход нашел свое отражение при подготовке и принятии Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно этому закону промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территорий, которые имеют общую границу и площадь которых не более 20 км2. Для технико-внедренческих зон максимальный размер площади установлен в 3 км2, для портовых зон - 50 км2.
Кроме территориальной локализации важными условиями формирования ОЭЗ являются упрощение государственного регулирования и контроля, а также облегченный налоговый и таможенный режимы. В этом отношении ОЭЗ представляют собой некий анклав, где осуществляется сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, и применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства. В большинстве особых зон присутствует упрощенный порядок регистрации бизнеса, соблюдения экономических нормативов, формирования и предоставления налоговой отчетности. Государством гарантируется полное или частичное освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей. Преференции способствуют привлечению частного капитала, расширению производства, концентрации деятельности и ускорению экономического роста.
Налоговые льготы в разных зонах имеют определенные различия по своему составу и объему. Например, такой вид сервисных зон, как налоговые гавани, предполагает полное освобождение от налогообложения всех фирм независимо от того, являются они резидентами данной страны или нет. В промышленно-производственных или технико-внедренческих ОЭЗ налоговые преференции, как правило, ограничены. Государственная поддержка в этом случае связана с прямым государственным инвестированием в объекты инфраструктуры.
Ключевую роль в научно-технологическом развитии нашей страны призваны играть ОЭЗ ТВТ. Технико-внедренческая деятельность в пределах этих зон предполагает создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготов-
ление, испытание и реализацию опытных партий. Кроме того, в ОЭЗ ТВТ возможно создание программных продуктов, создание систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Технико-внедренческая зона создается не более чем на двух участках территории и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На момент образования ОЭЗ ТВТ земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и научно-исследовательских организаций. Резидентами зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Каждый резидент обязан заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.
В конце 2005 г. постановлениями Правительства РФ образовано четыре ОЭЗ ТВТ. Дадим краткую характеристику этих зон.
Особая экономическая зона «Дубна» (Московская область). Дубна является единственной территорией в России, объединившей и наукоград, и особую экономическую зону. Как ОЭЗ она состоит из двух участков:
- участок площадью 135,7 га (так называемый городок программистов), на котором осуществляется строительство офисно-производственных зданий для размещения предприятий, ведущих исследования и разработки в области программирования, как правило, не требующих организации санитарно-защитных зон, а также размещение объектов инновационной, социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры;
- участок площадью 52 га, предполагающий размещение опытных производств, лабораторных и испытательных баз предприятий, объектов инновационной, социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры. Главной целью ОЭЗ ТВТ «Дубна» является
увеличение доли России на мировых рынках вы-
сокотехнологичной продукции, в первую очередь в сфере информационных технологий, создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия. Проект предусматривает общий объем капитальных вложений в размере 28,8 млрд руб., строительство жилья (595 тыс. м2), создание новых рабочих мест (13,8 тыс.).
Особая экономическая зона «Зеленоград» (Москва). Данная особая зона появилась в результате соглашения между правительствами Москвы и РФ. Она располагается на двух участках:
- участок «Алабушево» (деловая зона «Ала-бушево») общей площадью около 80 тыс. м2, на которой осуществляется строительство административно-делового центра, инновационного бизнес-центра, центра подготовки и переподготовки кадров и центра коллективного пользования;
- участок МИЭТ - современный университетский инновационный комплекс, созданный на базе Национального исследовательского университета «Московский государственный институт электронной техники». В его составе функционируют бизнес-инкубатор, научно-технологический парк, инновационный центр, центр трансфера технологий, а также зеленоградский инновационно-технологический центр и наноцентр под эгидой Роснано.
Смысл образования ОЭЗ «Зеленоград» заключался в создании современной научно-производственной инфраструктуры для разработки, освоения, мелкосерийного выпуска и апробации на рынке новой электронной и микроэлектронной продукции, которая соответствует мировым стандартам. В настоящее время получили развитие и другие направления исследований и разработок: биотехнологии и фармацевтика, энергосберегающие технологии, лазерные и плазменные технологии, информационные технологии. В частности, идет процесс формирования биофармацевтического кластера «Биосити», 1Т-кластера и нанотехнологи-ческого кластера.
Особая экономическая зона «Санкт-Петербург». Инфраструктура данной зоны состоит из двух участков:
- площадка «Нойдорф» площадью 19 га, расположенная вблизи Петродворца, где уже много лет существует научный комплекс, образованный
двенадцатью НИИ, центром лазерной физики, телекоммуникационным центром, Санкт-Петербургским государственным университетом, Государственной морской академией имени адмирала С. О. Макарова;
- площадка «Новоорловская» площадью 110,4 га, в непосредственной близости от которой находятся институты РАН: Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе, Институт электрофизики и электроэнергетики, Институт прикладной астрономии.
Каждая площадка поделена на три зоны (административно-деловую, производственно-экспериментальную и таможенную3), в пределах которых построен административно-деловой центр с выставочным комплексом общей площадью 14,3 тыс. м2, а также предполагается строительство бизнес-инкубатора с центром трансфера технологий и многочисленных объектов транспортной и инженерной инфраструктур.
Особая экономическая зона «Санкт-Петербург» специализируется на развитии таких направлений, как приборостроение, разработка программных продуктов, средств связи различного назначения, автоматизированных систем управления технологическими процессами, военной и гражданской авионики и т. д. Наиболее активно формируется фармацевтический кластер.
Особая экономическая зона «Томск». Как и все особые технико-внедренческие зоны, данная зона состоит из двух участков, из которых наиболее развитым в инфраструктурном отношении является участок «Академгородок». Проект создания ОЭЗ разработан на основе концепции градостроительного развития Томска, в соответствии с которым ОЭЗ размещена на резервной площадке Томского научного центра Сибирского отделения РАН и прилегающих к этой территории свободных землях г. Томска.
Проект ОЭЗ ТВТ «Томск» предусматривает строительство комплексов зданий общей площадью 219 тыс. м2, в том числе четырех объектов первой очереди:
- административно-выставочного комплекса, включающего здание административно-делового центра, гостиницы, выставочного комплекса, складских и вспомогательных помещений;
3 На площадке «Новоорловская» предусмотрена также рекреационная зона, где будут построены объекты для отдыха и занятий спортом.
12
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ
- центра инноваций и технологий (реализация
проектов по направлению «новые материалы»);
- инженерного центра (реализация проектов по
направлению «ИКТ-технологии»);
- научно-внедренческого комплекса (реализация
проектов по направлению «биотехнологии»).
С 2006 г., когда была открыта ОЭЗ ТВТ «Томск»,
и до середины 2010 г. ее резидентами было создано около одной тысячи рабочих мест, из которых 504 -непосредственно на территории зоны. Компании-резиденты вложили инвестиции в свои проекты в размере 2,6 млрд руб. Семь проектов реализуются с участием иностранного капитала.
Следует отметить, что привлекательность всех ОЭЗ ТВТ для разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции, для венчурных фондов связана с наличием пакета таможенных льгот и налоговых преференций. Компании-инвесторы пользуются режимом свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Все инвесторы особых технико-внедренческих зон освобождены от налога на имущество и налога на землю (в течение пяти лет или бессрочно), для них снижена ставка страховых взносов в социальные фонды. Резиденты ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» освобождены от уплаты НДС, а резиденты трех других особых зон - от уплаты транспортного налога. Кроме того, инвесторы пользуются такими неналоговыми преференциями, как льготные ставки при аренде помещений, льготные механизмы кредитования, венчурное финансирование проектов и т. д.
Рассмотренные институциональные формы организации науки (наукограды, технопарки и особые экономические зоны) являются важным инструментом для развития отечественной науки. При всех своих организационных, правовых, экономических отличиях эти формы объединяет одно - нацеленность на практическое применение научных исследований и научных результатов. Смысл создания наукоградов, технопарков и особых экономических зон технико-внедренческого типа
заключается в тесной кооперации науки, технологий и экономического производства.
В инновационную модель организации науки вписывается еще одна специфическая организационная форма - национальные исследовательские университеты.
Прежде чем раскрыть особенности новой формы, следует упомянуть о традиционной организационной структуре отечественной науки, которая сложилась в советский период и функционирует до сих пор. Речь идет о двух основных элементах4: академический и вузовский секторы науки.
Академический сектор науки, который представляли научные организации Академии наук СССР (ныне -Российская академия наук) и отраслевых академий. Академия наук - самая крупная структура, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. За многие годы существования в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих исследования в рамках одной или нескольких смежных отраслей знаний. Развивалась собственная опытно-производственная инфраструктура: научно-технические центры, полигоны, крупные установки, опытные производства, проектные и конструкторские организации, инженерные центры. В соответствии с исторически сложившимся статусом и задачами Российская академия наук построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 10 отделений (по областям науки) и 3 региональных отделения (Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения), а также 15 региональных научных центров.
Главной целью деятельности РАН является организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. Основными задачами Российской академии наук являются (эти задачи закреплены в уставе РАН): - проведение фундаментальных и прикладных
научных исследований;
4 Существует также отраслевой сектор науки, направленный преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. По сравнению с двумя основными элементами его доля в российской науке крайне незначительна.
- участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
- изучение и анализ достижений мировой науки для их использования в интересах России;
- разработка на основе достижений фундаментальной науки прогнозов технологического развития мировой экономики, определение места и роли России на рынке наукоемкой продукции;
- участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики, в экспертизе крупных научно-технических программ и проектов, в разработке и реализации природоохранной политики на территории России и за ее рубежами;
- подготовка научных кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру, в научных учреждениях РАН;
- реализация мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых исследователей, содействие творческому росту молодых ученых;
- развитие интеграции академической и вузовской науки, участие научных учреждений РАН в подготовке и переподготовке специалистов с высшим образованием;
- укрепление научных связей и взаимодействия с отраслевыми государственными академиями наук, с другими научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования;
- расширение связей между наукой и производством, участие в инновационной деятельности, в реализации достижений науки и техники, содействие развитию наукоемких отраслей экономики России;
- развитие международного научного сотрудничества, участие в международных программах и проектах, осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
- подготовка предложений и реализация мероприятий, направленных на развитие материальной базы науки, обеспечение безопасных условий труда, укрепление социальной защищенности работников РАН;
- участие в популяризации и пропаганде науки, научных знаний и научно-технических достижений.
Вузовский сектор науки, который представляют множество типов организаций и научных структур, созданных при высших учебных заведениях и выполняющих научные исследования и разработки. Речь идет о научно-исследовательских институтах, кафедрах, научных группах, проблемных и отраслевых лабораториях, проектных организациях, вузовских и факультетских конструкторских и технологических бюро с собственной экспериментальной базой, обсерваториях, ботанических садах и т. д. Научно-исследовательские институты при вузах были созданы еще в советский период в рамках незначительного числа крупных вузов страны с преобладанием кафедральной формы организации исследований и разработок.
В 1970-е гг. появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов для решения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Создавалась инфраструктура на основе межвузовского кооперирования по совместному использованию экспериментально-производственной базы, вычислительных центров и т. д. В вузовском секторе были сформированы учебно-научно-производственные комплексы, которые функционируют и сегодня. Например, на экономическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова научные исследования проводятся не только в рамках работы кафедр, но и в научных центрах и лабораториях, в частности в лаборатории институционального анализа, в лаборатории философии хозяйства, в центре по изучению проблем народонаселения и др.
Образование национальных исследовательских университетов (НИУ) - это шаг, меняющий традиционную модель российской науки и приближающий ее к западной модели, в которой практически отсутствует академический сектор науки, поскольку все исследования сконцентрированы в рамках университетских центров без выделения самостоятельных структур, подобных РАН.
Образование НИУ, по мнению Минобрнауки России, - это воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования, создание новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.
Исследовательский университет представляет собой высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются:
- способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику;
- проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;
- наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Национальный исследовательский университет,
по мысли разработчиков данного проекта, должен стать интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики. Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике. Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в РФ высоких технологий.
Старт проекту национальных исследовательских университетов был дан Указом Президента РФ от 07.10.2008 № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». Вне конкурсного отбора статус НИУ был присвоен двум вузам: Московскому инженерно-физическому институту - МИФИ (был образован Национальный исследовательский ядерный университет) и Московскому институту стали и сплавов - МИСиС (был образован Национальный исследовательский технологический университет). В дальнейшем Правительством РФ был утвержден
порядок конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», а Минобрнауки России разработало систему показателей оценки эффективности реализации этих программ, состоящую из пяти групп показателей:
- показатели успешности образовательной деятельности;
- показатели результативности научно-инновационной деятельности;
- показатели развития кадрового потенциала;
- показатели международного признания;
- показатели финансовой устойчивости.
В 2009-2010 гг. было проведено два конкурса на получение статуса НИУ. Всего было подано 238 заявок, из которых статус НИУ получили 27 университетов (12 - в 2009 г. и 15 - в 2010 г.). Среди победителей конкурса - Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Пермский государственный университет, Государственный университет -Высшая школа экономики и др.
Каждый победитель должен разработать десятилетнюю программу развития университета как НИУ, в которой определяются приоритетные направления развития НИУ (ПНР НИУ), т. е. направления развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, по которым НИУ занимает лидирующие позиции в РФ в подготовке кадров и в области исследований и разработок. Так, в качестве ПНР НИУ для Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» определены экономика, государственное и муниципальное управление, менеджмент, социология. В программе развития указываются ее цели и задачи, этапы и сроки реализации, целевые индикаторы, показатели эффективности реализации. Обязательным условием исполнения программы является ее финансовое обеспечение, а также осуществление эффективного управления реализацией программы в течение всего периода ее действия.
Принцип интеграции вузовского образования и научных исследований, который в России реализуется через создание НИУ, очень часто становится предметом критики. Суть этих замечаний сводится к следующему простому тезису: главная задача вузов - это обучение студентов, а не осуществление научно-исследовательской деятельности. К тому же
Россия имеет многовековые традиции разделения науки и образования: за науку отвечает академический сектор, за образование - вузы.
На европейском уровне многие эксперты также высказывают опасения, что эффективность науки не может быть повышена только за счет расширения вузовской научно-исследовательской составляющей. В докладе Лиги европейских исследовательских университетов отмечено, что благодаря этому расширению наука может оказаться врагом высшего образования, а не его дополнением, что нельзя рассматривать университеты как супермаркеты, продающие модульные продукты.
Очевидно, что справедливость того или иного мнения покажет только время. В настоящее время следует отметить, что российская наука стремится найти новые институты, соответствующие современным инновационным потребностям национальной экономики и развития общества и учитывающие отечественный и международный опыт организации научных исследований и внедрения исследовательских разработок в практику.
Список литературы
1. Аммосов Ю. Инновации: сколковская мышеловка // Ведомости. 2010. 22 апреля.
2. Боярский А. Тоталитарная частица // Деньги. 2010. № 20.
3. Варшавский А. Проблемы науки и ее результативность // Вопросы экономики. 2011. № 1.
4. Инновационный центр Сколково - http:// www. sk. ru.
5. Кагарлицкий Б.« Танцующие» мосты на пути в Сколково // Столетие. URL: http://www. stoletie. ru/tekuschiiy_moment/tancujushhije_mosty_na_puti_ v_skolkovo_2010-07-02.htm.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях
практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ.
7. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р.
8. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
9. О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 220-ФЗ.
10. О патентных поверенных: Федеральный закон от 30.12.2008 № 316-ФЗ.
11. О передаче прав на единые технологии: Федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ.
12. О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов: Указ Президента РФ от 07.10.2008 № 1448.
13. О Российской корпорации нанотехнологий: Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ.
14. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ.
15. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
16. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.
17. Россия. Особые экономические зоны // http://www. russez. ги.
18. Сколково (инновационный центр) // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
%ЕА %ЕЕ %ЕВ %ЕА %ЕЕ %Е2 %ЕЕ_(%Е8% ED %ЕЕ %Е2 %Е0 %Р6 %Е8 %ЕЕ %
FB %Е9_ %Р6 %Е5 %Р2 %^0).
19. Стулов О. В., Чевычелова Н. Е. Технопарк как форма научно-технической модернизации экономики // Вестник Московского университета. Сер. «Экономика». 2010. № 3.