ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье представлены результаты исследований развития различных форм организации инновационной деятельности в сфере высоких технологий, выявлены их особенности и дана краткая характеристика. Предложенный подход позволяет определить место и роль технопарков в инновационной экономике.
Ключевые слова: инновационная деятельность, высокие технологии, инновационный центр, технополисы, технопарки.
A STUDY OF THE DEVELOPMENT OF DIFFERENT FORMS OF ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SPHERE OF HIGH TECHNOLOGIES
Annotation. The article presents the results of research of various forms of organization of innovative activity in the sphere of high technologies, revealed their features and short characteristic given. The proposed approach makes it possible to determine the place and the role of technoparks in the innovation economy. Keywords: innovation, high technology, innovation center, technopolises, technoparks
В настоящее время одной из важнейших мировых тенденций является формирование новой технологической базы экономической системы государства, основанной на использовании последних достижений в области биотехнологии, информатики, нанотехнологии. Необходимость реализации этого направления записана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Следует отметить, что в частности, оговорена мера, позволяющая сформировать конкурентоспособную национальную инновационную систему, - радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.) [2].
Наиболее значимыми российскими инновационными образованиями в сфере высоких технологий следует назвать: особые экономические зоны технико-внедренческого типа; инновационный центр «Сколково», специализированные технопарки и технополисы. Правовое регулирование их деятельности регламентировано разными законодательными актами. Основополагающими документами являются Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [6] и Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [5]. В настоящее время отсутствует специальный закон, регламентирующий деятельность технопарков в сфере высоких технологий. Отдельные нормы содержатся в нормативно-правовых актах общего характера: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [7], Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8] и др. Основные направления деятельности технопарков представлены на рисунке 1.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа охарактеризованы в таблице 1. Уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, контролирующим вопросы создания, функционирования, прекращения существования ОЭЗ, является Минэкономразвития России. Технико-внедренческие ОЭЗ расположены в крупнейших науч© Хаханов С.Н., 2016
УДК 332.14 С.Н. Хаханов
Sergey Hahanov
но-образовательных центрах, имеющих сложившиеся традиции и признанные исследовательские школы.
Рис. 1. Основные направления деятельности технопарков
Таблица 1
Краткая характеристика ОЭЗ технико-внедренческого типа в Российской Федерации [4]
Название ОЭЗ Нормативно-правовой акт о создании ОЭЗ Приоритетные направления деятельности Количество резидентов
ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 779 Микроэлектроника, энергосберегающие технологии, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии 35
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 780 Информационные технологии и телекоммуникации, энергоэффективность, новые медицинские технологии и фармацевтика, приборостроение и новые материалы 34
Окончание таблицы 1
Название ОЭЗ Нормативно-правовой акт о создании ОЭЗ Приоритетные направления деятельности Количество резидентов
ОЭЗ ТВТ «Дубна» Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 781 Информационные технологии, ядерно-физические и нанотехнологии, био- и медицинские технологии, проектирование сложных технических систем 82
ОЭЗТВТ «Томск» Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 783 Информационно-коммуникационные и электронные технологии, технологии производства новых материалов и нано-технологии, биотехнологии и медицинские технологии, ресурсосберегающие технологии 57
Инновационный центр «Сколково» согласно ст. 2 Федерального закона от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ - это совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры [5]. Законодательно установлен особый правовой, административный, налоговый и таможенный режимы функционирования такой территории. Кластеры «Сколково» включает в себя пять кластеров: технопарк, образовательную среду, Открытый Университет Сколково, Сколковский институт науки и технологий и город-лабораторию Направления деятельности участников центра «Сколково» представлены на рисунке 2.
Информационные технологии
Ядерные технологии
^ Кос
Космические тех-( нологии и коммуникации
Энергоэффективные технологии
Биомедицинские технологии
Рис. 2. Направления деятельности участников центра «Сколково»
В настоящее время в Российской Федерации действует 183 технопарка, которые имеют разноплановую специализацию. В разрезе субъектов РФ количество технопарков по федеральным округам составляет: Центральный - 67, Приволжский - 38, Северо-Западный - 26, Сибирский - 18, Уральский - 15, Дальневосточный - 9, Южный - 6, Северо-Кавказский - 4. Такая неравномерность
географического размещения инновационных образований обусловлена различием в социально-экономическом, финансовом, кадровом потенциалах субъектов РФ, особенностями региональной политики, степенью активности руководства региона по реализации государственных программ [3]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отражено одно из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий - создание технопарков в сфере высоких технологий [2]. В настоящее время по данным Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий, на территории Российской Федерации сформировано 73 таких технопарка. Однако только пятая часть из них подпадает под федеральную государственную поддержку в рамках программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [1].
Таблица 2
Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий [4]
Итоги реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий
1. Построено технопарков 12
2. Функционирует технопарков 10
3. Общая площадь построенных объектов инфраструктуры 411 тыс. кв. м
4. Количество размещенных компаний 775
5. Организовано рабочих мест 18 тыс.
6. Суммарная выручка компаний-резидентов за 2014 г. 40,5 млрд руб.
7. Совокупная выручка компаний-резидентов за весь период деятельности технопарков 130 млрд руб.
8. Инвестировано средств федерального бюджета 13,4 млрд руб.
9. Инвестировано средств региональных бюджетов субъектов РФ 17 млрд руб.
Финансирование технопарков в сфере высоких технологий осуществляется по трем направлениям: в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ. В 2012-2014 гг. запланировано оказать такую финансовую поддержку по созданию технопарков в семи регионах страны; за счет средств бюджета субъекта РФ; частное инвестирование (внебюджетные источники финансирования). Финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета предусмотрена для технопарков. Объемы и период такого финансирования определяется отдельно по каждому ее участнику. Наиболее распространены инновационные проекты, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и высокотехнологической химией, нанотехнологиями, атомной промышленностью и космосом, и другими направлениями.
Таким образом, проанализировав состояние развития технопарков в РФ, в том числе охватывающих сферу высоких технологий, следует отметить количественный и качественный рост инновационных объектов, усиление государственной финансовой поддержки.
Библиографический список
1. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 29.08.2016).
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 27.08.2016).
3. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. - Режим доступа : Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» (дата обращения : 29.08.2016).
4. Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.russez.ru (дата обращения : 26.08.2016).
5. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 29.08.2016).
6. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 29.08.2016).
7. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 27.08.2016).
8. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 27.08.2016).