Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ НОРМАМИ ЗАКОННОЙ СИЛЫ'

ПРАВОВАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ НОРМАМИ ЗАКОННОЙ СИЛЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ПОРЯДОК / ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА / ПРАВОВАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Думитрашко Е. И.

В статье проанализирована возможность применения термина «правовая актуальность» к положениям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения аренды в сфере земельного законодательства, в случае отмены (изменения) норм федерального закона - Земельного кодекса Российской Федерации, послуживших основанием в том числе, для принятия указанного нормативного правового акта государственным органом исполнительной власти, при отсутствии внесения в него изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RELEVANCE OF THE PROVISIONS OF REGULATORY LEGAL ACTS OF THE STATE EXECUTIVE AUTHORITY REGULATING LEASE RELATIONS IN THE FIELD OF LAND LEGISLATION, IN CASE OF LOSS OF LEGAL FORCE BY FEDERAL LEGISLATIVE NORMS

The article analyzes the possibility of applying the term "legal relevance" to the provisions of regulatory legal acts regulating lease relations in the field of land legislation, in case of cancellation (amendment) of the norms of the federal law - the Land Code of the Russian Federation, which served as the basis, among other things, for the adoption of the said regulatory legal act by the state executive authority, in the absence of no changes.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ НОРМАМИ ЗАКОННОЙ СИЛЫ»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_185

ПРАВОВАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ НОРМАМИ ЗАКОННОЙ СИЛЫ Legal relevance of the provisions of regulatory legal acts of the state executive authority regulating lease relations in the field of land legislation, in case of loss of legal force by federal legislative norms ДУМИТРАШКО Елена Ивановна,

доцент кафедры Финансовое и банковское право,

Юридический институт Севастопольского государственного университета. Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: иelena.prav.sevastopol.2010@mail.ru;

Dumitrashko Elena Ivanovna,

Associate Professor of Financial and Banking Law, Law Institute, Sevastopol State University. Russia, Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: иelena.prav.sevastopol.2010@mail.ru

Краткая аннотация: В статье проанализирована возможность применения термина «правовая актуальность» к положениям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения аренды в сфере земельного законодательства, в случае отмены (изменения) норм федерального закона - Земельного кодекса Российской Федерации, послуживших основанием в том числе, для принятия указанного нормативного правового акта государственным органом исполнительной власти, при отсутствии внесения в него изменений.

Abstract: The article analyzes the possibility of applying the term "legal relevance" to the provisions of regulatory legal acts regulating lease relations in the field of land legislation, in case of cancellation (amendment) of the norms of the federal law - the Land Code of the Russian Federation, which served as the basis, among other things, for the adoption of the said regulatory legal act by the state executive authority, in the absence of no changes.

Ключевые слова: Земельный Кодекс российской Федерации, постановление, порядок, юридическая сила, правовая актуальность.

Keywords: Land Code of the Russian Federation, resolution, procedure, legal force, legal relevance.

Для цитирования: Думитрашко Е.И. Правовая актуальность положений нормативных правовых актов органа государственной исполнительной власти, регулирующих арендные отношения в сфере земельного законодательства, в случае утраты федеральными законодательными нормами законной силы // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 185-186. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_185.

For citation: Dumitrashko E.I. Legal relevance of the provisions of regulatory legal acts of the state executive authority regulating lease relations in the field of land legislation, in case of loss of legal force by federal legislative norms // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 185-186. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_185.

Статья поступила в редакцию: 28.02.2023

Согласно подпункту «в» части первой ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с пунктом первым статьи 2 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ, Кодекс) земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) было предусмотрено, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

Вместе с тем, указанная норма утратила силу с 1 марта 2015 г. в соответствии с пунктом 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» утверждены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - постановление Правительства РФ № 582, Правила).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-О, государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что, в частности, следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 и нормативных документов, утвержденных этим постановлением.

Совокупность положений, содержащихся в пункте 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г), пункте 7 Постановления № 582, предоставляла субъекту Российской Федерации право устанавливать повышенный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности, и земельные участки, право собственности на которые не разграничено. Пункт 7 Правил - в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ непосредственно относился к объектам жилищного строительства.

Вследствие утраты законной силы положений пункта 3 статьи 65 ЗК РФ в части повышенной ставки арендной платы за нарушение сроков жилищного строительства, и одновременном отсутствии внесения изменений в постановление Правительства РФ №582 в этой части, по нашему мнению, положения пункта 7 Правил утратили «правовую актуальность» для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части основы для правовой регламентации арендных правоотношений в сфере земельного законодательства.

Своевременность обсуждения обоснована правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ.

В большинстве своем, положения указанных порядков принимаются в соответствии и исходя из положений постановления Правительства РФ №582, содержащего, в том числе и основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Стоит отметить, что судебная практика Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу определяет, что указанные выше Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации и не распространяются на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена (указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2017 г. № 50-АПГ17-18). Однако, несмотря на это, многочисленная судебная практика свидетельствует о применении указанных положений органами государственной власти субъектов в качестве основы правового регулирования аренды в сфере земельных правоотношений в части применения повышенного коэффициента за нарушение сроков жилищного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2018г. №69-АПГ18-6, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2017г. № 50-АПГ17-18, Определение Четвертого Кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022г. № 88а-12484/2022).

Учитывая изложенное, предлагается к обсуждению возможность применения термина «правовая актуальность» к положениям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с нормами федерального законодательства и не претерпевших изменений после утраты такими нормами законной силы в целом. При отсутствии правомочий в части правовой оценки нормативного акта федерального органа государственной власти, указанный термин предлагается использовать в разъяснительных документах правого характера в вопросах правотворчества субъектов Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЭ;

3. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации, от 28 февраля 2017 г. № 424-О;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»;

8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2017г. № 50-АПГ17-18;

9. «Судебная практика в современной правовой системе России: Монография» (Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.) (под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева) («ИЗиСП», «НОРМА», «ИНФРА-М», 2017).

10. Функция нормотворчества высших судов России (Гук П.А.) // «Российская юстиция», 2019, № 3.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020).

2. The Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 No. 136-FZ;

3. The Federal Constitutional Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 03/14/2020 No. 1 -FKZ "On improving the

regulation of certain issues of the Organization and functioning of Public Power".

4. Federal Law No. 184-FZ of October 6, 1999 "On the General Principles of the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Su b-

jects of the Russian Federation";

5. Federal Law No. 171 -FZ of June 23, 2014 "On Amendments to the Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation";

6. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation, dated February 28, 2017 No. 424-O;

7. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 582 of July 16, 2009 "On the Basic Principles of Determining Rent when Renting Land Plots Owned by the

State or Municipal Property, and on the Rules for Determining the Amount of Rent, as well as the Procedure, Conditions and Terms of Payment of rent for Land Owned by the Russian Federation";

8. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 2, 2017 No. 50-APG17-18;

9. "Judicial practice in the modern legal system of Russia: Monograph" (T.Ya. Khabrieva, V.V. Lazarev, A.V. Gabov, etc.) (edited by T.Ya. Khabrieva, V.V. Lazarev) ("IZiSP",

"NORM", "INFRA-M", 2017).

10. The function of rulemaking of the supreme courts of Russia (Guk P.A.) // "Russian Justice", 2019, No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.