open 9 access ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПЕДАГОГИКИ open Q access
УДК 340 DOI 10.53039/2079-4401.2021.6.4.009
ББК 67 © В.Б. Фролова, 2021
Научная специальность: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ПРАВОТВОРЧЕСТВО - ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Виктория Борисовна Фролова,
научный сотрудник 1 отдела НИЦ №1 ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России» Контакты: Погорельский переулок, д. 6, Москва, Россия, 119017
E-mail: victoryfrol@gmail.com
Аннотация. Актуализация вопроса проведения антикоррупционной политики вызывает необходимость определения комплекса государственных мер по противодействию коррупции. Правовые средства являются основным инструментом борьбы с преступлениями данной категории. В тезисах раскрываются понятие фактора правотворчества, роль правотворчества в совершенствовании уголовной политики государства. Правотворчество выступает приоритетным направлением, охватывающим все стороны осуществления антикоррупционной политики государства. В статье определены приоритетные стороны развития уголовной правовой политики в правотворческой сфере.
Ключевые слова: коррупция, правотворчество, уголовная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, факторы правотворчества
LAWMAKING IS A WAY TO PREVENT CORRUPTION
Victoria B. Frolova,
researcher federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: Pogorelsky lane, d. 6, Moscow, Russia, 119017
Abstract. The actualization of the issue of conducting anti-corruption policy makes it necessary to determine a set of state measures to combat corruption. Legal means are the main tool in the fight against this category of crimes. Lawmaking is a priority area covering all aspects of the state's anti-corruption policy. The article defines the priority aspects of the development of criminal legal policy in this area.
Keywords: corruption, lawmaking, criminal policy, anti-corruption, anti-corruption legislation
Для цитирования: Фролова В.Б. Правотворчество - инструмент правового обеспечения противодействия коррупции // Современная наука, 2021. № 4. С. 49-51. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.6.4.009
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, выделяется цель обеспечения государственной и общественной безопасности - искоренение коррупции. В современном обществе весьма актуальным остается разностороннее рассмотрение противодействия угрозам национальной безопасности государства. Коррупция является одной из самых опасных внутренних проблем, которая превратилась в основное препятствие благополучного развития страны. Об этом свидетельствуют такие меры, как принятие и функционирование Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также плановое утверждение и реализация ведомственных планов по противодействию коррупции,
сегодня они рассчитаны на 2021-2023 годы [1; 2]. Коррупция отражает несовершенство различных механизмов государственного регулирования всех сфер жизни общества.
Результат исследования «Индекс восприятия коррупции» международной некоммерческой антикоррупционной организации «Transparency International» иллюстрирует, что за 2020 год Россия заняла 129 строку в рейтинге стран по уровню коррупции, набрав 30 положительных баллов из ста (на 2 балла больше по сравнению с 2018-2019 годами) [3]. Российская Федерация находится наравне с Азербайджаном, Мали и Габоном, однако, по сравнению с 2013 годом, опустилась на 9 строк за счет того, что другие страны вырвались вперед, набрав большее количество баллов.
access OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE AND PEDAGOGY open Q access
Россия на протяжении нескольких лет занимает в антикоррупционном рейтинге не самую высокую позицию, что свидетельствует об отсутствии эффективного системного противодействия коррупционным проявлениям.
Правовыми средствами противодействия коррупции являются способы, приемы и инструменты, которые направлены на правовое регулирование общественных отношений, возникающих при выполнении обязанностей должностными лицами государственных и муниципальных органов, коммерческих организаций, а также процесса их взаимодействия с гражданами и общественными институтами. Данное регулирование осуществляется посредством совершенствования правовой системы, применения для предотвращения проявлений коррупции специфических правовых ограничений, установления разных видов юридической ответственности и мер правовой защиты прав. Среди глобальных правовых мер особое место занимает правотворчество.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо обеспечить независимость и объективность принятия нормативных правовых актов и отсутствие влияния на принятие правовых норм, выражающих интересы лоббистских групп.
Правотворчество - это динамичное явление социально-правовой жизни, имеющее стихийный или планомерный характер и определяющее содержание, порядок образования и преобразования правовых норм, в рамках которого происходит формирование и совершенствование государственного механизма правотворчества, отвечающего потребностям естественно-правовых интересов общества и человека, а также проводятся организационные и процедурные действия по учету и оценке социальных, правовых и экономических условий, устанавливающих правовой характер принимаемых нормативно-правовых актов [4].
Одним из главных направлений противодействия коррупции является совершенствование правотворчества. Коррупционные проявления становятся возможны благодаря корыстному истолкованию, использованию, игнорированию и нарушению правовых норм. В связи с этим необходимо всесторонне изучать природу правотворчества и содержание правовых актов для устранения и недопущения коллизий, пробелов в праве, а также коррупциогенных правовых предписаний, которые позволяют распространяться проявлениям коррупции. Конкретные меры по совершенствованию правотворческого механизма поспособствуют успешной реализации норм антикоррупционного законодательства.
Для эффективного осуществления правотворческой политики в целях снижения коррумпированности в государстве целесообразно обращать внимание на характеристики регулируемых правовых отношений, осуществлять правовой анализ действующего антикоррупционного законодательства, учитывать результаты проведенных мероприятий в этой области, привлекать общественные институты для обсуждения правотворческих решений, а также перенимать положительный опыт зарубежных стран в аналогичной сфере.
В рамках данного направления антикоррупционного правотворчества стоит рассмотреть вопросы последовательного разграничения между незаконными и правомерными формами, методами и средствами лоббистской деятельности. Вопрос о полноценной законодательной регуляции лоббистской деятельности является открытым и требует особого внимания со стороны правотворцев. В настоящее время существует законодательное регулирование деятельности «иностранного агента», предусматривающее запрет на реализацию зарубежных интересов [5]. Однако прямое внедрение термина «лоббирование» в отечественный законодательный массив может вызвать недоверие общества не только к данному явлению, но и к государственному аппарату в целом [6].
Превалирующей мерой противодействия коррупции является проработка качества нормативной базы государства, для ее реализации необходимы определенные правотворческие решения. Одним из эффективных инструментов противодействия коррупции на стадии правотворчества выступает проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также их проектов. Сегодня перед правотворческими органами стоит задача создания и внедрения эффективной комплексной модели антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
Правотворчество как способ борьбы с коррупцией реализуется в ходе совершенствования законотворческого процесса, принятия антикоррупционных нормативных правовых актов, которые выступают правовой основой для функционирования антикоррупционной политики государства, упорядочивания, обновления и дополнения законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере борьбы с коррупционным преступным поведением, совершенствования действующего законодательства, выражающегося в исключении коллизий и пробелов в праве, ужесточения ответственности участников коррупционных отношений, развития антикоррупционного законодательства в обла-
50
№ 4/2021
open 9 access ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПЕДАГОГИКИ open Q access
сти различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, трудового.
Ключевым аспектом эффективности мер противодействия коррупции является обеспечение соблюдения ограничений, запретов и обязанностей. Один из конкретных инструментов - совершенствование уголовно-правового механизма противодействия коррупции. Уголовно-правовая политика в области противодействия преступлениям коррупционной направленности включает в себя большой спектр уголовных санкций, предусмотренных ст.ст. 159, 160, 204, 285, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 289, 290, 291, 291.1, 292, 304, 309 Уголовного кодекса Российской Федерации. В 2020 году органами внутренних дел выявлено 22772 преступления коррупционной направленности [7].
В настоящее время поступают предложения по усовершенствованию действующего антикоррупционного законодательства - предлагаются специальные составы должностных преступлений. Таким примером послужит незаконное использование государственных бюджетных средств в интересах коммерческих организаций: данное преступное деяние охватывает уголовная статья по злоупотреблению должностными полномочиями. Одной из мер по ужесточению уголовных наказаний является наделение судов специальными полномочиями по назначению кратных штрафов в виде дополнительного наказания за коррупционные преступления наряду с основным в виде лишения свободы.
Как видно из перечня статей уголовного закона, коррупционная практика не ограничивается примитивным взяточничеством. Не все коррупционные проявления санкционируются уголовным законодательством, такими неоднородными примерами могут послужить лоббизм в государственных учреждениях, несанкционированное спонсирование выборов, управленческих решений, протекционизм, фаворитизм, предоставление служебной информации заинтересованным лицам, инвестирование коммерческих проектов бюджетными средствами.
Последовательное преобразование правотворческого процесса и законодательной базы государства, устранение коррупциогенных норм
права, определение критериев уголовной ответственности лиц, участвующих в коррупционных отношениях, будет иметь существенное значение для эффективного решения задач антикоррупционной политики государства. Посредством одного правотворчества затруднительно решить проблему коррупции - необходимо вводить меры комплексной борьбы, которые будут включать в себя активную деятельность государственных органов и граждан, направленную на предотвращение проявлений коррупционного поведения.
Литература:
1. План МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, утв. МВД России 30.08.2018 № 1/10044 // СПС «Консультант Плюс». (дата обращения: 10.08.2020).
2. Приказ Минпросвещения России от 21 июня 2021 г. № 347 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства просвещения Российской Федерации на 2021-2023 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2020).
3. Индекс восприятия коррупции в 2020 году // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» // URL: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-kormptsii- 2020- 30- ballov-i-129- mesto. html (дата обращения: 23.07.2021).
4. Фролова В.Б. Социально-антропологическая обусловленность правотворчества в контексте рассмотрения процесса формирования права // Право и образование, 2019. № 12. С. 164-169.
5. Зелепукин Р.В. Перспективы регулирования лоббистской деятельности // Пробелы в российском законодательстве, 2018. № 4. С. 59-61.
6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.08.2021).
7. Форма 451 сб. 111 «Сведения об оперативно-служебной деятельности ОВД по выявлению, предотвращению и раскрытию преступлений, а также о выявленных лицах, их совершивших, за январь-декабрь 2020 г.» // ФКУ «ГИАЦ МВД России».