ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА ГРАЖДАН: СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ
А.И. Ишмухаметова, магистрант
Научный руководитель: Р.С. Галимов, канд. социол. наук, доцент
Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-155-158
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические, правовое, методологические и практические аспекты реализации правотворческой инициативы граждан. Автор анализирует этапы правотворческой инициативы, а также её социальную значимость на уровне муниципального образования. На примере муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан описывает виды социальной активности населения. Автор делает выводы, что люди заинтересованы в развитии своего населённого пункта и способны принять участие в общественной жизни.
Ключевые слова: граждане, муниципальное образование, муниципальный правовой акт, правотворческая инициатива, органы местного самоуправления.
Одной из форм участия граждан в местном самоуправлении является правотворческая инициатива. Этот процесс предоставляет возможность каждому жителю влиять на формирование нормативных актов, отражающих интересы и потребности местной общины. Правотворческая инициатива становится важным инструментом для реализации демократических принципов, позволяя гражданам не только выражать свое мнение, но и непосредственно участвовать в создании нормативных актов.
Суть правотворческой инициативы заключается в том, что группа граждан, собравшая необходимое количество подписей, может предложить проект нового закона или поправки к существующим актам. Это создает механизм снизу вверх, где голос каждого имеет значение, а общественные интересы становятся главными приоритетами [2, с. 263].
В условиях современных изменений, когда социальные и экономические реалии требуют быстрого реагирования, правотворческая инициатива может служить важным связующим звеном между властью и обществом. Граждане, активно участвуя в этом процессе, не только укрепляют свою позицию в управлении делами сообщества, но и содействуют развитию гражданского сознания и ответственности.
Процедура реализации правотворческой инициативы может включать следующие этапы:
1. Формулирование идеи: Граждане формулируют свои предложения и требования относительно конкретного проекта нормативного акта.
2. Сбор подписей: Для того чтобы предложение было рассмотрено, необходимо собрать определенное количество подписей в поддержку инициативы. Количество подписей обычно устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
3. Представление инициативы: Подготовленный проект с подписями передается в соответствующий орган местного самоуправления.
4. Рассмотрение инициативы: Органы местного самоуправления обязаны рассмотреть поступившее предложение и принять решение о его дальнейшей судьбе. Это может быть либо принятие предложенного проекта, либо отклонение с обоснованием причин.
5. Правотворческая инициатива помогает сделать процесс принятия решений более открытым и демократичным, позволяя гражданам активно участвовать в управлении своими общинами и регионами [3, с. 104].
С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке,
установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Законом № 131-ФЗ (ст. 26 Закона № 131-ФЗ) [1].
В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект. Порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовы-ваться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 26.1 Закона № 131-ФЗ) [1].
Правотворческая инициатива способствует развитию активного гражданского участия, позволяя людям не просто быть наблюдателями, а становиться полноценными участниками формирование законодательства. Это требует от граждан понимания законодательного процесса и готовности к активным действиям, что, в свою очередь, способствует повышению уровня политической грамотности населения. Результатом таких инициатив могут стать законы, более точно отражающие нужды и интересы местных сообществ [4, с. 127]. Кроме того, правотворческая инициатива способствует созданию диалога между гражданами и органами местного самоуправления. Она предоставляет платформу для обсуждения важнейших проблем и позволяет местным властям быстрее реагировать на запросы и предложения граждан. Такие взаимодействия помогают устранить дистанцию
между обществом и властью, укрепляя доверие и сотрудничество.
Тем не менее, важным остается вопрос о том, как эффективно организовать этот процесс. Наличие четких процедур, механик и обязательного информирования граждан о возможностях правотворческой инициативы становится ключевым элементом ее успешного функционирования. Только при наличии прозрачности и доступных ресурсов граждане смогут в полной мере использовать эту возможность, влиять на свою жизнь и улучшать окружающую среду. Эффективная правотворческая инициатива также требует создания образовательных программ, направленных на повышение правовой грамотности граждан. Важно, чтобы люди имели доступ к информации о своих правах, обязанностях и возможностях участия в законодательном процессе. Такие программы могут включать семинары, онлайн-курсы и информационные кампании, направленные на объяснение сложных юридических понятий и процедур [4, с. 128].
Кроме того, необходимо обеспечить доступность инструментов для подачи инициатив. Разработка интерактивных платформ, где граждане могут легко формулировать и представлять свои предложения, станет важным шагом в упрощении процесса. Это создаст условия для более активного вовлечения и позволит воспринимать правотворческую инициативу как доступный и эффективный механизм влияния на законодательство.
Согласование интересов различных групп в процессе правотворческой инициативы также играет важную роль. Создание рабочих групп, включающих представителей разных сообществ и организаций, позволит учесть различные мнения и сделать итоговые решения более сбалансированными.
Если рассмотреть правотворческую инициативу на примере муниципального района Мечетлинский район, то здесь наблюдается положительная динамика участия местных жителей в принятии решений и реализации проектов, направленных на улучшение качества жизни населения.
В Новомещеровском, Большеустьикинском и Лемез-Тамакском сельских поселениях жители проявляют высокую социальную активность. Они принимают участие во всех реализуемых федеральных и региональных
проектах. По итогам республиканского конкурса «Трезвое село-2021» деревня Новомещерово заняла 3 место в категории «Средние населённые пункты» и выиграла денежный сертификат в размере двух миллионов рублей. В Большеустьикинском сельском поселении в 2022 году на сайте https://02.gorodsreda.ru проводилось голосование по выбору благоустройства территории на 2023 год. Большинство сельчан проголосовало за центральную площадь. Её обновление продолжается и в 2024 году, поскольку такое решение было принято жителями при выборе проекта на 2024 год.
В процессе реализации правотворческой инициативы важную роль играют старосты населённых пунктов. Согласно статье 27.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, муниципальном округе, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта [1]. В настоящее время на территории муниципального района Мечетлинский район избрано 49 старост, некоторые - из числа действующих или бывших депутатов. Это -инициативные, хорошо знающие своих односельчан люди, которые пользуется авторитетом у населения. Самым активным из них является староста деревни Сабанаково Лемез-Тамакского сельского поселения, которого в 2020 году выбрали жители. Свою работу он начал с субботников, благодаря которым были очищены от мусора горы, леса, поля, берег реки Ай и обочины дорог. 1 января 2023 года староста открыл благотворительный дом «Аиша». На собранные деньги волонтеры приобретают продукты первой необходимости: муку, сахар, чай, масло, крупы, сладости для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Все финансовые вопросы решаются совместно с односельчанами. Также для улучшения экологии на территории мечети по инициативе старосты деревни был поставлен контейнер для сбора пластиковых бутылок. Благодаря участию в проекте «Атайсал» (Айнур Забихуллин - инициатор 19 проектов) сабанаковцы заменили ограждение кладбища, обновили кровлю, провели воду, поменяли газовый котел и плиту в мечети, а также отправили гуманитарную помощь землякам, которые сейчас находятся в зоне проведения специальной военной операции. Из всех реализованных проектов, самым важным событием стало открытие памятника, посвященного истории деревни Сабанаково, которое прошло 13 июля 2024 года.
Рассматривая эффективную работу, направленную на благосостояние населения, также можно отметить старосту села Новомуслюмово. В 2020 году по программе поддержки местных инициатив на территории родника «Фазыл чишмасе» благоустроен парк отдыха с ограждением и оформлением входной зоны, смотровой площадки, установкой скамеек с навесом, асфальтированием дорожек. В 2024 году под руководством старосты села Новомуслюмово жители благоустроили кладбище. Если местное население внесли свой вклад, участвуя в строительстве, то в рамках проекта «Атайсал» меценаты села Новомуслюмово предоставили материалы для изгороди кладбища. Общая стоимость реализованного проекта составила более 1 миллиона рублей благотворительных взносов [5].
Также в других сельских поселениях муниципального района Мечетлинский район наблюдается социальная активность населения. Это говорит о том, что люди заинтересованы в развитии своего населённого пункта и способны принять участие в общественной жизни.
Таким образом, правотворческие инициативы приобретут качественно новый уровень, ориентируясь на реальные потребности населения и способствуя развитию демократии.
Библиографический список
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 16 сентября 2003 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 24 сентября 2003. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.05.2024).
2. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Ис-торико-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 528 с.
3. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие/ Р.В. Бабун. - М: Кно-рус, 2023. - 274 с.
4. Гоголева Е.Н. Активность местного сообщества как условие функционирования местного самоуправления / Е.Н. Гоголева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные наук. - 2024. - № 2. - С. 126-135.
5. Официальный сайт Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mechetly.bashkortostan.ru/presscenter/news/657448/.
CITIZENS' LAW-MAKING INITIATIVE: THE ESSENCE AND PROCEDURE OF IMPLEMENTATION
A.I. Ishmukhametova, Graduate Student
Supervisor: RS. Galimov, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor
Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of
Bashkortostan
(Russia, Ufa)
Abstract. The article examines the theoretical, legal, methodological and practical aspects of the implementation of the law-making initiative of citizens. The author analyzes the stages of the law-making initiative, as well as its social significance at the municipal level. Using the example of the municipal district of the Mechetlinsky district of the Republic of Bashkortostan, he describes the types of social activity of the population. The author concludes that people are interested in the development of their locality and are able to participate in public life.
Keywords: citizens, municipal formation, municipal legal act, law-making initiative, local governments.