УДК 141.3, 340.12
ПРАВОСОЗНАНИЕ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Карнаушенко Л.В., Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар, Российская Федерация, karnl@mail.ru
На протяжении длительного периода времени в правовом знании преобладающую роль играли общетеоретические аспекты права, его соотношение с ключевыми областями философского знания (онтология, аксиология), а также ориентированные на практику теоретические исследования. При этом такой аспект функционирования права, как правосознание, остается не до конца изученным. Это касается как социального значения правосознания, так и социального контекста его формирования в общественной среде. Не меньший интерес представляет вопрос о том, каковы ключевые тенденции формирования правосознания в российском обществе. В статье проводится комплексное исследование проблемы правосознания в российском обществе. В первой части статьи проведено общетеоретическое исследование сущности правосознания, его места в системе социального мировоззрения, социального значения, а также ключевых факторов формирования. Отдельно ставится вопрос о деформации правосознания и ее причинах. Вторая часть работы посвящена текущему состоянию правосознания в российском обществе и включает как анализ фактических данных, так и рассмотрение косвенных данных, в том числе состояние основных факторов формирования правосознания в российском обществе. Рассматриваются причины кризиса правосознания в российском обществе. Анализируются тенденции изменения характера отношения к праву в российском обществе, а также описываются тенденции деформации правосознания в России. Описанные процессы соотносятся с институциональными и информационными факторами, актуальными в настоящее время. В третьей части статьи подводятся итоги исследования, отмечаются ключевые тенденции изменения ситуации с правосознанием в российском обществе. Предлагаются варианты преодоления сложившейся кризисной ситуации.
Ключевые слова: общество, правосознание, социальное мировоззрение, правовые отношения, информационные процессы.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-35-3-25-28
UDC 141.3, 340.12
LEGAL AWARENESS IN RUSSIAN SOCIETY: THEORETICAL AND APPLIED ANALYSIS
Karnaushenko L.V., Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation, karnl@mail.ru
Over a long period of time, the general theoretical aspects of law, its relationship with key areas of philosophical knowledge (ontology, axiology), as well as practice-oriented technical research played a predominant role in legal knowledge. At the same time, such an aspect of the functioning of law as legal consciousness remains not fully studied. This concerns both the social significance of legal consciousness and the social context of its formation in the public environment. Equally interesting is the question of what are the key trends in the formation of legal consciousness in Russian society. The article examines the problem of legal consciousness in Russian society. In the first part of the article, a general theoretical study of the essence of legal consciousness, its place in the system of social worldview, social significance, as well as key factors of formation is carried out. Separately, the question of the deformation of legal consciousness and its causes is raised. The second part of the work is devoted to the current state of legal consciousness in Russian society, which includes both the analysis of actual data and the consideration of indirect data, including the state of the main factors in the formation of legal consciousness in Russian society. The causes of the crisis of legal consciousness in Russian society are considered. Trends in the nature of attitudes towards law in Russian society are analyzed, and trends in the deformation of legal consciousness in Russia are also described. The processes described relate to institutional and information factors that are currently relevant. The third part of the article summarizes the results of the study, notes key trends in changing the situation with legal consciousness in Russian society. Options are offered to overcome the current crisis situation.
Key words: society, legal consciousness, social outlook, legal relations, information processes. DOI: 10.21779/2224-0241-2020-35-3-25-28
Введение. На протяжении длительного времени основная область проблем, рассматриваемых на уровне философско-правового дискурса, имела ярко выраженный онтологический характер, что связано с обширными теоретическими изысканиями вопроса о природе права, его основаниях, ценностной определенности, укорененности в природе человека и общества. Все эти вопросы рассматривались в тесном соотношении с проблематикой соотношения актуального состояния общественной структуры и структурой права, как системы норм и предписаний. В этом смысле очень показательной является полемика между представителями естественно-правовой и позитивно-правовой парадигм. Вместе с тем, следует отметить, что в последнее время серьезную актуализацию получил ряд вопросов, связанных с социально-феноменологическим аспектом правовой реальности. Право, как система норм, находит практическое выражение в области отношений членов общества, при этом реализация правовых норм становится возможной только при условии, если последние становятся элементом мировоззрения участников общественных отношений. Другими словами, с учетом того, что общественная структура носит конвенциональный характер, а формы общественных отношений крайне вариативны, правомерно суждение о том, что большая часть общественной структуры носит характер общепринятой системы условностей, и существуют эти условности на уровне совокупной сферы мировоззрения членов общества. В этом отношении и существование права также имеет неразрывную связь со сферой мировоззрения. В этом смысле гегелевское рассмотрение права как одной из форм самоактуализации Духа, имеет некоторые точки пересечения с современными тенденциями рассмотрения правовой сферы.
В этом контексте серьезную актуализацию приобретает проблематика правосознания, как одного из ключевых оснований существования и практической реализации правовых норм. В настоящей работе мы попытаемся последовательно разработать вопрос о сущности правосознания, его социальном значении, основаниях существования и развития, а также о многообразии форм, которые оно принимает. При этом по своему характеру исследование ориентировано на сочетание теоретического и прикладного аспектов, что находит выражение в установке на рассмотрение актуальной ситуации развития правосознания в российском обществе с соответствующей оценкой проблем и перспектив развития правосознания в России.
По своему содержанию статья подразделяется на два смысловых блока: теоретический и прикладной. На уровне теоретического блока осуществляется последовательное рассмотрение основных аспектов правосознания, рассматриваемого как в качестве самостоятельного явления, так и в его общей социальной включенности, охватывающей аналитику социального значения правосознания, а также рассмотрение ключевых социальных
факторов, влияющих на его формирование в социальной среде. Второй блок, имеющий прикладной характер, связан с приложением полученных выводов к российской действительности, на основании чего становится возможным определение актуальных тенденций в правовой сфере российского общества, постановка ряда важных проблем в данной сфере, а также первоначальное определение перспективных направлений их разрешения.
Методологическую основу работы составляют методы анализа, сравнения, дедукции, а также структурно-функциональный и социально-феноменологический подходы, на основании которых определяются отдельные социальные закономерности, связанные со сферой правосознания, механизмы его формирования, а также основания деформации. Источниковую базу исследования составляют несколько групп работ, выделенных по тематическому критерию. В первую группу работ входят исследования, посвященные проблематике сущности и специфики формирования социального мировоззрения, его влиянию на активность членов общества. К основным работам относятся исследования А. Шютца [1], П. Бергера, Т. Лукмана [2]. В контексте изучения вопроса об источниках социального познания представляют интерес труды М. Маклюэна [3]. Существенно раскрывает понимание культурной определенности законопослушного поведения исследование Р. Мертона «Социальная структура и аномия» [4]. Существенный интерес также представляют исследования, посвященные проблематике правосознания. К их числу относятся работы С.С. Фоменко [5], И.А. Ломакиной [6], А.В. Кученева [7], П.Д. Гаджиевой [8], Г.И. Бондаренко, Т.Б. Берсирова, Н.Е. Продиблох
[9], Д.С. Загутина, П.С. Самыгина, С.И. Самыгина
[10].
Социально-правовая определенность правосознания. Для того чтобы следовать закону, необходимо, с одной стороны, знать этот закон, а с другой - считать нужным придерживаться заложенных в нем нормативных установлений. Это та причина, по которой правосознание выступает в роли основы включенности членов общества в систему правовых отношений. По факту, осознание прав и ограничений является одним из важнейших составных элементов социализации. Вместе с тем, следует отметить, что данный процесс не является унифицированным для всех членов общества, равно как и его результаты в существенной степени могут иметь различия. Это связано с тем, что два ключевых аспекта правосознания - формирование знаний в правовой сфере и формирование отношения к ней - реализуются в социальной среде крайне неоднородно, поскольку сами по себе зависят от ряда вариативных факторов. Рассмотрим данный момент подробнее.
Что касается наличия знаний в правовой сфере, то речь идет о моменте правовой грамотности, которая формируется, с одной стороны, как результат передачи правовых знаний в рамках коммуникативного процесса, а с другой - в рамках
деятельности ключевых общественных институтов, ответственных за формирование социального мировоззрения. К числу таковых относятся, в первую очередь, институты семьи и образования, а также развернутая система информационных служб, на уровне которых происходит освещение ряда аспектов правовой действительности. Отдельного внимания в данном случае заслуживает деятельность правоохранительных органов, а также действия профессиональных юристов, ориентированные на информирование населения о специфике конкретных правовых норм. Отдельно следует отметить возрастающую роль сферы информационной коммуникации, в рамках которой освещается ряд аспектов права, в том числе изменения в правовой сфере, возникающие в процессе законодательной деятельности. В совокупности данные социальные механизмы определяют осведомленность населения о существующих нормах права.
Рассматривая вопрос о таком аспекте правосознания, как отношение к праву, следует отметить, что здесь ключевое значение приобретает место права в социальной картине мира членов общества, а также его соотнесенность с ключевыми социальными ценностями, принимаемыми в социальной среде. Касательно первого из обозначенных аспектов следует отметить такие моменты, как понимание членами общества социального значения права, его влияния на область личных интересов членов общества и на благополучие социальной системы в целом, а также оценки действующего законодательства и правовой системы в целом как с точки зрения соответствия ключевым ценностным ориентирам и социальным интересам, так и с точки зрения оценки общей эффективности правовой системы как регулятора общественных отношений.
Здесь следует подчеркнуть, что крайне высокое значение приобретают эффективность освещения права в образовательной деятельности и характер репрезентации правовой проблематики на уровне социально-информационного пространства. В особенности это становится важным с учетом того, что в современном мире опосредованное социальное познание выступает в качестве доминирующего основания создания социальной картины мира и, соответственно, в формировании представлений о праве и отношения к нему одну из главных ролей играет характер представленности правовой тематики в информационном пространстве общества. Речь идет как о механизмах частной коммуникации между членами общества, так и о процессах информационного взаимодействия, реализованных на уровне сетевой сферы и ведущих масс-медиа.
Тенденции формирования правосознания в российском обществе. Анализ современных исследований, посвященных специфике правосознания в российском обществе, позволяет говорить о серьезном наборе кризисных тенденций, среди которых выделяются следующие:
- дефицит правовой грамотности в гражданской среде;
- нарушение ценностного восприятия правовой сферы;
- наличие механизмов обоснования противоправной деятельности как модели социальной активности;
- деактуализация права как регулятивного принципа, а также деформация правосознания;
- нарушение доверия к основным государственным институтам, обеспечивающим реализацию права в сфере социальных отношений.
Рассмотрим подробнее обозначенные тенденции. Относительно недостаточной правовой грамотности населения следует отметить, что данная ситуация является результатом недостаточной представленности правовой тематики на уровне образовательного процесса. Российская действительность такова, что большинство членов общества обладают смутным представлением как о собственных правах, так и об ограничениях, налагаемых законом на определенные сферы деятельности. Незнание собственных прав косвенно влияет на недооценку значимости права, а также делает возможными беспрепятственные нарушения этих прав со стороны других участников общественных отношений (включая носителей власти). При этом существует относительно узкая прослойка населения, обладающая глубоким пониманием правовой тематики в силу характера полученного образования и направленности профессиональной деятельности.
Одновременно с этим обнаруживаются развитые тенденции деактуализации значимости права, что связано, с одной стороны, с характеристиками менталитета россиян, для которых в приоритете следование собственному пониманию морального поведения, нежели следование внешним нормам. С другой стороны, вызывают серьезные опасения тенденции трансляции ценностных установок, противоречащих существующим законодательным нормам. Это в существенной степени подкрепляется информационной продукцией, на уровне которой фактически обосновывается «право на преступление» в условиях крайней нужды либо в ситуации, когда «совесть» противоречит правилам. Серьезную настороженность в данном контексте вызывает также активная трансляция элементов криминальной субкультуры, весьма популярной среди российской молодежи.
Рассматривая специфику условий развития правосознания, следует отдельно отметить и такой аспект, как недоверие государственным институтам, ориентированным на поддержание права, а также дискредитация власти, деятельность которой лежит в основе правовой системы российского общества. Все это в совокупности позволяет судить об обширных предпосылках нарушения и деформации правосознания. Последнее выражается в том, что формируется приверженность негативным стереотипам восприятия правовой системы и гражданских отношений в целом с последующим принятием деструктивных моделей социальной активности.
Прогноз развития ситуации в российском обществе и перспективы преодоления кризисных тенденций. Сложившаяся ситуация носит комплексный характер: кризисные тенденции отмечаются не только в сфере правосознания, но и в области правовых отношений. При этом перспективы развития ситуации связаны, преимущественно, с естественными процессами репрезентации негативных моделей отношения к праву, особенно активно воспринимаемых в условиях низкой правовой грамотности населения. По факту, противодействие ситуации должно иметь такой же комплексный характер, как и предпосылки проблемы, поскольку в противном случае крайне проблематичным является ее разрешение. Это означает, что необходимо преодолеть, с одной стороны, институциональные предпосылки нарушения правовых
отношений, а с другой - создать на уровне существующих институтов условия для развития правовой грамотности населения и, одновременно, предпосылки для роста доверия к государственным институтам (одним из которых и является право) на уровне культурно-информационной сферы. Это определяет перспективность интенсификации отражения правовой тематики в конструктивном ключе на уровне образовательной деятельности, а также на уровне медийной сферы общества. В совокупности это может способствовать преодолению деформации правосознания, повышению правовой грамотности населения и, через осознание значимости правовой сферы, к росту правосознания в обществе.
Литература
1. Schutz A. The Problem of Social Reality. Dordrecht, Kluwer Academic Publishers, 1962.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: «Медиум», 1995.
3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
4. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 299-313.
5. Фоменко С. С. Формирование культуры правосознания личности в условиях институциональных трансформаций: дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2015.
6. Ломакина И.А. Формирование правосознания учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе изучения правовых дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2005.
7. Кученев А.В. Правопонимание основа формирования правосознания личности // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 313-319.
8. Гаджиева П.Д. Возможности правовой информации в формировании правосознания студентов // Символ науки. 2016. № 3-2. С. 46-48.
9. Бондаренко Г.И., Берсиров Т.Б., Продиблох Н.Е. Вуз как институциональный агент формирования правосознания // Теория и практика общественного развития. 2018. № 3. С. 8-14.
10. Загутин Д.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Проблемы формирования позитивного правосознания молодежи в современной России // Философия права. 2017. № 3 (82). С. 79-84.
References
1. Schutz A. The Problem of Social Reality. Dordrecht, Kluwer Academic Publishers, 1962.
2. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. M.: «Medium», 1995.
3. Maklyuen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka. M., 2003.
4. Merton R.K. Sotsial'naya struktura i anomiya // Sotsiologiya prestupnosti (Sovremennye burzhuaznye teorii). M.: Progress, 1966. S. 299-313.
5. Fomenko S. S. Formirovanie kul'tury pravosoznaniya lichnosti v usloviyakh institutsional'nykh trans-formatsii: dis. ... kand. filos. nauk. Tyumen', 2015.
6. Lomakina I.A. Formirovanie pravosoznaniya uchashchikhsya uchrezhdenii nachal'nogo profession-al'nogo obrazovaniya v protsesse izucheniya pravovykh distsiplin: dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2005.
7. Kuchenev A.V. Pravoponimanie osnova formirovaniya pravosoznaniya lichnosti // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2017. №2. S. 313-319.
8. Gadzhieva P.D. Vozmozhnosti pravovoi informatsii v formirovanii pravosoznaniya studentov // Simvol nauki. 2016. №3-2. S. 46-48.
9. Bondarenko G.I., Bersirov T.B., Prodiblokh N.E. Vuz kak institutsional'nyi agent formirovaniya pravosoznaniya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2018. №3.S. 8-14.
10. Zagutin D.S., Samygin P.S., Samygin S.I. Problemy formirovaniya pozitivnogo pravosoznaniya mo-lodezhi v sovremennoi Rossii // Filosofiya prava. 2017. №3 (82). S. 79-84.
Поступила в редакцию 23 августа 2020 г.
Received 23 August, 2020