Научная статья на тему 'Феноменология права в трансформирующемся российском обществе'

Феноменология права в трансформирующемся российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

Введение: в статье представлены результаты исследования основных механизмов формирования отношения к праву, отрицательных тенденций криминализации общественной культуры, их значение и предпосылки; обозначено влияние социально-мировоззренческих факторов на развитие правовой сферы. Материалы и методы: в процессе работы над статьей осуществлено обращение к исследованиям, посвященным социокультурному аспекту формирования и изменения правосознания. Методологическую базу исследования составили методы анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, а также культурный анализ, феноменологический подход и в рамках изучения отдельных аспектов правовой практики структурно-функциональный подход. Результаты исследования: автор отмечает, что ключевым аспектом социальной активности субъекта является характер мировоззрения. При этом правосознание встраивается в общую систему представлений человека об окружающей социальной действительности. Поэтому тенденции трансформации культуры означают, в том числе, трансформации условий правовой активности членов общества. Обсуждение и заключения: фактор культурного контекста конкретных правовых норм имеет определяющее значение на уровне практики их исполнения. Отсюда проистекают два важных вывода: с одной стороны, крайне важно, чтобы культурно-трансформационные процессы не противоречили структуре и содержанию действующей правовой системы. С другой стороны, изменения в правовой сфере должны производиться, в том числе, с учетом культурного контекста вводимых (или подвергаемых изменениям) правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenology of Law in a Transforming Society

Introduction: the article presents the results of the study of the main mechanisms of forming an attitude to the law, negative trends in the criminalization of social culture, their significance and prerequisites, the impact of social and philosophical factors on the development of the legal sphere. Materials and Methods: in the course of the work on the article the reference to the researches devoted to the socio-cultural aspect of formation and change of legal consciousness was made. Methodological basis of the research was formed by the methods of analysis, synthesis, comparison and abstraction, as well as cultural analysis, phenomenological approach and within the framework of the study of individual aspects of legal practice structural and functional approach. Results: the author notes that the key aspect of the social activity of the subject is the nature of the worldview. At the same time, legal consciousness is built into the general system of human ideas about the surrounding social reality. Therefore, cultural transformation trends mean, among other things, transformation of conditions for legal activity of members of society. Discussion and Conclusions: the factor of cultural context of specific legal norms is of crucial importance at the level of their implementation practice. This leads to two important conclusions: on the one hand, it is crucial that cultural transformation processes do not contradict the structure and content of the existing legal system. On the other hand, changes in the legal field must also take into account the cultural context of the legal norms that are being introduced (or modified).

Текст научной работы на тему «Феноменология права в трансформирующемся российском обществе»

УДК 340.12 DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.007

Л.В. Карнаушенко

феноменология права в трансформирующемся российском обществе

the phenomenology of law in a transforming society

Введение: в статье представлены результаты исследования основных механизмов формирования отношения к праву, отрицательных тенденций криминализации общественной культуры, их значение и предпосылки; обозначено влияние социально-мировоззренческих факторов на развитие правовой сферы.

Материалы и методы: в процессе работы над статьей осуществлено обращение к исследованиям, посвященным социокультурному аспекту формирования и изменения правосознания. Методологическую базу исследования составили методы анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, а также культурный анализ, феноменологический подход и в рамках изучения отдельных аспектов правовой практики - структурно-функциональный подход.

Результаты исследования: автор отмечает, что ключевым аспектом социальной активности субъекта является характер мировоззрения. При этом правосознание встраивается в общую систему представлений человека об окружающей социальной действительности. Поэтому тенденции трансформации культуры означают, в том числе, трансформации условий правовой активности членов общества.

Обсуждение и заключения: фактор культурного контекста конкретных правовых норм имеет определяющее значение на уровне практики их исполнения. Отсюда проистекают два важных вывода: с одной стороны, крайне важно, чтобы культурно-трансформационные процессы не противоречили структуре и содержанию действующей правовой системы. С другой стороны, изменения в правовой сфере должны производиться, в том числе, с учетом культурного контекста вводимых (или подвергаемых изменениям) правовых норм.

Ключевые слова: общество, право, правосознание, правовая культура, культурные трансформации

Для цитирования: Карнаушенко Л.В. Феноменология права в трансформирующемся российском обществе // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, N° 1. С. 53 - 56. DOI: 10.24420/ KUI.2020.39.1.007

Introduction: the article presents the results of the study of the main mechanisms of forming an attitude to the law, negative trends in the criminalization of social culture, their significance and prerequisites, the impact of social and philosophical factors on the development of the legal sphere.

Materials and Methods: in the course of the work on the article the reference to the researches devoted to the socio-cultural aspect of formation and change of legal consciousness was made. Methodological basis of the research was formed by the methods of analysis, synthesis, comparison and abstraction, as well as cultural analysis, phenomenological approach and within the framework of the study of individual aspects of legal practice - structural and functional approach.

Results: the author notes that the key aspect of the social activity of the subject is the nature of the worldview. At the same time, legal consciousness is built into the general system of human ideas about the surrounding social reality. Therefore, cultural transformation trends mean, among other things, transformation of conditions for legal activity of members of society.

Discussion and Conclusions: the factor of cultural context of specific legal norms is of crucial importance at the level of their implementation practice. This leads to two important conclusions: on the one hand, it is crucial that cultural transformation processes do not contradict the structure and content of the existing legal system. On the other hand, changes in the legal field must also take into account the cultural context of the legal norms that are being introduced (or modified).

Key words: society, law, legal awareness, legal culture, cultural transformations

For citation: Karnaushenko L.V. The Phenomenology of Law in a Transforming Society // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 1. P. 53 - 56. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.007

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(39) 2020

Введение

Существование общества определяется двумя важными интенциями: стремлением к стабильности, а также необходимостью адаптации к возникающим внутренним и внешним вызовам. По этой причине наиболее корректно было бы судить о том, что стабильность, к которой стремится общество, - это не статическое состояние. Общество стремится к динамической устойчивости своей внутренней структуры, и одним из основных факторов закрепления общественных отношений является право. Законодательная система определяет границы допустимого и задает модели взаимодействия в различных сферах общественной жизни, определяет актуальные права и обязанности членов общества. Одновременно с этим на уровне юридической сферы происходит закрепление соглашений между социальными акторами (к числу которых относятся как отдельные люди, так и институциональные структуры), что определяет устойчивость и неизменность определенных социальных связей. Таким образом, сфера права может быть рассмотрена в качестве базового элемента общественной структуры, определяющего стабильность общества и задающего характер взаимодействия его представителей (что особенно важно на фоне современной трансформационной динамики) [1]. Однако это суждение будет справедливо лишь в том случае, если мы говорим о ситуации, когда существующая система правовых норм отвечает интересам и потребностям членов общества и принимается ими. Вместе с тем существует ряд ситуаций, в которых имеет место несоответствие правовых норм культурной определенности членов общества, системе существующих в их сознании ценностных ориентаций, представлениям о целесообразности и т.д. Как результат, формируется мировоззренческая позиция, обосновывающая отход от нормативно определенного поведения в силу признания некорректности юридических норм. Формирование подобного мировоззрения является серьезной предпосылкой для развития тенденций неправового поведения членов общества. В связи с этим мы полагаем тематику механизмов формирования отношения к праву актуальной и важной.

Статья посвящена исследованию феноменологического аспекта права, что определяет его рассмотрение прежде всего как объекта познания. В рамках статьи исследуются мировоззренческие факторы социального восприятия права и интерпретации отдельных его норм, рассматриваются частные противоречия и общие парадигмы социального мышления, содержащие определенные

модели отношения к правовой сфере. Одной из основных задач, разрешаемых в рамках статьи, является освещение влияния социального мировоззрения на реализацию правового (или неправового) поведения в социальной среде. При этом исследование ориентировано на раскрытие соотношения социального мировоззрения и права как с точки зрения раскрытия категорий правосознания и правопонимания, так и с позиции детализации социально-мировоззренческих факторов динамики правовой сферы.

Обзор литературы В рамках настоящей статьи производится последовательное прояснение ряда позиций с целью формирования целостного понимания затронутой проблемы. Тематика правосознания рассматривается в работах М.Ю. Зырянова [1], Е.Ю. Калининой [2], Е.В. Струговой [3]. Также в работе существенное внимание уделяется культурному аспекту взаимодействия с правовой сферой, что реализуется в двух основных измерениях. С одной стороны, в опоре на идеи известного американского исследователя Р. Мертона [4] осуществляется анализ роли культурных факторов в принятии либо, напротив, отказе от правовой модели социальной активности. С другой стороны, благодаря обращению к исследованию таких авторов, как Ф.Р. Хисамутдинов и А.Е. Шалагин [5], достигается конкретика в осмыслении проблематики развития криминальных субкультур. В рамках работы с обозначенными источниками проясняются такие важные аспекты исследуемой проблемы, как развитие правосознания в результате правового воспитания, соотношение правосознания и менталитета членов общества и его значение, социальные деформации правосознания. Также серьезное влияние на формирование концепции статьи оказало проведенное автором исследование [6], посвященное соотношению трансформационных процессов в отечественной культуре и изменениям в характере правосознания членов общества.

Материалы и методы Настоящее исследование находится на стыке философско-правовой, социально-феноменологической и культурологической дисциплин, что определяет его комплексный, сложный характер и отражается, в том числе, в наборе применяемых методов. В рамках работы находят применение общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, а также культурный анализ, феноменологический подход и в рамках анализа отдельных аспектов правовой практики - структурно-функциональный подход. В качестве основных материалов, исследуемых в про-

цессе написания статьи, выступают исследования, посвященные культурному аспекту права, механизмам формирования, развития и деформации правосознания, культурным противоречиям, связанным с осмыслением правовой действительности, а также тенденциям в культуре, оказывающим деструктивное влияние на характер правосознания членов общества. В рамках ознакомления с ними определяются основные механизмы отражения правовых категорий в социальном мировоззрении членов общества.

Результаты исследования

Если мы рассматриваем такой аспект социальной практики, как деятельность членов общества, ключевое значение приобретает вопрос ее мировоззренческих предпосылок. Если на внешнем уровне социальные связи закрепляются институционально, то на уровне членов общества закрепление отношений происходит на уровне мировоззрения. Более того, именно установки мировоззрения определяют цели, которые ставят члены общества, допустимые способы их достижения, возможные ограничения в избираемых формах деятельности и т.д. Когда мы говорим о действиях конкретного человека, продиктованных стремлением следовать закону, речь идет, с одной стороны, о знании закона, с другой - о наличии интенции на осуществление законопослушного поведения. Оба перечисленных аспекта характеризуют мировоззренческий аспект отношения к праву. Таким образом, социально-мировоззренческий аспект правовых отношений имеет крайне высокую важность, будучи одним из их определяющих факторов.

В этом контексте существенный интерес представляет вопрос о культурном аспекте правовой активности. И в данном случае существуют различные варианты трактовки данной тематической сферы. Так, Е.Ю. Калинина полагает, что правосознание отражает теоретический аспект осмысления правовой реальности, в то время как правовая культура включает в себя деятельную составляющую [2]. Мы исходим из того, что социальное мышление предшествует деятельности, и в данном случае полагаем, что более корректно было бы считать правосознание формой активного субъектного отношения к правовой сфере, в то время как правовая культура представляет собой совокупность представлений о правовой сфере, выраженных как на уровне личного мировоззрения, так и на уровне различных внешних форм выражения.

Возвращаясь к вопросу о роли культурной сферы в формировании отношения к праву, следует отдельно отметить несколько аспектов:

- ценностные ориентиры и ключевые жизненные стратегии, представленные на уровне социальной культуры;

- соотношение преобладающих ценностных установок и моделей поведения с существующей нормативно-правовой сферой;

- отражение правовой сферы в культуре;

- характер самоидентификации членов общества и связь между преобладающим в социокультурной сфере основанием самоопределения и областью права.

Что касается первого из обозначенных аспектов, следует отметить, что имеет большое значение, с одной стороны, соотношение социальных ценностей и правовых норм, с другой - наличие принципиальной возможности достижения социально значимого результата законными средствами. Отсутствие подобного рода возможности, как отмечает Р. Мертон, является одной из серьезных предпосылок развития преступности [4]. Одновременно с этим следует отметить, что созвучность социальных идеалов с существующими правовыми нормами является мощным основанием принятия необходимости последних, и, напротив, противоречия между ними могут привести к внешнему восприятию права, вплоть до его отторжения. Классическим примером подобного рода социокультурного противоречия является криминальная субкультура, задающая обширные предпосылки для реализации неправовых моделей социальной активности [5].

Современные тенденции развития российского общества связаны с обширными трансформациями в культурной сфере, сопровождаемыми серьезными изменениями институционального плана. В этих условиях имеет место ряд неблагоприятных предпосылок формирования правосознания, связанных с развитием ценностного релятивизма, формированием множественности стилей социальной определенности (о чем уже было сказано ранее [6]), актуализацией индивидуалистических ценностей (что на уровне самоидентификации ставит интересы личности выше интересов общества), на фоне которых некоторые исследователи ставят вопрос о существенной деформации правосознания [3].

Одновременно с этим следует отметить, что современные условия развития культуры задают специфическую перспективу законодательной деятельности, поскольку происходит существенное расслоение населения по социальным приоритетам, интересам и ценностям, что делает проблематичной выработку системы норм, адекватных текущему состоянию социокультурной сферы.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(39) 2020

Обсуждение и заключения

Высокая мера взаимосвязи социокультурной составляющей общественной жизни и характера правовых отношений в обществе определяет важность приведения культурной и правовой сфер в соответствие друг другу. Это означает, с одной стороны, что необходимо формировать культурные предпосылки корректной правовой активности, с другой - в процессе осуществления

законодательной деятельности учитывать социокультурную ситуацию. С учетом того, что в текущих условиях речь идет о плюралистичности культуры и наличии в ней встречных, подчас противоречащих друг другу тенденций, актуализируется вопрос об углубленном изучении культурной тематики в контексте общей постановки вопроса о соответствии культурного и правового аспектов жизни общества.

список литературы

1. Зырянов М.Ю. Правосознание и правовое воспитание // Вестник БГУ. 2009. № 6. С. 41 - 47.

2. Калинина Е.Ю. Ментальность и правосознание // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 27 - 32.

3. Стругова Е.В. О правосознании и его деформации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 41 - 48.

4. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 299 - 313.

5. Хисамутдинов Ф.Р., Шалагин А.Е. Криминальная субкультура и ее предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2 (20). С. 46 - 52.

6. Карнаушенко Л.В. Правовое сознание и правовая культура в условиях социокультурных трансформаций российского общества // Социально-политические науки. 2015. № 4. С. 46 - 49.

references

1. Zyryanov M.YU. Pravosoznanie i pravovoe vospitanie // Vestnik BGU. 2009. № 6. S. 41 - 47.

2. Kalinina E.YU. Mental'nost' i pravosoznanie // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2012. № 3. S. 27 - 32.

3. Strugova E.V. O pravosoznanii i ego deformacii // YUridicheskaya nauka. 2016. № 1. S. 41 - 48.

4. Merton R.K. Social'naya struktura i anomiya // Sociologiya prestupnosti (Sovremennye burzhuaznye teorii). M.: Progress, 1966. S. 299 - 313.

5. Hisamutdinov F.R., SHalagin A.E. Kriminal'naya subkul'tura i ee preduprezhdenie // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 2 (20). S. 46 - 52.

6. Karnaushenko L.V. Pravovoe soznanie i pravovaya kul'tura v usloviyah sociokul'turnyh transformacij rossijskogo obshchestva // Social'no-politicheskie nauki. 2015. № 4. S. 46 - 49.

Об авторе: Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России e-mail: karnl@mail.ru

©Карнаушенко Л.В., 2020

Статья получена: 26.12.2019. Статья принята к публикации:18.03.2020. Статья опубликована онлайн: 27.03.2020.

About the author: Karnaushenko Leonid V., Doctor of History (Doctor habilitatus), Professor, Head of Chair of Theory and History of Law and State, the Krasnodar University of MIA of Russia

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.