УДК 340.111.5 A.A. БОНДАРЕВ
кандидат юридических наук, доцент, кафедра специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E- mail: bondarew-orel @yandex.ru
UDC 340.111.5 A. A. BONDAREV
Сandidate of Law, Associate Professor, Department of special training, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V. V. Lukyanov E- mail: bondarew-orel @yandex.ru
ПРАВОСОЗНАНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ THE SENSE OF JUSTICE IN THE MECHANISM OF LEGAL BEHAVIOUR OF LEGAL ENTITIES
В статье исследуется этимология правосознания, анализируются его этапы, элементы, определяется роль в правотворческом и правоприменительном процессах
Ключевые слова: правосознание, правовая психология, правовая идеология, правотворчество, правореализация.
This article examines the etymology of the sense ofjustice, examines its stages, elements, defines the role in law making and enforcement processes
Keywords: the sense ofjustice, legal psychology, legal ideology, legislating, enforcement of the right.
Теория государства и права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений.
Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и правореализации с давних пор находится в поле зрения представителей российской науки. Так Иоффе О. С. и Шаргородский М.Д. рассматривают правосознание как совокупность «воззрений класса или всего общества на то, что есть право и что не есть право» [1, с.99].
Фарбер И.Е., основываясь на положениях, содержащихся в трудах А. Лабриолы и Г.В Плеханова, выделил в структуре правосознания познавательную сторону, или правовую идеологию, и эмоционально-волевую сторону, или правовую психологию. По его мнению, правовая идеология - это система правовых идей, отражающих интересы и потребности класса, а правовая психология - это совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых волевых действий. Правосознание же - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку с точки зрения справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития [2, с.70].
Фарбер сформулировал ряд основных положений теории структуры правосознания и тем самым предопределил направленность разработки этой теории в советской юридической науке.
Характеризуя уровни правосознания, то есть правовую психологию и идеологию, исследователи показывают внутреннее строение данных компонентов. Были проанализированы составные элементы правовой идеологии, однако соотношение этих элементов между собой не исследуется.
Ряд авторов рассматривает структуру правосознания не в плане правовой психологии и идеологии, а как многообразие форм его проявления. По мнению Остроумова Г.С., структура правосознания есть совокупность следующих форм его проявления: правовые нормы, общественное мнение, правовая наука, практическое поведение людей и т.д.
Рябко И.Ф. утверждает, что существуют внешние формы права (партийные документы, основные юридические акты, юридическая наука, общественное мнение и правовая культура), содержание которых составляет его внутренние формы (правовые чувства, настроения, проявления воли, правовые идеи, теории, концепции)[3, с.38].
В целом 60-е годы можно охарактеризовать как период постановки проблемы структуры правосознания. В работах исследователей наметились основные направления анализа этой структуры как правовой психологии и идеологии, как общественного и индивидуального правосознания, как обыденного и теоретического правосознания.
В 70-80 годы значительно вырос интерес к проблеме исследования структуры правосознания. Это период экстенсивного освоения проблемы. Исследователи стремятся использовать уже сложившееся понимание структуры правосознания в разработке различных вопросов, касающихся соотношения: правосознания и политического сознания; правосознания и морального сознания; индивидуального правосознания и общественного сознания; права и правосознания; права и
© А. А. Бондарев © A. A. Bondarev
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ DISSERTATION RESEARCH
правовой культуры.
В эти же годы продолжается исследование сущности структуры правосознания.
Основная характерная черта научных разработок данного периода заключается в стремлении использовать достижения системного подхода при рассмотрении структуры правосознания. При этом в основу исследований в качестве методологической установки кладется представление о структуре как совокупности закономерных связей между элементами системы.
Уместно отметить появление со второй половины 80-х годов большого количества работ, посвященных исследованию правосознания различных социальных групп общества.
Наряду с разработкой модели индивидуальной структуры правосознания, разрабатывалась и модель его социальной структуры, включающей в себя индивидуальный, групповой и общественный уровни.
После развала СССР предпринимаются попытки переосмысления некоторых ранее звучавших положений, относящихся к понятию, сущности, структуре, функциям правосознания.
Например, С.С. Алексеев считает, что правосознание - это явление, в принципе чисто субъективное, оно состоит из представлений людей о праве, из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, правовой психологии [4, с.112].
Таким образом, поставленная им самим задача изменить «сам угол зрения на право» в сфере теории правосознания свелась к более подробному анализу предмета отражения и некоторых психических реакций на правовые явления.
В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового сознания, таких как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания.
Особенность правосознания выражается в том, что:
а) в нем отражаются только те явления, которые составляют правовую сторону (регламентацию) жизни общества. Но политические, нравственные и другие представления также активно воздействуют на формирование правосознания;
б) в правосознании выражается способ отражения общественной жизни через специальные юридические понятия и категории (правомерность, неправомерность, юридическая ответственность и др.)
Следует отметить, что правосознание играет решающую роль в правотворческом процессе. Оно реагирует на новые экономические, политические и иные факты и явления, требующие юридического закрепления и регламентации. Это реагирование формируется в правовых требованиях, и эти новые требования к законодательной власти в правосознании есть симптом того, что возникли новые отношения, нуждающиеся в правовом регулировании.
Регулирующая роль правосознания в правотворче-
стве не ограничивается формулировкой новых юридических норм, она состоит и в критике существующих юридических норм с точки зрения общественных потребностей. Если закон устарел в силу изменения материальных отношений, образующих его объективную основу, то прежде всего на это реагирует правосознание.
Правосознание играет важную роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов. В ходе разрешения конкретной правовой ситуации правоприменитель должен выбрать необходимую юридическую норму, соотнести ее с реальными фактами и, руководствуясь диспозицией или санкцией (исходя из реальных обстоятельств дела), принять решение. Во всех этих действиях правосознанию присуща определяющая роль.
Исследуя указанную функцию правосознания, следует отметить тот факт, что оно выполняет роль регулятора не только правового поведения, но и поведения, которое, строго говоря, не имеет юридического значения. Так, когда мы ведем речь о человеке, который в данный момент не нарушает норм уголовного права, то такое его поведение вряд ли можно назвать юридически значимым поведением.
Соблюдая закон, человек субъективно может его и не знать, хотя объективно это поведение есть соблюдение закона. Регулирующую силу, т.е. подчинение поведения определенным правилам, здесь играет, прежде всего, правосознание, а также политическое и моральное сознание людей.
Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью правового сознания. Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным. Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности.
Итак, правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориента-ций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Специфику правосознания по сравнению с другими сферами или областями сознания (политическим, нравственным и т.д.) составляет осознание и переживание социальных явлений в соотношении с юридическими последствиями, соотнесение их с правовым регулированием.
Правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором юридически значимого поведения или механизмом его осуществления.
Кроме того, следует отметить, что правосознание, так же как и сознание вообще, в большей степени определяется спецификой деятельности человека, а значит, его функции и назначение могут быть поняты из результатов этой деятельности.
Библиографический список
1. Иоффе О.С., ШаргородскийМ.Д. Вопросы теории права. М., 1961 . С. 99.
2. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания, М., 1963. С. 70, 96, 204.
3. РябкоИ.Ф. Правовое сознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов на Дону, 1969. С. 88.
4. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 112.
References
1. Ioffe O. S., Shargorodsky M. D. Questions on the theory of law. M., 1961 . Pp. 99.
2. Farber I. E. Sense ofjustice as a form of social consciousness, M., 1963. Pp. 70, 96, 204.
3. Ryabko I.F. Legal consciousness and legal education of the masses in the Soviet society. Rostov-on-don, 1969. P. 88.
4. Alekseev S. S. Theory of law. M., 1994. P. 112.