Научная статья на тему 'Этимология российского правосознания в трудах отечественных исследователей'

Этимология российского правосознания в трудах отечественных исследователей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / SENSE OF JUSTICE / MORAL / LEGAL IDEOLOGY / RIGHT / NATIONAL FEELINGS / PSYCHOLOGICAL ASPECT / LAW-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарев А.А.

В статье исследуется этимология понятия российского правосознания в контексте его исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETYMOLOGY OF THE RUSSIAN LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS

This article examines the etymology of the concept of a Russian legal consciousness in the context of its historical development.

Текст научной работы на тему «Этимология российского правосознания в трудах отечественных исследователей»

удк 351.74

UDC 351.74

А.А. БОНДАРЕВ

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E-mail: O-malzeva@mail.ru

A.A. BONDAREV

Candidate of law, associate professor, Head of Department of special preparation, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V. V. Lukyanov E-mail: O-malzeva@mail.ru

этимология российского правосознания в трудах отечественных исследователем

THE ETYMOLOGY OF THE RUSSIAN LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS

В статье исследуется этимология понятия российского правосознания в контексте его исторического развития.

Ключевые слова: правосознание, нравственность, правотворчество, правовая идеология, право, национальные чувства, психологический аспект.

This article examines the etymology of the concept of a Russian legal consciousness in the context of its historical development.

Keywords: sense of justice, moral, law-making, legal ideology, right, national feelings, psychological aspect.

Теория государства и права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений.

Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и правореализации с давних пор находится в поле зрения представителей российской науки.

Впервые вопрос о правосознании в России был поставлен во второй половине XIX века в период кодификации российского законодательства, в связи с активной дискуссией о взаимовлиянии законов и правосознания.

Можно выделить три основных определения правосознания, даваемых учеными конца XIX начала XX века. Правосознание - это:

1. положительное отношение к праву;

2. устойчивые правовые взгляды, не включающие психологический аспект.

3. совокупность правовых переживаний [1].

Исследуя труды русских юристов указанного периода, можно выделить ряд особенностей, присущих российскому правосознанию дореволюционного периода.

1. Примат правосознания над положительным правом. Так, И. Михайловский подчеркивал, что в данный момент в России вопрос стоит очень остро: «не должна ли реализация начал естественного права совершаться только путем субъективного правосознания? Другими словами: надо ли уничтожить положительное право, и на будущее время обходиться совсем без юридических норм, решая каждый случай жизни на основании субъективного правосознания?» [2].

2. Правосознание исходит из оснований, ле-

жащих вне самих правовых норм, т.е. из мотивов морали и религии, или из целей общества. По мнению многих юристов, право вне нравственности, построенное на безрелигиозных принципах, не считалось обязательным.

Так Б.А. Кистяковский писал, что нормы права и нормы нравственности в сознании народа недостаточно дифференцированы и живут в слитном состоянии [3]. Е.Н. Трубецкой отмечал, что для истинного православного человека «закон - это приказ Божий поступать людям по совести» [4]. Такую же позицию занимали Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин.

3. Правосознание не является отдельной темой теории права и интересует исследователей в основном только в связи с его регулирующими функциями. Не пытаясь дать определение правового сознания, они описывали его отдельные элементы. Так, в 1890 г. Н. Коркунов, пытаясь установить значение рационального и иррационального в правотворчестве, писал: «... возникновение права обусловлено сознательным соблюдением известных правил поведения, как обязательных, но содержание этих правоначальных норм не творитсясознательносложившимисяобыкновениями» [5].

4. Основу идеологической сферы правосознания составляют национальные чувства и нравственные воззрения. Основатель психологического направления российской правовой науки Л.И. Петражицкий в своих работах делал акцент на соотношение права и психики человека [6]. При таком подходе преимущественное внимание обращалось уже не столько на право, сколько на психологию отдельных индивидов, позволяющую, с точки зрения Петражицкого, понять мотивы поведения вообще, а значит, и правового поведения.

В советской правовой науке проблеме правосознания также уделялось достаточно внимания.

© А.А. Бондарев © A.A. Bondarev

12.00.00 - юридические науки 12.00.00 - 8с1бмб об ьлш

Так, в 20-е годы и в начале 30-х годов обозначенная проблема нашла свое отражение в трудах таких известных юристов, как П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснер и др.

Стучка П. рассматривал проблему правосознания как органическую часть всей проблемы права. Правосознание у него - существующая в сознании абстрактная форма права и правоотношений: «Имеется троякого рода форма правоотношений: одна - конкретная сделка живых людей и две абстрактных - в законе и представлении людей» [7].

Такой взгляд на правосознание характерен для большинства исследователей того периода.

Довольно интересные мысли о правосознании были высказаны в 1940 г. М.С. Строговичем в его тезисах «Право и правосознание». В этих тезисах отмечалась важность психологической разработки проблемы. Правосознание характеризовалось в них как система идей и как совокупность определенных убеждений, отношений людей к праву.

Проблемы правосознания освещались в монографиях и учебниках, а также в отдельных работах по конкретным отраслям права.

Значительно вырос интерес к проблеме правосознания с середины 50-х годов.

Примечательным моментом для этого периода является то, что появляются работы, авторы которых исследуют проблему правосознания не только в связи с разработкой других юридических понятий, а как один из ключевых компонентов права.

Так, Е.А. Лукашева дает следующее определение правосознания: «Социалистическое правосознание воплощает представления рабочего класса и руководимых им трудящихся масс о характере, сущности и принципах права, убеждения и необходимости претворения в жизнь правовых предписаний социалистического государства, осуждение неправомерного поведения участников общественных отношений, любых фактов произвола и беззакония» [7].

Иоффе О.С. и Шаргородский М.Д. рассматривают правосознание как совокупность «воззрений класса или всего общества на то, что есть право и что не есть право» [8].

Фарбер И.Е., основываясь на положениях, содержащихся в трудах А. Лабриолы и Г.В Плеханова [9], выделил в структуре правосознания познавательную сторону, или правовую идеологию и эмоционально-волевую сторону, или правовую психологию. По его мнению, правовая идеология - это система правовых идей, отражающих интересы и потребности класса, а правовая психология - это совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых волевых действий. Правосознание же - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку с точки зрения справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические

потребности и интересы общественного развития [10].

Фарбер сформулировал ряд основных положений теории структуры правосознания и тем самым предопределил направленность разработки этой теории в советской юридической науке.

Характеризуя уровни правосознания, то есть правовую психологию и идеологию, исследователи показывают внутреннее строение данных компонентов. Были проанализированы составные элементы правовой идеологии.

Алексеев С.С. относит к ним правовые понятия, идеи, принципы и теории.

Обнаруживается стремление не только обозначить эти элементы, но и определить их содержание. Однако соотношение этих элементов между собой не исследуется.

Так, И.Ф. Рябко утверждает, что существуют внешние формы права (партийные документы, основные юридические акты, юридическая наука, общественное мнение и правовая культура), содержание которых составляет его внутренние формы (правовые чувства, настроения, проявления воли, правовые идеи, теории, концепции) [11].

В целом 60-е годы можно охарактеризовать как период постановки проблемы структуры правосознания. В работах исследователей наметились основные направления анализа этой структуры как правовой психологии и идеологии, как общественного и индивидуального правосознания, как обыденного и теоретического правосознания.

В 70-80 годы значительно вырос интерес к проблеме исследования структуры правосознания. Это период экстенсивного освоения проблемы. Исследователи стремятся использовать уже сложившееся понимание структуры правосознания в разработке различных вопросов, касающихся соотношения: правосознания и политического сознания; правосознания и морального сознания; индивидуального правосознания и общественного сознания; права и правосознания; права и правовой культуры.

В эти же годы продолжается исследование сущности структуры правосознания.

Основная характерная черта научных разработок данного периода заключается в стремлении использовать достижения системного подхода при рассмотрении структуры правосознания. При этом в основу исследований в качестве методологической установки кладется представление о структуре как совокупности закономерных связей между элементами системы.

Уместно отметить появление со второй половины 80-х годов большого количества работ, посвященных исследованию правосознания различных социальных групп общества.

Наряду с разработкой модели индивидуальной структуры правосознания разрабатывалась и модель его социальной структуры, включающей в себя индивидуальный, групповой и общественный уровни.

После развала СССР предпринимаются попытки переосмысления некоторых ранее звучавших положе-

ний, относящихся к понятию, сущности, структуре, функциям правосознания.

Например, С. С. Алексеев считает, что правосознание - это явление, в принципе чисто субъективное, оно состоит из представлений людей о праве, из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, правовой психологии [12].

Таким образом, поставленная им самим задача изменить «сам угол зрения на право» в сфере теории правосознания свелась к более подробному анализу предмета отражения и некоторых психических реакций на правовые явления.

Грошев А.В. также дает определение, в котором достаточно полно описан предмет отражения право-

сознания [13]. По его мнению, к предмету отражения относятся:

1. реальные общественные отношения, регулируемые правом;

2. право как система норм;

3. механизм правового регулирования;

4. правоприменение;

5. правовое поведение.

В современной российской науке четко определилась тенденция к более глубокому, всестороннему изучению содержательных компонентов правового сознания, таких как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания.

Библиографический список

1. Михайловский И.В. Очерки философии права. 245 с.

2. Михайловский И.В. Указ. соч. 246. с

3. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. 633 с.

4. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1913. 216 с.

5. КоркуновН. Лекции по общей теории права. СПб.: Типография В.А. Тихонова. 1890. С. 108.

6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности, СПб, Типография М. Меркушева, 1910. Т. 2. С. 479-481.

7. Стучка П.И. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права. С. 79.

8. Лукашева Е.А. Указ. соч. 30 с.

9. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. 99 с.

10. УледовА.К. Общественная идеология и психология. М., 1985. С. 64-65.

11. Рябко И.Ф., Правовое сознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов на Дону, 1969. С. 88-91.

12. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. 112 с.

13. Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание. Екатеринбург: ЕВШ МВД РФ. 1994. С. 11-12.

References

1. MikhaylovskyI.V. Legal philosophy sketches. 245 p.

2. Mikhaylovsky I.V. Decree. соч. 246 p.

3. Kistyakovsky B. A. Social sciences and right. M, 1916. 633 p.

4. Trubetskoy E.N. Meaning of the life. M, 1913. 216 p.

5. Korkunov N. Lectures on the general theory of the right. SPb. : VA printing house. Tikhonova. 1890. 108 p.

6. Petrazhitsky L.I. The right and state theory in connection with the theory of moral, SPb, M. Merkushev's Printing house, 1910. Vol. 2 . Pp. 479-481.

7. Stuchka P. I. 13 years of fight for the revolutionary and Marxist theory of the right. 79 p.

8. Lukasheva E.A. Decree. соч. 30 p.

9. Ioffe O. S., Shargorodsky M. D. questions of the theory of the right. M, 1961. P. 99.

10. UledovA.K. Public ideology and psychology. M, 1985. Pp. 64-65.

11. Ryabko I.F. Legal consciousness and legal education of masses in the Soviet society. Rostov on Don, 1969. Pp. 88-91.

12. Alekseev S. S. The theory is right. M, 1994. 112 p.

13. GroshevA.V. Criminal law and sense of justice. Yekaterinburg: EVSh Ministry of Internal Affairs Russian Federation. 1994. Pp. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.