Научная статья на тему 'ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ'

ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ/ТИПЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / ДЕФОРМИРОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ / ЗАКОНОПОСЛУШНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВУ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЁННЫЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / НЕСФОРМИРОВАННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / НОРМАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ / ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЙ РЕАЛИЗМ / ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ / ПРОТИВОПРАВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ЧАСТИЧНО СФОРМИРОВАННАЯ ПРАВОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / KINDS / TYPES OF LEGAL CONSCIOUSNESS / DEFORMED ATTITUDE TO LAW / LAW- ABIDING SOCIAL AND LEGAL BEHAVIOUR / STUDY OF TYPES OF ATTITUDES TO LAW / JUVENILE CONVICTS / JUVENILE DELINQUENT / UNFORMED SENSE OF JUSTICE / NORMAL ATTITUDE TO LAW / LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON / LEGAL INTOLERANCE / LEGAL TOLERANCE / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL REALISM / LEGAL CONSCIOUSNESS OF JUVENILE CONVICTS / FORMS OF ILLEGAL BEHAVIOUR / RESOCIALISATION / TOLERANT ATTITUDE TO LAW / FACTORS OF FORMING LEGAL CONSCIOUSNESS / PARTIALLY FORMED LEGAL TOLERANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васюта Галина Георгиевна, Ивушкина Наталия Юрьевна, Крицкий Александр Георгиевич, Бошно Светлана Владимировна

Данная статья посвящена проблеме правосознания личности, в частности, изучению правосознания несовершеннолетних осуждённых и особенностей их ресоциализации. В обществе наряду с законопослушным социально-правовым поведением достаточно часто встречаются и противоправные формы поведения. Законопослушное социально-правовое поведение очевидно детерминируется нормальным отношением к праву (правовой толерантностью), а противоправные формы поведения - деформированным отношением к праву (правовой интолерантностью). В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей ресоциализации у несовершеннолетних осуждённых, имеющих разные виды/типы правового сознания. В ходе исследования авторами были выделены четыре группы респондентов в зависимости от содержания и степени вы раженности у них типов отношения к праву: 1) группа респондентов с толерантным отношением к праву; 2) группа респондентов с частично сформированной правовой толерантностью; 3) группа респондентов с несформированным правосознанием; 4) группа респондентов с правовой интолерантностью. В статье представлены выявленные статистически значимые различия между типами правосознания несовершеннолетних осуждённых правонарушителей и характеристиками их ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васюта Галина Георгиевна, Ивушкина Наталия Юрьевна, Крицкий Александр Георгиевич, Бошно Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONSCIOUSNESS OF JUVENILE CONVICTS, FACTORS AFFECTING ITS FORMATION

This article is devoted to the problem of legal consciousness of an in dividual, in particular, to legal consciousness of juvenile convicts and special aspects of their re-socialisation. In any society there occur both law-abiding socio-legal behaviour patterns and unlawful forms of behaviour. Law-abiding socio-legal behaviour is obviously determined by a normal attitude to law (legal tolerance), while illegal forms of behaviour are caused by a deformed attitude to law (legal intolerance). The article presents the results of an empirical research that studied attributes of re-socialisation of convicted juveniles with different kinds / types of legal consciousness. In the course of the research, the authors identified four groups of respondents according to their attitude to law and how strongly it manifests itself, namely: 1) the group of respondents with a tolerant attitude to law; 2) the group of respondents with a partially formed legal tolerance; 3) the group of respondents with unformed legal consciousness; 4) the group of respondents with legal intolerance. The article presents statistically significant differences that were detected between the types of legal consciousness of juvenile convicts and the way they were re-integrated into society.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ»



1 кя»***

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2018.6A

Васюта Галина Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: vasyuta@inbox.ru.

Ивушкина Наталия Юрьевна, магистр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университ ета, e-mail: natali.ivushkina@mail.ru.

Крицкий Александр Георгиевич, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: kritsky.alexander@gmail.com.

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, Главный редактор журнала «Право и современные государства», профессор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: boshno@yandex.ru.

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме правосознания личности,

в частности, изучению правосознания несовершеннолетних осуждённых и особенностей их ресоциализации. В обществе наряду с законопослушным социально-правовым поведением достаточно часто встречаются и противоправные формы поведения. Законопослушное социально-правовое поведение очевидно детерминируется нормальным отношением к праву (правовой толерантностью), а противоправные формы поведения - деформированным отношением к праву (правовой интолерантностью). В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей ресоциализации у несовершеннолетних осуждённых, имеющих разные виды/типы правового сознания. В ходе исследования авторами были выделены четыре группы респондентов в зависимости от содержания и степени вы-

раженности у них типов отношения к праву: 1) группа респондентов с толерантным отношением к праву; 2) группа респондентов с частично сформированной правовой толерантностью;

3) группа респондентов с несформированным правосознанием;

4) группа респондентов с правовой интолерантностью.

В статье представлены выявленные статистически значимые различия между типами правосознания несовершеннолетних осуждённых правонарушителей и характеристиками их ресоциализации. Ключевые слова: виды/типы правового сознания; деформированное отношение к праву; законопослушное социально-правовое поведение; исследование типов отношения к праву; несовершеннолетние осуждённые; несовершеннолетний правонарушитель; несфор-мированное правосознание; нормальное отношение к праву; правосознание личности; правовая интолерантность; правовая толерантность; правовое сознание; правовой реализм; правосознание несовершеннолетних осуждённых; противоправные формы поведения; ресоциализация; толерантное отношение к праву; факторы формирования правосознания; частично сформированная правовая толерантность.

Для общества и государства как в теоретическом, так и в практическом планах была, есть и будет значимой проблема правосознания личности, т. к. именно особенности правосознания человека во многом определяют ключевые характеристики его социального взаимодействия с другими людьми. 1 Правовое сознание, по своей сути, отражает отношение личности или общности людей к действующему и желаемому праву. При этом индивидуальное правосознание детерминирует поведение и жизнедеятельность индивида в пределах его правового статуса. 2

Для классификации видов/типов правового сознания выделяют различные основания. Одной из таких классификаций является классификация, предложенная Д. С. Безносовым 3 (см. рис. 1).

Таким образом, в соответствии с данной классификацией, законопослушное социально-правовое поведение очевидно детерминируется нормальным отношением к праву (правовой толерантностью), а противоправные формы поведения - деформированным отношением к праву (правовой интолерантностью).

В современном российском обществе наряду с законопослушным социально-правовым поведением достаточно часто встречаются и проти-

1 Авторы выражают благодарность руководству ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» и лично Светлане Николаевне Лосевой, полковнику внутренней службы, начальнику Центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе за организацию и участие в проведении эмпирического исследования, а также обработке данных.

2 Гаврина Е. Е., Симакова Т. А. Индивидуальное правосознание как личностный феномен в контексте образовательной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1 (92). С. 127-132. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25925551_52677438.pdf.

3 Безносое Д. С. Правовое сознание: структура, содержание, виды // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 2. С. 59-71.

Рис. 1. Классификация видов отношения к праву (по Д. С. Безносову)

воправные формы поведения. Так, на учёте в 81-ом ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» (входящих в состав уголовно-исправительной системы), по данным на конец отчётного года, состояло: в 2015 г - 306 448 человек, в 2016 г. - 423 092, в 2017 г. - 503 865. 1 Очевидно, что у значительной части граждан нашей страны выражена правовая интолерантность, т. е. явно существует необходимость в их ресоциализации.

Изначально под ресоциализацией А. Кеннеди и Д. Кербер понимали процесс изменения ставших неадекватными ценностей, норм и отношений в соответствии с новыми социальными предписаниями. 2 В настоящее время ресоциализация трактуется как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха. В юридической психологии она определяется как восстановление в сознании десоциализи-рованной личности общественно значимых норм, формирование навыков социально приемлемого поведения. 3

Следует также учитывать то, что в случае с девиантным поведением ресоциализация представляет собой существенную (порой даже кардинальную) перестройку всех взаимоотношений человека с самим собой и социальной средой. Соответственно выделяются две группы факторов препятствующих такой перестройке: факторы внутреннего сопротивления (субъективные условия личности: сформированные ценности, установки, привычки и др.) и факторы внешнего сопротивления (инертность или же неготовность социального окружения принять ресоциализирующуюся личность и оказать ей поддержку).

1 Характеристика лиц, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: http://xn - h1akkl.xn - p1ai/structure/inspector/iao/statistika/ Xar-ka %20v %20YII/.

2 Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. С. 14.

3 Еникеев М. И. Структура и система категорий юридической психологии: дис. ... докт. психол. наук. М., 1996.

Что касается ресоциализации несовершеннолетних осуждённых, то это многоаспектный процесс освоения ими социально одобряемых норм поведения в системе семейных, межличностных, социально-ролевых и производственных отношений, а также в отношении к себе. В процессе ресоциализации осуждённых, в том числе несовершеннолетних, выделяют несколько видов (типов) ресоциализации: социальную, социально-психологическую, психолого-педагогическую (перевоспитание), психологическую и медицинскую. Кроме того, любая ресоциализация не является одномоментной, в связи с этим процесс ресоциализации принято разделять на этапы. Соответственно в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей выделяют 3 этапа: 1 1) этап начальной ресоциализации, 2) этап частичной (неустойчивой) ресоциализации, 3) этап полной ресоциализации.

К условиям, определяющим успешность ресоциализации несовершеннолетних осуждённых (правонарушителей), относят:

- включение несовершеннолетнего в обучение, общественно полезный труд;

- восстановление, поддержка и развитие семейных связей подростков;

- восстановление коммуникативных социальных связей;

- укрепление нравственных ценностей как факторов социального поведения;

- здоровый образ жизни;

- развитие социального партнёрства с организациями и учреждениями, решающими задачи социальной поддержки семьи и детей. Предметом нашего исследования стали типы правового сознания

личности (виды отношения к праву) несовершеннолетних осуждённых.

В соответствии с целью изучения особенностей ресоциализации у несовершеннолетних осуждённых, имеющих разные виды правового сознания разработан опросник для несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Опросник включает 3 блока вопросов:

1. Выявление социально-демографических параметров личности несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.

2. Исследование особенностей правового сознания (типа отношения к праву) несовершеннолетних правонарушителей. 2

3. Исследование характеристик ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

1 Зритнев В. В. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами: дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2008.

2 Для исследования особенностей правового сознания (типа отношения к праву) несовершеннолетних правонарушителей в опросник включена Методика «Отношение к праву» Д. С. Безносова. Методика измеряет различные виды отношения к праву как к проявлению правового сознания. Правовой реализм как нормальное позитивное отношение к праву показывает толерантность человека к правовой системе общества.

В исследовании приняли участие 63 территориальных органа ФСИН России. Опрошено 295 несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (из них 90,5 % - юноши, 9,5 % -девушки).

43,9 % респондентов указали, что проживают в крупном городе или областном центре, 37,3 % респондентов проживают небольшом городе или районном центре, 18,8 % респондентов поживают в посёлке или селе.

Среди опрошенных в основном подростки 16 и 17 лет (соответственно - 32,9 % и 56,9 % респондентов). Большинство опрошенных несовершеннолетних совершили правонарушение в возрасте 15 (30,5 % респондентов) или 16 лет (41,4 % респондентов) (рис. 2).

Рис. 2. Данные о возрасте несовершеннолетних осуждённых и возрасте, в котором они свершили правонарушение

Наиболее распространёнными статьями, по которым осуждены 85 % респондентов являются:

статья 158. Кража - 39,4 % респондентов, статья 161. Грабёж - 20,4 %,

статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов... - 11,5 %,

статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения - 7,9 %, статья 162. Разбой - 6,1 % (рис. 3).

При этом 89,0 % респондентов осуждены по одной статье УК РФ, 8,2 % - по двум статьям УК РФ, а 2,8 % - по трем и более статьям УК РФ.

45,0% 40,0% 35,0°% 30,0°% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

I

_7,9%

6,1%

2,5%_2,5%

4,6%

статья 158

статья 161

■ статья 158

■ статья 111

статья 228

статья 166

■ статья 161

■ статья 112

статья 162

■ статья 228

■ статья 163

статья 111

статья 112

статья 163

статья другие 168 статьи

статья 166 ■ статья 168

■ статья 162

■ другие статьи

Рис. 3. Данные о статьях УК РФ, по которым осуждены несовершеннолетние

Исследование типов отношения к праву (рис. 4) выявило у 57,4 % респондентов ведущий тип отношения к праву (этот тип отношения к праву является единственным либо преобладающим (т. е. в большей степени выраженным при наличии ещё одного или двух других типов отношения к праву)). У остальных 42,6 %о респондентов ведущий тип отношения к праву не был выявлен (т. е. либо было выявлено несколько в равной степени выраженных типов отношения к праву, либо сформированные типы отно-

/

45,0% 40,0% 35,0°% 30,0°% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

</'" / / / /

102% 92% 92% -—ш—ш—:-¡¡¡%—^—61%-

-1-1--И-и---^

г

«Г

«Г

8>°

/

* оР

■ Ведущий тип отношения к праву отсутствует ■ Правовой реализм

• Правовой конформизм ■ Правовой скептицизм

• Правовой идеализм ■ Правовой цинизм

• Правовой нигилизм ■ Правовой фетишизм

• Правовой инфантилизм

Рис. 4. Распределение ведущих типов отношения к праву у несовершеннолетних осуждённых

шения к праву выявлены не были). Следует обратить внимание на то, что правовой реализм или нормальное отношение к праву (правовая толерантность) в качестве ведущего типа отношения праву была выявлена только у 10,5 % респондентов, тогда как у остальных 46,9 % респондентов в качестве ведущего типа отношения праву выявлены те или иные типы деформированного отношения к праву (правовая интолерантность).

Было также выявлено, что один выраженный тип отношения к праву присущ 17,6 % респондентов, два выраженных типа отношения к праву -26,8 % респондентов, три типа - 25,4 %, четыре типа - 17,3 %, пять типов -9,8 %, шесть типов - 3,1 %.

Полученные данные позволили нам выделить четыре группы респондентов в зависимости от содержания и степени выраженности у них типов отношения к праву (рис. 5):

- первую группу респондентов с толерантным отношением к праву составили несовершеннолетние, у которых ведущим и единственным типом отношения к праву является правовой реализм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вторая группа респондентов - с частично сформированной правовой толерантностью - включает несовершеннолетних, у которых выражено от двух до трёх типов отношения к праву и один из них - правовой реализм;

- третью группу составили респонденты с несформированным правосознанием - у несовершеннолетних данной группы не было выявлено ни одного выраженного типа отношения к праву;

- в четвёртую группу вошли респонденты с правовой интолерантно-стью - несовершеннолетние, у которых выражены от одного до трёх типов деформированного отношения к праву.

45,0% 40,0% 35,0%% 30,0% 25,0%% 20,0%% 15,0% 10,0% 5,0%

41,7%

30,2%

10,5%

Правовая толерантность

Частично сформированная правовая толерантность

Несформированное правосознание

Правовая интолерантность

■ Правовая толерантность " Несформированное правосознание

■ Частично сформированная правовая толерантность Правовая интолерантность

Рис. 5. Распределение респондентов в зависимости от содержания и степени выраженности типов отношения к праву

В совершении преступления большая часть респондентов либо винит самих себя (35,2 %), либо считает, что «криминальная ситуация возникла случайно» (36,5 %). С тем, что их справедливо осудили, соглашается 56,8 % респондентов, 32,3 % респондентов считают себя виновными в совершении преступления, но не полностью, 8,3 % респондентов не считают себя виновными и полагают назначенное наказание несправедливым, а 2,6 % респондентов выбрали вариант «иное» («раскаиваюсь», «считаю себя виноватым» и т. п.). Выявлены статистически значимые различия (х2-Пирсона, р<0,05) в том, насколько несовершеннолетний считает себя виновным в совершении преступления, и типом его правосознания (рис. 6).

65,5%

27,6%

I

25,4%% 4,9°% В

Правовая толерантность

Частично сформированная правовая толерантность

2,3%

Несформированное правосознание

Правовая интолерантность

■ Считаю назначенное наказание несправедливым ■ Считаю себя виновным, но не полностью

■ Меня справедливо осудили I Иное мнение

Рис. 6. Оценка несовершеннолетними своей виновности в совершении преступления (в процентах по типам правосознания)

На рис. 6 наглядно представлено, что несовершеннолетним с выраженной правовой толерантностью (в том числе и частично сформированной) более свойственно признание своей вины и справедливости наказания, по сравнению с несовершеннолетними с выраженной правовой инто-лерантностью и несформированным правосознанием, в большей степени считающих себя не полностью виновными и несправедливо наказанными.

Обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (х 2-Пирсона, р<0,01) между типом правосознания несовершеннолетних и их отношением к лицам, побывавшим в местах лишения свободы. Несовершеннолетним с правовой интолерантностью и с несформированным правосознанием более свойственно позитивное и нейтральное отношение к лицам, побывавшим в местах лишения свободы по сравнению с несовершеннолетними с правовой толерантностью (в том числе и частичной).

78,1 % респондентов в настоящее время учатся, из них: учатся в школе - 37,0 % респондентов, учатся в колледже или техникуме - 41,1 %. Работают - 6,7 % респондентов («помощник монтажника», «работаю у отца», «неофициально у ИП на лесополосе, лесорубом», «в автосервисе», «работаю в ресторане», «неофициально»). 15,2 % респондентов - не учатся и не работают.

Данные динамики оценки испытуемыми своих учебных достижений до и после совершения преступления в целом каких-либо кардинальных изменений не обнаруживают: в настоящем времени чуть большее число несовершеннолетних оценивает свои учебные успехи как средние. Однако детальный анализ позволяет выявить наличие значимых различий в учебных достижениях несовершеннолетних в зависимости от их типа правосознания. Выявлены различия на высоком уровне статистической значимости (х 2-Пирсона, р<0,01) распределения учебных достижений несовершеннолетних до совершения преступления в зависимости от типа их правосознания. Среди подростков с той или иной степенью выраженности правовой толерантности обнаруживается более высокие оценки успешности, больше более или менее успешных в учебной деятельности учащихся по сравнению с несовершеннолетними с правовой интолерантностью и несформи-рованным правосознанием. Схожая картина наблюдается и для периода настоящее время - было выявлено близкое к статистически достоверным различиям распределение учебных достижений несовершеннолетних после совершения преступления в зависимости от типа их правосознания.

Среди подростков с низким уровнем достижений в учебной деятельности преобладают учащиеся с несформированным правосознанием и правовой интолерантностью (и до, и после совершения преступления) и практически не представлены учащихся с проявлением правовой толерантности. Вероятно, это связано с объёмом времени, затрачиваемым подростком на подготовку к занятиям и его учебной мотивацией.

Выявлены различия на высоком уровне статистической значимости распределения времени, затрачиваемого несовершеннолетними на подготовку к учебным занятиям в зависимости от типа правосознания, причём данные различия с одинаковым уровнем значимости обнаруживаются у подростков и до, и после совершения преступления (х 2-Пирсона, р<0,01). Так, в наименьшей степени склонны тратить время на подготовку к учебным занятиям подростки с выраженной правовой интолерантностью.

Динамика временных затрат на подготовку к учебным занятиям (до и после совершения преступления) наиболее очевидна у подростков с правовой толерантностью. Среди них почти вдвое (с 20,0 % до 37,0 %) выросло число тех, кто затрачивает много времени на подготовку к учебным занятиям и старается подготовиться ко всем занятиям каждый день и значительно снизилось число подростков, стремящихся минимизировать данные затраты. Среди несовершеннолетних с иными типами правосознания динамика изменения временных затрат на подготовку к занятиям не является значительной.

Данные исследования позволяют отметить весьма оптимистичный взгляд подростков на свои учебные перспективы: так, 82,7 %о респондентов из числа отвечавших планируют продолжить учёбу в дальнейшем. Выявлены различия на высоком уровне статистической значимости (х2-Пирсона, р<0,01) в планах несовершеннолетних на дальнейшее продолжение учёбы в зависимости от их типа правосознания. Среди подростков с правовой толерантностью наиболее по сравнению с другими типами правосознания выражено желание поступить в ВУЗ, а у подростков с правовой интолерант-ностью в большей степени по сравнению с другими типами представлено нежелание продолжать учёбу.

Динамика досуга несовершеннолетних до и после совершения преступления не очень значительна.

Полученные данные; свидетельствуют о том, что только треть опрошенных подростков живёт в полной семье, ещё одна треть живёт с матерью (рис. 7). Динамика изменений по данному параметру до и после со-веошыннл ырвотупльнпя неанрьптеленак.в свяот с рьим приводим -анныь о проживании подростков в настоящее время. Подростки, выбравшие пункт «иное» в основном указывали, что проживают с бабушками и дедушками, ьтётед иди ,цяде й, реже - дриысит дом, ноачехой, один,сироты оыт даже -с женойи ребёнком.

35,0% |-337%

30,0% 25,0°% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

15,2%

Живет вместе с Живет вместе с Живет вместе с Живет вместе с Живет вместе с Иное обоими матерью матерью и отцом отцом и

родителями отчимом мачехой

■ Живет вместе с обоими родителями ■ Живет вместе с матерью Живет вместе с матерью и отчимом ■ Живет вместе с отцом

■ Живет вместе с отцом и мачехой ■ Иное

Рис. 7.Данные о том,с кемсовместно проживаютнесовершеннолетние в настоящее время

Болишлрьноо респондентов отмечаюттёплые.доветонеувнею отношения в своей семье в целом по выборке - 75, 6% респондентов в настоящее время. Выявлены статистически значимые различия (х2-Пирсона, лор.от) в еауактере отношенсь ь сеыье нысоаоршенеолеоыеыо осулздённого после совершения им преступления в зависимости от типа правосознания.

В семьях подростков с той или иной степенью правовой толерантности преобладают тёплые доверительные отношения, тогда как в семьях подростков с несформированным правосознанием заметно сокращение числа семей с «тёплыми, доверительными отношениями» и увеличение числа семей с «прохладными, натянутыми отношениями». Эта тенденция ещё более явно прослеживается в семьях подростков с правовой интолерантностью.

Если в характере отношений в семьях несовершеннолетних после совершения ими преступлений выявлены статистически значимые различия (х2-Пирсона, p<0,05) в зависимости от типа их правосознания, то в характере семейных отношений подростков до совершения ими преступлений аналогичные различия выявлены на высоком уровне статистической значимости (х 2-Пирсона, p<0,01). Сравнение характера оценок подростками семейных отношений до и после совершения ими позволяет в ряде случаев обнаружить улучшение этих отношений.

Различия на высоком уровне статистической значимости (х2-Пирсо-на, p<0,01) обнаружены и по вопросу о том, насколько родители интересуются успехами подростка в школе (помогают ему), причём данные различия выявлены и для настоящего времени и для прошлого. Следует обратить внимание на то, что динамика интереса родителей к учебным достижениям подростков до совершения ими преступления и после совершения преступления - минимальна. Единственно, что следует отметить, то это несколько снизившееся число родителей, регулярно следящими за успехами своего ребёнка среди подростков с правовой толерантностью (на 9,3 %).

Обнаружены значимые различия в характере обсуждения несовершеннолетних с родителями жизненных планов подростков в зависимости от типа их правосознания. Для настоящего времени выявлены статистически значимые различия (х2-Пирсона, p<0,05), а для времени до совершения подростками преступлений выявлены различия на высоком уровне статистической значимости (х2-Пирсона, p<0,01). Полученные данные свидетельствуют о том, что подросткам с той или иной степенью правовой толерантности в целом более свойственно обсуждать свои жизненные планы с родителями и учитывать их мнение, тогда как по оценкам подростков с правовой интолерантностью среди них больше доля тех, кто всё решает сам и не обсуждает своих планов с родителями и тех, у кого родители не вмешиваются в их жизнь.

В ходе исследования были получены данные о типичных по оценкам подростков реакциях родителей на те или иные проступки несовершеннолетних в настоящее время. Так, большинство респондентов (75 %о) отметили, что родители никогда не используют физические наказания (следовательно, в 25 %о случаев физические наказания случаются). По оценкам более половины подростков (55 %о) их родители никогда не применяют метод бойкота («не разговаривают со мной»). Наиболее распространёнными являются: обсуждение причин и последствий проступков (85 %о), обсуждение возможностей избежать проступков в будущем (82,1 %о), родители ругают подростков (81,6 %0) или расстраиваются из-за них (79,1 %о). Динамика

реакций родителей на проступки несовершеннолетних (в настоящем времени и до совершения подростками преступления) в целом невелика.

Выявлены значимые статистически значимые различия (х2-Пирсона, р<0,05) в ограничении родителями подростков в просмотре ТВ или доступе к компьютеру «до» и «после» совершения ими преступления (как реакция на проступки или неуспеваемость в учёбе) в зависимости от типа правосознания. По оценкам подростков ограничение в просмотре ТВ или доступе к компьютеру как ответная реакция на проступки наиболее присуща родителям подростков с правовой толерантностью. Не склонны ограничивать подростков в просмотре ТВ или доступе к компьютеру чаще родители подростков с правовой интолерантностью и подростков с несформирован-ным правосознанием.

В целом большинство несовершеннолетних полностью удовлетворены взаимоотношениями с окружающими. Динамика степени удовлетворённости подростков взаимоотношениями до и после совершения ими преступления не имеет существенных отличий. Для большинства из этих типов взаимоотношений (родителями, одноклассниками, друзьями, любимым человеком, учителями, соседями), как до, так и после совершения подростками преступления, обнаружены различия от статистически значимых и до различий на высоком уровне статистической значимости. Прослеживается общая закономерность: значительно большее число подростков с правовой толерантностью в большей степени удовлетворены всеми типами своих взаимоотношений с окружающими и, наоборот, значительно большее число подростков с правовой интолерантностью в большей степени не удовлетворены всеми типами своих взаимоотношений с окружающими.

Большая часть респондентов (72,6 %о) указала, что в настоящее время вне учебного заведения у них есть своя компания. Большинство респондентов (61 %0) компания привлекает общими интересами и взглядами на жизнь. Динамика способов, которыми подростки склонны поддерживать уважение к себе в своей компании, до и после совершения подростками преступления не является значительной. Следует отметить, что выявлены статистически значимые различия (х2-Пирсона, р<0,05) в том, какие способы предпочитают несовершеннолетние с различными типами правосознания после совершения ими преступления. Так, для несовершеннолетних с правовой толерантностью более характерны конструктивные способы поддержания авторитета и уважения среди сверстников - «своими знаниями и умениями» (30,0 %о), «своим опытом и способностями проводить отдых, организовывать развлечения» (43,3 %о) (та же тенденция прослеживается и для подростков с частично сформированной правовой толерантностью). Тогда как у подростков с правовой интолерантностью в большей степени представлен совершенно иной подход к поддержанию уважения к себе - «своей физической силой (красотой)» (16,3 %о), «своим положением (у меня всегда бывают деньги или мы всегда можем воспользоваться дачей или квартирой моих родственников для отдыха нашей компании)» (10,2 %о), «своим знакомством со старшими, которые имеют опыт пребывания в местах лишения свободы» (18,4 %о).

Полученные данные свидетельствуют о том, что достаточно большое число несовершеннолетних более или менее часто употребляет алкоголь -две пятых респондентов употребляла алкоголь до совершения преступления и треть употребляет его и в настоящее время. Выявлены статистически значимые различия (х 2-Пирсона, р<0,05) в склонности к употреблению алкоголя подростков с разными типами правосознания. Так среди подростков с правовой толерантностью и частично сформированной правовой толерантностью значительно больше тех, кто относится алкоголю отрицательно (не употребляет его), а среди подростков с правовой интолерантностью наоборот - почти половина подростков употребляет алкоголь с той или иной периодичностью в настоящее время и более половины - до совершения преступления.

По оценкам подростков, более 90 % из них указывают, что не употребляли и не употребляют наркотиков.

Более половины респондентов согласны с утверждением, что «здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей» (65,4 %о - совершенно согласны, 22,5 %о - согласны). Обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (х 2-Пирсона, р<0,01) в оценке ценности здоровья подростками с различными типами правосознания. Выявлена та же тенденция: подростки с правовой толерантностью оценивают значимость здоровья значительно выше по сравнению с подростками с правовой интолерантностью. Несмотря на декларируемую ценность здоровья его регулярным укреплением занимается только 38,5 %о респондентов.

Весьма позитивно представляется будущее большей части респондентов: «в жизни у меня всё получится» - 55,3 %о респондентов, «будет трудно, но у меня получится справиться с нынешней ситуацией» - 36,7 %о, «вряд ли смогу добиться всего, что хотел бы» - 6,3 %о, «иное» - 1,7 %о.

На рис. 8 представлены профессии в зависимости от их общей привлекательности для подростков.

35,0%

■ водитель ■ спортсмен ■ военный ■ программист

■ юрист ■ депутат ■ рабочий ■ мэр

■ врач «офисный работник «учитель «журналист

Рис. 8. Распределение привлекательности профессиональных выборов для подростков

Из частотного распределения привлекательности профессиональных выборов видно, что достаточно большая часть подростков предполагает сделать реалистический выбор (водитель, спортсмен, военный, рабочий). Наряду с этим имеются фантазийные варианты возможного профессионального будущего с неадекватными, инфантильными или шутливыми объяснениями, что говорит об отказе в данный момент от решения задачи профессионального самоопределения.

Результаты анализа полученных данных позволяют утверждать, что деформации правосознания несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, существенно осложняют процессы их ресоциализации. Возникшие в ситуациях неадекватного осмысления подростками опыта переживания жизненных неудач в сложном семейном и социальном окружении, некритичного принятия ценностей асоциальных групп деформации правосознания приводят к недостаточно позитивному осмыслению самого факта правонарушения, формированию неудачных жизненных установок, проявляющихся далее в различных сферах жизнедеятельности и планах на будущее. Это указывает на актуальность задачи формирования реалистичного правосознания (правовой толерантности) и требует разработки методов и средств организации деятельности по включению несовершеннолетних осуждённых в такие событийные общности, в которых возникали бы возможности дискредитации асоциальных ценностей и переосмысления личных жизненных событий на основе правового реализма.

Библиографический список

1. Безносое Д. С. Правовое сознание: структура, содержание, виды // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 2. С. 59-71.

2. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. С. 14.

3. Гаврина Е. Е., Симакова Т. А. Индивидуальное правосознание как личностный феномен в контексте образовательной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1 (92). С. 127-132. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25925551_52677438.pdf.

4. Еникеев М. И. Структура и система категорий юридической психологии: дис. ... докт. психол. наук. М., 1996.

5. Зритнев В. В. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами: дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2008.

6. Характеристика лиц, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: http://xn - h1akkl.xn - p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20v %20YII/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.