Филология
Вестник Нижегородского универс итета им. Н .И. Лобачевского, 2019, № 4, с. 2 23-230
УДК 81'44
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
© 2019 г. А.С. Макарова
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва
aleste_63@mail. т
Поступила в редакцию 01.06.2019
Православные радио- и телекомпании, газеты, журналы и их электронные версии, интернет-порталы, блоги и т. д. органично вписаны в контекст сегодняшней общественной мысли благодаря их открытости и особой духовной миссии. Рассматриваются классификация функций публицистического религиозного жанра, его концептосфера и пр. Согласно последним исследованиям дискурсологии следует выделять православный, католический, протестантский и другие субдискурсы в рамках религиозного христианского дискурса. Без должного внимания остаётся ряд вопросов, которые требуют особого изучения: специфика функционирования речевых жанров в религиозном дискурсе, особенности и интертекстуальный характер лексико-фразеологических средств православной коммуникации, система основных религиозных концептов, элитарность религиозного дискурса и т. д.
Ключевые слова: православный дискурс, публицистика, массмедиа, религиозный стиль, концепто-сфера.
Введение
Современные СМИ, являясь открытыми всем сферам коммуникации, с одной стороны, формируют повестку дня для общества, фокусируя его внимание на острых, вызывающих неоднозначное восприятие и отношение вопросах, с другой стороны, создают общественное мнение «как совокупность оценочных суждений, обеспечивающих социальный процесс включения, протежирования или отторжения определённой ре-чемыслительной или поведенческой формы» [1, с. 183], поскольку «никакое другое литературное образование, никакие другие роды и виды словесности не оказывают на общество столь сильное и всеохватывающее влияние, как СМИ» [2, с. 14]. Процессы, влияющие на жизнь российского общества, находят отражение в развитии языка, коммуникации и особенно в публицистическом дискурсе, потому что этот тип дискурса «наиболее оперативно откликается на все изменения, происходящие в современном мире, это способ выражения, пронизывающий жизнь человека и общества, который справедливо называется "информационным"» [3, с. 3].
Основными социальными факторами, определяющими как развитие, так и изменения в отечественном публицистическом дискурсе, являются политический плюрализм и политическая свобода, открытость общества и свобода слова и т. д. Очевидно, что политические свободы, снятие цензуры, породившее свободу слова в СМИ, а также отмена разных табуиро-
ванных тем, приведшая к «раскрепощению» языка журналистов, сделали отечественные СМИ реальной четвёртой властью в стране, где «современная публицистика ведёт активный диалог с разноликой аудиторией» [4, с. 388].
Постановка проблемы
Вопросами религиозного дискурса занимались и продолжают заниматься такие лингвисты, как В.И. Карасик [5]; Е.В. Бобырева [6]; И.В. Бугаева [7]; А.В. Полонский [1] и др. Однако предметом данной статьи является православный публицистический дискурс (далее -ППД), изучение которого требует решения серьёзных научных задач: определить конститутивные признаки данного типа дискурса, выделить и охарактеризовать его основные функции, систему ценностей, базовые концепты, особенности авторского стиля публицистов, работающих в православных СМИ, определить и охарактеризовать жанры ППД, подтвердить его интертекстуальный характер и элитарность и, наконец, описать коммуникативные стратегии, свойственные ППД.
Одним из самых заметных явлений в «жизни» современных российских массмедиа стал факт динамичного развития ППД. Благодаря растущему интересу к православию, постепенному возрождению коммуникации в православной среде, появлению христианских образовательных, просветительских, выставочных и особенно медийных проектов, возникла
Таблица
Название Тип издания Год появления
Журнал Московской Патриархии журнал 1931-1935, с 1943
«Радонеж» радио и газета 1991
«Альфа и Омега» журнал 1994
Православная газета газета 1994
«Фома» православный журнал для сомневающихся 1995
Богослов.Ру научный богословский портал 2002
Православие и мир интернет-портал 2004
«Союз» телеканал 2005
Православная энциклопедия «Азбука веры» православный сайт 2005
«Спас» телеканал 2005
Патриархия.ру интернет-портал 2006
«Вера» радио 2014
«Ипатьевский вестник» научно-богословский журнал 2016
«Врата» журнал 2016
потребность в специальном анализе этого явления в языкознании. Данный факт подтверждается медийной реализацией ППД, исследование которой представляется наиболее актуальным: «сами журналисты и редакторы СМИ, а также читатели не считают большинство материалов, относящихся к религиозному дискурсу, сугубо религиозными. На современном этапе религия в целом и Православная Церковь в частности перестали быть в медийном пространстве своеобразной экзотикой» [8, с. 36].
Обладая основными функциями публицистики, православные СМИ и их формы (интернет-сайты, блоги, электронные версии газет и журналов и т. д.) органично вписаны в контекст актуальной общественной мысли благодаря их открытости и особой духовной миссии. Как неотъемлемой части современного публицистического дискурса ППД свойственны общие для массмедиа функции: информационная, просветительская, воздействующая, оценочная, функции комментария и анализа и пр. Целесообразно добавить к этому списку миссионерскую функцию, так как ППД хранит огромный миссионерский опыт, обращённый к сердцам людей, не познавшим Иисуса Христа, и восходящий к деятельности апостолов.
Православное слово, «к которому всё внимательнее прислушивается современный россиянин и которым он всё чаще определяет границы своего образа жизни и мыслей» [9, с. 184], направлено на переоценку культурных практик постсоветского общества. Этим фактом объясняется возникновение интереса и активное стремление к изучению языка церковной и околоцерковной коммуникации у исследователей коммуникативной стилистики и прагматической лингвистики, когнитивистики и социолингвистики. Конвергентный подход может позволить изучить богатый спектр ценностных,
жанровых, языковых явлений в этой стремительно расширяющейся публичной сфере коммуникации. Отечественные лингвисты (см. работы Бобыревой Е.В., 2008 [6]; Бугаевой И.В., 2008 [7]; Павловской О.Е., Трошевой Т.Б., 2012 [10] и др.) отмечают, что изучение религиозного стиля речи заметно обогащает не только представление о русском языке, но и сам язык. Данные исследования расширяют рамки функциональной сферы русского языка, уточняют категории и понятия, которые сегодня особенно актуальны для современного языкознания.
Современные православные массмедиа занимают значительное место в пространстве отечественных СМИ. «Влияние Церкви, начавшееся в 90-е годы и продолжающееся до сих пор, позволило православным журналистам и пишущим священникам создать довольно обширную медиасеть» [11, с. 182]. На официальном сайте Патриархии [12] опубликован список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Наиболее известные православные медийные издания представлены в таблице.
История вопроса
Современная публицистика существует в разных формах: словесной (письменной и устной), визуальной (плакат, карикатура, фото-, кино-, теле- и видео-), театрально-драматической, музыкальной и, что особенно злободневно, мультимедийной форме. Публицистика является исторически сложившимся жанром, который обладает определёнными устойчивыми признаками, это одна из форм отражения действительности, жизненной ситуации, факта, воплощения определённой идеи или мысли. Публицистический материал отличается неповто-
Провесловеый публицистиччский дискурс в севрчмчееей гумоеитореей породигмч
225
римой авторской индивидуальностью, накладываемой на него творческой личностью пишущего.
При классификации жанров публицистики принято рассматривать предмет познания или отображение объекта публицистом. Затем встают вопросы о конкретном назначении материала и определении спектра освещения действительности и масштабы выводов, оценок и сообщений.
Особое значение в типологических признаках публицистического жанра имеет определение характера лексико-фразеологических и литературно-стилистических средств, используемых в материале.
Чтобы избежать ошибок или неточностей, все публицистические материалы следует рассматривать в комплексе признаков жанра. В современной публицистике таким образом можно выделить три основные группы жанров:
1) информационные (заметка, интервью, репортаж, отчет) объединяют событийный повод, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам событий. Их главная цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. Одним из определяющих признаков информационных жанров является новизна материала;
2) аналитические жанры (статья, комментарий, корреспонденция, обозрение, версия, журналистское расследование, открытое письмо, обзор печати, рецензия) посвящены глубокому изучению жизни и анализу фактов. При создании данных материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, делит исследуемое явление на составные части, детально их изучает, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем переходит к выводам, обобщениям или рекомендациям;
3) художественно-публицистические (зарисовка, беседа, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, публицистические сказка и рассказ) отличаются образностью, эмоциональной выразительностью, типизацией и насыщенностью литературно-художественными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. Конкретный факт отходит здесь на второй план, потому что для автора важнее подняться над ним.
ППД, не отказываясь от функций, присущих публицистике в целом, реализуется в разных жанровых формах: информационная заметка, очерк, отчёт, комментарий, репортаж, обзор, житейская история, интернет-проповедь и т. д.
В заключение можно сказать, что информационные материалы приводят факты, аналитически их осмысливают и обобщают, а художе-
ственно-публицистические типизируют действительность.
Методология и предмет исследования
Для данного исследования мы использовали комплексный методологический подход, включающий следующие методы:
- аналитический, основанный на анализе научных материалов, касающихся предмета изучения;
- метод дискурсивного анализа, позволяющий сопоставить языковую и экстралингвистическую стороны;
- метод лингвокультурологического анализа, выявляющий культурнозначимые компоненты текста: лексико-фразеологические, стилистические, культурные и прочие ресурсы языка.
В данной работе мы придерживаемся мнения, что православная журналистика представляет собой профессиональную деятельность в СМИ, которая освещает актуальную повестку дня, но также говорит о вечных истинах, анализирует социальные и культурные проблемы общества с точки зрения православного вероучения, то есть это православное свидетельство, проповедь не только внутри Церкви, но и за её пределами. Следует заметить, что дискуссии по поводу правомерности введения понятия «православная журналистика» не закончены до сих пор, но представляется более важным показать понимание сущности явления, которое необходимо для дальнейшего более глубокого исследования религиозного дискурса.
Обратимся к взглядам отечественных лингвистов на вопрос определения конфессиональной журналистики. По мнению Н.А. Костиковой, конфессиональная журналистика «подразумевает освещение комплекса вопросов, связанных с духовным и нравственным состоянием общества, культурой, экономикой, различными научными проектами и социально-политическими прогнозами. Предмет конфессиональной журналистики составляет религиозное просвещение аудитории и рассмотрение совокупности вопросов культурного, социального, национального, экономического характера на основе религиозной традиции» [13]. Являясь общим для различных конфессий, такое определение предлагает весь спектр направлений деятельности религиозной журналистики. Однако только определённое вероучение и мировоззренческая позиция определяют её специфику, в нашем случае православную.
В.Р. Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, считает важнейшим условием
для православной журналистики её «христоцен-тричность», которая раскрывается через Евангелие, где сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» [Мф 6, 33], [14]. Потому кажется очевидным, что «основной ракурс, в котором происходит познание действительности в православной журналистике, - это соизмерение различных явлений, действий, событий, личностей с точки зрения евангельских заповедей. Тема и события могут носить абсолютно не религиозный характер. Очевидно, что подобная оценка происходит на метафизическом уровне автора, который должен быть не просто знаком с православной культурой, но для которого это часть его жизни» [15, с. 73].
Исследователь религиозного дискурса Е.В. Бобырева является автором краткого, но ёмкого определения: «...в узком смысле религиозный дискурс есть совокупность речевых актов, которые используются в религиозной сфере; в широком - набор определенных действий, ориентированных на приобщение человека к вере, совокупность речеактовых комплексов, сопровождающих процесс взаимодействия коммуникантов» [6, с. 162]. Таким образом получается, что цель религиозного дискурса - формирование, сохранение и передача духовного опыта, а его предмет - это нематериальные ценности, которые для верующих являются реально существующими и отличаются высокой степенью знаковости и метафоричности. Значимость именно духовных ценностей представляет собой смыслообразующее ядро всего религиозного дискурса.
Вместе с тем ППД, представленный в современном информационном поле, заметно отличается от традиционного религиозного дискурса, функционирующего в самом институте Церкви. С учетом функций публицистики становится понятным, что медийная репрезентация религиозного дискурса выполняет две основные функции:
1) пропаганда (введение адресата в систему религиозных установок);
2) наставничество (взаимодействие адресанта и адресата, направленное на духовный рост последнего) [16, с. 96].
Несколько по-другому выглядит типология функций религиозного дискурса по Е.В. Бобыревой. Все функции религиозного дискурса исследователь делит на два больших класса: общие, свойственные вообще публицистике, и частные, которые могут быть неоднородными и иметь ряд подтипов. К общим относятся следующие: репрезентативная, коммуникативная, апеллятивная, экспрессивная или эмотивная, фатическая и информативная.
Частные функции имеют следующее распределение:
1) регулирующие базовые принципы существования социума в целом (функция проспек-ции/интроспекции, функция интерпретации действительности, функция распространения информации, магическая функция);
2) регулирующие отношения между членами данного социума (функции религиозной дифференциации, религиозной ориентации, религиозной солидарности);
3) регулирующие внутреннее мироощущение, мировосприятие конкретного индивида, -прескриптивная, прохибитивная, волюнтатив-ная, инспиративная, молитвенная, комплиментарная.
Необходимо затронуть проблему концепто-сферы религиозного дискурса, состоящей из особых понятий или ценностей. По мнению Е.В. Ничипорчик, «наиболее рациональным является такой подход к ценности, при котором за выделением предметной и субъектной составляющей понятия "ценность" кроется признание сложного взаимодействия реального и идеального, желаемого и возможного, индивидуального и общественного, стабильного и изменчивого» [17, с. 53]. Применительно к религиозному дискурсу стоит говорить о вечных, или истинных, ценностях, которые повлияли в известной степени на формирование основных общечеловеческих ценностей: любовь, добро, верность, милосердие и пр. Не все учёные разделяют мнение о том, что понятие «ценность» обладает положительной и отрицательной коннотацией одновременно. Наряду с термином «ценность» исследователи оперируют также понятиями «неценность» или «антиценность». В религиозном дискурсе мы имеем дело с ценностным идеалом, представляющим собой божественную сущность, то состояние умиротворения, к которому стремится человек. Приобщаясь к религиозным нормам жизни и ценностям мироздания, человек как бы рождается заново, то есть можно говорить о рождении «нового человека» или, как говорят в христианстве, «нового Адама».
По Е.В. Бобыревой, все концепты религиозного дискурса по степени «принадлежности» религиозной сфере делятся на первичные, изначально принадлежащие религии, а затем перешедшие в нерелигиозную сферу, - это Бог, рай, ад, грех, дух, душа, храм и т. д.; и вторичные -такие, которые характерны как для религиозной сферы, так и для светской, мирской, однако с доминирующим функционированием в светской среде, - страх, закон, наказание, любовь и др. В зависимости от их отношения к религиозному дискурсу возможно говорить «о своеоб-
разном делении всей совокупности указанных концептов на группы или классы: а) концепты религиозной сферы - те, ассоциативное поле которых так или иначе замыкается сферой религиозного дискурса или неизбежно остается в рамках религиозных ассоциаций: Бог, вера, дух, душа, грех; б) концепты, первоначально возникшие в рамках религиозного дискурса, а затем вышедшие за указанные рамки и функционирующие одинаково в религиозном дискурсе и сфере, далекой от религии: ад, рай, храм; в) концепты, которые были перенесены в религиозный дискурс из общечеловеческой коммуникации и в настоящее время имеют довольно широкий ассоциативный потенциал: чудо, закон, наказание, страх, любовь» [6, с. 165].
Подтверждением тезиса об элитарности религиозного дискурса является наличие особой концептосферы, которая выделяет его среди прочих типов институционального общения (научного, экономического, политического и пр.). Например, вся система ценностей религиозного дискурса может быть представлена как системные оппозиции, так как практически все понятия, относящиеся к разряду ценностей, имеют свою противоположность, или «антиценность»: истина-ложь, земное - божественное, добро - зло, жизнь - смерть. Важно отметить, что в отличие от светских массмедиа в ППД отсутствует семантическая оппозиция «свой - чужой», из-за которой продуцируется агрессия, вербализующаяся в эстетике и семантике разного рода публицистических материалов и наполняющая массмедийный контент провоцирующими негативными смыслами.
Как одну из принципиальных особенностей религиозного дискурса можно рассмотреть статус адресанта, который обладает непререкаемым авторитетом, что, в свою очередь, формирует некритичное отношение к нему самому и к информации, от него исходящей. Вместе с тем истинным в религиозном дискурсе является то, что соответствует опыту, зафиксированному в сакральных текстах (Библия, труды Святых Отцов, материалы Вселенских соборов и т. д.), а религиозный адресант обязан сверять свои публикации, высказывания, мнение с наследием Церкви.
При анализе ППД не возникает сомнений в его интертекстуальном характере, который подтверждается активным употреблением различных фразеоресурсов (фразеологические единицы, паремии, крылатые единицы и т. д.) национального языка [18]. Главным источником для ППД, как и для многих публицистических текстов вообще, являются тексты Библии. Известно, что большое количество библейских цитат стало крылатыми интернациональными едини-
цами, многие библеизмы вошли во фразеологический фонд разных языков. Лингвисты справедливо пишут о прецедентности религиозного дискурса. Так, по мнению Е.В. Бобыревой, «ярким примером прецедентной ситуации служит ситуация предательства Иисуса Христа, ставшая «эталоном» предательства вообще - любое предательство начинает восприниматься как вариант изначального «идеального» предательства, а имя Иуды становится прецедентным и приобретает статус имени символа» [6, с. 166]. Эту прецедентную ситуацию проиллюстрируем ещё примерами, которые являются основой христианского религиозного дискурса: Адам и Ева, Фома неверующий, Каин и Авель, Мария и Марфа, Ноев ковчег и т. д.
Православный публицистический дискурс как объект дискурсологии
Религиозная коммуникация - древнейший тип человеческого общения, прагмалингвистика и риторика которого диктуют своё отношение к этому явлению как к особому виду дискурса. С этим трудно не согласиться, потому что религиозные ценности пронизывают все сферы человеческой деятельности - от фундаментальной науки, искусства, практической медицины, педагогики до бытовой повседневной жизни. Следует отметить, что попытки выделить характерные черты «религиозного стиля» наталкиваются на определённое препятствие. Согласно исследованиям, практика речи верующих вовсе не ограничивается молитвами, проповедями или посланиями. Особенности такой речи проявляют себя во всех жанрах функциональных стилей - официально-деловом, научном, газетно-публицистическом, в языке художественной литературы и в разговорном стиле речи. «Очевидно, что задача свидетельства о Боге учитывается говорящим и пишущим в любом жанре. Поэтому многие ученые утверждают, что сфера религии находится как бы над функциональными стилями» [19].
Если изучать ППД с точки зрения теории дискурса, то объектом исследования будет коммуникативный акт, направленный на приобщение человека к вере или на поддержание или укрепление веры. Здесь важно различать «задачу внешней, формальной интеграции собеседника (пропаганда) и более доверительное взаимодействие (свидетельство), имеющее целью не столько добиться формального присоединения собеседника к определённой системе религиозных взглядов, сколько побудить человека к внутренней, незримой духовной работе -акту совести, акту покаяния и т. п.» [19].
Вместе с тем разным христианским конфессиям не может соответствовать один и тот же тип религиозного дискурса, так как в сфере когнитивной составляющей существуют принципиально важные различия. В связи с данным феноменом коммуникация также будет иметь существенные различия, связанные с прагма-лингвистическими принципами реализации коммуникативного смысла. Поэтому логичным кажется выделение православного, католического, протестантского и т. п. типов дискурса, а точнее - субдискурсов в рамках религиозного христианского дискурса. С учетом этого ППД является интегральной частью православного дискурса, который на современном этапе развития православных массмедиа играет решающую роль в проповеди Слова Божьего среди читателей и пользователей Интернета. Перед православным публицистом стоит ряд задач: не засорять слово Божие шаблонами светской публицистики, избегать популизма и вульгаризации христианских истин, не злоупотреблять в то же время церковным «елейным» языком и т. д.
Следует помнить, что публицистический дискурс «жив», пока ориентируется на реальную жизнь, с которой он связан и которой живёт его аудитория. Таким образом форма и содержание (художественные выразительные средства языка, композиция, образ автора и т. д.) подготавливают «восприятие», то есть понимание слушателем, читателем, зрителем медийного публицистического материала, где связь с автором будет существовать всегда.
Выводы
За тысячелетие церковной коммуникативной практики система православных ценностей, которые являются основой религиозного дискурса, изучена достаточно хорошо. Духовные ценности, присущие носителям религиозного сознания, находят выражение в языке православных верующих. Православный дискурс представляет собой самостоятельную микросистему, которая характеризуется особыми параметрами и в которой реализуется его многоаспектный функциональный потенциал. Сложилась разветвлённая система жанров религиозного дискурса - от текста Евангелия и Библии до проповеди и официального выступления на диспуте, редакционной статьи в журнале или на интернет-портале.
Очевидной представляется специфика языковых и речевых средств, используемых в институциональном общении в рамках религиозного дискурса. Таким образом, материалом для исследования становятся, с одной стороны, текстовые
фрагменты религиозного дискурса в виде молитв, проповедей, акафистов, притч, псалмов, пасторских обращений, хвалебных молитвословий и т. д. С другой стороны, нельзя оставить без внимания публикации в массовой печати и особенно в Интернете, благодаря чему аудитория значительно расширяется. Мало изученной, но перспективной сферой для изысканий должны стать акты непосредственного речевого общения с участием верующих (например, ответы священника во время радио- и телеэфиров, трансляция онлайн встреч, интервью в интернет-пространстве, интернет-проповеди и пр.). В связи с вышеизложенным подчеркнём, что наиболее верным и эффективным представляется контекстуальный подход к описанию ППД.
Религиозный дискурс уникален, так же как и сама религиозная коммуникация. Поэтому более детальное и глубокое изучение религиозного дискурса в целом и ППД в частности позволит лучше изучить языковые феномены, что, в свою очередь, расширит знания о православной культуре.
Список литературы
1. Полонский А.В. Православное слово: уроки стилистики современных массмедиа // Стилистика завтрашнего дня: Сб. ст. к 80-летию проф. Григория Яковлевича Солганика. М., 2012. С. 183-200.
2. Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: Сб. ст. М., 2005. С. 13-30.
3. Макарова А.С. Особенности функционирования крылатых выражений-галлицизмов в современной французской и российской публицистике: Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. М.: РУДН, 2016. 22 с.
4. Рацибурская Л.В., Самыличева Н.А. Деривационная специфика дискурса современных СМИ // Активные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и Интернет-коммуникация: Материалы междунар. конф. 19-21 июня 2009 г. / Под ред. О.В. Фокиной. М. - Ярославль, 2009. С. 388-393.
5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
6. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. 2008. № 1. С. 162-167.
7. Бугаева И.В. О лингвистическом статусе языка православных верующих // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2. Языкознание. 2008. № 2 (8). С. 13-19.
8. Чаусов А.И. Религиозный дискурс в медиаполе Великого Новгорода // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. Т. 1. № 73. С. 34-37.
9. Стернин И.А. Социальные факторы и публицистический дискурс // Массовая культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Человек и его дискурс: Сб. науч. тр. /
Под ред. Ю.А. Сорокина, М.Р. Желтухиной. ИЯ РАН. М., 2003. С. 91-108.
10. Павловская О.Е., Трошева Т.Б. Русский православный дискурс в аспекте полевого структурирования функционального стиля: Монография. Краснодар: КубГАУ, 2012. 96 с.
11. Ломакина О.В., Макарова А.С. Современный заголовок как пример реализации функционального потенциала крылатики в публицистическом дискурсе // Жизнь фразеологии - фразеология в жизни: Сб. науч. ст. к юбилею проф. А.М. Мелерович / Отв. ред. и сост. И.Ю. Третьякова; предисл. А.Е. Якимов. Костром. гос. ун-т. Кострома, 2018. С. 180-186.
12. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. patriarchia.ru/db/text/80393.html (дата обращения: 20.08.2018).
13. Костикова Н.А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности [Электронный ресурс] // Клуб православных журналистов. 1 февраля 2006 года. Режим доступа: http://radonezh.ru/analytics/pravoslav naya-zhurnalistika-metodologicheskie-osobennosti-izuc heniya-effektivnosti-deyatelnosti-47690.html (дата обращения: 09.09.2018).
14. Толкования Священного Писания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bible.optina.ru/ new:mf:06:33 (дата обращения: 09.09.2018).
15. Гудкова Н.В. Становление и особенности жанра паломнического очерка в отечественной православной публицистике: Дис. ... канд. филол. наук. Тольятти: ТГУ, 2017. 205 с.
16. Кулова Л.З. Особенности религиозного дискурса в массмедиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9 (39). Ч. 1. С. 96-98.
17. Ничипорчик Е.В. Отражение ценностных ориентаций в паремиях: лингвокогнитивный, сопоставительный и социопсихолингвистический аспекты: Дис. ... д-ра филол. наук. Минск: ГГУ имени Франциска Скорины, 2016. 393 с.
18. Макарова А.С. Реализация приёма языковой игры лексико-фразеологическими средствами (на примере заголовка религиозно-публицистического дискурса) // Полипарадигмальные контексты фразеологии в ХХ1 веке: Материалы междунар. науч. конф. Тула, 2018. С. 260-265.
19. Миронова Н.К. Религиозный дискурс, религиозный социолект и религиозный стиль - к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] // Ме-диаскоп. 2011. Вып. 1. Режим доступа: http://www. mediascope.ru/node/756 (дата обращения: 15.09.2018).
THE ORTHODOX JOURNALISTIC DISCOURSE IN THE MODERN HUMANITARIAN PARADIGM:
DISTINGUISHING FEATURES
A.S. Makarova
In this article, we study the Orthodox journalistic discourse at the current stage of the development of Russian linguistics. Noticeable Church influence on the life of Russian society is clearly manifested in Orthodox mass media, which make up a sizable proportion of the Russian media. Orthodox radio and TV, papers, magazines and their electronic versions, Internet-portals, blogs and other forms make an organic part in the context of topical social thought due to their openness and special moral mission. We present a classification of functions of the religious journalistic genre and examine its sphere of concepts and some other issues. According to latest studies of discourse, one should distinguish between Orthodox, Catholic, Protestant and other types of discourse, and to be more precise - subdiscourses within the confines of religious Christian discourse. There remain some issues that still need special research: specific features of speech genres functioning in religious discourse, distinguishing features and intertextual characteristics of lexical-phraseological means of Orthodox communication, the system of main religious concepts, religious discourse elitism, etc.
Keywords: Orthodox discourse, journalism, mass media, religious style, sphere of concepts.
References
1. Polonskij A.V. Pravoslavnoe slovo: uroki stilistiki sovremennyh massmedia // Stilistika zavtrashnego dnya: Sb. st. k 80-letiyu prof. Grigoriya Yakovlevicha Sol-ganika. M., 2012. S. 183-200.
2. Solganik G.Ya. O strukture i vazhnejshih pa-rametrah publicisticheskoj rechi (yazyka SMI) // Yazyk sovremennoj publicistiki: Sb. st. M., 2005. S. 13-30.
3. Makarova A.S. Osobennosti funkcionirovaniya krylatyh vyrazhenij-gallicizmov v sovremennoj francuz-skoj i rossijskoj publicistike: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M.: RUDN, 2016. 22 s.
4. Raciburskaya L.V., Samylicheva N.A. Deri-vacionnaya specifika diskursa sovremennyh SMI // Ak-tivnye processy v razlichnyh tipah diskursov: politich-eskij, medijnyj, reklamnyj diskursy i internet-kommunikaciya: Materialy mezhdunar. konf. 19-
21 iyunya 2009 g. / Pod red. O.V. Fokinoj. M. - Yaroslavl', 2009. S. 388-393.
5. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd: Peremena, 2002. 477 s.
6. Bobyreva E.V. Religioznyj diskurs: cennosti i zhanry // Problemy filologii, kul'turologii i is-kusstvovedeniya. 2008. № 1. S. 162-167.
7. Bugaeva I.V. O lingvisticheskom statuse yazyka pravoslavnyh veruyushchih // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Yazykoznanie. 2008. № 2 (8). S. 13-19.
8. Chausov A.I. Religioznyj diskurs v mediapole Ve-likogo Novgoroda // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. T. 1. № 73. S. 34-37.
9. Sternin I.A. Social'nye faktory i publicisticheskij diskurs // Massovaya kul'tura na rubezhe XX-XXI vekov: Chelovek i ego diskurs: Sb. nauch. tr. / Pod red. Yu.A. Sorokina, M.R. Zheltuhinoj. IYa RAN. M., 2003. S. 91-108.
10. Pavlovskaya O.E., Trosheva T.B. Russkij pra-voslavnyj diskurs v aspekte polevogo strukturirovaniya funkcional'nogo stilya: Monografiya. Krasnodar: KubGAU, 2012. 96 s.
11. Lomakina O.V., Makarova A.S. Sovremennyj zagolovok kak primer realizacii funkcional'nogo potencíala krylatiki v publicisticheskom diskurse // Zhizn' frazeologii - frazeologiya v zhizni: Sb. nauch. st. k yubi-leyu prof. A.M. Melerovich / Otv. red. i sost. I.Yu. Tret'yakova; predisl. A.E. Yakimov. Kostrom. gos. un-t. Kostroma, 2018. S. 180-186.
12. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata [El-ektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.patriarchia. ru/db/text/80393 .html (data obrashcheniya: 20.08.2018).
13. Kostikova N.A. Pravoslavnaya zhurnalistika: metodologicheskie osobennosti izucheniya effektivnosti deyatel'nosti [Elektronnyj resurs] // Klub pravoslavnyh zhurnalistov. 1 fevralya 2006 goda. Rezhim dostupa: http://radonezh.ru/analytics/pravoslavnaya-zhurnalistika -metodologicheskie-osobennosti-izucheniya-effektivnosti-d e =yatelnosti-47690.html (data obrashcheniya: 09.09.2018).
14. Tolkovaniya Svyashchennogo Pisaniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://bible.optina.ru/ new:mf:06:33 (data obrashcheniya: 09.09.2018).
15. Gudkova N.V. Stanovlenie i osobennosti zhanra palomnicheskogo ocherka v otechestvennoj pravoslavnoj publicistike: Dis. ... kand. filol. nauk. Tol'yatti: TGU, 2017. 205 s.
16. Kulova L.Z. Osobennosti religioznogo diskursa v massmedia // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 9 (39). Ch. 1. S. 96-98.
1 7. Nichiporchik E.V. Otrazhenie cennostnyh orientacij v paremiyah: lingvokognitivnyj, sopostavitel'nyj i sociop-siholingvisticheskij aspekty: Dis. ... d-ra filol. nauk. Minsk: GGU imeni Franciska Skoriny, 2016. 393 s.
18. Makarova A.S. Realizaciya priyoma yazykovoj igry leksiko-frazeologicheskimi sredstvami (na primere zagolovka religiozno-publicisticheskogo diskursa) // Poliparadigmal'nye konteksty frazeologii v XXI veke: Materialy mezhdunar. nauch. konf. Tula, 2018. S. 260265.
19. Mironova N.K. Religioznyj diskurs, religioznyj sociolekt i religioznyj stil' - k probleme opredeleniya ponyatiya [Elektronnyj resurs] // Mediaskop. 2011. Vyp. 1. Rezhim dostupa: http://www.mediascope.ru/node/756 (data obrashcheniya: 15.09.2018).