Научная статья на тему 'Традиционалисткие православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования'

Традиционалисткие православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1044
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / МЕДИА / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / MEDIATIZATION / ORTHODOXY / TRADITIONALISM / MEDIA / RELIGIOUS IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гришаева Екатерина Ивановна, Шумкова Валерия Александровна

В статье рассматривается, каким образом традиционалистские группы внутри православного сообщества используют печатные и интернет-медиа для ретрансляции собственной версии православия или модели религиозной идентичности. Для данной группы характерны: продвижение общественной миссии православия, курс на укрепление сотрудничества церкви и государства, антизападничество. Для анализа были отобраны «Православная газета» (печатное издание Екатеринбургской епархии) и веб-портал «Православие.ру». Проведенный анализ показал, что функционирование традиционалистских медиа обладает рядом особенностей. Происходит гибридизация жанров: проповедь адаптируется к жанру интервью, а очерк о духовной жизни подается как новость. Выстраивается особый православный хронотоп. Светское представление об актуальности как постоянной смене повестки заменяется цикличностью церковной жизни: наиболее значимые события связаны с религиозными праздниками. Наблюдается проекция структуры религиозного института на медиадискурс: в ранжировании тем и авто-ров сообщений «Православная газета» и «Православие.ру» следуют принципу иерархичности, характерному для офлайн-православия. Таким образом, традиционалистские медиа адаптируют печатные и интернет-издания для внутригрупповой коммуникации, формируют собственную медиасреду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditionalist Orthodox Christian media: discourse structure and peculiarities of the functioning

The article considers how the traditionalist Orthodox groups use print and online media for retranslation of their version of Orthodoxy or their model of religious identity. The Orthodox traditionalists focus on the promotion of the Orthodox social mission, stronger cooperation between the Church and the state and anti-Western bias. The analysis is based on two cases: the Yekaterinburg Archdiocese’s periodical «Orthodox Newspaper» and pravoslavie. ru web portal. The study reveals that the traditionalist media have a number of features. Hybridization of genres is observed: sermons turn to interviews, and spiritual essays are presented as news stories. The media construct a specific Orthodox chronotope. The secular con-cept of relevance as constant change of agenda is substituted for the cyclicity of the church life: the most important events are related to religious feasts. The structure of religious institution is projected on media discourse: the «Orthodox Newspaper» and Pravoslovie.ru range the topics and the authors according to hierarchy principle, inherent in the off-line Orthodoxy. Thus, the traditionalist Orthodox media adapt print and online periodicals for the intergroup communications and needs constructing their own media content.

Текст научной работы на тему «Традиционалисткие православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования»

DIGITAL СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

DOI: 10.14515/monitoring.2018.2.17 Правильная ссылка на статью:

Гришаева Е. И., Шумкова В. А. Традиционалисткие православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 283—300. DOI: 10.14515/monitoring.2018.2.17. For citation:

Grishaeva E. I., Shumkova V. A. Traditionalist Orthodox Christian media: discourse structure and peculiarities of the functioning. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2018. № 2. P. 283—300. DOI: 10.14515/monitoring.2018.2.17.

Е. И. Гришаева, В. А. Шумкова ТРАДИЦИОНАЛИСТКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ МЕДИА: СТРУКТУРА ДИСКУРСА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ТРАДИЦИОНАЛИСТКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ МЕДИА: СТРУКТУРА ДИСКУРСА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ГРИШАЕВА Екатерина Ивановна — кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.

E-MAIL: ekaterina.grishaeva@urfu.ru ORCID: 0000-0002-2913-2467

TRADITIONALIST ORTHODOX CHRISTIAN MEDIA: DISCOURSE STRUCTURE AND PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING

Ekaterina I. GRISHAEVA 1 — Cand. Sci. (Philos.), Assistant Professor, Chair of Social Philosophy

E-MAIL: ekaterina.grishaeva@urfu.ru ORCID: 0000-0002-2913-2467

ШУМКОВА Валерия Александровна — аспирант, ассистент кафедры онтологии и теории познания Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. E-MAIL: va.shumkova@urfu.ru ORCID: 0000-0001-8382-9436

Valeria A. SHUMKOVA1 — PhD student, lecturer, Chair of Ontology and Theory of Knowledge

E-MAIL: va.shumkova@urfu.ru ORCID: 0000-0001-8382-9436

1 Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia

Аннотация. В статье рассматривается, каким образом традиционалистские группы внутри православного сообщества используют печатные и интернет-медиа для ретрансляции собственной версии православия или модели религиозной идентичности. Для данной группы характерны: продвижение общественной миссии православия, курс на укрепление сотрудничества церкви и государства, антизападничество. Для анализа были отобраны «Православная газета» (печатное издание Екатеринбургской епархии) и веб-портал «Православие. ру». Проведенный анализ показал, что функционирование традиционалистских медиа обладает рядом особенностей. Происходит гибридизация жанров: проповедь адаптируется к жанру интервью, а очерк о духовной жизни подается как новость. Выстраивается особый православный хронотоп. Светское представление об актуальности как постоянной смене повестки заменяется цикличностью церковной жизни: наиболее значимые события связаны с религиозными праздниками. Наблюдается проекция структуры религиозного института на ме-диадискурс: в ранжировании тем и авторов сообщений «Православная газета» и «Православие.ру» следуют принципу иерархичности, характерному для офлайн-православия. Таким образом, традиционалистские медиа адаптируют печатные и интернет-издания для вну-тригрупповой коммуникации, формируют собственную медиасреду.

Ключевые слова: медиатизация, православие, традиционализм, медиа, религиозная идентичность

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-03-00387.

Abstract. The article considers how the traditionalist Orthodox groups use print and online media for retranslation of their version of Orthodoxy or their model of religious identity. The Orthodox traditionalists focus on the promotion of the Orthodox social mission, stronger cooperation between the Church and the state and anti-Western bias. The analysis is based on two cases: the Yekaterinburg Archdiocese's periodical «Orthodox Newspaper» and pravoslavie. ru web portal. The study reveals that the traditionalist media have a number of features. Hybridization of genres is observed: sermons turn to interviews, and spiritual essays are presented as news stories. The media construct a specific Orthodox chronotope. The secular concept of relevance as constant change of agenda is substituted for the cyclicity of the church life: the most important events are related to religious feasts. The structure of religious institution is projected on media discourse: the «Orthodox Newspaper» and Pravoslovie.ru range the topics and the authors according to hierarchy principle, inherent in the off-line Orthodoxy. Thus, the traditionalist Orthodox media adapt print and online periodicals for the intergroup communications and needs constructing their own media content.

Keywords: mediatization, Orthodoxy, traditionalism, media, religious identity

Acknowledgment. The study is funded by Russian Foundation for Basic Research (project no. 16-03-00387).

Настоящая статья посвящена теме взаимодействия медиа и религии на примере православия. Учитывая неоднородность православного сообщества, мы рассматриваем группу православных традиционалистов и их медийную деятельность как наиболее видимую в публичной сфере. В фокусе нашего внимания — проблема православных традиционалистских медиа как продукта взаимодействия светских медиа и религиозного института. На основе метода анализа документов мы предлагаем сравнительное описание двух традиционалистских ресурсов, использующих разные технологические средства и способы передачи информации.

Обозначенная проблема предполагает рассмотрение двух теоретических блоков. Первый касается проблемы классификации групп внутри православного сообщества на идеологическом основании. Соответственно, мы рассмотрим варианты классификации православия, предложенные такими исследователями, как З. Фурман, К. Каариайнен, В. Карпов, В. Нокс, Р. Шредер, И. Папкова [Фурман, Каариайнен, Карпов, 2007; Knox, 2005; Schroeder, Karpov, 2013, Papkova, 2011].

Второй блок связан непосредственно с вопросом о взаимоотношениях религиозной и медийной сферы. Тематика религии и медиа в разных аспектах рассматривалась отечественными [Доброхотова, 2014; Khroul, 2014] 1 и зарубежными исследователями [Hansen, Machin, 2013; Hosseini, 2008]. Вопрос об изменениях в религиозной сфере под влиянием медиа был поднят в рамках теории медиатизации С. Хьяварда [Hjarvard, 2013]. Критики его теории, Р. Левхайм, М. Сильверстоун и др. [Lövheim, 2011; Silverstone, 2005], обратили внимание на обратную сторону этого явления — зависимость медиа от социокультурного контекста. Учитывая критические замечания, мы рассматриваем вариант адаптации светской логики медиа к религиозному контексту на примере двух кейсов: «Православной газеты» и веб-портала «Православие.ру».

Актуальность исследования традиционалистских медиа определяется следующими факторами. Медиа как новые способы коммуникации изменяют функционирование политической и экономической сфер, привносят новые практики в нашу повседневность. Религиозные сообщества, принимая вызов охватившей общество медийной лихорадки, также трансформируются под влиянием медиа. В частности, медиа становятся для верующих важным источником информации о том, как религиозные лидеры видят проблемы современного общества. Присутствие в религиозном медийном пространстве определенных точек зрения делает их более влиятельными внутри религиозного сообщества. Таким образом, медиа — это новый фактор, формирующий жизнь религиозного сообщества.

Наряду с другими религиозными организациями, Русская православная церковь начала активно осваивать медиапространство. Следуя указам Московского Патриархата, Церковь большое внимание уделяет развитию православной журналистики [Штеле, 2017]. Работают такие популярные православные сайты, как «Правмир.ру», «Православие.ру», действуют федеральные православные каналы «Спас», «Союз», «Царьград», издаются православные национальные и региональ-

1 См. также: Морозов А. Вера в мире коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://www.religare.ru/2_309.html (дата обращения: 29.12.2017); Морозов А. Ошибки и войны, судьбы и тексты церковных СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/church-journalism/ (дата обращения: 29.12.2017); Морозов А. Церковные СМИ все еще в упадке [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/cerkovnye-smi-vse-eshhe-v-upad/ (дата обращения: 29.12.2017).

ные газеты и журналы. По оценке исследователей современного православия [Knox, 2005; Mitrokhin et al., 2009; Papkova, 2011; Фурман, Каариайнен, Карпов, 2007], в российском публичном пространстве наиболее активно традиционалистское течение. Соответственно, в медиапространстве заметнее всего информационные ресурсы, выражающие консервативные взгляды части православного сообщества. Этот факт подтверждают недавно вышедший на телеканале «Дождь» фильма «Духовник» 2 и появившиеся в различных медиа статьи, исследующие деятельность еп. Тихона (Шевкунова), на сегодняшний день самого влиятельного представителя консервативного крыла.

Таким образом, роль медиа как фактора, влияющего на жизнь православного сообщества, а также активное освоение православными традиционалистами медиасферы, делают актуальным исследование традиционалистских медиа. В настоящей статье мы исследуем, что представляют собой православные традиционалистские медиа как продукт двух различных логик: логики функционирования светских медиа и религиозного института.

Прежде чем перейти к описанию методологии нашего исследования, рассмотрим подходы к определению православного традиционализма.

Зарубежные исследователи различным образом определяют линии разделения православного сообщества. Например, британский специалист по новейшей истории России З. Нокс, характеризуя общественную ситуацию 1990-хх годов, отмечает напряженность между «реформистскими» и «традиционалистскими» группами внутри РПЦ как имеющими различное видение статуса православия в постсоветском обществе [Knox, 2005]. Позднее дискуссия по делу «Pussy Riot» вскрыла глубину разделения православного сообщества. Анализируя данный кейс, американские социологи Р. Шредер и В. Карпов говорят о разделении православного сообщества на два политических лагеря фундаменталистов и либералов [Schroeder, Karpov, 2013]. Политолог И. Папкова предложила более детальную классификацию нелиберального крыла, выделив в нем традиционалистское и фундаменталистское течения [Papkova, 2011].

На примере указанных исследований становится ясно, что в современном академическом дискурсе понятия традиционализма и фундаментализма теряют точность своего содержания и используются разными исследователями для обозначения одного и того же феномена. Например, часть православного сообщества, консолидированная вокруг фигуры еп. Тихона (Шевкунова), определяется и как традиционалистская [Knox, 2005; Papkova, 2011], и как фундаменталистская [Schroeder, Karpov, 2013]. Классификация, предложенная Папковой, наилучшим образом фиксирует градации радикализма в идеологических установках нелиберального крыла, устанавливая различие между «традиционалистами» и «фундаменталистами» как более радикально мыслящей части православного сообщества. Поэтому в определении православных традиционалистов мы будем следовать классификации и терминологии, предложенной Папковой.

Таким образом, традиционализм — это православная идеология, имеющая сильный политический компонент. Среди характерных идей и взглядов наибо-

2 URL: https://tvrain.ru/teleshow/reportazh/duhovnik_film-450311/ (дата обращения: 20.03.2018).

лее значимы следующие: идея симфонии властей, явная «антисектантская» риторика, антизападничество [Papkova, 2011: 52]. По мнению традиционалистов, государство и церковь должны сотрудничать в общем проекте по возрождению духовности населения России. При этом предпочтительным политическим строем считается монархия или авторитаризм. Для идеологии традиционалистской группы характерно открытое антизападничество, основанный на убеждении, что Запад в целом является причиной проблем в России. При этом традиционалистское православие представляет собой скорее аморфное, нежели организованное движение [Papkova, 2011: 48].

Соответственно, под православными традиционалистскими медиа мы подразумеваем медиа, издаваемые представителями данной группы и отражающие в той или иной мере перечисленные выше идеологические установки.

Влияние медиа на религиозные сообщества рассмотрено в теории медиатизации, предложенной датским исследователем коммуникации С. Хьявардом [Hjarvard, 2013]. Поэтому эта теория была выбрана нами в качестве методологического основания настоящего исследования, а существующая в научных кругах полемика вокруг теории медиатизации определила постановку проблемы данной статьи. Далее мы рассмотрим основные результаты этой полемики и то, как методологический аппарат теории медиатизации был операционализирован в нашем эмпирическом исследовании.

Согласно Хьяварду, медиатизация—это процесс, характеризующийся принятием логики медиа современными социальными институтами, в том числе религиозными. Логика медиа или их modus operandi опосредована технологическими возможностями (печатные, электронные или цифровые ресурсы), жанровой спецификой текста и коммерциализацией, которая приводит к стандартизации медиатекстов.

Согласно Хьярварду, медиа изменяют общественные представления о религии [Hjarvard, 2013: 11], привносят изменения в деятельность религиозных организаций и общин. Хьявард настаивает, что современные медиа — это продукт капитализма и процесса модернизации, и они, транслируя секулярные ценности, вытесняют религии из публичной сферы.

Один из критических аргументов в адрес теории Хьяварда состоит в том, что религиозные акторы адаптируют медиа к своим нуждам и тем самым привносят изменения в способы их функционирования [Lovheim, 2011]. Функционирование медиа зависит от социокультурной среды и контекста [Silverstone, 2005: 189]. Особенности функционирования религиозных медиа связаны с тем, что религиозные сообщества не только адаптируются к логике медиа, но и адаптируют медиа к своим нуждам, вырабатывают собственные стратегии их использования. Соответственно, если Хьявард рассматривает влияние логики медиа на религию, то критические замечания указывают на то, что этот процесс является двунаправленным. Мы же, учитывая критику, исследуем адаптацию светской логики медиа к религиозному контексту.

Методологические соображения Хьяварда в отношении анализа медийной логики признаны как сторонниками, так и критиками его теории.

Следуя за Дж. Мейровицем в понимании логики медиа, Хьявард использует три метафоры: медиа как каналы или проводники (conduits), языки (languages)

и среды (environments) 3. Каждая метафора отражает особую оптику анализа медиа и задает соответствующую стратегию анализа. Исследовательская стратегия, соответствующая пониманию медиа как каналов передачи символов и сообщений, в наибольшей степени соответствует масштабу и цели нашего исследования, так как предполагает анализ контента и тех параметров медиа, которые непосредственно связаны с передачей информации [Hjarvard, 2013]. Хьявард, перечисляя параметры для анализа: типы медийных сообщений и используемые жанры, набор тем,—оставляет этот список открытым.

Следуя предложенной стратегии, мы ввели дополнительные параметры: структуры медиа и новостной ценности материалов (newsworthiness). Структура связана с организацией издания, удобством навигации для читателя. Новостная ценность материалов (newsworthiness) вместе с разнообразностью производимого контента — значимые принципы успешных медийных проектов. В этом аспекте важно, как конфессиональными журналистами интерпретируется принцип новостной ценности или актуальности светских массмедиа, сохраняет ли он свое значение и содержание. Для нас представляет отдельный интерес, насколько православные журналисты ориентированы на производство разнообразного контента, значимого для привлечения читателей.

Учитывая конфессиональный характер предмета анализа, мы также смотрели на принадлежность автора к клиру или мирянам. Эта информация важна для анализа структуры и жанров.

При исследовании медиа мы использовали метод анализа документов. В качестве единиц анализа мы выделили следующие: темы, рубрики, жанры, статус автора (наличие церковного сана).

Распределение материала по рубрикам позволило оценить общую структуру издания и проследить логику редакции. Жанр предполагает определенную форму подачи сообщения. Разнообразие используемых жанров свидетельствует о разнообразии контента издания.

Тема — основная единица анализа в нашем исследовании. Мы выделяли темы заголовков и анонсов материалов и заносили их в таблицу по каждому изданию. Далее мы объединили темы основных материалов в тематические блоки (к примеру, «церковь и государство», «православие и семья»). Таким образом мы получили тематический срез двух традиционалистских изданий и картографировали смыслы, посредством которых выстраивается медийное самоописание православия. Нас не интересовала частотность тех или иных тем, вместо этого мы стремились к качественному измерению значимости с учетом логики редакции.

Аналогичным способом мы проанализировали новостные рубрики, где темы присваивались каждому новостному сообщению. Так мы попытались выявить, что для православных журналистов представляет новостную ценность, является актуальным и достойным освещения в новостной рубрике.

3 При рассмотрении медиа как среды в фокусе внимания исследователя находится влияние медиасистем на интеракции и коммуникацию между людьми. Метафора медиа как языка означает изучение того, в каких форматах передается медиасообщение и как это отражается на отношениях между отправителем, медийным содержанием и получателем.

Дополнительно мы фиксировали статус авторов материалов в Русской православной церкви — наличие или отсутствие сана. Эта единица анализа была выделена на основании гипотезы о неравном доступе, «праве» священников и мирян на освещение тех или иных тем.

В настоящей статье представлены результаты прикладного исследования, проведенного авторами в августе — сентябре 2017 г. По результатам анализа составлено описание двух источников: «Православной газеты» («ПГ») — печатного издания Екатеринбургской епархии, и веб-портала «Православие.ру», созданного и поддерживаемого Сретенским монастырем.

Выборку исследования составили три номера «Православной газеты» за 2016 г.: март № 11 (860), май № 17 (866), июль № 25 (874),—и статьи с сайта «Православие. ру», опубликованные в периоды: с 13 по 20 марта, со 2 по 8 мая, с 1 по 8 июля 2016 г. В этих временных рамках наполнение медиа должно значительно различаться: мы проанализировали материалы, публикующиеся в первую неделю Великого поста, Светлую пасхальную седмицу, когда духовная жизнь православного сообщества отличается особой интенсивностью. По контрасту летнее время — это время отпусков, в силу чего превалируют обсуждения менее серьезных тем.

Перейдем к описанию и анализу попавших в выборку православных традиционалистских медиа.

«Православная газета» выпускается еженедельно с 1994 г. Объем — 32 полосы, тираж — 20 тысяч экземпляров (в анализируемый 2016 г.— 30 тысяч). «ПГ» распространяется через церковные приходы и по подписке. Число постоянных подписчиков — около 10 тысяч человек, проживающих во всех регионах России.

«ПГ» имеет статус официального издания Екатеринбургской епархии Русской православной церкви и печатается в ее типографии. Подготовкой каждого выпуска занимается епархиальный информационно-издательский отдел. Газета носит миссионерско-просветительский характер. Деятельность издания институционально отмечена наградой в апреле 2004 г. (медалью Святителя Иннокентия Московского). Исходя из этого, анализ газеты позволяет выявить не только позицию непосредственно редакции, но и сделать выводы относительно официальной позиции епархии.

Газета выходит как в печатном, так и в цифровом формате. Сайт «ПГ» (http:// orthodox-newspaper.ru/) функционирует с 1999 г., он предоставляет доступ к полному архиву номеров газеты. Структура издания такова: отдельные разделы посвящены новостям и фоторепортажам, истории и общей информации об издании. В апреле 2016 г. было запущено приложение для мобильных устройств, содержащее все выпуски «ПГ» с 2003 г. в формате PDF. На сайте и в приложении «ПГ» представлена в том же формате, что и в печатном виде, меняется только информационный носитель. Учитывая недавнее сокращение тиража газеты и появление мобильного приложения, можно говорить о стремлении издателей оптимизировать издательские расходы через переход к форме цифровых медиа.

Отметим, что Екатеринбургская епархия весьма активна в медийной сфере, и «ПГ» — это только одно из направлений ее деятельности. Среди других—телеканал «Союз», радио «Воскресение», журнал «Православный вестник». Все эти издания также имеют свои сайты.

Рисунок 1. Скриншот сайта «Православной газеты» (№ 11, 2016 г.)

Большая часть статей газеты дублирует материалы телеканала «Союз» и радио «Воскресение». Здесь печатаются расшифровки передач, этим обусловлены преобладающие жанры — интервью с экспертами и нравоучительные беседы со священниками. Как следствие, газету отличает характерный для разговорной речи язык. Из всего спектра программ телеканала «Союз» редакция выборочно публикует отдельные материалы.

«ПГ» как официальное издание Екатеринбургской епархии — это региональный ресурс, однако мы полагаем, что редакция газеты стремится к обретению федерального статуса. Об этом свидетельствует то, что большинство приглашаемых к микрофону для интервью и бесед в эфире — это московские священники. Кроме того, отдельные новостные рубрики отданы Московской и Санкт-Петербургской митрополиям. Обобщенная новостная рубрика освещает события других митрополий и епархий. Наконец, подписчики газеты проживают во всех регионах России. Таким образом, «ПГ», с одной стороны, фокусируется на федерально значимых темах и фигурах, с другой стороны, стремится учитывать интересы региональной аудитории.

Структура «ПГ» отражает социальные практики, действующие в Русской православной церкви, с ее внутренней структурой, распределением авторитета между представителями и т. д. Большое значение имеет принцип иерархии — в газете это прослеживается в способе организации материала. Первые полосы отведены обращениям и проповедям Патриарха — рубрики «Первосвятитель» и «Служение Предстоятеля».

2 | ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ__.«мил.Ш l»2»»74)»n«w. тш»иМ|л«и ЦИцМЩп.-..__СЛУЖЕНИЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ | 3

Рисунок 2. Скриншот «Православной газеты»

Новостные рубрики отражают иерархию митрополий: «Москва. События», «Санкт-петербургская митрополия», «Екатеринбургская митрополия», «Россия. События», «Новости» (Архангельской, Иркутской, Читинской и других епархий). Подавляющее большинство авторов или приглашенных на интервью — священнослужители, главные источники авторитета; это, в свою очередь, отражается на гендерном соотношении авторов публикаций. Постоянные рубрики, которые ведут не священники, помещаются в конце номера. Таким образом, «ПГ» имеет достаточно четкую структуру, стабильно воспроизводимую от номера к номеру. При этом основным систематизирующим материал принципом выступает принцип иерархии авторов сообщений.

В отношении разнообразия контента «ПГ» отметим следующее. Большинство рубрик посвящены духовно-интеллектуальной тематике—догматическому богословию, Священному Писанию, церковным Таинствам и т. д. Также представлены

рубрики, касающиеся истории православия, паломничества и «сакральной географии», отдельная рубрика содержит обзоры новинок православной литературы.

Ряд разделов посвящен интервью со священниками или видными православными общественными и культурными деятелями об их жизненном опыте и убеждениях. Таким образом, акцент ставится на транслировании модели жизни православного человека в современном мире. Передаче «Беседы с батюшкой» отведено по несколько рубрик в каждом номере. В них в форме ответов на вопросы зрителей и наставлений, интервью и бесед со священниками обсуждаются вопросы духовной жизни, истории и жизни церкви, события церковного календаря, связанные с ними традиции и проч. Эти рубрики демонстрируют, как медиа адаптируются к православному контексту. Классические жанры печатной прессы интервью и беседа приобретают черты церковной проповеди.

Анализ материалов газеты с учетом их авторства обнаруживает определенную иерархию тем и транслируемых смыслов. Можно сказать, что между авторами-священниками и мирянами распределяются «тематические зоны ответственности». Так, например, священники обладают исключительной прерогативой на трансляцию религиозных метасмыслов, связанных с верой, духовностью, догматическими положениями православия и пр. В данных материалах мы выделили следующие блоки тем: «Духовная жизнь и духовные наставления», «Священное Писание и богословие», «Таинства Церкви», «Церковные традиции и праздники». Их объединяют вопросы правильного исполнения духовных практик и их смысла, принципы христианской жизни и христианские качества, проблемы греха и борьбы со страстями. Обозначенная тематика составляет своеобразное непрерывное сообщение о духовности. Однако встречаются темы, выбивающиеся из однородного дискурса «ПГ», которые реконтек-стуализируются через придание им православных коннотаций. Приведем несколько примеров: исключение России из глобальных процессов понимается как милость Божия; планирование семьи полагается невозможным, поскольку все происходит по воле Бога; алкоголизм приводится в качестве иллюстрации развития страстей.

Общее тематическое поле для священников и мирян — это литература и медиа, биографические истории, почитание святых и святынь. Тематическую сферу авторов-мирян составляют проективные сообщения-советы, относящиеся к частной сфере, семье. В этой области мы выделили следующие блоки: «Сакральная география», «Православное образование», «Русская ментальность», «Семья и воспитание детей», «Здоровье».

Таким образом, «ПГ» работает с минимумом жанров. Жанровая монотонность связана со спецификой тематики. Обсуждаемые темы преимущественно концентрируются вокруг вопросов духовности и духовных практик. Кроме того, тематика и жанровые особенности «ПГ» в значительной степени определены практикой РПЦ как института.

Для понимания того, как трактуется аспект актуальности редакторами «ПГ», следует рассмотреть новостную рубрику. Главная тематика номера определяется событием православного календаря. Сводной новостной рубрике может предшествовать фоторепортаж, посвященный отдельному событию, как правило, праздникам. Можно встретить сообщения об уже прошедших мероприятиях культурно-просветительского характера — концертах, фестивалях, праздниках, выставках

и ярмарках. Кроме того, есть объявления о дискуссиях, презентациях, конференциях, семинарах и т. д. Отдельно следует выделить информацию, посвященную благотворительным акциям и социальному служению церкви. Тематика новостей касается внутрицерковной жизни, православия в международном контексте, отношений церкви и государства, светских организаций. Заметную часть составляют сообщения о православном образовании, духовно-культурном просвещении и военно-патриотическом воспитании. В описании участников мероприятий акцент ставится на роли представителей священства, во вторую очередь—участников от администрации, руководства и т. д. В новостях Екатеринбургской митрополии часто фигурируют представители Вооруженных сил РФ и правоохранительных учреждений.

Таким образом, к новостям относятся события из жизни церкви, светские новости упоминаются крайне редко. Способ подачи новостных сообщений в «ПГ» не отличается от светского. В целом православные журналисты стремятся соблюдать классическую структуру, отмечая ключевые моменты явления или события (что, кто, где, когда и т. д.), однако понимание актуального в контексте православных медиа меняется. В отличие от светских СМИ, ориентированных на сенсационность и уникальность контента, «ПГ» концентрируется на циклично повторяемых внутри-церковных событиях и связанных с ними темах. Избирательная трансляция событий конструирует особый хронотоп, подчиненный времени церковного календаря.

«Православие.ру» — сайт московского Сретенского монастыря (http://www. pravoslavie.ru/) один из самых посещаемых православных интернет-ресурсов.

Рисунок 3. Скриншот сайта «Православие.ру»

На сайте в основном публикуются катехизические и культурологические статьи, а также материалы «умеренно консервативного характера; большое внимание уделяется идеям патриотизма и традиционных ценностей» 4. Редакция портала уделяет много внимания связям с другими православными церквами, прежде всего Сербской. Действуют сербская и англоязычная версии сайта.

Традиционалистская редакционная политика сайта связана с тем, что главный редактор «Православие.ру» — епископ Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря и выразитель традиционалистской идеологии [Раркоуа, 2011]. На сайте часто появляются материалы, выражающие традиционалистские взгляды, например, статьи православных активисток Татьяны Шишовой и Ирины Медведевой, известных борцов с компьютерными играми, западными мультфильмами, юве-нальной юстицией. На сайте периодически публикуют материалы таких видных идеологов консерватизма, как Наталья Нарочницкая, Егор Холмагоров, Елена Малер-Матьязова, Владимир Мединский.

Материалы для сайта пишут как священники, так и миряне, однако в число наиболее значимых авторов, по версии сайта, включены только священнослужители и архиереи: прт. Андрей (Ткачев), архнд. Андрей (Кононас), игумен Нектарий (Морозов), о. Валерий (Духанин), о. Леонид (Кудрячов), о. Дмитрий (Шишкин) и др. (итого 11 авторов). Приоритет, отданный священнослужителям, отражает существующую в церкви ситуацию, когда священнослужители имеют больший духовный и житейский авторитет по сравнению с мирянами. В отличие от газеты «ПГ», на сайте большое количество материалов написано мирянами. Приоритет в освещении духовных тем остается за духовенством, но и миряне делятся собственным духовным опытом с читателями. Тем самым ослабляется принцип вертикальной иерархии в коммуникации, когда правом говорить на большую аудиторию обладает только священник.

По данным статистики mail.ru, средняя посещаемость сайта около 90000 уникальных посетителей в день 5, это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, интересом читателей к личности наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). Во-вторых, популярностью интерактивной рубрики «Вопросы священнику», на которые отвечают насельники Сретенского монастыря, и православного календаря, размещенного на сайте. Календарь существует также в виде встраиваемого модуля для любых сайтов 6. Активное продвижение портала в интернете привело к тому, что в 2012 г. «Православие.ру» выпустил в АррБ1:оге первый молитвослов для iPhone и iPad; портал имеет страницы во всех социальных сетях.

На главной странице сайта размещены основные публикации о духовной жизни и жизни церкви. Они обновляются раз в несколько дней в соответствии с событиями церковной жизни и православными праздниками. Внизу страницы размещен

4 Лученко К. Что такое православные СМИ? [Электронный ресурс] // Pravmir.ru — Православие и мир. 14 июня 2012 г. URL: http://www.pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavnye-smi/ (дата обращения: 19.12.2017).

5 Динамика визитов I Православие^ [Электронный ресурс]. URL: https://top.mail.ru/visits?id=41259&days=30 (дата обращения: 19.12.2017).

6 Инструкция по использованию скрипта календаря calendar.php [Электронный ресурс]// Православный календарь. URL: http://days.pravoslavie.ru/script/calendar.htm (дата обращения: 19.12.2017).

список наиболее читаемых публикаций. Данный ресурс много внимания уделяет знакомству читателей с основами православия. Этой же цели служит ссылка на православный календарь вверху страницы. Следуя логике интерактивных жанров, «Православие.ру» предлагает «цитаты из святых отцов». Создана отдельная рубрика «Актуальный вопрос», где на вопросы посетителей отвечает священник.

На главной странице расположены гиперссылки на следующие разделы: «Рубрики портала», «Встреча с православием», «Интернет-журнал», «Вопросы священнику», «Новости», «Медиа».

Q Введите слово или имя автора НЗЙТИ J)

Рисунок 4. Скриншот основного меню сайта «Православие.ру»

Несмотря на это деление, навигация по сайту — непростое дело, поскольку названия рубрик не всегда помогают найти материал по интересующей теме. Например, заходя в раздел «Медиа» — «Цитаты», читатель обнаруживает довольно пространный фрагмент (2500 слов) из трудов архимандрита Фаддея Витовницкого 7. Самый простой способ работы с сайтом — просмотр материалов на главной странице.

Портал «Православие.ру» активно использует технологические возможности новых медиа. На сайте размещаются фоторепортажи8, видеозаписи богослужений, интервью, конференций и других мероприятий, ведется прямая трансляция богослужений из Сретенского монастыря во время больших церковных праздников 9. Сайт размещает информацию о различных услугах: расписание богослужений Сретенского монастыря, ассортимент книжного магазина издательства этого монастыря, ссылку на его книжный интернет-магазин. Таким образом, на портале помимо традиционных жанров печатной журналистики (очерки, интервью, новости) активно используются жанры онлайн-журналистики: онлайн-репортаж, мультимедийный контент, журналистский блог (колонка главного редактора), комментарии читателей 10.

Используя интернет-технологии, журналисты осваивают новые жанры, например, жанр медиаблога, характерный для интернет-изданий. В разделе «Интернет-

7 Архимандрит Фаддей Витовницкий. Почему мы страдаем? [Электронный ресурс] // Православие.^. 14 апреля 2017. URL: http://pravoslavle.ru/102706.html (дата обращения: 19.12.2017).

8 Алексеева Я. «Аще забуду тебе, Иерусалиме...» (Пс. 136: 5) [Электронный ресурс] // Православие^. 21 октября 2017. URL: http://pravoslavle.ru/107405.html (дата обращения: 19.12.2017).

9 Богослужение [Электронный ресурс] // Православие^. URL: http://www.pravoslavle.ru/4724/ (дата обращения: 19.12.2017).

10 Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). «Матильда»: точка обратного отсчета [Электронный ресурс] // Православие^. URL: http://pravoslavle.ru/106591.html (дата обращения: 19.12.2017).

журнал», посвященном обсуждению значимых социально-политических вопросов с точки зрения православия, находится колонка главного редактора епископа Тихона (Шевкунова). Здесь публикуются очерки автора на тему истории, общества, культуры, семьи 11.

Рисунок 5. Скриншот «популярные статьи» сайта «Православие.ру»

В «Мониторинге СМИ» выкладываются статьи о православии и РПЦ, опубликованные на других порталах. Новости представлены в следующих подрубриках: «Мониторинг СМИ», «Жизнь Церкви» (официальные события из жизни церкви, визиты патриарха и президента), «Православие в мире», «Храмы», «Монастыри», «Святыни» (описание жизни православных общин по всему миру), «Семья» (новости, связанные с семьей, семейными ценностями), «Общество» (освещение общественно значимых проблем), «Культура» (культурные мероприятия, связанные с православием). Как и в «ПГ», происходит адаптация новостного жанра: следуя

11 Колонка главного редактора [Электронный ресурс] // Православие^. URL: http://www.pravoslavie.ru/56/ (дата обращения: 19.12.2017).

принципам актуальности и разнообразия контента, новости сосредоточены вокруг жизни церкви.

Характерно, что в разделах «Интернет-журнал» и «Новости» названия некоторых подрубрик дублируется: «Семья», «Культура», «Общество»,—однако их содержание различается. Например, читатель, интересующийся темой семьи, будет вынужден просматривать обе рубрики в поиске нужных материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темы, затрагиваемые на «Православие.ру», отличаются разнообразием. Здесь описываются содержание православной традиции и жизнь церкви, освещаются общественно-политические вопросы, православие в международном контексте, обсуждаются семейные проблемы. Сайт также информирует читателей о новинках в сфере православной литературы. Центральное место отводится описанию и обсуждению православной традиции. Последнее происходит в рамках следующих категорий: «Духовные советы», «Жизнеописание святых, мучеников и почитание святынь», «Выступления патриарха», «Жизненные истории», «Интервью со священнослужителями», «Описание жизни церкви».

Ресурс «Православие.ру» отличает внимание к общественно-политическим вопросам. На сайте обсуждаются отношения России и Запада, антитеррористическая политика, коррупция, роль православия в консолидации российского народа. Уклон сайта в общественно-политическую проблематику является частью консервативной церковной политики, которой придерживается епископ Тихон (Шевкунов). В консервативном дискурсе критика секуляризма и западных ценностей соседствует с патриотическими настроениями. По мнению авторов, духовное возрождение, десекуляризация общества—залог будущего процветания России [Гришаева, Шумкова, 2017].

Отдельный интерес представляет тема «православной интернетфобии». На сайте можно обнаружить обсуждение «духовного вреда», который несет виртуальная реальность, и советы о правильном с точки зрения православия поведении в интернете. Парадоксально, что тема интернетфобии обсуждается на интернет-портале. Мы предполагаем, что с точки зрения редакции ресурс представляет собой зону альтернативного, духовно безопасного интернета, не отвлекающего внимание, а способствующего духовному сосредоточению.

Обсуждение результатов. Проведенный анализ показал, что традиционалистские медиа имеют специфическую структуру и особым образом интерпретируют некоторые жанры.

Структура портала «Православие.ру» и «Православной газеты» основана на разбиении материалов по тематическим рубрикам, но при этом имеет свои особенности. Стремясь описать логику рубрикации, мы столкнулись с тем, что редакции следуют не всегда очевидной логике размещения материалов, зачастую одни и те же темы освещаются в разных рубриках. Структура сайта «Православие.ру» визуально четко обозначена, но это не облегчает навигацию и даже запутывает читателя. Все наиболее интересные материалы размещены на главной странице, а рубрикация — скорее стильное, но нефункциональное дополнение. Редакция «ПГ» руководствуется иерархическим принципом структурной организации материала, в большей мере ориентируясь на авторов сообщения, нежели на тематику (первоочередность обращений Патриарха, рубрики экспертов-мирян помещаются в конце; иерархия митрополий в новостях и проч.).

Устоявшиеся медийные жанры по-разному осваиваются интернет- и печатным изданиями. В «ПГ» жанровое разнообразие практически не наблюдается. Преобладающая форма подачи материала — ответы на вопросы зрителей, интервью и беседы со священниками. На ресурсе «Православие.ру» наряду с жанрами печатной журналистики широко представлены жанры интернет-журналистики. Для обоих изданий характерна тенденция гибридизации жанров: например, в «ПГ» жанр проповеди адаптируется к жанру интервью, очерка, а на сайте «Православие. ру» очерк о духовной жизни часто попадает в рубрику новостей. Это объясняется тем, что конфессиональные издания ориентированы преимущество на разговор о духовном, в этой перспективе незначительное разнообразие тем приводит к гибридизации жанров.

Традиционалистские массмедиа, адаптируя принцип актуальности к церковному дискурсу, по-своему интерпретируют новостной жанр. Светское, мирское рассматривается как несущественное, вытесняется за рамки рассмотрения. В «ПГ» происходит сужение горизонта: весь мир — это мир церкви. Светское представление об актуальности как постоянной смене событий заменяется цикличностью церковной жизни: наиболее значимые события связаны с религиозными праздниками. Так выстраивается особый православный хронотоп.

«ПГ» и «Православие.ру» следуют принципу иерархичности, характерному для православия d офлайнt: иерархизация прослеживается в организации материалов, новостей, в ранжировании авторов сообщений (священник\мирянин) и транслируемых ими темах и смыслах (духовное\светское). Религиозными экспертами — источниками авторитетного мнения, как и в реальной практике, выступают священники. В их сфере ведения метасмыслы, связанные с духовностью и церковными традициями. Авторы-миряне производят сообщения, сконцентрированные вокруг жизненного мира, частной сферы. В случае «ПГ» читатель видит в газете тех же людей, что и в храме — священство. Происходит проекция структуры религиозного института на медиадискурс, однако онлайн-среда вводит инновацию в систему церковных коммуникативных практик: на портале «Православие.ру» наряду со священством право голоса получают миряне. В отличие от офлайн-церкви, они становятся заметнее и начинают обретать авторитет.

Несмотря на то что православные традиционалисты предостерегают читателя от использования интернета, подчеркнуто настороженно относятся к достижениям секулярной современности, они активно осваивают современные медийные технологии. Играя на том поле, на котором доминируют светские медиа и светские смыслы, православные ресурсы стремятся составить им конкуренцию. Мы объясняем противоречие между «боязнью медиа» («digital anxiety» [Suslov, 2016]) и активным освоением медийной сферы стремлением создать альтернативное медиапространство, которое стало бы источником значимых смыслов для православной аудитории. У верующих появляется выбор — использовать свободное время на просмотр светских медийных сообщений либо выбрать «духовно полезные» религиозные медиа.

Более того, православное сообщество формирует собственную медиасферу. Например, Екатеринбургская митрополия проявляет высокую медийную активность, выпуская журнал и газету, ведя теле- и радиовещание, освещая всю свою

деятельность в интернете. При этом можно наблюдать информационный изоляционизм: ссылки на сайте, объявления и реклама в газете ограничиваются ресурсами митрополий. Заимствуются жанры объявлений и рекламы, которые имеют смысл в конкурентной среде, рассмотренные массмедиа используют их для саморекламы.

Список литературы (References)

Гришаева Е. И., Шумкова В. А. Консервативная модель православной идентичности: на материале анализа конфессиональных массмедиа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 1. С. 193—204.

Grishaeva E. I., Shumkova V. A. (2017) Conservative model of Orthodox identity: on the material of analysis of confessional mass media. Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 1. P. 193—204. (In Russ.)

Доброхотова М. А. ^ецифика православной медиасферы в России в 1990—2000-е годы на примере печатных периодических изданий // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2014. Вып. 2 (25). С. 134—142. Dobrokhotova М. А. (2014) The specifics of orthodox mediasphere in Russia in the 1990—2000s on the example of printed periodicals. Perm University Herald. History. 2(25). P. 134—142. (In Russ.)

Фурман Д., Каариайнен К., Карпов В. Религиозность в России в 90-е гг. XX—начале XXI в. // Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие : Религия в постсоветской России / под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Фурмана. М.-СПб. : Летний сад, 2007. С. 6—87.

Furman D., Kaariainen K., Karpov V. (2007) Religiousness in Russia in the 90-ies. XX—early XXI century. In: New churches, old believers—old churches, new believers: Religion in post-Soviet Russia / Ed. by prof. K. Kaariainen and prof. D. Furman. M.-SPb .: Summer Garden. P. 6—87. (In Russ.)

Штеле А. В поисках нового языка: медийная стратегия патриарха Кирилла // Московский центр Карнеги. 16 мая 2017 г. URL: http://carnegie.ru/2017/05/16/ ru-pub-69951 (дата обращения: 20.12.2017).

Shtele A. (2017) In search of a new language: the media strategy of Patriarch Cyril. The Moscow Carnegie Center. May 16, 2017. URL: http://carnegie.ru/2017/05/16/ ru-pub-69951 (accessed: December 20, 2017). (In Russ.)

Hansen A., Machin D. (2013) Media and Communication Research Methods. NY: Palgrave Macmillan.

Hjarvard S. (2013) The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge.

Hosseini S. H. (2008) Religion and Media, Religious Media, or Media Religion: Theoretical Studies. Journal of Media and Religion. Vol. 7. No. 1—2. P. https://doi. org/10.1080/15348420701838350.

Khroul V. (2014) Media and Religion Studies: Challenges of New Millenium. In: World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. Moscow. Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University. P. 193—209.

Knox Z. (2005) Russian Society and the Orthodox Church: Religion in Russia After Communism. London and New York: Routledge Curzon.

Lovheim M. (2011) Mediatisation of religion: A critical appraisal. Culture and Religion. Vol. 12, No. 2. P. 153—166. https://doi.org/10.1080/14755610.2011.579738.

Mitrokhin N., Nuritova A. Kishkovsky S. (2009) The Russian Orthodox Church in Contemporary Russia: Structural Problems and Contradictory Relations with the Government, 2000—2008. Social Research. Vol. 76. No. 1. P. 289—320.

Papkova I. (2011) The Orthodox Church and Russian Politics. New York: Oxford University Press.

Schroeder R. L., Karpov V. (2013) The Crimes and Punishments of the 'Enemies of the Church' and the Nature of Russia's Desecularising Regime. Religion, State and Society. Vol. 41. No. 3. P. 284—311. https://doi.org/10.1080/09637494.2013.837705.

Silverstone R. (2005) The sociology of mediation and communication. In: Sage Handbook of Sociology. Thousand Oaks, CA: Sage, P. 188—207.

Suslov M. (2016) Digital Orthodoxy in the Post-Soviet World: The Russian Orthodox Church and Web 2.0. Stuttgart: Ibidem Verlag.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.