Сю Тинтин
Аспирант, Московский государственный институт культуры.
Православные традиции в русской классической музыке XIX века*
Аннотация. Православная церковная музыка - особая сфера русской национальной культуры. Она несет в себе эстетические, нравственные и религиозные ценности. Поэтому не случайно, что именно XIX век стал проводником духовных песнопений в образцы классической музыки той эпохи. Автор данной статьи рассматривает творчество самых выдающихся композиторов той эпохи - М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, H.A. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского - с одной стороны, с точки зрения ввода элементов православных церковных песнопений в симфонические и оперные произведения музыкального искусства, а с другой, как авторов церковной музыки.
Ключевые слова: православие, церковные песнопения, классическая музыка, Русская Православная Церковь.
Xu Tingting
Graduate student, Moscow State Institute (University) of Culture.
Orthodox traditions in Russian classical music of the 19th century
Abstract. Orthodox church music is a special sphere of the Russian national culture. It carries aesthetic, moral and religious values. No wonder that the 19th century became the conductor of spiritual chants in the samples of classical music of that era. The author of this article examines the work of the most outstanding composers of the 19th century - M. Glinka, M. Mussorgsky, N. Rimsky-Korsakov and P. Tchaikovsky - on the one hand, from the point of view of introducing elements of Orthodox church hymns into symphonic and opera works of the musical art, and on the other, as the authors of the church music.
Key words: Orthodox Christianity, church hymns, classical music, Russian Orthodox Church.
Русская классическая музыка XIX - не только явление самобытное, но и глубоко национальное. Именно в этот период происходит единение русских композиторов с исторически обусловленными корнями русского народа. С одной стороны, музыкальные произ-
ведения того времени наполняются народными мотивами, отражающими быт и мышление восточных славян в дохристианскую эпоху. Но в то же время в творчество многих композиторов того времени начинает проникать тяга к соборным идеалам православия, от-
* © Сю Тинтин, 2023.
Православные традиции в русской классической музыке XIX века
крывшего миру «неведомую ранее полноту и красоту православных смыслов и ценностей», в связи с чем «заимствованные у Запада светские жанры и формы» [3, с. 32], проникшие в Россию в XVIII веке, начали блекнуть под наплывом нахлынувшего чувства своей причастности к 800-летнему духовному наследию России.
В творчестве русских композиторов XIX века обозначились два направления. Одна тенденция связана с созданием произведений, написанных для богослужений Русской Православной Церкви или, по крайней мере, предназначенных для звучания в стенах храма, что на деле не всегда реализовывалось на практике. Другая тенденция связана с авторским переосмыслением православной духовности, исходящей из текстов Священного Писания и православной обрядовости. В таких образцах музыкального творчества церковная музыка носит фрагментарный характер и отражает тему произведения, его исторический и культурный фон, эпоху, представленную композитором.
Первым русским композитором, который одним из первых сумел передать в звуках православные ценности и раскрыть ключевые идеи русского народа, основанные на православии, был М.И. Глинка. Расцвет его творчества, «озаренного светом духовных традиций русской культуры» и определившего пути развития русской музыкальной классики на протяжении всего XIX столетия» [Р4, с. 150], ознаменован двумя вершинами - операми «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В опере «Жизнь за царя» впервые в истории русской классической музыки была воплощена идея непреклонного мужества, благородства простого человека из народа. Главный герой оперы, иван
Сусанин, идет на гибель, преисполненный веры в то, что спасение законного наследника престола - «помазанника Божия» - положит конец «смутному времени» и возродит Русь как независимое государство. Наверное поэтому образ сусанина так напоминает образ православного старца, монаха какого-нибудь древнего монастыря. Речь этого крестьянина, передающая всевозможные настроения - от скорби до надежды - во всем разнообразии эмоциональных оттенков напоминает молитву. Особенно ярко проявляется молитвенный мелос в арии «Чуют правду».
М.И. Глинка не только задействовал православные музыкальные традиции в своем творчестве, но и писал произведения для церкви. Будучи приглашен дирижером в Придворную певческую капеллу, он создал такие шедевры, как «Херувимская песнь», «Да исправится молитва моя», «Ектения», «Литургия».
соборные устои православия отражены и в творчестве М.П. Мусоргского, который не смог пройти мимо православной храмовой музыки, а именно - знаменного распева, суровый образ которого олицетворяет высокую духовность, мужество, благородство [4, с. 246]. Пример тому - хор раскольников из музыкальной драмы «Хованщина». В.В. Горячих цитирует строки письма М.П. Мусоргского В.В. Стасову: «Хор раскольников, когда они выходят к гробам, готовясь к самосожжению (не все вдруг, а партиями, конечно, выходят), построен на колоратурной теме "ишсопо" клиросного старинного напева» [1, с. 120].
Следует отметить, что известное сходство со знаменным распевом можно обнаружить и у других композиторов XIX века. Древнерусская знамен-
ная интонация получила обобщение в оперном творчестве H.A. Римского-Корсакова. Например, в опере «Псковитянка» музыкальный язык арий Ивана Грозного интонационно близок архаичным знаменным распевам. Тему Иоанна Грозного он выводил из пения монахов в Тихвинском Богородицком монастыре.
Православные мотивы звучали в творчестве н.А. Римского-Корсакова еще на раннем этапе его творчества, когда он создавал инструментальные сочинения. Так, в финале струнного квартета на русские темы, который назывался «В монастыре», композитор использовал тему церковного молебна. Впоследствии эта тема в преобразованном виде была использована в опере «Садко», в сцене появления Старчища (Николая Угодника), прерывающего пир у Морского царя.
В 80-е годы XIX века H.A. Римский-Корсаков, как и многие его коллеги по творческому цеху, обратился к созданию церковных песнопений. Находясь на службе в Придворной певческой капелле, композитор создал восемнадцать собственных сочинений для православного церковного хора: «Верую», «Милость мира», «Тебе поем» и др. В.П. Лозинская считает, что православные песнопения H.A. Римского-Корсакова отличаются спокойным, молитвенным состоянием души [2, с. 121].
Говоря о православных традициях в музыкальном творчестве великих композиторов XIX века, невозможно обойти стороной гений П.И. Чайковского.
Православные песнопения очень сильно повлияли на стилистику симфонических произведений композитора. К примеру, в Шестой симфонии композитора звучащие тромбоны, создающие образ смерти, в какой-то мо-
мент, чтобы передать отчаяние человека, внезапно пораженного ужасным предчувствием, развивают тему из песнопения православной панихиды «Со святыми упокой». Звуковой план здесь как бы раздваивается: .холодному и жестокому в своей бесстрастности звучанию медных противостоят горестные вздохи и стоны струнных [5, с. 128].
Чайковский, как и многие другие композиторы, пытался работать в жанре церковной музыки. однако, его не устраивала работа над отдельными песнопениями. Композитор поставил перед собой задачу - создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие Литургию - главное православное богослужение.
Следует отметить, что Пётр Ильич не являлся истовым христианином, который не пропускает ни одной службы в церкви. однако ему как истинно русскому человеку было небезразлично состояние церковной музыки в России, которую он любил всем сердцем. Взяться за столь сложный труд его подтолкнуло желание привести современное ему авторское церковно-певческое творчество в соответствие с древними традициями русской церковно-певче-ской культуры.
Весной 1878 года П.И. Чайковский стал работать над созданием «Литургии Иоанна Златоуста», и уже к середине лета работа была закончена. однако, цензуру «Литургия» не прошла. Кроме того, целый ряд духовных лиц выступил в печати против этого «вольного» произведения, в котором композитор воспроизвел лишь внешнюю сторону богослужения, не затронув его внутреннего содержания. По сути дела, «Литургия» Чайковского наполнена личными настроениями автора, в ней
легко угадывается его индивидуальный стиль, но, как считали его современники, это произведение не может исполняться в церкви.
Тем не менее в настоящее время «Литургии Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского, написанная для четырёхголосного смешанного хора a cappella, признана истинным шедевром, открывающим совершенно новую грань композиторского гения. Возвышенная красота, ясность великолепной хоровой фактуры, удивительная логика и стройность многочастной композиции - главные достоинства этого произведения, созданного словно «на одном дыхании» [2, с. 108].
Музыку к другой большой церковной службе - «Всенощному бдению» -Чайковский написал в 1881 г., когда его отношение к религии стало иным, и он всем сердцем принял христианское вероучение. В основу «Всенощной» положены древнерусские распевы, которые композитор хотел сохранить в неприкосновенности, чтобы, как он говорил, «отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма». Эта задача была не из легких, так как древнерусские песнопения имеют мало общего с романтическим музыкальным языком XIX в. В ряде обработок «Всенощной» Чайковский строго ограничил собственную творческую фантазию, сохранив древний источник в первозданной чистоте. Все песнопения «Всенощного бдения» - это переложения одного из традиционных распевов: киевского, греческого, знаменного. Внимание композитора было приковано именно к знаменному распеву. Поэтому в процессе работы Пётр Ильич часто посещал Киево-Печер-скую Лавру, где с большим удовольствием слушал пение монахов.
Однако, полет мысли композито-
ра и здесь дает о себе знать. иногда Чайковский отступает от подлинника (пример тому - тропарь «Богородице Дево, радуйся») и подвергает одноголосный распев достаточно свободному творческому переосмыслению.
несмотря на то, что песнопения «Всенощного бдения» больше были приближены к канону, это произведение тоже в церковных кругах не признавали. «Всенощную», созданную П.И. Чайковским для исполнения в качестве церковной службы запретили, в связи с чем композитор незадолго до своей смерти потерял интерес к церковной музыке.
но, несмотря на неоднозначную трактовку православных песенных мотивов и выражение при создании церковных песнопений творческого начала, П.И. Чайковский внес значительный вклад в сферу духовно-православного искусства.
Принципы конструирования художественной или музыкальной ткани произведения требуют внедрения в его структуру элементов национальной культуры. Поэтому в XIX веке, когда сильны были «народные» настроения, вылившиеся в поиск национальных корней, православные мотивы заполнили все ветви русского культурного наследия той эпохи. Русская классическая музыка не осталась в стороне, начав осваивать традиции церковного пения как элемента национальной культуры. Можно сказать, что церковные распевы подготовили почву для рождения русской классической музыки. Таким образом, попытка осмыслить вокальные и симфонические произведения великих русских композиторов XIX столетия невозможна без рассмотрения религиозных аспектов содержания их творчества, которое, несмотря на творческую ин-
терпретацию древних песнопений, продолжает впитывать православные идеи и образы.
References
[1] Goryachikh V.V. About the music of the schismatics in "Khovanshchina" by M.P. Mussorgsky // History and culture. 2007. № 6. Р. 119-138.
[2] Lozinskaya V.P. Russian sacred classical music: monograph. - Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2015. 236 p.
[3] Rapatskaya L.A. The Embodiment of Orthodox Values in the Russian Classical Musical Heritage and Their Educational Potential // Musical Art and Education. 2016. № 1. Р. 27-41.
[4] Rapatskaya L.A. History of Russian music: from Ancient Rus' to the Silver Age. - St. Petersburg: Publishing house "Lan"; Publishing house "PLANET OF MUSIC", 2015. 480 p.
[5] Rozanova Yu.A. History of Russian music. T.II. Second half of the 19th century. Book. 3. P.I. Chaikovsky. - M.: Muzyka, 1981. 310 p.
Список литературы
[1] Горячих В.В. О музыке раскольников в «Хованщине» М.П. Мусоргского // История и культура. 2007. № 6. С. 119-138.
[2] Лозинская В.П. Русская духовная классическая музыка: монография. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. 236 с.
[3] Рапацкая Л.А. Воплощение православных цен-
ностей в русском классическом музыкальном наследии и их воспитательный потенциал // Музыкальное искусство и образование. 2016. № 1. С. 27-41.
[4] Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века. -СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. 480 с.
[5] Розанова Ю.А. История русской музыки. T.II.
Вторая половина XIX века. Кн. 3. П.И. Чайковский. - М.: Музыка, 1981. 310 с.