Научная статья на тему 'Православные священники и монахи гагаузского происхождения в странах Юго-Восточной Европы в XVII–XX веках'

Православные священники и монахи гагаузского происхождения в странах Юго-Восточной Европы в XVII–XX веках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гагаузы / гагаузские священники / Гагаузия / Республика Молдова / православие / христианство / Gagauz / Gagauz priests / Gagauzia / Republic of Moldova / Orthodoxy / Christianity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булгар Степан Степанович

В данной статье представлен материал, связанный с ролью православных священников в истории гагаузов. Исследования жизни православных гагаузских священников и монахов показывают, что в настоящее время священники гагаузского происхождения живут на территориях разных государств: в Молдове, Болгарии, Румынии, Греции и др. Все это ставит непростую задачу в деле изучения данной темы. В течение многих лет автором статьи был собран материал, помогающий изучить роль православия в жизни народа и осветить биографии гагаузских священников и монахов. Для сбора материала автор неоднократно совершал научные поездки в Грецию, Болгарию, Румынию, Турцию, Северную Македонию, в гагаузские села и города. Изучение православной культуры гагаузов, проживающих в этих странах, раскрыло роль священнослужителей и региональные особенности их исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox priests and monks of Gagauz origin in the countries of South-Eastern Europe in the 17th–20th centuries

This article presents material related to the role of Orthodox priests in the history of the Gagauz. Studies of the life of Orthodox Gagauz priests and monks show that currently priests of Gagauz origin live in the territories of different states: in Moldova, Bulgaria, Romania, Greece, etc. All this poses a difficult task in studying this topic. Over the course of many years, the author of the article has collected material that helps to study the role of Orthodoxy in the life of the people and highlight the biographies of Gagauz priests and monks. To collect material, the author repeatedly made scientific trips to Greece, Bulgaria, Romania, Turkey, North Macedonia, Gagauz villages and cities. The study of the Orthodox culture of the Gagauz people living in these countries revealed the role of the clergy and the regional features of their historical development.

Текст научной работы на тему «Православные священники и монахи гагаузского происхождения в странах Юго-Восточной Европы в XVII–XX веках»

Булгар Степан Степанович

кандидат исторических наук, заведующий отделом истории и этнографии

E-mail: bulg2004@mail.ru

Научно-исследовательский центр Гагаузии им. М.В. Маруневич

Республика Молдова, АТО Гагаузия, г. Комрат, ул. Победы, 58

Православные священники и монахи гагаузского происхождения в странах Юго-Восточной Европы

в XVII-XX веках

В данной статье представлен материал, связанный с ролью православных священников в истории гагаузов. Исследования жизни православных гагаузских священников и монахов показывают, что в настоящее время священники гагаузского происхождения живут на территориях разных государств: в Молдове, Болгарии, Румынии, Греции и др. Все это ставит непростую задачу в деле изучения данной темы. В течение многих лет автором статьи был собран материал, помогающий изучить роль православия в жизни народа и осветить биографии гагаузских священников и монахов. Для сбора материала автор неоднократно совершал научные поездки в Грецию, Болгарию, Румынию, Турцию, Северную Македонию, в гагаузские села и города. Изучение православной культуры гагаузов, проживающих в этих странах, раскрыло роль священнослужителей и региональные особенности их исторического развития.

Ключевые слова: гагаузы, гагаузские священники, Гагаузия, Республика Молдова, православие, христианство.

Для цитирования: Булгар С.С. Православные священники и монахи гагаузского происхождения в странах Юго-Восточной Европы в XVII-XX веках // Теология: теория и практика. 2023. Т. 2. № 3. С. 143-153. DOI: 10.24412/2949-3951-2023-0340

Stepan S. Bulgar

Candidate of Historical Sciences, Head of the Department Research Center of Gagauzia M.V. Marunevich

of History and Ethnography Republic of Moldova, ATU Gagauzia, Komrat,

E-mail: bulg2004@mail.ru Pobedy st., 58

Orthodox priests and monks of Gagauz origin in the countries of South-Eastern Europe in the 17th-20th centuries

This article presents material related to the role of Orthodox priests in the history of the Gagauz. Studies of the life of Orthodox Gagauz priests and monks show that currently priests of Gagauz origin live in the territories of different states: in Moldova, Bulgaria, Romania, Greece, etc. All this poses a difficult task in studying this topic. Over the course of many years, the author of the article has collected material that helps to study the role of Orthodoxy in the life of the people and highlight the biographies of Gagauz priests and monks. To collect material, the author repeatedly made scientific trips to Greece, Bulgaria, Romania, Turkey, North Macedonia, Gagauz villages and cities. The study of the Orthodox culture of the Gagauz people living in these countries revealed the role of the clergy and the regional features of their historical development.

Keywords: Gagauz, Gagauz priests, Gagauzia, Republic of Moldova, Orthodoxy, Christianity.

For citation: Bulgar S. S. Orthodox priests and monks of Gagauz origin in the countries of South-Eastern Europe in the 17th-20th centuries. Theology: Theory and Practice, 2023, vol. 2, no. 3, pp. 143-153. DOI: 10.24412/2949-39512023-0340

В формировании гагаузской национальной идентичности важнейшую роль сыграли два элемента — православная вера и тюркский язык. В течение столетий происходило формирование гагаузского народа, который, несмотря на политические и экономические катаклизмы, выжил и сохранился до настоящего времени. И даже обрел национальную государственность в форме автономии в составе Республики Молдова. Гагаузский духовный и национальный лидер Михаил Чакир в начале XX в. сформулировал и обосновал явление гагаузской идентичности, которая основывалась на православной вере, гагаузском языке и характере гагаузов — людей чести и достоинства [^ак1г, 2007. С. 149]. Одним из ярких примеров обоснования гагаузской идентичности Михаил Чакир называет жизнь св. Димитрия Басарабовского, жившего в XVII в. Известно, что св. Димитрий Басарабовский умер в 1685 г. [Илчевски, 2015]. Михаил Чакир пишет: «Гагаузы говорят, что святой Димитрий гагаузского происхождения, потому что село Басараба является гагаузским селом» [С1асЫг. С. 5]. Мощи св. Димитрия Басарабов-ского хранятся в Бухаресте, он является святым покровителем этого города. Михаил Чакир рассказывает историю жизни св. Димитрия, который был пастухом, а за свои чудесные деяния стал святым, и говорит, что пример св. Димитрия Басарабовского показывает, что каждый православный христианин может стать святым. Далее Михаил Чакир пишет: «В старые времена из среды гагаузов много людей уходили в монастыри, они становились послушниками, монахами, служили Богу так хорошо, что некоторые получали чин иеромонаха, архимандрита, схимонаха...» [Там же. С. 6]. Также необходимо отметить роль сподвижников гагаузского просветителя Михаила Чакира — членов переводческой комиссии в деле печатания книг на гагаузском языке. Это архимандрит Софроний, священник Федор Чакир, протоиерей Константин Статов, протоиерей Спи-ридон Мураневич, протоиерей Кирияк Топалов, иеромонах Никанор.

Исторические источники подтверждают мысли гагаузского просветителя Михаила Чакира о роли православных священников в жизни гагаузов в период Средневековья, когда гагаузы жили в Добрудже в составе Османской империи, где действовали законы, в соответствие с которыми гагаузы были включены в состав «православного миллета», поэтому участие в управлении в этих населенных пунктах принимала также православная Церковь. В налоговых документах османских властей за 1569 г. зафиксированы городские кварталы по именам православных священников в городе Силистра: «махала поп Куцар», «махала поп Добрика», «махала поп Братан» [Велков, 1986. С. 106] и др. Все указанные фамилии священников и в настоящее время бытуют среди гагаузов Бессарабии. Интересная страница истории монашества среди гагаузов Болгарии связана со скальным монастырем Аладжа, который находится недалеко от села Кестрич и в 14 км от г. Варна. По рассказам старожилов села Кестрич известно, что среди монахов скального средневекового монастыря были и гагаузы [Енева, 2019. С. 150].

В конце XVIII — начале XIX в. с территории Северо-Восточной Болгарии начало происходить массовое переселение гагаузов и болгар на территорию Российской империи. Переселенцам оказывала содействие и помощь Коллегия иностранных дел во главе с действительным статским советником А. Коронелли. В работе этой Коллегии участвовал бывший силистринский митрополит Кирилл [Устройство задунайских пе-

реселенцев, 1957. С. 4]. После переселения в Бессарабию все православные священники, переселившиеся вместе со своей паствой из Османской империи, приняли подданство Российской империи и были определены по колониям задунайских переселенцев. Одним из документов, связанных с обустройством семей священников, является документ правительства Российской империи, в котором говорится: «На основании Высочайшего указа в 29-й день декабря 1819-го г. состоявшегося, учинена сия перепись о священно церковнослужителях при церкви находящихся, пообзаведшихся хозяйством»:

№ 49, Буджакского округа. 1821 г. мая 4-го дня Бессарабской области в селении То-май Свято-Успенской церкви: 1-й дом — приходской священник Михаил Карабажак (43 года), 2-й дом — указный дьячок Данил Мититеко (33 года), 3-й дом — указный пономарь Тодосий Савин (40 лет) [Государственный архив Одесской области. Д. 23705. Л. 7];

№ 58, Буджакского округа. 1821 г. мая 4-го дня Бессарабской области в селении Ав-дарма Свято-Архангельской церкви: 1-й дом — приходской священник Штефан Драгану (41 год), 2-й дом — указный дьячок Филип Попшой (21 год) [Там же. Д. 23705. Л. 8];

№ _0, Буджакского округа. 1821 г. апреля 30-го дня Бессарабской области в селении Баурчи Свято-Николаевской церкви: 1-й дом — приходской священник Софоний Курунный (34 года), указный дьячок Федор Савицкий; 2-й дом — указный дьячок Федор Диаконов (32 года); 3-й дом — указный пономарь Михаил Стойков (70 лет) [Там же. Д. 23705. Л. 1];

№__, Буджакского округа. 1821 г. мая 1-го дня Бессарабской области в селении Бе-

шалма Свято-Георгиевской церкви: 1-й дом — приходской священник Василий Струсов-ский (38 лет); 2-й дом — дьячок без указа шляхтич Павчи Зубковский (37 лет); 3-й дом — указный пономарь Дима Константинов (33 года) [Там же. Д. 23705. Л. (?)];

№ 79, Буджакского округа. 1821 г. мая 8-го дня Бессарабской области в селении Гайдар Свято-Успенской церкви: 1-й дом — приходской священник Андрей Макрий (34 года); 2-й дом — в доме отца Панаита Топала сын его Иван (27 лет) указный дьячок; 3-й дом — указный пономарь Ениш Узун (40 лет) [Там же. Д. 23705. Л. 11];

№ 71, Буджакского округа. 1821 г. мая 7-го дня Бессарабской области в селении Дез-гинжа Свято-Михайло Архангельской церкви: 1-й дом — приходской священник Михаил Крецо (56), сын — указной дьячок Иоан (30 лет); 2-й дом — в доме отца Танаса Тирча сын его указный дьячок Иван (21 год); 3-й дом — указный пономарь Семион Золтинеску (33 года) [Там же. Д. 23705. Л. 10];

№ 116, Буджакского округа. 1821 г. мая 13-го дня Бессарабской области в селении Еникиой Свято-Георгиевской церкви: 1-й дом — приходской священник Фома Ламбов (60 лет); 2-й дом — указный дьячок Иван Соколовский (35 лет); 3-й дом — указный пономарь Радион Макидонский (24 года) [Там же. Д. 23705. Л. 15];

№ 65, Буджакского округа. 1821 г. мая 6-го дня Бессарабской области в селении Ки-риета Свято-Михайло Архангельской церкви: 1-й дом — приходской священник Тимофей Магу (35 лет); 2-й дом — указный дьячок Константин Магу (45 лет); 3-й дом — Василий Магу (26 лет); 4-й дом — отец его Аксентий Магу (70 лет) [Там же. Д. 23705. Л. 9];

№ 27, Буджакского округа. 1821 г. мая 2-го дня Бессарабской области в селении Кирсово Свято-Успенской церкви: 1-й дом — приходской священник Павел Карангов (60 лет); 2-й дом — приходской священник Диордий Лазорович (30 лет), указный дьячок Никита Балан (20 лет); 3-й дом — указный пономарь Иван Панайотов (30 лет) [Там же. Д. 23705. Л. 4-4 об];

№ 104, Буджакского округа. 1821 г. мая 12-го дня Бессарабской области в селении Кодкитай Свято-Георгиевской церкви: 1-й дом — приходской священник Иван Разнован (77 лет), сын его Иван (40) — указный пономарь; 2-й дом — указный дьячок Димитрий Разнованов (43 года) [Там же. Д. 23705. Л. 14];

№ 28, Буджакского округа. 1821 г. мая 3-го дня Бессарабской области в селении Комрат новостроящейся Свято-Успенской церкви: 1-й дом — приходской священник Василий Томеску (32 года) [Там же. Д. 23705. Л. 6];

№ 6, Буджакского округа. 1821 г. апреля 30-го дня Бессарабской области селении Конгаз новостроящейся Свято-Троицкой церкви: 1-й дом: — приходской священник Константин Николаев (58 лет); сыновья: 1-й — указный дьячок Паско (25 года), 2-й сын — указный пономарь Николай (34 года) [Там же. Д. 23705. Л. (?)];

№ 40, Буджакского округа. 1821 г. 4-го мая Бессарабской области в селении Копчак Свято-Михайловской церкви: 1-й дом — благочинный священник Гавриил Тигичанов (33 года); 2-й дом — указный дьячок Ананий Миго (27 лет); 3-й дом — указный пономарь Самуил Ганев (43 года) [Там же. Д. 23705. Л. 5];

№ 146, Буджакского округа. 1821 г. мая 13-го дня Бессарабской области в селении Ташлик Свято-Архангело Михайловской церкви: 1-й дом: — приходской священник Роман Мачулекский (37 лет); 2-й дом — вдова Стефанида (32 года) умершего священника Афанасия Сандулекского жена; 3-й дом — указный дьячок Григорий Островский; 4-й дом — указный пономарь Карлов Леов [Там же. Д. 23705. Л. 17];

№ 122, Буджакского округа. 1821 г. мая 15-го дня Бессарабской области в селении Троянах Свято-Дмитриевской церкви: один дом — приходской священник Григорий Гвоздицкий (51 год) [Там же. Д. 23705. Л. 16];

№ 85, Буджакского округа. 1821 г. мая 9-го дня Бессарабской области в селении Ча-дыр-Лунга Свято-Афанасьевской церкви: 1-й дом — 1) приходской священник Захарий Чакир (38 лет), 2) отец его Димитрий Чакир (96 лет); 2-й дом — 3) вдова Тодора умершего священника Тодора Чакира жена (43 года); 3-й дом — 4) указный дьячок Василий Чакир (25 лет); дом отца Петра Маринова сын его Янчо указный дьячок (26 лет); 4-й дом — 5) указный пономарь Константин Чакир (22 года) [Там же. Д. 23705. Л. 12];

№ 23, Буджакского округа. 1821 г. мая 1-го дня Бессарабской области в селении Чок-майдан церкви: 1-й дом — 1) приходской священник Янчо Савов (62 года); 2-й дом — 2) указный дьячок Семион Иванович (25 лет) [Там же. Д. 23705. Л. 3].

В XIX — начале XX в. в социально-экономическом и духовно-нравственном развитии гагаузов Бессарабии в составе Российской империи происходили положительные изменения. В 1886 г. в волостном городе Комрате было открыто реальное училище, а в начале XX в. — женское училище. Все это способствовало появлению нового поколения гагаузов, получивших образование на русском языке. Особенно отличались выпускники Кишиневской духовной семинарии (открыта в 1813 г.), среди которых было много гагаузов, ставших священнослужителями в Бессарабской губернии. Среди них: Кири-як Топалов из колонии Гайдар, был протоиереем Троицкой церкви города Кишинёва; Димитрий Чакир из колонии Чадыр-Лунга, был протоиереем в Аккерманском уезде; Иван Иванов из с. Комрат Бендерского уезда, окончил Киевскую духовную академию; Федор Чакир из с. Чадыр-Лунга Бендерского уезда, служил священником в Измаиле; Иван Койчев из с. Джолтай Бендерского уезда, окончил Киевскую духовную семинарию; священник Константин Статов из с. Конгаз Измаильского уезда; Андрей Сибов из с. Комрат Бендерского уезда, служил приходским священником; Автоном Вылков из с. Баурчи Бендерского уезда, был приходским священником и законоучителем в Болград-ской мужской гимназии [Булгар, 2006. С. 459-460]; Димитрий Коршунджи из с. Кирсово Бендерского уезда, был кандидатом Киевской духовной академии, преподавал в духовной семинарии; Григорий Чакир из Галилешт Измаильского уезда, был приходским священником [Лотоцкий, 1913. С. 10].

В «Списках колонистов, бывших погонцами в минувшую войну 1853 года», числится житель колонии Бешалма Верхнебуджакского округа Иван Георгиев Тасмасыз, поступивший в монашество в 1855 г. [Национальный архив Республики Молдова. Д. 1027, часть 1].

Жизнь православного священника Александра Николаевича Чакира (1890-1920) пересекалась с гагаузским просветителем Михаилом Чакиром. Речь идет о священнике Александре Чакире, который служил в Свято-Николаевской церкви с. Каларашовка Сорокского уезда Бессарабской губернии (сегодня — это Окницкий район Республики Молдова). Подтверждением этому служит выписка: «Александр Николаевич Чакир является священником комуны Каларашовка уезда Сорока...» [Личный архив автора; фото № 3]. Священник Александр Николаевич Чакир родился в 1890 г. [Личный архив автора; информатор: В.Г. Чакир]. Его отец, священник Николай Георгиевич Чакир (1860 г.р.) — сын священника Георгия Захаровича Чакира (1815-1873) и внук священника Захария Чакира (1770-1830), служил в Свято-Покровском храме с. Галилешты Измаильского уезда. Священник Александр Чакир служил в Свято-Николаевской церкви с. Каларашовка Сорокского уезда Бессарабской губернии и был похоронен внутри ограды данной церкви в 1920 г. Село Каларашовка расположено в живописном месте на берегу Днестра, где на краю села находится знаменитый Каларашовский Свято-Успенский женский монастырь.

Одной из ярких личностей, сыгравших важную роль в 1950-1960-е гг. в качестве представителя Русской православной церкви, является протоиерей Павел Константинович Статов. Он родился 28 августа (10 сентября) 1906 г. в селе Татар-Копчак (Ча-дыр-Лунгский район) в семье священника. Окончил в 1927 г. Измаильское духовное училище и духовную семинарию в Кишиневе [Из жизни епархий, 1977; Протоиерей Павел Статов, 1982]. 9 ноября 1928 г. рукоположен епископом Измаильским Иустином во пресвитера к Введенскому храму в с. Введенское. В 1945 г. епископом Измаильским Иовом (Кресовичем) был назначен благочинным. С 1947 г. отец Павел служил в Кишиневской епархии. В апреле 1954 г. протоиерей Павел Статов был удостоен Святейшим патриархом Алексием награждения митрой. С июня 1954 г. отец Павел был настоятелем патриаршего Воскресенского собора в Западном Берлине и благочинным русских патриарших приходов в ГДР и ФРГ. В марте 1957 г. по возвращении на приход в г. Бен-деры Кишиневской епархии протоиерей Павел Статов был назначен секретарем Кишиневского епархиального управления. В апреле 1958 г. он был направлен в Париж в качестве представителя Русской Православной Церкви для ознакомления с жизнью Западноевропейского Экзархата, а в июне — в Южную Америку, где знакомился с положением приходов Московского Патриархата в Аргентине и других странах. С февраля 1960 г. отец Павел был настоятелем патриаршего подворья в г. Бейруте (Ливан), и заместителем представителя Московского Патриарха при Патриархе Антиохийском. В феврале 1966 г. отец Павел после возвращения на Родину был назначен секретарем епархиального управления и настоятелем Вознесенского храма в Кишиневе. Протоиерей Павел Константинович Статов скончался в 1982 г.

Одним из выдающихся деятелей Болгарской православной церкви является епископ Иоанн (болг. Епископ Йоан, в миру Крыстю Петров Николов, болг. Кръстю Петров Николов) — викарный епископ Драговитийский, игумен Рыльского монастыря [Иоанн (Николов)]. Родился 24 июня 1925 г. в Варне в гагаузской семье. Скончался 13 ноября 2005 г. в возрасте 80 лет.

В традициях гагаузов — совершать паломничество по святым местам, связанным с православной верой. Каждый паломник, побывавший в Иерусалиме, на Святой горе Афон, в Киево-Печерской лавре, получал в народе почетный титул «хаджи». И этот титул обязывал его владельца в его дальнейшей жизни вести праведный образ жизни и быть примером для своих односельчан. С паломниками-хаджи приходили советоваться обычные люди по житейским вопросам. В дальнейшем часто титул «хаджи» становился фамилией его рода. На Святой горе Афон известны имена монахов из гагаузских сел Республики Молдова: иеродиакон Арсений (Саранди), уроженец с. Авдарма, в монастыре Св. Пантелеймона [Курдогло, 2014. С. 6 (цвет. вкладыш)]; монах Дорофей (Виталий Коджебаш), уроженец с. Копчак, в монастыре Ватопед [Там же. С. 31]. Уроженец города Чадыр-Лунга иерей Сергий (Иванов) [Там же. С. 177] является настоятелем Благовещенского храма в селе Дьявайдэ на острове Крит (Греция). Также на Афоне проживают уроженцы гагаузских сел в качестве «труждающихся», а также проводники по горе Афон.

История православных священников гагаузского происхождения, которые с начала XX в. переселились из Турции в Грецию, недостаточно изучена, но известно, что гагаузы в Турции жили в районе города Едирне в селах: Азатлы, Кара-Касым, Олпаша, Шараплар, Аслаан, Кулели, Имам Пазар, Османлий, Карасыклий, Татаркиой. Гагаузы проживали также в городе Хавса и недалеко от города Димотика в с. Инджекиой [Булгар, 2022(а). С. 82, 84]. Например, по рассказам жителей города Неа Орестиада, одним из священников был папа Христу, который привез в Неа Орестиаду в 1923 г. все православные иконы, которые сегодня хранятся в церкви Св. Ильи. В этой церкви служит отец Андон (Чобанидис Андон Ставро) — священник православной церкви Св. Ильи в городе Неа Орестиада, Греция [Там же. С. 89]. Уроженец города Вулканешты, протоиерей Василий (Селемет) [Булгар, 2022(б). С. 88], является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы города Каварна (Болгария).

Необходимо отметить роль архимандрита Иосифа (Гаргалыка), уроженца с. Авдар-мы, в процессе возрождения Православной церкви Молдовы в конце XX в.

Свято-Дмитриевский женский монастырь в Чадыр-Лунге — самый большой монастырь в Гагаузской автономии Республики Молдовы. Рядом с храмом, имеющим два престола — во имя великомученика Дмитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца, построен Духовно-просветительский центр имени Михаила Чакира. 7 октября 2000 г. Священный синод РПЦ постановил преобразовать Свято-Дмитриевский приход в женский монастырь. Летом 2009 г. в монастырь была назначена настоятельница — игуменья Елисавета (Попова). Первым настоятелем и первым духовником монастыря стал протоиерей Димитрий Киорогло [Свято-Дмитриевский женский монастырь].

В настоящее время в городе Комрате действует женский монастырь в честь Ивер-ской иконы Божьей Матери. Основателем и духовником общины в Комрате стал схиар-химандрит Иоанн (Пейогло). 21 января 2014 г. митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир освятил престол Иверского храма. 11 февраля 2016 г. решением Синода Православной Церкви Молдовы был учреждён женский Комратский Иверский монастырь [Комратский Иверский монастырь].

Исторические документы и народное предание свидетельствуют о том, что женский монастырь Рождества Богородицы (Александровка, Украина) берёт своё начало в 1920-х гг. В этот период монастырь сыграл большую роль в возрождении православной веры в Бессарабии [Булгар, Димчогло, 2017. С. 200-205]. Монастырь находится на территории между гагаузскими селами Димитровка и Александровка. Согласно преданию, в июле 1924 г. пастух Тажи Фома Константинович, пасший тут овец, как-то после сильного дождя увидел, что на месте раскопок (ям) ходит какая-то женщина. Желая узнать, кто это, пастух пошел к ней, но вдруг она стала невидима. О загадочном появлении этой женщины пастух рассказал дома своей жене и соседям. 22 июля (по старому стилю), в день памяти Св. Марии Магдалины, собралась группа женщин села Александровка, в числе которых была Терзи Екатерина Дмитриевна, вдова 52 лет, и они пошли по указанию пастуха к месту появления женщины. Шел проливной дождь. Вдруг Екатерина, указывая в сторону оврагов, говорит: «Смотрите, вон женщина нас зовет», — и побежала к ней. Другие, хотя и не видели никого, пошли вслед за Екатериной. Пришедшие к

месту явления, женщины застали только одну Екатерину, стоящую на коленях со слезами на глазах. Екатерина сообщила, что явившаяся сказала ей: «Скажи людям, чтобы веру правую держали и молились бы Богу в покаянии, а Я здесь нашла Себе удобное место, здесь будет со временем монастырь Божьей Матери. А ты имеешь чистое сердце, расскажи людям, что Я тебе говорю, и не бойся: тебе ничего за это не будет. Приносите сюда освященную воду, свечи, ладан и масло». Когда известие о явлении женщины, которую все считали Богородицею, разнеслось по окрестным селам, началось паломничество народа к этому месту. Собирались огромными толпами, приносили свечи, ладан, масло и деньги. Началось строительство церкви в честь Рождества Богородицы. И был открыт мужской монастырь. В 1934 г. епархиальные власти приняли решение реорганизовать его в женский монастырь. Монахи были отозваны, а вместо них из Верзаринтского-Дмитриевского женского скита сюда была прислана инокиня Зинаида (Терзиогло) в качестве настоятельницы с тремя монашками и послушницами — всего 8 человек, и были приняты еще 22 человека, в числе которых была и Анна Петровна Пи-сова (игуменья Алевтина, ставшая впоследствии настоятельницей монастыря). Службу правил иеромонах Авдий. В 1950 г. в монастырь были переселены монахини Борисовского Спасо-Преображенского монастыря из-за его закрытия. В 1960 г. монастырь пытались разрушить, но, как свидетельствуют очевидцы, монастырь удалось сохранить. После этого события над воротами храма была написана икона Покрова Божьей Матери. С 1987 г. настоятельницей обители, после смерти игуменьи Алевтины, стала Ефросиния (Паскалова), возведенная в сан игуменьи 5 апреля 1987 г. митрополитом Сергием. В 2001 г. матушка Ефросиния попала в автокатастрофу и погибла. С 2001 г. настоятельница-игуменья Ермогена продолжает благоустройство обители. Матушка Ермогена (Кюлафлы Ирина Дмитриевна) родилась 24 апреля 1958 г. в с. Дмитровка (Болградский район Одесской области, Украина) в семье простых крестьян. Родители матушки по национальности — гагаузы [Там же. С. 205].

Сегодня православные приходы АТО Гагаузия (Гагауз Ери) входят в состав Кагуль-ско-Комратской епархии Молдавской Митрополии в составе Московской Патриархии, где священники гагаузского происхождения продолжают свою миссию, сохраняя традиции гагаузского народа, которые начались с XI в. после принятия христианства в Византийской империи.

Настоящее исследование представляет собой обобщенный обзор истории православных священников и монахов XIX-XX вв., которые жили и несли свою миссию в странах Юго-Восточной Европы. Несмотря на границы государств, разделяющих гагаузский народ, православная вера объединяет гагаузов в единое сообщество на основе веры, языка и культуры. Православные священники и монахи гагаузского происхождения внесли значительный вклад в укрепление православной веры. В результате переводов Священного Писания на гагаузский язык развивалось православное самосознание народа. Кроме того, усилиями православных священников в различных населенных пунктах были построены православные храмы. В настоящее время в гагаузском обществе православная Церковь выступает хранительницей духовной культуры прошлого гагаузского народа.

Литература

Булгар С. (а) История гагаузов с периода средневековья до настоящего времени. 1 часть. — Комрат: Blitz Poligraf, 2022. — 149 с.

Булгар С. (б) По следам экспедиции В.А. Мошкова к гагаузам на Балканы в 1903 году. — Комрат, 2022. — 116 с.

Булгар С., Димчогло Ю. История гагаузов Украины. — Одесса: Астропринт, 2017. — 748 с.

Булгар С.С. Из истории православия у гагаузов // История и культура гагаузов / Подг. к изд.: Булгар С.С. — Комрат-Кишинэу: Tipogr. Centralä, 2006. — С. 466-476.

Велков В., Божилов И., Димитров С. и др. Кратка история на Добруджа. — Варна: Книгоиздателство «Георги Бакалов», 1986. — 440 с.

Государственный архив Одесской области (ГАОО). Ф. 6. Оп. 4. Д. 23705.

Енева Н. Чувство за историчност. Сборник посветен на 160-годишнината от рождението на Карел и Хермин Шкорпил. —Варна: изд. Онгъл, 2019. — 196 с.

Из жизни епархий: Кишиневская епархия (юбилей пастыря) // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 11. — С. 23-24.

Илчевски С. Димитрий Басарбовский // Православная энциклопедия. Т. 15. — М., 2007. — С. 109.

Иоанн (Николов) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9 8%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_(%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0 %B2) (дата обращения: 23.11.2023).

Комратский Иверский монастырь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://drevo-info. ru/articles/13675607.html (дата обращения: 23.11.2023).

Курдогло Константин. Гагаузы на Святом Афоне. — Кишинев: Tipogr. Centralä, 2014. — 256 с.

Личный архив автора. Информатор: В.Г. Чакир, 1979 г.р., внук Александра Николаевича Чакира, уроженец Кишинева.

Личный архив автора. Фото 3. Extract din registrul Matricol pentru näscut pe anul 1919. Doc. № 60/944 11 yanuarie 1944. Выписка из регистра метрических документов 1919 г., где указано, что «Александр Николаевич Чакир является священником комуны Каларашовка уезда Сорока...». (Румынский документ из архива семьи о. Александра Чакира) (перевод с румынского).

Лотоцкий П.А. Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишиневской Духовной Семинарии за сто лет ее существования (1813-1913 гг.). — Кишинев: Епарх. типогр., 1913. — 164 с.

Национальный архив Республики Молдова (НАРМ). Ф. 6. Оп. 3. Д. 1027. Часть 1. «Указ Областного правления № 4797 от 30 сентября 1859 г. Составление списков погонщиков в минувшую войну».

Протоиерей Павел Статов // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 9. — С. 19.

Свято-Дмитриевский женский монастырь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// www.gagauzia.md/ru/turizm/dostoprimechatelnosti/religiya/dimitrievskij-monastyir.html (дата

обращения: 23.11.2023).

Устройство задунайских переселенцев в Бессарабии и деятельность А.П. Юшневского. Сборник документов / Сост. К.П. Крыжановская, Е.М. Руссев. Под ред. Л.В. Черепнина. — Кишинев, 1957. — 670 с.

^akir Mihail. Gagauzlarin Allaha inanmasi i^in // Ay Boba Mihail ^akir. Gagauzlar istoriya, adetlär, dil hem din / Con^ep^ie S. Bulgar. — Chisinäu: Pontos, 2007. — 240 с.

Ciachir M. Hahicatän (dooruluun) sesi. 25 Misionariä eaprac. 7 с.

References

Archpriest Pavel Statov. Journal of the Moscow Patriarchate, 1982, no. 9, pp. 19. (In Russian) Bulgar S. Following the footsteps of V.A. Moshkov's expedition to the Gagauz people in the Balkans in 1903. Comrat, 2022, 116 p. (In Russian)

Bulgar S. History of the Gagauz from the Middle Ages to the present. 1 part. Comrat: Blitz Poligraf, 2022, 149 p. (In Russian)

Bulgar S., Dimchoglo Y. History of the Gagauzes of Ukraine. Odessa: Astroprint, 2017, 748 p. (In Russian)

Bulgar S.S. From the history of Orthodoxy among the Gagauz. History and culture of the Gagauz. Comrat-Chisinau: Tipogr. Centrala, 2006, pp. 466-476. (In Russian)

^akir Mihail. Gagauzlarin Allaha inanmasi i^in. Ay Boba Mihail ^akir. Gagauzlar istoriya, adetlar, dil hem din. Con^ep^ie S. Bulgar. Chisinau: Pontos, 2007, 240 c. Ciachir M. Hahicatan (dooruluun) sesi. 25 Misionaria eaprac, 7 p.

Comrat Iversky Monastery. URL: https://drevo-info.ru/articles/13675607.html (access date: 11/23/2023). (In Russian)

Eneva N. Feeling for historicity. The collection is dedicated to the 160th anniversary of the birth of Karel and Hermin Shkorpil. Varna: ed. Ongol, 2019, 196 p. (In Russian)

From the life of the dioceses: Chisinau diocese (pastor's anniversary). Journal of the Moscow Patriarchate, 1977, no. 11, pp. 23-24. (In Russian)

Ilchevski S. Dimitry Basarbovsky. Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2007, vol. 15, pp. 109. (In Russian) John (Nikolov). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0% BD_(%D0%9D %D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2) (access date: 11/23/2023). (In Russian)

Kurdoglo Konstantin. Gagauz on Holy Athos. Chisinau: Tipogr. Centrala, 2014, 256 p. (In Russian) Lototsky P.A. List and short biographies of those who completed the full course of the Chisinau Theological Seminary over a hundred years of its existence (1813-1913). Chisinau: Eparch. Typogr., 1913, 164 p. (In Russian)

National Archives of the Republic of Moldova. Fund 6. Inventory 3. File 1027. Part 1. "Decree of the Regional Board No. 4797 of September 30, 1859. Compilation of lists of drovers in the last war". (In Russian)

Personal archive of the author. Informant: V.G. Chakir, born in 1979, grandson of Alexander Nikolaevich Chakir, native of Chisinau. (In Russian)

Personal archive of the author. Photo 3. Extract din registrul Matricol pentru nascut pe anul 1919. Doc. No. 60/944 11 January 1944. Extract from the register of metric documents of 1919, which states that "Alexander Nikolaevich Chakir is the priest of the Kalarashovka commune, Soroka district...". (Romanian document from the archives of the family of Father Alexander Cakir) (translation from Romanian).

St. Demetrius Convent. URL: https://www.gagauzia.md/ru/turizm/dostoprimechatelnosti/religiya/ dimitrievskij-monastyir.html (access date: 11/23/2023). (In Russian) State Archives of Odessa Region. Fund 6. Inventory 4. File 23705. (In Russian)

The arrangement of Transdanubian settlers in Bessarabia and the activities of A.P. Yushnevsky. Collection of documents. Chisinau, 1957, 670 p. (In Russian)

Velkov V., Bozhilov I., Dimitrov S. and others. A brief history of Dobrudzha. Varna: Book publishing house "Georgi Bakalov", 1986, 440 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.