Научная статья на тему 'Некоторые страницы истории культурно-исторической стабилизации и нациестроительства гагаузов в Буджаке'

Некоторые страницы истории культурно-исторической стабилизации и нациестроительства гагаузов в Буджаке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гагаузы / Гагаузия / история / этногенез / Республика Молдова / Gagauz / Gagauzia / history / ethnogenesis / Republic of Moldova

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойков Виталий Евгеньевич

Гагаузы — обладатели своей уникальной национальной культуры, что само по себе является гарантией того, что гагаузский народ имеет право на свою национальную идентичность и будущее для своих потомков. Основными компонентами идентичности гагаузов являются: гагаузский язык и православное вероисповедание, составляющие основу их культурного кода. Завершающий этап процесса формирования гагаузского народа как народа приходится на Бессарабский период в истории гагаузов. В это время происходит стабилизация гагаузов в Буджаке и завершается процесс основания подавляющего большинства современных населенных пунктов и православных храмов на территории Гагаузии. Это период, когда тысячи семей задунайских переселенцев — предков современных гагаузов Буджака переселяются в южные районы Бессарабии, формируя здесь генофонд гагаузского народа. Продолжается этот период и поныне. Сегодня он вступил в качественно новую фазу и запустил процесс становления современной государственности гагаузов — процесс нациестроительства. Отправной точкой здесь можно считать события 19 августа 1990 г. — провозглашение Гагаузской Республики, предвестницы Гагаузской автономии. Этот день отмечается ежегодно в Гагаузии как государственный праздник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some moments of the history of cultural-historical stabilization and nation-building of the Gagauz people in Budzhak

The Gagauz people are the owners of their own unique national culture, which in itself is a guarantee that the Gagauz people have the right to their national identity and future for their descendants. The main components of the Gagauz identity are: the Gagauz language and the Orthodox religion, which form the basis of their cultural code. The final stage of the process of formation of the Gagauz people as a people falls on the Bessarabian period in the history of the Gagauz people. At this time, the stabilization of the Gagauz people in Budjak took place and the process of founding the vast majority of modern settlements and Orthodox churches on the territory of Gagauzia was completed. This is the period when thousands of families of Transdanubian migrants — the ancestors of the modern Gagauz people of Budzhak — moved to the southern regions of Bessarabia, forming the gene pool of the Gagauz people here. This period continues to this day. Today he has entered a qualitatively new phase and launched the process of formation of modern statehood of the Gagauz people — the process of nationbuilding. The starting point here can be considered the events of August 19, 1990 — the proclamation of the Gagauz Republic, the harbinger of Gagauz autonomy. This day is celebrated annually in Gagauzia as a public holiday.

Текст научной работы на тему «Некоторые страницы истории культурно-исторической стабилизации и нациестроительства гагаузов в Буджаке»

Бойков Виталий Евгеньевич

ученый секретарь E-mail: boykov1967@mail.ru

Научно-исследовательский центр Гагаузии им. М.В. Маруневич

Республика Молдова, АТО Гагаузия, мун. Комрат, ул. Победы, 58

Некоторые страницы истории культурно-исторической стабилизации и нациестроительства гагаузов в Буджаке

Гагаузы — обладатели своей уникальной национальной культуры, что само по себе является гарантией того, что гагаузский народ имеет право на свою национальную идентичность и будущее для своих потомков. Основными компонентами идентичности гагаузов являются: гагаузский язык и православное вероисповедание, составляющие основу их культурного кода. Завершающий этап процесса формирования гагаузского народа как народа приходится на Бессарабский период в истории гагаузов. В это время происходит стабилизация гагаузов в Буджаке и завершается процесс основания подавляющего большинства современных населенных пунктов и православных храмов на территории Гагаузии. Это период, когда тысячи семей задунайских переселенцев — предков современных гагаузов Буджака переселяются в южные районы Бессарабии, формируя здесь генофонд гагаузского народа. Продолжается этот период и поныне. Сегодня он вступил в качественно новую фазу и запустил процесс становления современной государственности гагаузов — процесс нациестроительства. Отправной точкой здесь можно считать события 19 августа 1990 г. — провозглашение Гагаузской Республики, предвестницы Гагаузской автономии. Этот день отмечается ежегодно в Гагаузии как государственный праздник.

Ключевые слова: гагаузы, Гагаузия, история, этногенез, Республика Молдова.

Для цитирования: Бойков В.Е. Некоторые страницы истории культурно-исторической стабилизации и нациестроительства гагаузов в Буджаке // Теология: теория и практика. 2023. Т. 2. № 3. С. 154-166. DOI: 10.24412/2949-3951-2023-0350

Vitaly E. Boikov

Scientific Secretary E-mail: boykov1967@mail.ru

Research Center of Gagauzia M.V. Marunevich

Republic of Moldova, ATU Gagauzia, Komrat, Pobedy st., 58

Some moments of the history of cultural-historical stabilization and nation-building of the Gagauz people in Budzhak

The Gagauz people are the owners of their own unique national culture, which in itself is a guarantee that the Gagauz people have the right to their national identity and future for their descendants. The main components of the Gagauz identity are: the Gagauz language and the Orthodox religion, which form the basis of their cultural code. The final stage of the process of formation of the Gagauz people as a people falls on the Bessarabian period in the history of the Gagauz people. At this time, the stabilization of the Gagauz people in Budjak took place and the process of founding the vast majority of modern settlements and Orthodox churches on the territory of Gagauzia was completed. This is the period when thousands of families of Transdanubian migrants — the ancestors of the modern Gagauz people of Budzhak — moved to the southern regions of Bessarabia, forming the gene pool of the Gagauz people here. This period continues to this day. Today he has entered a qualitatively new phase and launched the process of formation of modern statehood of the Gagauz people — the process of nationbuilding. The starting point here can be considered the events of August 19, 1990 — the proclamation of the Gagauz Republic, the harbinger of Gagauz autonomy. This day is celebrated annually in Gagauzia as a public holiday.

Keywords: Gagauz, Gagauzia, history, ethnogenesis, Republic of Moldova.

For citation: Boikov V. E. Some moments of the history of cultural-historical stabilization and nation-building of the Gagauz people in Budzhak. Theology: Theory and Practice, 2023, vol. 2, no. 3, pp. 154-166. DOI: 10.24412/29493951-2023-0350

Официальная история современной гагаузской государственности очень молода и насчитывает всего 33 года. Это объясняет тот факт, что тема становления современной государственности и нациестроительства гагаузов новая и активно обсуждается в различных научно-практических форумах, в СМИ, социальных сетях и часто становится предметом изучения отдельных авторов и исследователей. В их число входят представители как национально-регионального, так и международного научного сообщества. Среди них — Михаил Губогло, Степан Булгар, Иван Грек, Михаил Кенди-гелян и еще ряд ученых и исследователей.

Однако гагаузская тематика в современной истории и историографии недостаточно изучена и исследуется чаще в сфере межпредметного взаимодействия таких научных направлений, как политология, социология, этнография и собственно история. Представленная статья это одна из немногочисленных попыток дать краткое научное описание и анализ основных этапов становления современной государственности гагаузов и процессов нациестроительства гагаузского народа, продолжающихся сегодня.

Гагаузы — тюркский народ, традиционно исповедующий православие. Исторически сложилось так, что гагаузы компактно проживают в ряде стран и регионов Юго-Восточной Европы и в Российской Федерации. Территорию Буджакской степи на юге Молдовы, где в конце ХХ в. сформировалось современное государственное образование гагаузов — Автономное территориальное образование (АТО) Гагаузия (Гагауз Ери), принято считать современной родиной гагаузов. В настоящее время количество населения Гагаузии превышает 160 тысяч человек.

Гагаузы — младописьменный народ, который впервые официально обрел свою письменность на основе кириллицы лишь в 1957 г. В настоящее время в гагаузской письменности используется алфавит на основе латинской графики. Гагаузы сумели сохранить свой язык и культуру, которые формировались под влиянием культур различных народов и этнических групп, контактировавших с гагаузами на протяжении всей их национальной истории. Традиционно-бытовая культура гагаузов содержит в себе как тюркские элементы, так и южнославянские, и греческие черты, а также ряд элементов восточно-романского происхождения. Незначительную часть составляет восточнославянское влияние, усилившееся в результате контактов с украинцами и русскими — уже на территории Южной Бессарабии. Гагаузский народ, его история и культура вызывают живой интерес у исследователей различных направлений, так как его идентичность заключается в сочетании тюркского языка и христианства православного толка. Справедливости ради стоит отметить, что гагаузы — не единственная этническая тюркоязыч-ная общность, исповедующая христианство. Но несомненно то, что именно у гагаузов этот феномен сыграл решающую роль в процессах их национальной самоидентификации. Основными компонентами идентичности гагаузов и поныне остаются гагаузский язык и православное вероисповедание, составляющие основу их культурного кода.

Учёные разных стран выдвигали различные гипотезы о происхождении гагаузов. Согласно официально признанной теории, предками современных гагаузов являлись узы (огузы). Показательно, что на территории Буджакской степи — в Республике Молдова и в Одесской области (Украина) археологи регулярно обнаруживают могилы средне-

вековых кочевников, идентифицируя их чаще всего как захоронения представителей племен узов (огузов) либо печенегов [Булгар, Димчогло, 2017. С. 11].

С начала XIX в. традиционно принято отсчитывать бессарабский период в истории гагаузского народа, продолжающийся и по сей день. Данный период совпадает с периодом колонизации края и массовым освоением целинных земель Буджака задунайскими переселенцами, предками современных гагаузов Буджака, и представителями других народов, переселившихся сюда по приглашению царского правительства Российской империи.

Благодаря трудолюбию переселенцев в Буджакской степи стали активно развиваться земледелие, животноводство, садоводство и виноградарство. В немалой степени этому способствовали те условия, что Российская империя создала для переселенцев, а именно — обеспеченность их землей и предоставление различных льгот на определенный промежуток времени, благодаря которым удалось создать «имущественно крепкие хозяйства» на казенных землях Буджака. В это время происходит стабилизация гагаузов в Буджаке и завершается процесс основания подавляющего большинства современных населенных пунктов и православных храмов на территории Гагаузии. Это период, когда тысячи семей задунайских переселенцев — предков современных гагаузов Буджака переселяются в южные районы Бессарабии, под покровительство Российской империи и официальных православных традиций, формируя здесь генофонд гагаузского народа.

Необходимо отметить, что переселение в большинстве случаев осуществлялось целыми селениями во главе с духовными лидерами. На новых землях, в Бессарабии, священнослужители не только сохранили, но и укрепили свой статус общественных лидеров. Как правило, представители клира — это наиболее образованные и авторитетные люди, которые помогали в обустройстве переселенцев, выступали посредниками в переговорах и защитниками их интересов перед властями. Священники заслуженно пользовались большим уважением среди прихожан, а церкви являлись духовными центрами, объединявшими переселенцев. Институты православной Церкви в крае долгое время играли для гагаузского народа роль культурно-просветительских и даже административных центров, особенно в конце ХУШ — первой половине XIX в.

Гагаузы, являясь тюрко-язычным этносом, исповедуют христианство по православному образцу. Данный фактор сыграл решающую роль в процессах колонизации территории Буджака, населенного во второй половине XVШ — начале XIX в. преимущественно татарами и ногайцами. Им выпало сыграть роль связующего моста между представителями двух разных религий и культур в Бессарабии: мусульманской — скотоводческой, и православной — оседло-земледельческой. С одной стороны, они были близки тюркоязычным народам Буджака в языковом плане, а с другой, — являлись братьями по вере представителям православного населения региона. Поэтому можно сказать, что становление православия в крае, особенно в глубинных районах Буджака, как доминирующей религии, практически напрямую связанно с процессами массовой колонизации края задунайскими переселенцами — прежде всего гагаузами.

В силу сложившихся традиций, параллельно с процессами освоения территории Буджака задунайскими поселенцами, преимущественно болгарами и гагаузами — убежденными и ревностными последователями православия, шел процесс возведения православных храмов. Промежуток времени между датой основания поселения и датой возведения здания православного культа составлял от одного до пяти лет, в зависимости от благосостояния и численности колонистов-переселенцев. Даже если у колонистов не хватало материального благосостояния для возведения своего храма, они, в качестве паствы, передавались на попечительство клира близлежащих действующих православных приходов, до обоснования собственных. Строения первых православных храмов, в силу объективных обстоятельств, были плетневыми либо деревянными, на каменном фундаменте — в лучшем случае. Ко второй половине XIX в., при содействии попечителя колонистов, статского советника Михаила Буткова, они обретают нынешний свой облик, и на территории Гагаузии практически не остается «плетневых церквей». Об этом свидетельствуют и архивные материалы ряда православных храмов Комратского благочиния Комратско-Кахульской епархии Молдавской митрополии.

В рассматриваемый период было основано подавляющее большинство постоянных поселений и населённых пунктов, существующих сегодня на территории АТО Гагаузия (Гагауз Ери). Анализ же имеющихся статистических данных и исторических сведений из истории края позволяет сделать вывод о том, что задунайские переселенцы — гагаузы и болгары — оказались наиболее последовательными проводниками православия в регионе и способствовали процессу становления православной Церкви и утверждению ее позиций в крае.

Однако православные приходы в поселениях колонистов были административно раздроблены и в начале XX в. входили в состав различных уездов и округов, на которые была поделена территория Бессарабской губернии. Православные приходы и населённые пункты АТО Гагаузия (Гагауз Ери) в то время были разделены следующим образом:

• Аккерманский уезд, 3-й Округ — с. Копчак;

• Измаильский уезд, 2-й Округ — села Вулканешты, Чешмекиой, Этулия;

• Измаильский уезд, 4-й Округ — с. Карбалия;

• Бендерский уезд, 2-й Округ — с. Томай;

• Бендерский уезд, 3-й Округ — села Авдарма, Баурчи, Бешалма, Бешгиоз, Гайдары, Дезгинжа, Джалтай, Казайак, Кириетлунга, Кирсово, Комрат, Конгаз, Ферапонтьев-ка, Чадыр-Лунга, Чок Майдан [Бойков, Константинова, 2018. С. 15].

В сложившихся условиях этнической консолидации гагаузов способствовало их компактное проживание. Семейная, хозяйственная и отчасти общественная жизнь переселенцев на новой родине в значительной степени регулировалась традиционными нормами поведения, обычаями и нравами. Важную роль в регламентации их повседневной жизни играл народный календарь. Гагаузам была присуща взаимопомощь соседских или родственных хозяйств друг другу на основе взаимной договоренности.

Среди переселенцев встречались грамотные люди, умеющие читать и писать. Постепенно молодежь стала овладевать русским языком и грамотой. Начала появляться национальная интеллигенция, осознающая права, которыми их наделила Российская империя. В конце XIX — начале XX в. среди гагаузов появляются личности, мыслившие национальными интересами. Гагаузы выгодно отличаются тем, что в их среде весьма высок процент образованных людей.

Одной из самых выдающихся личностей начала XX в. стал народный просветитель, протоиерей Михаил Чакир. Как пастырь, Михаил Чакир хорошо знал нужды народа и постоянно помнил о них. Благодаря его усилиям Святейший Синод Русской православной церкви разрешил издание христианской литературы на гагаузском языке. С 1907 по 1913 г. Михаил Чакир перевел и издал целый ряд религиозных книг на гагаузском языке, а также книг с параллельными текстами на русском и гагаузском языках. В 1934 г. вышла книга Михаила Чакира «История бессарабских гагаузов». Кроме религиозной и просветительской деятельности, Михаил Чакир издавал газету под названием «Голос истины». Михаил Чакир поднял знамя гагаузского Ренессанса и Просвещения, на долгие годы вперед став символом национально-культурного возрождения и становления гагаузского народа. Сегодня он широко почитаем в регионе и далеко за его пределами как выдающийся просветитель молдавского и гагаузского народов.

Важным событием в процессе генезиса гагаузской государственности стало то, что во второй половине XIX в. у гагаузов Буджака сформировался свой политический, экономический и культурный центр в Бессарабии. Им становится Комрат.

В январе 1906 г. в Комратской волости произошло крестьянское восстание, одним из организаторов которого являлся Андрей Галацан, память о котором увековечена на Аллее Славы в столице Гагаузской автономии. В ходе восстания волостной комитет, избранный митингующими, объявил Комратскую волость республикой [Булгар, 2008. С. 93]. Комратское восстание 1906 г. свидетельствует о этнополитической зрелости гагаузов, а события времен Комратской республики стали знаковыми и во многом определяющими для лидеров национального гагаузского возрождения и нациестроительства, приведшего к появлению и становлению современной Гагаузии. Комратская Республика продержалась всего девять дней, но она явилась предвестником последующих перемен в истории гагаузского народа.

Практически вся первая половина ХХ в. стала чередой испытаний, выпавших на долю гагаузского народа, среди которых события Первой и Второй мировых войн, голод и трудности межвоенного (румынского) периода.

1950-е гг. в истории гагаузского народа стали важной вехой в развитии культуры и образования и способствовали подъему национального самосознания гагаузов на новый уровень. В 1957 г. на уровне правительства Молдавской ССР были разработаны и утверждены гагаузский алфавит и письменность на основе кириллической графики. В истории народа впервые было организовано школьное образование на гагаузском языке на государственном уровне [Булгар, Константинова, 2019. С. 77] — начали открываться школы с гагаузским языком обучения в районах компактного проживания гагаузов, на

юге Молдавской ССР. Стали издаваться периодические печатные издания на гагаузском языке. Появились радио- и телепередачи на гагаузском языке и о гагаузах.

К сожалению, спустя всего несколько лет эти инициативы были свернуты.

Процессы культурного возрождения в среде гагаузской интеллигенции вновь получили активное распространение в конце 1980-х гг., когда в Советском Союзе начались перемены и появилась возможность открыто заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Возглавили эти процессы представители гагаузской интеллигенции и патриоты гагаузского народа, образовавшие «Гагауз халкы» — движение гагаузского народа, направленное на культурное возрождение и борьбу за свои права. Общественное движение «Гагауз халкы» возникло на гребне волны национальных движений, буквально захлестнувших советские национальные республики накануне распада СССР.

Не стала исключением и Молдавская ССР. Первые ростки национального движения в современной Молдове легализовались в 1988 г. В январе 1988 г. в Кишиневе представителями национальной интеллигенции был создан дискуссионный клуб им. Алексея Матеевич с национально-культурным и общественно-историческим уклоном. За короткое время состав его участников расширился и были открыты филиалы в ряде населенных пунктов Молдавской ССР. Изначально основными задачами клуба были: углубленное изучение национальной истории, возрождение и популяризация молдавских национальных традиций, языка и литературы. Следом возник целый ряд общественных организаций, выступавших за национальное возрождение молдавского народа, такие, как «Демократическая лига студентов», «Молдавское демократическое движение», «Ассоциация историков» и другие. Практически все эти организации в мае 1989 г. объединились в Народный фронт Молдовы. Цели и задачи, которые ставили перед собой идеологи и организаторы движения за возрождение культурных ценностей и традиций молдавского народа, в итоге трансформировались в иные цели и задачи.

В контексте данных событий, на заре современной молдавской государственности, вполне предсказуема была реакция представителей других национальностей и народностей, проживавших на территории Молдавской ССР. Не стали исключением и гагаузы. В том же 1988 г. в Комрате был образован дискуссионный клуб за культурное возрождение гагаузского народа — «Гагауз халкы». Следом появились подобные клубы и в двух других крупных населенных пунктах юга Молдавской СССР с компактным проживанием гагаузов. Это были «Бирлик» и «Миллет санжысы» — в Чадыр-Лунге, и «Ва-тан» — в Вулканештах.

Общественно-политическая ситуация в Молдавской ССР накалялась, а лидеры движения за национальное возрождение молдавского народа и молдавская национальная интеллигенция все больше втягивались в решение задач социально-политического толка. В этой обстановке дискуссионный клуб «Гагауз халкы» трансформируется в общенародное движение, включившее в свой состав все существовавшие на территории юга МССР про-гагаузские общественные организации, такие как «Бирлик», «Ватан» и непосредственно «Гагауз Халкы», что сделало его поистине всенародным общественно-политических движением гагаузского народа, направленным на защиту права на самореализацию и нациестроительство.

21 мая 1989 г. состоялся Первый съезд представителей гагаузского народа, организованный лидерами и активистами «Гагауз халкы» на котором были утверждены Устав и Программа народного движения «Гагауз халкы», избраны руководящие органы

— Совет и Исполнительный комитет «Гагауз халкы» [Кендигелян, 2009 С. 33]. По сути, дискуссионный клуб «Гагауз халкы» окончательно трансформировался в общенациональное движение гагаузского народа за свои права. Официальным руководителем Совета народного движения «Гагауз халкы» был избран С.С. Булгар. Однако тогдашнее центральное руководство Молдовы не прислушалось к чаяниям гагаузского народа, и центробежные процессы на местах стали набирать оборот.

31 августа 1989 г. молдавскому языку был предан статус государственного (сегодня этот день отмечается в Республике Молдова как «Лимба ноастра»). Это не могло не остаться без реакции со стороны представителей других народов Молдавской ССР, в том числе и со стороны гагаузов.

12 ноября 1989 г. прошел Первый чрезвычайный съезд полномочных представителей гагаузского народа — Съезд депутатов всех уровней, на котором была провозглашена Гагаузская Автономная Советская Социалистическая Республика (ГАССР) в составе Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР). Среди важных решений, принятых на этом съезде следует отметить следующие:

• Декларация об образовании ГАССР в составе МССР;

• Поручение «Гагауз халкы» сформировать атрибутику и органы управления ГАССР;

• Обращение ко всем народам СССР о создании ГАССР, и др.

Уже в декабре 1989 г. состоялся Второй чрезвычайный съезд гагаузского народа. На нем был выбран высший орган ГАССР — Временный Комитет содействия утверждению ГАССР.

25 февраля 1990 г. в МССР прошли выборы в Верховный Совет МССР, в марте — в местные органы власти. Однако работа гагаузских депутатов в Верховном Совете МССР не могла быть продуктивной в условиях травли со стороны молдавских депутатов националистического крыла и депутатов от Народного фронта, которые составляли большинство. Поэтому депутаты от ГАССР покинули Верховный Совет и окунулись в работу в районных советах народных депутатов. Уже 19 мая в «Ленинском слове» (районная газета Комратского района) было опубликовано решение Президиума районного совета об объявлении конкурса на разработку проекта гагаузской национальной символики

— национального флага и герба [Топал, 2013. С. 59].

1990 г. в СССР был ознаменован «парадом суверенитетов» — союзные республики одна за другой провозглашали суверенитет и верховенство национально-республиканских реалий над общесоюзными на всех уровнях.

23 июня о своем суверенитете объявила МССР. Уже 27 июля 1990 г. состоялось заседание Верховного совета МССР, на котором обсуждался вопрос, касающийся запроса народных депутатов СССР об образовании ГАССР в составе МССР. Принятое решение было отрицательным.

В создавшихся условиях лидеры ГАССР и «Гагауз халкы» не могли медлить. 19 августа 1990 г. в Комрате состоялся Съезд депутатов всех уровней, и участники проголосовали за создание независимой Гагаузской Республики. Историческое решение, принятое 19 августа, в Гагаузии ежегодно отмечают как государственный праздник. На съезде же была назначена дата проведения выборов в Верховный Совет Гагаузской Республики — 28 октября 1990 г. До тех пор руководящие полномочия в Гагаузской Республике вменялись Временному Комитету, возглавляемому Степаном Топал (будущий президент Гагаузской Республики). По сути, официально был дан старт процессу построения и становления современной государственности гагаузского народа.

Противостояние Комрата и Кишинева к сентябрю 1990 г. достигает апогея и переходит в состояние конфронтации. Радикально настроенные представители молдавского общества националистического и юнионистского толка организовали печально известный в современной истории Молдовы «Поход волонтеров» на юг — в Гагаузию. Гагаузы и жители Гагаузии мобилизовались для борьбы. На помощь Гагаузской Республике пришли добровольцы из Тирасполя. Свою поддержку выказали бойцы Болград-ской дивизии — военные на несколько дней прибыли на учения, на территорию Гагаузской Республики, оказав сдерживающее воздействие на волонтеров. Вот как это описывает Степан Топал: «На следующее утро президент Молдовы Снегур обратился к главам иностранных государств с заявлением, что войска СССР оккупируют Молдову. Военные из Болграда, два-три дня поездили по территории Гагаузии и уехали. Но какой это был шок для молдавских волонтеров!». Не остались равнодушны дружественный российский народ и народ Турции — к делу подключились дипломаты этих стран, с позицией которых молдавские власти не могли не считаться. Эта же мысль отражена в воспоминаниях президента Гагаузской Республики, когда он рассказывает о причинах, повлиявших на его освобождение из кишиневской тюрьмы в 1991 г.: «Думаю, что сыграли свою роль Турция, Россия. Наверное, они повлияли каким-то образом на руководство Молдовы...» [Чеботарь, 2009. С. 28].

В сентябре происходит еще одно событие во внутриполитической жизни МССР, которое заставило молдавских ультра-национальных политиков переключиться с решения гагаузского вопроса силовым путем на решение новой, более сложной, возникшей проблемы. 2 сентября 1990 г. пять районов левобережья Днестра объявили о создании Приднестровской Союзной Республики в составе СССР — будущей Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

Сложившаяся сложная общественно-политическая обстановка в МССР определенным образом способствовала реализации права гагаузского народа на свое самоопределение и становление институтов национальной государственности. Однако гагаузы привыкли к тому, что ничего не дается даром. Им еще предстояла долгая и трудная борьба за основы своей государственности и за право на самоопределение гагаузского народа. И решить эти задачи предстояло, прежде всего, самим гагаузам.

28 октября в Гагаузии должны были пройти выборы в Верховный Совет Гагаузской Республики. Однако провести выборы в спокойной обстановке не получилось, поскольку в сторону Комрата и других населенных пунктов Гагаузии из Кишинева выехали ав-

тобусы с волонтерами, чтобы сорвать их проведение. Поэтому выборы в Верховный Совет Гагаузской Республики прошли не в назначенный день, а раньше — 24 октября 1990 г., в обстановке секретности. Вот что пишет о тех событиях Степан Топал: «Теперь, по прошествии более двух десятков лет вспоминая те дни и ночи, снова и снова осознаю, что решение об ускорении проведения выборов в Верховный Совет Гагаузской Республики было исключительно верным» [Топал, 2013 С. 72].

Годовщина провозглашения Гагаузской Республики, которую праздновали всенародно, стала еще одним испытанием. Рано утром 23 августа 1991 г. председатель Верховного Совета Гагаузской Республики Степан Топал и его заместитель Михаил Кенди-гелян были арестованы силовиками из Кишинева и отправлены в застенки столичных следственных изоляторов, следственный изолятор № 13. Последующие события вскрыли истинную суть происходящего. 27 августа 1991 г. Парламент МССР провозгласил независимость Республики Молдова.

Новые трудности и испытания не сломили волю народа и его лидеров, и уже 1 декабря 1991 г. посредством прямого тайного голосования был избран президент Гагаузской Республики. Им стал Степан Михайлович Топал. Именно в годы его президентства проходила работа Согласительной Комиссии при Парламенте Республики Молдова и были выработаны ключевые пункты положений будущего Закона о правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери).

Понимая, что Гагаузия не сможет выжить в условиях враждебного отношения со стороны руководства Молдовы, лидеры и патриоты Гагаузской Республики во главе со Степаном Топал сумели прорвать информационную блокаду вокруг Гагаузии и заручиться поддержкой европейских структур, а также руководства Турецкой Республики, в лице её президента Сулеймана Демиреля. Это способствовало началу плодотворной, но кропотливой работы переговорного процесса в рамках деятельности Согласительной комиссии между представителями Гагаузской Республики и Республики Молдова.

Одним из важнейших пунктов документа, над которым работала Согласительная комиссия, стал пункт, в котором гагаузский народ отмечен именно как народ, а не этнос. И этого гагаузский народ сумел добиться, объединив свои усилия.

Оценки современников и выбор народа оказались верными. Гагаузская Республика сумела выстоять и многого смогла добиться.

За годы существования Гагаузской Республики были созданы:

• региональные печатные СМИ и ГРТ (Общественная теле-радио компания Гагау-зии), — функционировал официальный печатный орган руководства Гагаузской Республики — «Хаберляр»;

• силовая структура — батальон «Буджак», призванная поддерживать общественный порядок в Гагаузии и защищать молодое государственное образование;

• первый национальный гагаузский банк — «Огуз Банк»;

• повсеместно началось изучение гагаузского языка и литературы в учебных заведениях региона;

• в феврале 1991 г. был открыт первый в истории национальный гагаузский университет — Комратский Государственный Университет;

• были заложены основы для развития национальной научной среды в Гагаузии;

• заложены основы развития гагаузской национальной культуры — стали повсеместно появляться творческие музыкальные и танцевальные коллективы, издаваться художественные произведения на гагаузском языке, процветает национальное изобразительное искусство (Влах, Савастин...);

• в 1993 г. была создана киностудия «Гагауз-фильм» и снят первый полнометражный гагаузский документальный фильм «.А земля пребывает вовеки»;

• Гагаузия и гагаузы становятся узнаваемы за пределами региона — на международном уровне, заложены основы динамичного развития отношений с Турецкой Республикой и Российской Федерацией;

• при участии турецкой стороны и лично президента Турции — Демиреля подготовлены все условия для решения жизненно важной для Гагаузии задачи — решение проблемы обеспечения региона питьевой водой.

В начале 1993 г. официальное руководство страны начало диалог с представителями Гагаузии и Приднестровья об определении политического статуса этих регионов в составе Молдовы. Мирча Снегур (Президент Республики Молдова) выразил надежду, что существующие проблемы удастся разрешить до конца года. Однако переговоры между Кишиневом и Комратом затянулись. В марте 1994 г. была создана совместная комиссия из представителей Верховного Совета Гагаузской Республики и Парламента Республики Молдова для разработки проекта закона о правовом статусе Гагаузии. Посредником в переговорах стал президент Турции Сулейман Демирель.

Между сторонами было достигнуто политическое соглашение, обретшее в итоге форму Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» в составе Республики Молдова. Гагаузский народ, на данном историческом этапе своего развития и наци-естроительства, получил и соглашался реализовать своё право на самоопределение в рамках культурной автономии в составе Молдовы. В свою очередь, руководство Республики Молдова гарантировало обеспечить реализацию автономных прав и полномочий Гагаузии. Такие договоренности приветствовали и руководство ОБСЕ, и президент Турецкой Республики Демирель, который, приехав с официальным визитом в Молдову, одновременно с Президентом Республики Молдовы М. Снегуром посетил Гагаузию, где они встретились с руководством и элитой Гагаузской Республики.

23 декабря 1994 г. Парламент Республики Молдова, при участии делегации Верховного Совета Гагаузской Республики, принял Закон «Об особом правовом статусе Гагау-зии (Гагауз Ери)», наделяющий правами автономии регион с компактным проживанием гагаузов.

Согласно данному закону:

• Высшим должностным лицом, избираемым в автономии сроком на четыре года и являющимся членом правительства Республики Молдова, становится глава / баш-кан Гагаузии;

• Высшим органом представительной власти является Народное Собрание Гагаузии (НСГ), состоящее из 35 депутатов, избираемых сроком на четыре года;

• Высший орган исполнительной власти — Исполнительный комитет Гагаузии;

• 5 марта 1995 г. прошел референдум о вхождение населенных пунктов в состав Гагаузии. По итогам референдума в состав АТО Гагаузия вошло 3 города и 27 сел;

• 28 мая в Гагаузии состоялись выборы первого Башкана и депутатов Народного Собрания (Халк Топлушу) Гагаузии, а также определена столица АТО Гагаузия (Гагауз Ери).

Первым главой (башканом) Гагаузии был избран Георгий Табунщик. Столицей автономии, согласно выбору ее жителей, стал г. Комрат. В Народное Собрание были избраны 34 депутата из 35.

Гагаузская автономия состоит из четырех анклавов различных размеров. Территория Гагаузии делится на три района (долай) — Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулка-нештский. Они включают в себя 32 населенных пункта, в том числе город Вулканешты и две муниципии — Комрат и Чадыр-Лунга.

Гагаузский, молдавский и русский языки признаны в качестве официальных языков на территории Гагаузской автономии.

Так, в 1995 г., начался непростой процесс интегрирования Гагаузии в состав Республики Молдова, представляющий собой один из немногочисленных примеров мирного урегулирования острых межнациональных конфликтов на пространстве бывшего СССР, современной Европы. Данный акт показал всему миру возможность решения конфликта мирным, парламентским путем.

Спустя четыре года Народное Собрание Гагаузии приняло исторический документ, основной закон автономии — Уложение Гагаузии. Принятие Уложения Гагаузии стало одним из самых значимых событий, после провозглашения Гагаузской Республики и создания АТО Гагаузия (Гагауз Ери), в процессе современного нациестроительства гагаузов. Уложение призвано играть роль основного закона Гагаузии. Уложение Гагаузии — это единственный правовой акт Гагаузии, который прошёл экспертизу в Венецианской комиссии и признан Советом Европы.

Гагаузия — это молодое национальное государственное образование, обладающее значительным разновекторным потенциалом, основным достоянием которого являются ее жители, обладающие всеми необходимыми качествами для построения будущего своего народа и своей малой родины.

Что касается православия, то оно по-прежнему занимает в истории гагаузского народа важное место. На территории автономии действуют 32 православных прихода, включающих в себя 30 действующих православных храмов и два женских монастыря.

Все они входят в состав Кагульско-Комратской епархии Молдавской Митрополии во главе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром, в составе Московской Патриархии.

С провозглашением АТО Гагаузия (Гагауз Ери) открылась новая страница в истории гагаузского народа — истории его нациестроительства. Эта страница продолжает писаться современниками и должна быть продолжена грядущими поколениями гагаузов.

Литература

Бойков В.Е., Константинова И.А. Гагаузия православная. — Кишинев, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Булгар С.С. История города Комрата. — Кишинев, 2008.

Булгар С.С., Димчогло Ю.Д. История гагаузов Украины. — Одесса, 2017.

Булгар С.С., Константинова И.А. Гагаузские школы в Молдавской ССР в 1957-1961 гг.: история и документы. — Комрат, 2019.

Кендигелян М.В. Гагаузская Республика. Воспоминания. Документы. — Комрат, 2009.

Топал С.М. По зову предков. — Комрат, 2013.

Чеботарь П.А. Достойные имена. Топал С.М. — Кишинев, 2009.

References

Boykov V.E., Konstantinova I.A. Gagauzia is Orthodox. Chisinau, 2018. (In Russian) Bulgar S.S. History of the city of Comrat. Chisinau, 2008. (In Russian)

Bulgar S.S., Dimchoglo Yu.D. History of the Gagauz people of Ukraine. Odessa, 2017. (In Russian) Bulgar S.S., Konstantinova I.A. Gagauz schools in the Moldavian SSR in 1957-1961: history and documents. Comrat, 2019. (In Russian) Chebotar P.A. Worthy names. Topal S.M. Chisinau, 2009. (In Russian) Kendigelyan M.V. Gagauz Republic. Memories. Documentation. Comrat, 2009. (In Russian) Topal S.M. At the call of the ancestors. Comrat, 2013. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.